Полный анализ стихотворения «мадонна» (а.с. пушкин)

Полный анализ стихотворения «мадонна» (а.с. пушкин)

Краткое содержание

Стихотворение начинается с описания того, как лирический герой взял в руки книгу. Среди страниц он обнаружил засохший цветок. Эта находка заставила его задуматься о вечных вещах. Первым делом он начал фантазировать о растении, месте его произрастания и времени цветения.

Герой не знает, кто именно положил цветок в книгу. Неизвестна ему и цель такого действия. Возможно, этот человек сохранил растение на память о свидании или разлуке, может быть, это было сделано после ночной прогулки.

Далее герой начинает размышлять о том, а жив ли этот человек, где он живет и как себя чувствует. Возможно, его уже нет в живых, он увял, как цветок.

Тема и образы в стихотворении

Немаловажным этапом в анализе произведения является определение тематики. С самого начала работы поэт погружает читателя в спокойную, невинную, религиозную атмосферу. Такого эффекта Пушкин добивается, не используя большого количества религиозных терминов. Как раз в такой атмосфере состоит основная значимость стихотворения, с помощью которой автор изливает душу, показывает отношение к возлюбленной.

Образ Мадонны наполнен не только внешней красотой, прелестным обличием, но и благородством. Автор возвышает ее, создаётся ощущение святости и неприступности. Пушкин мастерски выражает свои чувства с использованием небольшого количества художественных тропов.

В возвышении женщины и определении идеалов состоит основная идея поэтического текста. Великолепное обличие, которое было создано великим художником, выделяет каждую деталь чудесного лица, подчёркивает гармоничность. Александр Сергеевич считает это высшей точкой безупречности.

Средства художественной выразительности

Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.

Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении. Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью

Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания

Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.

Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное. Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными»

Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения

Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.

Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.

Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!

«Деревня»

В стихотворениях поэта, которые он посвятил природе, можно отметить не только особенность восприятия красоты автором, но и его жизненные позиции и взгляды. Здесь особенно хорошо прослеживается его вольнолюбие и патриотизм.

Хорошим доказательством этого служит его стихотворение «Деревня». В нем автор показывает читателю неяркую, но пленительную и захватывающую природу средней полосы России. Описывая деревенские пейзажи, он показывает свою настоящую любовь к родному дому – России. Он очень любит народ, обычный, простой, который безустанно продолжает трудиться на этих просторах.

Полностью погрузившись в эту умиротворенную картину сельского пейзажа, лирическому герою удается отдохнуть от всей суеты, царящей вокруг в его повседневной жизни. Именно в этом произведении хорошо видно любовь автора к своде, которую он ценил больше всего в жизни.

Если сделать вывод исходя из пейзажной лирики автора, то можно сказать, что он сумел донести до читателя весь тот волшебный мир природы, который наполнен очаровательными звуками. Благодаря близости к природе, человек начинает ценить свою Родину, свободу, его мысли становятся более мудрыми, а душа милосерднее.

Чему учит

Стихотворение «Мадонна» учит нас видеть среди окружающих предметов особенные знаки, намекающие на то, что рядом находится совсем другая, полная и богатая, неразличимая человеческим зрением жизнь.

Её события переживаются на духовном уровне, не всегда о ней можно рассказать словами.

Когда образы внутренней жизни находят отголосок в реальных событиях, человек испытывает удивление и счастье.

Чтобы встреча с мечтой стала возможной, нужно настраивать душу на высокий лад: читать книги, наслаждаться произведениями живописи, сочувственно относиться ко всем людям, делать добро. Только тогда жизнь будет иметь смысл и приносить радость.

Александр Сергеевич Пушкин – стихи о природе

Мир природы не обошел стороной ни одного поэта или писателя. Вот и в творчестве Александра Сергеевича природа занимает особое место. В каждом из своих стихотворений он, так или иначе, затрагивал тему природы. Александр Сергеевич относится к тем поэтам, для кого окружающая среда значила очень много. Природа успокаивала его, вдохновляла, вселяла надежду, а так же наводила на размышления. Все это хорошо прослеживается во всем творческом пути поэта. Он умел её не только видеть, но и чувствовать, понимать.

Окунаясь в изучение прекрасных стихотворений поэта, мы переносимся в неповторимый мир пушкинской лирики. Ему удается перенести читателя к морю, показать ему высоты Кавказа, или вовсе отправиться на прогулку в деревню. Сам же он частенько отправлялся на прогулку по зимней дороге, наслаждаясь таким приятным звоном колокольчика.

«Вновь я посетил…»

Стихотворение «Вновь я посетил…» было написано 26 сентября 1835 года. Над ним автор трудился не один день, поскольку существует несколько черновиков данного произведения. Оно было написано тогда. Когда автор переживал не лучший момент своей жизни. Спустя продолжительный срок, он вновь попал в столь родное ему Михайловское. В первую очередь он надеется отдохнуть здесь морально и привести в порядок свои мысли. Его даже посещают мысли навсегда перебраться жить в Михайловское, где планирует посвятить себя полностью творческой деятельности.

Относится данное произведение к философской лирики, поскольку наполнено воспоминаниями и размышлениями поэта.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что великий поэт очень сильно любил природу России. Ценил и оберегал её. Он являлась своеобразной музой, поскольку умела вдохновить творца на создание новых шедевров.

Средства выразительности

Используя классические художественные приемы, Пушкин создает и настроение, и атмосферу. В стихотворении употреблены такие тропы:

  • Эпитеты –“засохший, безуханный цветок”, “странная мечта”, “чужая, знакомая рука”, “нежное свиданье”, “роковая разлука”, “одинокое гулянье”.
  • Метафоры – “душа наполнилась мечтой”, “сорван рукою”, “лесная тень”.
  • Сравнение – “как сей неведомый цветок”.

Александр Сергеевич, который в период написания находился в глубоком душевном кризисе, не дает точных ответов на заданные им же самими вопросы. Но образ цветка, который символизирует любовь и жизнь с одной стороны и печальную разлуку с другой, дает возможность читателю найти свои. Лирическая грусть и нежность, которые переполняют сердце поэта, переданы удивительно точно.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Родная земля» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, смысл, история создания, размышления

Следующая

Анализ стихотворений«Друзьям» анализ стихотворения Блока по плану кратко – рифма, тема, жанр

Анализ стихотворения

Вот что нашлось на YouTube по этому запросу

https://youtube.com/watch?v=8iOATiECkLw

К Наташе , Александр Пушкин , читает Павел Беседин

К Наташе. Любовное стихотворение юного А.С.Пушкина (1815г.- 15 лет)

Ничего не понимаю в стихах 49.63%

Сам(а) бы сделал(а), но нет нормальной инструкции 20.3%

Нет времени, нужно другим заниматься 30.06%

Александр Пушкин К другу стихотворцу

В деревне, помнится, с мирянами простыми, Священник пожилой и с кудрями седыми, В миру с соседями, в чести, довольстве жил …

Александр Пушкин К Огаревой, которой митрополит прислал плодов из своего сада

Митрополит, хвастун бесстыдный, Тебе прислав своих плодов, Хотел уверить нас, как видно, Что сам он бог своих садов.Возможно все тебе …

Александр Пушкин Элегия (Я видел смерть)

Я видел смерть; она в молчанье села У мирного порогу моего; Я видел гроб; открылась дверь его; Душа, померкнув, охладела… …

Александр Пушкин Князю А. М. Горчакову

Пускай, не знаясь с Аполлоном, Поэт, придворный философ, Вельможе знатному с поклоном Подносит оду в двести строф; Но я, любезный …

Александр Пушкин К чему холодные сомненья

Чаадаеву с морского берега ТавридыК чему холодные сомненья? Я верю: здесь был грозный храм, Где крови жаждущим богам Дымились жертвоприношенья; …

Александр Пушкин Рефутация г-на Беранжера

Ты помнишь ли, ах, ваше благородье, Мусье француз, г*венный капитан, Как помнятся у нас в простонародье Над нехристем победы россиян? …

Александр Пушкин Вы избалованы природой

Вы избалованы природой; Она пристрастна к вам была, И наша вечная хвала Вам кажется докучной одой. Вы сами знаете давно, …

Александр Пушкин Леда (Кантата)

Опомпясь наконец, красавица младая Открыла тихий взор, в томленьях воздыхая, И что ж увидела? — На ложе из цветов Она …

Александр Пушкин К Вяземскому

Так море, древний душегубец, Воспламеняет гений твой? Ты славишь лирой золотой Нептуна грозного трезубец.Не славь его. В наш гнусный век …

Александр Пушкин Там на брегу, где дремлет лес священный

Самуил Маршак Нет, нелегко в порядок привести

Яков Полонский Кумир

Валерий Брюсов Летняя гроза

Синие, чистые дали Между зелёных ветвей Бело-молочными стали… Ветер играет смелей.Говор негромкого грома Глухо рокочет …

Николай Карамзин Послание к Дмитриеву в ответ на его стихи

Тимофей Белозеров Степной ковыль

Саша Черный Летом

Николай Заболоцкий Читайте, деревья, стихи Гезиода

София Парнок И отшумит тот шум и отгрохочет грохот

Федор Сологуб Обнаженный царь страны блаженной

Обнаженный царь страны блаженной, Кроткий отрок, грозный властелин, Красотой сияя нерастленной, Над дремотной скукою равнин, …

Игорь Северянин Винить ли

Средства художественной выразительности

Стихотворение построено на образных определениях: «цветок безуханный», «мечтою страной», «неведомый цветок». Обилие прилагательных подчёркивает элегический характер произведения.

Важной особенностью текста является использование олицетворения (цветок представлен как живое существо) и овеществления («Иль, может быть, они увяли…»). Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный

Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению

Сначала цветку приписываются свойства умершего человека: он забытый, бездыханный. Для чего и кем он был сорван? Пушкин пытается представить этих людей, но приходит к неожиданному выводу: они и сами подобны цветам, так как судьба сорвёт их своей безжалостной рукой и также предаст забвению.

«Осень»

Природные явления словно оживают в поэзии Пушкина. Автор описывает все времена года как невероятные, идеальные явления, но любимым временем года Александра Сергеевича является осень. Он без ума от безупречной картины увядающей природы, которая навевает на него грустные размышления. Одним из самых прекрасных произведений об осени в лирике Александра Сергеевича можно выделить стихотворение «Осень». Именно в нем очень хорошо видно отношение автора ко всем временам года, а особенно к осенней поре.

Он очень необычно и неординарно воспринимает природу. Теплоту и уют навевают на читателя строчки, который автор посвятил знойному лету:

В нем видно, что поэт не особо любит лето. Но и перед весной он не испытывает такого трепета, как многие другие поэты, которые считали весну одним из самых прекрасных времен года. Его сердце полностью принадлежало осени.

Лишь осень пробуждает в поэте вдохновение и желание творить. Она порождает в его богатейшем воображении новые рифмы, навевает образы, звуки и мечты.

Краткий анализ Стиха А. С. Пушкина «Цветок»

Вариант 1

Стихотворение, написанное в 1928 году, относится к позднему этапу творчества А.С. Пушкина. Лирику этого периода отличает уход от прежней беззаботности, нарастание философских мотивов, интерес к темам жизни, смерти, покаяния.

В этот период А.С. Пушкин отходит от канонов романтизма, от устоявшихся поэтических формул прошлого. Поэт начинает личные часто незначительные события обобщать и возводить в ранг общечеловеческих или национально значимых событий.

Любая мелочь становится толчком к глубокому философскому размышлению. Все чаще Пушкин сам оборачивается назад и читателю тоже предлагает подвергнуть критическому осмыслению свою прошлую жизнь.

Стихотворение «Цветок» показывает, что автор готов отвлечься от личного и переключить внимание на окружающих, пусть даже незнакомых ему людей. Это становится понятно уже из первого предложения

Инверсия – перенос подлежащего в конец фразы показывает, что собственное «Я» отходит для автора на второй план, в центре его внимания оказываются чувства, стремления, судьба других людей.

Лирический герой не знает, по какому случаю был сорван этот цветок, кем и для чего сохранен, почему потом позабыт, но верит, что чувства этих людей были живыми, как когда‑о был жив и сам цветок. Это рождает в его голове философские рассуждения о сходстве человека и природы, о неразрывной связи между ними.

Цветы, также, как и люди, сначала радуют цветом и ароматом, а потом блекнут и уходят в небытие. Но память о них остается и дарит последующим поколениям видения и мечты.

Стихотворение, состоящее из множества риторических вопросов, призывает читателя тоже включиться в процесс размышления о судьбе неизвестных людей, помогает понять, что каждое мгновение жизни, каждое проявление чувства следует ценить.

Вариант 2

Стихотворение «Цветок», написанное в 1828 году, сочетает в себе простоту формы с глубиной содержания философской лирики Пушкина. Оно создавалось в переломный для Пушкина период. Поэт прощался с беззаботной веселой юностью, переходя на новый этап. Около полутора лет назад император, наконец, позволил ему поселиться в столице, но Петербург Александру Сергеевичу быстро наскучил. Судя по ряду стихотворений того времени, сложные жизненные обстоятельства привели к духовному кризису.

Пересказ сюжета «Цветка» укладывается в пару предложений. Лирический герой – мечтатель, обладающий открытой душой, – находит в книге засохший цветок, что порождает множество риторических вопросов. Ему становится интересно, кто, когда и при каких обстоятельствах сорвал растение, каким образом в дальнейшем сложилась судьба этого человека. Никаких ответов Пушкин читателям намеренно не дает.

Фактически поэт приглашает их подумать, пофантазировать вместе с лирическим героем. Конкретных выводов в стихотворении также не делается. Тем не менее, с определенной долей уверенности можно утверждать, что «Цветок» — это высказывание на тему быстротечности человеческой жизни. Люди проживают свой короткий век на земле. Что остается от них? Порой только засохшее растение, забытое кем-то в старой книге.

Жуковский – автор, оказавший сильнейшее влияние на творчество Пушкина. «Цветок» Александра Сергеевича связан с одноименным стихотворением Василия Андреевича. Жуковский представляет вниманию читателей два сюжетных плана. Первый – неизбежное увядание цветка осенней порой. Второй – тяжелое душевное состояние лирического героя. Главная мысль стихотворения, проникнутого грустью, безысходностью, безвыходностью, — жизнь человеческая так же коротка, как и жизнь цветка. То, что у Пушкина остается недоговоренным, у Жуковского высказано практически напрямую.

Еще одно стихотворение, связанное с «Цветком» Александра Сергеевича, — «Ветка Палестины» Лермонтова. Лирические герои обоих произведений обращаются с чередой риторических вопросов к засохшему растению.

Обратите внимание: у Пушкина фигурирует неназванный цветок. Скорей всего, не какой-то экзотический, а вполне себе часто встречающийся в средней полосе России

Лермонтов выбирает пальмовую ветвь Палестины, тем самым соотнося образную систему своего стихотворения с христианской новозаветной мифологией и расширяя пушкинскую проблематику.

Смысл произведения

Смыслом произведения можно смело назвать восхищение автора красотой и любовью. Именно в данном сонете, Александр Сергеевич показывает ту огромную роль, которую играла любовь в его жизни. Он восхищается прекрасным – своей возлюбленной, которую в своем стихотворении он поднимает в прямом смысле лова до небес. Он преклоняется перед её красотой и непорочностью.

Данное стихотворение не беспочвенно можно назвать одним из лучших в любовной лирике Пушкина. Он раскрыл тему семейных ценностей, которые были важны именно для него. Так же, он подчеркнул всю ту ценность женской чистоты и непорочности, которой обладала его избранница.

Стихотворение «Мадонна» несет отдельную актуальность именно для нашего времени, кода представители прекрасного пола поглощены непонятной гонкой за модными тенденциями. Это произведение напоминает им, да и представителям сильного пола в том числе, что вершиной красоты, чистоты и непорочности всегда будет Мадонна. И это именно тот образ, с которого стоит брать пример и стараться ему соответствовать. Мода очень переменчива, а вечные ценности будут актуальны всегда.

Александру Сергеевичу Пушкину удалость показать цену той красоты, которая никогда не потеряет своей актуальности, в полной мере. Так же, автор доносит до нас то, что всегда необходимо продолжать верить в свою мечту. Ведь рано или поздно она обязательно сбудется!

Главная тема стихотворения

Тематика стихотворения заключена в философских рассуждениях на тему того, как меняется любовь, отношения между людьми с течением времени, или, возможно, сегодня эти люди уже вовсе не вместе. В основу мысли легла необычная находка героем лирического произведения между страничками книжки засохшего цветка, который давно утратил яркость и жизнь.

Внимание автора сосредоточено, прежде всего, на течении времени, и на том, как меняет нас всех каждый прошедший день или год. В целом переживания переданы достаточно традиционными эпитетами, и до читателя мысль доносится очень простыми, красивыми фразами, наполненными лирической печалью, глубокими чувствами, которые переживают и автор, и его персонаж

«Зимнее утро»

Если углубиться в чтение данных строк, то представление моментально рисует тихий и спокойный вечер. Особенно хорошо это видно на контрасте бушующей за окном вьюги. Камин, который горит нутрии здания, навевает воспоминания о тихих зимних вечерах, а так же о сказках и песнях, которые читались маленькому Сашеньке дорогим и любимым человеком.

Но природа очень изменчива, поэтому утром и следа не остается от вечерней вьюги и непогоды. Это хорошо видно в стихотворении «Зимнее утро».

Но, не смотря на все приятные воспоминания, тепло камина и морозные узоры на окнах, автор всем сердцем любил осень. Он с любовью описывает все многообразие красок, раскрывает всю прелесть природы в период её увядания. Казалось бы, листья опадают, приближаются холода, и все навевает тоску, но Пушкин сумел разглядеть именно в это время года всю красоту и очарование природы.

Анализ стихотворения «К Наташе» Пушкина

Значительная часть стихотворений раннего периода была подвергнута Александром Сергеевичем Пушкиным переделке. Однако и этот момент не всегда способствовал их публикации. В частности, «К Наташе» вышло в свет только в посмертном собрании сочинений поэта.

Стихотворение написано примерно в сентябре 1814 года. Его автору целых 15 лет, он ученик Лицея и жестоко влюблен в некую Наташу. Под этим именем может скрываться как актриса крепостного театра, так и горничная фрейлины императрицы. И в первую, и во вторую были влюблены многие лицеисты. Впрочем, исследователи склоняются в сторону предположения, что описана все же горничная. Известно скандальное происшествие в Лицее, едва не повлекшее серьезных последствий для юного поэта. Однажды ученики по своему обыкновению шли слушать полковую музыку. Было темно, а А. Пушкин по шороху платья вообразил, что мимо идет та самая Наталья. Он кинулся ей на шею, однако то была почтенная придворная дама В. Волконская. Дело дошло до государя, но разрешилось благополучно, случай признали неудачной шуткой. По жанру – любовная лирика, по размеру – хорей с перекрестной и смежной рифмовкой, 3 строфы. Первое восьмистишие – чистая пейзажная зарисовка. Начинается она с лексического повтора «вянет», подчеркивающего чуть грустную неизбежность смены времен года. «Лето красно»: красивое, щедрое, ясное. «Улетают дни»: стремительно приближается осень. Туман, ненастье, тишина, ночь – основные образы строфы. Вода в ручейке ледяная, лес покрыт инеем после ночных заморозков, небо утратило яркость красок. Вторая строфа начинается с обращения, ставшего теперь приметой старины: свет Наташа. Далее череда грустных вопросов, свидетельствующих о том, что герой ее давно не видел и не знает причины этого отсутствия. Ни утром, ни вечером, ни в саду, ни рядом с озером она больше не прогуливается, не спешит по своим делам. В последнем восьмистишии вновь лексический повтор: скоро (это еще и анафора). Поэт предвидит даже не осень, а «холод зимний». Уменьшительный суффикс придает слову «огонек» ласковый, уютный оттенок. «Лачужке дымной»: он имеет в виду жилье. «Прелестной»: эпитет посвящен красавице. Сравнение «как чижик» усиливает растерянность и неприкаянность героя. Сама упомянутая птичка мала и обладает звонким голоском. Уж и дом ему клетка, где можно только «горевать и вспоминать». Эпитеты: злачны, волнистым, игривый. Олицетворения: лес поседел, свод побледнел.

Под пером А. Пушкина любовная зарисовка сливается с картинами уходящего лета.

Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на  виртуальной доске или стене объявлений.

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом

Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище

Журнал о политике, экономике, русском языке

Не ожидай, чтоб в эти лета

Я был так прост!
Люблю тебя моя кокетка,
Но не люблю твой длинный хвост.
Прощанье.
В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с нею ловкой и унылой
Твою любовь вспоминать.
Бегут, меняясь, наши лета,
Меняя все, меняя нас,
Уж ты для своего поэта
Могильным сумраком одета,
И для тебя твой друг угас.
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Ты и вы.
Пустое вы сердечном ты
Она, обмолвясь, заменила
И все счастливые мечты
В душе влюбленной возбудила,
Пред ней задумчиво стою,
Свести очей с нее нет силы;
И говорю ей: как вы милы!

Анализ стихотворения Пушкина «К Наташе»

Стихотворение «К Наташе», датируемое 1814 годом, юный Пушкин посвятил горничной княжны Варвары Михайловны Волконской, бывшей фрейлиной при императрице. Произведение разительно отличается от написанной до этого интимной лирики поэта, в которой преобладали античные мотивы. Пятнадцатилетний Александр Сергеевич отказался от условно-любовных признаний, адресованных воображаемым Доридам, Хлоям и прочим красавицам с древнегреческими именами, от идеалистических пейзажей. На смену игре в любовь пришли искренние чувства

Обратите внимание, как ласково обращается к дорогой сердцу женщине герой рассматриваемого текста: «Свет-Наташа!». От античности делается поворот к русской старине

Стихотворение вообще тесно связано с фольклорной традицией нашей страны. Недаром появляется характерный для народных песен параллелизм – весна ассоциируется с любовью, осень – с разлукой. Упоминается в произведении и «дымная лачужка», в которой предстоит коротать одинокую зиму лирическому герою. Благодаря ей перед читателем сразу возникают образы заснеженных крыш, низких деревенских домиков, теплой печки.

Литературоведы отмечают, что в стихотворении присутствуют заимствования из баллады «Наташа», написанной Павлом Александровичем Катениным. Начинается она следующими строками:
Ах! Жила-была Наташа,
Свет Наташа красота.
Что так рано, радость наша,
Ты исчезла как мечта?

Впрочем, было бы неверно свести пушкинское произведение к литературному подражанию. Александр Сергеевич сочинял стихотворение под влиянием реальных событий. Скорей всего, оно связано с отъездом Варвары Михайловны Волконской, следовательно, и ее горничной из Царского Села. «К Наташе» – это прощание юного поэта с возлюбленной. Кроме того, оно могло быть приурочено к двадцать шестому августу – дню Святой Наталии Никомидийской. Соответственно, не исключено, что анализируемый текст стоит расценивать как подношение к именинам.

К своим лицейским стихотворениям взрослый Пушкин относился без особого восторга. Он редко включал их в сборники. Те произведения, которые туда все-таки попадали, подвергались значительным переделкам. Большую часть лирики, созданной во время пребывания в Царскосельском Лицее, опубликовал Василий Андреевич Жуковский в посмертном собрании сочинений Александра Сергеевича, увидевшем свет в 1841 году. Относится это и к стихотворению «К Наташе».

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑

Жанр и композиционная составляющая

Сонет «Мадонна» является романтическим монологом, в котором лирический герой кратко изображает обличие любимой женщины. Персонаж рассказывает о своих идеалах семейной жизни, любовных отношениях.

Композицию произведения можно условно разделить на 3 смысловые части:

  1. В первой части описывается картина «Бриджуотерская мадонна», которой восхищался автор. Он утверждает, что нет необходимости в большом количестве картин, какими великолепными они не были бы. Герою достаточно одного полотна, которое станет лучшим украшением для дома, таким произведением искусства является непревзойдённая «Мадонна». Ни одна другая работа не вызывала столько положительных эмоций и желания писать стихотворения, как полотно великого живописца Рафаэля.
  2. Второй стих собрал в себе представление религиозных обликов Спасителя и Мадонны. В этом небольшом, лаконичном эпизоде Пушкин не использует возвышенной лексики, которая характерна для религиозных описаний. На картине нет святых или ангелов, но этого и не требуется для изображения невинных, чистых образов.
  3. В третьем эпизоде лирический персонаж рассуждает о хорошей семейной жизни, определяет свои идеалы счастья. Александр Сергеевич в своём произведении благодарит гениального художника за лучший подарок — любовь прекрасной женщины.

Для любовных стихотворений характерен жанр элегии, который не обошёл и Пушкинскую «Мадонну». Грустное настроение проходит тонкой линией через всё произведение. Плавное звучание текста схоже со спокойной, мелодичной песней, которое отражает одно из сокровенных желаний романтического героя — быть счастливым с любимой женщиной.

Тематика и проблематика

Важнейший шаг в проведении анализа поэтического текста — определение темы стихотворения «Мадонна» Пушкина. С первых строк автор погружает читателя в благоговейную атмосферу духовной чистоты, невинности, святости. Для этого активно использует высокую церковную лексику, создающую особое настроение, настраивающее на церковно-религиозный лад. В этом и состоит ключевая ценность произведения — оно помогает понять, как Пушкин относился к своей избраннице — с нежностью, искренним восхищением, как к святой.

Ее образ дышит не только красотой, но и удивительной одухотворенностью. Кажется, будто ее посетил сам бог и сделал святой. Поэт настолько сильно любит эту женщину, что о своих чувствах говорит очень просто, не используя образных сравнений, метафор, какие-то запоминающихся эпитетов. Тропов в тексте практически нет, что не влияет на удивительную гармонию и умиротворение, царящие в произведении.

Женский образ представляется, как идеал поэта. Именно такими, по его мнению, должны быть все представительницы прекрасного пола — нежными, ранимыми, глубокими, целомудренными, в этих качествах и заключается женское величие. Такова идея стихотворения «Мадонна». Чудесный образ, как отмечает автор, создал сам творец, именно поэтому каждая черта лица героини настолько гармонична, что смогла поразить его воображение. Это вершина совершенства.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.

Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.

Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.

Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.

Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).

За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: