Валерий брюсов 📜 в прошлом

Тематика и проблематика

Изучение любого произведения следует проводить по плану, рассмотрев его тему и идею. Уже первая строка поэтического текста «Тень несозданных созданий» говорит, что перед читателем не совсем обычное стихотворение. Основатель и идейный лидер символизма обращается к теме творчества, пытается разобраться в том, что именно происходит в душе творца, когда он занимается созданием собственного произведения

При анализе «Творчества» Валерия Брюсова важно отметить, что поэт активно использует зрительные и слуховые образы

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Первый образ, который рисует Брюсов, — легкая тень, едва заметная глазу. Этот образ статичен и невесом. Однако уже во второй строке поэт вводит элемент динамики, используя глагол «колыхается». Но движение очень робкое, ведь происходит оно во сне.

Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Творчество»

Свое стихотворение В. Я. Брюсов написал 1 марта 1895 года. Это стихотворение вошло в его первый сборник лирики. Читая стихотворене «Творчество», невольно задумываешься: «Кто мог написать эти строки? Безумец, место которому только в психиатрической больнице». Так считали и многие современники автора этих строк. Действительно, в стихотворении все необычно, не укладывется в рамки сознания. «Фиолетовые руки», которые «чертят звуки», «месяц обнаженный», «звуки ластятся». Бред, абсурд! Но если взглянуть на картины Марка Шагала, кубические лица Пикассо — увидим, что само искусство того времен было абсурдным, но не лишенным смысла. Все это объясняется тем, что эпоха рубежа веков требовала новых форм в искусстве. Необходимо также помнить, сто Брюсов- «отец русского символизма». Именно ему принадлежат слова, что «символизм — поэзия намеков». В стихотворении «Творчество» Брюсов описывает то состояние, в коором пребывает творецц в минуту вдохновения. Автор говорит о двух мирах: реальном и ином мире, где уже есть все, что будет им создано. И если в начале стихотворения говорится о тени «несозданных созданий», то в конце речь идет об уже воплотившихся творениях («тайны созданных созданий»), но тем не мене полных тайн. Творчество продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, воздушно. Брюсов соединяет в стихотворении зрительные и звуровые образы: «прозрачные киоски», «звонко-звучная тишина», » при лазоревой луне». Очень интересна композиция стихотворения, оно насыщено звуковыми повторами. Последняя строка превой строфы повторяется как вторая строка следующей строфы, а последняя строфа возвращает нас к первой.

23814

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 4 катренов, 7 предложений, из которых только одно невосклицательное. Таким образом, стихотворение – крик души лирического героя. Это спор с самим собой о своём месте в стране и в истории. Поэтому стихотворение начинается отрицанием: «Нет, я не ваш». Лирический герой не ассоциирует себя ни с толпой разрушителей, ни с толпой защитников старого. Он – поэт, вождь, идейный вдохновитель.

Вторая и третья строфы описывают роль, которую себе отводит в борьбе лирический герой. Четвёртая строфа неожиданна и поднимается до философского обобщения. Лирический герой не потому отрекается от пути с разрушителями, что не приемлет радикальных способов преобразования, а потому, что не готов довольствоваться никакой остановкой в разрушительной деятельности. Здесь позиция лирического героя противоположна позиции в стихотворении «Грядущие гунны» при схожести тем. Лирический герой – не хранитель старых ценностей, готовый принять перемены и погибнуть, а разрушитель, не желающий принять никакие ценности.

Тема стихотворения – роль поэта в эпоху социальных потрясений, революций. Это одно из стихотворений Брюсова, связанных с историческими событиями. Основная мысль: поэта нельзя сделать орудием какой бы то ни было идеологии. Он может вдохновить любое движение или революцию, но только до тех пор, пока сам вдохновляется ею, сам этого хочет.

Истоки вдохновения

Его произведения породили множество подражаний, а насыщенная образность его стихов стала предметом частых истолкований в литературоведении. В первом сборнике «Шедевры» («Chefs d’oeuvres», 1895) отчётливо заметны мотивы восточного мистицизма, элементы древнегреческой поэтики, сказаний, влияние скандинавских и древнегерманских легенд.

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Тема, жанр и литературное направление

Тема и литературное направление заданы эпиграфом из сонета Шарля Бодлера «A une passante», которое Брюсов перевёл под названием «Промелькнувшей» (более точное название – «Прохожей»). Буквально этот эпиграф переводится так: «О ты, которую я мог бы полюбить, о ты, которая это знала!» Это последняя строка – так называемый «ключ» – сонета «Прохожей». Но если «ключ» сонета, по законам жанра, должен в той или иной степени обладать такими качествами, как парадоксальность и неожиданность, то оригинальное стихотворение Брюсова, в отличие от переведённого им сонета Бодлера, не просто больше на две строки (в нём четыре полных катрена), но с последовательной философичностью ведёт к ожидаемому выводу. Притом этот вывод сформулирован в виде вопроса (синтаксически это именно вопросительное предложение) настолько риторического, что автор постеснялся поставить вопросительный знак, воспользовавшись восклицательным:

Парадоксальность же данного образчика философской лирики состоит в том, что он воистину принадлежит к направлению символизма, основоположником которого считается именно Бодлер – в то время как сонет Бодлера, с его безнадёжной парадоксальностью, по сути лишь доводит до логического конца излюбленную романтическую идею о вечном несоответствии идеала и действительности. Лирический герой Брюсова не «потерял навек» свою мечту, подобно лирическому герою Бодлера. Он, напротив, вполне удовлетворён чувством, пережитым в одно мгновенье.

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Стихотворение «Женщине» Брюсов Валерий Яковлевич

Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Гимн женщине Каждый день как с бою добыт. Кто из нас не рыдал в ладони? И кого не гонял следопыт В тюрьме ли, в быту, фельетоне? Но ни хищность, ни зависть, ни…
  2. Умной женщине Не говори мне о Шекспире, Я верю: у тебя талант, И ты на умственном турнире Искуснее самой Жорж-Занд. Но красотой родной и новой Передо мной ты расцвела, Когда остались мы…
  3. Женщине Хоть отроческих снов грехи Средь терпких ласк ей не рассказаны, Но с женщиной тайно связаны Струнами зычных мышц стихи. Как в детстве струи жгли хрустальные И в зное девочки, резвясь,…
  4. Стихи об одной женщине Эта старая женщина В белом халате, Заступившая в ночь На дежурство свое, Двадцать лет прослужила В родильной палате. Узловаты, натружены руки ее. Не легко в этом доме Дается порядок —…
  5. Баллада о женщине, спасшей поэта День ушел, как будто скорый поезд, Сядь к огню, заботы отложи. Я тебе не сказочную повесть Рассказать хочу, Омар-Гаджи. В том краю, где ты, кавказский горец, Пил вино когда-то из…
  6. Стихи красивой женщине Приподнимет Гордо морду, Гордо стянет Профиль птичий… Сколько стоит Ваша гордость? Цену — вашему величью?.. Так идет. Ей очень грустно (От утрат, видать, печали!). Не твоим ли пышным Бюстом Перекоп…
  7. Стучись, упорствуя, Кирка Стучись, упорствуя, Кирка, В глухую грудь земли, пока Не зацветут тебе века… Пусть горек, сир и мал твой труд, Но есть у грани тайных руд Рубин живой и изумруд… Но,…
  8. Быть женщиной — что это значит? Быть женщиной — что это значит? Какою тайною владеть? Вот женщина. Но ты незрячий. Тебе ее не разглядеть. Вот женщина. Но ты незрячий. Ни в чем не виноват, незряч! А…
  9. К женщине К тебе мой стих. Прошло безумье! Теперь, покорствуя судьбе, Спокойно, в тихое раздумье Я погружаюсь о тебе, Непостижимое созданье! Цвет мира — женщина — слиянье Лучей и мрака, благ и…
  10. Русской женщине …Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И…
  11. Женщине Ты асмодей иль божество! Не раздражай души поэта! Как безотвязная комета, Так впечатление его: Оно пройдет и возвратится, Кинжалом огненным блеснет, В палящих искрах раздробится, Тебя осыплет и сожжет….
  12. Защитникам Сталина Это те, что кричали: «Варраву Отпусти нам для праздника», те, Что велели Сократу отраву Пить в тюремной глухой тесноте. Им бы этот же вылить напиток В их невинно клевещущий рот,…
  13. Женщине-поэту Не уста твои сахарны И не очи мне твои, Что так живы и коварны, Дышат негою любви, — Нет, мне мил души избыток, Сердца девственная мощь; Твой пегас умен и…
  14. Письмо к женщине Золотым настилом на аллеи осень осыпается в саду. Я иду, согнувшись, по траншеям и не скоро до тебя дойду, Бьет в лицо горячий, дымный ветер. Далеки дороги и черны. Я…
  15. Простые строки Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь, Мне и в жару без тебя — стыть. Мне без тебя и Москва — глушь. Мне…
  16. Не потому, что я за все в ответе Не потому, что я за все в ответе, не оттого, что я во всем права, но все, что ни случается на свете, на свой аршин я меряю сперва. И я…
  17. Наполеон Да, на дороге поколений, На пыли расточенных лет, Твоих шагов, твоих движений Остался неизменный след. Ты скован был по мысли Рока Из тяжести и властных сил: Не мог ты не…
  18. Письмо к женщине Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что…
  19. И сказал женщине суд И сказал женщине суд: «Твой муж — трус и беглец, И твоих коров уведут, И зарежут твоих овец». А солдату снилась жена, И солдат был сну не рад, Но подумал:…
  20. Русской женщине Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… И жизнь твоя пройдет незрима,…

Вы сейчас читаете стих Женщине, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности

Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы

Главная мысль и тема

Раннее творчество автора характеризуется размеренностью и мечтательностью. Известный пример подобного «настроения» — стихотворение «В будущем». Лирический персонаж не вспоминает о тревогах, вдохновлён прелестями жизни и желает продолжить свой путь. Несмотря на это, он терзает себя размышлениями о смысле бытия и предается унынию, думая о грядущем России.

Символист намеревается скрыться в фантастическом мире, надеется на то, что у него получится спрятаться от суровой действительности. Заметно, как ему хочется остаться в вымышленной реальности. Однако протагониста отвлекает зов таинственной незнакомки из иного пространства. Герой понимает ее стремления и, несмотря на хронологические парадоксы, ведёт беседу с загадочной гостьей. Создаётся впечатление, что личности идентичны:

  • они спасаются бегством от стереотипов общественности;
  • они одиноки;
  • ведут себя отстраненно и безучастно.

Краткий анализ

Некрасов является одним из самых выдающихся русских поэтов, которые оставили заметный след в мировой литературе и сделали себе имя.

Автор любил путешествовать и в 1864 году в очередной раз решил посетить страны Европы. Когда Николай приехал обратно домой, то у него появились сомнения насчет того, что его работа нужна кому-то на родине. Данный период был наполнен многими переживаниями и внутренней нестабильностью автора, и он пишет стихотворение «Возвращение» где и отражает своё состояние того времени.

Главная тема стихотворения это то, что герой, которым является сам Некрасов, ведет размышления насчет своего назначения и роли в жизни и творчестве. А идея заключается в том, что автор передает читателю свои переживания и чувства того времени, когда он воротился с путешествия по Европе и когда начал задумываться о своей актуальности на родине.

Данное произведение автора можно относить к жанру элегия исходя из того, что Некрасов описывает именно свои чувства и душевные ситуации.

У поэта складывается впечатление, что даже родная природа не совсем рада его возвращению на родину. Эта природа встречает автора сильным ливнем, который автор сравнивает со слезами. Поет, пишет, что и лес недружелюбно бросает на него свои листья. Некрасов практически на сто процентов уверен в том, что он не нужен людям, и они хотят выгнать его с родной страны, и когда он будет уезжать, то ему вслед неприятели будут бросать все его работы и книги. А ведь, сколько любви он вложил в свои произведения.

Середина стихотворения также наполнена мрачными строками и рассуждениями, которые никак не навеивают позитив читателю. А вот после середины произведения настроение заметно меняется.

Главный герой где-то вдалеке услышал грустную песню, которая помогает ему собраться и вспомнить своё предназначение в литературе – это доносить до читателя трудную жизнь простых людей России. Главный герой словно очнулся и ругает сам себя за то, что чуть не сдался и не кинул главное занятие своей жизни. Это не единственное произведение, в котором Некрасов критикует себя и размышляет по поводу своего предназначения. Автор славен тем, что умеет признавать свои ошибки и может заявить о них на людях, таких людей не так много. Некрасов на протяжении своей жизни всегда шел к своей цели и никогда не мог прощать себе слабость.

Стихотворение является показателем того, что как бы трудно не было, не нужно никогда проявлять слабость, а наоборот еще усердней идти к поставленной цели.

По плану

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм («двойная любовь») раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы (бесконечность милых глаз, беспредельность милого взора) тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отражённого в глазах любимой – в чём и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, – но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» (метафора) – и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов даётся лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп – сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой. Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» (утраченного рая): «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину – на небо – человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Анализ стихотворения Брюсова «Творчество»

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого марта 1895 года. Данное творение было включено в самый первый сборник его лирических произведений. Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.

Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Произведение под названием «Творчество» было написано Брюсовым первого марта 1895 года. Данное творение было включено в самый первый сборник его лирических произведений.

Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Именно такая идея посещала головы большинства современников автора, которые жили в тоже время, что и он. Нет в этом ничего удивительного, так как все, буквально все, что было написано в стихотворении, вряд ли возможно спокойно уложить в рамки обычного человеческого сознания. Что можно подумать, хотя бы прочитав такие эпитеты, как «фиолетовые руки», «обнаженный месяц» и многие другие. Что абсурд или бред?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В своем произведении Брюсов описал именно то состояние, в котором пребывает поэт, творя свой шедевр. Брюсов показывает два мира, первый из которых вполне реальный, а второй – это мир, в котором находится все то, что им будет в скором времени создано. И если в начале стихотворения будет рассказываться о еще «несозданных созданиях», то в конце его говорится о тех творениях, которые уже воплотились в жизнь, однако, не смотря на это, имеют недосказанные тайны.

Поэту удалось в своем произведении очень точно объединить звуковые, а также зрительные образы, такие как, например, «прозрачные киоски», «лазоревая луна» или же «звонко-звучная тишина». Весьма интересной можно назвать композиционное построение стихотворения, которое пестрит всевозможными звуковыми повторами.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Тени прошлого Стихотворение Валерия Брюсова

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля. Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я. Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,— Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

В.Я.Брюсов. Избранное. Москва: Правда, 1982.

«Тени прошлого» В.Брюсов

«Тени прошлого» Валерий Брюсов

Осенний скучный день. От долгого дождя И камни мостовой, и стены зданий серы; В туман окутаны безжизненные скверы, Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия, И нет в моей душе ни дерзости, ни веры. Мечте не унестись в живительные сферы, Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц. Есть много светлых дум, погибших, погребенных,—

Как странно вновь стоять у темных их гробниц И мертвых заклинать безумными словами! О тени прошлого, как властны вы над нами!

Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого»

В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир – через все это прошел юный Брюсов, окончательно расставшись с жизненными иллюзиями. Нет, он не превратился в черствого и бездушного человека, циника и эгоиста, но стал по-другому смотреть на то, чем раньше восхищался. В 1898 году он написал знаковое стихотворение «Тени прошлого», в котором развеял собственные мечты и расставил все точки над «i» прежде, чем сделать свой первый шаг во взрослую, самостоятельную жизнь.

Уже с первых строчек этого произведения становится понятно, что мир для молодого поэта утратил свою привлекательность. Брюсов видит его в серых тонах, и любое время года ассоциируется у автора с холодной дождливой осенью, когда «сливаются в одно и небо и земля». Впоследствии столь пессимистические настроения будут все чаще и чаще появляться в стихах Брюсова, искренне считающего, что смерть – это самое лучшее, о чем только может мечтать человек. Однако в 25 лет он еще не задумывается над темой вечности, хотя и остро ощущает дуновение небытия. Поэтому поэт признается, что «нет в моей душе ни дерзости, ни веры». Это означает, что он готов покориться своей судьбе, хотя заранее знает – светлого будущего ждать не стоит, и уповать на высшие силы нет никакого смысла. Брюсов не хочет загадывать наперед, как сложится его жизнь, но заранее предполагает, что ждать феерических взлетов и падений ему не стоит. И эта будущая размеренность и предопределенность настолько угнетают поэта, что он с прискорбием о.

Реальная жизнь постепенно утрачивает для Брюсова свою прелесть и остроту. Отдушиной для поэта являются красочные сны, где он путешествует в прошлое, встречаясь с теми, кого когда-то любил и ценил. Надо отдать должное, что таких людей в жизни поэта было довольно много, но почти все они трагически ушли из жизни. включая возлюбленную Брюсова Елену Краскову, которая скончалась от черной оспы. Все эти смерти оставили в душе поэта неизгладимый след, и однажды он поймал себя на мысли, что ему гораздо лучше и уютнее в мире мертвых, со своими друзьями и близкими, чем в мире живых людей, где его душевных поисков и терзаний никто не одобряет. Именно поэтому автору так дороги его тени прошлого, которые вызывают у Брюсова очень нежные и теплые чувства. «Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц», — отмечает поэт, подчеркивая при этом, что прошлое притягивает его своей простотой, открытостью и доступностью. Достаточно погрузиться в сон, чтобы попасть в мир, который так дорог поэту. Однако Брюсов понимает, что этот мир мертв, и ему уже никогда не стать реальностью. «Есть много светлых дум, погибших, погребенных, — как странно вновь стоять у темных их гробниц», — отмечает автор, испытывая весьма противоречивые чувства. С одной стороны, он хочет навсегда остаться в своем прошлом, которое так притягательно. С другой же стороны Брюсов знает, что и в этом мире он не сможет обрести душевного равновесия и стать по-настоящему счастливым. А соединить прошлое и настоящее таким образом, чтобы мир стал гармоничным, поэту не под силу. Поэтому он с грустью признается: «О тени прошлого, как властны вы над нами!». И, тем самым подводит черту под настоящим, которое для автора лишено всякого смысла, надежд и перспектив.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: