Исповедь клёну
В стихотворении «Клён ты мой опавший» автор описывает, как он возвращается с дружеской попойки и по дороге обращается к клёну. Несмотря на городскую жизнь в душе Есенин остался простым деревенским рубаха-парнем, который никогда не променяет Родину и русскую природу на вечную суету столицы.
️ Чтобы диалог с клёном вёлся на равном, автор представляет дерево, как утонувшего в сугробе пьяного сторожа.
Этому придуманному клёну Есенин доверят больше, чем людям, природа не обманет и не предаст, она выслушает его и не оттолкнёт. Разговор с деревом прямой и открытый, как между старыми приятелями. Это и понятно, ведь детство и отрочество Сергея прошли в тесной упряжке с природой.
Вариант 2
Междометием ах подтверждается особая эмоциональная составляющая. Употребляются вышедшие из активного лексикона и просторечные выражения: чтой-то, нынче, до дома. В произведении большое количество глаголов, которые создают живую динамику событиям.
Герой осознает всю безуспешность своих стараний прийти к пониманию того, для чего он живет в этом мире. Его беспокоит вопрос, почему растрачивается впустую время отведенное на его жизнь. Герой начинает понимать, что его сердце покрылось льдом, как клен во время зимы. Выхода найти не удается, ведь долгие годы не было четкого понятия того, что конкретно необходимо предпринять.
Если глубоко осмыслить стихотворение, то станет понятно, что Есенин, как и лирический герой находится в смятенных чувствах
Но не обращая внимание на пронизывающую грусть данное стихотворение имеет большое количество поклонников и по сей день будоражит сердца читателей
Стихотворение “Клен ты мой опавший…” было написано С.А. Есениным в 1925 году, в период, когда он находился в психиатрической клинике I Московского университета. Он лежал там по настоянию близких, скрывался от возможного ареста.
Поэту была предоставлена большая, светлая комната на втором этаже, с окнами в сад. Под окнами рос клен. Очевидно, он и вдохновил Есенина на создание стихотворения.
Впервые оно было опубликовано в 1926 году в ленинградской
Стихотворение представляет собой лирическую миниатюру, с элементами пейзажа, размышления о себе и о жизни. Оно буквально завораживает нас глубочайшим лиризмом, исповедальными, грустными интонациями, искренностью чувств. Создается впечатление, что лирический герой делится с нами самым сокровенным.
Разговорные интонации переданы соответствующей лексикой, поэт использует просторечия (“чтой-то”, “нынче”, “одуревши в доску”). За природными образами угадываются
размышления о жизни. Мы наблюдаем здесь полное взаимопроникновение
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел.
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
И наоборот, лирический герой сравнивает себя с кленом, но только “не опавшим, а вовсю зеленым”. Этот образ зеленого клена, воспоминания о теплом лете воплощают мечту героя о той гармонии, которой нет в жизни.
Композиционно мы можем выделить в произведении две условные части. Первая часть – это обращение героя к образу клена, своеобразный разговор с ним. Вторая часть – это размышление о себе и своей жизни.
Композиция стихотворения основана на уподоблении образа человека образу клена.
Стихотворение написано шестистопным хореем, поэт использует двусложную рифму с ударением на первом слоге. Музыкальность и эмоциональная выразительность стихотворения обусловлены использованием средств художественной выразительности: эпитетов (“клен заледенелый”, “под метелью белой”), сравнений (“как жену чужую, обнимал березку”), инверсий (“сам себе казался я таким же кленом”), аллитераций (“там вон встретил вербу”), ассонансов (“Утонул в сугробе, приморозил ногу”). Произведение связано с традициями фольклора. На эти стихи создан прекрасный романс, музыка к которому была написана неизвестным композитором.
Также музыку к нему писали Д.С. Васильев-Буглай, А.Н. Покровский, В. Н. Липатов.
Миражи одиночества
Во время исповеди клёну Есенин представляет себя молодым и полным сил. Сергей окунается в то время, когда ещё были живы мечты, когда строились планы, когда девушку в белом сменяла девушка в голубом и каждый день рождались новые надежды.
Конечно, частично погружению в юность помогает алкоголь, под воздействием которого человек чувствует прилив физических и душевных сил, но не он один строит замки на песке иллюзий. Сергею Александровичу хотелось бы вернуться назад и пройти свой путь заново, уже не наступая на грабли, идя в том же направлении, но другой дорогой.
В строках ярко выражено чувство одиночества. Заметьте, в стихе фигурируют только деревья – людей здесь нет, они не достойны на этот момент внимания (на этот ли только). Тоска заметна в каждой строфе, горечь чувствуется в каждом слове.
В финале стихотворения на «сцене» появляется березка, которую автор строк обнимает, как чужую жену. Почему чужую? Возможно, это прилагательное не случайно и не является простой рифмой – в деревне за обнимашки с чужой женой часто приходится дорого платить. Плата Есенина за любовь к родной земле и природе – это неприятие его творчества в городе, отсюда пьянки и случайные женщины.
Стихотворение является одним из последних лирических работ Сергея, со стороны может показаться, что в нём он уже начинал прощаться с тем, что было более всего дорого его сердцу.
П. С. Стих написан примерно 26 ноября 1925 года в палате психиатрической больницы, где Есенин пытался скрыться от возможного ареста. До смерти оставалось меньше месяца…
Анализ стихотворения — Клен ты мой опавший. Русский язык и литература
Если рассматривать версию, которую приводят биографы поэта, то Клен ты мой опавший.. – стихотворение, которое было написано практически с натуры. В ноябре 1925 Есенин лечился в клинике, для этого было много причин, но формально алкоголизм, хотя поэт и в действительности использовал алкоголь в чрезмерных количествах и вынужден был поддерживать нормальное здоровье, в том числе и с помощью лечения. Итак, как свидетельствуют исследователи, стихотворение написано во второй половине ноября, а из окна палаты, где лежал Есенин, действительно виден клен, который, возможно, растет там до сих пор.
История также позволят говорить о том, как поэт покинул клинику и отправился в кабак. После этого такие строки и пришли поэту на ум, по сути, мы видим просто картину, как подвыпивший человек плетется после кабака по зимней улице.
Тем не менее, даже банальные эпизоды повседневности поэтический талант Есенина преображал в нечто более глубокое и ценное. Тут используется характерный для есенинской лирики прием очеловечивания природы. В частности автор наделяет человеческими чертами деревья.
Особенность мировосприятия Сергея Александровича было единение со всем миром и в частности с растениями со стихиями. В природе он видел себя, а в себе – отражение природы. Поэтому автор тут вполне естественным образом не только делает дерево похожим на человека, но и сам становится практически деревом, частью царства растений.
Более того Есенин испытывает эротические чувства по отношению к березке, хотя по большей части образ конечно, говорит не столько о псевдоэротическом подтексте, сколько об известном образе единения с березкой – символом русской культуры и русской природы. Душа поэта стремится соединиться с каким-то иным миром, стать чем-то другим, и тогда он видит себя как клен и также стремится обнять березку, к которой испытывает нежные чувства. Помимо этого лирический герой заглядывается и на других представительниц растительного царства, и говорит о встреченных вербе и сосне, которым поет свои песни о лете.
Песня[править]
Проникнутые печалью лирические строки стихотворения привлекли музыкантов — несколько композиторов сочинили мелодии к нему.
Это были композиторы Д. С. Васильев-Буглай (он сочинил на эти стихи даже два музыкальных произведения: песню для смешанного хора без сопровождения — в 1927 г.; романс для высокого голоса и фортепьяно — в 1929 г.), Г. Ф. Пономаренко (в 1954 г.), певец А. Н. Покровский (1971) и В. Н. Липатов.
Однако распространение получила лишь одна мелодия. И тут появились расхождения. Некоторые источники считают, что это была музыка Василия Липатова в музыкальной обработке 1969 года Г. Ф. Пономаренко , а некоторые называют автором самой распростренной песни на эти стихи — вообще неизвестного композитора.
Получившаяся песня с музыкой то ли В. Липатова в обработке Г. Пономаренко, то ли неизвестного композитора приобрела большую популярность — ее включали и продолжают включать в свой репертуар многие певцы, песня использовалась в фильме «По ту сторону волков» (2002 г.) в исполнении группы «Чайф».
Эфраим Севела назвал либретто своего сценария «Клен ты мой опавший» (Э. Севела. Собрание сочинений, том 6. Издательство «Грамма», Москва, 1997, OCR: Гершон. г. Хеврон).
Исполненияправить
https://youtube.com/watch?v=oWmcyGOfoF8 Исполняет Алексей Покровский |
Исполняет Николай Тимченко |
Исполняет Гелена Великанова |
https://youtube.com/watch?v=R65g40fqhv4 Исполняет Николай Сличенко |
Исполняет ВИА «Орера» |
Фрагмент фильма «По ту сторону волков» — песня «Клен ты мой опавший» в исполнении группы «Чайф» |
Создание[править]
Стихотворение создано 28 ноября 1925 года.
Это было очень непростое время для поэта. Он чувствовал, что за ним идет слежка. Слежку, судя по всему, осуществляли работники НКВД. Чтобы спастись от преследования, поэт, по настоянию родных и близких, 26 ноября 1925 года лег в психиатрическую клинику 1-го Московского государственного университета. Он лежал в просторной палате на втором этаже, а в окна были видны оголенные ветки стоящего рядом дерева, очевидно, уже заснеженные — в конце ноября в Москве вовсю зима. В. Наседкин (Наседкин В. Последний год Есенина. Из воспоминаний. М., 1927, с. 44) так описывает палату Есенина: «В окна глядели четкие прутья предзимнего сада». Э. А. Хлысталов, изучавший биографию поэта, установил, что в день написания стихотворения, 28 ноября, была метель. По всей видимости, эти ветки в окне и случившаяся метель послужили вдохновением для стихотворения. Грустное состояние порождалось нервозностью, опасением за свою жизнь, нехорошими предчувствием скорой кончины.
Эти опасения подтвердились: ровно через месяц после написания этого стихотворения, 28 декабря 1925 года, в гостинице «Англетер» в Ленинграде Есенин был найден мертвым. Было это самоубийство или убийство — историки и биографы не могут сойтись во взглядах. Многими исследователями утверждается, что Есенин был убит чекистами.
Анализ стихотворения Есенина «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»
Пейзажная лирика Сергея Есенина помимо удивительной образности и метафоричности обладает одной уникальной особенностью – практически все произведения поэта являются автобиографичными. Стихотворение «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», созданное в конце ноября 1925 года, не относится к разряду исключений. Это произведение основано на реальных фактах и имеет свою предысторию, о которой до недавнего времени ничего не было известно.
Лишь несколько лет назад исследователи жизни и творчества Есенина сопоставили дату написания этого стихотворения с теми событиями, которые происходили в жизни поэта. Оказывается, 28 ноября 1925 года, когда были написаны эти удивительные строки, ставшие впоследствии замечательным романсом, поэт покинул московскую клинику, в которой лечился от очередного запоя. И, естественно, первым же делом отправился в кабак, чтобы поправить здоровье. Когда и при каких обстоятельствах мысли Есенина сложились в поэтические строки, история умалчивает. Однако старая клиника сохранилась по сей день, и библиографам поэта даже удалось найти палату на втором этаже старинного особняка, в которой он провел несколько дней. Каково же было удивление исследователей, когда из окна, выходившего во двор, они увидели тот самый «клен заледенелый», который стоял в глубине парка и, словно «пьяный сторож, выйдя на дорогу, утонул в сугробе, приморозив ногу».
Не секрет, что Есенин в своем творчестве постоянно отождествлял растения с людьми
. И если стройная березка, которую «утратив скромность» и «как жену чужую» в порыве пьяного угара обнимал поэт, ассоциируется у него с женщиной, то клен – исключительно мужской образ. Причем, для Есенина он символизирует человека в годах, которому на долю выпали непростые жизненные испытания. Примечательно, что в этом стихотворении автор и себя сравнивает с кленом, отмечая лишь, что он более молодой, еще не опавший, «а вовсю зеленый». Однако подобная параллель наталкивает на мысль, что автор испытывает глубокую душевную тоску, связанную с тем, что он разочаровался в жизни. Стремясь к славе и свободе, Есенин очень скоро осознал, что эти два понятия попросту несовместимы. Более того, в стране, которая являлась родиной поэта, обрести подлинную свободу при диктаторском коммунистическом режиме было практически невозможно. Если сопоставлять факты, то выясняется, что именно в тот момент, когда Есенин находился в клинике, его пытались арестовать. Однако профессор Петр Ганнушкин, заведовавший в то время психиатрическим отделением больницы, в которой лечился Есенин, не выдал своего кумира, заявив, что поэта в медицинском учреждении нет.
Поэтому неудивительно, что Сергей Есенин постоянно искал утешение в вине, и нисколько этого не стеснялся
. Именно спиртное давало поэту иллюзию свободы и вседозволенности, хотя за эту пагубную привычку приходилось расплачиваться не только физическим здоровьем, но и душевным равновесием. На этот печальный факт Есенин намекает в своем стихотворении «Клен ты мой опавший, клен заледенелый…», сообщая читателям с легкой грустью, что сам он «нынче чтой-то стал нестойкий» и даже не в состоянии дойти домой после «дружеской попойки». Однако не стоит расценивать признания в любви, которые поэт адресует клену, вербе и сосне, распевая им «песни под метель о лете» одним из проявлений чрезмерных возлияний. Есенин, разочаровавшись в окружающих его людях и осознавая, что фактически ходит по лезвию ножа, искал утешения и дружеского участия у природы, которой восхищался с самого детства. Именно этим можно объяснить феномен отождествления деревьев с людьми, которые заменили поэту друзей и собеседников, и за это автор был им бесконечно признателен.
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел
И, как пьяный сторож, выйдя на дорогу,
Утонул в сугробе, приморозил ногу.
Ах, и сам я нынче чтой-то стал нестойкий,
Не дойду до дома с дружеской попойки.
Там вон встретил вербу, там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же кленом,
Только не опавшим, а вовсю зеленым.
И, утратив скромность, одуревши в доску,
Как жену чужую, обнимал березку.
Анализ средств выразительности
Строфы написаны размером хорей, строфикой в виде четверостишья с перекрёстной рифмовкой женского рода (дорогу – ногу, доску – березку).
В качестве средств выразительности Есенин использовал эпитеты (метель белая, клён заледенелый, дружеской попойки) и стихотворные определения (пьяный сторож). Литературное определение клён, жанр – пейзажная лирика, под маской которой прячутся переживания лирического героя.
Исполняет Н Сличенко
Послушайте, как исполняет романс на слова стихотворения Николай Сличенко. Просто красиво… .
ТОП русской поэзии
- Анна Ахматова
- Александр Блок
- Валерий Брюсов
- Иосиф Бродский
- Иван Бунин
- Константин Бальмонт
- Зинаида Гиппиус
- Николай Гумилёв
- Сергей Есенин
- Николай Заболоцкий
- Михаил Лермонтов
- Владимир Маяковский
- Осип Мандельштам
- Николай Некрасов
- Борис Пастернак
- Игорь Северянин
- Федор Тютчев
- Афанасий Фет
- Марина Цветаева
Вариант №2
20 е годы были для Сергея Есенина достаточно тяжелым периодом. Усилившееся давление власти, разрушенная личная жизнь, алкогольная зависимость — все это тянуло поэта ко дну, с каждым днем погружая в более депрессивное состояние. Хотя особо он с этим состоянием не боролся. Есенин считал, что алкоголь помогает ему творить, погружает его в мир творчества и фантазий.
В минуту страха, бегства от реальности, Есенин всегда вспоминал родные места. В каждом своем стихотворении он обращается к дому, к природе. «Клен ты мой опавший» не стал исключением, а напротив стал одним из шедевров литературы серебрянного века.
С первых строк видно отчуждение автора от людей. В свои собеседники он выбирает дерево, видя в нем частичку родного края, до которого так далеко:»из деревни ты вышел».
В душевном разговоре с кленом, поэт изливает свою душу, видя в нем своего старинного друга. Он признается, что очень пьян и ни нашлось никого, кто мог провести его до дома:
«Не дойду до дома с дружеской попойки.»
По пути он встретил еще много деревьев. О людях же не упоминает ни слова. Можно предположить, что были сильно задеты его чувства. В людях он собеседников больше не ищет.
Вербе и сосне он читает свои стихи, утешая, напоминая о жарком лете:
« Там вон встретил вербу, там сосну приметил,Распевал им песни под метель о лете.»С кленом он отождествляет свою личность:«Сам себе казался я таким же кленом».
Человеческая жестокость, всеобщее непонимания души поэта заставило его чувствовать себя одиноким среди людей. В стакане он видел утешение, а деревья стали ему товарищами.
Даже женское внимание больше не приносило поэту. Есенин никогда не был обделен женским вниманием
Однако женщине он предпочел березу:
«Как жену чужую, обнимал березку.»
Был ли Есенин пьян, когда писал это стихотворение, либо это было полётом его фантазии, неизвестно. Известно, что несмотря на его полное отречение от мира, его произведения стали наследием мировой литературы. Так как воспевал природу Есенин, не воспевал никто. Так как превозносил и одушевлял он образы в природе, ни делал никто. И пусть его считали пьяницей и буяном, невыносимым гулякой, который искалечил немало женских сердец, его стихи –песнь малой родине, природе, родным местам. Читая его произведения, мы словно погружаемся в его мир, он словно впускает рас в его душу.
Есенин часто задавался вопросом, что ему достанется от того, что пишет стихи. Ответ очевиден –всеобщая народная любовь и признание. Высшей этой награды для поэта не существует.
Клён ты мой опавший
Сейчас читают:
-
Сочинение по картине Лактионова Письмо с фронта
Одной из центральных тем поэтов, художников, писателей и музыкантов двадцатого века является Великая Отечественная война. Не минула эта тематика и творчество Александра Ивановича Лактионова, одного из известных художников того времени.
-
Сочинение Нальчик — мой город
Когда меня спрашивают, чем я горжусь, не возникает никаких сомнений в ответе. Я горжусь своим родным городом. Ведь лучшего города нет ничего на свете. Светлый, чистый, всегда цветущий и пленительный. Нальчик – это город
-
Вишнёвый сад — драма, комедия или трагедия? Сочинение
Много десятилетий театральные критики спорят, к какому жанру можно отнести пьесу «Вишневый сад»: к драме, комедии или трагедии и так и не приходят к единому мнению. Сам, А.П.Чехов, обусловил ее, как комедию, конечно, автору виднее. Не зря он
-
Сочинение на тему Любимая природа
Природа, сколько смысла в этом слове. Выйди на улицу, посмотри вокруг, сколько всего прекрасного и неизведанного. Каждый цветочек, каждый кустик и деревце- всё это бесценно. Окружающий мир дышит жизнью и красотой давая человеку понять к чему стремиться
-
Сочинение на тему Лес летом
Лето — пора отдыха и ярких красок. Особенно хорошо летом в лесу. Жизнь кипит, и нужно только внимательно посмотреть вокруг, чтобы заметить много интересного.
-
Сочинение на тему Что такое дружба
Дружба это отношение между людьми, основанные на доверии и любви. Дружба бывает разной. Между друзьями, коллегами по работе, между близкими людьми.