Саша черный 📜 летом

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. саша черный «летом». а. рылов «зеленый шум»

Саша Чёрный. Благодарю тебя, создатель.

Саша Чёрный, настоящее имя Александр Михайлович Гликберг, родился в Одессе, в октябре 1880 года – русский поэт Серебряного века, прозаик, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических стихотворений, прозаик, переводчик.

Родился Саша в семье провизора – семье, можно сказать, зажиточной, но малокультурной. Счастливым детство Саши не назовешь. Мать, больную, истеричную женщину, дети раздражали. Отец, отличавшийся крутым нравом, не входя в разбирательство, их наказывал. В семье было 5 детей, двоих из которых звали Саша.

Блондина называли «Белый», брюнета – «Чёрный». Отсюда и псевдоним.

То, что Саша Черный состоялся как поэт, и то, что 1908-1911 годы стали его «звёздным часом», – величайшая заслуга «Сатирикона». Поэту не пришлось унизительно обивать редакционные пороги, ему сразу была предоставлена возможность выйти к широкому, поистине всероссийскому читателю. С 1908 – один из ведущих поэтов журнала «Сатирикон».

Его саркастические, но отнюдь не лишенные нежности стихи, появившиеся в «Сатириконе» (1908), сразу принесли ему популярность и, безусловно, оказали влияние на раннего Маяковского.

Маяковский знал наизусть почти все стихи Чёрного и часто декламировал их. Саша Черный по настоянию Чуковского написал и для детей 25 стихотворений.

Органический синтез сатиры, мягкого юмора и лиризма, обнаженно резкий стиль и нарочитый антиэстетизм виртуозного стиха Саши Чёрного, его принципиальная антибуржуазность, выдвинули поэта в ряд наиболее оригинальных художников Серебряного века.

В 1920 году Саша переехал в Берлин, работал в берлинском журнале «Жар-птица», а в 1924 году Саша Чёрный приехал в Париж. где сотрудничал в газетах «Последние новости», парижском «Сатириконе», «Русской газете» и др. периодических изданиях, устраивал литературные вечера, ездил по Франции и Бельгии, выступая со стихами перед русскими слушателями.

В 1929 году приобрёл участок земли на юге Франции, в местечке Ла Фавьер, построил свой дом, куда приезжали и где подолгу гостили русские писатели, художники, музыканты. Писал он в этот последний период своей жизни много и разнообразно. Написал поэму «Кому в эмиграции жить хорошо» (1931-1932), прозаические «Солдатские сказки» (1933), написанные в стиле своеобразного анекдотически-бытового реализма, близкого к сказу Н.С. Лескова и М.М. Зощенко.

Среди других его произведений — поэма «Ной» (1914г.), печально предрекающая современному поколению новый «всемирный потоп».

Выпустил прозаический сборник «Несерьёзные рассказы» (1928), с «лёгкой улыбкой, беззлобным смехом, невинной проказливостью» (А.И. Куприн) воскрешающий петербургский, московский и провинциальный быт старой России, издалека видящейся Чёрному безвозвратно потерянным раем; по тональности близкая ему повесть «Чудесное лето» (1929); многочисленные рассказы о скудном быте, материальных лишениях и моральном унижении эмигрантской жизни. Он оставил также переводы из Г. Гейне, Р. Демеля, К. Гамсуна и др.

Высшая точка посмертного признания таланта Саши Чёрного – это создание Шостаковичем музыки на цикл его стихов.

Саша Чёрный скончался от сердечного приступа 5 августа 1932 года на 53 году жизни. Рискуя жизнью, он помогал в тушении пожара на соседней ферме, придя домой, слёг и больше не поднялся.

Говорят, когда он умер, его собака Микки легла к нему на грудь и скончалась от разрыва сердца.

В.Набоков в прощальном слове сказал с грустью и нежностью: «Осталось несколько книг и тихая прелестная тень».

Молитва (Цветаева) 3 Ещё молитва (Цветаева) 3

Молитва (Александр Малышко)

А

молясь не говорите лишнего,

Как язычники, ибо они думают,

Услышаны; не уподобляйтесь им,

Ибо знает Отец ваш, в чем вы

Имеете нужду, прежде вашего

Прошения у Него.

Малышко Александр, 1991, http://lim.lib.ru/doc.phtml/99

Песенка-молитва, которую надо прочесть перед самым отлетом (Галич)

Когда – под крылом – добежит земля

К взлетному рубежу,

Зажмурь глаза и представь, что я

Пилот на табло зажег огоньки,

А

я касаюсь твоей руки

И шепотом говорю:

– Помолимся вместе, чтоб этот путь

Стал Божьей твоей судьбой.

Помолимся тихо,чтоб где-нибудь

Нам свидеться вновь с тобой!

Я твердо верю, что будет так, –

Всей силой моей любви!

Твой каждый вздох и твой каждый шаг,

Её не допустит Бог!

Ещё, ты, я знаю, откроешь дверь

Однажды – на мой звонок!

Ещё очистительная гроза

Подарит нам правды свет!

Моя – на ладони твоей – слеза,

Но нет меня рядом, нет!

Александр Галич, Москва, 9 января 1972, http://www.ruthenia.ru/60s/galich/pes_molitva.htm

Молитва (Саша Черный)

Благодарю тебя, создатель,

Не депутат и не издатель

И не сижу еще в тюрьме.

Благодарю тебя, могучий,

Что мне не вырвали язык,

Что я, как нищий, верю в случай

И к всякой мерзости привык.

Благодарю тебя, единый,

Благодарю тебя стократ.

Благодарю тебя, мой боже,

Что смертный час, гроза глупцов,

И вот тогда, молю беззвучно,

А ад я видел на земле.

Саша Черный, 1907, http://www.silverage.ru/poets/cherny_poet.html#st10

АРАПКИНА МОЛИТВА (Саша Чёрный)

Повторяй за мной:

Хозяин людей и зверей!

Ты все понимаешь,

Ты всех защищаешь.

Прости меня, собаку,

Прости, что я стянул у кухарки

Всего ложек шесть –

Очень хотелось есть.

Спешил и разбил посуду.

Прости меня, добрый бог!

Чтоб соседний не грыз меня дог,

Чтоб блохи меня не кусали,

Чтоб люди меня не толкали,

Чтоб завтра утром с восхода

Была хорошая погода.

Чтоб собаки все были сыты

Чтоб я нашел на помойке

Я тоже буду хороший,

Буду слушаться только Антоши,

Уйму свою злость.

А я не могу – сам буду выть,

Не могу выносить!

И еще, если можно, пусти меня в рай

Вместе с Антошей.

Ты ведь хороший.

Помилуй меня, не забудь, не покинь!

САША ЧЕРНЫЙ, 1932 год http://dog.mify.org/stihi/20/chernuy5.shtml

МОЛИТВА МИРИАМ КОЭН (Киплинг)

О Господи, затми тщетой

Мятущийся наш взор,

Чтоб слепо шли мы на убой

И слепо на костер.

Свои Деяния от нас

Чтоб мы не поднимали глаз

И наши души сохрани

Куда, покинув плоть, они

Свой Путь, Свой Промысел сокрой

И отврати Глагол,

Чтоб нас и Шепот даже Твой

Пусть вечно разделяет нас

Глухой завесой Тьма,

Чтоб Око Божие и Глас

Нас не свели с ума.

Редьярд Киплинг (перевод С. Степанова), http://alis6.narod.ru/kipling.html

Анализ стиха С. Черного «Летом»

Произведение написано в 1912 году поэтом, уже добившемся признания в литературных кругах. Оно входит в цикл «Веселые глазки». В рамках стихотворения поэт погружает читателя во внутренний мир маленького человека: ребенок описывает все, что видит на пути к пруду.

Несмотря на возраст, лирический герой – безусловно, счастливый человек (причем для счастья ему нужна самая малость) и отличный наблюдатель. Его взгляд охватывает многое, а незатейливый с виду рассказ рисует целостную картину действительности.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

инверсию – «веет ветер», «мелькнула лодка», «лежат рубашки», «грохочет дробь» – концентрирующую внимание на явлениях предметного мира;
сравнения – «синеет чашкой», «вьются словно дым» – помогают читателю зримо представить ситуацию;
метафору – «ветер-самолет», придающую тексту яркую, не связанную непосредственно с воздушным судном образность;
аллитерацию (повторение однородных согласных) – «на … воле веет ветер», «вечно с ветром не в ладу» – как средство звукописи;
слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «лиловенькое», «рябинка», «тропинка», «березка» – отражают любовное, благоговейное отношение мальчика к родным местам;
олицетворения – «рябинка не в ладу с ветром (поскольку растет на открытом месте, и порывы ветра раскачивают, будто толкают деревце)», «тропинка бежит», «дробь грохочет»;
эпитеты – «острый блеск», «гулкий всплеск»;
умолчание – «ивы клонятся к воде…»;
эллипсис – «руки вытяну – и (прыгну) к ним!» – придает стихотворению экспрессию;
ряд однородных членов предложения – «лодка, рябь, блеск» – детально описывает увиденное;
междометие «эх» выступает как слово-сигнал – оно заменяет целое предложение, лаконично описывая горячее желание героя стихотворения немедленно присоединиться к ребятам;

синекдоху – «поле цветет».

Следует пояснить смысл оборота «дробь вальков». Валек – плоский деревянный брусок с ручкой для выколачивания белья при полоскании, отсюда происхождение похожего на дробь звука. Поэт ненавязчиво описывает детали крестьянского быта: картофель давно высажен и уже цветет; пока ребятишки развлекаются, их мамы уже выстирали белье и полощут его на пруду: сочетание работы и отдыха гармонично и естественно.

Автор стихотворения учит детей ценить и труд, и прелесть погожего летнего дня, любить Родину, видеть красоту и многообразие окружающего мира.

Саша ЧёрныйРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: