Для мальчиков
(314 слов) Александр Блок — один из самых талантливых поэтов Серебряного века. В его творчестве затронуты темы патриотизма, революции, духовной любви к прекрасной даме, тоски и безнадёжности, надежды и силы, греха в душе человеческой. Моё любимое произведение поэта-символиста – поэма «Двенадцать».
Блок считал поэму «Двенадцать» главным произведением. Изначально поэт относился к перевороту 1917 года оптимистично. В произведении описывается, как во время комендантского часа двенадцать красноармейцев обходят улицы и наводят ужас на обывателей, устраивая расправы.
У Блока всё творчество построено на образах. «Двенадцать» начинается с образа ветра, который символизирует уход старого мира для прихода нового, очищения. Прошлое предстаёт перед читателями в образах: «барыньки в карауле», и старушки, которая похожа на курицу. Также нам встречаются буржуй и шелудивый пёс, которые идентичны по своей сути. Новый мир воплощается в двенадцати красноармейцах, которые сопоставимы с двенадцатью апостолами новой веры. Они — люди с тёмный прошлым, об этом заставляет задуматься фраза: «На спину б надо бубновый туз». Раньше такой знак указывал на человека, который совершил преступление. Можно сделать вывод, что мужчины с несчастной, исковерканной судьбой, стараются обрести светлое счастливое будущее. К сожалению, новый мир пропитан чёрной злобой из-за социального неравенства прошлых лет. Повествователь же считает злобу грустной, ведь нельзя хотя бы что-то изменить. Месть сметает все на своем пути, и это закономерно.
Конфликт возникает между девушкой Катей и красноармейцем Петей. Она с юнкером гулять ходила, потом с солдатом, и все это потому, что нужно было как-то зарабатывать на жизнь. Но мужчина из-за сильной ревности убил Катю, которая символизирует старую Россию, что из нужды была рабой господ и военных. Человек переступил границу, теперь дорога жестоких преступлений открыта. Катя – соединяющая нить старого мира с новым, но и эту тоненькую верёвочку герой отрезает.
Поэт поднимает перед читателями много вопросов. Есть ли светлое будущее у тех, у кого «свобода без креста», кто смело идёт «без имени святого»? В конце поэмы появляется страшный, но справедливый судья – Иисус Христос. Неизвестно, каким будет его приговор: благословить революцию или проклясть.
klassreferat.ru
И вечный бой! Покой нам только снится… А. Блок Александр Александрович Блок — замечательный русский поэт. Вступив в литературу отрешенным от жизни лириком, через душевные переживания и коллизии жизни Блок вырос в истинно великого национального поэта. Придя в литературу на изломе истории, поэт смог отразить время в своем творчестве. Постепенно Блок отходит от мистицизма и символизма, в его поэзию вливается реальная жизнь со своими печалями и радостями, тревогами и заботами. В этом плане стихотворный цикл \»На поле Куликовом\» имел большое значение. Я — не первый воин, не последний, Долго будет Родина больна Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена! Блок очень тяжело переживал поражение первой русской революции, но не утратил чувства будущего. Временное торжество реакции он правильно оценил как \»случайную победу\» палачей народа и предрекал наступление еще .более грозных и великих событий. Главной его темой становится Россия. Поэта интересует история Родины, ее славные победы он воспевает в стихотворении \»На поле Куликовом\», написанном в 1908 году. Вслед за великими предшественниками: Пушкиным и Лермонтовым, Тютчевым и Некрасовым — Блок, обращаясь к русской истории, ищет аналогии с современным ему периодом. В героической истории России он находит ответы на свои сложнейшие вопросы. О, Русь моя! Жена моя! До Нам ясен долгий путь!: Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. У какого еще поэта найдешь такой образ Родины- жены, прекрасной молодой женщины? Тонкий лирик, чувствующий малейшие оттенки и нюансы языка, Блок сумел найти тот единственно верный, близкий его поэтике образ России, горячо любимой Родины. Это мне особенно близко. Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь. Поэтом взят для стихотворения один из самых драматических периодов истории России. Перед государством стоял вопрос жизни и смерти. Россия не могла не выстоять в этой решительной борьбе, она собрала все силы и победила. Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь… Закат в крови! Из сердца:кровь струится! Плачь, сердце, плачь…. Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь! Весь цикл пронизан пафосом патриотизма. Мне нравится, это стихотворение, оно будит гордость за прошлое России, вселяет уверенность в будущее. Всегда были смутные и тяжелые времена, но каждый раз моя Родина выходила с честью из испытаний. Так было и будет всегда, убеждаюсь в этом, литая стихи Блока. И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль. Инет конца! Мелькают версты, кручи… Останови!
Рекомендуем посмотреть:
- Сравнительный анализ стихотворений А. Блока «В неуверенном, зыбком полете…» и Б. Пастернака «Ночь»
- Позиции лирических героев в стихотворениях «Ангел-хранитель» А.Блока и «Рыцарь на час» Н.А.Некрасова
- Соотношение идеала и действительности в лирике А. А. Блока
- Красота России в лирике Блока
- Трактовка символизма у Блока
- Образ революционной эпохи в поэме А. А. Блока “Двенадцать»
- Образ Руси в поэзии Блока
- Тема искусства в лирике Александра Блока
- Какой предстает Россия в лирике Блока
- Своеобразие любовной лирики А. А. Блока
Анализ стихотворения Блока «Мой любимый, мой князь, мой жених…»
В 1903 году Александр Блок женился на Любови Менделеевой – подруге своего детства, в которую после нескольких лет разлуки влюбился без памяти. Его избранница довольно прохладно восприняла ухаживания молодого поэта и даже сперва ответила ему отказом. Однако когда после столь неудачного завершения дачного романа пара встретилась в петербургском кафе, поговорка о том, что браки заключаются на небесах, наша еще одно жизненное подтверждение.
Для Любови Менделеевой этот союз был наполнен некой мистикой. Сам же Блок, так долго мечтавший о том, чтобы до конца жизни быть со своей любимой, долгое время пребывал в восторженном состоянии. Во всяком случае, даже через год семейной жизни Любовь Менделеева жаловалась своей матери, что она до сих пор еще является девицей, поэтому о внуках пока не может быть и речи. Свои претензии она нередко высказывала и супругу, который был убежден, что любые физиологические отношения убивают возвышенные чувства. Тем не менее, Блок прекрасно понимал, что поступает довольно жестоко по отношению к любимой, которая мечтала о нормальной и полноценной семье. Но – ничего не мог поделать со своими предубеждениями. Весной 1904 года он написал стихотворение «Мой любимый, мой князь, мой жених…», в котором попытался передать все те чувства, которые испытывает его супруга. Стихотворение написано от ее имени и весьма далеко от тех чувств, которые на самом деле испытывала Любовь Менделеева. Тем не менее, автор, продолжая ее обожествлять, вкладывает в уста любимой возвышенные фразы наподобие «я ловлю твои сны на лету» и «я огонь для тебя сберегу».
На самом деле Любовь Менделеева лишена романтических чувств, она достаточно прагматична, чтобы питать нежность к человеку, который ею пренебрегает. Между тем, Блок считает, что его избранница должна благодарить высшие силы за то, что им даровано счастье быть вместе. Но супруга поэта не страдает религиозным фанатизмом, ей трудно поверить в то, что Блок в прямом смысле слова вымолил у Господа этот брак, обратившись к нему за помощью в самые трудные минуты своей жизни.
Единственной правдивой строчкой в этом произведении является концовка, когда героиня стихотворения утверждает: «Жду тебя, моего жениха, все невеста – и вечно жена». Действительно, Любови Менделеевой пришлось проявить завидное терпение и стойкость, чтобы не оставить супруга в первый же год совместной жизни. Позже, когда вопрос физической близости наконец-то был решен, она признавалась, что муж ведет себя в постели весьма эгоистично. И это стало одной из основных причин, по которой Любовь Менделеева вскоре ушла от супруга к поэту Андрею Белому.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 20 строк ✑
Сочинение: Блок — поэт серебряного века
(476 слов) Александр Блок был ярким представителем поэзии серебряного века, совмещая в своих произведениях ставшую классической лирику и обилие образов-символов.
Любовь ко всему новому была привита Блоку с раннего детства огромным количеством творческих гостей в доме матери будущего поэта. Он родился в семье, где литература и образование стояли на первом месте, поэтому будущий поэт поступил в тот университет, где является ректором его дедушка. Хотя поблажек молодому представителю династии не было, он был грамотен и образован в достаточной мере, чтобы закончить обучение без поддержки семьи. Вся жизнь Блока — путь его становления, как поэта. Он начинал писать с раннего детства, и с тех пор каждый его жизненный этап становится текстом, о каждом периоде жизни можно найти строки в его творчестве. Смотря на все пережитое поэтом, нельзя сказать, что его жизнь была полна трудностей, хотя последние годы жизни Блока были действительно нелегкими. Однако, несмотря на довольно свободную жизнь без претензий со стороны властей, у поэта все же есть произведения, в которых действующая власть осуждается, пусть и не напрямую. Например, в стихотворении «Фабрика» он осуждает представителей буржуазии за те условия, в которых приходится работать людям. Он был яркой личностью, люди тянулись к нему за помощью, поддержкой и пониманием. Именно поэтому каждый раз, когда в конце жизни у него возникали проблемы с властями, находились друзья, старавшиеся поддержать его не только морально, но и практически.
Быть поэтом серебряного века означало быть голосом новой эры в искусстве. И не просто тем, кто идет против системы или действующих норм и правил, а говорить с людьми обо всем: в его лирике мы найдем серьезные политические поэмы («Двенадцать», «Скифы»), любовную лирику («В ресторане», «Стихи о прекрасной даме»), философскую лирику («Окна во двор», «Русский бред»), стихи о родине («Русь», «Сны») и множество других образчиков творчества поэта-символиста. У Блока это получалось, он был любим и читателями, и критиками. Ему, как и многим современникам, в поэзии свойственны яркость образов и обилие символов, а в жизни у него преобладали обилие эмоций и вспыльчивость характера. Так же, как и многим поэтам, Блоку доставалось огромное количество внимания и, несмотря на единственный брак, многие романы были двигателями его творчества.
Вспоминая жизненный путь поэта и его творчество, мы понимаем, как он был восприимчив к влиянию людей, которые ему нравились и вызывали восхищение. Можно буквально физически ощутить влияние некоторых поэтов, знакомых с автором (таких как Ахматова и Луначарский). И дело здесь не в заимствованиях приемов или идей — Блок вдохновлялся образами, которые дарили ему разные люди.
Именно в образах — сильных, ярких, запоминающихся — присутствует Блок и по сей день в своих стихотворениях. Именно они — сам автор.
Он умер в 40 лет, но, в отличии от Цветаевой или Есенина, не закончил жизнь самоубийством. Блок любил жизнь, ему нравилось жить, узнавать что-то новое, искать это новое в путешествиях, книгах, людях. Он родился во время правления императора, а умер с Советском Союзе, пережил революцию и даже поддержал ее. С его смертью многие исследователи связывают конец эпохи серебряного века, ведь Блок был его символом.