Жанр, направление
Современники писателя первое, нередактированное, произведение считали романом. А современные эксперты относят его к жанру повестей, поскольку сюжет произведения строится вокруг главного героя. В произведении нет посторонних линий сюжета, а события сосредоточены в относительно небольшом промежутке времени и пространства.
Идея произведения выражена подзаголовками повести – «Двойники» и «Приключения господина Голядкина», в которых заключена отсылка к традиционным литературным шедеврам – как к авантюрным романам, так и к «Мертвым душам». А название, вышедшее в третьем томе, еще более связано с гоголевским сюжетом. Этим отсылка относит повесть к обособленному контексту так называемых «петербургских повестей», особенность которых заключается в том, что традиции этих повестей заложены еще А. С. Пушкиным в его произведениях – «Медном всаднике» и «Домике на Васильевском острове».
Произведение традиционно для направления реализма, присущего Гоголю. Автор «Двойников» исходил из опыта предыдущих писателей, которые заложили основы и развили тему жизни Санкт-Петербурга. И опирался он на очерки физиологии города, однако, он поставил перед собой несколько иную цель – он хотел показать более полную и подробную картину жизни города, а не различные эпизоды из жизни власть имущих или богатых. По этой причине произведения Достоевского на эту тематику выступают доказательством того, что русский реализм в литературе все больше зреет и становится совершеннее.
Основная идея
Смысл повести «Двойник» заключается в том, что в любом человеке, даже самом неприметном, существует скрытое от него самого «подполье», «двойные» мысли и желания. Это обусловлено не столько социальной средой или личными качествами, сколько тем, что человеческая природа сама по себе непредсказуема и противоречива. Это вечная борьба добра со злом. И невозможно предсказать, кто победит.
Главная мысль повести «Двойник» — это многогранность человеческой личности, которую разрывают противоречия желаний и возможностей, личных принципов и навязанных стандартов поведения, активности и пассивности, смелости и трусости. Если мы не будем работать над собой и пустим развитие личности на самотек, то эти внутренние войны могут закончиться в сумасшедшем доме. Каждому человеку необходимо духовное становление.
Темы
- Тема двойничества . Человеческая душа соединяет в себе противоположные начала. Он писал в письме Е.Ф. Юнге: «Что Вы пишете о Вашей двойственности? Но это самая обыкновенная черта у людей… не совсем, впрочем, обыкновенных. Черта, свойственная человеческой природе вообще, но далеко-далеко не во всякой природе человеческой встречающаяся в такой силе, как у Вас… Это большая мука, но в то же время и большое наслаждение».
- Тема маленького человека. В «Двойнике» Достоевский дальше развивает образ «маленького человека». Это уже не просто «ветошка», страдающая под гнётом государственной машины. Это человек с самосознанием, который начал задумываться о себе как о значимой величине, начал выделять себя из общей массы чиновничества.
- Тема Петербурга — одна из центральных в творчестве Достоевского. Это город двойственен по своей сути, реальность в нём смешивается с фантастикой. Раздвоенный сам, он обрекает человека на двойственность души. Он плодит не то реальных, не то призрачных двойников. Отчество главного героя ясно даёт понять, что он – сын Петербурга, сын Петра-основателя.
Двойник
Было без малого восемь часов утра, когда титулярный советник Яков Петрович Голядкин очнулся после долгого сна, зевнул, потянулся и открыл, наконец, совершенно глаза свои. Минуты с две, впрочем, лежал он неподвижно на своей постели, как человек не вполне еще уверенный, проснулся ли он, или еще спит, наяву ли и в действительности ли все, что около него теперь совершается, или — продолжение его беспорядочных сонных грез. Вскоре, однакож, чувства господина Голядкина стали яснее и отчетливее принимать свои привычные, обыденные впечатления. Знакомо глянули на него зелено-грязноватые, закоптелые, пыльные стены его маленькой комнатки, его комод красного дерева, стулья под красное дерево, стол, окрашенный красною краской, клеенчатый турецкий диван красноватого цвета, с зелененькими цветочками и, наконец, вчера впопыхах снятое платье и брошенное комком на диване. Наконец, серый осенний день, мутный и грязный, так сердито и с такой кислой гримасою заглянул к нему сквозь тусклое окно и комнату, что господин Голядкин никаким уже образом не мог более сомневаться, что он находился не в тридесятом царстве каком-нибудь, а в городе Петербурге, в столице, в Шестилавочной улице, в четвертом этаже одного весьма большого, капитального дома, в собственной квартире своей
Сделав такое важное открытие, господин Голядкин судорожно закрыл глаза, как бы сожалея о недавнем сне и желая его воротить на минутку. Но через минуту он одним скачком выпрыгнул из постели, вероятно попав, наконец, в ту идею, около которой вертелись до сих пор рассеянные, не приведенные в надлежащий порядок мысли его
Выпрыгнув из постели, он тотчас же подбежал к небольшому кругленькому зеркальцу, стоящему на комоде. Хотя отразившаяся в зеркале заспанная, подслеповатая и довольно оплешивевшая фигура была именно такого незначительного свойства, что с первого взгляда не останавливала на себе решительно ничьего исключительного внимания, но, повидимому, обладатель ее остался совершенно доволен всем тем, что увидел в зеркале. «Вот бы штука была, — сказал господин Голядкин вполголоса, — вот бы штука была, если б я сегодня манкировал в чем-нибудь, если б вышло, например, что-нибудь не так, — прыщик там какой-нибудь вскочил посторонний или произошла бы другая какая-нибудь неприятность; впрочем, покамест недурно; покамест все идет хорошо». Очень обрадовавшись тому, что все идет хорошо, господин Голядкин поставил зеркало на прежнее место, а сам, несмотря на то, что был босиком и сохранял на себе тот костюм, в котором имел обыкновение отходить ко сну, подбежал к окошку и с большим участием начал что-то отыскивать глазами на дворе дома, на который выходили окна квартиры его. Повидимому, и то, что он отыскал на дворе, совершенно его удовлетворило; лицо его просияло самодовольной улыбкою
Потом, — заглянув, впрочем, сначала за перегородку в каморку Петрушки, своего камердинера, и уверившись, что в ней нет Петрушки, — на цыпочках подошел к столу, отпер в нем один ящик, пошарил в самом заднем уголку этого ящика, вынул, наконец, из-под старых пожелтевших бумаг и кой-какой дряни зеленый истертый бумажник, открыл его осторожно, — и бережно и с наслаждением заглянул в самый дальний, потаенный карман его. Вероятно, пачка зелененьких, сереньких, синеньких, красненьких и разных пестреньких бумажек тоже весьма приветливо и одобрительно глянула на господина Голядкина: с просиявшим лицом положил он перед собою на стол раскрытый бумажник и крепко потер руки в знак величайшего удовольствия
Наконец он вынул ее, свою утешительную пачку государственных ассигнаций, и, в сотый раз, впрочем считая со вчерашнего дня, начал пересчитывать их, тщательно перетирая каждый листок между большим и указательным пальцами. «Семьсот пятьдесят рублей ассигнациями! — окончил он, наконец, полушепотом. — Семьсот пятьдесят рублей … знатная сумма! Это приятная сумма, — продолжал он дрожащим, немного расслабленным от удовольствия голосом, сжимая пачку в руках и улыбаясь значительно, — это весьма приятная сумма! Хоть кому приятная сумма! Желал бы я видеть теперь человека, для которого эта сумма была бы ничтожною суммою? Такая сумма может далеко повести человека…»
Основная идея
Суть содержания произведения «Двойник» заключена в том, что у каждого человека имеются где-то там на самом донышке души потайные думы и желания, которые могут быть противоположными друг другу, то есть иметь противоречивый двойственный характер. И человеку приходится иногда выбирать добро или зло. В зависимости от того, какое из них победит, переборет.
Основная мысль повести – это сложная, противоречивая природа человека как личности, которая состоит из противостояний возможностей и желаний, пассивности и активности, личных моральных ценностей и норм поведения, принятых в обществе, трусости и храбрости. Автор показал, что каждый человек должен уметь работать над собой, контролировать свои желания и эмоции, развивать собственную личность, не пускать на самотек. Для этого нужно воспитывать силу воли и стремиться к духовному становлению своего внутреннего мира.
Проблемы
В повести «Двойники» Достоевским поднимаются следующие проблемы, актуальные во все времена в любом обществе и возникающие у каждого человека:
Стремление найти свое место в обществе, в жизни
Изначально в душе главного героя происходит борьба двух противоположных желаний. Первое – как-то выделиться из несправедливого общества, показать свою уникальность, индивидуальность, значимость, что я «не от кого не завишу», «иду своей … особой дорогой». Второе желание – быть частью этого общества, что он такой же, как все, ничуть не хуже. Из-за этого противоречия Голядкин и лишается рассудка.
Проблема человеческого обезличивания
Общество так устроено, что каждый человек является винтиком сложной системы, и в ней происходит его обезличивание, принижение его достоинств и ценностей, личностных и профессиональных качеств. Зачастую особое высокое положение в обществе занимают эгоисты, лицемерные и лживые люди. И Голядкин оказался перед выбором, каким быть ему: честным, кристально чистым, но незаметным и неуспешным в карьере, или стать успешным и богатым, но лживым, изворотливым и подлым. Герой хочет воспользоваться свободой выбора, своим правом на счастье, но затрудняется принять решение из-за раздирающих его душу противоречий.
Проблемы системности и бездуховности в обществе
Эти явления особенно заметны в системе чиновничества. Голядкин трудится в этой социальной сфере. Он хочет быть свободным, стать высокодуховной личностью, но у него это не получается, он свободен только в рамках системы, а не за ее пределами. Его двойник не зацикливается на духовно-нравственных проблемах, он стремиться занять высокое положение в обществе, руководствуясь соображениями материальными.
Проблемы
В повести «Двойники» Достоевским поднимаются следующие проблемы, актуальные во все времена в любом обществе и возникающие у каждого человека:
Стремление найти свое место в обществе, в жизни
Изначально в душе главного героя происходит борьба двух противоположных желаний. Первое – как-то выделиться из несправедливого общества, показать свою уникальность, индивидуальность, значимость, что я «не от кого не завишу», «иду своей … особой дорогой». Второе желание – быть частью этого общества, что он такой же, как все, ничуть не хуже. Из-за этого противоречия Голядкин и лишается рассудка.
Проблема человеческого обезличивания
Общество так устроено, что каждый человек является винтиком сложной системы, и в ней происходит его обезличивание, принижение его достоинств и ценностей, личностных и профессиональных качеств. Зачастую особое высокое положение в обществе занимают эгоисты, лицемерные и лживые люди. И Голядкин оказался перед выбором, каким быть ему: честным, кристально чистым, но незаметным и неуспешным в карьере, или стать успешным и богатым, но лживым, изворотливым и подлым. Герой хочет воспользоваться свободой выбора, своим правом на счастье, но затрудняется принять решение из-за раздирающих его душу противоречий.
Проблемы системности и бездуховности в обществе
Эти явления особенно заметны в системе чиновничества. Голядкин трудится в этой социальной сфере. Он хочет быть свободным, стать высокодуховной личностью, но у него это не получается, он свободен только в рамках системы, а не за ее пределами. Его двойник не зацикливается на духовно-нравственных проблемах, он стремиться занять высокое положение в обществе, руководствуясь соображениями материальными.
Сравнение ключевых персонажей
Мы рассмотрели, почему Лужин – двойник Раскольникова. Этот герой специально используется автором, чтобы наглядно показать, до какой глубины нравственного падения может довести увлечение антигуманными идеями, положенными в основу постулатов теории. Этот человек только на первый взгляд чист, поскольку руки его не запачканы кровью, но на самом же деле мысли его черны.
Второй двойник Раскольникова, Свидригайлов, – человек преступный, он знаком с тяжестями тюремного быта, познал обе стороны жизни – и роскошь, и нищету, в ходе своих исканий пришел к выводу, что может позволить себе все. Даже сама внешность его отталкивает, а взгляд голубых глаз кажется тяжелым и мрачным. Вспомним, что несчастная Соня, воплощение жертвенности и духовности, также является обладательницей голубых глаз, но ее взгляд легок и светел. Свидригайлов с первого своего появления предстает некой загадочной фигурой, в прошлом его очень много темных пятен.
Кажется сперва, что этот герой гораздо хуже другого двойника Раскольникова, Лужина, но постепенно читателю открывается идея Достоевского – этот страшный человек, преступник, сумел найти в своей душе искорку доброты, он способен на благородные поступки. Но увы, бездуховность его зашла слишком далеко, ему уже нет места среди живых.
Эти два героя помогают понять суть идеи главного персонажа более глубоко и явственно, они оба переступили черту, но не производят впечатления сильных личностей, которыми можно было бы восхититься.
Сюжет и композиция
Сюжет повести развивается в двух планах: реальные события, происходящие с чиновником Голядкиным, и события так называемого «романа сознания» героя, реализующиеся только в его воображении.
Сюжет реального плана прост: Голядкин собирается на праздник, посвящённый именинам Клары Олсуфьевны, дочери статского советника Берендеева, его покровителя. По дороге он заезжает к врачу, которому обещает пить прописанное лекарство. Но его не пускают в дом советника, а потом выдворяют. Далее описаны два дня на службе Голядкина. В первый день он сосредоточен на посторонних проблемах и подозревает сотрудников и начальство в интригах и несправедливом отношении.
Во второй день Голядкин проспал и пришёл на службу поздно, потому что проснулся только в час дня. Он не решается зайти в отделение, поднимается туда только в конце работы. В кармане Голядкин находит письмо от Клары Олсуфьевны, о котором забыл с утра. Она просит спасти её от нежеланного жениха. Голядкин готовит карету к условленному времени, но передумывает и решает посмотреть из укрытия, как будут развиваться события. Его замечают и приглашают в дом, где передают в руки доктора.
За эти же три дня сознание Голядкина порождает двойника, которого зовут так же, он в таком же чине. Двойник знакомится с Голядкиным ночью первого дня, ночует у него и пользуется его гостеприимством, на следующий день оказывается принятым на службу в то же отделение. Там он ведёт себя по отношению к Голядкину оскорбительно, пытается выслужиться и обходит Голядкина по службе. Поскольку Голядкину не удаётся объясниться с двойником, он пишет ему письмо, которое передаёт через писаря. Вечером именно Голядкин-младший замечает Голядкина-старшего возле дома статского советника. Он же бежит за каретой, в которой врач увозит Голядкина.
Сюжет повести занимает всего 3 дня. Композиция близка к кольцевой: действие начинается и заканчивается общением с врачом, за этим следует (или этому предшествует) приход в дом статского советника, в который Голядкина первый раз не пускают, а во второй раз, зеркально, приглашают (очевидно, чтобы отдать врачу). Идея двойника возникает у Голядкина при общении с врачом, отстаёт двойник в самом конце, не угнавшись за каретой врача.
Хотя события конца повести подобны событиям начала, Голядкин воспринимает всё по-другому, даже доктор кажется ему другим, страшным.
Суть повести
Сюжет произведения является историей жизни чиновника, который утратил рассудок. Достоевский в своих ранних произведениях сумел показать то, как негативные и разрушительные силы могут жить в человеке, который вроде бы безобиден – и как они на него влияют, чем все заканчивается.
Главный герой является чиновником относительно невысокого ранга. Жизнь его скучна и неинтересна, он одинок и беден. Не имеет ни друзей, ни любимой женщины. События разворачиваются с приема у врача, где он рассказывает ему о себе полный бред, все то, что он о себе говорил, являлось полной ему противоположностью. Потом он уходит, убедив доктора в своей невозможности жить самостоятельно. Благодаря произведенному впечатлению вскоре за Голядкиным приедут из сумасшедшего дома, а пока он нашел своего близнеца-двойника, который ведет себя слишком развязно и оскорбительно, грубя своему старшему близнецу и унижая его, как только может. Однако сначала он вел себя более сдержанно.
А теперь он живет тем, что отбирает у Голядкина все то, чего тот достиг и делает из него посмешище
В результате за Голядкиным возросло внимание, так как он удивляет своим нестандартным поведением всех окружающих
Однако и сам он удивился, когда обнаружил, что Голядкин-пси-двойник обретается в его квартире. Как результат – младший отправляет старшего в психбольницу.
Критика
Первые критики (Ап. А. Григорьев, С. П. Шевырёв, К. С. Аксаков, И. В. Брант) сочли «Двойника» произведением неудачным и в плане содержания, и в художественном отношении. В нетрадиционной форме повествования, где реальная действительность смешивается с больным сознанием, они увидели слабую попытку подражать Гоголю и Гофману. Непривычным для них оказалось и то, что писатель изобразил неадекватные проявления психофизической природы человека. Григорьев писал: «Двойник» – сочинение патологическое, терапевтическое, но нисколько не литературное…». Они не поняли, что Достоевский вывел новый тип «подпольного» человека.
В целом положительный отзыв дал о «Двойнике» Белинский, делая скидку на молодость и неопытность автора: «…характер героя принадлежит к числу самых глубоких, смелых и истинных концепций, какими только может похвалиться русская литература». Критик отметил и новаторскую манеру изложения: повесть рассказывается от лица автора, но языком главного героя.
Двойники в кино и кто такой Доппельгангер?
Шекспир, Достоевский, Палланик, практически везде и у всех образ двойника — это неотъемлемый инструмент для борьбы с самим собой, переосмысления и наконец примирения. Ну а как иначе вытеснить и облечь в удобоваримую форму внутренний конфликт. Как ни крути, но мир делится на пространство жизни и смерти, разума и инстинкта, человека постоянно тянет в разные стороны, вопрос в том, какой выбор ему необходимо сделать.
Какие они бывают?
— Одним из типов таких двойников является близнец
. В жизни главного героя вдруг возникает человек в точности похожий на него, обычно они встречаются в минуту отчаяния и непонимания, как жить дальше. С первого взгляда кажется, что близнецы сражаются друг с другом («Двойник» Достоевского, «Враг» Дени Вильнева, «Луна 2112» Дункана Джонса). Появление близнеца — это своего рода ответ на резкую перемену или наоборот долгое её отсутствие. Человек испытывает невероятное сопротивление внешних обстоятельств, они придавливают и вытесняют его из собственной жизни. Он перестает ощущать свою целостность («Луна 2112»), а возможно, что глубоко заложенный страх вдруг выползает наружу («Враг» Вильнева).
По ходу сюжета близнецы противостоят друг другу, но на самом деле конфликт мнимый. Если присмотреться, то можно увидеть, что вместе они противостоят окружающему миру по-разному строя отношения с ним, и поэтому идентичность близнецов обязательно проявляется в конце. В «Двойнике» Достоевского (или аналогичном фильме Ричарда Айоади) активный, льстивый близнец, умеющий пробиваться и строить интриги, вытесняет не талантливого, скромного и не пользующегося успехом у женщин главного героя. Что это, если не ответ обществу на искуственно созданную модель успешного человека. «Хорошо, если я буду действовать так, меня приведет это к успеху?». Двойник помешан на том, что недоступно нашему герою в обычной жизни, это трикстер, способный пошатнуть внутренний нравственный закон героя.
Вследствие подобного расщепления человек теряет возможность определения своей позиции, нет той высшей ценности, которая могла бы их сплотить. Близнецы могут множиться, еще больше загоняя героя в тупик, и всё больше погружая его в невозможность вырваться из массы.
— Двойник-антагонист
(доппельгангер) появляется в результате острого личностного конфликта. Пожалуй, на эту тему снято колоссальное количество картин («Бойцовский клуб», «Малхоланд Драйв», «Черный лебедь» и др.)
Как только режиссеры ни используют фрейдовскую персону и тень, части нашего Я, которые мы предъявляем миру и которые с таким усердием скрываем.
Одним из самых первых романов, посвященных этой теме, является Странная история доктора Джекила и мистера Хайда. Хайд (Hide) — та сторона личности уважаемого и добропорядочного доктора, которую он посредством химических веществ выделяет в отдельного персонажа. Он расщепляется, перенося всю ответственность за скверные деяния на Хайда. Тяга доброжелательного доктора к ужасным вещам так велика, что совладать с ней он не в состоянии. Хайд щуплый, уродливый и маленький, но удивительно подвижный и стремительный. Это существо творит страшные вещи, но вместе с тем, именно оно являектся источником активности для доктора, его жизненной силы. Преодолеть стремление к непристойным деяниям и вынести позора он не в состоянии (прошу, почитайте его письмо).
В каждом человеке есть то, что миру он предъявить способен, а есть то, что ни при каких обятоятельствах не должно быть связано с нашим именем в обществе (Тень). И это не всегда ужасные и примитивные вещи, отнюдь, иногда большой и грозный начальник боится проявить слабость и милосердие и прячет их как можно глубже. Но здесь вступает в действие некоторый внутренний закон: чем больше та часть личности, которую мы создаем искусственно (Персона), тем больше становится Тень, и тем чаще она способна выскользнуть из нашего поля зрения и проявиться в самые нежелательные моменты.
В таком случае в двойника помещаются все те пороки, которые человек стремится преодолеть, избавившись от него или предав его смерти (оригинальной концовке «Бойцовского клуба»)
Самое важное, что можно сделать, чтобы не сойти с ума — это подружиться с двойником, осознать свою двойственность и научиться видеть себя целиком. Наша «Самость» — это химический бульон, в котором варится огромное количество разных «Я», но для души все эти проявления идентичны и едины, как в хорошем оркестре, в котором нет лишних инструментов
Хороший список фильмов на эту тему здесь
Главный герой в анализе повести «Двойник» Достоевского
Фамилия Якова Петровича Голядкина образована от древнерусского «голядка», что в словаре В.Даля объясняется как «голь», «нищета». Главный герой – маленький человек, незначительный чиновник, образ типичный для литературы XIX века. Он обнаруживает отчётливую связь с героем повести Гоголя «Шинель» Акакием Акакиевичем Башмачкиным. Общей является их забитость, робость, застенчивость. Но герой Достоевского сложнее. Он хочет вырваться из угнетающей атмосферы, подняться от «маленького человека» до представителя «высшего света». В этом ему должна поспособствовать выгодная женитьба на Кларе Олсуфьевне, дочери чиновника Берендеева. Будучи осмеянным, выгнанным с бала в доме «невесты», куда ему с трудом удалось проникнуть, Голядкин не отказывается от этой навязчивой идеи, которая и приводит его к сумасшествию. Так появляется в повести двойник.
Если вы делаете анализ повести «Двойник» Достоевского, то учитывайте, что известный литературовед М.М. Бахтин отмечал, что понятие двойничества основано на пародировании. То есть двойник призван показать сущность персонажа, раскрыть его глубинные стремления. Голядкин-младший начинает активно действовать, воплощать те желания, которые не смог реализовать Голядкин-старший. Двойник становится отражением низменных побуждений, таящихся в сознании маленького чиновника, задавленного своим социальным положением. Тем самым Достоевский открывает тему человеческого «подполья».
В Голядкине-младшем сняты все нравственные запреты. Это тоже видно из анализа повести. Он готов выслуживаться, лебезить, льстить, подличать, подлизываться к начальству. Все очарованы им и не замечают его подлости. Он пронырлив, вертляв, готов обмануть и унизить Голядкина-старшего. Но тот всё равно согласен в любую минуту мирно договориться с ужасным двойником. Здесь писатель психологически точен: двойник любым способом пробивается в высшее общество, куда не может попасть наш герой. Двойник – alter-ego героя, ненавистное ему, но отказаться от тёмной стороны своей личности он не может.
Вы прочитали анализ повести «Двойник» Достоевского, и в этой статье мы постарались кратко и понятным языком донести главные мысли, помогающие ясно представить себе замысел автора и его цели. Больше материала вы найдете, посетив наш литератный блог .
Также вас, скорее всего, заинтересует
«Двойник» — ранняя повесть Достоевского , написанная в 1846 г. и опубликованная во втором номере в журнале «Отечественные записки» за этот же год с подзаголовком «Приключения господина Голядкина».
Достоевский начал работать над «Двойником» после окончания повести «Бедные люди», писал произведение полгода. В 1945 г. он читал отдельные главы в кружке Белинского, они были приняты благосклонно. После издания повести Достоевский с горечью отмечал, что все её критикуют, считают затянутой и скучной, но читают с удовольствием, «перечитывают напропалую».
Достоевский принял решение переработать повесть, ему «Голядкин опротивел», но замысел писатель осуществил только через 20 лет. Он значительно сократил повесть, убрав повторы и длинноты, второстепенные рассуждения героя.
В качестве прототипа Голядкина называют писателя Якова Петровича Буткова, сотрудника «Отечественных записок», который отличался излишней робостью, мнительностью и замкнутостью, определённой забитостью. Бутков стал прототипом ещё нескольких героев Достоевского.
В окончательной редакции повесть получила подзаголовок «Петербургская поэма». Так Достоевский подчеркнул связь её с «Мёртвыми душами» Гоголя , исключительной в своём роде поэмой в прозе.
Вариант 2
Произведение является одной из ранних повестей писателя, которую спустя двадцать лет своего творчества он переделывает, значительно ее сократив и исключив повторы и длинные рассуждения персонажей.
Литераторы того исторического периода времени определяют жанровую направленность произведения в качестве романа, однако в современном значении произведение признается психологической и сатирической повестью в стиле реализма, раскрывающей тематику социального и нравственного разложения человека под воздействием ненормального общественного строя.
Основной тематикой повести является раскрытие проблемы маленького человека, которая является порождением общественного устройства, заключающаяся в человеческом унижении, приводящем к низменному положению.
Сюжетная композиция произведения выстраивается в двух разрезах, первый из которых представляет реальные события, которые происходят с главным героем, а также ситуаций самосознания персонажа, которые проявляются исключительно в его больном воображении. Сюжетное повествование охватывает всего три дня из жизни героя посредством использования писателем кольцевой и зеркальной композиции в виде начала и завершения событий сценами общения с доктором, которые являются прямо противоположными.
Ключевым персонажем произведения является Яков Петрович Голядкин, представленный в образе титулярного советника, характеризующегося яркой невыразительностью, поскольку изображается автором в качестве неумного, но и неглупого, небогатого, но и небедного, очень доброго и слабохарактерного человека. Кроме того, Голядкин описывается в качестве человека, испытывающего чувство социальной незащищенности, способного к жертве личной заинтересованностью.
Среди средств художественной выразительности писатель применяет многочисленные юмористические приемы, которые символизируют способность к объективному созерцанию жизненных явлений. Достижение сатирического комического эффекта осуществляется посредством использования для персонажей говорящих фамилий, а также включение в повествовательное содержание многочисленных неологизмов. Некоторыми критиками отмечается определенная чрезмерная затянутость повести, а также использование постоянных повторов. Однако многие литераторы подчеркивают особую манеру изложения, которая способствует достижению комического эффекта, в виде повествования от лица автора, но при этом с использованием языка и понятий главного героя
Именно данный прием позволяет задержать читательское внимание, поскольку не сразу становится понятно, что Голядкин является сумасшедшим
Смысловое значение повести заключается в изображении психической раздвоенности героя в связи с ущемленным чувством собственного достоинства и в связи с недовольством собственным состоянием. Психологический двойник главного персонажа является проекцией его внутреннего душевного состояния.