Зинаида гиппиус

Александр пушкин 📜 любовь одна, веселье жизни хладной - читать и слушать стих +заказать анализ

Главная мысль

А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.

Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.

Анализ стихотворения Пушкина «Любовь одна – веселье жизни хладной…»

Идейно-тематическая общность, узнаваемые элегические мотивы позволили исследователям выделить стихотворные опыты в юношеский цикл, который относится к последним годам пребывания в Лицее. Тексты объединены характерной фигурой лирического героя – страдальца и поэта. Несчастный, снедаемый душевными терзаниями, не может забыть упорхнувшее счастье. Отчаяние и апатию передает метафора, которая уподобляет любовь обманчивому видению и «отраве наших дней». Крушение надежд приводит субъекта речи к отречению от собственного творческого дара, мыслям о напрасно прожитой молодости и скорой безнадежной старости.

Анализируемая элегия была создана в 1816 г. и при жизни автора не публиковалась. По оценке Брюсова, она характеризуется наиболее мрачным звучанием: критик выделяет мотив творческого кризиса, набирающий силу к финалу произведения.

В первой строфе лирическое «я» делится результатами жизненных наблюдений. Субъект речи уверен в противоречивой сущности любви, которую характеризует оппозиция веселья и страданий. Еще одна особенность – кратковременность увлечения: за отрадным мигом следуют бесконечные горести.

Три строфы посвящены собратьям по поэтическому цеху – свободным и вдохновенным «певцам любви». Талантливым коллегам, истинным наследникам авторитетных предшественников, выпал разный жребий. Одним удалось испытать сладость «бесценной жизни» в объятиях красавиц. Те же, кому достались трудности и печали, были вознаграждены славой и бессмертием.

Герой противопоставляет себя старшим коллегам. Его удел – безотрадное существование и грядущее забвение. Душевному унынию вторит картина окружающего мира: плотные облака сумрачны, лесная тьма печальна, поля безмолвны.

В финальной строфе моделируется автопортрет героя, который бродит по берегу озера, охарактеризованного эпитетом «седое». Горькие слезы, стоны и жалобы – настроение лирического субъекта под стать мрачному фону. Скорбящий одинок, и на его сетования откликаются лишь волны да листва деревьев.

В концовке конкретизируются обстоятельства интимной драмы: избранница счастлива с другим. Удачливый соперник будет воспевать возлюбленную в своих стихах, а уделом несчастного побежденного становится гаснущее вдохновение, которое сравнивается с легким дымом.

Творческий кризис достигает особой остроты. Герой совершает знаковый поступок, символизирующий отречение от «слабого» дара стихосложения: он бросает под деревом лиру, считая бесполезными инструмент и собственные попытки к сочинительству.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑
Элегии

Композиция

Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:

  1. Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
  2. Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.

Что такое элегия – примеры из литературы

Изначально элегией называли плач над покойным. После жанр перешел в ряд поэтических мотивов. Поэзия описывает идеалы древних греков, основанные на уравновешенности, соразмерности бытия, всемирной гармонии. Среди русских классиков лидерами в области элегии выделяют Жуковского, Батюшкова. В своих стихах они выражают смешанные эмоции, поиск идеала, духовные ценности.

В работах Жуковского используются специальные медиаторы, объединяющие небесные и земные явления. Большинство работ автор посвящает природе, мечтаниям, любви, видениям, искусству. Его известные стихотворения – «Вечер», «Сельское кладбище».

Творчество Батюшкова отличается от лирического направления Жуковского. Оно говорит о вечных, высоких ценностях, земных наслаждениях, раздвоенности между этими понятиями. Элегии автора – «Разлука», «Мой гений», «Таврида», «Воспоминание».

Анна Ахматова создала целый цикл под названием «Северные элегии». Александр Пушкин написал известные произведения в этом жанре:

  • «Я думал, что любовь погасла навсегда»;
  • «Счастлив, кто в страсти сам себе»;
  • «Опять я ваш, о, юные друзья»;
  • «Воспоминаньем упоенный»;
  • «Веселье жизни хладной».

Смотри также: Роды и жанры литературы

Образы и символы

Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:

  1. «Смутное похмелье» выражает состояние тупика, в котором пребывает лирический герой. Он находится в неком переходном состоянии — переосмыслении смысла жизни.
  2. Вино символизирует печаль героя. Она пьянит и заволакивает сознание туманом.
  3. Образ моря — неизвестность, страх перед будущим.
  4. Образ лирического героя весьма интересен и динамичен: сначала он вспоминает о бурной, но безотрадной юности, сожалеет и грустит о прошлом, но и в будущем не видит отрады. Это меланхолик, обуреваемый приступом хандры. Но затем он преображается и принимает свой крест. Не зря он хочет «мыслить и страдать», ведь одно неразрывно связано с другим. Герой, видимо, не раз испытывал горе от ума, но теперь он надеется познать не только муки пророка, но и наслаждение от любви. Заканчивается стихотворение почти оптимистично.

Композиция стихотворения

Лирическое произведение включает в себя две строфы, имеющие противоположное значение: если в первой звучит разочарование и страх перед жизнью, то во второй части довольно ясно прослеживается стремление все изменить, преобразовать. Так же отчетливо выделяется легкой поступью возникающая вера в благополучие, которая и ведет героя к самому себе.

В первой строфе происходит переосмысление прошлого, для того чтобы приобрести возможность жить дальше. Во второй строфе надежда снова наполняет сердце и заставляет дышать полной грудью. Анализ «Элегии» Пушкина отражает мировосприятие поэта, его личные переживания и драмы.

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

https://youtube.com/watch?v=uVlaJKTLhgk

А С Пушкин Любовь одна веселье жизни хладной читает Павел Беседин

Пушкин Александр Любовь одна — веселье жизни хладной Читает Лев Литвинов

Ничего не понимаю в стихах 49.63%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%

Александр Пушкин Восстань, восстань, пророк России

Александр Пушкин Вадим

Отрывок из неоконченной поэмы.Свод неба мраком обложился; В волнах Варяжских лунный луч, Сверкая меж вечерних туч, Столпом неровным отразился. Качаясь, …

Александр Пушкин К Овидию

Овидий, я живу близ тихих берегов, Которым изгнанных отеческих богов Ты некогда принес и пепел свой оставил. Твой безотрадный плач …

Александр Пушкин С перегородкою коморки

С перегородкою каморки, Довольно чистенькие норки, В углу на полке образа, Под ними вербная лоза С иссохшей просвирой и свечкойГоршок …

Александр Пушкин Ненастный день потух

Ненастный день потух; ненастной ночи мгла По небу стелется одеждою свинцовой; Как привидение, за рощею сосновой Луна туманная взошла… Всё …

Александр Пушкин Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах

Наш друг Фита, Кутейкин в эполетах, Бормочет нам растянутый псалом: Поэт Фита, не становись Фертом! Дьячок Фита, ты Ижица в …

Александр Пушкин Козлову

Певец, когда перед тобой Во мгле сокрылся мир земной, Мгновенно твой проснулся гений, На все минувшее воззрел И в хоре …

Александр Пушкин Всем красны боярские конюшни

Всем красны боярские конюшни: Чистотой, прислугой и конями; Всем довольны добрые кони: Кормом, стойлами и надзором. Сбруя блещет на стойках …

Александр Пушкин К Сабурову

Сабуров, ты оклеветал Мои гусарские затеи, Как я с Кавериным гулял, Бранил Россию с Молоствовым, С моим Чадаевым читал, Как, …

Александр Пушкин Предчувствие

Снова тучи надо мною Собралися в тишине; Рок завистливый бедою Угрожает снова мне… Сохраню ль к судьбе презренье? Понесу ль …

Самуил Киссин На берегу пустом

Тимофей Белозеров Кладовая ветра

Николай Гумилев Акростих

Эдуард Асадов Стихи о рыжей дворняге

Татьяна Бек Похоронив родителей

Анатолий Жигулин Жизнь

Ирина Токмакова Тили-тили

Тили-тили-тили-тили, Мы по воду не ходили, Приходил Егорка, Приносил ведёрко. Мыли-мыли-мыли-мыли, Бело-набело отмыли. Лишь головка …

Наталья Астафьева Ты здесь, ты ходишь, ты жив

Николай Гумилев Нас было пять

Антон Дельвиг Идилия

Средства выразительности

Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:

эпитеты (безумных лет, волнуемое море, закат печальный);
антитезу — противопоставляет смерть и желание жить, печаль и радость;
сравнения (как смутное похмелье).
звукопись

«Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море» — например, в этом предложение автор сгущает твердые и резкие звуки и сочетания звуков («гр», «мор», «тр», «гор»), чтобы на уровне звука отразить тяжесть пути и мрачные предчувствия.
поэт обращается к читателю: «О други», призывая обратить внимание на поднимаемую проблему бытия и быстротечности времени.. Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать

Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью

Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.

Анализ стихотворения Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…»

Стихотворения А.С.Пушкина «Безумных лет угасшее веселье…» написано в 1930 году. Несмотря на то, что стих написан осенью, в любимую пору года автора, он наполнен грустью. В этом стихотворении автор с высоты хочет посмотреть на свою жизнь, подвести итоги, построить планы на будущее.

В 1828 году А.С.Пушкин познакомился с Н.Н. Гончаровой и два года добивался у ее родственников разрешения на свадьбу. В жизни поэта наступил тот момент, когда он начал задумываться о семейной жизни, детях, обустройстве быта. В связи с этим начинается новый этап для него, и завершается холостое веселье.

Сам автор назвал стихотворение «Элегия» — это своеобразная вершина в произведениях данного жанра, написанных Пушкиным в молодости.

Произведение исполнено в виде монолога, оно отражает внутренний мир лирического героя, в нем много личных местоимений и слов, описывающих состояние человека. Именно в данном стихотворении образ лирического героя тождественен самому автору.

Произведение можно условно поделить на две части, которые противопоставляются друг другу. В первой части Пушкин создает тревожные образы — горесть, тяжесть, смутные предчувствия. Образ волнующегося моря добавляет тревоги. Своеобразным переломным моментом в стихе является фраза, в которой автор говорит о том, что не хочет умирать.

Однако во второй части Пушкин употребляет глаголы уже только в будущем времени. Мы видим, как в нем рождается надежда на светлую дальнейшую жизнь. Произведение Пушкина хотя и короткое, однако, очень сильное. Оно наполнено значащими метафорами, уникальными эпитетами, рассказывает нам очень много о самом поэте.

Несмотря на несколько унылый стиль написания стихотворения «Элегия», оно наполнено жизнеутверждающим смыслом. Пушкин в нем обращается не только к современникам, но и к будущим поколениям с посылом, что жизнь прекрасна, даже, если в ней есть только горести, испытания и труд.

Автор считает, что в этом и есть настоящая жизнь и только тогда она прекрасна, когда в ней есть и слезы, и любовь, и вдохновение.

Темы, проблемы и настроение

Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:

Основная тема стихотворения «Элегия» — подведение жизненных итогов

Герой оценивает прошлое и будущее, но приходит к мысли, что грядущий день дает основания для надежды на лучшее.
Тема прошлого и будущего тоже занимает важное место в тексте, ведь все стихотворение построено на контрасте между смертью (тоской, унынием) и жизнью (надеждой, любовью).
Еще одна тема — одиночество лирического героя. Он ощущает себя незначительной каплей в огромном море событий, но все же он верит в возможность любви и наслаждения, и эта вера подпитывает его любовь к жизни.
Пушкин поднимает проблему быстротечности времени

Юность сменяется зрелым периодом, когда человек начинает анализировать свои поступки, в чем-то огорчается, но это помогает избежать ошибок в будущем.
Проблема любви к жизни также отражена в «Элегии» Пушкина. Несмотря на страдания и потери, человек должен любить жизнь, в том числе и за то зло, которое она причиняет.
Проблема поиска смысла жизни — основная в «Элегии». Жить нужно, чтобы «мыслить и страдать», а в пучине горестей находить наслаждение и тихую гавань любви. Словом, смысл бытие — борьба с судьбой и собой.
Настроение представляет собой переход от грустного к радостному: после тоскливых размышлений о прошлом автор выражает надежду на изменение жизни в будущем.

История создания

Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом

Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина

В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.

Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: