Саша Чёрный. Благодарю тебя, создатель.
Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года – русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.
Родился Саша в семье провизора – семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.
Блондина называли «Белый», брюнета – «Чёрный». Отсюда и псевдоним.
То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», – величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 – один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».
Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.
Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.
Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.
В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.
В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.
Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».
Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.
Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного – это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.
Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.
Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.
В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».
Молитва (Цветаева) 3 Ещё молитва (Цветаева) 3
Молитва (Александр Малышко)
А
молясь не говорите лишнего,
Как язычники, ибо они думают,
Услышаны; не уподобляйтесь им,
Ибо знает Отец ваш, в чем вы
Имеете нужду, прежде вашего
Прошения у Него.
Малышко Александр, 1991, http://lim.lib.ru/doc.phtml/99
Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом (Галич)
Когда – под крылом – добежит земля
К взлетному рубежу,
Зажмурь глаза и представь, что я
Пилот на табло зажег огоньки,
А
я касаюсь твоей руки
И шепотом говорю:
– Помолимся вместе, чтоб этот путь
Стал Божьей твоей судьбой.
Помолимся тихо,чтоб где-нибудь
Нам свидеться вновь с тобой!
Я твердо верю, что будет так, –
Всей силой моей любви!
Твой каждый вздох и твой каждый шаг,
Её не допустит Бог!
Ещё, ты, я знаю, откроешь дверь
Однажды – на мой звонок!
Ещё очистительная гроза
Подарит нам правды свет!
Моя – на ладони твоей – слеза,
Но нет меня рядом, нет!
Александр Галич, Москва, 9 января 1972, http://www.ruthenia.ru/60s/galich/pes_molitva.htm
Молитва (Саша Черный)
Благодарю тебя, создатель,
Не депутат и не издатель
И не сижу еще в тюрьме.
Благодарю тебя, могучий,
Что мне не вырвали язык,
Что я, как нищий, верю в случай
И к всякой мерзости привык.
Благодарю тебя, единый,
Благодарю тебя стократ.
Благодарю тебя, мой боже,
Что смертный час, гроза глупцов,
И вот тогда, молю беззвучно,
А ад я видел на земле.
Саша Черный, 1907, http://www.silverage.ru/poets/cherny_poet.html#st10
АРАПКИНА МОЛИТВА (Саша Чёрный)
Повторяй за мной:
Хозяин людей и зверей!
Ты все понимаешь,
Ты всех защищаешь.
Прости меня, собаку,
Прости, что я стянул у кухарки
Всего ложек шесть –
Очень хотелось есть.
Спешил и разбил посуду.
Прости меня, добрый бог!
Чтоб соседний не грыз меня дог,
Чтоб блохи меня не кусали,
Чтоб люди меня не толкали,
Чтоб завтра утром с восхода
Была хорошая погода.
Чтоб собаки все были сыты
Чтоб я нашел на помойке
Я тоже буду хороший,
Буду слушаться только Антоши,
Уйму свою злость.
А я не могу – сам буду выть,
Не могу выносить!
И еще, если можно, пусти меня в рай
Вместе с Антошей.
Ты ведь хороший.
Помилуй меня, не забудь, не покинь!
САША ЧЕРНЫЙ, 1932 год http://dog.mify.org/stihi/20/chernuy5.shtml
МОЛИТВА МИРИАМ КОЭН (Киплинг)
О Господи, затми тщетой
Мятущийся наш взор,
Чтоб слепо шли мы на убой
И слепо на костер.
Свои Деяния от нас
Чтоб мы не поднимали глаз
И наши души сохрани
Куда, покинув плоть, они
Свой Путь, Свой Промысел сокрой
И отврати Глагол,
Чтоб нас и Шепот даже Твой
Пусть вечно разделяет нас
Глухой завесой Тьма,
Чтоб Око Божие и Глас
Нас не свели с ума.
Редьярд Киплинг (перевод С. Степанова), http://alis6.narod.ru/kipling.html
Анализ стиха С. Черного «Летом»
Произведение написано в 1912 году поэтом, уже добившемся признания в литературных кругах. Оно входит в цикл «Веселые глазки». В рамках стихотворения поэт погружает читателя во внутренний мир маленького человека: ребенок описывает все, что видит на пути к пруду.
Несмотря на возраст, лирический герой – безусловно, счастливый человек (причем для счастья ему нужна самая малость) и отличный наблюдатель. Его взгляд охватывает многое, а незатейливый с виду рассказ рисует целостную картину действительности.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
инверсию – «веет ветер», «мелькнула лодка», «лежат рубашки», «грохочет дробь» – концентрирующую внимание на явлениях предметного мира;
сравнения – «синеет чашкой», «вьются словно дым» – помогают читателю зримо представить ситуацию;
метафору – «ветер-самолет», придающую тексту яркую, не связанную непосредственно с воздушным судном образность;
аллитерацию (повторение однородных согласных) – «на … воле веет ветер», «вечно с ветром не в ладу» – как средство звукописи;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лиловенькое», «рябинка», «тропинка», «березка» – отражают любовное, благоговейное отношение мальчика к родным местам;
олицетворения – «рябинка не в ладу с ветром (поскольку растет на открытом месте, и порывы ветра раскачивают, будто толкают деревце)», «тропинка бежит», «дробь грохочет»;
эпитеты – «острый блеск», «гулкий всплеск»;
умолчание – «ивы клонятся к воде…»;
эллипсис – «руки вытяну – и (прыгну) к ним!» – придает стихотворению экспрессию;
ряд однородных членов предложения – «лодка, рябь, блеск» – детально описывает увиденное;
междометие «эх» выступает как слово-сигнал – оно заменяет целое предложение, лаконично описывая горячее желание героя стихотворения немедленно присоединиться к ребятам;
синекдоху – «поле цветет».
Следует пояснить смысл оборота «дробь вальков». Валек – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании, отсюда происхождение похожего на дробь звука. Поэт ненавязчиво описывает детали крестьянского быта: картофель давно высажен и уже цветет; пока ребятишки развлекаются, их мамы уже выстирали белье и полощут его на пруду: сочетание работы и отдыха гармонично и естественно.
Автор стихотворения учит детей ценить и труд, и прелесть погожего летнего дня, любить Родину, видеть красоту и многообразие окружающего мира.
Саша ЧёрныйРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑