«здесь нет поэта»: 100 лет назад был расстрелян николай гумилёв

Действительность и мечта в стихотворении н. гумилева «мечты»

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Мечты» состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир — нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы – это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.

Тема стихотворения – мечты как свойство души человека. Основная мысль: мечты призрачны, они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения

Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма

Сочинения

Творчество Николая Гумилева нельзя назвать однозначным. В его произведениях поднимаются самые разнообразные темы. Особого же внимания заслуживает стихотворение Гумилева Старина. Стоит разобраться, что с его помощью автор хотел донести читателям и какие средства выразительности с этой целью использовал.

Старина анализ стихотворения

История создания стихотворения Гумилева Старина достоверно неизвестна. Данное произведение было написано летом 1908 года. В этот период поэт находился в Петербурге и Царском Селе. Возможно, царящая там атмосфера и побудила автора к написанию столь неординарного произведения. Правда, сам Гумилев не давал объяснение, почему было написано стихотворение Старина. Поэтому литераторы и критики только выдвигали свои предположения, подтверждений которым найти не удалось.

Тема и композиция

Тема стихотворения – воспоминания, пришедшие из далекой старины. Автору удалось написать превосходное произведение, насыщенное многочисленными образами. Он гармонично объединил здесь композицию со стилистикой и фонетикой, за счет чего и добился желаемого результата.

Изначально стихотворение состояло из шести четверостиший. Именно в таком виде оно было представлено в первой публикации. Впоследствии автор посчитал, что третье четверостишие не усиливает общее восприятие описываемого старого строения, а лишь расширяет в воспоминаниях предметный мир. Поэтому в окончательном варианте четверостиший осталось всего пять.

Жанр и средства выразительности

Производя анализ произведения Гумилева следует определить жанр стихотворения Старина. По сути, это философская лирика, насыщенная разнообразными образами. Здесь присутствуют метафоры, эпитеты, сравнения. Особого же внимания заслуживают звуковые особенности.

Путем чередования мужских и дактилических рифм стихотворная строфа приобретает четкость и упругость. Максимальная звуковая завершенность при этом отмечается в последней строфе произведения.

Благодаря особым стилистическим приемам, повторам слов чувства, которые переживает главный герой, оттеняется. Поэт передает особую атмосферу старины, которую он называет незолотой. Он вспоминает о пасьянсах деда, женском контрдансе. Описываемый же в произведении дом навевает совершенно иные мысли.

Основная мысль и смысл стихотворения

Основная мысль стихотворения Старина Гумелева очевидна – память человеческая безгранична. На фоне воспоминаний о шумных залах, жизни в старину, с характерным в то время бытом, представлена непобедимая, мощная природа.

Смысл стихотворения Старина неоднозначен. Здесь отмечается определенная последовательность образов. Изначально читатель видит парк, а затем перемещается в старый дом. Сейчас он заброшен, будто покрыт туманом, мебель пылится на чердаке и постепенно умирает. Вдруг в воспоминаниях лирического героя представляется жизнь в старину, шумные залы, всевозможные развлечения.

Правда, затем созерцание прошлого приводит к появлению мечты. Таким образом автор показывает, что старина завладела бездомным сердцем, измучила его, желание добиться чего-то иного ей не подвластно. Она остается темной и скучной.

На столь неоднозначной ноте автор завершает свое произведение, заставляя читателя додумывать самостоятельно все то, что было недосказано. Представленная им старина вызывает массу впечатлений. Изменить же ее невозможно. Ведь она существует лишь в воспоминаниях. Наяву увидеть ее попросту невозможно, какие усилия не прикладывались бы.

Сохрани себе на стену чтобы не потерять!

Стихотворение «Мечты» Гумилев Николай Степанович

За покинутым, бедным жилищем, Где чернеют остатки забора, Старый ворон с оборванным нищим О восторгах вели разговоры.

Старый ворон в тревоге всегдашней Говорил, трепеща от волненья, Что ему на развалинах башни Небывалые снились виденья.

Что в полете воздушном и смелом Он не помнил тоски их жилища И был лебедем нежным и белым, Принцем был отвратительный нищий.

Нищий плакал бессильно и глухо, Ночь тяжелая с неба спустилась, Проходившая мимо старуха Учащенно и робко крестилась.

Август 1907

(2 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Ворон Кружится черный ворон, На землю опустился, В когтях своих он держит, Он держит белу руку И золото колечко. «Скажи мне, черный ворон, Где взял ты белу руку И золото колечко?»…
  2. Можайск В желтых липах спрятан вечер, Сумерки спокойно сини, Город тих и обесцвечен, Город стынет. Тротуары, тротуары Шелестят сухой листвою, Город старый, очень старый Под Москвою. Деревянный, краснокрыший, С бесконечностью заборов,…
  3. Вечерний лес еще не спит Вечерний лес еще не спит. Луна восходит яркая. И где-то дерево скрипит, Как старый ворон каркая. Все этой ночью хочет петь. А неспособным к пению Осталось гнуться да скрипеть, Встречая…
  4. Быть может, это в детском сне Быть может, это в детском сне и, может быть, во время хвори чернел тот Ангел на стене в пернатом аспидном уборе. Грузинского монастыря взошла стена сторожевая, и плакал дух, видать,…
  5. Начало ночи Над Ладогой пылала мгла, и, следовательно — алела. Зима наглела, как могла: ей вся вселенная — арена. И избы иней оросил. (Их охраняли кобелями). И ворон, воин-сарацин чернел, налево ковыляя….
  6. «Двенадцатый предел тоски…» Двенадцатый предел тоски, Вершина, час расплаты, Две стрелки — две моих руки — В одну до хруста сжаты. Не раэомкну, не повторю Весь этот круг неволи, Я белым пламенем сгорю…
  7. Мать Как вялый колос, Мать поникла к сыну… До корня выжгло солнце все вокруг. Не солнце — злой пылающий паук, Блуждающий над пыльной паутиной. Весь день брела… Не отставая, ворон, Над…
  8. Кто помнил Кто помнил, того зарыли, а мы, а мы забыли о Тайне открытых процессов, когда не доцент, не профессор, не вырванный с мясом крестьянин, а Каменев, Рыков, Бухарин, Кто помнил, того…
  9. Лорка Зеленый аист вскинул крылья, как будто он не умирал… Листает Лорку каудильо, растроган старый генерал. Быть может, вечны птичьи трели и государственный покой? Быть может, Лорка был расстрелян в чужой…
  10. Ночью он плакал Ночью он плакал. О чем, все равно. Многое спутано, затаено. Ночью он плакал, и тихо над ним Жизни сгоревшей развеялся дым. Утром другие приходят слова, Перебираю, но помню едва. Ночью…
  11. Апрельский этюд Весь день весенний – как новинка: Растут сосульки, как рога, Капель, как швейная машинка, Строчит крахмальные снега. Все веселее звон хрусталин, Все ярче неба синева. На лбах распаренных проталин Торчит…
  12. Лунный крест Горе в дому, не смех. Думаем об одном. Снег, серебристый снег Падает за окном. Белый лежит покров На пол-России аж. В звездах иных миров Сын затерялся наш. Белая мать сидит….
  13. Мечты Зачем так рано изменила? С мечтами, радостью, тоской Куда полет свой устремила? Неумолимая, постой! О дней моих весна златая, Постой… тебе возврата нет… Летит, молитве не внимая; И все за…
  14. Мои мечты Мои мечты стремятся вдаль, Где слышны вопли и рыданья, Чужую разделить печаль И муки тяжкого страданья. Я там могу найти себе Отраду в жизни, упоенье, И там, наперекор судьбе, Искать…
  15. Тяжелы несжатые поля Тяжелы несжатые поля, Золотого века полнокровье. Чем бы стала ты, моя земля, Без опустошающей любови! Да, любовь, и до такой тоски, Что в зените леденеет сердце, Вместо глаз кровавые белки…
  16. Несбывшиеся мечты Когда мне было восемь лет, Мечтал я лишь о том, Чтоб небольшой велосипед Ко мне вкатился в дом. Я утром, вечером и днем Катался бы на нем. Обидно было мне…
  17. Мои мечты — что лес дремучий Мои мечты — что лес дремучий, Вне климатических преград, В нем — пальмы, ели, терн колючий, Исландский мох и виноград. Лес полн кикимор резвых шуток, В нем леший вкривь и…
  18. Долина мечты Есть долина мечты В отдаленных горах, Там сверкают цветы На альпийских лугах. Там рассветы роняют на сосны Первый блеск золотого луча, Там веселые горные весны По ущельям ручьями звучат. Это…
  19. Мечты о померкшем Мечты о померкшем, мечты о былом, К чему вы теперь? Неужели С венком флердоранжа, с венчальным венком, Сплели стебельки иммортели? Мечты о померкшем, мечты о былом, К чему вы на…
  20. Хотела б я свои мечты Хотела б я свои мечты, Желанья тайные и грезы В живые обратить цветы, — Но: слишком ярки были б розы! Хотела лиру я б иметь В груди, чтоб чувства, вечно…

Вы сейчас читаете стих Мечты, поэта Гумилев Николай Степанович

Волшебная скрипка

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Что такое темный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки,

У того исчез навеки безмятежный свет очей,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —

Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Но я вижу — ты смеешься, эти взоры — два луча.

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

2 декабря 1907 года

*****

«Мечты» анализ стихотворения Гумилева

История создания

Стихотворение «Мечты» было написано 21-летним Гумилевым в 1907 г. и опубликовано в иллюстрированном приложении к газете «Русь» № 33 за 1907 г. Стихотворение вошло в сборник «Романтические цветы» . С 1906 г. Гумилев учился в Сорбонне в Париже и много путешествовал по Европе. В 1907 г. Гумилев вернулся в Петербург. Возможно, стихотворение связано с его впечатлениями на родине.

Литературное направление и жанр

Весь сборник «Романтические цветы», который критики считали ученической книгой, был связан с экзотикой

и миром мечты, грез. Это характерно для русского символизма. Стихотворение представляет собой жанровую сценку, но в основу его положено определенное философское мировоззрение, так что стихотворение близко к философской лирике.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение «Мечты» состоит из 4 строф. Первая и последняя строфы описывают материальный мир — нищего и ворона на развалинах, проходящую мимо испуганную старуху. Вторая и третья строфы — это описание видения, сна ворона, рассказанного нищему им самим.

Тема стихотворения — мечты как свойство души человека. Основная мысль: мечты призрачны,

они не всегда уносят нас в царство прекрасного. Когда мечты бесплодны, они доставляют только страдания человеку, осознавшему безысходность своего положения.

Идея стихотворения, в котором внимание сосредоточено на земных, реальных событиях, близка к идеям родившегося спустя 5 лет акмеизма

Тропы и образы

С помощью эпитетов Гумилев описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово «нищий», по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.

Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют «за покинутым, бедным жилищем» . Гумилев умышленно использует высокий стиль. Слово «жилище» может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было «при жизни».

Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.

Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно черным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза «о восторгах вели разговоры» близка к фразеологизму, но им не стала. Она напоминает о фразеологизме «разговор в пользу бедных», то есть речь идет о пустых разговорах.

Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.

Фантастический элемент разговора нищего с вороном берет свое начало от стихотворения Эдгара По «Ворон», где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: «Никогда». Ворон «Гумилева более гуманный. Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья .

Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня — это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины — остановка в движении, угасание, смерть.

Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.

Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полет воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе составляют образный центр произведения

Ворон описывает свои видения, где мир обращен, где черное кажется белым.

Гумилев использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена «Принц и нищий» .

Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо , мечты только разбередили раны.

Чернота материального мира поглотила все. Это выражается метафорой «ночь спустилась с неба» и эпитетом «тяжелая ночь».

Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащенно и робко от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном. Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора.

А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трехстопным анапестом. Рифмовка перекрестная, рифма женская.

Отсылки к Библии

Для того чтобы продемонстрировать былую власть слова над миром, Гумилёв пишет, что оно было способно остановить солнце и разрушить города. Эти образы не случайны.

Когда и где в библейском тексте было остановлено солнце?

Сюжет об остановке солнца находится в ветхозаветной Книге Иисуса Навина. Он связан с историей завоевания израильским народом земли обетованной — с битвой с аморрейскими царями. Иисус воззвал к Богу, и по воле Господа было остановлено солнце: «И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного: «стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (Нав. 10:13–14). Слово здесь, как и в тексте Гумилева, — орудие воли Всевышнего.

Где в Библии «словом разрушали города»?

Эта строка Гумилёва снова отсылает к эпизоду из книги Иисуса Навина. Когда израильский народ входил в обетованную землю, на его пути встал укрепленный город — Иерихон. Для того чтобы его сокрушить, народ обходил вокруг стен города и трубил в трубы: «Народ воскликнул, и затрубили трубами. Как скоро услышал народ голос трубы, воскликнул народ громким голосом, и обрушилась стена города до своего основания» (Нав. 6:19).

Образ труб («трубного гласа») также встречается в Откровении Иоанна Богослова как обязательный атрибут Ангелов Апокалипсиса.

Страшный суд, Виктор Васнецов (фрагмент). 1904.

Что такое «огненный столп»?

Стихотворение «Слово» входит в последний поэтический сборник Гумилёва «Огненный столп» (1921 год). Само название сборника указывает на религиозные аллюзии.

В Библии «огненный столп» встречается в книге Исход: «И двинулись сыны Израилевы из Сокхофа и расположились станом в Ефали. Господь же шел пред ними в столпе огненном, светящем, дабы идти им и днем и ночью. Не отлучался столп огненный и столп облачный от лица народа» (Исход 13:20–22).

Этот же образ присутствует в Апокалипсисе: «Видел я Ангела , сходившего с неба , и лицо его как солнце, и ноги как столпы огненные» (Откр. 10:1).

Переход евреев по дну Красного моря. Картина Даниэля Герхарца

«В начале было Слово…» — что имел в виду Гумилёв?

«И в Евангельи от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог». Эти гумилёвские строки — прямая отсылка к одной из самых известных новозаветных цитат: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Согласно христианскому вероучению, Бог троичен, и одна из ипостасей Пресвятой Троицы — Бог-Сын, также именуется и Богом-Словом (Логосом по-гречески)».

Что такое «умное число»?

В «Слове» Гумилёва показано противопоставление слова и числа. В этом отрывке замена слов числом знаменует несчастливое событие: все те «оттенки смысла», которые передает «умное число», оказываются теперь более важными, чем созидательная сила слова. Та живая сила, божественный звук, однажды потрясший стены города, сменяется немым, недвижимым числом.

Образ седого патриарха, который молча чертит на песке число, восходит к образу Пифагора или, как отмечают некоторые исследователи, пророка Моисея, жизнь которого описана в ветхозаветной Книге Чисел.

Моисей.

Чем же пахнет слово?

Образ мертвых, дурно пахнущих слов указывает на мифологические представления, согласно которым благоухание является знаком блаженства, а дурной запах — знаком смерти, зла.

Он сопоставляет былое Божественное слово с обыкновенными словами, которые оказываются «мертвыми».

Непонятные слова

Оный (устар.) — тот, тот самый;

Осиянный (устар. высок.) — озаренный, освещенный;

Подъяремный (устар.) — находящийся в порабощении у кого-то, под ярмом. У самого же слова «ярмо» два значения: 1) деревянный хомут для рогатого скота; 2) бремя, тяжесть.

Патриарх — изначально это слово означало главу рода, большой семьи. Именно в этом смысле оно и употреблено в стихотворении.

Занегина Ася

Тропы и образы

С помощью эпитетов Гумилёв описывает героев своего стихотворения, достигших глубин падения. Ворон старый, а нищий оборванный. Да и само слово «нищий», по происхождению прилагательное, связано с качеством человека, отсутствием у него материальных ценностей, имущества.

Два странных собеседника находятся на улице, у них нет крова. Они нашли себе приют «за покинутым, бедным жилищем» (эпитеты). Гумилёв умышленно использует высокий стиль. Слово «жилище» может означать в контексте любую развалюху, но она уже разрушена, неизвестно, чем она было «при жизни». Так и забор уже перестал существовать, превратился в чернеющие остатки, за которыми он угадывается.

Цвет очень важен в этом стихотворении. В первой строфе весь мир представляется безотрадно чёрным: и ворон, и остатки забора, и лохмотья нищего. Фраза «о восторгах вели разговоры» близка к фразеологизму, но им не стала. Она напоминает о фразеологизме «разговор в пользу бедных», то есть речь идёт о пустых разговорах. Восторги здесь иронически означают пустые слова, не меняющие жизнь.

Фантастический элемент разговора нищего с вороном берёт своё начало от стихотворения Эдгара По «Ворон», где вещий ворон разговаривает с лирическим героем, пророча ему всяческие несчастья. На многочисленные вопросы ворон отвечает: «Никогда». Ворон «Гумилёва более гуманный. Он пытается ободрить нищего, рассказывая ему свои небывалые виденья (эпитет).

Развалины башни, на которых ворону приснились чудесные сны,- важный в символизме образ. Башня – это стремление вверх, духовный рост. Значит, развалины – остановка в движении, угасание, смерть.

Поведение ворона одновременно присуще и птицам этого вида, и близкому другу, пришедшему к терпящему бедствие товарищу. Он всегда в тревоге, он трепещет от волненья, спеша передать радостное известие.

Инверсии в третьей строфе акцентируют внимание читателя на эпитетах: полёт воздушный и смелый, лебедь нежный и белый. Антитезы в этой строфе (принц — нищий, белый лебедь – чёрный ворон) составляют образный центр произведения

Ворон описывает свои видения, где мир обращён, где чёрное кажется белым.

Гумилёв использует извечную философскую идею о том, что жизнь и сон могут быть перепутаны друг с другом, сон оказаться жизнью и наоборот. Для отвратительного нищего (эпитет) это и было бы воплощением мечты, как стало для нищего Тома Кенти из романа Марка Твена «Принц и нищий» (отсюда противопоставление нищему не богача или, например, царя, а принца).

Последняя строфа возвращает героев в реальность. Единственным мерилом истины становятся эмоции. Нищий плачет бессильно и глухо (наречные эпитеты), мечты только разбередили раны. Чернота материального мира поглотила всё. Это выражается метафорой «ночь спустилась с неба» и эпитетом «тяжёлая ночь».

Старуха, появляющаяся в последних двух строках, оказывается носителем объективной истины. Она крестится учащённо и робко (наречные эпитеты) от страха и неуверенности в уместности своего действия. Она видит нищего, говорящего с каркающим вороном. Эта жуткая ночная сцена происходит на фоне развалин и покосившегося забора. А может быть, старуха, которая тоже услышала и поняла слова ворона, потрясена тем, что осознание разрыва мечты и реальности не обязательно воодушевляет, но может убедить человека в собственном бессилии.

Слово средь земных тревог

В пятой и шестой строфах Гумилев изображает современную ему действительность. Многозначительный союз «но» повторяется неоднократно. С помощью него автор указывает на восприятие слова современными людьми и теми, кто жил в ветхозаветную эпоху. В древности люди ценили его высокое значение, но со временем позабыли об этом. Поэт чувствовал, что время, в котором он живет, знаменательно страшными событиями

Рушилось нечто важное. Эти ощущения перенес в свое произведение Николай Гумилев. Анализ стихотворения «Слово» позволяет понять основные философские идеи в зрелом творчестве поэта

Поэт полагал, что, забыв высокое значение Слова, люди утратили веру. Главные христианские добродетели были заменены бездуховными суждениями и попытками организовать земную жизнь без Бога

Анализ стихотворения «Слово» позволяет понять основные философские идеи в зрелом творчестве поэта. Поэт полагал, что, забыв высокое значение Слова, люди утратили веру. Главные христианские добродетели были заменены бездуховными суждениями и попытками организовать земную жизнь без Бога.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Сеятелям Некрасова В центре повествования образ плодородной пашни, которая часто становится образом повествования Некрасова, он часто описывает ее как незаменимую часть пейзажа Руси. Лирический герой с созерцанием и восхищением описывает то, что ему приходиться видеть
Анализ стихотворений Рубцова
Анализ стихотворения
Мережковского Родное Среди всего творческого многообразия Д. С. Мережковского стихотворение «Родное» является искренним выражением автора к родному краю, тому месту, где каждый рад оказаться спустя много лет прожитой жизни
Анализ стихотворения Блока Сумерки, сумерки вешние Написанное в первый год двадцатого века это мистическое стихотворение начинается эпиграфом Фета. Риторический вопрос, на который всё-таки пытается ответить Блок: «Дождёшься ли?» Мечты. Герой на берегу, волны у ног холодные – не переплыть
Анализ стихотворения Мандельштама silentium (силентиум) Это стихотворение О.Э. Мандельштама вошло в дебютный сборник под названием «Камень». Впервые было опубликовано в популярном на тот момент издании «Аполлон»

Произведение привлекло внимание общественности своей легкой подачей

«Выбор» Н.Гумилев

«Выбор» Николай Гумилев

Созидающий башню сорвется, Будет страшен стремительный лет, И на дне мирового колодца Он безумье свое проклянет.

Разрушающий будет раздавлен, Опрокинут обломками плит, И, Всевидящим Богом оставлен,

Он о муке своей возопит.

А ушедший в ночные пещеры Или к заводям тихой реки Повстречает свирепой пантеры Наводящие ужас зрачки.

Не спасешься от доли кровавой, Что земным предназначила твердь. Но молчи: несравненное право — Самому выбирать свою смерть.

Анализ стихотворения Гумилева «Выбор»

Произведение 1908 г. вошедшее в сборник «Романтические цветы», отражает авторский подход к мировоззренческой категории смерти, тема которой выходит за рамки отдельного издания. Картины последних минут жизни гумилевских героев разнообразны, однако в стихотворениях раннего периода смерть чаще всего представляется обманчивой «Белой Невестой», прекрасной женщиной — «нежной» и «бледной», ласковой и манящей.

Россыпь коротких экспрессивных историй с летальным концом насыщает художественное пространство «Выбора». В каждом из трех катренов — рассказ об ужасном финале трех персонажей: созидателя, разрушителя и охотника.

Первый герой трудится над постройкой башни. Это занятие порождает стойкую аллюзию на притчу о Вавилонской башне, создавая иносказательный смысловой пласт лирического повествования. Несчастный случай, повлекший «стремительный лет» строителя, представляется не беспричинным событием, а жестоким наказанием божества за человеческую дерзость. Отвлеченный образ «мирового колодца», в котором пребывает безумный созидатель, поддерживает двойственный эффект.

Разрушитель проделывает работу, прямо противоположную персонажу-созидателю, но также становится жертвой мести «Всевидящего Бога».

Охотника преследуют «зрачки свирепой пантеры». Место встречи с хищником не имеет значения: будь то пещера или берег реки, жуткий исход неизбежен.

«Безумье», «мука», «ужас», «проклянет», «возопит» — три трагические ситуации объединяет лексика с негативными коннотациями, передающими страдания или страх персонажей.

Содержание финального катрена посвящено философской декларации лирического героя, близкой к позиции автора. Молодого поэта привлекала идея Ницше о свободном человеке, который равнодушен к испытаниям и опасностям. Попытки самоубийства и дуэль, африканские путешествия и окопы первой мировой — факты гумилевской биографии свидетельствуют, что поэт придерживался трудных жизненных дорог. Игра со смертью была способом преодоления глубинного страха, путем, рождающим настоящего героя. В стихотворении декларируется важнейшее право деятельного романтика — прерогатива выбора «своей смерти». Неизбежность земного конца, обозначенного как «доля кровавая», определена властью высших сил. Однако жизненный итог и конечный облик многообразной смерти зависит только от воли лирического субъекта.

История создания

Стих был написан в 1918 году. Перед этим поэт познакомился с Еленой дю Бюше. Произошло это во Франции. Гумилев понимал, что у него нет будущего с Еленой и им не суждено быть парой. У них слишком разные представления о жизни. Но Николай Степанович вернулся в Россию и отказаться от чувств свыше его сил.

Стихотворение является признанием и прощанием одновременно. В нем он скрыл несколько отсылок:

  1. Упоминания о другой стране — после революции царская Россия сильно преобразилась.
  2. Герою нравится играть на зурне — намек на неаристократическое происхождение.
  3. Выходы в свет непривлекательны и это добровольный выбор.

Елена была выходцем из знатной семьи. Брак с ней позволил бы Гумилеву посещать лучшие дома Франции. Он мог стать типичным русским эмигрантом, но… Николай Степанович выбрал себе иную судьбу. Он словно написал пророчество, где предрек свою гибель.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: