«фауст»: краткое содержание и анализ произведения

«Фауст» краткое содержание 1 часть

Предмет спора, великий ученый Фауст проводит бессонную ночь в своей келье, загроможденной фолиантами, приборами, свитками и прочими атрибутами мира ученого, стремящегося во что бы ни стало овладеть тайнами мироздания и постичь законы вселенной. Доктор Фауст не обольщается на свой счет, признавая, что несмотря на широчайшие познания почти во всех областях науки «Я богословьем овладел, /над философией корпел, /юриспруденцию долбил /и медицину изучил», которыми он овладел за свою жизнь, истинного знания о природе всего сущего ему обрести так и не удалось. Попытка воззвать к могущественнейшему духу лишь еще раз демонстрирует ученому ничтожность его земных деяний. Скорбь и уныние, в которые погружен доктор, не смог развеять и визит соседа, школяра Вагнера. Этот персонаж — прекрасный образец стремления «грызть гранит науки», подменяя истинное знание и вдохновение умелыми интонациями и заимствованными мыслями. Самонадеянная глупость школяра раздражает доктора, и Вагнер оказывается выставлен прочь. Мрачная безысходность, горькое осознание того, что жизнь прошла среди реторт и склянок, в напрасном мраке постоянных поисков, ведут Фауста к попытке самоубийства. Доктор намеревается выпить яд, но в момент когда кубок уже поднесен к губам, раздается пасхальный благовест. Святой праздник спасает Фауста от смерти.

Сцена народного гулянья, где в толпе можно наблюдать студентов, служанок, благородных дам, бюргеров, нищих, легкие диалоги и веселые шутки приносит ощущение света и воздуха, резко контрастирующего с ночными метаниями.

Фауст в компании своего ученика, Вагнера, вливается в общество веселых горожан. Почитание и уважение окрестных жителей, вызванное медицинскими успехами доктора, ничуть не радует его. Двойственное стремление познать одновременно все тайны земные и чудеса заоблачные исторгает у Фауста призыв к духам небесным, что помогли бы ему овладеть истиной. По пути к ним прибивается черный пудель, и Фауст приводит его к себе в дом.

Герой пытается справиться с упадком духа и безволием, принимаясь за перевод Нового Завета. Согласно своей теории активного познания, доктор переводит греческое «логос» как «дело», трактуя первую фразу канона как «Вначале было дело». Но проделки пуделя отвлекают его от ученых трудов. И вдруг перед Фаустом и читателями предстает Мефистофель в образе странствующего студента.

Настороженный вопрос Фауста о том, кем является вновь прибывший, рождает знаменитую реплику «я часть той силы, что вечно хочет зла, но совершает благо». Новый собеседник доктора, оказывается, не чета унылому и глуповатому Вагнеру. Равный доктору по силе и остроте ума, по широте познаний, Мефистофель едко и точно смеется над человеческими слабостями, словно прозревая метания Фауста. Усыпив доктора с помощью хора и хоровода духов, Мефистофель исчезает, оставив задремавшего ученого заинтригованным нежданной встречей.

Второй визит Мефистофеля, уже в образе светского щеголя, влечет за собой договор, по которому Фауст отдает свою душу во власть черта. Кровь скрепляет сделку, и на широком плаще Мефистофеля, словно ковре-самолете, герои отправляются в странствие. Фауст теперь молод, красив, полон сил — к его услугам все наслаждения и иллюзии мира. Первым опытом становится любовь к Маргарите, вначале кажущаяся единственно возможным счастьем земным, но вскоре оборачивающаяся трагедией, влекущая за собой смерть и горе.

Экранизации

Трагедия о борьбе добра и зла стала излюбленной темой для режиссеров, поэтому заядлые киноманы увидели далеко не одну экранизацию знаменитого «Фауста». Перечислим наиболее популярные из них.

«Фауст» (1926)

Немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау вдохновился германской легендой и представил публике одноименное немое кино. Сюжет киноленты мало чем отличается от бессмертного оригинала: Архангел Михаил и Сатана, который хвастается тем, что может совратить любого смертного на земле, заключают пари, предметом которого является известный алхимик Фауст.

Йёста Экман в роли Фауста

Примечательно, что кинодеятель основывался не только на произведении Гете, но и на творении другого писателя, английского поэта Кристофера Марло. Главные роли достались актерам Йёсту Экману-старшему (Фауст) и Эмилю Яннингсу (Мефистофель).

«Красота дьявола» (1950)

Француз Рене Клер снял киноленту по мотивам трагедии Гете, приправив оригинальный сюжет вольной интерпретацией. Картина рассказывает о том, как хитрый Мефистофель предлагает профессору Фаусту получить молодость и красоту, а тот без раздумий соглашается. Теперь главная цель Мефистофеля заключается в том, чтобы поскорее заполучить душу своего пациента.

Жерар Филип в роли молодого Фауста

В блестящий актерский состав вошли Мишель Симон, Жерар Филип, Паоло Стоппа, Гастон Модо и другие.

«Фауст» (2011)

Российский режиссер Александр Сокуров тоже не отстал от тенденций и поразил любителей кинематографа своим видением «Фауста», причем создатель картины получил за свое творение премию «Золотой лев» на 68-ом Венецианском кинофестивале.

Йоханес Цайлер в роли Фауста

Сюжет вращается вокруг первой части поэтического произведения, а зрители наслаждаются любовной линией межу Фаустом и Маргаритой. Александр Сокуров позволил примерить на себя запоминающиеся образы таким актерам, как Йоханес Цайлер, Антон Адасинский, Изольда Дюхаук и Ханна Шигулла.

Посвящение

ы вновь со мной, туманные виденья, Мне в юности мелькнувшие давно… Вас удержу ль во власти вдохновенья? Былым ли снам явиться вновь дано? Из сумрака, из тьмы полузабвенья Восстали вы… О, будь, что суждено! Как в юности, ваш вид мне грудь волнует, И дух мой снова чары ваши чует.

Вы принесли с собой воспоминанье Весёлых дней и милых теней рой; Воскресло вновь забытое сказанье Любви и дружбы первой предо мной; Всё вспомнилось: и прежнее страданье, И жизни бег запутанной чредой, И образы друзей, из жизни юной Исторгнутых, обманутых фортуной.

Кому я пел когда-то, вдохновенный, Тем песнь моя — увы! — уж не слышна… Кружок друзей рассеян по вселенной, Их отклик смолк, прошли те времена. Я чужд толпе со скорбью, мне священной, Мне самая хвала её страшна, А те, кому моя звучала лира, Кто жив ещё, — рассеяны средь мира.

И вот воскресло давнее стремленье Туда, в мир духов, строгий и немой, И робкое родится песнопенье, Стеня, дрожа эоловой струной; В суровом сердце трепет и смиренье, В очах слеза сменяется слезой; Всё, чем владею, вдаль куда-то скрылось; Всё, что прошло, — восстало, оживилось!..

Легенда о докторе Фаусте и ее переработка Гете

Народная немецкая легенда о докторе Фаусте родилась в Средние века и была основана на суеверных рассказах о договоре человека с дьяволом. Согласно легенде, человек идёт на сговор с нечистой силой, желая обрести магическую власть над старением, получить тайные знания и овладеть силой, способной управлять своей жизнью и жизнью других людей. Легенда отражает языческие представления людей о существовании тайной магии, колдовстве и чудесах, прибегая к которым они могут бороться с неизбежностью смерти. Христианская церковь активно противостояла такого рода богоотступничеству, которое называла греховной ересью.

Народные легенды позднее стали ассоциироваться с конкретной исторической личностью — учёным-чернокнижником Георгом Фаустом, жившим в германском городе Гейдельберге в начале XVI века. Впоследствии легенда о Фаусте проникла в литературу и стала основой ряда литературных сюжетов, например театральных пьес времён Шекспира и театра эпохи Возрождения, но продолжает существовать и в форме фольклорной легенды. В середине XVIII века легенда оказалась востребованной в новой культуре Германии, и именно в силу её фольклорного происхождения была взята молодым Гёте в качестве сюжета о человеке, оказавшемся в сложной ситуации выбора между сомнением и порождаемым им искушением, с одной стороны, и подлинной жизнью — с другой.

Внутренний конфликт доктора Фауста в трагедии Гёте иной, чем в легенде и её литературных вариантах. Фауст Гёте, заключая договор с сатаной, не стремится к простому продолжению жизненных удовольствий, он не жаждет власти или бессмертия. Фауст Гёте более всего желает поверить в то, что жизнь наделена смыслом. Сомнения Фауста порождены его разочарованием в самых глубинных ценностях, ради которых он жил, — науке, истине, любви, дружбе, семье.

Трагедия начинается с того, что, разочарованный в традиционных средствах прийти к истине, доктор Фауст взывает к духам. Однако эти попытки оказались бесплодны, зато о сомнениях Фауста узнаёт дьявол и является к Фаусту в образе демона-искусителя Мефистофеля. Главную идею о сущности человека Гёте вкладывает в условия договора между Фаустом и Мефистофелем. Родился этот договор из спора: Мефистофель обещает служить Фаусту так, чтобы удовлетворять все его желания; Фауст же в презрении отвергает возможность для чёрта насытить человеческий дух:

Что дашь ты, жалкий бес, какие наслажденья?

Дух человеческий и гордые стремленья

Таким, как ты, возможно ли понять?

Ты пищу дашь, но не дашь насыщенья…

Отсюда рождается условие Мефистофеля, состоящее в том, что, когда Фауст воскликнет: «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!», — его душа будет предана искусителю, и тот унесёт Фауста в преисподнюю. Эта фраза также известна в переводе Б.Л. Пастернака: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!» Смысл спора таков: жизнь человека и его поиск вечны, но если он прервёт его на мгновенье, тогда жизнь остановится, и тьма поглотит человека.

Идея трагедии «Фауст» отражает уровень развития и понимания жизни человеком Нового времени. Высказанные на рубеже XVIII и XIX веков, эти идеи оказали огромное влияние на мировую литературу и особенно на творчество Пушкина, Лермонтова и Гоголя.

Сатана, пришедший из «Фауста»


Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net


Александр Костин. Иллюстрация к роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Фотография: litvinovs.net

Булгаков глубоко изучал немецкий мистицизм XIX века и много времени уделил «Фаусту». В ранней версии его культового романа с черновым названием «Черный маг» главной фигурой выступал именно сатана. Позднее Булгаков изменил концепцию, но оставил персонажу дьявола ключевую роль, при этом наделив его чертами сатаны из драмы Фауста.

Воланд, он же профессор черной магии, впервые появился в «Мастере и Маргарите» на Патриарших прудах. При нем был неизменный атрибут — трость с черным набалдашником в виде головы пуделя:

Тот же образ возникал и в сцене Великого Бала у сатаны, когда Маргарите присвоили статус королевы:

Пудель появился в тексте Булгакова неспроста. Именно форму черного пуделя принимал Мефистофель у Гете, чтобы не открывать свой истинный облик, и именно в таком виде он впервые проник в келью Фауста.

Сам Мефистофель во время Вальпургиевой ночи, которая так похожа на все тот же Великий Бал, назвал себя юнкером (благородный господин — Прим. ред.) Воландом — что отметает все сомнения о немецкой природе сатаны Булгакова.

Слайд 7Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития,

динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины

Групповая работа:Группа 3. Прочитайте выразительно монолог Фауста из сце­ны «Ночь» со слов «Я богословьем овладел…» до слов «Ответьте мне на этот зов». Что стало причиной разочарования Фауста в жизни? *Как это связано с философией эпохи Просвещения? Прочитайте выразительно диалог Фауста и Духа со слов «Кто звал меня?» до слов «Несносный, ограниченный школяр». В чём конфликт диалога Фауста и Духа? Прочитайте по ролям диалог Фауста и Мефистофеля из сцены «Рабочая комната Фа­уста» со слов «Вот, значит, чем был пудель начинён!» до слов «Лишь скуки на меня не наведи». Как понять слова Мефисто­феля о себе: «Часть силы той, что без числа / Творит добро, всему желая зла»? Прочитайте по ролям диалог Фауста и Ме­фистофеля со слов «А что ты требуешь в уплату?» до слов «Се­бя находит человек». На что надеются Фауст и Мефистофель, заключая пари, требующее «остановить мгновенье»?Группа 4. Прочитайте по ролям фрагмент сцены «У ворот» со слов «Мне, доктор, поручил народ…» до слов «Ни притворялись эти невидимки». Почему Фауст сожалеет, что не смог разгадать загадки жизни? Что различает Фауста и Вагнера в их взглядах на жизнь? Прочитайте по ролям диалог студента и Мефистофеля: сцена «Рабочая комната Фауста» (вторая) со слов «Простите, я вас отвлеку…» до слов «Подобье Божие утратив в заключенье!». Как понять слова Мефистофеля «Теория, мой друг, суха, / Но зеленеет жизни древо»?

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

В литературе

«Мефистофель». Скульптура Марка Антокольского Фольклор и художественная литература разных стран и народов нередко использовали мотив заключения союза между демоном — духом зла и человеком. Иногда поэтов привлекала история «падения», «изгнания из рая» библейского сатаны, иногда — его бунт против Бога (Дж. Мильтон, Дж. Г. Байрон, М. Ю. Лермонтов). Бытовали и фарсы, близкие фольклорным источникам, дьяволу в них отводилось место озорника, весёлого обманщика, часто попадавшего впросак. Именно в такой роли Мефистофель выступает чаще. В философской трагедии И. В. Гёте, переосмыслившего мотивы немецкой народной легенды, Мефистофель — компаньон Фауста. К образу Мефистофеля обращался А. С. Пушкин.

Мефистофель — чёрт у Ф. М. Достоевского («Братья Карамазовы») и Т. Манна («Доктор Фаустус») — воплощение морального нигилизма. Мефистофель — Воланд и его свита М. Булгакова («Мастер и Маргарита») — гротескные духи зла, обличители, наказывающие пороки.

Подробнее см.: Фауст, Иоганн

Эрнест Ренан. «Жизнь Иисуса»

Обложка первого издания книги Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». Лион, 1863 год Librairie Moresi Работая над образом Иешуа Га-Ноцри, Булгаков изучает литературу по исто­рии христианства: «Иисуса» Анри Барбюса, «Миф о Христе» Артура Древса, «Жизнь Иисуса Христа» Фредерика Фаррара, «Жизнь Иисуса» Давида Штрауса

Среди прочих внимание писателя привлекает книга французского философа и историка религии Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса». В ранних редакциях романа начитанный Берлиоз, беседуя с Бездомным на Патриарших прудах, помимо древних историков Филона Александрийского, Иосифа Флавия и Корнелия Тацита упоминает Ренана

К Ренану восходит и образ Ершалаимского храма («глыба мрамора с золотою драконовой чешуей вместо крыши»). Булгаков выпишет из его книги: «…гору Мориа и блестящую перспективу террас храма и крыш, покрытых сверкаю­щими чешуйками», «…при восходе солнца священная гора ослепительно сияла и представлялась глыбой снега и золота».

Среди обстоятельств ареста Иисуса Ренан упоминает некую «юридическую западню»: желая предать страже «смутьяна», первосвященники «подговари­вают двух свидетелей и прячут их за перегородкой; затем устраивают так, чтобы заманить обвиняемого в комнату по другую сторону перегородки, где слова его могли быть услышаны невидимыми ему свидетелями. Возле него зажигают две свечи для того, чтобы бесспорно констатировать, что свидетели „видели его“». А теперь вспомним сцену ареста Иешуа в булгаковском романе. Философ рассказывает Пилату, что «добрый и любознательный человек» Иуда пригласил его к себе в дом:

Очень краткий пересказ трагедии «Фауст» Гёте

Господь и Мефистофель заключают пари на Генриха Фауста: соблазнится ли он земными удовольствиями, откажется ли ради них от научных изысканий? Доктор добился многого с божьей помощью, стал уважаемым человеком, но не удовлетворен своими достижениями. Мефистофель предстает перед ученым в образе схоласта. Они договариваются, что если Фауст пожелает остановить прекрасное мгновенье, то низвергнется в ад.

После заключения сделки оба пускаются в странствие, в ходе которого нечистый предоставил ученому власть и обширные возможности, однако это не приносит ему счастья: гибнут люди, сходит с ума возлюбленная.

Во второй части Фауст оказывается в античном мире, влюбляется в царицу Елену и работает на благо человечества. Перед лицом смерти он понимает, что главное в мире – не власть, деньги или любовь, а дело, полезное обществу.

Гете и Шиллер

Одним из переломных моментов в жизни и творчестве Иоганна Вольфганга стало знакомство с Шиллером. Два первоклассных автора не только вместе начинают развивать веймарский классицизм, основанный Гете, но еще и постоянно подталкивают один другого на новые шедевры. Под влиянием Шиллера Гете пишет несколько романов и продолжает работу над «Фаустом», которую так хотел увидеть Фридрих. Тем не менее «Фауст» вышел лишь в 1806 году, когда Шиллера уже не было в живых. Первая часть была создана под неустанным слежением Эккермана, личного секретаря Гете, который настаивал на выходе трагедии в печать. Вторую же часть по велению самого автора выпустили уже посмертно.

Перед дворцом Менелая в Спарте

Когда Елена прибывает на один из берегов Спарты, она весьма расстроена тем, что её похитили. Она скучает о семье и хочет вернуться. Правда, поведение её мужа было весьма настораживающим. Он с тоской взирал на супругу, и от былой приветливости не осталось и следа. Девушка размышляет о своей дальнейшей судьбе. Супруг готовится к жертвоприношению, но скрывает от жены то, кого именно принесут в жертву. Ей становится страшно, но она берет себя в руки.

Позже девушке становится известно то, что жертва это она и есть. Ей об этом рассказывает Форкиада, которая исполняет роль ключницы. Она помогает Елене остаться в живых, сбежав в замок, который находится по соседству. Вожак – прекрасный и сильный мужчина, который отличается благородством. Елена решает просить у него помощи.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Акт пятый

Открытая местность

Одинокий путник навещает живущих на морском побережье стариков. Они рассказывают, что после подавления бунта император отдал все морские берега “строителю адскому”, который с помощью колдовства воздвиг себе дворец.

Дворец

Прекрасный дворец принадлежит Фаусту. К причалу подходит корабль, нагруженный товарами. Фауста не радует богатство. Он жалуется Мефистофелю на одиноких стариков, которые не хотят переселяться с побережья.

Глубокая ночь

Ночью Мефистофель и “трое сильных” пытаются силой заставить стариков переехать. От испуга старики умирают, а оказавший сопротивление путник убит. От случайной искры загорается их дом.

Полночь

К Фаусту во дворец проникает Забота. Он признается ей, что всю жизнь старался удовлетворить свои желания. Забота проклинает доктора и делает его слепым. Фауст не смиряется и приказывает начать работы по сооружению плотины.

Большой двор перед дворцом

Мефистофель руководит работами. Вместо плотины он приказывает копать могилу хозяину дворца. Фауст идет проконтролировать ход работ, но внезапно падает и умирает.

Положение во гроб

Мефистофель в нетерпении ждет, когда из тела Фауста вылетит его душа. На помощью он призывает множество чертей.

С небес спускается хор ангелов. Своим чудесным пением они разгоняют бесов и отвлекают Мефистофеля. Ангелы подхватывают душу Фауста и уносят ее с собой.

Театральное вступление

Действие начинается с того, что директор театра обращается к Поэту, он просит написать произведение, которое будет развлекать зрителя, будет интересно большому количеству людей и привлечет их в театр. Он уже грезить о толпах людей, которые хоть и не поймут прекрасного, но будут рады заплатить за яркую пьесу. Поэта же влечет работа для потомков, которая будет по-настоящему талантлива. Ему возражает комик: самое ценное — это развлечь толпу, поэтому в пьесе должны быть шутки. Директор просит добавить приключения. Зрители все равно приходят в театр «переваривать обед» или «показывать наряды».

На это Поэт заявляет, что писать в угоду зрителю — это «бездарных проходимцев ремесло». В поэте сочетается могущество всего человечества, его дар божественный, и им нельзя бросаться. Комик советует думать о деле, ведь пьеса не для Бога, а для глупых и пустых людей. Поэт призывает юность вернуть ему прежний жар души, а комик говорит, что жар души нужен только для развлечений молодости. В ответ на это Директор посоветовал обращаться с поэзией «по-свойски» и приступить к делу, если Поэт хочет, чтобы его произведения действительно были интересны зрителю.

Поэт и Комик получают все возможности театра, для того чтобы «пройдя все ярусы подряд, сойти с небес сквозь землю в ад». Театр становится моделью мира, где живут Поэт и Комик.

Слайд 5Характеристика особенностей эпохи ПросвещенияИнформация об основных чертах эпохи Просвещения:Просвещение — это

эпоха безграничной веры в человече­ский разум, в возможность перестройки общества на разумных основаниях, эра крушения теологического догматизма, торжества науки над средневековой схоластикой и мракобесием.Просвещение (XVII—XVIII века) тесно связано с Возрож­дением и унаследовало от него гуманистические идеалы, пре­клонение перед Античностью, исторический оптимизм, свободо­мыслие. Но идеология Просвещения возникла на более зрелой стадии формирования капиталистического уклада и антифео­дальной борьбы.Просветительская критика была острее ренессансной, затрагивала всю структуру общества и государства. Идеологи Просвещения критиковали не только церковь, но и абсолютную монархию, феодальный строй с его системой сословных приви­легий.Утверждение принципов материализма, борьба с церковью связаны со специфическим характером религиозности, идеей «естественной религии» в эпоху Просвещения (вначале стали говорить о пантеизме, но это был первый шаг на пути к мате­риализму).Ф. Энгельс: «Просветители XVIII столетия выступали крайне ре­волюционно… Религия, понимание природы, общество, государственный строй — всё было подвергнуто самой беспощадной критике; всё должно было предстать перед судом разума и либо оправдать своё существова­ние, либо исчезнуть… Теперь впервые взошло солнце, и отныне суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой при­роды, и неотъемлемым правам человека».Обобщающая беседа:Вопросы 1—3 из раздела учебника «Проверьте себя».

Учитель литературы: Муллаянова А. Р.

Ночь. Улица перед домом Гретхен

Не понимает Маргариту и её брат. Валентин осуждает сестру за связь без брака, считая, что этим она подвергла позору всю их семью. Ещё не так давно он гордился своей сестрой, ставя её в пример. Но теперь все изменилось. Их семья поддавалась жесткой критике и насмешкам в глазах его однополчан. Валентин решает наказать виновника, поэтому, когда встретил Фауста – вызвал его на поединок. К сожалению, данный поединок закончился смертью для Валентина, после чего Мефистофель с Фаустом вынуждены были скрыться из города.

Перед своей кончиной Валентин сказал Маргарите, что в позоре, который теперь не смыть с их семьи, виновата лишь она. Он считает её продажной девкой, к которым всегда относился с презрением.

Так же брат обвиняет в случившемся Марту, которая свела его сестру с Фаустом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: