Афанасий фет 📜 как мошки зарею

А фет "мама! глянь-ка из окошка" ❄️- анализ стиха и полный текст - блог stihirus24

Текст

Мама! глянь-ка из окошка —Знать, вчера недаром кошкаУмывала нос:Грязи нет, весь двор одело,Посветлело, побелело —Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синийПо ветвям развешан иней —Погляди хоть ты!Словно кто-то тороватыйСвежей, белой, пухлой ватойВсе убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:За салазки, да и в горуВесело бежать!Правда, мама? Не откажешь,А сама, наверно, скажешь:«Ну, скорей гулять!»

1887 год.

На склоне лет Фет все чаще впадал в депрессию и, заметим, было за что – возлюбленная Лазич до конца жизни стояла у него перед глазами, как предмет предательства, сделки по обмену любви на достаток (драк с Боткиной).

В один из моментов душевного просветления, дабы простились грехи его, пишет стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка», которое рассчитано на детскую аудиторию, хотя интересно для прочтения и взрослым.

Анализ стихотворения А. А. Фета «Как мошки зарёю…»

Стихотворение написано в 1844 году и относится к раннему периоду творчества Афанасия Афанасьевича. Оно носит отпечаток непростого жизненного опыта двадцатичетырехлетнего поэта, отражает его тревогу и душевные искания. Внешний мир как бы окрашивается настроением лирического героя, одушевляется им.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • сравнения – «толпятся, как мошки», «далеко, как отблеск вечерний (то есть луч уходящего за горизонт солнца)»;
  • олицетворения – «звуки толпятся», «цвет печален», «сердцу не хочется расстаться с мечтою», «память крадется», придающие речи удивительную выразительность;
  • умолчание – «память … крадется тревожно…» – лирический герой будто не в силах описать волнующие картины былого, поэтому мысль остается недосказанной;
  • эпитеты – «крылатые (то есть подвижные, летучие) звуки», «буднишние (прозаические, однообразные) тернии», «любимая мечта»;
  • метафоры – «цвет вдохновенья», «сказаться (выразиться) душой»;
  • инверсию – «отблеск вечерний», формирующую рифму;
  • риторическое восклицание – «…если б сказаться … было можно!».

В контексте речи тернии – страдания, невзгоды, трудности.

Особенность поэзии Фета – создание природных картин редкой красоты и достоверности. Оборот «мошки зарею (то есть вечером)… толпятся» с фотографической точностью описывает роение мелких насекомых, различаемых глазом именно в вечерние часы, когда спадает жара, а лучи солнца падают под определенным углом. В произведении прослеживается попытка показать внутренний мир человека в неразрывной связи с явлениями природы.

В рамках стихотворения утончённый лирик Фет открывает читателю сокровенные глубины своей души. Композиция произведения такова, что первая строфа является констатацией того, что все естество поэта стремится к творчеству. Во второй строфе, противопоставленной первой, он с горечью отмечает, что вдохновенные порывы входят в противоречие с повседневностью, безрадостной действительностью. В третьей строфе лирический герой, ассоциированный с автором, отмечает, что именно отпечаток прожитого – то ли клеймо незаконнорожденного, то ли несчастная любовь – мешает быть счастливым, и этот след невозможно вытравить из сердца.

Слова порой не могут передать характер испытываемого человеком чувства. Поэтому лирический герой мечтает высказаться без слов и быть понятым.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Анализ по строфам

В первой строфе девочка (а может и мальчик, не суть важно) смотрит в окошко и обращается к матери, рассказывай ей, что пришла зима и землю покрыл первый снег. Недаром кошка вчера весь день умывалась (такая примета), предчувствуя снег

Ребенок хочет поделиться с матерью радостью от вида побелевшей земли, радость понятна, скоро можно доставать салазки и веселиться во дворе.

Строфа №2 продолжение детского восторга, который выбирает себе предметом радости иней (не колючий, светло-синий). Он похож на пухлую вату, словно бы, кто-то ночью украсил кусты им специально, для красоты и радости.

Финальная строфа – это проецирование мечты в скорую реальность, когда даже думать не надо над выбором, что сегодня девочке делать – салазки в руки и бежать в гору.

Последние строчки – это ещё одно обращение к матери с вопросом, ведь не откажет же она бежать кататься, не запретит веселье, не разрушит детскую сказку из чистого хрусталя?

Зачетный и озорной стих, в котором четко прорисован образ веселой девочки, олицетворяющей для Фета жизнь, уже почти прошедшую жизнь…

Сочинение: Тема природы в творчестве А.А. Фета

(556 слов) Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета – одна из вершин русской лирики. Особое место в его творчестве занимает тема природы. Поэт виртуозно передает её красоту, изображает тончайшие детали пейзажа.

К примеру, малейшие оттенки в состояниях природы переданы Фетом в стихотворении «Шёпот, робкое дыханье». Внешний мир как бы окрашивается настроением лирического героя, одушевляется им. С этим связано такое явление как очеловечивание природы (персонификация) в поэзии Фета. Его стихотворения изобилуют олицетворениями. Природа и человек для поэта неразрывно связаны, через пейзаж он лучше понимает свои переживания.

Большое влияние на Фета оказали немецкие поэты-романтики. Как и в их творчестве, в его стихах природа будто откликается на настроение лирического героя, при этом интересно, что вместо связного описания используются отдельные яркие детали. Например, как в стихотворении «Кот поёт, глаза прищуря…» (лирическая зарисовка/жанровая сценка). Оно состоит из трёх строф – в средней строфе мать или, может быть, отец, обращается к задремавшему мальчику, ему говорят, что пора идти спать. А в двух других строфах два повторяющихся мотива: «кот поёт» и «ветер свищет», т.е. противопоставляются покой и буря. Стихотворение написано четырехстопным хореем с чередованием женских и мужских рифм.

Яркой особенностью художественной манеры Фета является стремление не использовать те чувства, которые легко можно передать словами. В своих стихах он передает едва заметные, смутные душевные движения, которые невозможно точно назвать. Именно поэтому у Фета постоянно встречается тема «немой речи», раскрывающей чувства без слов, — во взгляде, в движении, в дыхании. Благодаря этому его пейзаж приобретает импрессионистичные черты. Поэт изображает реальный мир в его подвижности и изменчивости. Кроме того, в поэзии Фета воплотился «культ мгновения». Поэт воспевает красоту прекрасных мимолетных моментов, из которых соткана наша жизнь.

Стоит отметить, что Фет был новатором, и его поэтизация красот природы довольно долго подвергалась критике. «Дерзость» этого романтика заключается в умении увидеть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал, и найти новые, свежие, необычные слова для изображения увиденного и пережитого. Он называет крыло стремительной ласточки, почти касающейся воды, «молниевидным». Символически рисуя жизнь как тонкий слой льда над бездонным океаном смерти, он называет лёд «мгновенным».

Прекрасные картины природы созданы Фетом и в стихотворении «На заре ты её не буди…». В нём рассказывается о бодрствовании героини, а главная роль в передаче её состояний отдана пейзажным зарисовкам. В этом произведении наблюдается единство взаимопроникновения чувств человека и природы. «Сладкий» сон лирической героини «на заре» — это утро её жизни, за которым последует расцвет. Кроме того, создаётся впечатление свежести и особенной наполненности жизненными силами, автор сближает предметы и состояния. Сердцем поэт наделяет не только героиню, но и природу. Стихотворение написано трехстопным анапестом с одними мужскими рифмами.

Тема природы необычайно полно раскрывается и в стихотворении «Одним толчком согнать ладью живую…». Ведущая тема этого произведения – назначение поэта и поэзии. Фет продолжает пушкинские и лермонтовские традиции – называет поэзию даром, который отделяет поэта от других. Первые десять строк стихотворения подготавливают к его концовке. Для создания образной картины автор использует приём синтаксического параллелизма, анафоры же передают напряжение. Стоит отметить, что последние две строчки противопоставлены по ритму другим. Написано стихотворение пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм, что отвечает за его единство.

Таким образом, тема природы необычайно полно раскрывается в лирике А.А. Фета, и поэт использует богатейшие средства выразительности для его создания.

Композиция

Первая часть произведения состоит из одной строфы и как раз наполнена безличными предложениями. Они и помогают Афанасию Афанасьевичу создать атмосферу таинственности, показать, насколько загадочен природный мир.

А вот вторая часть, состоящая из двух строф, представляет собой как раз попытку эту загадку разгадать. Размышления лирического героя, основанные на визуальных впечатлениях, раскрываются уже более традиционным способом. Автор рисует прекрасную картину природы в вечернее время, когда все понемногу засыпает с одной стороны, и как будто предчувствует утро – с другой.

«Зима недаром злится» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – история создания, идея, год, сравнение

Очевидно, что лирический герой видит всю развернувшуюся перед ним картину с пригорка, где то жарко, то сыро (очевидно, от ветра с реки). Это позволяет ему видеть больше, как если бы он был непосредственным участником. Такой взгляд “сверху”, немного отстраненный и в то же время пристальный, типичен для фетовских стихов. Именно за счет него была сформирована композиция: сначала лирический герой видит и слышит нечто неясное, но, вглядевшись, может разгадать хотя бы часть природных загадок. Таким образом Афанасий Афанасьевич передает свою философскую идею.

Вариант №2

Многие русские поэты описывали красоту русской природы, не стал исключением и Афанасий Фет. В своих коротеньких стихотворениях писатель описывал красоты русских полей и лесов. В каждое свое произведение он вкладывал душу, природа словно живая. Птицы, кузнечики и пчелы описаны словно люди, которые проживают свою жизнь в этом мире.

В любое время года писатель смог для себя подчеркнуть красоту природы и описывает как живое существо. В своих стихотворениях он раскрывает единение с природой, ему нравится наблюдать, как все оживает и готовится ко сну. Самым любимым временем года для Афанасия Фета была весна. Ведь весна это время пробуждения всего живого, можно наблюдать множество изменений в природе.

В каждом произведении Фета можно увидеть любовь к своей Родине и всему живому. Ему нравится, как пчелы в своем улике образуют семью и жужжат, словно напевают песню. Даже в маленьком четверостишие «Кузнечик» Фет так жизнерадостно описал явление природы.

Не каждый может понять стихотворения Фета, ведь стоит искренне любить мир и его окружающую природу, но каждый может полюбить ее благодаря красочным описаниям писателя. В каждом его стихотворении можно выделить связь между природой и человеком. Афанасий Фет мог часами наблюдать за природой, ему это очень нравилось. В своих стихотворениях он описывал все то, что на первый взгляд не может быть увидено человеком.

Он любил все времена года и писал о зиме так же с трепетом и любовью как о другом времени года. Фет был очень талантливым писателем серебряного века и писал о любви и природе, что является главными темами. Писатель не пропускал ни одной мелочи такой родной и дивной природы, что делало его стихотворения веселыми и жизнерадостными.

В своих четверостишьях он мог раскрыть главную задумку и сделать читателя ближе к природе и почувствовать себя в лесу среди деревьев и услышать пение птиц

Для Афанасия Фета было важно быть понятым и разделить с ним ту любовь к родному краю, которую он испытывал и пытался написать о ней

Писатель словно жил природой и хотел в своих стихотворениях передать все наблюдения за ней. Он всегда говорил о том, что человек не может существовать без природы и стоит к ней относиться с уважением.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: