Бодлер «цветы зла»: анализ сборника (подробный)

Анализ стихотворения   шарль бодлер "гимн красоте" жанр темаидеяглавная мысльстихотворный размерхуд.

Анализ стихотворения Бодлера «Гимн Красоте»

Произведение Шарля Бодлера «Гимн Красоте» входит в раздел «Сплин и идеал» книги «Цветы зла», впервые опубликованного в 1857 году. Оно представляет собой размышление о том, что такое красота, кем создана и для чего существует.

По жанру это стихотворение действительно относится к гимнам. Однако называя его так, нужно понимать, что если что-то воспевает Шарль Бодлер, то звучать этот гимн будет непривычно. Это произведение не похоже на восторженные оды русских поэтов М. Державина, А. Пушкина и других, где используются самые высокие эпитеты и великолепные сравнения. Образы Бодлера же незаурядны и красивы по-своему.

«Гимн Красоте» почти целиком состоит из риторических вопросов и сравнений. Слово «Красота» не зря употребляется поэтом с прописной буквы, поскольку оно олицетворяет не качество, а скорее дух, некое божество, вдохновляющее всех творцов. Автор обращается к нему снова и снова, но не получает ответов:
Скажи, откуда ты приходишь, Красота?
Прислал ли ад тебя иль звездные края?

Исследуя черты этого явления, поэт пользуется антитезой, подбирая подходящие, по его мнению, образы для его отражения. Автор не устает сравнивать свою музу попеременно с противоположными вещами: то с небесной лазурью, то с адским пламенем, то с закатом, то с восходом солнца.

Автор прибегает к сравнениям, описывая действие, которое производит Красота на людей:
Героем отрок стал, великий пал во прах,
Упившись губ твоих чарующею урной.

Урна здесь выступает двояким символом. С одной стороны, это просто чаша, испив из которой юноша становится поэтом. Чувствуется отсылка к скандинавскому мифу о меде поэзии. Но также урна может быть и погребальной. Тогда в этом символе скрывается намек на равнодушие музы, которая в своем безразличии к тому, кто ей внемлет, похожа на смерть.

Изображая беспощадность Красоты, Бодлер обращается к порой жутким сравнениям. Вот он описывает единение творца с музой как союз любовников. Но тотчас же любовное ложе превращается в смертный одр:
Любовник трепетный, с возлюбленной сплетен,
Как с гробом бледный труп сливается, сгнивая.

Анализируя творчество Шарля Бодлера, можно выявить одну важную мысль, которая красной линией тянется сквозь многие его произведения. Красота является главной ценностью. Она превыше жизни и смерти, хотя в них и находятся ее корни. Используя шокирующие образы разложения вместе с одухотворенными картинами природы, автор провозглашает превосходство красоты, творчества, души над всем этим круговоротом материи. Задача же поэта, по Бодлеру, услышать и увековечить посланные Красотой «благовония и звуки и цвета».

Шарль БодлерРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения «Альбатрос»

После этого стихотворения Бодлер во втором издании ставит «Альбатроса», после метафизической символики «Благословения» — символика более реальная, не символ даже, а прозрачная аллегория: образ страдающего, но и парящего поэта. Бодлер как бы подкрепляет здесь конкретной иллюстрацией общую мысль «Благословения». Помните в «Альбатросе» – «Так, поэт, ты паришь под грозой, в урагане…»

Возникает тема взлета, вознесения над кругами ада — тоже знакомый нам по романтизму мотив! — и она подхватывается и развертывается в широкую картину в третьем стихотворении. В первом стихотворении «Благословение» поэт стоял на земле и только видел, как в “небесах сияет звездный трон’’. В «Альбатросе» он уже сравнивается с парящим альбатросом, «царем голубой высоты». А теперь посмотрите, куда и как движется поэтическая мысль в третьем стихотворении — в «Воспарении».

История создания

Произведение «Падаль» написано в промежутке между 1840 и 1850 годами. Увы, точного датирования создания этого стихотворения нет. Оно отражает внутренний натиск, происходивший в душе автора. Это время, когда он встретил свою любовь всей жизни, которая и запустила в нём процесс как физического, так и духовного распада. Ею была его муза, его «Чёрная Венера» — балерина Жанна Дюваль.

Он не просто любил её, а обожествлял и боготворил. Любила ли она его? Весьма неоднозначный вопрос. Жанна Дюваль — это тот самый неземной, прекрасный снаружи, но гнилой и мёртвый изнутри, ядовитый Цветок Зла. Семья Бодлера до последнего его дня не принимала её, что сподвигло его к нескольким неудачным попыткам суицида. Находясь в отношениях с Дюваль, он стал завсегдатаем притонов и прочих злачных мест, где он проводил «психоделические эксперименты» над своим сознаниям, проваливаясь в пустоту, уходя от реальности. Также оба возлюбленных разлагались практически заживо, являясь носителями «Болезни Купидона» (сифилиса). В некоторые моменты Бодлер был на грани нищеты, так как спускал все те деньги, полученные в наследство от отца, которые выделялись ему на карманные расходы, на попойки, развлечения и наркотики, ну, и, конечно же, свою богиню Дюваль.

Шарль Бодлер был большим обожателем эпатажа. Однажды он явился в цирюльню с зелёными волосами, но это не принесло желаемого эффекта. На него уже никто не обращал внимания. Ведь внутри он уже почти умер, превратился в некую безжизненную оболочку и вызывал лишь призрение и жалость. Падаль — это, в первую очередь, состояние души поэта. Он — падший человек, морально и частично физически разложившийся. Стихотворение наилучшим образом отражает ту кондицию его состояния. В последние годы жизни Бодлер находился на грани сумасшествия.

Лучший перевод — работа В. Левика.

Образы и символы

Произведение «Падаль» переносит нас на пасторальные умиротворённые просторы летнего поля, по которому прогуливается влюблённая пара. Описание ведётся от лица самого Бодлера, вероятно, что его прекрасная спутница — это Жанна Дюваль. Стихотворение изобилует контрастными образами, для создания более яркого воздействия на сознание читателя.

К примеру, в одном катерне он ставит рядом своего «ангела» и «дохлую лошадь». Последний образ здесь не что иное, как проведение некой хрупкой, тонкой линии между эстетическим и невечным началом с земным, безобразным, но при этом продолжающим существовать где-то глубоко в лоне природы состоянием этого начала. Красота живого недолговечна и тленна, у неё свой быстротечный, неизбежный конец, а падаль — это некая свобода от клеток и апофеоз частиц.

Весь этот ужас разбавлен такими же естественными, но позитивно окрашенными явлениями, как: «яркий белый свет», «рыжеющая трава», «солнце», и. т. д. Автор воспевает эстетику разлагающейся плоти: «брюхом вверх лежала, зловонный выделяя гной», «солнце эту гниль палило с небосвода», «останки сжечь дотла», «куски скелета, подобные цветам», «черви, как чёрная густая слизь». Бодлер не видит в этом окончания жизни или чего-то безобразного, а напротив, возводит всё это на новый уровень:

Хаотичность процесса распада плоти увлекает лирического героя, он вдохновлён этим явлением. Теперь он видит красоту своей спутницы лишь через призму смерти и разложения. Он говорит о том, что всё встанет на свои места, и великая природа примет то, что по праву принадлежит ей, то есть плоть.

Анализ стихотворения «Благословение»

И вот первое стихотворение сборника, оно называется «Благословение», и вот его первые строки: «Лишь в мир тоскующий верховных сил веленьем // явился вдруг поэт…». Понимаете, все начинается как в традиционном романе — с рождения героя! Родился поэт! Но и больше того, в оригинале между этим первым стихотворением и предшествующим вступлением к сборнику существует прямая связь: в конце вступления Бодлер говорит о самом страшном чудище этого страшного мира — о Скуке.

Вспомним Флобера с его формулой «мир цвета плесени», с его концепцией скуки в «Воспитании чувств». И рассказывая в первом стихотворении о рождении поэта, Бодлер прямо подхватывает этот мотив — поэт является именно в этот «мир Скуки».

Но это событие далеко не радостное. Он родился, оказывается, на горе себе, потому что его проклинает мать, над ним глумится жена. Для матери он – «чудище смешное», “возмездье за позор”, «мерзкий плод, источенный чумой». Но и мир в целом тоже к нему глубоко враждебен.

Так в самом первом стихотворении из сплава чисто личных биографических впечатлений (образ проклинающей матери, глумящейся жены) и их более общего осмысления рождается тема проклятости поэта, его обреченности на страдания.

Но здесь же возникает и другая, уже более светлая тема и мелодия, как будто намечается противовес силам зла, возможность их преодоления. Всеми отринутый, униженный и осмеянный, поэт все-таки находит себе утешение в надежде на небесное блаженство.

Так возникает у Бодлера еще одна тема — тема возвышающего, облагораживающего страдания (тема, уже знакомая нам по лирике Мюссе). «Я знаю: кто страдал, тот полон благородства», — повторяет Бодлер вслед за Мюссе. Эта тема — одна из центральных мыслей в этике зрелого Бодлера, мысль, определяющая и его эстетику.

И, наконец, здесь же, в первом стихотворении, возникает и тема величия поэта, его божественной сущности и близости к Богу. Эта мысль о величии поэта — одно из главных убеждений Бодлера, как, впрочем, и всякого поэта. «Каждый нормальный человек может прожить два дня без еды, но ни одного дня без поэзии», — написал как-то Бодлер (заблуждение, в которое так охотно и часто впадают поэты, но которое тем не менее так их украшает).

Итак, оказывается с самого начала, что в поэтической вселенной автора есть не только бездна ада, как могло показаться из вступления, есть в ней и прямо противоположная, самая верхняя точка — вблизи “Небесных сил и тронов”, вблизи «святого очага, горящего в веках».

Уже теперь мы можем спросить: обязательно ли было считать этого поэта певцом зла, исчадием ада? Не ясно ли с самого начала, что ад здесь изображается с такой жестокой откровенностью только во имя самого высокого идеала, только потому, что ад противоречит божественному назначению поэта и Человека? Здесь перед нами уже знакомая романтическая коллизия между мечтой и действительностью, жизнью и поэзией — только воплощенная с предельной заостренностью. Поистине «Из глубины воззвах».

«Предрассветные сумерки», «Каин и Авель»

Вот стихотворение «Предрассветные сумерки». Хотя такие социальные образы редко входят в круг внимания поэта, они тоже помогают понять направление его симпатий и антипатий. Если в других стихотворениях Бодлер то обрушивался на похоть и разврат, считая их первородными грехами человечества, то, напротив, поэтизировал “продажной страсти жриц”, в данном контексте “труженик Париж” предстает как живое обвинение обществу, в котором продажная страсть — всего лишь один из видов труда, труда из страха перед нуждой.

Об интересе поэта к социальной тематике свидетельствует и тот любопытный факт, что Бодлер, этот певец «чистого искусства», написал в свое время рецензию на сборник рабочего поэта Пьера Дюпона. Но, пожалуй, наиболее эксплицитно и художественно ярко общественная позиция Бодлера выразилась в знаменитом стихотворении «Каин и Авель».

Шарль неоднократно высказывал свое скептическое отношение к общественному прогрессу, отрицая позитивизм как философию этого прогресса. Одним из первых европейских писателей он заговорил на языке мышления XX в. Но главное в творчестве Бодлера — это, конечно, не публицистические работы, а его бессмертная поэзия, подлинное пиршество страстей и чувств.

Бодлеровские «Цветы зла» как будто все сотканы из диссонансов и противоречий, из ненависти и любви, из отвращения и сострадания. Но автору отнюдь не все равно, что любить и что ненавидеть. Бодлер — поэт, жаждущий добра и красоты и боящийся, что люди заметят эту жажду и будут смеяться над ним, над тем, как смешно он волочит по земле свои исполинские крылья.

Последние заданные вопросы в категории Литература

Литература 29.06.2023 02:25 0 Вернер Александра.

Довоенная жизнь Ивана из твора Альпийская Баллада

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:01 0 Галкин Женя.

1__, 2__, 3__, 4__, 5__, 6__, 7__, 8__, 9__, 10__, 11__, 12__, 13__. 1…потом угнездился в кусте до

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:01 0 Федів Антон.

1. Яким ви уявляєте Мойсея? У чому полягає сенс його життя? СРОЧНО ПОМОГИТЕ!!!

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:20 0 Тюкин Денис.

Почему повествователь заблудился из оассказа бежин луг

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:20 0 Зубаиров Костя.

Характеристика семьи Тарас Бульба СРОЧНО!!!​

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:07 0 Паньковець Женя.

Восстанови цитаты: 1. «Два огромные глаза горят, как два ____________» 2. «______ есть у меня дочере

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:05 0 Уразова Анна.

Почему Девушкин предпочитает живому общению с Варенькой переписку? из-за узости мировосприятия из-за

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:00 0 Мануйлов Родион.

Впишите в определения термины, используя слова для справок. СЛОВА НАХОДЯТСЯ НИЖЕ. А.__ — описание

Ответов: 2

Литература 29.06.2023 02:21 0 Голышкова Анастасия.

Почему мальчик не может относиться к родной реке как раньше?​

Ответов: 1

Литература 29.06.2023 02:21 0 Хан Данияр.

своим сюжетом доказывает нам, что это не что иное, как сказка. Здесь встречается и волшебное зеркало

Ответов: 1

Анализ «К читателю»

Первая часть сборника — «Сплин и идеал» — весома одной главной мыслью: противопоставлением поэтической мечты и действительности. Эта тема намечена и в общем заголовке сборника – «Цветы зла», и в посвящении Теофилю Готье, где речь идет о “болезненных цветах”. Мы видели также, что собственно тематический аспект сборника (т. е. помимо таких общих знаков, как заглавие и посвящение) открывается резким, предельно пессимистическим вступлением «К читателю». Бодлер здесь поистине фиксирует предел падения человека и человечества, самое дно ада. В огромном стихотворении нет ни одного просвета, ни одного проблеска надежды и веры. Это беспощадная картина, как бы негативный полюс, от которого начинает Бодлер, самая крайняя на шкале бытийных ценностей, так сказать, на отрицательном отрезке этой шкалы. Позади нее может быть только смерть, только абсолютное Ничто. Впереди же — вот эта книга.

Нужно в полной мере осознать бесстрашный расчет Бодлера: он с самого начала отказывается от какого-то бы ни было заигрывания с читателем — тот не должен обольщаться ни относительно мира, ни относительно самого себя, ни относительно поэта. Но зато уж если из этих глубин все-таки раздается голос веры и надежды, то это будет наивернейшим свидетельством того, что они — и вера, и надежда — тем не менее бессмертны в душе человека. Если на этой почве зла, где как будто уже и ничто не может вырасти, все таки вырастут цветы, то уж их надо будет тем более ценить.

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 06.06.2023 10:26 76 Андреева Милана.

Какие жизненные уроки можно извлечь из произведений современной литературы 20,21века специалистам мч

Ответов: 1

Литература 03.06.2023 17:12 9 Зузулина Даша.

Краткое содержание «Как жили в Куморе» А. Кирпищиковой. Отдаю все баллы

Ответов: 2

Литература 27.06.2019 07:21 40 Самаренкова Даша.

Пожалуйста скажите краткое содержание для читательского дневник Георгия Скребицкого сказки следопыта

Ответов: 1

Литература 07.04.2019 10:27 252 Майоров Евгений.

Помогите!Краткий краткий пересказ Серебрянный корабль Коргуева!!!!!

Ответов: 1

Литература 05.05.2021 14:13 130 Бойко Ксения.

Найдите Мотив запрета иСчастливыйфинал в сказка м.м Пришвина «кладовая солнца» даю 10 баллов​

Ответов: 2

Литература 10.06.2023 18:34 6 Самсонов Олег.

1. Напишите письменную работу (объем 100 — 120 слов), сравнивая рассказ Л. Толстого «Кавказский плен

Ответов: 1

Литература 13.06.2023 05:08 3 Крутских Андрей.

Правильним є твердження: «Балади …​

Ответов: 1

Литература 29.10.2020 14:05 13 Kushnirenko Stanislav.

Сочинение Жилин и Костылин — Разные судьбы. План. 1. Разница в характере проявляется уже в сцене н

Ответов: 1

Литература 19.01.2020 00:18 14 Лосев Рома.

Пожалуйста помогите ! Завтра сдавать! Задание 4 Сказка Болтливая птичка! Нужна Сказка? Пишите в ко

Ответов: 1

Литература 13.06.2018 15:15 29 Зеленкина Соня.

Как проявляется характер тараса бульбы в отношении к жене и детям

Ответов: 1

Темы и проблемы

В стихотворении «Падаль» основной проблемой является бренность материи и тленность физической красоты. Центральная тема — поэт и поэзия. Автор говорит о том, что только благодаря силе слова и глубине смысла он способен сберечь и увековечить истинную красоту, сохранив строй стихотворения.

Кроме того, Бодлер затронул тему любви, его избранница также не надежна, как прочность красоты. Любовь тоже имеет срок годности, чувства тоже поддадутся процессу разложения, а затем канут в небытие. Такова природа человеческих эмоций, это не хорошо и не плохо, просто есть. Однако любой прекрасный порыв души может найти место в творчестве и обрести бессмертие.

Также поэт преклоняется перед гармонией природы и ее многочисленных частей, которые, рождаясь и умирая, все же становятся целым. Лошадь умерла, но стала прибежищем новой жизни – червей, голодной собаки и т.д. В окружающем мире нет ничего лишнего, все гениально продумано.

Любовные стихи

И порой кажется, что Бодлер, действительно, готов потерять этическую меру, что он готов, очертя голову, броситься в бездну того самого безумного и эгоистического наслаждения красотой — наслаждения аморального — не в обыденно-осуждающем смысле, конечно, а в первоначальном конституирующем значении этого слова, лежащем вне морали, не имеющем отношения к морали. Этот мотив — сквозной в любовных стихах, посвященных мулатке Жанне Дюваль.

Но наряду с этим есть и другой цикл любовных стихов, посвященных мадам Сабатье; и здесь налицо традиционная антитеза: любовь земная и любовь небесная, как в стихотворении «Духовная заря». Так что погруженность в «искусство для искусства» — это та же самая экс-лада, за которой скрывается тщательно оберегаемая поэтом мечта о нравственно прекрасном человеке. Отсюда гармонично вытекает тема сострадания, постепенно переходящая в тему чисто социальную!

«Больная муза»

А дальше — “Больная муза”. И теперь понятна концовка стихотворения ‘’Люблю тот век нагой…». Она была, оказывается, не случайной — Бодлер, оказывается, мечтает о здоровом, неболезненном искусстве, которое врачевало бы и раны поэта, и горе всех людей.

Вот здесь я теперь могу уже остановиться, прервать свой подробный анализ лирики Бодлера. Теперь мы уже узнали самое главное — исходную позицию Бодлера, основы его мировоззрения, его взгляды на взаимоотношения между искусством и жизнью и на роль поэта и поэзии. И, кроме того, мы уже распознали основной структурный принцип книги Бодлера, почувствовали, что ее надо воспринимать не как сборник отдельных стихов, а как поэму, фугу, ее надо читать, постоянно следя за движением общей мысли, за мотивами, за их переносами из одного стихотворения в другое. Теперь уже вы, так сказать, можете читать его дальше сами.

И теперь нас уже не будут смущать самые резкие колебания Бодлера, самые резкие смены нравственной температуры в его книге. Мы уже будем видеть за всем этим глубоко страдающую душу, страдающую от несовершенства мира — но и от своей собственной противоречивости. Вот, скажем, Бодлер скорбит о том, что его муза больна, ущербна. И он иногда готов усомниться в том, откуда она, откуда его волшебный поэтический дар, от бога или дьявола, и тогда он готов совершить святотатство даже по отношению к своей музе.

Ответы на вопрос

Отвечает Пономорёва Алёна.

Стихотворение Ш. Бодлера  «Гимн красоте» — весьма своеобразно. Бесспорно, автор восхищается красотой во всех её проявлениях, но и не отрицает чего-то страшного и ужасного в ней. Красота может быть как приятной и чарующей, так и кроваво-беспощадной одновременно. Сколько людей сгинуло из-за этого, казалось бы абстрактного понятия. Но стольким же красота подарила самые счастливые моменты, подарила счастье, стольких же воодушевила и очаровала.

Мысль автора предельно проста. Как и любое произведение, стихотворение «Гимн красоте» призвано взбудоражить умы людей, заставить задуматься об истинности красоты, о её ценности и роли в жизни каждого из нас. Мы все тяготеем к прекрасному, однако, нередко совершаем, мягко говоря, не очень красивые поступки. Этот парадокс просматривается на протяжении всего гимна. Автор предлагает задуматься над силой и властью красоты, пасть ниц перед ней и покориться. Недаром Бодлер назвал свое стихотворение именно гимном. Нас поставили перед фактом, что все предопределено. Остается лишь уповать на то, что Красота будет благоволить нам.

Как-то так…

«Старушки» и «Лебедь»

У Бодлера, поэта, видевшего вокруг себя вроде бы только смрад, разврат и скуку, мы можем найти и такие стихи, как «Старушки», где с чисто бодлеровской выразительностью запечатлена идея простого человеческого сострадания. Стихотворение «Лебедь» кончается столь же характерным признанием. Очень знаменательно, что оба эти стихотворения посвящены Виктору Гюго — певцу отверженных. Чем более зрелым становился поэт, тем больший вес приобретала в его поэзии именно тема сострадания к “бездомным, пленным и многим другим”. Сам особенно остро воспринимавший свое одиночество и свою неприкаянность, поэт начинает и в своих стихах находить место для других одиноких и неприкаянных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: