«Рюи Блаз» краткое содержание
«Рюи Блаз»
(фр.Ruy Blas ) — романтическая драма в пяти действиях, написанная александрийским стихом, французского писателя Виктора Гюго, написанная в 1838.
«Рюи Блаз» краткое содержание
Основной сюжет пьесы строится вокруг интриги, которую задумал министр полиции дон Саллюстий де Базан, чтобы отомстить королеве. Дон Саллюстий де Базан соблазнил фрейлину королевы и отказывается на ней жениться. Королева с презрением увольняет его и отправляет в изгнание. Дон Саллюстий предлагает своему кузену — дону Сезару де Базану — благородному разбойнику, скрывающемуся от закона — покровительство и деньги в обмен на услугу: тот должен соблазнить королеву. Дон Сезар с возмущением отказывается: хотя он промотал состояние и стал разбойником, но он отказывается оскорбить королеву и женщину. В результате разговора двух кузенов дона Сезара де Басана арестовывают по приказу дона Саллюстия и отправляют на галеры. Один из слуг дона Саллюстия, Рюи Блаз — молодой человек, недавно закончивший университет, как две капли воды похож на его кузена. Дон Саллюстий вводит Рюи Блаза под видом своего кузена дона Сезара де Базана в высшее общество и приказывает слуге добиться расположения королевы. Рюи Блаз, давно и безнадёжно влюблённый в королеву, соглашается.
Донья Мария Нейбургская — молодая королева Испании — очень одинока в Мадриде, ей нелегко даётся суровый испанский этикет, она чувствует себя во дворце погребённой заживо. Муж равнодушен к ней уже давно, тем не менее, однажды на своей любимой скамейке в парке она видит букет своих любимых фиалок, напомнивших ей о родном Нейбурге. Королева теряется в догадках, кто может знать в Мадриде о её любимых цветах и кто принёс сюда этот букет, она позволяет себе немного помечтать о молодом незнакомце. И когда королеве представляют дона Сезара де Базана, недавно прибывшего ко двору, королева влюбляется в молодого привлекательного дворянина, назначает его министром, осыпает почестями. На протяжении шести месяцев фаворит королевы успешно занимается политикой и проводит ряд политических реформ, вызывающих одобрение народа и недовольство знати, опасающейся за свои привилегии и богатства. Обо всём происходящем при дворе дону Саллюстию докладывает его приближённый. Выждав необходимое время в изгнании, дон Саллюстий возвращается в Мадрид.
Королева получает письмо якобы от своего возлюбленного с просьбой о помощи. Под покровом ночи Мария покидает дворец, направляясь в особняк де Базана, где её уже поджидает дон Саллюстий и вынужденный присутствовать Рюи Блаз. Дон Саллюстий раскрывает маскарад Рюи Блаза и унижает его. Королева сначала отказывается верить, но Рюи Блаз вынужден подтвердить, что это правда: он согласился присвоить чужое имя, чтобы иметь возможность приблизиться к ней. Дон Саллюстий жестоко насмехается над королевой, ведь она любила слугу, лакея, и угрожает обнародовать её связь, если она не подпишет документы об отречении. Рюи Блаз убивает дона Саллюстия за оскорбление королевы, умоляет Марию простить его и верить в его любовь. Но оскорблённая королева больше не верит ему и собирается уйти. В отчаянии Рюи Блаз принимает яд, спрятанный у него в перстне. В последний момент перед смертью Рюи Блаз видит, как королева склоняется над ним, прощает его и открыто признаётся в своей любви к нему, называя настоящим именем.
Главные герои
- Рюи Блаз
- Дон Саллюстий де Базан
- Дон Сезар де Базан
- Дон Гуритан
- Граф де Кампореаль
- Маркиз де Санта-Круз
- Маркиз дель Басто
- Граф Альба
- Маркиз де Приэго
- Дон Мануэль Ариас
- Монтазго
- Дон Антонио Убилья
- Коваденга
- Гудиэль
- Лакей
- Алькальд
- Придверник
- Альгвасил
- Донья Мария Нейбургская, королева Испании
- Герцогиня Альбукерская
- Касильда
- Дуэнья
- Паж
- Дамы, сеньоры, члены совета, пажи, дуэньи, альгвасилы, стража
- Где живут муравьи?
- Как найти посредника на 1688: доставка и выкуп товара
- Чем опасен вазелин? Вредные свойства вазелина
- Интересные факты об одежде
“Отверженные”
Огромное значение в биографии Виктора Гюго имеет вершина его творчества – это роман “Отверженные”. Этот литературный шедевр создавался в течение 20 лет. Свет его увидел только в 1862 г. В своем романе-эпопее Гюго старался отразить всю окружавшую его действительность. Эксплуатация человека человеком, несправедливый суд, политические катастрофы, революции – все это присутствует в “Отверженных”.
Каждое значительное событие рассматривается с точки зрения простого народа, и следует отметить, что главные герои – это не знатные люди или видные общественные деятели. Это представители низших слоев общества, которых обычно отвергают и не замечают. Все образы персонажей взяты Гюго из реальной жизни, у некоторых имелись реальные прототипы.
В романе автор выступает на стороне социальной революции. Одной из важных составляющих “Отверженных” является предоставление таких же прав низшим членам общества наравне с обеспеченными гражданами
Но в то же время, не менее важное значение имела духовная революция. По мнению Гюго, одно светлое событие, которое станет откровением, способно превратить злодея в доброго человека
В “Отверженных”, как и в “Соборе Парижской Богоматери”, показана борьба человека с роком. В борьбе с несправедливым законом торжествует моральный закон добра.
Книга седьмая
Начало марта. В доме вдовы г-жи де Гонделорье собираются девушки благородного происхождения. Дочь хозяйки дома Флер-де-Лис вышивает. Её жених Феб выглядит растерянным и задумчивым. Девушки приглашают танцующую на площади Эсмеральду в дом. Они завидуют красоте цыганки и потешаются над её нарядом. Джали выводит из букв имя «Феб». Флер-де-Лис падает в обморок.
Клод Фролло и Квазимодо наблюдают за танцем цыганки. Выступающий вместе с Эсмеральдой Пьер Гренгуар рассказывает архидьякону историю девушки.
Жеан Мельник идёт к старшему брату за деньгами и видит, как Клод Фролло тщетно пытается сосредоточиться на занятиях алихимией. Архидьякон отказывается дать нерадивому школяру деньги, но приход королевского прокурора церковного суда Жака Шармолю заставляет его изменить своё решение.
Выйдя из собора Жеан встречает Феба. Они отправляются пропивать деньги архидьякона. Клод Фролло идёт за ними и узнаёт о готовящемся свидании Феба с Эсмеральдой. Он подкарауливает молодого человека, чуть не затевает с ним дуэль, но затем даёт денег на комнату у старухи Фалурдель в обмен на возможность увидеть судьбоносную встречу. В разгар любовных утех Клод Фролло покидает своё убежище и вонзает кинжал в горло Феба. Эсмеральду арестовывают.
Предисловие
Романтическую драму в пяти действиях «Рюи Блаз» французский писатель и драматург Виктор Гюго предваряет предисловием. В нем автор делится с читателями и зрителями своими наблюдениями, которые помогают понять основные аспекты этой пьесы.
Гюго считает, что зрителей следует разделять на три категории:
- женщины;
- мыслители;
- толпа.
Каждый посетитель театра стремится найти в пьесе интересное действие, характеры и страсти. Но делает это по-своему, в зависимости от принадлежности к одной из категорий. Поэтому задача драматурга, по мнению Гюго, создать пьесу, которая будет интересна подавляющему большинству зрителей.
Виктор Гюго с особым интересом обращается к событиям минувших дней. Пьеса «Рюи Блаз» завершает цикл исторических драм, которые Гюго сочинил в 30-е годы XIX века. Ее часто сравнивают с драмой «Эрнани», где события тоже происходят в старой Испании. Правда, уже не во время становления абсолютизма, а в период глубокого упадка этой страны.
На испанском престоле — последний король династии Габсбургов Карл II. Время его правления считается одним из самых драматичных в истории некогда великой державы. «В Эрнани солнце австрийского царствующего дома восходит, в Рюи Блазе оно угасает», — пишет Гюго.
Литературное направление и жанр
В предисловии Гюго объясняет устройство характерных для романтизма противоречий драмы, в основе которой лежит конфликт между расколовшейся надвое знатью и народом, «у которого есть будущее и нет настоящего. Народ-сирота, бедный, умный и сильный; стоящий очень низко и стремящийся стать очень высоко; несущий на спине клеймо рабства, а в душе лелеющий гениальные замыслы. Разве это не описание романтического героя? Все эти качества воплощены в едином герое: «Народ – это Рюи Блаз». Он лишается богатства и власти и превращается в лакея, а потом обретает положение под чужим именем. Внешний конфликт между ним и министрами усиливается внутренним конфликтом несоответствия благородных стремлений героя и его поступков, правдивой души и лживой жизни.
Мотив жизни как сна, характерный для драматургии барокко, снова всплывает в романтизме. Для Рюи Блаза сон – преображение в Цезаря, для Цезаря – внезапно свалившееся богатство. В финале все герои переживают жестокое пробуждение.
История создания романа
С 20-х годов XIX века Виктор Гюго проникся идеей бытовой несправедливости и хотел показать жизнь каторжников и бедняков. Постепенно он собирает рассказы о бежавшем из ссылки человеке, получившим чин полковника.
Затем узнает о священнике, приютившем вернувшегося с каторги простолюдина. Удивленный милосердием пастыря, бывший каторжник учится медицинскому делу и направляется военным санитаром на битву при Ватерлоо. Из рассказов о судьбах двух не принятых обществом людей он создал образ главного героя Жана Вальжана (тогда ещё Вольжона).
Собирая материал шаг за шагом, к 1832 году писатель продумывает сюжет и делает первые наброски. Постоянно меняя название, он оставляет вариант «Отверженных».
Начав читать «Парижские тайны» Эжена Сю с 1842 г., Виктор определяется с темой: эпопея станет посвящена тяжелой судьбе социальных низов.
Литератор прерывает написание на 3 года из-за революции 1848 г. Доработав роман за несколько месяцев, он заканчивает первую редакцию под названием «Нищета» в 1852 г., через два года сменив это название на «Отверженных».
На этом история романа не закончилась: в 1860 г. Гюго переписывает текст, расширив его отступлениями от общего сюжета и лирическими описаниями. Виктор описал сражение по Ватерлоо, жизнь парижского криминала, историю французской столицы, включил эпизод с восстанием «Друзей азбуки».
Окончательный вариант был оформлен и издан в первой половине 1862 г., спустя 30 лет после пробных набросков.
Роман завоевал мировое признание, на его основе были созданы многочисленные экранизации.
Книга восьмая
Через месяц Пьер Гренгуар случайно заходит во Дворец правосудия, где видит суд над Эсмеральдой. Цыганка поначалу отпирается, но первая же пытка «испанским сапогом» заставляет её «сознаться» в преступлении и колдовстве. Торопящиеся на ужин судьи выносят девушке смертный приговор. Эсмеральду помещают в подземную тюрьму Турнель, где её навещает Клод Фролло и рассказывает о своей страсти. Архидьякон просит цыганку сжалиться над ним, подарив хоть немного ласки, и предлагает бежать. Девушка отталкивает его.
Феб поправляется и скрывается в полку. В мае он возвращается в Париж и попадает на казнь Эсмеральды. Архидьякон делает последнюю попытку спасти цыганку, но она вновь отвергает его. Девушка видит на балконе Феба и падает в обморок от счастья и горя. Квазимодо вырывает Эсмеральду из рук палача и прячет её в Соборе Парижской Богоматери.
Две стороны судьбы
Далее нашему взору предстаёт небольшой провинциальный городок под названием Монрейль, где и происходят дальнейшие события, описанные в романе, который написал Виктор Гюго («Отверженные»). Краткое содержание мы сейчас рассматриваем.
Это местечко ничем не отличалось от многих других своим убожеством, царящей безработицей и нищетой. Но всё изменилось, когда здесь появился состоятельный меценат, которого жители стали называть дядюшкой Мадленом. Он построил в провинциальном городке завод по производству искусственного гагата.
Работая и прославляя своего справедливого и доброго благодетеля, жители Монрейля единогласно выдвинули его в мэры города. Лишь один человек не любил дядюшку Мадлена – фанатичный и преданный своему делу инспектор Жавер.
Он чётко следует букве закона, не признавая полутонов. По его мнению, однажды оступившийся человек никогда не сможет оправдаться в глазах общества и самого инспектора, ведь закон нерушим и незыблем.
Вот уже три года ищейка идёт по следу некогда ограбившего ребёнка каторжника. Прибегнув к хитрости, Жавер вынуждает Мадлена к публичному признанию того, что он и есть тот самый нищий Жан Вальжан.
Теперь уже бывшего мэра ссылают на пожизненную каторгу. Но он сбегает с корабля, переправлявшего заключённых, рискуя своей жизнью. Ведь он ещё не выполнил своё обязательство.
Основная тематика
- Любовь. Она представляет большую силу и может пробудить в людях нечто скрытое. Влюбленный человек способен совершать различные поступки, если не находит душевного равновесия.
- Красота. Внешняя красота бывает обманчива, лишь поступки показывают настоящее лицо людей. Уродливый Квазимодо был самым добрым героем произведения, а красивый Феб — обычная пустышка.
- Вера. Описывая Фролло, автор хотел показать, что это только ширма, благодаря которой люди отгораживаются от себя, боясь встретиться с собственными недостатками. Но в результате человеческая натура берет свое, проявляясь в ужасных формах.
Часть V. Жан Вальжан
1. Война в четырёх стенах
Утром восставшие понимают, что они лишились поддержки народа. Присоединившийся к революционерам Жан Вальжан спасает от смерти Жавера. Гаврош погибает, собирая патроны. Днём гвардейцы берут баррикаду. Глава «Друзей азбуки» Анжольрас с Грантером умирают последними. Жан Вальжан выносит раненого Мариуса с поля боя.
3. Грязь, побеждённая силой духа
Целый день Жан Вальжан с Мариусом на руках блуждает по водостокам. Он натыкается на полицейский патруль и «зыбучие пески». На волю Вальжан выходит с помощью Тенардье и тут же натыкается на Жавера. Последний помогает бывшему каторжнику доставить Мариуса к деду, отвозит Вальжана домой и исчезает.
4. Жавер сбился с пути
Жавер переживает внутренний переворот: он настолько поражён несовершенством человеческой системы законов, что не может этого выдержать и кончает жизнь самоубийством.
5. Дед и внук
Мариус идёт на поправку. Жильнорман разрешает ему жениться на Козетте. Жан Вальжан даёт за девушкой 584 тысячи франков приданого. Счастливый дед готовится к свадьбе внука. Мариус тщетно пытается разыскать Тенардье и своего спасителя.
6. Бессонная ночь
16 февраля 1833 года Мариус и Козетта венчаются. Их свадебный кортеж выслеживают ряженые Тенардье и Азельма. Жан Вальжан не остаётся на праздник.
7. Последний глоток из чаши страдания
Жан Вальжан рассказывает Мариусу о том, кто он. Барон Понмерси считает невозможным жить под одной крышей с бывшим каторжником, но разрешает ему навещать Козетту каждый вечер в одной из нижних комнат.
8. Сумерки сгущаются
Жан Вальжан просит Козетту называть его «господином Жаном». Мариус постепенно отучает жену от отца. Жан Вальжан понимает это и самоустраняется из жизни дочери.
Тема, проблематика и конфликт
Тема драмы обозначена в предисловии, даже три: «Философская тема «Рюи Блаза» — народ, устремляющийся ввысь; человеческая тема – мужчина, любящий женщину; драматическая тема – лакей, полюбивший королеву».
Основная проблема драмы социальная. Описывая упадок Испании времён последнего Габсбурга, Гюго намекает на социальные потрясения во Франции. Как и в Испании прошлого, во Франции аристократия было связана общими преступлениями и коррупцией. По словам героя-подлеца дона Саллюстия, «все в родстве», то есть одним миром мазаны.
Гюго точно передаёт извечные болезни изнеженной знати, любующейся внешним великолепием и строящейся «по ранжиру». Дон Саллюстий точно характеризует двор как «царство тайн и сумерек густых».
На заседании Королевского тайного совета Рюи Блаз обвиняет министров, «правителей Испании несчастной», которые подобны слугам, в отсутствие хозяев разворовавших дом. Они думают только об одном: «Как бы набить карман и убежать потом». Правители предаются роскоши и воюют, а Испания лежит во прахе, «она растерзана, разорена дотла». Великий народ её подобен льву, которого живьём сжирает могильный червь.
Действие четвертое. Дон Сезар
Рюи Блаз поручает пажу передать записку королеве. В ней он просит Марию во всем довериться дону Гуритано. Ведь этот человек сам безумно любит королеву, поэтому должен спасти ее, считает Рюи Блаз.
Как только статс-секретарь уходит из тайной комнаты, в ней появляется настоящий дон Сезар, который проникает в помещение через камин. Он рассказывает зрителям о своих приключениях, о том, как удалось бежать с каторги, а затем скрываться от альгвасилов (полицейских). За это время одежда дона Сезара превратилась в лохмотья.
В тайной комнате благородный разбойник находит для себя шикарный плащ из светло-зеленого бархата, расшитый золотом, и пару сапог с кружевными отворотами. Дон Сезар рад, что здесь можно скрываться от альгвасилов. Еще он находит в комнате вино, паштет, арбуз и много других вкусных продуктов и напитков.
Неожиданно появляется лакей и передает дону Сезару сумку с деньгами. Разбойник высыпает золотые и серебряные монеты на стол, а затем начинает набивать ими карманы, забыв о лакее. Затем он угощает слугу дармовым вином и велит тому идти в дом своего друга, чтобы передать золотые монеты. Остальные деньги дон Сезар разрешает лакею потратить на себя.
Слуга уходит, а в комнате появляется старая дуэнья, которая передает дону Сезару письмо от королевы с одним лишь словом: «Жду». Она сообщает ничего не понимающему разбойнику, что вечером к нему придет та, «которая известна».
Затем появляется дон Гуритан, с которым у разбойника завязывается ссора. Так и не примирившись, они решают выяснить отношения на дуэли и уходят.
Когда дон Сезар возвращается, то застает в комнате дона Саллюстия. Тот вызывает альгвасилов, и дона Сезара вновь арестовывают.
Разбитые надежды
После всех событий прошел месяц. Девушка до сих пор сильно любит капитана, но он уже давно к ней остыл и возобновляет отношения с белокурой красавицей Флер-де-Лис. При этом красавец все же не отказывается от свиданий с цыганкой. На одном из них на молодых людей нападает какой-то человек. Прежде чем упасть в обморок, Эсмеральда увидела нож, который был занесен над грудью капитана.
Женщина очнулась уже в тюрьме. Ее обвинили в колдовстве, проституции и покушении на Феба. Под пытками девушка созналась во всех якобы сделанных преступлениях. Она приговорена к виселице. В последнее мгновение ее вырывает из рук палача Квазимодо. С ней он бежит к воротам собора, крича: «Убежище!».
Женщина не может находиться в заточении, она испугана страшным спасителем, все время думает о своем любимом, но главное — возле нее главный враг, священник Клод Фролло. Он безумно любит девушку и готов предать веру за ее согласие. Клод предлагает цыганке быть его супругой и сбежать с ним. Фролло получает отказ, но он, несмотря на право «священного убежища», крадет Эсмеральду и сажает в башню (Крысиную Нору) под наблюдением «вретишницы» и отшельницы Гудулы.
Спятившая с ума затворница ненавидит всех цыган. Примерно 16 лет назад они выкрали у нее единственную дочь Агнессу. Гудула, в то время ее имя было Пакетта, от горя стала сумасшедшей и поселилась в Крысиной Норе. На память о дочери у нее осталась только пинетка. Насколько же она удивилась, когда Эсмеральда показала ей второй одинаковый вязаный ботиночек. Мать нашла потерянную дочь. Но полиция, которую ведет Фролло, подходит к башне, чтобы забрать девушку и казнить ее. Гудула защищает своего ребенка до последнего, но погибает в неравном бою.
Теперь Эсмеральду вешают. У Квазимодо не получилось спасти любимую. Но он отомстил ее убийце — горбун скинул с башни Фролло, а сам лег в гробнице около девушки.