Федор тютчев 📜 всесилен я и вместе слаб

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева

Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян дуновеньем

Тех лет душевной полноты,

С давно забытым упоеньем

Смотрю на милые черты…

Как после вековой разлуки,

Гляжу на вас, как бы во сне, —

И вот — слышнее стали звуки,

Не умолкавшие во мне…

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, —

И то же в вас очарованье,

И та ж в душе моей любовь!..

История написания

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое» было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Я встретил вас – и все былое” по плану. Данный разбор можно использовать при изучении произведения на уроке литературы в 10 классе.

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение “Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: “Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела “милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – “время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – “и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: “слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: “жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: “в отжившем сердце”, “время золотое”, “душевной полноты”, метафоры: “весь обвеян дуновеньем”, “сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: “…все былое… ожило”, “…жизнь заговорила вновь”, гипербола: “Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: “з”, “с”, “д”, “т”, “б”, “п” (аллитерация). Например, звук “т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков “о”, “а”, “е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора (“Тут не одно…”, “Тут жизнь…”; “И то же в вас…”, “И та ж в душе…”), и градация (“Бывают дни, бывает час”).

Анализ стихотворения Тютчева «Всесилен я и вместе слаб…»

Стихотворение относится к раннему творчеству Тютчева. Точная дата его написания неизвестна. Наиболее вероятна версия, высказанная советским литературоведом и биографом поэта Пигаревым. По его мнению, произведение создано в 1810-е годы. В стихотворении прослеживается сильное влияние Раича – домашнего учителя Федора Ивановича, а также поэта и переводчика с древних языков. Именно он познакомил юного Тютчева с античной и русской поэзией, рассказал о теории литературы, объяснил значение противопоставления, как средства художественной выразительности. Именно на антитезе построено произведение «Всесилен я и вместе слаб…». На рукописи стихотворения стоит пометка «Перевод Ф. Т…ва», при этом до сих пор не определен оригинал. По убеждению ряда исследователей, Тютчев творчески переработал что-то из сочинений Якоба Беме – немецкого мистика и теософа, активная деятельность которого относится к началу семнадцатого столетия.

«Всесилен я и вместе слаб…» – пример философской лирики Федора Ивановича. В произведении есть явные отсылки к известной оде Державина «Бог» (1784). В ней также провозглашается двойственная природа человеческого бытия. По Тютчеву, люди одновременно всесильны и слабы, властители и рабы. У Гавриила Романовича встречается похожая мысль: «Я царь – я раб – я червь – я бог!». Кстати, существует версия, что пометка «Перевод Ф. Т…ва» все-таки не подразумевает наличия иноязычного оригинала. Тютчев имел в виду совсем другое: перевод державинской темы (противоречивость человеческой природы) и его текстов в собственную поэтическую систему. Тем более, в стихотворении обнаруживаются еще и аллюзии на оду «Фелица» Гавриила Романовича, написанную в 1782 году.

Позднее в творчестве Тютчева не раз встречаются попытки ответить на важнейшие вопросы: что значит человек, откуда и куда он идет, зачем живет под небесным сводом. Кроме того, Федор Иванович пытался понять причины нравственного и духовного кризиса своих современников. «Растление духа» поэт считал главной болезнью девятнадцатого века. Он постоянно пытался найти пути исцеления от страшного недуга. «Всесилен я и вместе слаб…» в этом контексте представляет собой сокровенную личностную исповедь, призванную указать людям на их изначально божественную природу, напомнить им о необходимости самопознания.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева.

Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни:

Как сердце высказать себя? Другому как понять тебя? Помет ли он, чем ты живешь?

Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:

Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои.

Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством. Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения:

Взрывая, возмутишь ключи, — Питайся ими – и молчи.

Тем самым углублять свои знания и представления о мире. Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а так же скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу. Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.

Образы и символы

В стихотворении «Я встретил вас…» поэт использует разнообразные образы символы, что весьма свойственно романтизму. Что бы передать внутреннее состояние лирического героя, Тютчев использует образ осени и лета. Он был немолод, поэтому свою старость ассоциирует с осенью, но когда он начинает вспоминать свои былые чувства, которые возвращают его в молодые годы, в сердце расцветает весна.

В стихотворении так же появляется мотив сна.

Федор Иванович Тютчев  пытается донести до читателя то, что любить человек способен в любом возрасте. Чувства  всегда живы, поэтому стоит дать им волю – как они просыпаются с новой силой.  

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Анализ стихотворения «Я встретил вас – и все былое» Тютчева 2 вариант

Стихотворение «Я встретил вас – и все былое” было написано Ф. И. Тютчевым в 1870 году. Оно является одним из примеров любовной лирики поэта, созданной в поздний период его творческой карьеры.

Краткий анализ

История создания – стихотворение было написано в 1870 году, когда Тютчеву уже исполнилось 67 лет, это один из примеров произведений о любви.Тема – стихотворение о чувствах, забытых поэтом, но вновь вспыхнувших при встрече после долгой разлуки.Композиция – линейная, автор сообщает читателю о своей внезапной встрече с когда-то любимой им женщиной, сравнивает ее с кратковременным ощущением весны поздней осенью, описывает свои чувства, приходя в конце концов к осознанию, что все это – истинная любовь.Жанр – точки зрения исследователей расходятся в вопросе о жанровой принадлежности: некоторые склонны относить это стихотворение к оде, другие – к элегии.Стихотворный размер – стихотворение написано ямбом, используется точная, мужская и женская рифмы, причем последние чередуются, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.Эпитеты – «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”.Гипербола – «Как после вековой разлуки…”.Олицетворения – «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”.Метафоры – «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.Аллитерация – повторение звуков «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п”.Ассонанс – повторение гласных звуков «о”, «а”, «е”.Анафора – «Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”.Градация – «Бывают дни, бывает час…”.

История создания

Любовная лирика Федора Тютчева особенно примечательна в поздний период его творчества. В стихах отразились его чувства, разочарования и мечты. Стихотворение «Я встретил вас” он написал в 1870 году в уже зрелом возрасте. Но, несмотря на это, произведение наполнено глубокими, яркими эмоциями, живой силой любящего сердца. Вызвано это было встречей с женщиной, которую поэт любил в прошлом. Ее имя было зашифровано им в буквах К.Б.

Тема

Лирический герой встречает свою прошлую любовь, которая вновь пробуждает в нем прежние чувства. Воспоминания приятны ему: «Я вспомнил время золотое – и сердцу стало так тепло…”.

Образ возлюбленной не точен, передаются лишь ощущения поэта. Мы не можем представить, как выглядела эта женщина, какие имела «милые черты”, но понимаем, что Тютчев любил ее.

Композиция

Стихотворение состоит из пяти строф, каждая из которых несет в себе определенный смысл, а вместе они создают единую цепочку размышлений поэта. Из первой мы узнаем о встрече героя с его возлюбленной, которую он давно не видел. Прошлые времена, связанные с ней, он называет – «время золотое”, они дороги ему. От мысленного возвращения к ним оживают прежние чувства – «и сердце стало так тепло”.

Во второй строфе поэт сравнивает свою жизнь с осенью, а вновь напомнившие о себе ощущения – с весной.

Следующие строфы – это постепенное усиление, наплыв чувств: «слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…”. И уже в конце стихотворения он смело называет это любовью: «жизнь заговорила вновь”.

Жанр

Жанр, в котором был написан стих, ученые определяют по-разному. С одной стороны, он похож на оду, с другой – на элегию. Сейчас всем известен также одноименный красивый, мелодичный романс, получившийся в результате наложения стихотворения на музыку.

Стихотворение составлено пятью строфами по четыре строчки и написано ямбом. Используются разные виды рифмы, происходит их чередование: в первой и третьей строке – женская (былое – золотое, порою – весною), во второй и четвертой – мужская (ожило – тепло, час – нас). Для всех строк характерна точная рифма: дуновеньем – упоеньем, полноты – черты. Способ рифмовки – перекрестный (строки рифмуются по принципу АВАВ).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные в стихотворении, достаточно разнообразны. Их сочетание создает ощущение сопереживания лирическому герою, его чувств. Тютчев использует эпитеты: «в отжившем сердце”, «время золотое”, «душевной полноты”, метафоры: «весь обвеян дуновеньем”, «сердцу стало так тепло”.

Также интересны олицетворения: «…все былое… ожило”, «…жизнь заговорила вновь”, гипербола: «Как после вековой разлуки…”.

Особая мелодичность и напевность стихотворению придается за счет повторения звуков: «з”, «с”, «д”, «т”, «б”, «п” (аллитерация). Например, звук «т” в первой строфе встречается семь раз. А также используется ассонанс – повторение звуков «о”, «а”, «е”.

Для усиления производимого на читателя эффекта поэт применяет и такие художественные средства, как анафора («Тут не одно…”, «Тут жизнь…”; «И то же в вас…”, «И та ж в душе…”), и градация («Бывают дни, бывает час”).

Темы, проблемы

Главная, и, пожалуй, единственная тема, которую поднимает Федор Иванович в стихотворении «Я встретил вас…» — это тема любви.

Поэт рассказывает о том, как ему посчастливилось встретить любимую женщину, с которой он был вынужден расстаться еще в молодости. Даже спустя столько времени, чувства поэта по-прежнему живы, а сердце жаждет любви.

Независимо от того, что стихотворение «Я встретил вас…» имеет небольшой размер, автору удалось передать читателю всю гамму чувств, которые царили в его душе. У него получилось рассказать о том смятении, восторге, светлой печали и ностальгии, которую испытывает его лирический герой, когда встречает любимую женщину, с которой пришлось расстаться много лет назад.

Анализ стихотворения «Silentium!» Тютчева

Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.

Стихотворение Тютчева «Silen­tium!» было написано в 1830 году четырехстопным ямбом. Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни:

Как сердце высказать себя?

Другому как понять тебя?

Помет ли он, чем ты живешь?

Он ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей.

Тютчев рассуждает о том, что даже сердце порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства, и мечты свои.

Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.

Но также Тютчев призывает слушать чужие мнения:

Взрывая, возмутишь ключи, —

Питайся ими – и молчи.

Тем самым углублять свои знания и представления о мире.

Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу.

Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным.

Мне нравитсяНе нравится1

Жанр, размер

С точностью сказать к какому жанру относится стихотворение очень сложно. По мнению одних – это ода, поскольку посвящается конкретному адресату. В стихотворении в подробностях описываются все чувства и эмоции, которые испытывает лирический герой к предмету обожания. По мнению других – анализируемое стихотворение является элегией, потому что в нем выражаются интимные эмоции и переживания, настроение грусти. Так же в стихотворении присутствует философский мотив.

Направление произведения – романтизм. Рифмовку поэт использует перекрестную, рифму чередует женскую с мужской. Размер написания – двусложный ямб.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

Вряд ли какое-либо другое произведение Федора Ивановича Тютчева (1803—1873) подвергалось такому множеству противоречивых интерпретаций, как его гениальное стихотворение «Silentium!» («Молчание!») (не позднее 1830 года). Стихотворение состоит из 18 строк, разделенных на три шестистишия, каждое из которых относительно самостоятельно и в смысловом, и в интонацион­но-синтаксическом отношениях. Связь этих трех частей — только в развитии лирической темы.

Из формальных средств в качестве скрепляющего эти три части начала можно отметить одно­родные концевые рифмы — точные, сильные, мужские, ударные — и рифмуемые ими последние в каждом из трех шестистиший строки. Главное, что соединяет все три части в художественное це­лое, — интонация, ораторская, дидактическая, убеждающая, призывная и приказывающая. «Мол­чи, скрывайся и таи», — непререкаемое повеление первой же строки повторяется еще трижды, во всех трех шестистишиях. Первая строфа — энергичное убеждение, приказ, волевой напор.

Во второй строфе энергия напора, диктата ослабевает, она уступает интонации убеждения, смысл которого в том, чтобы разъяснить решительные указания первой строфы: почему чувства и мечты должны таиться в глубине души? Идет цепочка доказательств: «Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? / Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь». Речь идет о коммуникабельности, о возможности одного человека передать другому не свои мыс­ли — это легче, — а жизнь своей души, своего сознания и подсознания, своего духа, — того, что не сводится к разуму, а гораздо шире и тоньше. Чувство, оформленное в мысль словом, будет заве­домо неполным, а значит, ложным. Недостаточным, ложным будет и понимание тебя другим. Пы­таясь рассказать жизнь своей души, свои чувства, ты только все испортишь, не достигнув цели; ты только встревожишь себя, нарушишь цельность и покой своей внутренней жизни: «Взрывая, возмутишь ключи, — / Питайся ими — и молчи».

В первой строке третьей строфы содержится предостережение о той опасности, которую несет в себе сама возможность соприкосновения двух несовместимых сфер — внутренней и внешней жизни: «Лишь жить в себе самом умей. ». Это возможно: «Есть целый мир в душе твоей / Таинс­твенно-волшебных дум; / Их оглушит наружный шум,/ Дневные разгонят лучи». «Таинствен­но-волшебные думы» возвращают мысль к первой строфе, так как они аналогичны «чувствам и мечтам», которые, как живые существа, «и встают, и заходят», — то есть это не мысли, это меч­тания, ощущения, оттенки душевных состояний, в совокупности своей составляющие живую жизнь сердца и души. Их-то и может «оглушить» «наружный шум», разогнать «дневные» «лу­чи» — вся сумятица «дневной» житейской суеты. Поэтому и нужнб беречь их в глубине ду­ши; лишь там они сохраняют свою гармонию, строй, согласное «пенье»: «Внимай их пенью — и молчи!»

Таково содержание этого совершеннейшего создания тютчевской философской лирики. Оно це­лостно и гармонично

Стоит сосредоточить внимание только на афоризме «Мысль изреченная есть ложь», и стихотворение будет говорить уже о вечной разобщенности людей, и в таком качестве будет живо и актуально для человека всех эпох, потому что поведает нам о том, что коренится в самой природе человека

Ф. И. Тютчев «Еще шумел веселый день. »

Стихотворение Тютчев написал в 1829 году, доработав его в 1851 году.

В стихотворении говорится о соотношении дня и ночи, об их смене, о значении этой смены в жизни человека. Эта тема присутствует во многих стихотворениях поэта.

Человек в поэтическом мире Тютчева одинок и в сиянии дня, и во мраке ночи. Бездны разверзаются между человеком и природой. Неопределенность окружает человека.

Стихотворение начинается со слова «Еще. » и с описания «дневного мира»:

Еще шумел веселый день,

Толпами улица блистала,

И облаков вечерних тень

По светлым кровлям пролетала.

Но неминуемо наступление «уже. »: день — это всегда лишь покров над бездной безымянной, это сон, от которого происходит пробуждение в ночь, в бездну. Образ дня-покрова, который присутствует во многих «ночных» стихотворениях поэта, сменяется образом ночи-покрова. И является мир ночи, молчания, неясных теней и звуков:

Затих повсюду шум и гам,

И воцарилося молчанье —

Ходили тени по стенам

И полусонное мерцанье.

Ночной покров несет успокоение для измученной души, для человека, который ощущает себя «обломком старых поколений», «пережившим свой век». Поэт понимает, что смена дня и ночи неизбежна, что на смену старому, «вчерашнему» уже спешит новое, пробудившееся от «благодатного сна».

Поэт метафорически изображает луну, не называя ее — только обозначая: светило, и кажется, это взгляд самой ночи, взгляд «оттуда»:

Украдкою в мое окно

Глядело бледное светило,

И мне казалось, что оно

Мою дремоту сторожило.

В последней строфе мотив торжества ночи, царства теней звучит еще явственней:

И мне казалось, что меня Какой-то миротворный гений Из пышно-золотого дня Увлек, незримый, в царство теней.

В стихотворении много слов со значением зыбкости, неопределенности (строй невнятный, странное пробужденье, тени по стенам, полусонное мерцанье, какой- то миротворный гений), дважды повторено слово «казалось».

Поэт употребляет множество выразительных эпитетов, часто это сложные прилагательные: жизни благодатной, строй стозвучный, шумный и невнятный, полусонное мерцанье, бледное светило, миротворный гений, из пышно-золотого дня.

Такая поэтическая лексика усиливает ощущение двойственности описываемого Тютчевым мира, его противоречивости и единства.

Основной прием стихотворения — антитеза, контраст.

Основная идея

Основная мысль стихотворения «Я встретил Вас…» заключается в том, что любовь дарит нам заряд жизненной силы. Герой после долгих лет разлуки встречает свою любимую женщину, и былые чувства возрождаются в его душе. Он с трепетом вспоминает свою молодость, то золотое время, когда он и его возлюбленная были так молоды и так счастливы.

Глядя на любимую женщину, герой замечает, что спустя время она совсем не изменилась, в его глазах она осталась такой же прекрасной юной девушкой. Он снова чувствует себя вдохновленным и полным сил, пусть даже и на мгновение. Смысл его посыла сводится к тому, что воскресшее чувство к женщине озарило его душу. Любовь прекрасна даже в осенней своей поре, когда от ее света остались лишь блики.

История создания

Анализируемое стихотворение занимает почетное место в творческом наследии поэта. Написал он его в 1870 году, когда поэту исполнилось 67 лет. Но, невзирая на преклонный возраст, Федор Иванович сумел наполнить текст сильными эмоциями и передать всю гамму чувств, которые испытывает по-настоящему любящий человек.

Изначально стихотворение «Я встретил вас – и все былое» называлось иначе – просто инициалами «К.Б.».  Данные инициалы принадлежали той самой девушке, которую безумно любил поэт, будучи молодым. Но тогда данная любовная история не имела счастливого конца. Причиной разрыва стали родители девушки, которые были категорически против их брака. Девушке не оставалось ничего другого, как выйти замуж за другого мужчину. Данное событие отложило весомый отпечаток на дальнейшем творчестве поэта, поскольку чувства и переживания были очень сильными. Подобное чувство не проходит со временем, а навсегда остается глубоко в сердце.

Но так случилось, что поэт уже, будучи пожилым человеком, встретил ту самую женщину, воспоминания о которой терзали его на протяжении всей жизни. Звали возлюбленную автора Амалия Крюденер. И все те нежные чувства, воспоминания и былая любовь в одночасье вернулись к Тютчеву. Его сердце вновь начало биться быстрее, ведь в нем вновь поселилась любовь.

История создания

Произведение, ставшее главным в творчестве писателя, Ф. Тютчев написал в 1870 году, будучи на тот момент уже в возрасте 67 лет. Но, вопреки прошедшим годам, произведение наполнено глубокими, сильными эмоциями и трепетом любящего сердца.

Стоит отметить, что изначально это стихотворение было озаглавлено инициалами «К.Б.», за ними скрывается имя той самой девушки, в которую и был влюблен поэт во времена своей молодости. К сожалению, этой любви не удалось сбыться, ведь родители девушки были против их союза, и ей пришлось связать свою судьбу с другим мужчиной. Эта драма, несомненно, отразилась на дальнейшем творчестве писателя, ведь такие переживания остаются шрамами на сердце на всю жизнь.

Однако, находясь в пожилом возрасте, когда, казалось бы, в сердце поэта уже не было места для сильных чувств, Тютчев вновь встречает ее, ту самую девушку- Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Нахлынувшие воспоминания вновь заставляют поэта чувствовать полноту жизни, теплоту и любовь, точно все это волшебный сон.

Стихотворный размер

Произведение написано четырехстопным хореем с перекрестной рифмой и чередованием мужских и женских рифм (последнее ударение то на последнем, то на предпоследнем слоге):

Пла-мя// рде-ет // пла-мя// пы-шет // Иск-ры// брыз-жут // и ле// тят

В последних четырех строках каждой строфы наблюдается неточная рифма: крики – чую. Это подчеркивает присутствие определенного дисбаланса в душе, дисгармонии в общей атмосфере.

Сумрак тут, там жар и крики,-Я брожу как бы во сне,-Лишь одно я живо чую:Ты со мной и вся во мне.

Во второй строфе с зеркальной точностью повторяется эта же особенность: неточная рифма именно первой и третьей строк (обвеян – с тобою)

Я, дыханьем их обвеян,Страстный говор твой ловлю…Слава богу, я с тобою,А с тобой мне как в раю.

Кстати, рифма второй и четвертой строк также не является очень точной, это небогатая рифма: во сне – во мне, ловлю – в раю. Все это исподволь создает у нас ощущение хаоса и беспокойства, царящего в душе лирического героя.

И поэтому сколько бы ни старался герой убедить себя, что «в покое нерушимом Листья веют и шуршат», образ агрессивного огня, пожара явно перевешивает в стихотворении.

Вывод

Стихотворение «Молчание» — это прощание Фёдора Ивановича с иллюзиями молодости, это смутное чувство тревоги, это попытка разобраться в собственной душе

Молодой автор будто боится признаться самому себе в собственном благополучии, и осторожно приказывает оставаться с собственными чувствами и мыслями наедине

Это очень лиричное и интимное произведение, где Тютчев словно пророк даёт себе советы и задаёт вопросы, зная ответы за ранее. Такая философия — это ключ к разгадке о великом таланте нашего соотечественника, жившего в XIX веке и оставившего такое наследие, которое остаётся актуальным и в наши дни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: