Темы, проблемы, настроение
Основная тема произведения «Одиночество», безусловно, синонимична его названию – это одиночество. Оно ощущается как тюремное заключение, освободить из которого способна одна лишь смерть.
- Тема смерти, также возникающая в стихотворении, перекликается с темой времени, в неукротимом беге которого «года уходят, будто сны».
- Звучит в элегии и тема изгнанничества – лирический герой по праву может быть назван лишним человеком, не понятым, отвергнутым светом. Романтический герой-изгнанник и сам не видит смысла искать его расположения, поскольку общество, по его мнению, не ставит его личность ни в какую ценность, и будет только радо его кончине.
- Читается в произведении и тема двоемирия, мечты о несбыточном идеале на фоне отягощающей реальности, когда смерть кажется единственным доступным выходом из сложившегося положения.
- Основная проблема произведения представляется в вопросе о том, возможно ли найти истинное понимание, соучастие окружающих людей? Стоит ли того жизнь в обществе, в котором от тебя все отвернутся в самые трудные времена, когда поддержка становится просто необходима?
Настроение стихотворения «Одиночество» глубоко трагично. В нём ощущается отчаяние и горечь, желание исчезнуть, сдаться и больше не пытаться найти своё место в безучастном мире. Мы чувствуем ту боль и разочарование, которые живут в душе лирического героя, и даже какую-то обиду на мир, не желающий прислушаться к нему, разделить его печали.
Одиночество длиною в жизнь
Лермонтов был довольно образованным и интеллигентным человеком. Его ум был живой, личность Михаила Юрьевича могла заинтересовать многих. Однако даже на светских мероприятиях в полных залах людей, поэт редко находил себе приятелей. И происходило это отнюдь не из-за умственной ограниченности окружавших его людей. Дело в том, что если верить воспоминаниям современников, Лермонтов был очень острым на язык, недобрым и едким человеком. Он мог обидеть, оскорбить, и люди начинали не просто недолюбливать поэта, но и ненавидеть его.
И, разумеется, всё это находило отражение в его поэзии. Например, в стихотворении «Как часто пёстрой толпой окружён» Михаил описывает толпу бездушную и ограниченную, каждый член которой выступает копией другого. Лирический герой произведения рисует в своём воображении прекрасную девушку, возлюбленную, которая отличалась бы от других, понимала его. Но прилив одиночества и грусти разрушает его мечтания, он снова оказывается в серой действительности и приходит в отчаяние.
Стихотворение, написанное совсем незадолго до гибели, имеет название «Выхожу один я на дорогу». В нём писатель не просто размышляет о жизни, но подводит итоги своего существования. «Жалею ли о чём?» — вопрошает поэт, и тут же говорит о том, что прошлого ему ничуть не жаль. Испытываемое одиночество всё ещё тяготит его, и единственной мечтой лирического героя становится упокоение на природе, под дубом, под песни любимой.
Кульминацией всей лирики Михаила Юрьевича становится стихотворение «Пророк», написанное за две недели до кончины. Оно преисполнено невыносимого отчаяния, чувства одиночества, тоски. И здесь Лермонтов сравнивает себя с «лишним человеком», которого общество не желает принимать. Он чужд всем и мысли его непонятны никому. Лирический герой, пророк, вынужден бесконечно скитаться по миру, недопонятый и одинокий.
Композиция, построение стиха
Стихотворение написано одной строфой в 18 стихов. Стихотворный размер – пятистопный ямб. Рифмовка параллельная, все рифмы мужские, что усиливает, ужесточает ритмичность произведения.
По композиции стихотворение делится на две части:
- В первой части поэт показывает будущее России;
- Во второй части он выводит на сцену лидера, который возглавит Россию.
Стихотворение написано от третьего лица. Мощный человек – единственный литературный герой этого произведения. Правда, мощный человек в представлении Лермонтова получился довольно мрачным и грозным. Прямо, Мефистофель какой-то. Но это от юношеского максималистского романтизма.
Композиция и конфликт
Стихотворение «Одиночество» можно разделить на 4 смысловые части в соответствии со строфами.
- Так, в первой строфе произведения лирический герой говорит о том, как мучительно для человека одинокое существование, и тут же даёт причину его неизбежности – окружающие кажутся герою столь поверхностными, что могут разделить лишь радость, но не печаль.
- В следующей строфе герой обращается к собственным переживаниям, к тому, как лично он ощущает состояние одиночества. Герой видит себя покинутым мечтателем, проводящим дни в мире фантазий, в которых, будто во сне, и проходят годы его жизни.
- Третья строфа наследует предыдущей мотив уходящих лет – герой осознаёт, что годы проходят, а его мечтам об искреннем понимании так и не суждено исполниться, и потому не видит больше смысла «медлить над землёй».
- В заключительной строфе лирический герой в очередной раз подчёркивает чёрствое безразличие окружающего мира к его персоне, утверждая, что его кончина будет встречена гораздо радушнее, нежели появление на свет.
Поскольку стихотворение Лермонтова «Одиночество» принадлежит романтическому направлению, в нём выражен основной конфликт романтических произведений – конфликт человека с миром. Личность лирического героя, его переживания, встают во главе угла. Он ощущает себя изгнанником, противопоставляя своё «я» всему свету, бунтуя против его порядков.
История и предпосылки создания стихотворения
В России в ряде центральных губерний вспыхнула эпидемия холеры, которая повлекла за собой растерянность, страх, и недовольство крестьян. Недовольство оборачивалось против собственных помещиков, уездных и губернских чиновников.
Европу тоже лихорадило. В июле 1830 года во Франции вспыхнула очередная революция, в результате которой Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу Луи Филиппа Орлеанского. В августе 1830 года вспыхнуло восстание в Брюсселе. В Греции война за независимость от османской империи длилась с 1821 по 1832 год. Обо всех этих событиях Лермонтов, свободно читавший по-французски, не мог не знать. Российские дворяне читали заграничную прессу. Некоторые сообщения о событиях, происходящих за пределами Российской империи, несмотря на цензуру, все же просачивались в российские журналы, обсуждались в салонах.
Молодой человек, помнивший о восстании декабристов, понимал, что недалек тот час, когда народ поймет: так жить, как живут российские крестьяне, нельзя. Человек имеет право жениться и выходить замуж по своей воле, не спрашивая у барина разрешения. Человек имеет право работать для себя, или получать достойную оплату за свой труд.
«Предсказание» – это не мистическое озарение, это плод логических рассуждений и размышлений над будущим России, это предупреждение властям.
Из биографии о М. Ю. Лермонтове
М. Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. в Москве. Детство провел в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Лермонтов отвечал ей большой искренней любовью.
- Отец — Юрий Петрович Лермонтов — носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
- Мать — Марья Михайловна — происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Свою непохожесть на других Лермонтов ощутил ещё с детства, поэтому тема одиночества всегда присутствовала в его лирике. Благородный, язвительный, наделенный могучими страстями, Лермонтов глубоко страдал от невозможности быть понятым:
Михаил Лермонтов — Гляжу на будущность с боязнью
Glyazhu na budushchnost s boyaznyu,Glyazhu na proshloye s toskoyI, kak prestupnik pered kaznyu,Ishchu krugom dushi rodnoy;Pridet li vestnik izbavlenyaOtkryt mne zhizni naznachenye,Tsel upovany i strastey,Povedat — chto mne bog gotovil,Zachem tak gorko prekoslovilNadezhdam yunosti moyey.
Zemle ya otdal dan zemnuyuLyubvi, nadezhd, dobra i zla;Nachat gotov ya zhizn druguyu,Molchu i zhdu: pora prishla;Ya v mire ne ostavlyu brata,I tmoy i kholodom obyataDusha ustalaya moya;Kak ranny plod, lishenny soka,Ona uvyala v buryakh rokaPod znoynym solntsem bytia.
Ukz;e yf ,eleoyjcnm c ,jzpym/,Ukz;e yf ghjikjt c njcrjqB, rfr ghtcnegybr gthtl rfpym/,Boe rheujv leib hjlyjq;Ghbltn kb dtcnybr bp,fdktymzJnrhsnm vyt ;bpyb yfpyfxtymt,Wtkm egjdfybq b cnhfcntq,Gjdtlfnm — xnj vyt ,ju ujnjdbk,Pfxtv nfr ujhmrj ghtrjckjdbkYflt;lfv /yjcnb vjtq/
Ptvkt z jnlfk lfym ptvye/K/,db, yflt;l, lj,hf b pkf;Yfxfnm ujnjd z ;bpym lheue/,Vjkxe b ;le: gjhf ghbikf;Z d vbht yt jcnfdk/ ,hfnf,B nmvjq b znfLeif ecnfkfz vjz;Rfr hfyybq gkjl, kbityysq cjrf,Jyf edzkf d ,ehz[ hjrfGjl pyjqysv cjkywtv ,snbz/
Презентация на тему: » « Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )» — Транскрипт:
1
« Гляжу на будущность с боязнью …» ( Тема одиночества в лирике Лермонтова )
2
Цели и задачи исследования Познакомиться с жизнью и творчеством ЛермонтоваПознакомиться с жизнью и творчеством Лермонтова Подобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по темеПодобрать стихотворения, где ведущей является тема одиночества, выбрать цитаты для работы по теме Выяснить, почему одинок герой ЛермонтоваВыяснить, почему одинок герой Лермонтова
3
Гипотеза: Е сли бы судьба Лермонтова сложилась иначе, то «лирический герой» его поэзии не был бы таким одиноким.
4
Ход исследования: Познакомились с биографией М.Ю. Лермонтова и выяснили: ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ, непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира. ранняя смерть матери, семейные ссоры и разлука с отцом, болезненность, вынужденный уход из университета, аресты и ссылки на Кавказ, непонимание современниками привели к ощущению поэтом несовершенства окружающего мира.
5
В большинстве стихотворений Лермонтова основная тема – одиночество. Название стихотворения Цитата «И скучно и грустно» «И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды» «Пророк» «Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья: В меня все ближние мои Бросали бешено каменья» «Выхожу один я на дорогу» «Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть» «Листок» «Один и без цели по свету ношуся давно я, Засох я без тени, увял я без сна и покоя.» «Тучи» «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную» «Нет, я не Байрон, я другой» «Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой»
6
Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова Слова, которые часто встречаются в стихотворениях Лермонтова (по данным Лермонтовской энциклопедии). Слова «один», «нет» наиболее частотны в лирике Лермонтова, что говорит об одиночестве лирического героя.
7
Основные черты «лирического героя» Лермонтова Лирический герой Романтичен Противостоит миру, толпе, Богу Его идеал – свобода. Разочарован в жизни Чуток к природе Стремится к Богу, небу Мятежен, демоничен Враждебен к власти
8
Лирический герой Лермонтова – это двойник автора. Поэт жил в эпоху «безвременья», что ощущалось им как личная трагедия. …я в мире не оставлю брата И тьмой и холодом объята Душа усталая моя; Как ранний плод, лишенный сока, Она увяла в бурях рока Под знойным солнцем бытия. М.Ю.Лермонтов.
9
Вывод: Одиночество Одиночество – главный мотив и основная тема творчества М.Ю. Лермонтова, судьбойэпохой что объясняется его тяжелой судьбой и «страшной» эпохой, в которую он жил.
10
Источники Источники : Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., 1990.Лермонтов М.Ю. Избранное.- М., Лермонтовская энциклопедия.-Лермонтовская энциклопедия.- М., М., Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., 1979.Коровин В.И. Творческий путь М.Ю. Лермонтова.- М., Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.Чекалин С.В. Лермонтов. Знакомясь с биографией.- М., 1991.
История создания
Стихотворение «Одиночество» было написано поэтом в 1830 году, а впервые опубликовано в литературном журнале «Нива» в 1884 году (№ 12, с. 270). На момент создания стихотворения Лермонтову едва исполнилось 16 лет, но он уже успел ознакомиться с произведениями Байрона, подражание которым ясно прочитывается в ранней лирике поэта. Ощущая свою духовную близость с английским романтиком, Лермонтов вводит в свои работы лирического героя-изгнанника, отвергнутого обществом.
И несмотря на то, что в ранних произведениях поэта мотив одиночества зачастую носит весьма абстрактный характер, будучи в большей степени данью традиции романтизма, за маской условных форм скрывались искренние поиски поэтом своего места в мире. Что такое одиночество, Лермонтов знал не понаслышке: рано потеряв мать, он провёл своё детство в имении бабушки Елизаветы Алексеевны, которая хоть и бережно заботилась о внуке, но всё же не могла подарить ему ту нежность материнской любви, что так необходима каждому ребёнку. Кроме того, мальчик рос болезненным, а потому часто вынужден был оставаться наедине с собой, всё больше уходя в мир своих грёз.
Разочарование в любви
Еще одной причиной стало сильнейшее в его жизни любовное чувство, которое принесло разочарование и обиду ранимой душе. Знакомство с «черноокой» красавицей Е.Сушковой, которая в своих записках описывала Лермонтова невзрачным, неуклюжим, косолапым мальчиком, с красными, но умными выразительными глазами, со вздернутым носом и язвительно-насмешливой улыбой. Кокетничая с Лермонтовым, Сушкова в то же время беспощадно над ним издевалась. В ответ на его чувства ему предлагали «волан или веревочку, угощали булочками с начинкой из опилок». В ответ все-таки поэт ей за это отомстил, но в душе глубоко осталось недоверие людям и неуверенность в себе.
Эти причины наложили большой отпечаток на все лермонтовское творчество в целом. Поэтому, вернувшись к эпиграфу, мы можем представить Лермонтова в виде паруса, одинокого, потерянного, не понимающего, куда дальше плыть. Может быть, именно эти причины еще с самого детства вели его через трагическое одиночество к не менее трагической гибели.
Booking.com
Образы и символы
Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:
- 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
- 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
- 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
- 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.
Средства выразительности
Для полномерной передачи состояния лирического героя Лермонтов использует множество средств художественной выразительности:
- 1.Выразительные эпитеты – «воздушный царь», «позлащённая мечта».
- 2.Олицетворение – «гроб», который «ждёт» лирического героя.
- 3.Сравнения – «года уходят, будто сны», «один я здесь, как царь воздушный».
- 4.Антитезы, подчёркивающие дихотомию между героем и окружающим миром, – «веселье» — «грусть», «смерть» — «рождение», «уходят» — «приходят».
- 5.Инверсии, ещё ярче высвечивающие самые важные для понимания чувств героя слова, – «жизни сей оковы», «грусть делить», «один я здесь».
- 6.Метафоры – «жизни сей оковы», «страданья в сердце стеснены».
- 7.Третий катрен завершает риторический вопрос: «Что ж медлить над землёй?».
Тропы в стихотворении «Одиночество» подчеркивают идейный посыл автора.
Жанр, тема и идея
Это социальное стихотворение, написано в жанре гражданской лирики. В нем поднята проблема российского общества и российского народа. Лермонтов не надеялся его опубликовать когда-нибудь. Он поделился с бумагой своими мыслями. Тема стихотворения заложена в его названии: предсказание о будущем России. И надо заметить, что Лермонтов не ошибся. В годы революции и гражданской войны Закон не защищал ни женщин, ни детей. Страна пережила эпидемии, были в ее жизни чума, и тиф, и голод.
Освобождение от царской власти – это и идея стихотворения, и мечта поэта. Вероятно, отсюда приписка в скобках. Поэт верит, что в России появится мощный человек, который освободит страну от царского гнета и выведет из феодального застоя.