Анна Ахматова
Приморским ветром, свежим и соленым.
По рекам лодки пестрые скользят,
И юных липок легонькие тени —
Пришелиц милых на сухом асфальте,—
Как свежая улыбка.
Вдруг горькие ворвались в город звуки,
Из хора эти голоса — из хора сирот,—
И звуков нет возвышенней и чище,
Не громкие, но слышны на весь мир.
И в рупоре сегодня этот голос,
Пронзительный, как флейта. Он несется
Из–под каштанов душного Парижа,
Из опустевших рейнских городов,
Из Рима древнего.
Как жаворонка утренняя песня.
Он — всем родной и до конца понятный.
О, это тот сегодня говорит,
Кто над своей увидел колыбелью
Безумьем искаженные глаза,
Что прежде на него всегда глядели,
Как две звезды,—
«Когда отца убили?»
Ему никто не смеет возразить,
Остановить его и переспорить.
Вот он, светлоголовый, ясноглазый,
Всеобщий сын, всеобщий внук.
Его мы сохраним для счастья мира!
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,
То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.
Покрыла сладостная тень.
Уже целовала Антония мертвые губы,
Уже на коленях пред Августом слезы лила.
И предали слуги. Грохочут победные трубы
Под римским орлом, и вечерняя стелется мгла.
И входит последний плененный ее красотою,
Высокий и статный, и шепчет в смятении он:
«Тебя — как рабыню. в триумфе пошлет пред собою. »
Но шеи лебяжьей все так же спокоен наклон.
А завтра детей закуют. О, как мало осталось
Ей дела на свете — еще с мужиком пошутить
И черную змейку, как будто прощальную жалость,
На смуглую грудь равнодушной рукой положить.
7 февраля 1940, Фонтанный Дом
И та, что сегодня прощается с милым, –
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянемся, клянемся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Июль 1941, Ленинград
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что–то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
«Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней – полынь.
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого–то веет ветер свежий,
Для кого–то нежится закат –
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор. И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет. Шатается. Одна.
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе. Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.
1935, Москва
Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.
Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.
Эта женщина больна,
Б.Пастернак
Б.Пастернак писал о своём романе «Доктор
Живаго»: “…эта вещь будет выражением моих
взглядов на искусство, на Евангелие, на жизнь
человека в истории и многое другое”. Последнюю
часть этого романа составляют стихи самого Юрия
Живаго. Одно из самых известных — «Гамлет».
Герой стихотворения одинок, бесконечно
одинок оттого, что не может свободно общаться,
разговаривать, делиться мыслями с другими
людьми. Вся страна “фарисействовала”, и поэт это
чувствовал и страдал…
Чесноков Андрей
В стихотворении переплетаются несколько
линий: гамлетовская, автобиографическая и, судя
по всему, евангельская.
С «Гамлетом» можно найти много перекличек.
Прежде всего, герой стихотворения говорит, что он
один в мире, в котором “всё тонет в фарисействе”,
то есть в мире осталось очень много зла, с которым
Гамлет должен бороться: “Я люблю Твой замысел
упрямый // И играть согласен эту роль”… При этом
Гамлет понимает, что с ним произойдёт:
“…неотвратим конец пути”. Кроме того, на
Гамлета “наставлен сумрак ночи // Тысячью
биноклей на оси”, то есть на него направлено всё
мирское зло…
Сравнение Гамлета происходит не только и не
столько с самим Пастернаком, сколько с
Христом:”Если только можно, Авва Отче, // Чашу эту
мимо пронеси”. Иисус испил чашу страданий,
умерев на кресте. Гамлет тоже должен изменить
мир, пожертвовав собой…
Рубинштейн Роман
А.Блок
В этом стихотворении перекликаются две
жизни: жизнь Гамлета и самого Блока. Если не знать
биографию Блока, то можно просто проследить в
каждой строчке жизнь Гамлета: сначала борьба
против коварства, потом смерть любимой Офелии, а
потом и сам Гамлет гибнет от отравленного клинка.
Но в стихотворении чувствуется какой-то сильный
личный надрыв…
Любовь Дмитриевна Менделеева была первой
любовью Блока. Впоследствии у него были и другие
женщины, но её одну он как бы ставил на пьедестал
над всеми. Их отношения начались в 1898 году, когда
они оба играли в «Гамлете», поставленном в
усадьбе отца Любови Дмитриевны, в Боблове. Он
играл Гамлета, она — Офелию.
И вот теперь, когда делаются наброски
стихотворения, они разлучены. Она далеко, и Блок
чувствует весь холод не только расстояния, но и
её изменившегося отношения к нему. “Тебя, Офелию
мою, // Увёл далёко жизни холод” — как раз об
этом…
Алфутова Наталья
“Холодеет кровь” — Гамлет постепенно
умирает, единственное, что не даёт этому
совершиться, — первая любовь, живая, а всё
остальное, уже охладевшее, — застыло. “Офелию
мою увёл далёко жизни холод” — она тоже как бы
застыла. “Холодеет кровь — жизни холод” —
смерть Гамлета выглядит как следствие смерти
Офелии: до этого времени оставалась одна искорка
— Любовь к ней, но и она угасает, и Гамлет
застывает. “Увёл” — и “гибну”: только после
этого Гамлет умирает…
Ильинский Дмитрий
Нет, он не любил Офелию… До смерти остались
считанные минуты, и, если бы он любил Офелию, он
посвятил бы мыслям о ней их все. Он же думает о
себе, жалеет себя, оправдывает себя. Он даже
выворачивает наизнанку причину гибели Офелии, и
получается, что он сам ни в чём не виноват…
Левитин Лев
Читая стихотворение Блока, я представляю
себе, как рыцарь в очень-очень холодных,
блестящих от холода доспехах сначала стоит, а
потом быстро мчится против холодного ветра, не
слыша его воя, и от этого всё ещё холоднее. Но в
самом рыцаре бьётся сердце, в котором горячее
возмущение и внутренний холод постепенно
вытесняют доброту и любовь. Внешний же ветер и
холод рыцарь вообще не чувствует, лишь
вымороженные пальцы очень неловко держат копье,
повёрнутое к воздуху и холоду…
Каневский Антон
М.Цветаева
Диалог Гамлета с совестью хорошо передаёт
суть его характера: постоянные сомнения и
попытки разобраться в себе, выявить правду.
Гамлет осознаёт, что в гибели Офелии есть и его
вина, но ставит себе в оправдание огромную любовь
к ней: “Но я её любил, // Как сорок тысяч братьев
любить не могут!” Совесть же настойчиво
повторяет: “На дне она, где ил…” Высказывания
Гамлета становятся с каждым разом всё короче и
короче (три строчки, две строчки и одна). В первый
раз он говорит с жаром (стоит восклицательный
знак), во второй обрывает фразу (многоточие) и,
наконец, появляется сомнение (два знака вопроса).
Совесть постоянно подчёркивает
безвозвратность случившегося: “И последний
венчик // Всплыл на приречных брёвнах…”. Если же
заметить акцент на слове “ил”, то получается,
что вода в реке с илистым дном, мутная, а Офелия —
цветок жизни — покоится в такой мути (по мнению
Цветаевой, она осталась на дне)…
Фролова Екатерина
Больше всего в этом стихотворении радует то,
что у Гамлета есть совесть!
Джаниашвили Алико
Анализ стихотворения Ахматовой «Читая Гамлета»
Анна Ахматова часто любила повторять, что некоторые эпизоды ее жизни в свое время были описаны в мировой литературе. Действительно, ничто не ново под луной, особенно, когда речь идет о взаимоотношениях двух людей. Во всяком случае, поэтесса смогла провести параллель между шекспировским «Гамлетом» и собственным романом с Николаем Гумилевым, найдя очень много схожего в том, как развиваются взаимоотношения вымышленных персонажей и реальных людей.
Гумилев несколько раз делал Ахматовой предложение и неизменно получал отказ, так как поэтесса не интересовалась замужеством, мечтая лишь о литературном поприще. В этом отношении она, словно Гамлет, одержима идеей увидеть призрака, и прекрасно осознает, что только поэзия может дать ей ответы на жизненно важные вопросы. Но на пути к заветным вершинам то и дело встает реальный и осязаемый человек, который также одержим мечтой завоевать сердце Ахматовой. Поэтому образ Гамлета имеет схожие черты и с Гумилевым. Поэтесса подчеркивает это, обращаясь к нему с фразой: «Только принцы такое всегда говорят».
Но в сюжете, который написан самой жизнью, события развиваются по-иному. Гумилев пророчит Ахматовой монастырь, если она не согласиться выйти «замуж за дурака», под которым он подразумевает самого себя. Эти слова поэтесса запомнит на всю свою жизнь и вернется к сказанному несколько позже, когда будет идти под венец с их автором. Но это произойдет еще через год, за который случится множество различных событий, включая и неудачные попытки самоубийства Гумилева. А пока Ахматова наслаждается собственной свободой и может открыто признаться навязчивому поклоннику, что не испытывает к нему ничего, кроме дружбы. «Я люблю тебя, как сорок ласковых сестер», – отмечает поэтесса. При этом она позволяет себе некоторые вольности в общении с Гумилевым и дает ему ложные надежды, о чем впоследствии будет сожалеть. Ведь слова этого человека впоследствии окажутся пророческими. Ахматовой предстоит сделать непростой выбор: допустить гибель человека и, раскаиваясь в этом, уйти в монастырь, либо стать супругой человека, которого она считает своим братом. Второй вариант кажется ей менее страшным и трагическим, хотя Ахматова и предполагает, что создание семьи в ее случае является не самым разумным решением. Тем не менее, так же, как и Гамлету, ей придется отвечать на сложный вопрос о том, быть или не быть, не догадываясь о том, что любой из двух вариантов является ошибочным.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Тема и сюжет стихотворения
Стихотворение состоит из трёх смысловых частей (триптих) и каждая из них отдана Ахматовой на откуп своей фазе любовных отношений.
Первая часть стиха – это оценка мужчины в глазах главной героини и вероятность возникновения между ними химии. Начало всегда идет со взгляда, далее в игру вступает голос и довершает выстрел Амура.
Любовь возможна, более того, она может полностью покорить сердце и закрыть глаза непрозрачными очками, как это всегда бывает у прирученной женщины.
Вторая часть стихотворения-триптиха – это борьба женщины и мужского обаяния, победитель в которой не всегда очевиден. На фоне такого красавца женщина теряет способность летать, она попадает под чары мужчины и видит перед собой только тюльпан у него в петлице.
Итак, сердце героини покорено, остаётся дождаться ответа мужчины.
Третья фаза стиха – это развязка, в которой мужчина даже не заметил поражённого стрелой Амура женского сердца, а подошёл к даме исключительно из учтивости. Полуласковое прикосновение и формальный поцелуй руки – вот все, что сегодня выиграла женщина на ставках любви. Зеро не выпало, да и вместо красного ставка пала на черное.
После этого на сердце стало ясно, хотя и пусто, раны от выстрела Амура стали затягиваться, а кровь очищаться от наркотика любви.
Заметим, главная героиня не стала кидаться мужчине своей мечты на шею, а горько съела его холодность. Это один из посылов стиха – сохранять женскую гордость даже перед идеалом и кидаться на шею мужчине только при взаимности чувств.
Текст триптиха
Было душно от жгучего света,А взгляды его — как лучи.Я только вздрогнула: этотМожет меня приручить.Наклонился — он что-то скажет…От лица отхлынула кровь.Пусть камнем надгробным ляжетНа жизни моей любовь.
2
Не любишь, не хочешь смотреть?О, как ты красив, проклятый!И я не могу взлететь,А с детства была крылатой.Мне очи застит туман,Сливаются вещи и лица,И только красный тюльпан,Тюльпан у тебя в петлице.
3
Как велит простая учтивость,Подошел ко мне, улыбнулся,Полуласково, полуленивоПоцелуем руки коснулся —И загадочных, древних ликовНа меня поглядели очи…
Десять лет замираний и криков,Все мои бессонные ночиЯ вложила в тихое словоИ сказала его напрасно.Отошел ты, и стало сноваНа душе и пусто и ясно.
1912 год
Стихотворение «Смятение», написанное Анной Ахматовой в 1912 году – это хороший пример любовной лирики, где автор рассказывает свою историю чувств (отношений). Стих открывает сборник «Четки», задавая ему нужную для поэтессы тональность и сразу настраивая читателя на серьезный разговор о любви.
А. Ахматова
Мне кажется, моё восприятие Офелии и Гамлета
в чём-то очень созвучно с ахматовским. Я не могу
не восхищаться Офелией, её силой воли и силой её
любви. Для Ахматовой эта боль, причинённая Офелии
Гамлетом, становится символом величия —
королевской “горностаевой мантией”. Офелия
выдержала — и это её маленькая победа!
В то же время чувствуется, что ей очень обидно
и грустно. “Принцы только такое всегда говорят”
— Гамлет говорил не только такое, но в этот
момент думать об этом ещё больнее…
Желтухина Наталья
Гамлет страстно любит Офелию, однако ставит
миссию искоренения несправедливости, для
которой, как он считает, он рождён, выше личного
счастья. Для исполнения замысла он разыгрывает
сумасшедшего и поэтому в разговоре с Офелией
говорит, что не любит её больше.
Но Офелия тоже любит Гамлета. Внезапное
отталкивание её, отправление “в монастырь или
замуж за дурака” оказывается для неё слишком
серьёзным ударом: она “эту запомнила речь”.
Когда после этого убивают её отца, она сходит с
ума и вскоре погибает.
Все её мысли после того, как она сошла с ума, —
об отце и о Гамлете: то она представляет, как она
плачет над могилой своего любимого, то
воображает себя женой Гамлета — королевой,
одетой в горностаевую мантию.
Если для Гамлета в сердце любовь к Офелии
остаётся истинным чувством, а бесчувственность
— лишь видимость, маска, то для Офелии правдой
становится отталкивание, нелюбовь Гамлета, а
преданность, истинная любовь теперь для неё лишь
ложь: вместо настоящей мантии с ней остаются лишь
отталкивающие слова Гамлета, речь, которая и
будет струиться “сто веков подряд горностаевой
мантией с плеч”.
Агапов Андрей
Это стихотворение — не о Гамлете, а о Принце.
Помните Ассоль? У неё был свой Принц, который
приплыл на корабле с алыми парусами и забрал её с
собой. Мечта Ассоль сбылась. И такой же Принц есть
и у Ахматовой, и у Офелии. Остальные люди, когда
видишь Принца, как-то смазываются перед ним, как
ночью смазывается вид из окна, когда включаешь
лампу. Это про остальных сказано: “…или замуж за
дурака”.
И именно за Принца, а не за “дурака” хотят
выйти замуж
Пусть у Ассоль Принц идеальный,
пусть у Офелии он реальный — это неважно. Он есть
Но трагедия в том, что Принца, такого, каким
его видит Офелия, нет. Нет, так как “Принцы только
такое всегда говорят”. “Я не любил вас”, —
говорят Принцы, и лишь Грэй, Принц мечты, пришёл к
Ассоль.
И вот Офелия сталкивается с реальностью. Что
ей делать? Либо мечтай о Принце, либо — “Иди в
монастырь или замуж за дурака”. Но она выбирает
свой путь…
Смирнова Татьяна