Аполлон майков 📜 колыбельная

Анализ стихотворения колыбельная песня некрасова

Апполон Николаевич Майков (1821 — 1897)

Жизнеутверждающим настроением проникнуты стихи известного поэта второй половины 19 века Апполона Николаевича Майкова. Уже в начале творчества он получил проницательную характеристику В.Г. Белинского. Критик усмотрел у поэта «эллинское созерцание». По словам Белинского, Майков «смотрел на жизнь глазами грека». Свои идиллические представления о жизни древних греков поэт решился соединить с воспроизведением русской жизни.

Пейзаж в стихотворении «Летний дождь»

Природа России предстает сквозь усвоенную поэтом эстетику античных времен. Все реальное в стихах Майкова гармонично и исполнено красотой. Благодаря этим свойствам ряд стихотворений поэта стал достоянием детского чтения и школы. Такое и стихотворение «Летний дождь», написанное в 1856 году и считается одним из самых любимых стихотворений детей. Здесь показана короткая летняя сценка во время дождя:

«Золото, золото падает с неба!» —

Дети кричат и бегут за дождем…

— Полноте, дети, его мы сберем,

Только сберем золотистым зерном

В полных амбарах душистого хлеба!

Небесное золото станет «золотистым зерном», амбары наполнятся «душистым хлебом». Радостное ощущение бытия и воспроизведение дивных преображений в природе сообщают стихам цельность и гармонию. Главное достоинство этого стихотворения заключается в естественности интонации, в воссоздании привычного, неизъяснимо очаровательного пейзажа. Майков показал обычную сцену сельской жизни во время дождя.

Дети как-будто радуются этому дождю. Дождь — это «Золото, золото падает с неба!». Дети бегут за ним — «Дети кричат и бегут за дождем…».

Майков сам вступает в особые отношения с природой — становится как бы частью ее, растворяется в таинственных шорохах ее жизни, принимает в себя ее секреты. Майков учил всех своих «учеников» краткости, безошибочному выбору подробностей, верным, точно угаданным «ударам кисти». Даже в стихотворении «Осень» можно увидеть целую картину жизни детей в летний дождь. Это стихотворение легко читается как взрослыми, так и детьми. Они воспринимают его по-разному.

Так как Майков больше любил сельскую природу, чем городскую, большее число его произведений посвящены сельской природе. Потом он будет советовать И.С. Никитину не перебираться в Петербург.

Пейзаж в стихотворении «Колыбельная песня»

Влечение поэта к идиллии и эстетизированным картинам выразилось в том, что он осуществил вольный перевод нескольких новогреческих песен. По словам самого Майкова, он стремился передать «поэзию этих песен, открывающую светлые архипелажные горизонты, поражающую красотой древней греческой антологии, представляющую чудную смесь древнеязыческих и христианских элементов, между которыми нередко дает себя чувствовать и элемент славянский» Майков А.Н. Румяный парус, стихотворения — Москва «Детская литература», 1982. — с.13. Таковы известные стихотворения Майкова «Ласточка примчалась» (1858») и «Колыбельная песня». «Колыбельная песня» была написана в 1858 году. Реальные представления автора о русской природе здесь неотделимы от его идиллических воззрений. В этом стихотворении мы не найдем социальных мотивов, которыми отмечено, например, творчество Плещеева. В «Колыбельной песне» мир дитя раскрыт в любовном рассказе о безмятежном младенчестве.

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к себе мани:

В няньки я тебя взяла

Ветер, солнце и орла.

Мать поет эту песню своему ребенку, чтобы он уснул. Говорит, что «Улетел орел домой», «Солнце скрылось под водой», «Ветер…, мчится к матери своей». И мать ведет небольшой диалог с ветром. Наверное, любая мама пела эту колыбельную в детстве своему чаду, а сейчас дети сами с удовольствием читают это стихотворение. Оно наполнено только добром и любовью к детям. Здесь природа сочетается в отношении с ребенком. Она дополняет этот замечательный детский мир. Мать спрашивает ветра, где он пропадал, а он отвечает:

Я дитя оберегал,

Ребенок будет спать нежным и сладким сном, ведь рядом мама и «ветер».

Это стихотворение удовлетворяло педагогов только одним, но очень ценным качеством: природа, воссозданная поэтом, полна гармонии и той цельности, которая укрепляет ребенка в здоровом отношении к миру.

Поэзия Майкова

Майков Аполлон Николаевич 1821-1897

Первые произведения Майкова, появившиеся в журналах и сборнике стихотворений 1842 года, принадлежали к антологической лирике (стихотворения, выражавшие миросозерцание античного человека). Антологический жанр с его предметностью, конкретностью чувств, точностью и даже суровой строгостью языка противостоял в 1840-е годы всякого рода неопределенным мечтаниям, неотчетливым и бесцветным лирическим переживаниям, которые были свойственны мелким поэтам-романтикам этого времени, слабым подражателям Пушкина, Баратынского и Лермонтова.

С этой точки зрения характерны стихотворения, написанные Майковым по мотивам античных авторов. Например, у римского поэта Горация есть стихотворение «Что за щеголь — омыт весь ароматами … в. послужившее основой майковского «Скажи мне: чей челнок к скале сей приплывает?

О месте любовного свидания у Горация сказано просто: «в гроте». Майков рисует целую картину: скала, челнок, кусты, утес. Он создает фон свидания для того, чтобы зрительно представить разгоревшуюся страсть. Мы словно видим нетерпеливого юношу, который приплывает на челне, затем укрывает его в кустах и стремительно взбегает на утес. Поэт делает нас непосредственными зрителями сцены, которая вдруг наполняется движением, образами, красками.

Майков воспринял античного человека мудрым и наивным, глубоко чувствующим и благородно сдержанным. Лирические персонажи Майкова — бесхитростные рыбаки, художники, веселые девушки — всей душой принимаю радостные или печальные события жизни, никогда не ропщут на свою судьбу и не вступают в конфликт с взрастившей и воспитавшей их природой. Напротив, они черпают в природе духовные силы, а она помогает им в горестях и в трудах. Первый поэтический сборник Майкова читатели встретили очень сочувственно. Ведущий критик эпохи Белинский в статье «Стихотворения Аполлона Майкова» восхищался талантом поэта» Его поэзия,- писал он,- всегда картина, блещущая всею истиною черт и красок природы. С этим соединяется у него пластицизм древнегреческого созерцания и выражению). Некоторые антологические стихотворения Майкова, по мнению Белинского, не уступают пушкинским. Но антологический жанр, считал критик, не созвучен современности и далек от нее. В той же статье он высказал предположение, что «в душе поэта совершится движение: прекрасная природа не будет более заслонять от его глаз явлений высшего мира — мира нравственного, мира судеб человека, народов и человечества».

Второй сборник стихотворений Майкова «Очерки Рима», вышедший в 1847 году, в известной мере по — этически воплотил эти предчувствия. Подлинными героями «Очерков Рима» стали обыкновенные итальянцы. Всматриваясь в их .лица, поэт стремится угадать характер народа, строй его чувств. За скромной внешностью и окружающей бедностью он распознает внутреннее богатство, красоту их чувств, искренность, сердечность, бескорыстную и самозабвенную любовь.

Непосредственное знакомство с обычаями и нравами простых итальянцев, с их фольклором во многом изменило представление Майкова о жизни. Поэт увидел, что вся Италия ненавидит угнетателей-австрийцев, и проникся искренним сочувствием к патриотическому движению народа. Он столкнулся с суровыми картинами действительности. Путешествие по Италии, а затем сближение с Белинским, с петрашевцами, с передовыми литераторами повлияло и на восприятие поэтом России, ее исторического прошлого и настоящего, ее природы. В «Очерках Рима» и стихотворениях, написанных во второй половине 40-х и в 50-е годы, поэт находит высокую поэзию в обыкновенных, неприметных, порой заурядных картинах. Каждый пейзаж для Майкова полон теперь красоты и прелести. Поэта волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, наступление осени, летний дождь … Он глядит на них как бы впервые, глазами удивленного человека, которому неожиданно открыл ась невиданная ранее красота. Это восторженное изумление перед природой слышится в возгласах, которыми начинаются знаменитые стихотворения: «Весна! выставляется первая рама …» и «Боже мой! вчера — ненастье». Весенний день становится символом новой, еще неведомой, но непременно радостной и счастливой жизни. С весной входят в дом веселье, шум, голоса, ощущение простора, воли, праздника, причастности к миру. Весна — это цветение души, ее лучшие надежды и упования, порыв в прекрасное неизвестное.

Незначительное и самое обыкновенное домашнее событие (выставляется первая рама) стало вдруг очень торжественным и послужило поводом для создания победного, ликующего гимна человеку, сбросившему духовные оковы и устремившемуся навстречу свободе, природе и красоте.

Анализ стихотворения Майкова «Колыбельная песня»

Есть такие произведения, которые никогда не забываются. Они могут быть созданы столетия назад, но их строки всё равно остаются на слуху и передаются из поколения в поколение. Одно из таких – стихотворение «Колыбельная песня» Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897).

Это произведение было создано более 150 лет назад, в 1860 году. Оно очень простое по композиции и языку. В нём всего четыре строфы, представляющие собой незатейливые четверостишия с парным рифмованием (aabb). Стихотворный размер – четырёхстопный хорей, мелодичный и простой для восприятия.

Лирическая героиня, от чьего лица ведётся повествование, выступает как рассказчица. В первой строфе она обращается к ребёнку, побуждая его ко сну:
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к себе мани…

Чтобы убаюкать малыша, героиня рассказывает ему сказку, переплетая действительность и вымысел. Этот приём часто позволяет увлечь ребёнка, унестись мысленно в мир фантазий, что поможет ему скорее заснуть:
В няньки я тебе взяла
Ветер, солнце и орла.

Так кроха сам становится полноправным героем сказки наряду с волшебным ветром, могущественным солнцем и гордым орлом. Стоит заметить, что поэт вводит здесь троих персонажей, а как известно, три – самое популярное в фольклоре число.

Поэт олицетворяет животных и стихии, придаёт им человеческие качества: своенравность, непослушание, упрямство, стойкость

Птица и светило проявляют безответственность, ведь, несмотря на важное поручение следить за малышом, они сбегают и прячутся:
Улетел орёл домой;
Солнце скрылось под водой…. Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка

Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей

Только ветер оказывается надёжным помощником – он три ночи проводит у колыбели ребёнка. Но затем и ему приходится покинуть свой пост. Он тоже чей-то сын, поэтому ему нужно вернуться домой к матери:
Ветер после трёх ночей
Мчится к матери своей.

Думается, что описание возвращения и диалога ветра с его мамой должно напомнить ребёнку, которому читают или поют эту колыбельную, о том, как важно быть послушным родителям. Что если сам грозный ветер кротко отвечает матери, то и ему, маленькому человечку, тоже следует слушаться свою маму и засыпать

Мама ветра ласково отчитывает сына за отсутствие:
«Где изволил пропадать?
Али звёзды воевал?
Али волны всё гонял?»

Здесь использована анафора, которая усиливает сходство речи с родительским выговором, когда перечисляются все шалости ребёнка. Кроме того, устаревшее «али» напоминает о другой сказке – «О мёртвой царевне и семи богатырях», где ветер так же был важным героем.

Конечно, мама не будет ругать ветер за то, что он пропадал, качая детскую колыбельку

Но это уже не важно, потому что к этому моменту дитя, которое слушало песенку, обычно уже спит. За это и любят мамы это стихотворение – оно настраивает на спокойный лад и дарит малышам сказочные сны

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: