Виктор гюго — отверженные. обзор, впечатления и анализ

Анализ романа «собор парижской богоматери» (виктор гюго)

История создания романа «Отверженные»

Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.


«Козетта». Иллюстрация из первого издания 1862 года. Автор Эмиль Байяр Cândido Aragonez de Faria (Laranjeiras (Brésil), 12 août 1849 — Paris, 17 décembre 1911), Колумбийский университет в Нью-Йорке

Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.

Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!

Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год, Государственная библиотека Виктории

Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев.

Роман «Отверженные». Историческое значение

Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира.

Именно поэтому невозможно остаться равнодушным, читая одно из лучших произведений, которое написал Виктор Гюго, — «Отверженные». Отзывы о нём были оставлены и великими русскими классиками. В частности, Толстой, являющийся великим отечественным гуманистом, назвал эту книгу лучшим французским романом. А Достоевский перечитывал произведение, воспользовавшись двухдневным арестом за нарушение условий цензуры.

Образы героев книги являются неотъемлемыми частями мирового культурного наследия. Интерес к ним не утихает до сих пор. Невозможно остаться равнодушным к проблемам, которые поднял в своей книге Виктор Мари Гюго. «Отверженные» и сейчас переживают всё новые и новые публикации и экранизации, последняя из которых была выпущена около трёх лет назад. В фильме-мюзикле приняли участие известные актёры Голливуда.

Анализ произведения

Каждый отзыв о произведении упоминает главную идею романа – борьбу светлого и темного начал в человеке. Во всех эпизодах сталкиваются противоположные сущности.

Борьба начинается с диалога между Вальжаном и Мириэлем. Неожиданное милосердие и прощение меняет каторжника. До самой смерти он хранит верность обещанию, данному епископу – все свои силы и средства направить на помощь людям.

Жан спасает целый город от нищеты, дает приют брошенной умирать Фантине, защищает Козетту, уводит от неминуемой гибели её возлюбленного. Своего злейшего недруга – Жавера – герой отпускает с баррикад, сохраняя в себе милосердие и чистоту души. Помня завет Мириэля, каторжник жертвует своим благом, отпуская приемную дочь к супругу, не желающему жить рядом с бывшим преступником.

Другим героям также предстояло пережить резкую смену мировоззрения:

  1. Обреченная на смерть в тюрьме Фантина обретает надежду под заботой Мадлена, веря в лучшее для своей дочери.

  2. Резкой смене взглядов подвержен и юный Понмерси. Неоднократно ссорясь с дедом, он примиряется с ним. Отвергая Вальжана, в самом конце Мариус узнает неожиданную правду и мчится к спасителю в надежде получить прощение.

  3. Наконец, Жавер, получив жизнь от милосердного врага, не может смириться с тем, что поступился принципами и бросается с моста.

Название романа – красноречивое описание героев. Вальжан, Фантина, Козетта, Гаврош – все они раздавлены и отринуты обществом. Даже инспектор Жавер в своей слепой вере в правоту закона стал «отверженным» от народа по своей воле. 

Кульминация эпопеи – восстание 1832 года – «отверженная» революция, не принятая парижанами. С надеждой на лучшее будущее человечества революционеры гибнут при полном равнодушии горожан.

Выразить главную мысль произведения сложно: так многогранны и неоднозначны судьбы героев. Ведя читателя сквозь судьбы парижских бедняков, Виктор Гюго показывает, насколько неоднозначна жизнь, как сильно могут измениться мнения людей перед внезапно открывшейся правдой, перед превратностями жизненного пути.

Отразив дар милосердия, полученный Жаном Вальжаном от епископа Мириэля, писатель учит великой силе добра, меняющей людей, превращающей озлобленных на мир людей в спасителей с чистой душой. Даже всеобщее отторжение не сумело сломить героев, сохранивших порядочность и надежду изменить мир.

Невинная Козетта. Позднее покаяние

Не в состоянии удочерить девочку, бедный каторжник крадёт её у подлых и нечистых на руку Тенардье и пускается с ребёнком в бега. За годы владения фабрикой ему удалось накопить некоторое состояние, благодаря которому отверженные мужчина и девочка начинают новую жизнь, ведь деньги в данном обществе решают всё.

Называясь отцом малышки, Вальжан устраивает Козетту в монастырский пансион. Так проходит несколько лет тихой семейной жизни двух людей. Постепенно из маленькой девочки Козетта превращается в прекрасную очаровательную девушку, в которой зарождается неведомое чувство к парню по имени Марис Понмерси.

Они встретились во время прогулки в саду, и с тех пор были не в силах забыть друг друга. Но их путь к совместному счастью был тернист. Всё оказалось против молодых – и революционное восстание, и Вальжан, ревновавший дочь, и инспектор Жавер, который, как ищейка, преследовал своего заклятого врага.

Но пока судьба благоволит героям. После вооружённого противостояния Мариусу удаётся выжить, а Вальжан наконец признал за дочерью право на личное счастье. В итоге всю свою жизнь идущий по следу Жавер отпускает Жана, когда тот был у него в руках. После этого он покончил жизнь самоубийством, так как понял, что закон, которому инспектор служил всю жизнь, оказался далеко не так справедлив, да и все идеалы рухнули в одночасье. Именно поэтому Жавер и сбросился с моста.

Роман «Отверженные» заканчивается тем, что оклеветанный в глазах Мариуса, названный преступником, бандитом и каторжником Вальжан в скорбном одиночестве доживает свои последние дни. Он ушёл из жизни дочери, чтобы не накликать на неё беду и не позорить её. Но однажды, по роковой случайности, загубивший детство Козетты Тенардье рассказывает ей всю правду. После этого молодые люди мчатся к умирающему Жану. Дочь умоляет отца о прощении, но ему не за что прощать её, ведь он счастлив. Вальжан умер со спокойным сердцем и с безмятежной улыбкой на лице.

Епископ Мириэль. Урок милосердия

Действие романа «Отверженные» Виктор Гюго изображает в начале девятнадцатого столетия во Франции. После 19 лет заточения на свободу выходит бывший каторжник. Жан Вальжан был осуждён за украденную для своей сестры и её семерых детей буханку хлеба. Четырёхлетний срок постоянно увеличивался из-за неоднократных попыток побега.

За проведённое среди отъявленных преступников время этот человек практически потерял своё имя, сменив его на номер 24601, и приобрёл «желтый паспорт», выдаваемый всем бывшим каторжникам. Из-за него главный герой не может начать новую жизнь, его везде презирают, отовсюду гонят. Единственным выходом для отверженного Вальжана остаётся возвращение на тёмный преступный путь.

Волей судьбы главный герой попадает в небольшой городок Динь, где после многочисленных и бесполезных попыток найти работу Жан оказывается у дома епископа Мириэля в надежде остаться на ночлег.

Вальжан удивляется гостеприимству священника, который угощает путника обедом, располагает в одной из комнат своего дома и призывает начать новую жизнь. Но, несмотря на радушный приём, бывший каторжник не в силах устоять перед кражей подсвечников из серебра. В его голове также зреет мысль об убийстве епископа, но неведомая сила предотвращает жестокость, и Жан убегает из приютившего его дома.

Нищего мужчину задерживают с украденными предметами уже на следующий день и приводят к епископу. Каторжник начинает жалеть о том, что не убил Мириэля накануне, ведь сейчас он даст показания, из-за которых Жан окажется на каторге до конца жизни. Но священник отдал ещё два подсвечника главному герою, сказав, что тот забыл их в спешке. Вначале он не понимает такого проявления милосердия и бескорыстности. Привыкший к алчности, несправедливости и предательству, он отбирает деньги у пробегавшего мальчишки. Но когда Вальжан выходит из оцепенения, к нему возвращается разум. Он понимает, что епископ дал ему такой шанс, который выпадает далеко не каждому оступившемуся. Каторжник усвоит этот урок и начнёт новую жизнь.

История создания романа «Отверженные»

Исследователи творчества Виктора Гюго считают, что «Отверженные» — главное произведением автора. Да и в целом роман входит в число самых грандиозных и выдающихся книг XIX столетия.

«Козетта». Иллюстрация из первого издания 1862 года. Автор Эмиль БайярКолумбийский университет в Нью-Йорке 

Писатель создавал роман на протяжении двадцати с лишним лет. В 1848 году, накануне революции, Виктору Гюго кажется, что написанный им роман почти окончен. Однако произошедшие события заставляют его переосмыслить свои взгляды, и он понимает, что написанное не вполне отражает его понимание жизни, и ему еще предстоит большая работа.

Гюго вновь погружается в роман с головой. Иногда он пишет «беспробудно» и не может остановиться, иногда – забрасывает произведение на месяцы, а то и на годы, иногда – сдает слугам свою одежду вместе с приказом не отдавать ее ему ни в коем случае, тем самым запирая себя нагим в комнате, чтобы ничего (даже одежда) не отвлекало его от написания романа!

 Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год, Государственная библиотека Виктории 

Первоначально Гюго назвал свое произведение «Нищета», но позднее сменил его на «Misérables», что в переводе на русский означает «Несчастные», а в адаптированном литературном варианте – «Отверженные». Построенный в самом начале сюжет постепенно обрастает новым главами и обогащается историческими событиями, через которые происходит трансформация героев. 

Интересные факты

Гаврош, иллюстрация Эмиля Байяра (1862)

В романе есть предложение длиной в 823 слова, разделенных 93 запятыми и 51 точкой с запятой.

По сюжету романа в 1980 году был поставлен мюзикл Клода-Мишеля Шёнберга и Алена Бублиля. В общей сложности музыкальное представление было поставлено в 221 городе в 38 странах и до сих пор считается самым долгоиграющим мюзиклом.

На сюжет романа снимались художественные фильмы, мини-сериалы и даже анимэ, а также был поставлен мюзикл.

Наиболее известными исполнителями главной роли в разные годы были актеры Жан Габен, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье, Хью Джекман.

  • Как выветривание воздействует на горные породы кратко

      

  • Теория воспитания как составная часть педагогической науки кратко

      

  • Мадбординг в детском саду что это

      

  • Школа центра педагогического мастерства инн

      

  • Почему буржуазная революция называется кратко

Роман «Отверженные». Историческое значение

Историческое значение этого произведения в том, что здесь писатель берёт под защиту гонимый и угнетённый народ и отверженного, страдающего человека, а также обличает лицемерие, жестокость, ложь и бездушие буржуазного мира.

Именно поэтому невозможно остаться равнодушным, читая одно из лучших произведений, которое написал Виктор Гюго, — «Отверженные». Отзывы о нём были оставлены и великими русскими классиками. В частности, Толстой, являющийся великим отечественным гуманистом, назвал эту книгу лучшим французским романом. А Достоевский перечитывал произведение, воспользовавшись двухдневным арестом за нарушение условий цензуры.

Образы героев книги являются неотъемлемыми частями мирового культурного наследия. Интерес к ним не утихает до сих пор. Невозможно остаться равнодушным к проблемам, которые поднял в своей книге Виктор Мари Гюго. «Отверженные» и сейчас переживают всё новые и новые публикации и экранизации, последняя из которых была выпущена около трёх лет назад. В фильме-мюзикле приняли участие известные актёры Голливуда.

Замысел

Еще в молодости у писателя появился замысел романа, описывавшего жизнь низшего сословия, несправедливости и предубеждений общества. Гюго попросил одного из своих друзей собрать сведения о быте и жизни каторжников. Скорее всего, интерес к осужденным был пробужден из-за истории о ставшем полковником беглом каторжнике, которого позднее арестовали в столице Франции.

Городской префект поведал Гюго о родственнике епископе, приветившем в своем доме освобождённого каторжника. Переродившись под влиянием духовного лица, тот, в свою очередь стал военным санитаром, который впоследствии погиб под Ватерлоо. В двадцать третьей главе романа «Отверженные» Виктор Гюго поместил повествование о каторжнике, с первых дней на свободе сталкивающемся с жестокостью, предубеждением и враждебностью окружающих. Во многом этот рассказ напоминал историю главного героя произведения. И вот, когда автор уже представил себе очертания романа и написал к нему предисловие, он отвлекся на театр. Но все равно замысел книги не покидал Гюго и продолжал зреть в его голове, обогащаясь новыми впечатлениями и большим интересом к социальным вопросам и проблемам. В некоторых произведениях того времени можно обнаружить очертания будущего романа «Отверженные».

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Гюго «Собор Парижской Богоматери» очень кратко

«Собор Парижской Богоматери» Гюго краткое содержание для читательского дневника:

Действие романа разворачивается в Париже. Началось все с того что лет шестнадцать назад молоденькая девушка у которой была прелестная дочка доверилась цыганке и ненадолго отлучилась. Когда же молодая женщина вернулась вместо, красавицы дочки лежало завернутое в тряпки чудовище.

Бедная мать, проклиная себя и цыган, помешалась умом. Квазимодо так назвали подкидыша, она отнесла к Собору и оставила там, сама же добровольно стала затворницей «Крысиной Норы». Над мальчиком сжалился священник и вырастил его, а маленькая Эсмеральда выросла у цыган.

Дети подросли и встретились на празднике возле Собора. Эсмеральда выросшая среди цыган прекрасно танцевала и показывала разные шутки с помощью козочки. Квазимодо к этому времени стал звонарем, мало того, что он был ужасен ко всему прочему он еще и оглох.

Праздник закончился плохо не только для этих молодых людей, но и для Гренгуара, который ничего не смог заработать и пропал бы не приди к нему на выручку Эсмеральда. Она сжалилась над ним и заключила с ним фиктивный брак, потому что девушке нельзя терять невинность и ко всему прочему она страстно любит капитана Феба.

Этого капитана она видела всего один раз. Это случилось пред ее замужеством. На нее напали двое мужчин, а красавец Феб спас ее. Теперь сердце юной красавицы принадлежит только ему. Одного нападавшего поймали, им оказался Квазимодо. Бедолагу приговорили к страшному наказанию, и только Эсмеральда его пожалела, когда горбун просил глоток воды. Сердце уродца растаяло, его охватила нежность к этой девушке.

Но не только звонарь влюбился безответно в красавицу, но и настоятель Собора Фролло. Это благодаря его усилиям и равнодушию капитана Феба Эсмеральду казнят. Сердце Квазимодо разрывается на части, он потерял любимую. Он не смог ее уберечь от смерти, но теперь она принадлежит только ему. Теперь он может быть с ней навечно.

Очень часто бывает, что под красотой скрывается подлая и черствая душа.

Это интересно: Рассказ «Гаврош» – это отрывок из романа В. Гюго «Отверженные», который написан в 1862 году. Произведение изучают на уроках литературы в 5–7‑х классах. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Гавроша» для читательского дневника.

Главный герой главы – Гаврош Тенардье — жизнерадостный, дерзкий на язык и в то же время смекалистый, пронырливый и одновременно храбрый, отзывчивый парижский бездомный сорванец, сражавшийся на баррикадах и погибший в ходе Июньского восстания 1832 года.

История создания, жанр, направление романа

Замечание 1

«Собор Парижской Богоматери» — это первый исторический роман на французском языке.

Замысел этого произведения возник у В. Гюго еще в 1820-х годах. Роман был издан в марте 1831 года.

Произведение стало ответом на духовный кризис, который переживала Франция в начале 19 века. французское общество после череды кровавых войн и нескольких революций становилось все разобщеннее. Люди становились равнодушными к тому, что не несет какой-либо выгоды. Собор Парижской Богоматери, который еще со времен падения империи пребывал в плачевом состоянии и был под угрозой сноса, в глазах писателя стал олицетворением потерянного французского народа.

Гюго, стремясь не только привлечь внимание к проблеме собора, но и пробудить в людях национальную гордость и интерес к истории, в 1828 году начал писать роман. Замечание 2

Замечание 2

Примечательно, что после выхода произведения во Франции, а затем и во всей Европе возникло движение, выступающее за сохранение памятников архитектуры.

Роман Гюго сочетает в себе несколько литературных направлений:

  • Сентиментализм;
  • Романтизм;
  • Реализм.

От сентиментализма в романе – идеализированный образ героини. От романтизма – титанические образы главных героев, возвышающихся за счет моральных качеств над остальным порочным обществом. Реализм привнес долю неоднозначности, а также глубоко проработанные образы персонажей, в которых сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Кроме того, натуралистичность и суровость мира, изображенного в романе, характерны для реализма.

Что касается жанровой принадлежности, «Собор Парижской Богоматери» является историческим романом. Повествование охватывает длительный временной промежуток и включает в себя большое количество персонажей и значимых событий.

Характеристика Жан Вальжан

Жан Вальжан

— главный герой, протагонист романа Виктора Гюго «Отверженные». Бывший каторжник, осуждённый на девятнадцать лет за кражу хлеба для семьи своей сестры. Жан Вальжан, а также неотступно следовавший за ним инспектор полиции Жавер, стали архетипичными персонажами мировой литературы.

Жан Вальжан родился в 1769 году в Фавроле, Эна. Его родители умерли, когда он был ещё ребёнком, и его забрала к себе старшая сестра Жанна. Супруг Жанны умер в 1794 году, оставив её вместе с семью детьми. Зимой 1795 года, когда запасы провизии закончились, Вальжан украл буханку хлеба у местного булочника. Его осудили на пять лет и отправили в тюрьму в Тулон, где он получил номер 24601. За четыре попытки побега, которые он предпринял в 1800 году (незадолго до фактического окончания своего заключения), 1802, 1806 и 1809 годах, ему в общей сложности добавили двенадцать лет, а также ещё два года за сопротивление при аресте после второго побега. Отбыв девятнадцать лет, он был освобождён, однако получил так называемый жёлтый паспорт с отметками, свидетельствующими о тюремном заключении его владельца. По закону, заключённые не могли выбирать себе место жительства, и Жан Вальжан был отправлен в Понтарлье.

Выйдя из тюрьмы, Вальжан стал изгоем из-за своего паспорта, который не давал ему возможности скрыть факта, что он бывший преступник, хотя в то время сам он признавался, что годы компании отъявленных преступников его самого сделали таковым. Единственным, кто отнёсся к нему как к добропорядочному человеку, стал епископ диньский Мириэль, встреча с которым меняет Вальжана. Епископ не выдал Вальжана, когда тот украл из его дома фамильное серебро, и сказал полиции, что сам отдал его ему. После этого Вальжан принял раскаяние, стал честным и достойным человеком и взял на себя роль отца юной Козетты после того, как умерла её мать, Фантина.

Противоположность Вальжана — инспектор Жавер. Преданный своему делу и талантливый полицейский Жавер своего рода капитан Ахав в «Моби Дике» Германа Мелвилла — он одержим мыслью поймать Жана Вальжана и видит его исключительно опаснейшим преступником. Несмотря на то, что Жан Вальжан — главный персонаж романа, он впервые появляется только во второй книге первой части.

Чему учит?

Роман «Собор Парижской Богоматери» учит нас судить человека не по внешности, а по поступкам. Смотреть на мир здраво, а не делить его на чёрное и белое

Говорит читателю о том, ка важно жить полной жизнью и контролировать свои чувства. Гюго заставляет задуматься о самой сущности наших чувств: о любви, которая проявляется лишь в похоти, о доброте, которая выражается в лицемерии и пустых словах, о ненависти, которая выдает наши слабости и комплексы

Гюго осуждает лицемерие, жадность, эгоизм и жесткость, которые ассоциируются у него с варварским средневековьем. Человек не должен превращаться в эгоистичное животное, как бы ни подталкивали его к этому обстоятельства. Такова мораль романа «Собор Парижской Богоматери». Его нравственные уроки актуальны во все времена.

Редакции произведения

В сравнении с окончательным текстом первая редакция содержала намного меньше авторских отступлений и эпизодов. Она состояла из четырёх частей.

Через пятнадцать лет после начала работы над книгой, окончательно названной Гюго «Отверженные», он решил переработать роман и дать полную свободу своей лирической прозе. За счёт таких авторских отступлений произведение увеличилось в объёмах. Также здесь присутствуют ответвления от основной линии сюжета.

Будучи в Брюсселе, писатель за две недели в романе создал главы, которые описывали тайное республиканское общество с созданным идеальным образом жреца революции, а также сражения под Ватерлоо.

Об окончательной редакции книги можно сказать, что демократические взгляды автора к тому времени значительно углубились.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: