«Адище города» В.Маяковский
«Адище города» Владимир Маяковский Адище города окна разбили на крохотные, сосущие светами адки. Рыжие дьяволы, вздымались автомобили, над самым ухом взрывая гудки.
А там, под вывеской, где сельди из Керчи — сбитый старикашка шарил очки и заплакал, когда в вечереющем смерче трамвай с разбега взметнул зрачки.
В дырах небоскребов, где горела руда и железо поездов громоздило лаз — крикнул аэроплан и упал туда, где у раненого солнца вытекал глаз.
И тогда уже — скомкав фонарей одеяла — ночь излюбилась, похабна и пьяна, а за солнцами улиц где-то ковыляла никому не нужная, дряблая луна.
Анализ стихотворения Маяковского «Адище города»
Родившись в небольшом грузинском селе, Владимир Маяковский очень долго не мог привыкнуть к городскому укладу жизни. После смерти отца в 1906 году мать поэта вместе с детьми переехала в Москву, и первые годы своей жизни в столице Маяковский вспоминает с ужасом. Для него все здесь было новым и непривычным. Однако если трамваи поначалу вызывали у молодого человека восторг, смешанный с любопытством, то сам уклад московской жизни оставлял в душе неприятный осадок. Очень быстро поэт осознал, что в этом городе все подчиняется деньгам, и именно они являются заветной целью практически любого москвича, начиная от чиновника, и заканчивая обычным дворником.
Именно в этот период у Маяковского формируется свой особый взгляд на Москву, которую автор именует не иначе, как «адище города». Здесь, на самом дне, в вековых московских трущобах человеческие пороки проявляют себя в полной красе. Именно поэтому в своем одноименном стихотворении, написанном в 1913 году, Маяковский рисует картину настоящего апокалипсиса, изображая Москву в виде распутной девки. Причем, такими эпитетами, как «похабная» и «пьяная», поэт наделяет не только столичную жизнь, но и природные явления, такие, как рассвет или же восход луны. Автор убежден, что в этом мире небоскребов, автомобилей и трамваев даже солнце напоминает раненое существо, у которого «вытекал глаз». И поэта охватывает непреодолимое чувство безысходности, когда он понимает, что не в состоянии ничего изменить. Маяковский не может превратить Москву в тихий и спокойный город, живущий по другим законам. Но и покинуть столицу юный поэт не отваживался, понимая, что только здесь, среди мирского хаоса и смрада, у него есть шанс достучаться до людских сердец при помощи своих стихов.
Многоэтажные дома со светящимися окнами вызывают у Маяковского чувство страха и брезгливости. Такие дома он именуют не иначе, как «сосущие светами адки». Редкие автомобили, только начавшие появляться на городских улицах, ассоциируются у поэта с «рыжими дьяволами», которые взрывают гудки «над самым ухом». Качествами живого существа, словно бы вырвавшегося из преисподней, автор наделяет и обыкновенный трамвай, который «с разбега взметнул зрачки», напугав до слез пожилого мужчину, обронившего возле магазина свои очки. Поезда и аэропланы – все эти достижения цивилизации Маяковский воспринимает, как нечто противоестественное и совершенное не нужное человеку. Бесспорно, в 20-летнем поэте говорит юношеский максимализм, заставляя видеть Маяковского окружающий мир в столь мрачных тонах. Однако сквозь строчки этого стихотворения проступает неприглядная правда, с которой автор никак не хочет мириться. Он перестает восхищаться великолепной московской архитектурой, красотой парков и бульваров, воспринимая город, как больное и очень несчастное существо. Оно, «скомкав фонарей одеяло». Каждое утро предстает перед людьми в своей убогости и никчемности, которая выпирает из-за отштукатуренных фасадов и чисто вымытых окон. С наступлением ночи ситуация еще более усугубляется, и по улицам ковыляет «никому не нужная, дряблая луна». Таким образом, поэт рисует замкнутый цикл столичной жизни, которая наполнена смрадом, грязью и совершенно лишена какого бы то ни было смысла. Маяковский ощущает это настолько остро, что одно время даже отказывается выходить из дома, чтобы не сталкиваться с действительностью, которая его окружает.
Со временем поэт научится воспринимать Москву с определенной долей иронии и пренебрежения, закрывая глаза на то, как устроена столичная жизнь. Однако этот город навсегда останется для поэта «адищем», эдаким скоплением самых низменных человеческих грехов, которые постоянно напоминают о себе и пытаются заполучить в свои сети души наивных молодых людей, мечтающих о славе и богатстве.
Анализ стихотворения Маяковского «Лиличка!» 3 вариант
Поэт Владимир Маяковский за свою жизнь пережил немало бурных романов, меняя женщин, словно перчатки. Однако его истинной музой на протяжении долгих лет оставалась Лиля Брик – представительница московской богемы, увлекающаяся скульптурой, живописью, литературой и иностранными переводами.
Взаимоотношения Маяковского с Лилей Брик были довольно сложными и неровными. Избранница поэта предпочитала свободную любовь, считая, что брак убивает чувства. Тем не менее, буквально с первых дней знакомства она стала для поэта женщиной-идеалом, которой он в первый же вечер посвятил свою поэму «Облако в штанах». Впоследствии таких посвящений было великое множество, однако самым ярким из них по праву считается стихотворение-письмо «Лиличка!», созданное в 1916 году. Примечательно, что оно было написано в тот момент, когда муза поэта находилась с ним в одной комнате. Однако Маяковский предпочел не выражать свои мысли и чувства вслух, предав их бумаге.
Стихотворение начинается с описания прокуренной комнаты, которая стала для Маяковского кратковременным пристанищем. Ее Лиля Брик снимала вместе с братом, и поэт часто подолгу жил с ними. Друзья Маяковского даже в шутку называли подобные взаимоотношения «любовью втроем». Действительно, автор романтического и наполненного горечью стихотворения «Лиличка!» был безумно влюблен в свою музу. И хоть поначалу она отвечала ему взаимностью, со временем пылкая страсть поэта превратилась для нее в обузу. Осознавая это, Маяковский, тонко чувствовавший перемену настроения любимой, в своем обращении-письме просит, чтобы она не выгоняла его только потому, что пребывает в дурном расположении духа – «сердце в железе». По-видимому, подобная сцена повторялась не раз, поэтому Маяковский точно знает, как будут развиваться события. «Выбегу, тело в улицу брошу, дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась», – такие чувства поэт испытывал неоднократно. Чтобы избежать унизительной сцены, Маяковский обращается к Лиле Брик со словами: «Дай простимся сейчас». Он не хочет больше мучить свою возлюбленную, и не в состоянии сносить ее насмешки, холодность и безразличие. Единственное желание поэта в этот момент – «в последнем крике выреветь горечь обиженных жалоб».
С присущей образностью, обыгрывая каждое слово, Маяковский пытается доказать Лиле Брик свою любовь, утверждая, что это чувство владеет полно и безраздельно. Но еще гораздо больше в душе автора ревности, которая заставляет его ежеминутно страдать и при этом ненавидеть себя самого. «Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем», – утверждает поэт.
Рассуждая над сложившейся ситуацией, Маяковский в стихотворении примеряет к себе различные способы самоубийства, однако понимает, что его чувства гораздо выше и сильнее добровольного ухода из жизни. Ведь тогда он навсегда потеряет свою музу, ради которой он «душу цветущую любовью выжег». Но, вместе с тем, поэт также отчетливо осознает, что рядом со своей избранницей никогда не сможет быть по-настоящему счастливым. Да и Лиля Брик не готова целиком и полностью принадлежать лишь ему одному, она не создана для скучной и рутинной семейной жизни. Конечно, Маяковский в душе все еще надеется, что, возможно, это трогательное и чувственное стихотворение-письмо поможет все изменить. Однако умом понимает, что шансов на взаимность у него нет, поэтому его последняя просьба заключается в том, чтобы «последней нежностью выстелить твой уходящий шаг».
Стихотворение «Лиличка!» было написано примерно через год после знакомства Брик и Маяковского. Однако их странные и порой даже абсурдные взаимоотношения длились до самой смерти поэта. Автор этого произведения влюблялся и расставался с женщинами, после чего вновь возвращался к Лиле Брик, не в силах забыть ту, которая стала главной героиней его лирический произведений.
Песняры — Лиличке!
Сплин — Маяк (Вместо письма)
«Из улицы в улицу» В.Маяковский
«Из улицы в улицу» Владимир Маяковский
У- лица. Лица у догов годов рез- че. Че- рез железных коней с окон бегущих домов прыгнули первые кубы. Лебеди шей колокольных, гнитесь в силках проводов!
В небе жирафий рисунок готов выпестрить ржавые чубы. Пестр, как форель, сын безузорной пашни. Фокусник рельсы тянет из пасти трамвая, скрыт циферблатами башни. Мы завоеваны! Ванны. Души. Лифт. Лиф души расстегнули, Тело жгут руки. Кричи, не кричи: «Я не хотела!» — резок жгут муки. Ветер колючий трубе вырывает дымчатой шерсти клок. Лысый фонарь сладострастно снимает с улицы черный чулок.
Анализ стихотворения Маяковского «Из улицы в улицу»
Ранний период творчества Владимира Маяковского связан с таким литературным направлением, как кубофутуризм. Для него характерна игра слов и построение ассоциативного ряда на основании образов, создаваемых необычными звуковыми сочетаниями. В данном ключе выдержано стихотворение «Из улицы в улицу», созданное в 1913 году.
Экспериментируя с формой и содержанием произведений, Маяковский при этом уделяет достаточно много внимания созданию поэтических образов, очень смелых и необычных. Поэтому в стихотворении появляется улица, на которой в «силках проводов» гнутся «лебеди шей колокольных». Словно бы пробуя на вкус само слово «улица», поэт находит в нем много общего со словом «лица». Действительно, в уличной толпе то и дело мелькают лица различных людей, которые сливаются в пеструю вереницу. Однако Маяковский убежден, что свое лицо имеет не только человек, но и любой предмет. Поэтому поэт сравнивает трамвай с фокусником, который «тянет из пасти рельсы», а дымоходы, создающие в небе «жирафий рисунок», ассоциируются у автора с ржавыми чубами. Года Маяковский рифмует с догами, создавая образ всепоглощающего времени. Оно стирает рисунок, запечатленный поэтом, который с горечью отмечает, что старая добрая Москва уже осталась в прошлом. Теперь в ней появились лифты и водопровод, а ванны стали таким же привычным явлением, как грохот трамвая под окнами. Тем не менее, оставаясь верен своим мировоззрениям, Маяковский заявляет, что и у лифта есть душа, которая вечно нараспашку. И тут же проводит параллель с влюбленной парой, между которой складываются очень доверительные отношения. Но достаточно маленькой лжи, чтобы эта хрупкая гармония счастья разлетелась на тысячи осколков, собрать которые воедино уже невозможно.
Поэт убежден, что время властвует над людьми и предметами. Однако даже спустя годы «лысый фонарь» все также сладострастно будет снимать «с улицы черный чулок», освещая самые потаенные ее уголки. И этот очень точный образ, с особой теплотой и любовью созданный автором, приоткрывает завесу тайны над отношением Маяковского к Москве. Публично он называет ее вертепом и клоакой, отмечая, что именно в этом городе сосредоточены все самые грязные человеческие пороки. Но именно этот город так дорог и близок молодому Маяковскому, который чувствует равномерное дыхание столицы, любуется ее шумными улицами и сожалеет лишь о том, что жизнь так скоротечна.
Анализ стихотворения «Из улицы в улицу» Маяковского
Впервые стихи «Из улицы в улицу» Владимир Владимирович Маяковский напечатал в альманахе с красноречивым названием «Дохлая луна».
Стихотворение датируется 1913 годом. Начинающий поэт изо всех сил эпатирует пресыщенную публику футуристическими стихами, разрабатывают теорию искусства нового века, вместе с единомышленниками отправляется в тур по городам империи с творческими концертами. В жанровом отношении – урбанизированная фантасмагория, стих акцентный со сложной рифмовкой. Ритмически стих построен экстравагантной рваной лесенкой. Само название – уже как шатание из стороны в сторону, игра слов, их обессмысливающая. Поэт продолжает графическую и звуковую игру, бросая вызов всякой напевности стиха всей русской поэзии. Не только слова, но и состоящие из них буквы, соскакивают со своих привычных мест. Здесь еще не звучит узнаваемое гордое «я» поэта, однако свой взгляд на мир он распространяет решительно на всех: «мы завоеваны!» Город (в данном случае, хорошо знакомая автору Москва) – враждебная стихия, сытая, мещанская, со своими негласными правилами и историями дешевого успеха. В этой исковерканной геометрической реальности «кубов» домов и «силков проводов» лирический герой чувствует себя и изгоем, и вождем, который пришел открыть людям правду. Комфорт подменил смысл жизни: «Ванны. Души. Лифт». Поэт страстно желает разрушения этого мнимо устойчивого миропорядка. Диалог с ним невозможен, всепожирающий быт перемалывает всякое живое чувство и дерзание ума. В. Маяковскому тесно в этих рамках. Потерявшийся на этой улице, сжатый со всех сторон витринами, он все-таки чувствует себя великаном, способным разорвать путы. Впрочем, его готовность к борьбе равнодушный мир не замечает. Крик «я не хотела!» — символ обреченного человечества. Здесь даже ветер, как зверь, рвет клочья с трубы, как с шелудивого пса. В финале «лысый фонарь» своим мертвящим светом обнажает нечистоту улицы. Взгляд молодого поэта беспощаден. Он отказывается срастаться с этим миром ржавчины. Средства выразительности: эпитеты (железных коней, жирафий рисунок, ветер колючий), сравнение (как форель), причудливая, новаторская метафоричность деталей, диссонирующая аллитерация, несколько хлестких восклицаний, град перечислений, повторы и обилие глаголов, двигающих действие.
Стихи «Из улицы в улицу» В. Маяковского – противостояние лирического героя напору целого мира.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Смерть и наследие
В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.
В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.
Если вам нужна биография по датам – посмотрите
хронологическая таблица Маяковского
Более сжатая для доклада или сообщения в классе
Вариант 2
Интересные факты
- Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
- Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
- После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
- Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
- После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.
- Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.
Все интересные факты из жизни Маяковского
-
/11
Вопрос 1 из 11
Начало творческого пути
Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909 г.). В 1911 году Маяковский поступил в Московское училище живописи. Затем он увлекся творчеством футуристов. Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель создал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.
В 1915 году была закончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические.
В творчестве Маяковского должное место занимают сценарии к фильмам. Он снимается в трех своих фильмах в 1918 году.
Путешествия и общественная деятельность
1918–1919 годы в биографии Владимира Маяковского ознаменованы широким распространением темы революции. Он участвовал в выпуске плакатов «Окна сатиры РОСТА», в которых создавал подписи, рисунки. В 1923 году создал творческое объединение ЛЕФ (Левый фронт искусств) и журнал «ЛЕФ», в котором был редактором. В этом журнале печатались Пастернак, Осип Брик, Б. Арватов, Н. Чужак, С.Третьяков, и др.
В 1922 –1924 годах Маяковский посещает Германию, Францию, Латвию. В 1925 году совершил путешествие в США, Мексику, Гавану. В Америке у поэта случился короткий роман с одной русской эмигранткой, в результате которой на свет появилась дочь Маяковского, Патриция.
Вернувшись из-за границы, поэт путешествует по СССР, пишет стихи, выступает с докладами. Стихотворения Маяковского печатались во многих газетах, журналах, изданиях. В 1928 году вышла известная пьеса Маяковского «Клоп», в 1929 году – «Баня».
Какова тема стихотворения Маяковского «Из улицы в улицу»?
в 1913 году поэт увлекся кубофутуризмом и стал громоздить в своих стихах сложные поэтические образы.В это время у него появилось несколько стихотворений, похожих друг на друга основной мыслью. В этом стихотворении затронута тема урбанизации. Рост городов в Российской империи после крепостного права создал повод для создания стихотворений поэтам разных направлений, и Маяковский тоже не остался в стороне. Почитайте стихотворение, здесь все о том, как растет и изменяется город. С каждым годом его очертания резче, и город украшает свои улицами фонарями, трамваями, и прочими атрибутами городской жизни.
в избранное ссылка отблагодарить
Анализ стихотворения «Лиличка!» Маяковского 1 вариант
Владимир Маяковский – отдельная, совершенно ни на кого не похожая фигура среди русских поэтов. Все его творчество было вульгарно оригинальным и предельно искренним. Увлекшись модным движением футуристов, поэт полностью принял его законы и правила создания и построения стихотворений. Более того, он смело ломал не только стандартные стереотипы, но и рамки самого футуризма. Тем не менее Маяковский резко отличался от большинства бездарных представителей авангарда. Его стихи шокировали современников, но при глубоком анализе раскрывали перед читателями настоящий внутренний мир поэта, его ранимость и чуткость.
В жизни Маяковского было много женщин, но только одну он любил по-настоящему. Лиля Брик стала его постоянной музой, ей он посвящал свои лирические стихотворения. Женщина была сторонницей свободной любви. Маяковский тоже придерживался «передовых» взглядов. Но в этом случае человеческая природа не выдержала испытания страстью. Поэт влюбился безнадежно, чего нельзя сказать о Лиле. Маяковский невыносимо страдал от ревности, устраивал громкие сцены. В 1916 г. он написал стихотворение «Лиличка!». Примечательно, что женщина в это время находилась с ним в одной комнате.
Произведение представляет собой страстное обращение лирического героя к своей возлюбленной. Его отличительная особенность – описание сильного любовного чувства с помощью грубого языка. Это сразу закладывает в содержание огромный контраст. Во все времена поэты и писатели изображали любовь через светлые радостные образы. Даже ревность и тоска значительно смягчались с помощью особых выразительных средств. Маяковский рубит с плеча: «сердце в железе», «любовь моя – тяжкая гиря», «выреветь горечь». Немногочисленные положительные эпитеты и фразы («душу цветущую», «последней нежностью») выглядят исключением из правила.
Налицо все каноны футуризма: построение стиха «лесенкой», рваная и неточная рифма, бесконечное множество неологизмов («крученыховском», «опожаренном») и намеренно искаженных слов («обезумлюсь», «иссечась»). Маяковский использует самые невероятные конструкции слов: «сломанная дрожью рука», «тело в улицу брошу». Лирический герой сравнивает себя и с быком и со слоном. Для усилений эффекта автор вводит детальное описание способов самоубийства, после чего признается, что и это не выход, так как смерть навсегда лишит его возможности хотя бы видеть возлюбленную. В целом произведение имеет максимально возможный эмоциональный накал. Интересно, что при такой исступленности Маяковский ни разу не употребляет восклицательный знак (кроме самого названия).
Стихотворение «Лиличка!» — образец любовной лирики не только Маяковского, но и всего русского футуризма.
Краткий анализ
В стихотворении «Уличное» молодой поэт сливается в эйфории творчества с городом – его царством, его наследием. Улицы показаны, как часть целого организма, хотя в детали их прорисовки по Маяковскому углубляться не стоит, ибо там черт голову сломает – лучше принять цельный образ, как данность.
Из строк видно, что автор стихотворения и есть властелин улицы, его шаги звучат в городе набатом, перед которым трепещут иноходью даже усталые трамваи.
В третьем финальном четверостишье пробивается сквозь строки пророчество скорой беды, прорисованное в образе безглазого василиска.
Уж не скорое ли начало Первой мировой войны видит поэт, уже не смерть ли показана василиском?
Жанр, рифма, тропы
Стих написан в три катрена, имеет линейное развитие композиции и относится к жанру городской лирики (футуризма). Рифмовка перекрестная (где – клюква – сельде – буква), где закрытая рифма есть только в третьем катрене (глаз – газ).
Из средств художественной выразительности отметим:
- Эпитеты (крашеная буква, единый глаз, белый газ).
- Метафоры (сочилась клюква, блещущие копья, шага сваи).
- Олицетворения (скакала буква, усталые трамваи, трамваи скрестили копья, площадь кралась).
В финале анализа предлагаем стих «Адище города», где град Маяковского показан ещё в более мрачных тонах и обрамлен уже кострами ада… Одного года, кстати, ягоды…
Текст
В шатрах, истертых ликов цвель где,из ран лотков сочилась клюква,а сквозь меня на лунном сельдескакала крашеная буква.
Вбиваю гулко шага сваи,бросаю в бубны улиц дробь я.Ходьбой усталые трамваискрестили блещущие копья.
Подняв рукой единый глаз,10 кривая площадь кралась близко.Смотрела в небо в белый газлицом безглазым василиска.
1913 год.
Стихотворение «Уличное» написано Владимиром Маяковским в 1913 году и относится к раннему периоду творчества. Стих появляется на свет почти одновременно с первым «сборником» поэта под броским названием «Я», который состоит всего из четырех произведений (лиха бела начало).
Кто такой Маяковский в 1913 году? За спиной 3 ареста и выход из партии, не желая быть отправленным в Мухосрань, в разновидность рыбацкой ссылке, но без годной удочки).
Уже позади первые стихи и даже первое выступление (1912 год), а также поиск себя в живописи (спасибо временной Музе, Евгении Ланг).
Маяковский ищет себя, становясь временами на место пророка, при чем иногда успешно.