Анализ произведения Андреева Иуда Искариот 11 класс

Глава третья

Притомившись после долгого пути, Иисус прилег отдохнуть в шатре. Пока он отдыхал, ученики прогуливались по окрестностям, чтобы не нарушить покой. Петр и Филипп развлекались скатыванием больших камней с горы. Вскоре к ним присоединились остальные ученики. Во всеобщем веселье лишь Иуда не принимал участия.

Фома зовет друга присоединиться. Иуда устраивает с Петром соревнования, у кого больше сил сбросить самый огромный и тяжелый из камней. Иуде удается сдвинуть валун с места. Он торжествует, оказавшись самым сильным, ловким из всех. Петр его победу не разделяет. Он обращается к небу с мольбой не допустить, чтобы Иуда стал сильнейшим, и просит помощи одолеть его. Иисус, услышав его молитву с грустью в голосе отвечает:

А кто поможет Искариоту?

Образ Иуды в повести «Иуда искариот»

Герой книги Андреева – предатель. Иуда продал Христа за 30 серебряников. Он худший из всех, кто когда-нибудь жил на нашей планете. Можно ли испытывать к нему сострадание? Конечно, нет. Писатель словно искушает читателя.

Но стоит помнить, что повесть Андреева – это отнюдь не богословское произведение. Книга не имеет никакого отношения к церкви, вере. Автор просто предложил читателям взглянуть на хорошо известный сюжет с другой, непривычной стороны.

Человек заблуждается, полагая, что может всегда с точностью определить мотивы поведения другого. Иуда предает Христа, а это значит он плохой человек. Это говорит о том, что он не верит в Мессию. Апостолы же отдают учителя римлянам и фарисеям на растерзание. И они поступают так потому, что верят в своего учителя. Иисус воскреснет, в Спасителя уверуют. Андреев же предложил взглянуть на поступок и Иуды, и верных учеников Христа иначе.

Иуда безумно любит Христа. Однако ему кажется, что окружающие недостаточно ценят Иисуса. И он провоцирует иудеев: предает обожаемого учителя, чтобы проверить силу народной любви к нему. Иуду ждет жестокое разочарование: ученики разбежались, а народ требует убить Иисуса. Даже слова Пилата о том, что он не нашел вины Христа, никем не услышаны. Толпа жаждет крови.

Эта книга вызвала возмущение верующих. Неудивительно. Апостолы не вырвали Христа из лап конвоиров не потому, что верили в него, а потому что струсили – вот, пожалуй, главная мысль повести Андреева. После казни Иуда обращается к ученикам с упреками, и в этот момент он совсем не мерзок. Кажется, что именно в его словах истина.

Иуда взял на себя тяжкий крест. Он стал предателем, тем самым заставив людей очнуться. Иисус говорил, что виновного убивать нельзя. Но разве его казнь не стала нарушением этого постулата? В уста Иуды – своего героя – Андреев вкладывает слова, которые, возможно, хотел произнести сам. Не пошёл ли Христос на смерть с молчаливого согласия своих учеников? Иуда спрашивает у апостолов, как они могли допустить его смерть. Им нечего ответить. Они растерянно молчат.

Предательство Иуды

Иисус предупредил учеников, что они сидят за последней совместной трапезой. Преломив, он дал ученикам хлеб со словами «Примите и ешьте… сие есть Тело Мое…». Потом он подал ученикам чашу с вином «Сие есть Кровь моя, за многих изливаемая во оставление грехов…». Так было установлено Таинство Евхаристии. Ученики передавали друг другу чашу и хлеб, ставшие Телом и Кровью Христа.

У Елеонской горы Иисус остановился: «Скоро сбудутся слова пророка: ‘Поражу пастыря, и рассеются овцы стада. То, что  случится в эту ночь, вы не сможете понять и отречетесь от Меня’».

Ученик Христа Петр горячо возражал, но Иисус предрек, что и Петр отречется от Него трижды.

«Хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя», — обещал Петр.

В прекрасном Гефсиманском саду у подножия Елеонской горы Иисус велел ученикам отдыхать, попросив лишь Петра, Иоанна и Иакова бодрствовать вместе с Ним. Душа Его тосковала о грядущих страданиях.

«Тот, кто предаст Меня уже здесь», — сказал Спаситель. Но никто из учеников еще не знал, что это будет Иуда Искариот.

Иуда знал, куда после празднования Пасхи направится Иисус с учениками. В Гефсиманский сад он явился с людьми первосвященника и старейшин. Они несли с собой оружие и факелы, чтобы арестовать «опасного преступника», но увидели кроткого Молящегося.

Увидев Иисуса, Иуда Искариот подошел к нему с поцелуем: «Радуйся, Равви!». Люди первосвященника схватили Учителя. Петр немедленно обнажил меч и отрезал ухо одному из воинов. Но Иисус остановил своего ученика: «Спрячь свой меч! Ибо все, взявшие меч, от меча и погибнут. Или думаешь, что Я не могу умолить Отца Моего, и Он не представит Мне легионы Ангелов?». Иисус поднял ухо и исцелил слугу первосвященника. Когда Иисуса повели в город, ученики в страхе бежали…

Иуда Искариот предал Христа за тридцать сребреников…

Узнав, что Его будут казнить, он горько пожалел о содеянном и вошел во дворец Каиафы, где собирался синедрион. Он бросил деньги: «согрешил я, предав кровь невинную!», но было слишком поздно. Не выдержав тяжести содеянного, Иуда повесился.

Глава вторая

Постепенно Иуда стал своим. Ему удалось добиться расположения некоторых учеников, хотя врал он, как раньше, но вранье придавало шарм его историям. Его роль в коллективе слежение за денежным ящиком и выполнение хозяйственных работ.

Искариот уверен, нет человека, который бы не согрешил. Он постоянно жаловался, что все его хотят обмануть и оклеветать. Остановившись на ночлег в одном селении, их обвиняют в краже козленка только потому, что Иуда ходит рядом с Христом. Козленок нашелся, но люди убеждены, что Иисус вор. После этой истории отношение Христа к Иуде изменилось. Он все чаще не замечал его, а при разговоре с учениками демонстративно садился к нему спиной.

Другой случай, произошедший с Христом, вновь показал, что Иуда прав. В деревне, куда Иисус пришел с проповедью, местные встретили их враждебно, а после проповеди обвинили в лицемерии и хотели закидать камнями. Так и произошло бы, если бы не Иуда, яростно бросавшийся на толпу в попытке защитить Христа. Он грозил и умолял, лгал, давая возможность Христу и ученикам уйти. Припадая на колени, он тряс денежным мешком, заявляя во всеуслышание, что Иисус такой же вор, как его ученики, как и сам Иуда. Гнев толпы сменился на смех и отвращение. Иуда ожидал похвалы и благодарности, ведь он всех спас, но Иисус не разделил его ликования по поводу победы.

Образ Иуды в Библии

Образ Иуды Искариота покрыт большой тайной, несмотря на известную роль в драме, произошедшей в Великую Среду. Евангелисты чрезвычайно скупятся на описание жития предателя Христова. О мотивах духовной крамолы пишет Иоанн, а о покаянии и суициде — апостол Матфей.


Иуда Искариот

На заметку! Имя Иуда обладало широким распространением на территории Древней Иудеи. Это государство получило название благодаря «первому» упомянутому Иуде, праотцу Израильского народа. Во всех книгах Библии насчитывается 14 персонажей с этим именем. Прозвище Искариот трактуется неоднозначно: существует несколько различных версий происхождения.

Он являлся одним из двенадцати апостолов. Отличие его характеристики в том, что он родился не в Галилеи (севере Палестины), а именно в Иудеи. Отцом Иуды Искариота являлся Симон, о котором в Евангелие нет вообще никакой информации, что вызывает удивление, потому что Библия повествует о значимых людях подробно.

Молитвы святым апостолам:

  • Молитва святому апостолу Филиппу
  • Молитва святому апостолу Иакову
  • Молитвы Иоанну Богослову
  • При перечислении учеников Христа в Священных Писаниях этот апостол всегда упоминается в самом конце списка. Чрезвычайно выразительно делается акцент на самом факте духовного предательства.
  • Иуду Искариота избрал Сам Господь для проповедования апостольского учения. Он обязывался одушевлять веру в будущее Небесное Царство, где главою станет Спаситель. Предатель имел силы, какие наблюдались у других учеников: Иуда нес благие вести, исцелял больных от тяжёлых недугов, воскрешал почивших и прогонял нечисть из тел.
  • Искариот отличался умением вести экономические дела. Он являлся казначеем общины, образовавшейся вокруг Иисуса. Этот апостол носил с собою небольшой ковчег и хранил там пожертвованные верными христианами финансы.
  • Предатель Христов родился первого апреля. В некоторых повериях эта дата считается неблагоприятной. О молодых годах его жития сообщает «Сказание Иеронима». Здесь говорится, что родители Иуды бросили одинокого младенца в море, потому что узрели предзнаменования о бедствиях, идущих от их сына. Через несколько десятилетий Искариот пребывает на родной остров, убивает отца и вступает в связь со своею матерью.
  • Иисус принял его в собственную общину, когда Иуда раскаялся в преступлении, долго совершая аскетические поступки.
  • Часто некоторые ученые представляют предателя как необходимое орудие в руках Всевышнего. Иисус называет Искариота несчастнейшим человеком, потому что спасение возможно и без предательства.
  • Нельзя точно указать, вкусил ли Иуда тела и крови Сына Божьего и установился ли в Таинстве Евхаристии (соединения с Богом). Ортодоксальная точка зрения настаивает на том, что предатель не вошел в Царствие Господа, но сделал лживый вид и осудил Мессию.

Интересно! Искариот считает единственным иудеем среди всех учеников Христа. Между жителями Иудеи и Галилеи царила неприятная вражда. Первые считали вторых невеждами в Законе Моисеевой религии и отвергали их как соплеменников. Иудеи не могли признать факта пришествия Мессии из территории Галилеи.

А целовать-то было зачем? Недостаточно было просто ткнуть пальцем?

В то время в Иудее это было обычное приветствие между друзьями. И, прибегая к такой форме обращения, Иуда тем самым показывает свою особую близость к Учителю (возможно, преодолевая тем самым собственное смущение, робость) — и одновременно дает солдатам знак, кого хватать. Но мало того: он тем самым как бы подчеркивает, что это не Бог, перед Которым они только что падали ниц, а обычный человек, с которым он, руководитель группы захвата, там панибратски здоровается. В этом-то и заключается изощренность Иуды, который хочет подчеркнуть свою близость к тому, Кого предает.

На этот его цинизм, кстати, указывает и Сам Господь словами: Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22:48).

Православный журнал «Фома»

***

Образ Иуды Искариота – предатель или верный ученик?

Леонид Андреев стал одним из первых писателей, затронувших отношения Христа и Иуды. В 1907 году Андреев написал повесть «Иуда Искариот». В произведении писатель пересказывает библейскую историю. Он изображает учеников Христа никчемными и трусливыми, беспокоящимися лишь о собственном благополучии. А Иуда показан правдолюбцем, который через смерть Христа и свою собственную стремится вернуть людей на путь истинный, заставить их обратиться к вечным ценностям, помочь понять вероучение Христа. Однако делает это Иуда через предательство. Он бросает вызов всему привычному, укоренившемуся общественному укладу. Однако Иуда большей частью является воинствующим индивидуалистом, убежденным в своей неповторимости и готовый ради надуманной идеи погубить других и себя.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Психологический метод Л. Андреева заключается в том, что он не воссоздает последовательное развитие психологического процесса и останавливается на описании состояния персонажа в переломные моменты духовной жизни.

Замечание 1

Сам писатель свое произведение охарактеризовал так: «нечто по психологии, этике и практике предательства».

Однако такое определение не исчерпывает содержания повести. Писатель предлагает усомниться в традиционной трактовке поступка Иуды. Ни один, даже самый подлый человек, не способен хладнокровно отправить другого на смерть. Подобный поступок должен иметь оправдание какой-либо благородной идеей. Но почему же Иуда ушел из жизни, повесившись на суку? Возможно, причина заключается в поведении Иисуса Христа, непротивлении его злу насилием. Христос мужественно и покорно принимает смерть, тем самым лишая поступок Иуды оправдания. Таким образом, обнажается ложность мотивации героя повести, пропадает его героичность, появляется тоска и неудовлетворенность, которые и толкают его на самоубийство.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 420 ₽ Реферат Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 250 ₽ Контрольная работа Функции библейских образов в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Есть мнение, что самопожертвование Христа было уже предопределено, и поэтому кто-то должен был сыграть роль предателя. И перст судьбы указал на Иуду, тем самым обрекая его нести в веках печать предательства.

Иуда в изображении Л. Андреева неоднозначен и сложен. Дурная слава распространилась о нем по всей Иудее. Иуду порицали все, и добрые, и злые. Его называли коварным, корыстолюбивым, склонным ко лжи и притворству. Говорили, что он всем приносить только ссоры и неприятности.

Иуда Искариот хитер, умен и дерзок. Он виртуозно пользуется этими качествами, чтобы цинично и откровенно интриговать и насмехаться над учениками Иисуса. Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что Иуду можно назвать смелым, гордым борцом с человеческой глупостью.

Автор неоднократно прочеркивает двойственность образа Иуды и его внутренних переживаний и суждений. Иуда идет на все с целью привлечения внимания и завоевания любви своего Учителя. Он пробует вести себя вызывающе, однако не находит одобрения. Становится покладистым и мягким, но и это не помогло ему приблизиться к Христу. Неоднократно, одержимый страхом за своего Учителя, Иуда спасал его от возможной смерти. Не один раз он продемонстрировал свои хозяйственные и организаторские способности. Он блистал умом, но несмотря на все старания, ему не удалось встать радом с Иисусом на земле. Поэтому возникло желание стать возле Христа в царствии небесном.

Ореол мученичества всегда привлекал людей. И на это рассчитывал Иуда, когда разыгрывал страшную трагедию. Иуда с самого начала и до конца действует осмысленно, поэтому говорить о том, что в его поступке значимую роль сыграла судьба, не приходится. Иуда своим поступком подверг учеников Христа проверке на прочность. Он поставил их в положение, когда им пришлось определиться со своим отношением к Учителю. Таким образом, получается, что Иуда лучше других понимал Иисуса, и действия Искариота были необходимы для утверждения учения Христа. Возникает вопрос, кем же тогда был Иуда – предателем или верным учеником? И Л. Андреев дает читателю самому поразмышлять над этим вопросом.

Главные герои и их характеристика:

  • Иуда Искариот – один из апостолов Иисуса. Не имеет семьи, бросил жену несколько лет назад, так и не заведя детей. Не обладает внешней привлекательностью: череп странной формы, перекошенное лицо, одна сторона которого очень живая, с черным, хитро прищуренным глазом, а вторая неподвижная, как посмертная маска, со слепым, незакрывающимся глазом, рыжие растрепанные волосы и крайне неприятный голос. Ростом он высок, часто сутулится, худощав, обладает достаточной силой, хотя предпочитает это скрывать. Иуда очень двуличный человек: почти постоянно врет, ворует, любит жаловаться и хвастаться, в то же время храбро и отчаянно защищает Иисуса.
  • Иисус Христос (Назарей) – Сын Божий, проповедует свое учение, странствуя по разным поселениям и читая философские притчи вместе со своими учениками – апостолами. Он воплощает собой идеал, обладая как внешней, так и внутренней совершенной красотой. Иисус часто молчит, погружаясь в собственные раздумья. Добрый и смиренный, он учит всепрощающей любви, принимая к себе самых разных людей, даже таких двуличных, как Иуда.
  • Апостолы (Иоанн, Фома, Петр, Иаков-Старший) – ученики Иисуса Христа, которые, в отличие от своего учителя, далеко не совершенны и обладают вполне человеческими качествами: завидуют, осуждают, соревнуются брезгуют, ведут себя слишком наивно, или наоборот – излишне самоуверенно. В начале они не признают Иуду, относятся к нему с подозрением. Позже смеются над его историями и осуждают за ложь. В конце апостолы показывают всю свою трусость и даже не пытаются спасти Иисуса, а Петр, один из самых любимых учеников, трижды отрекается от Христа.

Глава 6

Иуда не отговаривал Иисуса идти в Иерусалим, но настойчиво и упорно предупреждал об опасности. Он украл у римских воинов два меча и принёс их ученикам Иисуса. Впрочем, мечам обрадовался только Пётр.

— Разве это люди? – жаловался Иуда на учеников Иисуса Марии Магдалине. – Ах, Мария, зачем ты не мужчина и не можешь носить меча! А как ты думаешь, тридцать сребреников – это большие деньги? Сколько ты получала, когда была блудницей? Пять сребреников или десять? Ты была дорогая?

— Какой ты недобрый, Иуда! Я хочу забыть об этом, а ты вспоминаешь.

И вот, приветствуемый толпами жителей, Иисус вошёл в Иерусалим.

Но разошлись по Иерусалиму верующие и скрылись в домах, и загадочны стали лица встречных. Вот прошла и последняя вечеря, и уже прозвучали неясные слова Иисуса о ком-то, кто предаст его.

И вот вечерняя молитва Иуды: она не обращена прямо к Иисусу, но он ведь Бог, он должен слышать:

— Ты знаешь, куда иду я, господи? Я иду предать тебя в руки твоих врагов… Позволь мне остаться. Но ты не можешь? Или не смеешь? Или не хочешь?

А в ответ молчание. Огромное, как глаза вечности.

— Я иду.

Никто не заметил, как ушёл Иуда, но отчего-то вдруг забеспокоились и заговорили ученики, все вместе сразу. И, покрывая все голоса, загремел решительный и властный голос Петра:

— Господи! С тобою я готов и в темницу, и на смерть идти.

— Говорю тебе, Пётр, не пропоёт петух сегодня, как ты трижды отречёшься от меня.

Глава 7

Уже встала луна, когда Иисус собрался идти на гору Елеонскую, где проводил он все последние ночи свои. Ученики торопили его, и тогда он внезапно сказал:

— … продай одежду свою и купи меч.

Ученики удивились, Пётр же ответил:

— Господи! Вот здесь два меча.

Иисус сказал тихо:

— Довольно.

На горе ученики, расстилая свои плащи, удобно расположились и все постепенно уснули, Иисус же внезапно устремился вглубь Гефсиманского сада. Но вдруг раздался его голос:

— Кончено, пришёл час – вот предаётся сын человеческий в руки грешников.

Толпа воинов и служителей храма с факелами приближалась к Иисусу. Впереди шёл Иуда, говоря:

— Кого я поцелую, тот и есть.

Он быстро рванулся к Иисусу и нежно поцеловал его в холодную щёку.

И молнией своего взора осветил Иисус ту чудовищную груду насторожившихся теней, что была душой Иуды, но в бездонную глубину его не мог проникнуть:

— Иуда! Целованием ли предаёшь сына человеческого?

Пётр косым и слабым ударом, точно потеряв все свои силы, опустил меч на голову одного из служителей, не причинив ему никакого вреда. Но Иисус приказал Петру бросить ненужный меч. Другие ученики пытались в чём-то убеждать солдат, но едва те пригрозили им, как тут же все они, оставив Иисуса, бежали. А потом Иуда и вслед за ним Пётр вошли во двор первосвященника и вмешались в толпу служителей, гревшихся у костров. Иуда слышал, как где-то позади него громко заговорил Пётр:

— Нет, я не знаю его.

Но спрашивающие настаивали, и Петру пришлось повторить свой ответ и бежать со двора. А солдаты били Иисуса, и это видел один Иуда.

Иуда Искариот: история, жизнеописание

На улицах Иерусалима шла подготовка к Пасхе. Верующие съезжались из других городов, приходили с Генисаретского озера, с горы Кармил, из Хеврона, Весавии… В этот день много лет назад народ Израиля был спасен. Освобожден из египетского рабства и получил в пользование Землю Обетованную. Обетованную — значит обещанную Богом, предназначенную. Точно так же народ Израиля ждал Мессию, Спасителя. И немногие знали, что Спаситель уже был на земле, более того, в самом Иерусалиме.

Иисус с двенадцатью учениками, среди которых был Иуда Искариот, выходец из провинции Иудея, бывший сборщик приношений, присоединившийся ко Христу, тоже собирался на празднование Пасхи. Спаситель призвал к себе учеников Фому и Филиппа. Он велел им пойти в город и следовать за человеком, который несет кувшин с водой. Человек с кувшином должен был войти в дом, ученики за ним. У хозяина дома следовало спросить «Учитель говорит: где комната, в которой Мне есть Пасху с учениками моими?». Спаситель обещал, что хозяин дома тут же покажет горницу, которую следовало приготовить ученикам. Так и случилось.

После захода солнца Иисус с учениками вошли в горницу. Спаситель препоясался полотенцем и стал омывать ноги своим ученикам. Это было удивительно, ведь обычно лишь слуги омывали ноги знатных и богатых людей.

Ученик Христа Петр воскликнул, что это он должен омыть ноги Христа, а не наоборот. Иисус же сказал, что дал пример, как людям должно поступать друг с другом.

Во время праздничной трапезы, где присутствовал также Иуда Искариот, ученики заверяла Спасителя в своей преданности. Они заметили, что Иисус огорчен: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Каждому хотелось увериться, что это будет не он, ученики стали взволнованно спрашивать, но о них ли идет речь.

Господь сказал, что Он обмакнет кусок хлеба и подаст предателю. Обмакнув хлеб, Он подал его Иуде Искариоту со словами «Я знаю, что ты задумал. Что делаешь, делай скорее».

Глава 1

Иисус и его ученики, галилеяне, мало знали о людях Иудеи и о тамошней жизни. Но когда ученики Иисуса расспрашивали иудеян об Иуде из Кариота, все они – и хорошие люди, и плохие – в один голос отзывались о нём плохо.

Никто из учеников даже не заметил, как и каким образом втёрся в доверие к Иисусу этот рыжий безобразный иудей. Для некоторых из них не было сомнения в том, что Иудой движет какой-то злой и коварный расчёт. Сам же Иисус не хотел даже слушать ничего плохого, что его ученики говорили об Иуде.

Безобразный Иуда сидел со всеми учениками, кашлял и жаловался на слабое здоровье. Когда ночью Иисус и его ученики вышли погулять, Иуда остался в доме. Забравшись на плоскую кровлю, он глядел вслед уходящим и думал о чём-то своём. А когда они возвратились, он поспешно закашлял: вдруг кто-то ещё не уснул и «слушает, что думает Иуда»?

Различные версии мотивации предательства

Самые авторитетные апостолы (Матфей, Марк и Лука) вообще ничего не сообщают из бытия предателя

Только святой Иоанн обращает внимание на то, что Искариот страдал сребролюбием. Главный вопрос о предательстве трактуется по-разному


Лука. Поцелуй Иуды

  • Среди писателей выделяются некоторые, желающие оправдать этот поступок. С религиозной точки зрения такая позиция выглядит кощунственной. Она заключается в следующем: Иуда знал об истинной сущности Мессии и совершил своё преступление, потому что ощущал надежду на чудесное спасение Христа и его воскресение.
  • Еще одно оправдательное предположение заключается в том, что Иуда искренне желал увидеть скорейшее восхождение Сына Божьего в собственной славе, поэтому обманул того, кто доверял.
  • Ближе к истине является точка зрения, рассматривающая Искариота в качестве религиозного фанатика, который разочаровался в истинности царствования Мессии. Иуда считал Христа ложным защитником народности и моральных устоев Святой земли. Не найдя подтверждения своим вожделениям, Искариот не признал Иисуса за настоящего Мессию и решил придать «законному» наказанию от рук государственной и народной структуры.
  • Евангелисты точно указывают: мотивацией к духовной крамоле явилась безграничная любовь к деньгам. Никакое иное толкование не имеет такого авторитета. Искариот заправлял казной Христовой общины, а сумма, предложенная ему, соблазнила на свершение отвратительного плана. На эти деньги можно было приобрести участок земли.
  • Корыстолюбие покрывает образ предателя мрачной пеленою. Любовь к деньгам сделала Иуду грубым материалистом, в отличие от остальных апостолов, любивших Спасителя и Христову Церковь. Предатель оказался совершенно глухим к религиозным наставлениям учителя. Он символизировал отказ от христианства всего народа Иудеи. В душе Искариота затаился демон ложного мессианизма, не позволяющего чистым сердцем взглянуть на деяния Сына Божьего. Его материалистический ум породил корыстолюбие, уничтожившее духовную чувствительность.

На заметку! Христос, зная о присутствии среди его учеников диавола, не спешил открывать тайну апостолам. Он только ограничивался некоторыми намеками. Мирские исследователи предполагают, что Мессия не знал этого точно, однако евангелисты утверждают, что замысел Божий протекал по определенному заранее плану. Через пять месяцев, в Тайную вечерю, Иисус раскрыл имя предателя святому Иоанну.

О других апостолах Христа:

  • Икона святого Андрея Первозванного
  • Житие святого апостола Закхея Праведного
  • Икона святых апостолов Петра и Павла

Судьба несчастного апостола

Этот вопрос также является тяжелым и спорным. Матфей утверждает: Искариот раскаялся в совершенном деянии и выбросил проклятые серебряники в храме, когда не смог вернуть их первосвященникам.

Однако сожаление о собственном преступлении возникло у Иуды не от искренней веры в Спасителя, а от обыкновенного угрызения совести. Матфей заключает, что после раскаяния предатель ушел и удавился.

  • Апостол Петр в своих речах добавляет: когда низринулся Искариот с петлей на шее, из чрева его выпали внутренности. Далее, веревка порвалась, и труп упал на землю. Самоубийство произошло через несколько часов после осуждения Спасителя.
  • На деньги, брошенные предателем, первосвященники приобрели Акелдаму (участок земли в Иерусалиме). Можно говорить, что неправедной мздою Иуда купил область, хотя воспользоваться ей никогда не смог бы.
  • Блаженный Феокфилат рассказывает о другой судьбе. Он утверждает, что Иуда не совершал самоубийства в петле, а еще некоторое время жил. Однако он чрезвычайно мучился: тело его сильно распухло, а глаз заплыли водянистой жидкостью, не позволяющей видеть дневного света. Предатель умер после продолжительных терзаний на собственной земле. Участок этот никто не заселял, потому что он испускал отвратительный смрад. Даже сегодня здесь нельзя пройти, не закрыв органы обоняния руками. Такая версия возникает на основании неканонического понимания дальнейшей судьбы Искариота.Поцелуй Иуды. Фреска Джотто. ок 1305 г.

После всех событий ученики Христа намерились выбрать нового апостола вместо Искариота. Этот человек должен был присутствовать в общине все время, когда Божий Сын проповедовал знание, от Крещения до смерти на кресте. Жребий бросили между двумя именами, Иосифа и Матфия. Последний стал новым апостолом и обязался нести христианское учение в округе.

На заметку! Имя Иуды стало нарицательным и обозначает предательство, а его поцелуй — символическое обозначение наивысшего коварства. Несмотря на то, что этот духовный крамольник изгонял бесов, исцелял больных и совершал знамения, он навсегда лишился Царства Небесного, так как в душе своей был и остался разбойником и коварным вором, стремящимся к наживе.

Анализ произведения «Иуда Искариот» Л. Андреева

Основной вопрос, который автор задает читателю — можно ли оправдать предателя поневоле? Принято считать, что Иуда предал Учителя по причине корысти. По крайней мере в четырех Евангелиях говорится так.

Однако не был ли Иуда предателем поневоле? Иисус Христос задолго до своей смерти предсказал, кто его предаст. Это должно было стать испытанием для Иуды.

Иисус не отдалялся от своего ученика, их любовь была взаимной. Иуда болезненно воспринимал критику от людей в сторону Учителя и обвинял их в порочности, а окружение Проповедника считал не искренним.

Хотя Иуда по факту и предал Христа, он является единственным, кто глубоко горюет и переживает о Его смерти. Поэтому решает уйти вслед за ним, надеясь снова встретиться после смерти.

Образ Иуды как ключевой в произведении Л.Андреева

Вокруг личности Иуды из Кариота практически постоянно витают дурные слухи, его считают одним из тех людей, от которых лучше всего держаться подальше. Последователи Иисуса Христа постоянно предупреждают Мессию об этом. Иуда покинул свою супругу в бедности, никогда у этого человека не было детей — Бог, говорили, видел его тёмную душу и не желал, чтобы такой человек оставил в мире наследников.

Картину дополняет внешний облик Иуды. Неприятный, «досадно-жидкий» голос; лицо, точно сшитое из двух половинок. Одна — находящаяся в постоянном движении, усеянная множеством морщин, с острым чёрным глазом, и вторая, отличающаяся мертвенной гладкостью и отпугивающая взор широким, открытым, затянутым бельмом оком. Даже внешность этого человека вселяла в окружающих недоверие, ощущение тревоги.

Второстепенные персонажи

Второстепенных персонажей немного, но они играют значительную роль и влияют на сюжет:

  1. Анна — первосвященник Иерусалима. Именно к нему обращается Иуда, чтобы осудить Иисуса Христа;
  2. Каиафа — еще один первосвященник. Он зять и член синедриона.

Главы 1 — 3

Ученики Иисуса из Назарета постоянно предупреждают Учителя о злобном характере Иуды. Никто из близких соратников Иисуса не помнит, когда к ним присоединился Иуда.

Со временем они привыкают к Иуде и доверяют ему разобраться с деньгами и другими заботами. Однако плохое отношение к Иуде среди людей не исчезло, поэтому, когда случаются кражи или плохие вещи, во всем обвиняют Иисуса и апостолов.

Некоторые жители хотят напасть на проповедников, но Иуда их защищает. Разъяренной толпе он говорит, что Иисусом одержим вовсе не дьявол, а такой же соблазнитель, как он. Иисус и его ученики были сердиты на Иуду, они не оценили его действия.

Как-то учащиеся соревновались и бросали камни в свое удовольствие — тот, кто поднимет и бросит самый большой камень, победит. Иуда решил произвести впечатление и поднял самого лучшего.

Однако Петр не желал победы Иуды и просил Бога: «Господи, я не хочу, чтобы Иуда был сильнейшим! Помоги мне победить его! »Слушая его молитву, Иисус сказал:« Тогда кто поможет Искариоту?».

Главы 4 — 6

Однажды апостолы узнали, что Иуда взял себе несколько монет из ящика с деньгами. Они жаловались на него Иисусу, но учитель защищал Искариота, указывая, что Иуда для них такой же брат, как и все остальные.

Ближе к Пасхе Иуда идет к первосвященнику Анне и вносит предложение осудить Христа из Назарета. Зная о плохой репутации Искариота, Анна отталкивает его.

На следующий день ситуация повторяется снова, и это происходит в течение нескольких дней. Тогда Анна решает отдать тридцать динариев за жизнь Иисуса Христа. Иуда считает эту цифру смехотворно низкой. Анна говорит, что больше не будет уступать, и тогда Искариот соглашается.

Иуда считает, что в Иерусалиме больше людей, готовых продать жизнь Иисуса за меньшую плату.

Зная о неминуемой смерти своего Учителя, Иуда окружает его вниманием и заботой, чтобы апостолы не заподозрили его в измене. Искариот знает, что теперь его имя навсегда будет связано с именем Иисуса

Главы 7 — 9

Иуда следует за Иисусом, когда римские солдаты несут его на Голгофу для казни. Искариот не верит в этот кошмар, даже если это был его сон.

И хотя Иуда украл у солдат несколько мечей и отдал их апостолам, никто из учеников не бросился защищать своего проповедника и учителя.

До самой смерти Христа с ним остается только Иуда. Апостол Петр, который ранее трижды отрекся от Христа, по-прежнему настаивает на том, что он не знает Иисуса и не имеет к нему никакого отношения.

После смерти Христа Иуда заявляет первосвященникам, что он обманул их и что Иисус Христос невиновен: «Я обманул вас. Он был невиновен и чист! »Он обвиняет Анну и весь Синедрион в том, что они только что казнили одного безгрешного человека.

Затем он заявляет, что он предал не Христа, а находящихся поблизости первосвященников, и теперь им будет вечный позор. Все апостолы снова молчат, только Иуда осмелился возразить и осудить убийц Иисуса. Он произносит пророческие слова: «Сегодня я видел бледное солнце. Он в ужасе посмотрел на землю и спросил: а где этот человек?».

Затем он восходит на Голгофу Христа и заканчивает свою жизнь, повесившись. Он единственный из учеников Иисуса, который верно следует за своим проповедником.

Проходит время, и все больше и больше людей узнают, кто предал Христа. На протяжении веков имя Иуды будет ассоциироваться с предательством Сына Божьего.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: