Краткое содержание (план)
Произведение состоит из семнадцати глав. Если излагать краткое содержание «Машеньки» Набокова по главам, то придется следовать таком плану:
- Встреча Ганина с Алферовым.
- Обитатели пансиона.
- Машенька.
- Разрыв с Людмилой.
- Куницын.
- Июльский вечер в Воскресенске.
- Хлопоты Подтягина.
- Первая встреча с Машенькой.
- Горноцветов и Колин.
- Письмо от Людмилы.
- Подготовка к празднованию.
- Паспорт.
- Сборы Ганина.
- Прощальный вечер.
- Воспоминания о Севастополе.
- Прощание с пансионом.
- На вокзале.
Если представить краткое содержание «Машеньки» Набокова по этому плану, изложение получится весьма пространным. Нам же нужен сжатый пересказ с описанием основным событий. Ниже представлено краткое содержание «Машеньки» Набокова в максимально сокращенном варианте.
Краткое содержание: Защита Лужина
Родители Лужина, которому десять лет решили в конце лета сообщить о том, что по приезду домой в Петербург он отправляется в школу. Эта новость настолько его испугала, что он перед самым прибытием поезда сбегает в усадьбу, где на чердаке нашёл укрытие. Случайно среди груды хлама обнаруживает доску из-под шахмат немного треснутую. Мальчика обнаружили и снесли оттуда в коляску.
Папа Лужина был писателем. В его произведениях постоянно проходит персонаж с образом светловолосого мальчика, который впоследствии становится художником или скрипачом. Причиной этому всегда были размышления папы, кем вырастет его сын. Все надеялись, что его таланты раскроются именно в школе. Спустя месяц отец от педагога узнаёт, что фактически его сына никто не признаёт.
Во время перемены вместо того чтоб принимать активное участие в детских играх, а просто сидит в полном одиночестве. Одноклассники Лужина находят интересную забаву, подшучивая над ним называя Антошкой, как одного из героев папиных книг. Пытаясь узнать, как дела в школе в ответ получают брошенную на стол кружку.
В апреле у него находится интерес к одному влечению, на котором сосредоточится впоследствии его вся жизнь. Во время музыкального вечера троюродная сестра мамы, то есть его тётя, даёт ему небольшой урок игры в шахматы.
Спустя несколько дней он наблюдает за партией в шахматы своих сверстников и тут понимает, что, ещё не зная всех правил игры, но уже чувствует то, что разбирается в этом лучше их.
Ему настолько понравилась шахматы, что он вместо занятий в школе это время проводит с тётей за игрой. Спустя неделю учитель звонит домой, чтобы узнать причину не появления в школе, телефон поднимает папа. Родители требуют объяснить причину этому, вместо дачи их от скуки нравоучений отца зевает. После не сложившегося разговора его отправляют в комнату, а в этот момент мать рыдает от того что её обманывает муж и родной сын. В этот момент на отца нахлынули грустные мысли о том, как не ходить туда куда тянет, и так тяжело, а тут сын ещё непонятно что вытворяет.
Молодой Лужин частенько обыгрывает пожилого человека приходящего к тёте. Никогда не сталкиваясь с таким талантом, старичок понимает, какое прекрасное будущие ждёт мальчика. Ему разъясняют систему обозначений нарисованную на доске, для того чтобы мог играть при потребности в отсутствии таковой. Однажды хорошо задержавшись и объясняя причину жене, предлагает сыну сыграть в шахматы. Младший у старшего Лужина выигрывает четырежды, а в последней партии комментирует свой ход не своим голосом. По окончанию сын направляется к себе, а отец в больших раздумьях по поводу его увлечения.
Следующим днём приходит врач, который на порядок играет лучше, но проигрывает. После случившегося вопрос по шахматам для Лужина закрыт. Хотя после клубного чемпионата его фото попадает в газету. Тогда он сбегает к тёте, которая в трауре за тем старичком. Однажды сын наблюдает картину, как папа находится в обществе дамы, которая является его тётей. Спустя несколько дней они узнают о том, что мама умерла.
Во всех городах Европы и России его знают и желают играть, а сопровождают его при этом отец и господин Валентинов. Заканчивается война, но появляется революция, а позже выселяют за границу. В берлинском кафе папа снова хочет написать серьезное произведение о молодом шахматисте, очень талантливом, но погибающем в молодом возрасте.
Лужин путешествует по всему миру, участвуя во всех турнирах, с надеждой на скорую игру с чемпионом. На курорте не далеко от Берлина происходит доленосная встреча с будущей женой. Она увидела его настоящим гением, они женятся, но вокруг на них смотрят с непониманием. После разгрома всех абонентов он встречается за игрой со своим давним соперником Турати. Заканчивается партия ничьёй, что сильно подорвало здоровье Лужину. Жена постоянно требует навестить могилу отца.
Мозг Лужина занимается аналитикой и решением этой загадочной партии. Во время анализа игры Лужин разрабатывает и внедряет защиту, придуманную им против «врага».
Они возвращаются домой, но он не может остановиться и предлагает жене сыграть, но она отказывается, объясняя гости придут. Тогда он идёт в ванную комнату, запирается и пытается вылезти через окно. У него это почти получилось, но вдруг в двери стали интенсивно бить. Лужин знает ещё немного, и он на свободе. Из соседнего окна жена предупреждает, что он стоит над бездной, но в моменте она превращается в шахматную доску и Лужин отпускает руки.
Наконец-то дверь выбили, но там уже никого не было.
Краткое содержание романа «Защита Лужина» пересказала Осипова А. С.
Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Защита Лужина». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты
Глава вторая
Пансион был русским и вместе с тем неприятным, главным образом из-за того, что в любое время суток его обитатели слышали поезда. Владела им вдова Лидия Николаевна Дорн. Помимо Алферова и Ганина в нем жили старый поэт Подтягин, «полногрудая барышня с замечательными синевато-карими глазами» Клара, балетные танцовщики Колин и Горноцветов.
Ганин в последнее время был вял и угрюм, страдал бессонницей. При этом раньше «в его теле постоянно играл огонь». Он много раз собирался съехать из пансиона, но снова и снова передумывал. В первую очередь из-за того, что не мог порвать с Людмилой, которую больше не любил. Расстаться с ней ему не хватало воли.
В понедельник все обитатели пансиона собираются на обед. Последним в столовую входит Ганин. Подтягин сообщает, что мучительный процесс получения выездной визы почти завершен. Алферов снова начинает говорить о своей жене. По его словам, она очень любит поэзию и наверняка подружится с Подтягиным. Кроме того, Алферов восхищается тем, что супруга смогла пережить творившиеся в России ужасы.
Вечером Ганин идет с Людмилой в кино. Ранее днем он снова думал о разрыве с ней, понимая, что пора завершать трехмесячный тусклый роман. Вместе с Людмилой в кино пришла ее подруга Клара, та самая, что живет в одном пансионе с Ганиным. Она влюблена в него, но не спешит признаваться ему в этом. Во время сеанса Людмила постоянно шепотом переговаривается с Кларой. Такое поведение раздражает Ганина, который делает своей спутнице замечание. В фильме Лев Глебович замечает в массовке себя. Ранее он несколько раз успел сняться в кино. После сеанса Ганин провожает до дома Людмилу, после чего возвращается в пансион с Кларой. Разговор у них не клеится.
Ночью Ганин не может заснуть. За стеной он слышит пение Алферова и отправляется к соседу, чтобы сделать замечание. Тот радушно его принимает. Алферов говорит о том, что Россия – проклятая страна, что она навсегда погибла, что царь оказался «серой сволочью». Затем Алферов показывает фотографии своей жены Машеньки. Увидев снимки, Ганин без объяснений поспешно покидает комнату.
Глава девятая
Утром Ганин идет за лекарством для Подтягина. Старику становится лучше, но Клара и Лев Глебович решают пока не выпускать его из дома. Алферов получает телеграмму от Машеньки. В ней сообщается, что она приедет в субботу утром. Алферов идет к Ганину и спрашивает, съедет ли тот к субботе. Дело в том, что Алферов – сосед Ганина. Между их комнатами есть дверь. Алферов намерен первое время жить с Машенькой в пансионе, заняв дополнительно комнату Ганина. Лев Глебович обещает, что съедет. После этого он выходит на улицу и вновь начинает предаваться воспоминаниям.
Накануне отъезда в Петербург к началу учебного года в школе Ганин встретился с Машенькой в чужой заколоченной усадьбе. Неожиданно они заметили, что за ними подглядывает сын сторожа, «зубоскал и бабник лет двадцати». Лев Глебович подрался с ним. Утром Ганин уехал в Петербург. Машенька переселилась туда только в ноябре. Началась новая эпоха их любви. Встречаться было сложно, поэтому они писали друг другу письма и подолгу разговаривали по телефону. Ганин понимал, что их любовь стала «протираться», ведь всякая любовь требует уединения, которого у них не было. Машеньку увезли в Москву, и Лев Глебович почувствовал облегчение. В мае он снова отправился на дачу, и даже успел там пережить роман с дамой, муж которой воевал на фронтах Первой мировой войны.
В предыдущее лето отец Машеньки снимал дачу в Воскресенске. На этот раз он решил выбрать другое место. Теперь Ганина и Машеньку разделяло расстояние в пятьдесят верст. Лев Глебович приехал к девушке на свидание на велосипеде. В тот вечер Ганин «полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда». После этого летом они больше не встречались. На зиму Ганин вернулся в Петербург, сдал экзамены и поступил в Михайловское юнкерское училище. Следующим летом, в год революции, Лев Глебович вновь встретил Машеньку на Варшавском вокзале. Они оказались в одном вагоне. Ганин говорил всякую чепуху. После того как Машенька сошла с поезда на первой станции, Лев Глебович понял, что не разлюбил ее. С тех пор Ганин никогда с ней не встречался.
Глава девятая
Утром Ганин идет за лекарством для Подтягина. Старику становится лучше, но Клара и Лев Глебович решают пока не выпускать его из дома. Алферов получает телеграмму от Машеньки. В ней сообщается, что она приедет в субботу утром. Алферов идет к Ганину и спрашивает, съедет ли тот к субботе. Дело в том, что Алферов – сосед Ганина. Между их комнатами есть дверь. Алферов намерен первое время жить с Машенькой в пансионе, заняв дополнительно комнату Ганина. Лев Глебович обещает, что съедет. После этого он выходит на улицу и вновь начинает предаваться воспоминаниям.
Накануне отъезда в Петербург к началу учебного года в школе Ганин встретился с Машенькой в чужой заколоченной усадьбе. Неожиданно они заметили, что за ними подглядывает сын сторожа, «зубоскал и бабник лет двадцати». Лев Глебович подрался с ним. Утром Ганин уехал в Петербург. Машенька переселилась туда только в ноябре. Началась новая эпоха их любви. Встречаться было сложно, поэтому они писали друг другу письма и подолгу разговаривали по телефону. Ганин понимал, что их любовь стала «протираться», ведь всякая любовь требует уединения, которого у них не было. Машеньку увезли в Москву, и Лев Глебович почувствовал облегчение. В мае он снова отправился на дачу, и даже успел там пережить роман с дамой, муж которой воевал на фронтах Первой мировой войны.
В предыдущее лето отец Машеньки снимал дачу в Воскресенске. На этот раз он решил выбрать другое место. Теперь Ганина и Машеньку разделяло расстояние в пятьдесят верст. Лев Глебович приехал к девушке на свидание на велосипеде. В тот вечер Ганин «полюбил ее острее прежнего и разлюбил ее как будто навсегда». После этого летом они больше не встречались. На зиму Ганин вернулся в Петербург, сдал экзамены и поступил в Михайловское юнкерское училище. Следующим летом, в год революции, Лев Глебович вновь встретил Машеньку на Варшавском вокзале. Они оказались в одном вагоне. Ганин говорил всякую чепуху. После того как Машенька сошла с поезда на первой станции, Лев Глебович понял, что не разлюбил ее. С тех пор Ганин никогда с ней не встречался.
Сюжет и композиция
Некоторые исследователи называют роман предлолитой, хотя Магда, несмотря на юный возраст и девичью фигуру, вовсе не нимфетка, а сложившаяся женщина, причём женщина-хищница. Сближает роман с «Лолитой» страсть героя, которую он не сумел преодолеть.
Действие романа происходит в 20-е годы в Германии. Набоков не указывает год событий, но зато очень точен в описании сезонов. Роман начинается с зимнего снега, а заканчивается ранней осенью следующего года. В основе сюжета любовный треугольник. Искусствовед Бруно Кречмар, человек состоятельный и внешне счастливый, влюбляется в 16-летнюю Магду Петерс, девушку из неблагополучной семьи, мечтающую выйти замуж, стать знаменитой кинодивой и забыть о нищете. Это страсть, которой не помеха ни верная жена, ни умирающая от болезни дочь, ни разница в социальном положении. Отвратительные привычки Магды только вызывают у Кречмара улыбку умиления.
На беду, Магда влюблена в своего первого мужчину, купившего её как малолетнюю проститутку и бросившего, – американского художника немецкого происхождения Горна. Через год после начала романа с Кречмаром, уже добившись жизни с ним в его квартире, Магда встретила Горна, приехавшего из Америки, и стала изменять Кречмару с Горном, которого Кречмар считал другом. Карикатурно выглядело как путешествие втроём на машине Кречмара (Горн распустил слух о своих гомосексуальных наклонностях и не вызывал подозрений у Кречмара), так и способ измены в гостинице в комнате с общей ванной.
Узнав об измене, Кречмар не справился с управлением машины и после катастрофы потерял зрение. Горн и Магда снова предавались любви в коттедже в горах, притворяясь врачом и племянницей больного и издеваясь над ним, пока Кречмара не увёз брат жены. Так же, как Кречмар был одержим любовной страстью, он становится одержимым идеей убийства Магды, так что волею случая вслепую находит её и пытается застрелить, но Магде удаётся убить его самого.
Весь роман с Магдой – резкая перемена жизни героя, плывущего по течению, считывающего «знаки судьбы». Именно случайности движут сюжет романа. Но то, что кажется герою случайностью, часто просто хорошо спланированные акции Магды (она первая взяла под руку нерешительного кавалера, она послала впоследствии прочитанное женой письмо, что привело к разрыву супружеских отношений). А вот то, что Аннелиза читала все письма мужа, уже было приятной для Магды случайностью. Трагической случайностью была смерть дочери (возможность, которой герой не воспользовался, чтобы вернуться к жене). Но вот болезнь дочери случайностью не была, хотя никто, включая Кречмара, не знал, что Ирма опасно заболела, потому что выглядывала в открытое окно отца.
Случайна встреча Магды с Горном, случаен номер с общей ванной, случайны два встречных велосипедиста, случаен звонок швейцара, позволивший Кречмару найти Магду. И на фоне этих случайностей ужасают осознанные предательства и подлые поступки, задуманные и совершённые людьми.
Название романа символично. Камера обскура – в переводе с латыни тёмная комната. Это предтеча фотоаппарата, позволяющая сквозь узкую щель в стене видеть картины реального мира, но размытого и перевёрнутого. Уже в названии заключены и мотив слепоты, и проблема обмана, истинной и ложной жизни.
Художественное своеобразие
Особенности художественных образов продиктованы тем, что роман ориентирован на кинематограф, это своеобразный кинороман с динамичным сюжетом, быстро мелькающими событиями, ориентацией на зрительные образы, символы, лейтмотивы. Все драматические события романа выстроены как череда картинок (или картин).При знакомстве с Магдой Кречмар прикипел к ней душой, потому что она появилась из темноты зрительного зала, «как силуэты на тёмных фонах очень больших мастеров». Его собственная семья кажется герою принадлежащей другой эпохе, «мирной и светлой, как пейзажи ранних итальянцев».
Но Бруно не воспользовался смертью дочери для возвращения к жене, жизнь с которой представлялась ему теперь как длинный, слабо освещённый коридор с заколоченным ящиком или пустой детской коляской, в глубине которого сгущаются потёмки. Все три образа (заколоченного ящика, сгущающихся потёмок и пустой детской коляски) – символы смерти и душевной пустоты.
Свинка Чипи – лейтмотив романа, символ наивного существа, получающего наслаждение перед лицом опасности, воплощение «пира во время чумы». Она резвится на экране, когда Кречмар вторично приходит в кинематограф. Придя к Кречмару, Магда находит в детской плюшевую свинку Чипи. Она произносит: «Хорошо живётся твоей девочке». Но Магда не могла бы знать, что девочка вскоре умрёт. Пришедший к Кречмару Горн снова встречает Чипи и просит убрать её подальше. Так свинка Чипи будто становится свидетелем всех драматических и трагических событий в жизни Кречмара. Она висит на заднем стекле автомобиля Кречмара, а значит, переживает катастрофу и гибнет.
В этом романе странную роль играют детали. Они как будто избыточны. Например, во время свадьбы Кречмара и Анннелизы, происходящей в Мюнхене, лакей в гостинице говорил на восьми языках. Такая деталь на первый взгляд кажется случайной. Но она стоит между информацией о цветущих каштанах и маленьком шраме Аннелизы от аппендицита. Все эти детали имеют в жизни героя такое же значение, как и знание лакеем восьми языков.
Любая деталь у Набокова не случайна. Уезжая навсегда, «Мюллер» просит лежащую Магду не двигаться 5 минут. Только в средине романа становится понятным, что он рисовал её карандашный портрет. Опасения Магды, что «Мюллер» убьёт её, уходя, — предсказание дальнейших кровавых событий, так же, как и малиновый кровавый снег возле кинематографа – места встречи Кречмара и Магды.
Лейтмотив карандашного рисунка всплывает на протяжении всего романа. Он прочерчивает несовпадения сюжетных линий и неугадывания героев. Например, Кречмар не узнал в карандашных рисунках сына старого доктора Ламперта свою Магду: «Горбун получился лучше». А Магда подумала, что Горн сунул ей за шиворот деньги, оказавшиеся наброском её фигуры, сделанном при расставании с Горном. Магда рвёт этот набросок и бросает в пролёт лифта, чтобы он не попался на глаза Кречмару. Это символ её собственного морального падения, будущего физического падения Кречмара. Набросок с натуры беллетриста Зенгелькранца – уже не просто предвиденье, а толчок к развитию сюжета.
Своеобразное предвидение есть и в представлениях Горна о карикатурном. По мнению Горна, самые смешные рисунки основаны на сочетании тонкой жестокости и глуповатой доверчивости, пример которой – слепой, собирающийся сесть на выкрашенную скамейку.
Все жизненные идеи, которыми руководствуется Кречмар, проговаривает ещё более циничный Горн: «Художник должен руководствоваться только чувством прекрасного – оно никогда не обманывает», «изюминка, пуанта жизни заключена именно в смерти». Набоков показал жизнь человека, который живёт по законам искусства (живописи, кинематографа). Основная мысль романа как раз и состоит в том, что жизнь – не игра.
-
«Камера обскура», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Машенька», анализ романа Набокова
-
«Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Защита Лужина», анализ романа Набокова
-
«Лолита», анализ романа Набокова
-
«Дар», анализ романа Набокова
-
«Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», краткое содержание по главам романа Набокова
-
«Приглашение на казнь», анализ романа Набокова
-
«Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
-
«Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
-
«Рождество», анализ рассказа Набокова
-
«Гроза», анализ рассказа Набокова
-
«Круг», анализ рассказа Набокова
По произведению: «Камера обскура»
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Видео по теме
Прежде чем приступить к анализу, обратимся к пересказу сюжета романа «Машенька». Краткое содержание следует начать описывать с весны 1934 года в Берлине. Главный герой, Ганин Лев Глебович, проживает в пансионе для русских, где, кроме него, обитают:
- Алферов Алексей Иванович (математик);
- Подтягин Антон Сергеевич (старый поэт),
- «уютная барышня» Клара, влюбленная в Ганина и работающая машинисткой;
- влюбленная пара — танцовщики балета Колин и Горноцветов.
Ганин приехал в Берлин год назад, за это время он сменил несколько работ: санитар, рабочий, официант. Он сумел скопить достаточно денег, чтобы уехать, но сначала ему нужно расстаться с Людмилой, с которой они связаны отношениями уже три месяца, что ужасно надоело герою. Но предлога для разрыва найти Ганин никак не может. Окна его комнаты, как назло, выходят на железную дорогу, и желание уехать становится непреодолимым. В порыве захлестнувших его чувств Лев Глебович объявляет хозяйке пансиона, что в субботу уезжает.
Образ матушки-России в романе
У героев произведения отношение к исторической родине разное: некоторые эмигранты счастливы, что покинули ненавистный край, другим же, наоборот, скучно в Берлине. Именно в России находятся родные Ганину и Набокову лесные опушки, поля, особенные рассветы и закаты. «Без нашей эмигрантской любви России — крышка» — произносит Подтягин, один из обитателей пансиона. Эту же мысль разделяет в своей книге Владимир Набоков. «Машенька» (краткое содержание произведения позволяет читателю понять истинные переживания самого писателя) — роман, который стал криком души и образом прощания с матушкой-Россией.
Сюжет романа раскрывается вокруг главного героя Ганина Льва Глебовича, который с весны 1934 года проживает в Берлине. Его соседями в пансионате являются машинистка, математик, танцовщики.
Год назад, Ганину улыбнулась удача и он, с легкостью, устроился на работу. Герой неоднократно поменял место работы. За этот период, он накопил достаточно средств, чтобы покинуть город и вернуться на Родину. Держит его здесь лишь отношения с Людмилой, которой он сыт по горло за три месяца отношений. Но, Ганин никак не может найти причину для разрыва связи с девушкой. Герой решительно настроен на отъезд, даже владелице пансионата говорит о своем решении.
Математик Алферов сообщает Ганину, что в эти выходные приезжает его супруга Машенька. Затем приглашает его в свою комнату и показывает фото любимой. Ганин шокирован, так как узнал в девушке свою бывшую любовь. Как будто мир остановился перед его глазами, и герой полностью окунулся в прошлое, лет на девять назад. Юноша сообщает Людмиле, что его сердце принадлежит другой. Отныне он чувствует полную свободу.
Когда Ганину исполнилось шестнадцать лет, он отправился в имение под Воскресенском, где встретился с прекрасной девушкой Машенькой. Ее образ являлся ему не раз в мечтах, а теперь она была рядом. Смуглая девушка с длинной косой и красивыми чертами лица. Машенька была позитивным человеком. На ее лице всегда была улыбка. Они часто встречались около речки.
Однажды Ганин обнаружил, что за ними наблюдают. Оказалось, что это сын сторожа. Герой хорошо его избил за это. Уже был конец лета, и Ганину было пора отправляться домой в Петербург. Маша вернется в город лишь в ноябре. Начались холода, и гулять на улице долгое время было невыносимо, поэтому влюбленные голубки вынуждены общаться по телефону. Вскоре семья Маши переезжают в столицу.
Летом они снова увиделись, но их встречи стали редкими, так как расстояние от одной усадьбы до другой было примерно пятьдесят верст.
Последняя их встреча состоялась в поезде, после этого Ганин не видел свою возлюбленную.
Танцовщики Колин и Горноцветов организовывают праздник в честь отъезда Ганина и Подтягина. Праздник невеселый, так как Подтягин плохо себя чувствует, накануне этого дня у него случился приступ. Афанасьев пьян, его напоил Ганин. Каждый занят своими делами.
Ганин отправляется на вокзал и с нетерпением ждет встречи с Машенькой. Сидя на лавочке в парке, он осознает, что его любовь к девушке – это прошлое, она закончилась много лет назад. Теперь у каждого из них своя жизнь. Герой берет свой багаж, отправляется на другой вокзал и уезжает на юго-запад Германии.
Глава восьмая
После разрыва с Людмилой день Ганина становится более пустым в житейском смысле, зато исчезает тоска бездействия. Значительную часть времени он предается воспоминаниям о романе с Машенькой.
Однажды Машенька вместе с двумя подругами зашла в парковую беседку. К ним присоединился Ганин, катавшийся на велосипеде. Они разговаривали о дачниках, грозе, его тифе, концерте в сарае и смешном студенте в солдатском лазарете. Лев Глебович пообещал, что на следующий день отвезет всех кататься на лодке, но Машенька пришла на встречу одна. После этой прогулки они начали видеться регулярно. Машенька была веселой, смешливой девушкой, любившей песенки, прибаутки, словечки и стихи. «У нее были прелестные бойкие брови, смугловатое лицо», «голос был подвижный, картавый». Вскоре Ганин признался девушке, что давно любит ее.
Ночью к Льву Глебовичу приходит Подтягин. Старик не может стоять, так как у него случился очередной сердечный припадок. Ганин помогает ему прийти в себя, обещает на следующий день позвать доктора и купить капель.
Глава одиннадцатая
В пятницу утром танцовщики Колин и Горноцветов приглашают всех на вечер в своей комнате. Поводов сразу несколько: уезжает Ганин, собирается покинуть пансион Подтягин, к Алферову приезжает жена, день рождение Клары, получение Колиным и Горноцветовым ангажемента в Берлине. Подтягин и Ганин отправляются в центральное полицейское управление, чтобы уладить дела с выездной визой. Наконец, старому поэту удается получить заветный штемпель в паспорте. Вместе с Ганиным он садится в автобус и едет во французское консульство. Подтягин надеется, что завтра сможет уехать в Париж. Ганин признается, что у него два паспорта. Один – старый русский, второй – поддельный, польский. Со вторым Лев Глебович и живет, причем фамилия его вовсе не Ганин. Около трех лет назад он был в Польше и собирался отправиться в Петербург, чтобы поднять там восстание, но так ничего и не сделал.
Глава седьмая
На следующее утро Ганину приносят письмо от Людмилы. Он рвет его, не читая, затем приступает к уборке комнаты. Обедать Ганин идет в общую столовую. Подтягин жалуется, что у него вновь ничего не вышло с визой: французы разрешили ему приехать, но немцы по какой-то причине не хотели выпускать. У поэта оставалось достаточно денег, чтобы добраться до Парижа. Правда, если канитель с визой продлится еще неделю, то тогда эти средства уйдут на жизнь. Ганин обещает, что на следующий день поедет вместе с Подтягиным в полицию и поможет ему объясниться с немцами. После обеда Лев Глебович отправляется гулять. Вернувшись, он видит, как Подтягин заходит в гости к Кларе. Они говорят о Ганине. По мнению поэта, именно в нее влюбился Лев Глебович. Клара жалуется, что ей уже 26 лет, а она вынуждена целое утро стучать на машинке и пять дней в неделю работать до шести часов, что она очень устает и в Берлине совершенно одна. Подтягин же говорит о своем желании уехать в Париж, так как там жить привольнее и, возможно, дешевле.
Глава одиннадцатая
В пятницу утром танцовщики Колин и Горноцветов приглашают всех на вечер в своей комнате. Поводов сразу несколько: уезжает Ганин, собирается покинуть пансион Подтягин, к Алферову приезжает жена, день рождение Клары, получение Колиным и Горноцветовым ангажемента в Берлине. Подтягин и Ганин отправляются в центральное полицейское управление, чтобы уладить дела с выездной визой. Наконец, старому поэту удается получить заветный штемпель в паспорте. Вместе с Ганиным он садится в автобус и едет во французское консульство. Подтягин надеется, что завтра сможет уехать в Париж. Ганин признается, что у него два паспорта. Один – старый русский, второй – поддельный, польский. Со вторым Лев Глебович и живет, причем фамилия его вовсе не Ганин. Около трех лет назад он был в Польше и собирался отправиться в Петербург, чтобы поднять там восстание, но так ничего и не сделал.
«Слово», анализ рассказа Набокова
«Слово» – короткий рассказ Владимира Набокова. Впервые произведение было опубликовано в 1923 году. Его напечатала русская эмигрантская газета «Руль», выходившая в Берлине. Владимир Набоков вместе с семьей навсегда уехал из России весной 1919 года. На протяжении нескольких лет писатель получал образование в Тринити-колледже Кембриджского университета. Там он занимался изучением романских и славянских языков и литературы. После окончания Кембриджа в 1922 году Набоков перебрался в Берлин.
Главный герой рассказа, от лица которого ведется повествование, во сне попадает в рай. Вообще сны играют важную роль в творчестве Набокова: они встречаются во многих его произведениях, причем имеются в виду и стихотворения, и проза. При этом интересно, что писатель относился к ним пренебрежительно. Герой «Слова» видит множество ангелов, которые идут на райский праздник. Они предстают в качестве посредников, ведь о Божестве герой даже не смеет мыслить.
Крылья ангелов описываются следующим образом: «Крылья, крылья, крылья! Как передам изгибы их и оттенки? Все они были мощные и мягкие – рыжие, багряные, густо-синие, бархатно-черные с огненной пылью на круглых концах изогнутых перьев». Здесь возникает ассоциация с крыльями бабочек. Бабочки – неотъемлемая часть образной системы многих произведений Набокова. Писатель заинтересовался ими еще в детстве. Сначала он занимался энтомологией на любительском уровне, затем – на профессиональном. В «Слове» образы бабочек и ангелов сливаются, что продиктовано не в последнюю очередь идеей о божественной природе прекрасного.
Герою хочется остановить ангелов, чтобы задать самый важный вопрос. Он желает узнать, как можно спасти его родную страну, которая умирает «в тяжких мороках». Естественно, речь в данном случае идет о России, оказавшейся под властью большевиков. Главный герой пытается поговорить с ангелами, но те не обращают на него внимания. Диалог не складывается, что приносит ему страдания. Вдруг случается чудо: один из ангелов все-таки подходит к нему. Здесь есть важный момент. У остановившегося «серого ангела» герой замечает «сетку голубых жилок на ступне и одну бледную родинку» и понимает, что этот ангел «еще не совсем отвернулся от земли». В итоге герой слышит заветное слово, но забывает его в момент пробуждения.
Произведения искусства для Набокова – откровение, преображающее мир. При этом читатель (или герой) не может воспринять спасительную весть, которая содержится в слове или тексте.
- «Машенька», анализ романа Набокова
- «Машенька», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Облако, озеро, башня», анализ рассказа Набокова
- «Защита Лужина», анализ романа Набокова
- «Дар», анализ романа Набокова
- «Дар», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», анализ романа Набокова
- «Круг», анализ рассказа Набокова
- «Камера обскура», анализ романа Набокова
- Набоков Владимир Владимирович, краткая биография
- «Защита Лужина», краткое содержание по главам романа Набокова
- «Лолита», краткое содержание романа Владимира Набокова
- «Гроза», анализ рассказа Набокова
- «Рождество», анализ рассказа Набокова
- «Обида», анализ рассказа Набокова
По писателю: Набоков Владимир Владимирович
Образ Ганина
Образ главного героя во многом списал с себя Владимир Набоков. «Машенька» (анализ чувств и переживаний Ганина как эмигранта) лишний раз подтверждает это. В Берлине он никому не нужен, и ему тоже нет ни до кого дела. Лев Глебович одинок и несчастен, угнетен, его душой завладела беспросветная тоска. У него нет никакого желания с чем-то бороться или что-то менять.
Оживляют героя лишь воспоминания о Машеньке. Мысли о былом возрождают его душу и тело, призрачное счастье согревает, толкает на действие, дает надежду на будущее. Но недолго длится эта эйфория. Сидя на вокзале, ожидая Машеньку, он вдруг осознает, что былое вернуть невозможно, о потерянном рае (Родине) можно только мечтать, но обрести вновь уже никогда не получится.