Александр пушкин 📜 истина

Жанр, направление, размер

В стихотворении «Пророк» чувствуются возвышенность, торжественность и патетика, что свойственно такому литературному жанру, как ода. Оно написано четырехстопным ямбом, что тоже характерно для оды. Поэтому данное произведение можно отнести именно к ним, однако некоторые считают «Пророка» элегией, так как в нем затронута вечная, неразрешимая тема, и даже притчей, исходя из библейской тематики сюжета. Поэтому в отношении «Пророка» многие употребляют термин «философская лирика».

Обычно творчество Пушкина относят к романтическому и реалистическому направлениям, однако в данном случае речь идет, скорее, о классицизме. Философская лирика здесь раскрывается через интерпретацию библейского сюжета при помощи торжественного стиля и старославянизмов. Но в лирическом герое есть черты романтического персонажа – он в одиночестве блуждает по пустыне, ища ответы на свои вопросы и убегая от общества.

Анализ стихотворения Пушкина «Истина»

Стихотворение «Истина» было создано А. С. Пушкиным в 1816 году, по крайней мере, именно эта дата указана в лицейской тетради поэта. При жизни литератора произведение не публиковалось. Впервые оно было напечатано В. А. Жуковским в посмертном издании сочинений Александра Сергеевича в 1841 году.

В этом ироничном произведении юный стихотворец обыгрывает два античных изречения, которые касаются источника правды. Одно из них принадлежит древнегреческому философу Демокриту, который рассуждал о непознаваемой природе всех вещей в мире и произнёс фразу «Истина лежит на дне глубокого колодца». Философ имел в виду, что все человеческие знания об окружающем мире являются мнениями и представлениями, но не отражают главного, а потому истинная суть вещей скрыта в бездне неизвестности.

Но многие другие философы не соглашались с таким выводом и самонадеянно продолжали поиски правды.

Именно этот сюжет представлен в первой строфе стихотворения. Автор представил древних мыслителей в виде весёлых мудрецов, которые силятся разгадать тайны бытия с помощью простых решений. Несмотря на патетичные эпитеты, например, «мудрые», «забытых истины следов», читатель может почувствовать, что на самом деле поэт иронизирует. Автор использует усиленную рефреном тавтологию «долго, долго толковали … толки стариков», чтобы подчеркнуть комичность ситуации. Чего стоит измышление, оформленное в виде прямой речи:
… «Истина нагая
В колодезь убралась тайком»…

И вот к какому выводу приходят премудрые философы в ходе своих изысканий: чтобы обнаружить истину, нужно выпить воду из колодца. Поэт вкладывает в их уста радостный крик «Здесь её найдём!», хотя понятно, что почтенному кругу учёных мужей совсем не пристало горланить на всю округу.

Вторая строфа образно раскрывает происхождение изречения «Истина в вине», которое принадлежит древнеримскому писателю Плинию Старшему. Здесь автор описывает, как некий философ, устав от шума и воды, обратился к другому напитку – вину:
Но кто-то, смертных благодетель
(И чуть ли не старик Силен)…

Речь, вероятно, идёт о древнегреческом философе Силене Калатинском. Поэт называет его «смертных благодетель», подчёркивая тем самым, что тот спас человечество от чрезмерного употребления воды

В данном фрагменте стихотворения ирония тоже заметна: этого героя поэт награждает эпитетом «важной глупости свидетель», то есть толпа философов-водохлёбов для автора – не более чем напыщенные скудоумцы

Автор заканчивает стихотворение перифразом знаменитого изречения:
Подумал первый о вине
И, осушив до капли чашу,
Увидел истину на дне.

Интересно, что к аналогичному выводу придёт впоследствии и лирический герой «Незнакомки» Александра Блока, установив тем самым преемственность поколений в русской поэзии.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Против власти

Поэт потом сокрушался, что в это время он пребывал в ссылке, ведь он тоже принял бы участие в восстании декабристов. Пушкин очень болезненно переживал казнь своих друзей, что и обсуждают на уроках в классе. Произведение «Пророк» стало своеобразным отзывом на это происшествие.

Этими стихотворениями поэт хотел донести, что он пишет только потому, что хочет этого, а не по велению государственных деятелей. Он также вполне справедливо полагал, что имеет право на собственное мнение. Каяться же в своих прегрешениях он станет только перед Господом. Если кратко, то Пушкин считал, что никакие земные власти не имеют права его судить.

Особенности лексики. Церковнославянизмы в стихотворении «Пророк».

Основа «Пророка» — церковнославянская и книжно-поэтическая лексика, создающая вместе с другими средствами (синтаксическими, метрическими, звуковыми) поэтически-возвышенный тон повествования. Мы не найдём у Пушкина другого стихотворения, столь насыщенного лексикой такого рода. Случайно ли это?

Время написания «Пророка» — период творческой зрелости Пушкина. Если в ранней поэзии старославянизмы используются им в версификационных целях, то, как пишет С.И. Ильинская, «после 1822-1823 гг

стали приниматься во внимание смысловая сторона и их стилистическая окраска»

Пушкин использует в стихотворении старославянизмы разной стилистической яркости и употребительности: есть такие часто встречающиеся, как перст, уста, десница, глас, вещий, и такой сравнительно редкий архаизм, как глагол («слово, речь»).

Церковнославянизмы в стихотворении особым образом дифференцируются: лексика, придающая повествованию библейский колорит; грамматические формы, которые создают повествовательно-риторический тон, близкий к библейскому сказанию; символика церковно-религиозного плана.

Следует сказать ещё об одной особенности «Пророка»: многие слова стихотворения уникальны, ибо встречаются два-три, а порой и один раз в произведениях Пушкина. Один раз в огромном наследии поэта встречаются: празднословный, отверзлись, подводный, прозябанье, водвинуть, гад; два раза: орлица, перепутье; три раза: жало, горний, глагол (в значении «слово, речь» — два раза). Редко встречаются и слова влачиться, зеница, внять, дольний, отверстый, воззвать, исполниться (в значении «наполниться, проникнуться чем-то»).

Лексика стихотворения отличается большой образностью, и образная система его поэтому особенно сложна и необычна. Слова типа пустыня, духовный, пророк совмещают в себе как бы два плана, два смысла – библейский и житейский. И эти два смысла слиты здесь, в этом поэтическом контексте, в некое синкретическое единство. Пророк – это и пророк, и поэт; пустыня – это и место уединения, отдалённое от центра, и мир, лишённый божественного начала, света и т.д.

Критика

Стихотворение написано от первого лица, главный герой является поэтом, все непрозрачно намекает на то, что, говоря о предназначении литератора и актуальности поэзии, Пушкин подразумевает самого себя. Многие современники автора решили, что он возгордился, упоминая о божьем избранничестве

Однако автор не ставил целью в своем произведении восхвалять себя, а лишь хотел обратить внимание поэтов на лежащую на них ответственность. И, как показывает биография и творчество Пушкина, он не переоценивает серьезность поэзии, а всего лишь относится к ней с должным уважением и почтением

Несмотря на некое неодобрение со стороны современников, считающих классика высокомерным, Пушкин только доказывает серьезный подход к делу всей своей жизни, что, к сожалению, способен сделать не каждый поэт.

История написания

Несколько месяцев Пушкин ждал от императора решения своей судьбы. И, когда фельдъегерь неожиданно увозил его из Михайловского, поэт успел захватить антиправительственное сочинение, которое привез в Москву. Собираясь в Кремлевский дворец, в случае неблагоприятного исхода, поэт хотел вручить Николаю I это стихотворение. Но благосклонный прием императора заставил его забыть о своем намерении.

Изначально стихотворение в списке 1827 года значилось как «Великой скорбию томим». Заглавие «Пророк» сочинение Пушкина получило при публикации в «Московском вестнике» в 1828 году. Как станет видно из анализа, стих «Пророк» Пушкина — это глубокие переживания самого поэта, когда жизнь поставила его перед необходимостью выбора своего предназначения, а не просто стилизация Библии или Корана. По словам самого поэта, стихотворение воплощает образ истинного поэта и его высшее призвание.

Очевидна соотнесенность стихотворения с Кораном, где Магомеду явился архангел Гавриил и очистил сердце пророка от скверны, вынув его и наполнив знанием, верой и пророческим светом. Некоторые пушкинисты утверждают, что в основу стихотворения лег сюжет книги пророка Исайи. Ясно одно, что поэта сильно потрясла жестокая расправа над участниками восстания, из которых сто двадцать человек были сосланы в Сибирь, а пять человек повешены, в их числе были близкие друзья поэта Рылеев и Пестель. Казнь состоялась 13 июля, а стихотворение появилось 24 числа того же месяца.

Система образов

Центральный образ – шестикрылый серафим. Именно он является лирическому герою произведения, когда тот, томимый духовными поисками, оказывается на перепутье.

Ангел ведет себя совсем непривычно: он совершает с путником страшные действия, благодаря которым тот открывается господу и получает возможность нести божественную истину людям.

Кстати, перепутье тоже глубоко символичный образ. Это тот самый выбор, который совершает любой творец. Он оказывается у места, на котором еще не поздно повернуть назад, но именно тогда появляется божественный посланник.

Теперь уже обратной дороги нет, и как бы не реагировало общество, истинный пророк будет говорить, не боясь наказания. Таков его выбор и таково его предназначение.

Жанр и направление

Стихотворение наполнено энтузиазмом и торжественностью, а миссия действующего персонажа похожа на божью. Нельзя сказать, что «Пророк» — обычное романтическое произведение. Жанровое своеобразие более глубокое, таинственное, за счёт чего можно утверждать, что это ода.

При прочтении пушкинской работы появляется ощущение, что автор делал упор на сюжетную составляющую, нежели на форму написания. В сравнении с другими произведениями, «Пророк» состоит из одной строфы, используются несколько типов рифмовки. Размер — четырёхстопный ямб. Возрастающий ритм придаёт возвышенности стихотворению, немногие авторы способны на такой способ передачи предназначения.

Средства художественной выразительности

Большое внимание при создании стихотворения Пушкин уделяет лексике. Автор – настоящий профессионал своего дела, и в качестве доказательств мы можем обратить внимание на такие слова, как «пустыня» или сам «пророк»

Это слова, содержащие в себе не один смысловой оттенок, ведь под пустыней, прежде всего, мы понимаем место отчуждения, что, кстати, тоже воплощено в произведении. Но в то же время в пустыне герой ищет духовное уединение и приобретает божественную сущность. А что касается пророка, под этим словом понимается как и сам пророк, так и поэт. Поэтому уникальность подобранных Пушкиным слов – неоспоримое доказательство того, что он, как и его лирический герой, словно был избран свыше, чтобы продемонстрировать окружающим поэзию.

Еще одна особенность «Пророка» — большое количество шипящих звуков. Однако, что касается изобразительных средств, здесь автор снова достаточно достойно себя проявил. Стихотворение насыщено метафорами, например, «глаголом жги сердца» или «неба содроганье». Многочисленные эпитеты, такие, как «пустыня мрачная», «жало мудрыя змеи», придают возвышенности произведению. Пушкин обогатил «Пророка» различными тропами, так же он прибегал и к сравнениям для того, чтобы ярче выразить идею стихотворения («как у испуганной орлицы», «как труп»).

И, конечно, стоит обратить внимание на использованные автором старославянизмы («уста», «вещий»). Если учитывать, что Пушкин создавал стихотворение по задумке библейской легенды, то вся картина складывается воедино из мельчайших и хорошо продуманных лексических частей

Вариант 2

В этом стихотворении Пушкин обращается к юному собрату по перу, хотя тот не совсем поэт, а «артист». Смысл в том, что если у тебя нет настоящего дара, то не нужно пополнять ряды графоманов. Тем более, что у поэтов нет достатка и спокойствия в жизни.

Стихотворение – речь поэта, но прерывается она реакцией слушателя, которую комментирует автор. Например: «Кажется, задумался». И даже словами оппонента. «Диалог» получился живым и убедительным. Александр Сергеевич приводит аргументы, которые должны убедить собеседника идти в поэты, только если он без сочинения стихов никак не может. И даже готов пойти на жертвы ради них!

Здесь много отсылок – к произведениям классическим Древней Греции, например. (Без сносок и словаря древностей просто не обойтись!) Боги действуют – смотрят на «поэтов», неодобрительно качают головой, устраивают им испытания… Тут упомянуты и великие поэты, среди которых Державин, и стихоплеты — графоманы. Пушкин приводит в пример творцов, которые закончили жизнь в нищете как предупреждение начинающему поэту, который мечтает о богатстве. Слава ведь не всегда идет под руку с последним. Кроме того, поэты навсегда теряют покой.

Автор использует много торжественной лексики. К примеру: стезя, служитель, довольство, пиит, страшиться… Также – устаревшие формы: чернилы, плесть, сокрыт, сколь, покойно, мраморны, наг, пиит. Как образ через стихотворение проходит волшебная свирель – символ поэзии. Пушкин предлагает оставить её неумелым поэтам.

Пушкин сам пишет в тексте, что это сатирическое стихотворение. Остроумны замечания Пушкина о том, что, к примеру, поэта знают все, а деньги дают только журналы, где он напечатает свои стихи.

Часто он обращается к своему собеседнику, иногда с большим чувством – с восклицательным знаком. Образ поэта-недоучки несколько раз появляется в поэме. В тексте даже есть стихотворная история (легенда) о напившемся священнике. Это сделано в ответ на упрек собеседника, что аргументы Пушкина не соответствуют его образу жизни. Если уж так плохо быть поэтом, то посему сам Пушкин не бросает это занятие?

В финале поэт сам себя останавливает, ведь с его фантазией он мог бы ещё придумать множество примеров. Но как мораль предлагает собеседнику просто сделать выбор. Но тут ещё совет, где Пушкин подводит всей своей речи итог. Это слова показывают, что всё-таки хорошо быть прославленным поэтом, но лучше быть спокойным человеком.

10 класс

Анализ стихотворения К другу стихотворцу по плану

История создания

Данное стихотворение имеет печальную историю создания. После восстания декабристов, произошедшего зимой 1825 года, над его зачинщиками был устроен суд. Многих виновных сослали на вечную каторгу в Сибирь, среди них оказался и лицейский друг Александра Сергеевича Иван Иванович Пущин. Других же постигла участь ужаснее: смертная казнь.

Многие исследователи полагают, что казненные декабристы воспринимались великим гением как пророки – люди, видящие правду и не боящиеся пострадать за нее.

Опубликованное в 1828 году, стихотворение было весьма холодно встречено критикой. Многие решили: Пушкин совсем зазнался и превознес себя над обычными людьми. Однако на самом деле так поэт выражал свою скорбь.

Анализ стихотворения «Вновь я посетил…» А.С. Пушкина

Все произведения А.С. Пушкина лиричны и наполнены живой мыслью и ярчайшими образами. Она состоит из лучших и добрых эмоций и чувств. Осенью 1835 года Александр Сергеевич создал стихотворное произведение «Вновь я посетил…», которое стало философским рассуждением. Это своего рода пример реалистического лирического произведения.

Известно, что тридцатые годы стали для великого поэта довольно сложными, но даже, несмотря на это, именно в этот период происходит расцвет его таланта, как лирика и поэта. В этот жизненный период он захотел уединиться от всего мира и, сославшись, на неотложные хозяйственные дела, уезжает в свое имение в Михайловском. Здесь и было создано его замечательное стихотворение «Вновь я посетил…». Его произведение перекликается с темами и других поэтов: Е. Баратынского, В. Жуковского.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей

Связаться с нами:

Стихотворное произведение Пушкина «Вновь я посетил…» построено в виде лиричного и задумчивого монолога-размышления, в котором поэт говорит о местах, которые так близки ему сердцу, где он, находясь в ссылке, провел здесь целых два года. Вспоминает он и свою няню, но эти строки звучат печально, так как ее уже нет. Он понимает, что прошлого уже не вернуть, поэтому поэт смотрит вокруг себя и замечает, что происходят перемены, которые касаются не только мира вокруг, но эти перемены происходят и в нем самом.

Свое стихотворное произведение Пушкин пишет пятистопным ямбом, но литературная рифма отсутствует. Таким способом он пытается показать, что его стихотворение — это размышления о жизни человека и его смерти. Композиционно стихотворение делится на пять частей. Каждая часть, кроме третьей начинается полустихом. И каждая часть, кроме второй, полустихом и заканчивается.

Несмотря на то, что все стихотворение связано одной главной мыслью, но у каждой части своя тема. Первая часть посвящена михайловской роще и возвращению в эти места самого поэта. Следующая часть — это память о любимой няне, о ее родном домике. Третья —это описание холма и озера, глядя на которые в памяти поэта всплывают берега, и волны. Четвертая глава посвящена молодой роще, где стоит одинокие три сосны. Пятая часть содержит обращение поэта к молодому поколению. Сюжет стихотворения повествует о времени, которое быстро исчезает, о том, как человек связан с миром природы, о том, что одно поколение сменяет другое. В стихотворение есть и поэтические мотивы: дороги, грусти и изгнанничества — «провел изгнанником», воспоминаний, утраты, перемен, обновления и молодость.

Природа в стихотворении необходима для того, чтобы показать образ лирического героя, его мысли, воспоминания и переживания. Лирический герой полностью отражает мысли поэта. Но это произведение Пушкина не только лирическое, но и глубоко философское. В нем Александр Сергеевич грустно показывает, что уходит прошлое, и на смену ему приходит «младое» и «незнакомое». Идея этого произведения состоит в том, что человек — это тоже часть природы, и их невозможно разделить. Основная тема этого произведения — это время, которое бежит без оглядки. И если меняется время, то, соответственно, меняется и сам человек.

Стихотворение «Вновь я посетил» написано в жанре элегии. При чтении ритм произведения таков, что возникает много внутренних пауз. Начало стихотворения с укороченной строки помогает создать впечатление того, что поэт продолжает тот разговор, который уже был когда-то начат. Рифма в стихотворном тексте Пушкина отсутствует.

Среди фонетических особенностей стихотворения «Вновь я посетил» передача поэтом различных звуков. Например, читатель может услышать шаги няни. Создается это при помощи аллитерации: «Уже старушки нет — уж за стеною не слышу я шагов ее тяжелых». Использует Александр Сергеевич и ассонанс: «вечор еще бродил я в этих рощах».

Поэт использует и различные художественно — выразительные средства речи. Так, «младая роща» — это олицетворение, которое превращает его в символ и молодого поколения. Эпитетов в тексте много: «убогий невод», или «кропотливого ее дозора», или «опальный домик» и другие. Это стихотворение имеет и свои лексические особенности. Так, в нем Пушкин для яркости и выразительности использует славянизмы: «младая», «главу».

Центральной темой стихотворения Пушкина «Вновь я посетил…» становится время, которое без жалости и сожаления бежит вперед, но оно-то и лишает человека самого ценного — свободы. Странно и то, что во всем тексте нет ни одного вопросительного предложения. Произведение Александра Сергеевича — пример его философской лирики, которое носит реалистичный характер. Но это стихотворение поэта при его жизни не печать не вышло.

Краткий анализ стиха «Пророк» Пушкин А. С.

Вариант 1

Стихотворение «Пророк» одно из многих произведений, которое написано в Михайловском в 1826 году. Автор затронул в нем тему философии. Каждый человек не раз задумывался, зачем и для чего он живёт, вот и у А.С Пушкина возник такой вопрос, ответом на который было его произведение «Пророк».

А. С. Пушкин написал стихотворение в жанре оды

Это ещё больше показывает, что произведение немаловажно для нас.  Пушкин говорит этим произведением всему миру, что он достоин быть поэтом.  Он указал, что стихотворение должно иметь определенную цель. Основное назначение — излагать правильные мысли

И опять же, стихотворение «Пророк» относится к теме декабристов. Если сравнить его с другими произведениями, то тут Пушкин призывает помогать, а не оставаться в тени.

Многие поэты, которые жили в одно время с А.С Пушкиным, критикуют и стихотворение, и автора, они считают, что поэт много о себе возомнил в этом произведении.

Но поэт не хочет произвести никакого внимания на себя, и тем более, ему не нужно показываться высокомерным. Этим произведением А.С Пушкин доказывает, что он изменился, и как будто заново родился.  Автор хочет, чтобы каждое его стихотворение было похоже на это, потому что в нём таится скрытый смысл и величайшая слава.

Вариант 2

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей. Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного. Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло.

Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера. Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора — боль от потери близких друзей и протест.

Вариант 3

Пророк – это известное стихотворение Пушкина, которое он написал в 1826 году. Поводом для его написания стал ряд событий, которые сильно повлияли на поэта. Массовые гонения, частые ссылки заставили Пушкина взять слово и высказать свое мнение по поводу всего происходящего.

Если описывать стих по плану, то первый этап – это бедственное состояние путника, который нуждается в помощи. Второй этап – это появление серафима. Он очищает путника от греха, открывает ему глаза. Третий этап – это обращение к пророку, который должен очистить мир от грехов. Тема стихотворения Пророк делится на 2 части.

Первая тема – это преображение человека. Вторая тема – тяжелая миссия пророка. Сам Пушкин верил в то, что однажды придет пророк, который будет судить людей. Особенно это относится к правительству, которое допускает различные преступления. Для поэта это был личный вопрос, так как в то время он и его друзья постоянно страдали от репрессий и ссылок. Повторения и контрасты – это средства, который автор использует для единства мысли. Он хочет точно донести свое видение читателю.

Также есть много сравнений. Они нужны, чтобы лучше понять общую картинку. Ведь откровение о пророке довольно сложное. Читатель не сможет увидеть то же самое, если не будет идти за подсказками. Размер стиха Пророк – 4‑стопный ямб. Оно очень медлительное. Мучения передаются с помощью множества шипящих звуков. Удивительно, что здесь есть все виды рифмовок. Это значит, что поэт больше старался передать свое откровение, чем следил за четкой рифмой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: