Муза анализ стихотворения Некрасова
Муза Некрасов анализ стихотворения по плану
1. История создания. Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.
Революционные демократы восхищались его стихотворениями, представители т. н. «чистого искусства» относились к нему с пренебрежением, реакционеры подвергали яростной критике.
Некрасову принадлежит большое количество «оправдательных» произведений, в которых он объясняет свое понимание сущности и назначения поэзии. К ним относится стихотворение «Муза» (1852 г.).
2. Жанр произведения — гражданско-философская лирика.
3. Основная тема стихотворения — размышления поэта над источниками своего вдохновения. Некрасов обращается к традиционному для поэзии образу Музы. Но он с самого начала отрекается от классического образца. Нелегкое детство под тиранией отца, юношеская бедность привели к тому, что поэту явилась не «поющая и прекрасная» дева, а «скорбящая и болящая» Муза, напоминающая измученную крестьянскую женщину.
Некрасов в достаточно раннем возрасте впервые обратил внимание на несправедливые страдания простого народа. Убогая и печальная судьба крестьянства произвела большое впечатление на чуткую душу поэта
Борьба за улучшение положения крестьян стала его призванием на всю жизнь. Поэтому приливы вдохновения Некрасов сравнивает с жалобной песнью и стонами. В эти причитания вплетается и «разгульная песня», напоминающая о широкой душе русского народа.
Посещающая Некрасова Муза «гармонии волшебной не учила». В ее песнях сочетались «проклятья, жалобы, бессильные угрозы». Собственная нелегкая судьба поэта подтверждала все обвинения Музы, призывавшей «начать упорный бой». При этом Муза поэта изначально «любящая и нежная». Дух мщения и жестокости налетает порывами, когда уже невозможно совладать с возмущением от царившей повсюду несправедливости. Каждый такой яростный порыв сменяется «божественно-прекрасною минутой» христианского смирения и всепрощения.
Образ «непонятной девы» у Некрасова тождественен загадочной русской душе. По этому поводу существует поговорка: «Из нас, как из древа, — и дубина, и икона». Некрасов утверждает, что с этой скорбной Музой он с детства связан «прочным и кровным союзом». Она научила его четко различать добро и зло, сочувствовать человеческим бедам и страданиям, а самое главное, — благословила поэта на его нелегкий путь обличения несправедливости.
4. Композиция стихотворения последовательная.
5. Размер произведения — шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.
6. Выразительные средства. Некрасов использует большое количество положительных («прекрасные», «любящей», «божественно-прекрасной») и отрицательных («безумном», «плачущей», «ожесточенный») эпитетов. Описание Музы построено на разнообразных метафорах («подругой любящей»,»печальной спутницы… бедняков») и олицетворениях («играла бешено… колыбелью», «шептала надо мной»). В основе стихотворения лежит противопоставление между классической (пушкинской) и реалистической (некрасовской) Музами.
7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.
На улице (Некрасов)/Вор
Спеша на званый пир по улице прегрязной,
Вчера был поражён я сценой безобразной:
Торгаш, у коего украден был калач,
Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач
И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!»
И вор был окружён и остановлен скоро.
Закушенный калач дрожал в его руке;
Он был без сапогов, в дырявом сертуке;
Лицо являло след недавнего недуга,
Стыда, отчаянья, моленья и испуга…
Пришёл городовой, подчаска подозвал,
По пунктам отобрал допрос отменно строгой,
И вора повели торжественно в квартал.
Я крикнул кучеру: «Пошёл своей дорогой!» –
И Богу поспешил молебствие принесть
За то, что у меня наследственное есть…
Эпизод, положенный в основу стихотворения, намечен в одной из глав романа Некрасова и А. Я. Панаевой «Три страны света» (1848-1849); близкая параллель этому эпизоду – в стихотворении В. Гюго «Меланхолия», впервые опубликованном (на французском языке) в апреле 1856 г. в кн. Hugo V. Les Contemplations, t. 1. Paris, 1856 (см. Русско-европейские литературные связи. М.-Л. 1966, с. 131).
- ↑ Первое стихотворение из цикла «На улице» .
- ↑ Некрасов Николай Алексеевич. Полное собрание сочинений в трех томах, тт. 1-3. Л. Советский писатель, 1967. Том 1.
- ↑ Н. А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах Художественные произведения. Тома 1-10 Том первый. Стихотворения 1838-1855 гг. Л. «Наука», 1981. Подготовка текстов стихотворений 1838-1839 гг. вариантов и комментариев к ним осуществлена В. Э. Вацуро; подготовка текстов стихотворений 1840-1855 г. вариантов и комментариев к ним – А. М. Гаркави.
Анализ стихотворения Николая Некрасова «Муза»
Николай Алексеевич Некрасов – это всемирно известный поэт России, который в своей поэзии ярко и правдоподобно описывал жизнь и быт простого народа. Его по праву называют «певцом крестьян».
Некрасов всегда очень критически относился к своему творчеству. Он считал, что его произведения должны приносить обществу пользу и порой даже считал себя плохим поэтом, так как не верил в то, что его стихи способны разбудить людское сознание и способны хотя бы что-то изменить в их жизни.
Вот так вот, во время очередного «приступа» самокритичности, Некрасов в 50-х годах девятнадцатого столетия написал стихотворение «Муза», и предпринял попытку разобраться в причинах своего вдохновения.
Некрасов подчёркивает, что его муза — это не какая-то изнеженная и призрачная барышня, которая помогает ему тонко и остро видеть красоту окружающего нас мира. Нет, его муза – это «неласковая и нелюбимая », чьи узы порой тяготят его, но и в то же время именно она смогла открыть поэту глаза на реальный мир со всеми бедами и невзгодами простого народа.
Порой его муза звала «начать упорный бой» против тех тиранов, которые топят Россию в крови и слезах. Но это случалось нечасто и продолжалось недолго. Чаще его муза выглядела слабой и обессиленной, как и весь русский народ, который был порабощён и бесправен. А сама муза с «поникшей головой» шепотом просила его научиться прощать своего врага.
Некрасов так за всю свою жизнь и не смог понять суть таинственной души русского человека, которая с исконной славянской покорностью позволяла вечно угнетать себя.
К тому же, Николай Некрасов в своём произведении говорит о том, что он сам не может спорить со своей музой, которая научила его «почувствовать свои страдания» и «свету возвестить о них благословила».
Каждая строчка стихотворения наполнена размышлениями автора о источнике постоянного его вдохновения и творчества. Автор мечется между двумя абсолютно противоположными позициями. Чему посвятить своё творчество описанию возвышенных чувств или состраданию простому народу Но герой Тютчева в конце произведения всё-таки делает свой выбор и посвящает своё творчество тем. кто испытывает нужду в подобных песнях на земле.
Очень интересно представление Некрасова о музе. Царица поэтического вдохновения становится для Некрасова постоянной спутницей. Но она не забавляет его воспеванием красоты и великолепия мира. Нет, муза Некрасова — это «печальная спутница печальных бедняков».
Она скорбит вместе с поэтом, плачет от сострадания к судьбе несчастных людей. Муза зовет Некрасова к мщению, заставляет дать страшную клятву — посвятить свою жизнь служению людям. Стихотворение «Муза» заставляет читателя задуматься о том, как воспринимает поэт свой дар, какую обязанность берет на себя. В стихотворении «Элегия» есть такие строчки: Шепнула муза мне: — Пора идти вперед: Народ освобожден, Но счастлив ли народ.
Эти строки ясно показывают читателю, что своим долгом поэт считал постоянную борьбу за счастье народа: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру, неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем я спокоен… Поэт искренне переживает за судьбу простых людей. Муза заставляет поэта не только воспевать все прекрасное, что есть на свете. Прежде всего муза, богиня искусств, помогает Некрасову использовать свой поэтический дар для того, чтобы с особой реалистичностью и остротой показать картины народных несчастий, Как бы ни хотелось забыть все, что связано с судьбой народа, это невозможно.
Муза заставляет Некрасова с особым состраданием относиться к чужой беде. Короткое стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом» показывает, как поэт воспринимает музу. В данном стихотворении крестьянка сравнивается с богиней искусств и поэзии. Муза заставляет поэта забыть обо всем и воспевать то, что производит на все права защищены 2001-2005 него особое впечатление.
Муза заставляет иначе взглянуть на самые обыденные явления. Поэт называет крестьянку «сестрой Музы» именно потому, что ее образ заставил его с болью скорбеть о несчастной с\дьбе простой женщины. Крестьянка унижена, сцена ее избиения — яркий пример бесчеловечности и жестокости общества.
Правящий класс порабощает тело и души своих рабов. И многие относятся к этому совершенно спокойно. Только поэт искренен в проявлении собственных чувств.
Лучшие Темы сочинений
:
Муза Некрасова (на основе анализа нескольких стихотворений)
готовые бесплатные школьные сочинения по литературе и русскому языку. Все сочинения имеют авторский характер. Новый сборник школьных сочинений по литературе и сюжетов произведений. Опубликовано со специалистами филологических факультетов университетов города Москвы в поддержку выпускников школ. Русскоязычные темы WP изложений.
Топ вопросов за вчера в категории Литература
Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.
Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч
Ответов: 1
Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.
Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы
Ответов: 2
Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.
Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта
Ответов: 1
Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.
Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!
Ответов: 1
Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.
Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов
Ответов: 2
Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.
1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен
Ответов: 1
Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.
Правильним є твердження: «Балади …
Ответов: 1
Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.
Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н
Ответов: 1
Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.
Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко
Ответов: 1
Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.
Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям
Ответов: 1
Поэт и гражданин
Творчество Николая Алексеевича Некрасова открыло новую эпоху в развитии русской литературы девятнадцатого века. Некрасов обозначил целый ряд смысловых направлений, которых до него просто не было
Поэт был одним из первых, кто смог обратить внимание своего читателя в сторону простого русского труженика. Его поэзия проникнута ярким гражданским чувством
Для более глубокого понимания творческого метода поэта лучше всего проанализировать некоторые его произведения, которые принято считать ключевыми. К таковым, безусловно, относится стих Некрасова «Муза», датированный 1852 годом. В определённом смысле он является программным. В этом раннем произведении впервые обозначены образы и смыслы, которые пройдут через всё последующее творчество поэта.
Анализ стихотворения Некрасова «Муза»
В этом пространном тексте поэт размышляет об и творчества. Здесь явственно обозначены два противоположных начала, к которым тяготеет вдохновение поэта — устремление в заоблачные выси и сострадание простым скромным людям, которые далеки от небесных сфер. И лирический герой стихотворения от имени поэта делает свой окончательный выбор в пользу тех, кто нуждается в его песнях на земле. Образ Музы Некрасова предстаёт в его стихотворении в виде «… вечно плачущей и непонятной девы». Вдохновляемый ею поэт безраздельно окунается в водоворот и кипение земных страстей. Он находит своё призвание в том, чтобы в первую очередь быть услышанным земными людьми, а не заоблачными ангелами. Взгляд сквозь эту аллегорию на всё последующее творчество поэта полностью подтверждает сделанный им в молодости выбор.
На улицеСтихотворение Николая Некрасова
1 ВОР Спеша на званый пир по улице прегрязной, Вчера был поражен я сценой безобразной: Торгаш, у коего украден был калач, Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач И, бросясь от лотка, кричал: «Держите вора!» И вор был окружен и остановлен скоро. Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья, моленья и испуга. Пришел городовой, подчаска подозвал, По пунктам отобрал допрос отменно строгий, И вора повели торжественно в квартал. Я крикнул кучеру: «Пошел своей дорогой!» — И богу поспешил молебствие принесть За то, что у меня наследственное есть.
2 ПРОВОДЫ Мать касатиком сына зовет, Сын любовно глядит на старуху, Молодая бабенка ревет И все просит остаться Ванюху; А старик непреклонно молчит: Напряженная строгость во взоре, Словно сам на себя он сердит За свое бесполезное горе. Сивка дернул дровнишки слегка — Чуть с дровней не свалилась старуха. Ну! нагрел же он сивке бока, Да помог старику и Ванюха. 3 ГРОБОК Вот идет солдат. Под мышкою Детский гроб несет детинушка. На глаза его суровые Слезы выжала кручинушка. А как было живо дитятко, То и дело говорилося: «Чтоб ты лопнуло, проклятое! Да зачем ты и родилося?» 4 ВАНЬКА Смешная сцена! Ванька дуралей, Чтоб седока промыслить побогаче, Украдкой чистит бляхи на своей Ободранной и заморенной кляче. Не так ли ты, продажная краса, Себе придать желая блеск фальшивый, Старательно взбиваешь волоса На голове давно полуплешивой? Но оба вы — извозчик дуралей И ты, смешно причесанная дама,- Вы пробуждаете не смех в душе моей Мерещится мне всюду драма.
Н.А.Некрасов. Сочинения в трех томах.Москва: Государственное изд-вохудожественной литературы, 1959.
Анализ стихотворения «На Волге» Николая Некрасова
Характерная черта творчества Н. А. Некрасова — ярко выраженная гражданская позиция. Даже в чисто лирических стихотворениях он никогда не забывал о главной цели своей жизни — освещению страданий простого народа. В 1860 г. Некрасов написал поэму «На Волге», в которой детские воспоминания тесно переплетаются с болью за каторжную участь бурлаков.
Поэма начинается вполне нейтрально: автор с грустью вспоминает о своем детстве, проведенном на берегу Волги. Он сожалеет о том, что покинул эти милые сердцу родные места. Некрасов признает, что главной причиной было стремление к борьбе, неприятие тихой и спокойной жизни. Излишне самокритично звучит строка «жизнь напрасно я убил». Поэт многим открыл глаза на истинное положение простого народа.
Далее Некрасов описывает свой неугомонный и бесстрашный характер. В качестве примера он приводит свою ночную прогулку с целью увидеть настоящих чертей, которыми его пугала няня. В этом стремлении добраться до истины можно увидеть задатки будущего реализма Некрасова.
Вернувшись на берег Волги в зрелом возрасте, поэт с нежностью наблюдает за ее великим неуклонным течением. Его сердце успокаивается и отдыхает от суеты большого города. Внезапно идиллия нарушается прозвучавшими стонами. Автор замечает бурлаков и вспоминает о своей первой детской встрече с ними. Когда-то давно вид измученных людей, тянущих свою лямку, испугал и поразил мальчика. Никто не объяснил ему значения увиденного, лишь няня уговаривала больше не гулять по берегу. Но своенравный ребенок вернулся на Волгу и был вновь поражен тем, что в его сознании река стала совершенно иной. Вероятно, Некрасов преувеличивает, утверждая, что именно тогда назвал Волгу «рекою рабства и тоски». Но несомненно, что вид невыносимого бурлацкого труда произвел на него огромное впечатление.
В финале произведения Некрасов подводит неутешительный итог. Прошло много лет, а на берегах Волги по-прежнему звучат душераздирающие стоны. Несколько поколений бурлаков также занимаются непосильным трудом, получая за это жалкие гроши. Выхода из создавшейся ситуации нет. Тяжелая работа дает единственные средства к выживанию. Однообразие чисто механических действий накладывает на людей отпечаток вечной покорности своей судьбе. Стоны перемежаются лишь такими же однообразными бурлацкими песнями «с болезненным припевом «ой!»». Поэт с горечью отмечает, что молодые здоровые люди быстро растрачивают свои силы и в конце концов погибают на берегу великой реки.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения «Накануне светлого праздника» Некрасова
Стихотворения Некрасова, написанные для детей, глубоко народны и наполнены метафорами. В них поэт использует все фольклорные элементы: прибаутки, сказания и притчи. Его стихи любимы детьми и переведены практически на все языки народов СНГ.
В стихотворении Некрасова Н.А. «Накануне светлого праздника» (написанное в 1873г.) повествование ведётся от лица автора. Жанр произведения можно назвать «дорожным впечатлением». Автор в самом начале указывает на место действия — город Ростов. Состоит произведение из трёх частей: первая — это описание долины с озером и стоящей на берегу церковью, вторая — встреча с простыми людьми, возвращающимся домой на Пасху, третья — вид нарядной толпы, спешащей к церкви на праздник.
Стихотворение привлекает читателя своим точным изображением рабочих людей – красильщиков, кузнецов, пильщика, портного. Все они стремятся в родные края с желанием отдохнуть в священный Пасхальный праздник:
Автор передал читателю восхищение силой народной единой массы, шествующей ко всенощной. Люди шли в сумерках, держа в руках пучки горящей соломы, их становилось всё больше и больше:
Всё произведение проникнуто любовью и уважением к простому рабочему люду, который умеет ударно работать, а потом пойти праздновать Пасху. Для Некрасова было отрадным видеть такое единство людей, их стремление быть вместе в день церковного празднества. Для него это событие явилось поистине чудесной картиной.
Само повествование кажется незамысловатым. Разговорную интонацию передаёт 2-стопный амфибрахий. В каждом четверостишии рифмуются только 2-я и 4-я строчки, что напоминает по звучанию устную речь. Но детям проще воспринимать такое несложное по строению произведение и сосредоточится на его образах.
Описание природы немногословно и лишено подробностей. Все силы автор сосредоточил на людях, их настроении и предчувствии радости от Светлого Христова праздника. Читатели вовлечены в увлекательную игру — как узнать, кто по профессии каждый идущий человек? Автор даёт подсказки: выпачканный охрой нос, пилы в руках, плоская фуражка. Такие разные люди становятся единым фронтом в своём желании поскорее добраться до родных деревень. И это настроение умиротворения и ожидания греют душу Некрасова и всех его читателей.
Отображение в своих произведениях быта крестьян и их детей можно назвать визитной карточкой Некрасова. Поэт воплотил в своём произведении упоение миром и радость от самой жизни. Во всех стихотворениях Н.А. Некрасова для детей воплотилось его главное творческое кредо: «Важен стиль, отвечающий теме». Стихотворение «Накануне светлого праздника» было последним у автора и вошло в сборник «Русским детям», выпущенный после смерти поэта в 1881 году.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Анализ стихотворения Некрасова «Гробок»
Период с 1848 по 1855 год в истории Российской империи получил название «мрачного семилетия». Это время отмечено настоящим цензурным террором. Николай I и его приближенные были настолько напуганы революционными событиями во Франции, что стали с утроенной энергией преследовать либеральную литературу и журналистику. Трудно пришлось Некрасову, пытавшемуся всеми силами сохранить репутацию «Современника», которым он руководил.
Сильнейшим ударом обернулась для него смерть Белинского. Сатирическое творчество Николая Алексеевича отошло на второй план. В соавторстве с Панаевой он написал два романа. Также к периоду «мрачного семилетия» относятся некоторые стихотворения «панаевского цикла», размышления о назначении и смысле собственной творческой деятельности. В 1850 году на свет появилась небольшая серия произведений «На улице», представляющая собой беглые зарисовки. Некрасов в четырех коротких стихотворениях зафиксировал свои уличные впечатления.
«Гробок» — третья история цикла «На улице». В восьмистишии рассказывается о солдате, который под мышкой несет детский гроб. На глазах его – слезы. При этом пока дитятко было живо, относились к нему родители далеко не лучшим образом, часто повторяя: «Чтоб ты лопнуло, проклятое! Да зачем ты и родилося?». Скорей всего, слова подобные произносились не от хорошей жизни. В императорской России довольно часто среди простого народа встречались ситуации, когда детей в семье рождалось много. Прокормить их всех не позволяло сложное финансовое положение. Поэтому ребятишки нередко становились обузой. По интонации, выбранной Некрасовым, становится понятно, что он искренне сопереживает герою своего стихотворения, жалеет его
Обратите внимание: поэт называет служивого ласковым словом «детинушка»
Последнее произведение цикла «На улице» «Ванька» завершается следующей примечательной строкой: «Мерещится мне всюду драма». Эти слова – немного измененная цитата из очерка Герцена «Капризы и раздумья» (в оригинале – «За каждой стеной мне мерещится драма»). Они выступают в роли своеобразного эпилога ко всему циклу и эпиграфа к последующей лирике Николая Алексеевича, посвященной городской жизни низших слоев населения. При помощи них Некрасову удается усилить и без того тягостное впечатление, которое производят стихотворения из серии «На улице» на читателей.
Сочинения по темам:
Анализ стихотворения Некрасова «Ни стыда, ни состраданья» Некрасов известен в первую очередь как поэт, наибольшее внимание в творчестве уделявший социальной тематике. Множество произведений посвятил он тяжелому существованию.
Анализ стихотворения Некрасова «Возвращение» В мае 1864 года Некрасов отправился за границу, путешествие его продолжалось порядка трех месяцев, причем большую часть времени он прожил.
Анализ стихотворения Некрасова «Пускай мечтатели осмеяны давно» На протяжении практически всего творческого пути Некрасова современники называли его стихотворения слишком прозаичными
Кроме того, любители поэзии делились на два.
Анализ стихотворения Некрасова «Когда из мрака заблужденья» Любовь в интимной лирике Некрасова редко преподносится как счастье. Практически всегда рядом с ней соседствуют слезы, тоска, ссоры, ревность, взаимные.
Анализ стихотворения Некрасова «Коробейники» Первое пореформенное лето было проведено Некрасовым, как обычно, — в кругу своих друзей в городе Грешнев. Осенью же поэт возвращается.
Анализ стихотворения Некрасова «Памяти Белинского» Некрасов и Белинский симпатизировали друг другу еще до личного знакомства. Оба они занимались критической деятельностью и нередко совпадали во мнениях.
Анализ стихотворения Некрасова «В полном разгаре страда деревенская» Мать Некрасова – Елена Андреевна Закревская – вступила в брак, не получив согласия родителей. Они не желали отдавать умную и.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Некрасова «Гробок»
Анализ «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» Некрасов
«О Муза! Я у двери гроба!» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.История создания
Стихотворение «О Муза! Я у двери гроба!» написано в 1877 г. Оно считается последним стихотворением Некрасова, по воспоминаниям его родной сестры. Стихотворение — жизненный итог и поэтическое завещание писателя. Опубликовано оно в «Отечественных записках» № 1 за 1878 г.
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза!..» Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза!..» – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.
Путь к свободе
Анализ стихотворения Некрасова «Муза» после его написания свидетельствовал только о выбранном поэтом направлении в развитии своего творчества. Но он и близко не мог предполагать того общественного резонанса, который способно вызвать поэтическое творчество. Своей поэзией Николай Некрасов разбудил в обществе силы, которые, как и его самого, не устраивал существующий порядок вещей. Разумеется, он был не одинок в своих стремлениях. Мощный подъём российского общественного движения привёл к радикальным изменениям в сложившихся веками устоях российского общества. Под сильным давлением снизу в 1861 году был отменён такой средневековый пережиток, как крепостное право. Это было грандиозным событием русской истории, но, по свидетельствованиям самого поэта, не принесло народу ожидаемого счастья и всеобщего процветания. Но всё последующее движение общественной мысли вдохновлялось, помимо прочего, поэзией Некрасова и его последователей. Преданными поклонниками и читателями поэта были практически все русские революционеры и прогрессивные общественные деятели.