Анализ стихотворения Пушкина «Движение»
Большинство читателей знает А. С. Пушкина как гениального стихотворца. Тематический диапазон его лирики не знает границ: поэт писал и о любви, и о смерти, и о природе, и даже затрагивал философские и научные проблемы в своих произведениях. Одно из стихотворений на такую экстравагантную для поэзии начала XIX века тему – «Движение».
Это короткое произведение было создано в 1825 году и впервые напечатано в альманахе «Урания» в 1826 году. Оно состоит из восьми строк, т. е. двух четверостиший. Рифма кольцевая, можно представить её в виде схемы abba cddc. Стихотворный размер – пятистопный ямб.
В основе сюжета лежит история о двух древнегреческих философах, споривших о физических законах. Многие века назад мыслители старались постичь принципы, по которым устроен мир. В том числе, ответить на вопрос о том, что такое движение. Одну из попыток ответить на него предпринял Зенон Элейский, в стихотворении охарактеризованный как «мудрец брадатый». Этот интересный эпитет показывает, как свободно Александр Сергеевич в своих произведениях обращается с русским языком. Если это требуется для соответствия размеру и рифме, то поэт играючи меняет слоги, выбрасывает из слова буквы, но читатель всё равно понимает, о чём идёт речь.
Итак, Зенон представлял движение как совокупность моментов неподвижности. Стрела, согласно одной из знаменитых апорий философа, в каждую отдельную секунду своего полёта находится в покое, не движется. Поэтому мудрец делает вывод, что движения не существует.
Ему возражает философ, которого поэт называет просто «другой». Он демонстрирует неправоту оппонента, просто расхаживая перед ним. Такой лаконичный и наглядный довод поражает публику. Автор использует эпитет «ответ замысловатый», воздавая хвалу своему герою.
Но тут же поэт возражает этому персонажу. Не всё, по мнению Александра Сергеевича, следует воспринимать через призму непосредственных впечатлений. Движение Солнца по небосклону, замечает поэт, тоже очевидно, а потому долгое время служило доказательством вращения светила вокруг Земли. Однако эта точка зрения была оспорена итальянским физиком Галилео Галилеем, с которым поэт согласен.
Интересно, что только этого героя автор упоминает по имени, награждая его эпитетом «упрямый». Остальные философы удостоены лишь метафор и намёков. Зенона мы узнаём по его суждению об отсутствии движения. Под его оппонентом поэт подразумевает Диогена Синопского, о котором мы также можем догадаться по его остроумному ответу. Однако если не знать об этом историческом сюжете, то герои останутся для читателя просто безымянными мудрецами, и ему потребуется обратиться к другим источникам, чтобы разобраться в сути стихотворения. Таким образом, стихотворение стимулирует читателей к развитию своего кругозора, превращаясь из забавного стихотворения в оригинальную головоломку.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 8 строк ✑
Анализ стиха «К Чаадаеву» Александра Сергеевича Пушкина
Произведение «К Чаадаеву» Александр Пушкин написал в раннем возрасте. История стиха такова: еще в 1818 г. Пушкин написал давнему старому другу послание. Для поэта этот стих имел большое значение, также и для его друзей. Многие уверены, что данная лирика повлияла движение декабристов.
Острая тема, направленность и сама идея стиха, сделала его очень популярным в антиправительственных кругах. Молодежь вдохновлялась такими стихами. А правительство быстро и четко определило автора «подобных» стихов. Приговор – Пушкина отправляют в ссылку. Ну а люди, направленные против правительства, всюду прославляют борца за свободу и справедливость.
Чаадаев Петр Яковлевич
Чаадаеву (1821)
«…Ни музы, ни труды, ни радости досуга,Ничто не заменит единственного друга.Ты был ценителем моих душевных сил;О неизменный друг, тебе я посвятилИ краткий век, уже испытанный судьбою,И чувства, может быть спасенные тобою!Ты сердце знал мое во цвете юных дней;Ты видел, как потом в волнении страстейЯ тайно изнывал, страдалец утомленный;В минуту гибели над бездной потаеннойТы поддержал меня недремлющей рукой;Ты другу заменил надежду и покой;Во глубину души вникая строгим взором,Ты оживлял ее советом иль укором;Твой жар воспламенял к высокому любовь;Терпенье смелое во мне рождалось вновь;..»
Однако, в конце жизни Пушкина связь между друзьями не была такой близкой, взгляды разошлись. Далее Пушкин не поддержал Чаадаева в его мировоззрении в «Философических письмах». Однако, они были друзьями.
Апории Зенона
Особый интерес представляют доказательства теории Парменида, представленные его учеником Зеноном Элейским, — так называемые апории Зенона. По свидетельствам современников, он сформулировал 45 апорий, из которых до нас, в пересказе Аристотеля и его комментаторов, дошли только 9.
Апория «Ахиллес и черепаха» гласит, что самый быстрый бегун Эллады Ахиллес никогда не сможет догнать даже медленную черепаху. Когда Ахиллес побежит и прибудет на то место, где черепаха была изначально, черепаха уже переползёт на другое. Когда он добежит до этого места, она ещё немного продвинется. И так до бесконечности. Таким образом, Ахиллес всё время должен будет догонять черепаху, но никогда её не догонит.
Спор Зенона (или, точнее, его ученика) с Диогеном относительно этих апорий лёг в основу известного исторического анекдота, который обыграл в одном из стихотворений Пушкин.
«Движенья нет, сказал мудрец брадатый. Другой смолчал и стал пред ним ходить. Сильнее бы не мог он возразить; Хвалили все ответ замысловатый. Но, господа, забавный случай сей Другой пример на память мне приводит: Ведь каждый день пред нами Солнце ходит, Однако ж прав упрямый Галилей».
В нём Пушкин показывает, что взгляды Зенона и Парменида не настолько абсурдны, как это может показаться на первый взгляд, и что наши чувства подчас обманывают нас.
«Дихотомия» (греч. διχοτομία: δῐχῆ, «надвое» + τομή, «деление») — очень похожая апория. В ней говорится следующее: чтобы преодолеть путь определённой длины, нужно преодолеть сначала его половину, а потом половину этой половины, потом половину оставшейся половины, и так до бесконечности. Поэтому человек, преодолевающий целый путь, никогда его не преодолеет, поскольку он должен будет бесконечно преодолевать половины пути, потом половины половин и т.д.
“Дихотомия”
Апория «Стрела» заключается в том, что в каждый отдельно взятый момент времени своего полёта стрела покоится, и не существует такого момента, в который стрела движется, поскольку движение существует только во временных промежутках и представляет собой разницу между моментами, как отрезок представляет собой расстояние между точками.
Апорий “Стрела”
Следующая апория «Стадий» дошла до нас в несколько искажённом виде:
Четвертый — о равных телах, движущихся по стадиону в противоположных направлениях параллельно равных ; одни от конца стадия, другие — от середины с равной скоростью, откуда, как он думает, следует, что половина времени равна двойному.
Её можно интерпретировать следующим образом. Представим, что есть три ряда тел. Один из них находится в покое, другой движется вправо, а третий — влево. Также представим, что они преодолевают за какой-то неделимый отрезок времени неделимое расстояние. После первого отрезка времени второй и третий ряды преодолеют одну величину неделимого расстояния относительно первого ряда. Однако относительно друг друга они преодолеют двойное расстояние. Соответственно, имеющиеся отрезки времени должно было быть возможным ещё разделить и снова повторять операцию до бесконечности. Иначе получилось бы, что двойной отрезок неделимого пространства был бы равен единичному отрезку.
апория «Стадий»
Апория о множественности гласит, что если вещей в мире много, то их число должно быть ограничено. Но если их много, а не одна, то между этими вещами есть ещё что-то — другие вещи, а между ними ещё вещи, и так до бесконечности. Соответственно, вещей в мире одновременно должно быть ограниченное количество и бесконечное.
В апории, посвящённой мере, утверждается, что если у вещи есть величина, то её должно быть можно разделить напополам. Эти половины, в свою очередь, тоже должны делиться напополам, и так до бесконечности. Получается, что тело будет состоять из бесконечного числа непротяжённых точек, и таким образом оно будет одновременно бесконечно большим (поскольку оно неограниченно делимо) и бесконечно малым (поскольку состоит из непротяжённых частей).
Апория о месте утверждает, что если что-либо помещается в неком пространстве, то и это пространство должно помещаться в каком-то пространстве, и так до бесконечности.
Последняя апория звучит следующим образом:
Каждое отдельное зерно падает на землю бесшумно. Тогда отчего медимн (большой мешок) зерна падает с шумом?
Её предпосылка, очевидно, ложна, поскольку и одно зерно при падении издаёт звук, пусть даже он и неразличим, но у этой апории есть несколько иная формулировка, которая имеет смысл. Одно зерно не составляет кучи. Добавление ещё одного зерна не изменит дела. Тогда вопрос в том, с какого момента начинается куча зёрен.
Теория Парменида
Мысль Парменида в данном случае предельно проста: то, что есть — есть, а то, чего нет — того нет. Существующее существует, несуществующее не существует. По сути дела, Парменид предлагает нам тавтологию. Однако что может быть более неоспоримым, нежели тавтология?
Из этой тавтологии Парменид делает нетривиальные и даже весьма парадоксальные выводы.
- Бытие бесконечно. Нет ничего, кроме бытия. Иначе, если бы бытие было бы конечно, за его пределами находилось бы небытие, а небытия нет.
- Бытие неделимо. Оно одно, и у него нет частей. Если бы бытие можно было разделить, то его разделяло бы небытие, а его нет. Раз нечему разделять бытие и невозможно, чтобы существовало что-то, что его разделяет, то значит разделить его нельзя.
- Поскольку бытие одно, и оно бесконечно, то оно и недвижимо. Если бы оно могло двигаться, то оно должно было бы двигаться куда-то, где его нет, то есть туда, где есть небытие, а его не существует.
- Бытие не возникло, и оно не может быть уничтожено, то есть оно вечно. Если бы бытие возникло, то оно должно было бы возникнуть из небытия, а если бы оно могло быть уничтожено, то вместо него должно было бы быть небытие, а небытия нет и, по его собственному определению, не может быть.
- Бытие неизменно. Если бы оно могло изменяться, то оно должно было бы изменяться относительно чего-то или относительно своих собственных частей. Но кроме бытия ничего нет. И частей у него тоже нет. Либо же что-то должно возникать или исчезать, а в таком случае появилось бы небытие, которого нет и быть не может.
История стихотворения
Установлено, еще за много лет до восстания декабристов, многие молодые люди осознавали необходимость коренных перемен России. Император Александр I, вступая на престол, обещал провести много кардинальных реформ и преобразований.
Молодые юноши и лучшие друзья Пушкин и Чаадаев часто встречались и подолгу говорили о политике, рисуя в своем воображении картину справедливого государства. Однако, после победы над Наполеоном, император Александр I дал понять, что не собирается ослаблять самодержавие в России.
После этого Пушкин пишет стихотворение, послание к Чаадаеву, своему другу, где смело высказывает все свои взгляды и рассуждает о теме свободы.
«Юные забавы» — так Пушкин назвал прошлые мечты, которые постепенно исчезли.
«Под гнетом власти роковой» — еще есть надежда и светлое будущее. Пушкин и его друзья- декабристы очень искренно верили в свободу и стремление противостояния тирании. Они хотели свободы и добра не себе, а отчизне.
- Свержение самодержавия Пушкин сравнивает с восхождением «звезды пленительного счастья». Это означает пробуждение России к новой жизни.
- Увековечивание своей памяти потомками («напишут наши имена») Пушкин считает главной наградой за свою самоотверженную борьбу со злом и несправедливостью.
Великий писатель был близким другом будущих восставших мятежников, и вполне мог разделить их участь. Также известно, декабристы часто не говорили Пушкину о своих планах, так как отлично осознавали значимость поэта для России.
Стихотворение к Чаадаеву читают и учат наизусть школьники 9 класса. Мы привели краткий анализ стиха, историю его написания, основные темы, образы и идеи произведения. Теперь нам понятна основная мысль и почему было написано стихотворение.
Скачать или слушать аудио стиха:
a_s_pushkin_-_k_chaadaevu_67136616Скачать