Анализ стихотворения «забелелся туман за рекой» сологуба

Мотив «вечного возвращения» в лирике ф. сологуба

Творчество Федора Сологуба

В поэзии Федор Сологуб впервые попробовал себя в двенадцатилетнем возрасте. Он пытался описать жизненные тяготы в период своего юношества, в то время, когда все достижения доставались исключительно благодаря собственным усилиям и труду.

С характерным для этого возраста максимализмом Сологуб был твердо убежден в том, что его судьба – стать известным поэтом. И он твердо шел к своей цели, никогда не забывая о своем призвании. Судьба не была благосклонной к поэту, посылала ему испытания одно за другим.

Кроме того, что семья поэта была очень бедной, его творчество зарождалось в захолустном городке, где шансов прославиться было намного меньше. Первые свои произведения начинающий поэт отдавал в публикацию в провинциальных журналах, имеющих крайне низкий рейтинг и очень малое количество читателей.

1891 года ста переломным моментом в судьбе Федора Сологуба. В это время он оказался в столице, где на своем пути повстречал Николая Максимовича Минского, который на тот момент являлся представителем зарождавшегося направления мистического символизма. Эта встреча имела огромное значение для начинающего поэта. Несмотря на короткое общение, поэт оставил ему для прочтения свои первые стихи.

Еще одним важным событием для Федора Сологуба стало зарождение журнала «Северный вестник». Над этим журналом работали Зинаида Гиппиус, Николай Минский и другие знаменитые в творческих кругах деятели, которые на тот момент были заняты поиском произведения, олицетворяющего манифест Минского.

Творчество начинающего писателя отлично им подходило. Произведения Федора Сологуба помогли в оформлении журнала, а для самого молодого автора стали началом творческого признания.

В 1892 году Федор Сологуб переезжает в Санкт-Петербург. Поэт ворвался в творческий союз представителей символистского направления того времени с огромным стремлением к творчеству.

Спустя несколько лет поэт заканчивает работу над своим известным романом «Мелкий бес». В романе повествуется о чувствах и мыслях учителя-садиста, и это ввергает общественность в состояние шока. Популярные издания из-за такой тематики произведения отказываются брать роман в публикацию.

Роман, написанный в 1902 году, был впервые издан только три года спустя. Однако из-за закрытия издания публикации были прерваны и в полном объеме до читателя не дошли.

Замечание 1

В полном формате роман вышел в 1907 году. «Мелкий бес» с этого момента стал одним из самых популярных романов той эпохи.

В 1913 году Сологуб вместе со своей супругой отправляется в путешествие по российским провинциям. Эта поездка дает силы к новому творческому порыву. А в 1918 году поэт становится председателем Союза деятелей художественной литературы.

Творчество прозаика и поэта Федора Сологуба было многогранным и безграничным.

Замечание 2

Несмотря на то, что критики относят творчество поэта к символистскому направлению, большая часть произведений Сологуба в рамки этого стиля не вписывается.

Сологуб в самом начале своего творческого пути занимался только поэзией и в этом деле добился признания. Позже, в период обучения в институте, он пытался создавать литературные произведения, но довольно часто наталкивался на неодобрение публики и непонимание.

После того, как любимая супруга Федора Сологуба на фоне обострения психического заболевания покончила с собой, поэт посвятил ее смерти ряд стихотворений, в которых подчеркивал душевное одиночество и обреченность. Эти произведения наполнены безысходностью и трагизмом.

Библиография Федора Сологуба:

  • «Тяжёлые сны»
  • «Мелкий бес»
  • «Творимая легенда»
  • «Слаще яда»
  • «Заклинательница змей», «Слово»
  • «Эпоха».

Творчество поэта удивляет неоднозначностью и неординарностью. Его стихи будоражат воображение читателя мистическими мотивами, а образы героев не имеют точной трактовки. Произведения Сологуба пропитаны загадочностью и одиночеством.

Основная идея

В своё произведение Фёдор Кузьмич вложил глубокий смысл. В стихотворении «Забелелся туман за рекой» состояние одиночества не тяготит главного героя, это ощущение даже вдохновляет его на мечту. Однако, по мнению поэта, в состоянии одиночества хорошо лишь мечтать и размышлять о прекрасном, а вот жить необходимо с дорогими и близкими людьми. В финале герой не отдаляется от них, не погружается в свое уединение, а идет по направлению к дому — туда, где всегда поддержат и поймут.

Главная мысль стихотворения «Забелелся туман за рекой» заключается в том, что необходимо преодолевать одиночество при помощи огоньков-маячков, которое хоть и «вдали», но находятся там же, где и всегда, что дает опору и уверенность в завтрашнем дне. Даже если вы одиноки, как и герой произведения, не следует отдаляться от того, что дорого.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове.

Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно . Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире».

Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел.

Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов.

В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи!

Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны.

Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу.

Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу?

Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу?.. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу.

Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему.

Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились.

Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

Композиция

В стихотворении три строфы, которые последовательно развивают мысль поэта об одиночестве.

В первой он создает экспозицию: описывает пейзаж и одной короткой строкой выдает своей душевное состояние. Во второй строфе лирический герой Сологуба рассказывает, как он борется со своей тоской: раскладывает на берегу костер и мечтает о чем-то (скорее всего, о своей возлюбленной). При этом очевидно, что такое одиночество его не тяготит.

Третья строфа – это подведение итога всего стихотворения: лирический герой, намечтавшись, просто идет домой. Но огоньки, которые указывают на то, что он недалеко – это еще и символ надежды на счастье.

Композиция

Композиционный строй анализируемого стихотворения включает в себя три строфы, каждая из которых раскрывает основную мысль произведения.

  1. Первая часть представляет собой экспозицию. С помощью описания пейзажа поэт рассказывает читателю о своём душевном состоянии.
  2. В следующей строфе главный герой рассказывает о своём способе борьбы с грустью и тоской. Преодолеть чувство одиночества лирическому герою помогает атмосфера горящего костра. В этот момент он мечтает о самом прекрасном. Читатель замечает, что подобное одиночество совсем не тяготит поэта.
  3. Последняя строка представляет собой подведение итогов всех размышлений автора. Лирический герой прекрасно провел время, поддавшись своим мечтам, и теперь он возвращается домой.

«Чертовы качели» в поэзии и в жизни Ф. Сологуба

Качает черт качели Вперед — назад, вперед — назад… Ф. Сологуб Современники серебряного века с любовью, трогательно относились к поэту и прозаику Федору Сологубу. Вот что писала о нем Зинаида Гиппиус: «О Блоке можно было написать умер. И о Розанове. Да и о Брюсове: он хуже, чем умер, он — большевицкий цензор, сумасшедший жестокий коммунист, пишет оды на смерть Ленина и превратился из поэта и беспомощного рифмоплета… что даже удивительно (или, на — против, не удивительно). Но могу ли я говорить о Сологубе? Он в России. Я его знаю, люблю неизменно, уважаю неизменно, вот уже почти тридцать лет…» Я специально привел столь объемную цитату из Гиппиус, потому что в этой характеристике — весь художник Сологуб и гражданин Сологуб, и явление «Сологуб в мире». Поэт любим и уважаем творческой русской интеллигенцией за то, что не преклонил колен перед варварской властью большевиков. Многие это сделали. Главной трагедией поэта была мечта и действительность в вечной борьбе и игре с его душой, ранимой и беззащитной: …Хочу конца, ищу начала, Предвижу роковой предел. Противоречий я хотел, Мечта владычицею стала. Его влечет образ таинственной звезды — «звезды Маир». Но он всегда хочет возвратиться на родную свою землю. Известно, что, когда Сологуб выходил на эстраду и читал свои волшебные стихи, он сам казался трагическим противоречием этих стихов. В них сплеталось реальное с нереальным. Мне кажется, что его «мечта и действительность» в вечной игре с его душой — это и есть тот образ, который он нарисовал в своих стихах о «чертовых качелях». Он словно был склонен во всем выискивать и, если ее там нет, то придумать: Потягайся с ведьмой мудрой, Силу в силе покажи… О, Кузмич мой беднокудрый, Ты меня заворожи! Поэт сам был рад тому, что его кто-то заколдует, заворожит. И сам он часто брал ритм завораживающий, явно сам выступая в роли колдуна: …Ты не в круге, весь ты в точке, Я же в точку не вмещусь… …будешь умирать, И тогда поймешь и примешь Троецветную печать… Для придачи «волшебники» своим стихам он менял ритмы, искал таинственные смысловые и словесные ходы: Водой спокойной отражены, Они бесстрастно обнажены При свете тихом ночной луны. Два отрока, две девы творят ночной обряд… Сологуба считали человеком надменным. Особенно журналисты, которые наперебой домогались у него интервью. Но что поделать — он не любил эту суматошную братию, ему было жаль на них тратить время и душу. Они же в отместку не раз объявляли его колдуном и садистом. И это была почти правда — темные силы властвовали в его поэзии: Когда я в бурном море плавал И мой корабль пошел ко дну, Я возопил: «Отец мой, Дьявол, Спаси меня, ведь я тону». Признав отцом дьявола, лирический герой Сологуба принял от дьявола и все черное наследство: злобную тоску, душевное одиночество, холод сердца, отрешение от земной радости и презрение к человеку. После таких откровений, как детский сон, вспоминались его нежные строки: В поле не видно ни зги… Кто-то зовет: «Помоги!» Как помогу? Сам я беден и мал, Сам я смертельно устал — Что я могу?.. Далее в стихах идет высокий нравственный мотив: Если не сможем идти, Вместе умрем на пути… Но, увы, процесс отхода от прошлых нравственных идеалов набирал губительную силу. Если раньше он писал: Я верю в творящего Бога, В святые завесы небес… — то теперь стало: Собираю ночью травы И варю из них отвары… На фоне таких контрастов было невозможно понять, что за личность — поэт Сологуб. Сам он не проявлял к друзьям никакого особого внимания. Одно время их связывала дружба с Блоком. Но после написания Блоком «Двенадцати» он охладел и к нему. Имя Сологуба вовсю гремело. Актеры выли с эстрады его знаменитое: Качает черт качели… Видимо окончательно разрушив свою душу, он уходил в мистику из реального мира: В мире ты живешь с людьми, — Словно в лесе, в темном лесе, Где написан бес на бесе, — Здесь с такими же зверьми. Видимо, это следует понимать как поражение Дон Кихота, который не смог осилить любовью и мечтой это населенное бесами пространство. «Чертовы качели», описав последний полукруг в жизни поэта, навсегда остановились. Остановились для него, но в его поэзии они все еще раскачиваются задиристо и лихо, напоминая нам, что жизнь всегда можно сделать просто смертельной игрой.

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Следующая

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Темы, проблемы, настроение

Тема одиночества  — центральная в произведении. В стихотворении автор показал чувства и переживания лирического героя, который оказался в одиночестве. Это состояние вовсе не тяготит главного героя, но тоска при этом неизбежна. Он мечтает и греется у костра один, чтобы подвести какие-то итоги и прийти к согласию с самим собой.

Спасение от этого уединения он находит в ощущении родного дома, который ждет его в конце пути. Тема родного очага рождает надежду на лучшее и сглаживает состояние одиночества.

Тема природы не менее значима. Автор обрисовывает пейзаж, который создает необходимую атмосферу прочитанного. Туман над рекой — это традиционный символ неопределенности и ожиданий.

Настроение стихотворения «Забелелся туман за рекой» — светлое и уютное. В финале герой находит свой дом и ощущает его опору.

История создания

Многие литераторы не раз заявляли, что в стихотворении «Забелелся туман за рекой» нашёл отражение период разлуки поэта с любимой женщиной, которую звали Анастасия Чеботаревская. Своими чувствами поэт поделился с читателями в произведении. Работу над созданием текста Фёдор Кузьмич завершил в 1885 году.

Некоторые обстоятельства из жизни поэта указывают на то, что упомянутая выше версия является обманчивой. Дело в том, что в 1885 году молодой поэт преподавал математику в провинции. В это время будущей супруге Фёдора Кузьмича только исполнилось восемь лет. При этом, их знакомство произошло лишь в 1907 году, когда молодые люди проживали в северной столице. Так что тут искатели романтических переплетений не угадали. Скорее всего, автор имел в виду другой роман, который не сохранился в памяти потомков.

Произведение Сологуба было впервые опубликовано в 1900 году. А спустя тринадцать лет его напечатали в сборнике под названием «Змеиные очи».

История создания

Это произведение написано в период разлуки Сологуба с женщиной, в которую он был влюблен – Анастасией Чебораревской. Они с поэтом были знакомы много лет, однако романтических чувств с ее стороны не было, хотя они часто вели литературные споры и виделись у общих знакомых. Поэту было достаточно видеть ее, но когда Анастасия уехала в Париж, о почувствовал себя совсем одиноким. Это чувство одиночества и вложено в стихотворение “Забелелся туман за рекой”, написанное 27 июля 1885 года.

Напечатают произведение только пять лет спустя, в 1900-м году, а в 1913-м оно будет опубликовано в сборнике “Змеиные очи”. В 1908 году Федор Сологуб и Анастасия Чеботаревская все же поженятся.

Образы и символы

Огромное значение в стихотворении Сологуба имеет образ природы. Главный герой стоит у воды, наблюдая с берега, как над рекой стелется туман. Можно догадаться, что образ тумана символизирует приближение нового дня, полного интересных событий. Поэт не называет точного времени суток. Картины природы являются отражением неопределенного и зыбкого душевного состояния лирического героя.

Образ главного героя, по всей видимости, олицетворяет все душевные переживания автора в тот момент, когда он создавал стихотворение. Лирический герой погружен в свои переживания, он искренне надеется на счастливое будущее

Постепенно внимание читателя с внешнего мира переносится на мир внутренний, отражающий эмоции поэта

Автор намекает на то, что такое состояние является результатом каких-либо прошлых событий, о которых читателю неизвестно. Создаётся впечатление, будто главный герой подводит итоги и находит опору в своем родном доме.

Образ реки символизирует непрерывное течение жизни. Она становится путеводной нитью, которая ведёт героя к родному дому. Лирический герой предается глубоким раздумьям. Он надеется на светлое будущее.

Огоньки, которые указывают на то, что дом лирического героя находится поблизости, символизируют надежды на счастье.

Стихотворение «Забелелся туман за рекой» Сологуб Федор Кузьмич

Забелелся туман за рекой. Этот берег совсем невысок, И деревья стоят над водой, И теперь я совсем одинок.

Я в кустах поищу хворостин, И в костер их на берег сношу, И под ними огонь воскрешу, Посижу, помечтаю один.

И потом, по теченью реки, Потихоньку пойду босиком, — А завижу вдали огоньки, Буду знать я, что близок мой дом.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Туман над тусклою рекой Туман над тусклою рекой, Туман над дальними полями, В тумане лес береговой Качает голыми ветвями, А было время — этот лес Шумел зелеными ветвями, И солнце с голубых небес Блестело…
  2. За рекой остатки песенки За рекой остатки песенки жмурят сонные глаза… Все уснуло. Смотрит весело в воду — лунная краса. Выходу один в поддевочке, ухмыляюсь сам себе. Дохнет рыбка на веревочке, засыпает дым в…
  3. Отравленный «Ты совсем, ты совсем снеговая, Как ты странно и страшно бледна! Почему ты дрожишь, подавая Мне стакан золотого вина?» Отвернулась печальной и гибкой… Что я знаю, то знаю давно, Но…
  4. Над рекой Жалобно в лесу кричит кукушка О любви, о скорби неизбежной… Обнялась с подружкою подружка И, вздыхая, жалуется нежно: — Погрусти, поплачь со мной, сестрица. Милый мой жалел меня не много….
  5. Уже вечереет… Спустился туман Уже вечереет… Спустился туман. У берега тише шумит океан… Рыбак, утомленный дневною тревогой, Плетется с добычей к избушке убогой И, полный признанья, бросает он взор На моря родного туманный простор……
  6. Туман на крышах, туман в ушах Туман на крышах, туман в ушах, Затылку — как на подушке. И деревья, и дыханье он мнет не спеша; Очки, ветровые стекла — Тоже его игрушки… Капли тумана — слезы…
  7. Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души Владимиру Соколову Сквозь слезы на глазах и сквозь туман души весь мир совсем не тот, каков он есть на деле. Свистят над головой бесшумные стрижи, несутся по песку стремительные тени….
  8. Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы Я пойду сегодня туда, где играют веселые вальсы, И буду плакать, как изломанный Арлекин. А она подойдет и скажет: — Перестань! Не печалься! Но и с нею вместе я буду…
  9. Над рекой рассвет встает Над рекой рассвет встает, Гаснет звездный хоровод, И восходит над страной утра вестник. Наш туристский лагерь встал, Боевой звучит сигнал, И, чеканя шаг, несется песня: Пусть дождь нас ожидает на…
  10. Сиреневый туман Сиреневый туман над нами проплывает. Над тамбуром горит полночная звезда. Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, Что с девушкою я прощаюсь навсегда. Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь. Уеду…
  11. За рекой луга зазеленели За рекой луга зазеленели, Веет легкой свежестью воды; Веселей по рощам зазвенели Песни птиц на разные лады. Ветерок с полей тепло приносит, Горький дух лозины молодой… О, весна! Как сердце…
  12. Кружились белые березки Кружились белые березки, Платки, гармонь и огоньки, И пели девочки-подростки На берегу своей реки. И только я здесь был не дома, Я песню узнавал едва. Звучали как-то по-иному Совсем знакомые…
  13. Огоньки от звезды проплывают к звезде Огоньки от звезды проплывают к звезде, Так на Волге плывут огоньки по воде. Так в степи, пропадая потом без следа, Огоньками сверкая, бегут поезда. Все как прежде — и степи…
  14. Волосы за весок Волосы за висок между пальцев бегут, как волны, наискосок, и не видно губ, оставшихся на берегу, лица, сомкнутых глаз, замерших на бегу против теченья. Разрозненный мир черт нечем соединить. Ночь…
  15. Старый город над рекой дремучей Старый город над рекой дремучей В древности своей, Над той рекой, По которой проплывают тучи Далеко, далече, далеко. Старый город над рекой воспетой, Как тебя любить и вспоминать? Оттепель. Потом…
  16. Вопросы – Кто на небе живет голубом? – Я тебе расскажу потом. – Что за спички летят в грозу? – Где? Потом тебе расскажу. – Кто-то гонит овец кнутом? – Я…
  17. И вышла мачта черная — крестом И вышла мачта черная — крестом, На барже камень, сваленный холмом, И от всего, что плыло мне навстречу, Не исходило человечьей речи. И к берегам, где меркли огоньки, Вода ночная…
  18. Берег юга Берег моря — серый камень. Осень. Скука ни при чем. Как кому, а мне покамест снятся женщины еще. От шашлычной — смачный, злачный, к морю белый, как Кавказ, дым сползает…
  19. …И кончится это мученье …И кончится это мученье, Что встарь называлось тугою. И мы с тобой вниз… по теченью… С тобою… с тобою… с тобою… Наступит погода другая. И мы поплывем по теченью. Кругами……
  20. Экспромт Я уплыву на пароходе, Потом поеду на подводе, Потом еще на чем-то вроде, Потом верхом, потом пешком Пройду по волоку с мешком — И буду жить в своем народе!…

Вы сейчас читаете стих Забелелся туман за рекой, поэта Сологуб Федор Кузьмич

Средства выразительности

В этом стихотворении Федор Сологуб использует минимум художественных средств:

  • Метафора – “огонь воскрешу“.
  • Эпитет – “берег невысок“.
  • Анафора – “одинок – один“.

Такой минимализм объясняется тем, что в основном для выражения мыслей и эмоций автора используются не тропы, а символы. Изображенное им маленькое путешествие символизирует собой большое путешествие – жизнь. Река – это путеводная нить, которая приводит человека к его дому. Таким образом с помощью символов автор высказывает свою философскую позицию относительно жизни и отношения к ней человека вообще.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Зеленый шум» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, смысл, средства выразительности, эпитеты

Следующая

Анализ стихотворений«Если жизнь тебя обманет» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – год, тема, идея

Жанр, размер, направление

Перед нами пейзажная лирика. Автор делится с читателем своим состоянием одиночества и описывает окружающую природу.

Литературный размер стихотворения «Забелелся туман за рекой» — трехстопный анапест. В произведении Сологуб применил перекрёстную рифму, которая придала ему особую напевность и лиричность.

Федор Сологуб принадлежал к символизму и русскому декадентскому творчеству. Он был известным модернистом. Однако в начале своего пути он использовал более простые и универсальные формы, которые напоминают классическое стихосложение 19 века — золотого века русской поэзии. Например, данное стихотворение чем-то похоже на раннего Есенина: та же простота, те же деревенские образы, тот же буквальный посыл без подводных камней. Но в дальнейшем Сологуб значительно усложнит свой нарратив и художественный ряд.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: