Даты написания и публикации
Судьба одного из величайших мастеров русского поэтического слова Фёдора Ивановича Тютчева (1803—1873) сложилась самым удивительным образом, необычным для большинства его коллег. В ней полно противоречий и парадоксов, главным из которых является, пожалуй, тот факт, что Тютчев долгое время не считал поэзию основным призванием, хотя и учился в Московском университете именно на факультете словесности.
Странно и то, что, поступив после учёбы на службу в Коллегию иностранных дел и отправившись на постоянное место жительства в Германию, молодой человек не оставил занятий литературным творчеством, продолжил писать на родном языке, раскрывая в стихах редкостный талант тонкого лирика, прекрасно чувствовавшего все оттенки разнообразных душевных переживаний, умевшего слушать природу и передавать красоту и гармонию её настроений .
Множество прекрасных стихов были написаны им в молодые годы, в период жизни в Европе, в сложных семейных отношениях с немецкими девушками Элеонорой и Эрнестиной, в стеснённых финансовых обстоятельствах. Долгое время эти произведения нигде не публиковались, русский читатель познакомился с одарённым поэтом в 1836 году, когда подборка его стихов была размещена в пушкинском журнале «Современник».
Стихотворение «Тени сизые смесились» к тому времени уже было написано, но не попало в число избранных для публикации ни в журналах, ни в прижизненных изданиях книг Тютчева. Под названием «Сумерки» оно было впервые включено лишь в посмертный сборник, увидевший свет в 1879 году, когда творческим наследием усопшего поэта занималась его вдова Эрнестина Тютчева (урождённая Пфеффель).
Анализ стихотворения Тютчева «Слезы»
С поэзией Тютчева все мы знакомимся в начальных классах, читая его произведения о природе. Чуть позже, примерно в средних классах, на ум пытливому читателю приходит мысль, что этот поэт не просто рисует природу, главное для него – ее осмысление. Становясь еще старше, мы знакомимся с философскими стихотворениями поэта, своеобразным размышлением о смысле жизни, об устройстве мира и места человека в нем
Самый увлекшийся поэзией Тютчева читатель обратит внимание и на его религиозные стихи, занимающие особый пласт среди философских мыслей. Исчерпав все возможности, которые представляет Природа, Тютчев стремительно движется навстречу религии
По его мнению, есть всё же не Природа, а нечто Иное, Что человеку не так легко понять. К этому нужно идти, стремиться, лишь человек, имеющий жизненный опыт за плечами, может осознать это Иное.
Тютчев восхищается природой, он выражает свой восторг, вызванный деталями, которые дарует человеку природа в обыденной жизни: красота и манящий аромат плодов, созревших на деревьях, пурпур свежего вина в бокале, ощущение наступления весны, когда мир начинает просыпаться после долгого сна, запах распустившейся розы.
Но большее внимание Тютчев уделяет слезам, каплям, в которых хранится вся чистота и непорочность. Автор испытывает к ним почти божественное чувство: они чисты и ни с чем не сравнимы
В них преломляется свет, они очищают душу, останавливают течение времени — лишь, когда человек перестает плакать, все в мире продолжает для него идти своим чередом.
Автор считает, что слезы даны человеку для очищения души. Человек по Тютчеву существо низкое, но не падшее и слезы, капающие из глаз в минуты страданий или восхищения как будто сами по себе, тому доказательство.
Средства выразительности
Стихотворение «Еще земли печален вид», средства выразительности которого ярко отражены во многих словах, обладает что обозначает сопоставление души человека с природой. Используются метафоры: «воздух дышит», «природа не проснулась», «природа послышала», «душа спала», «играет кровь». Это показывает ту самую связь. Эпитеты придают особенную красоту и загадочность строкам. Идет четкое сравнение души людской и природной.
Федор Тютчев стихи пишет от всей души, использует такие приемы, которые посредством обычных слов способны донести глубокую мысль до читателя. Его неоднозначность и красота привлекают к тому, чтобы вникнуть в произведение еще больше, прочитать его не раз и обсудить это с другими. Кто как понял переданные строки, что почувствовал? Эти вопросы будут задаваться вновь и вновь, но истинный смысл, наверное, будет трудно понять. Анализ стихотворения «Еще земли печален вид» Тютчева заставляет задуматься и понять красоту природы по-новому.
Русские классики — это наше народное достояние. Они известны на весь мир и поражают воображение своими изысканными произведениями. Не исключение и Фёдор Иванович Тютчев. Поэты и прозаики как прошлого времени, так и настоящего дали и дают отменные оценки этому поэту. Изысканные и интересные шедевры, многие из которых заставляют задуматься, а также учат вещам, которые помогут сделать мир значительно лучше. Авторы произведений дают понять родителям, что своих детей нужно учить любить литературные творения еще с младенчества. Проза и стихотворения способны не только улучшить воображение, но и повысить имеющийся словарный запас. С помощью книг читатель попадает в своеобразный виртуальный мир, где происходит особенное познание.
Следует отметить, что произведения Фёдора Ивановича Тютчева достойны особенного внимания и уважения. Во многих стихотворениях отслеживается необычная философская мысль, в которой отражается сущность и связь человека и всего окружающего мира. Еще земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мертвый в поле стебль колышет, И елей ветви шевелит. Еще природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она, И ей невольно улыбнулась… Душа, душа, спала и ты… Но что же вдруг тебя волнует, Твой сон ласкает и целует И золотит твои мечты?.. Блестят и тают глыбы снега, Блестит лазурь, играет кровь… Или весенняя то нега?.. Или то женская любовь?.. |
LiveInternetLiveInternet
Фёдор Иванович Тютчев
Слезы людские, о слезы людские, Льетесь вы ранней и поздней порой… Льетесь безвестные, льетесь незримые, Неистощимые, неисчислимые,- Льетесь, как льются струи дождевые В осень глухую, порою ночной.
Знаменитая тютчевская миниатюра «Слезы людские, о слезы людские…» написана в конце 1840-х годов. Историю ее создания рассказал литератор и один из лидеров славянофильского движения в Российской империи Иван Сергеевич Аксаков. С Федором Ивановичем его связывали дружеские отношения. В частности, в 1866 году Аксаков женился на дочери поэта – фрейлине Анне Федоровне, в браке с которой прожил до самой смерти. Кроме того, его перу принадлежит очерк «Биография Ф. И. Тютчева», написанный в 1874 году. По словам Ивана Сергеевича, в один из дождливых осенних вечеров Тютчев вернулся домой на «извозчичьих дрожках, почти весь промокший». Вышедшей ему навстречу дочери он сказал, что по дороге сочинил несколько стихотворений. Пока его раздевали, поэт продиктовал проникновенную миниатюру «Слезы людские, о слезы людские…», состоящую всего из шести строк.
В лирике Тютчева не встречается изображение социальных низов, так как Федор Иванович редко с ними сталкивался и практически ничего об их быте не знал в отличие от того же Некрасова, общепризнанного «певца народного горя». Тем не менее, это совсем не значит, что поэт равнодушно относился к страданиям простого русского народа. Достаточно хотя бы взглянуть на стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…». Конечно, здесь напрямую ничего не говорится о Российской империи и тяжелой доле большей части населяющих ее людей, но боль за родную страну затаилась между строк. Важную роль в тексте играет анафора – четыре раза в шести строках поэт повторяет глагол «льетесь», в пятый раз он употребляет его словоформу – «льются». Для усиления эмоционального воздействия на читателей используются красочные эпитеты, которыми характеризуются слезы, — «безвестные», «незримые», «неистощимые», «неисчислимые». В финале появляется сравнение несколько банальное, но от этого не менее точное, — слезы поэт сопоставляет с дождевыми струями, льющимися осенней ночью. Получается, безысходность людского горя словно погружается в «тоскливое рыдание самой природы» над своими сынами. Стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» — по сути, представляет собой то, каким Тютчев увидел мир во время сильного осеннего дождя, как воспринял его. Миниатюра проникнута гуманизмом, сочувствием к несчастьям всех людей на земле, а не только к тяжелой жизни простого народа в Российской империи эпохи правления Николая I.
Текст: pishi-stihi.ru
Картинка к сочинению анализ стихотворения Слезы людские
Русская литература
XIX
века: 10 кл.: Практикум: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений /Авт.-сост. Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, С.А. Леонов и др.; Под ред. Ю.И. Лыссого. — М.: Просвещение, 1997
«Слезы людские, о слезы людские…» (1849)
«Однажды, в осенний дождливый вечер, возвратясь домой на извозчичьих дрожках, почти весь промокший, он сказал встретившей его дочери: «Я сочинил несколько стихов» и, пока его раздевали, продиктовал ей следующее прелестное стихотворение:
Слезы людские, о слезы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой,
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые,
Льётесь, как льются струи дождевые,
В осень глухую, порою ночной…»
Задание № 1
«Здесь почти нагляден для нас тот истинно поэтический процесс, которым внешнее ощущение капель частого осеннего дождя, лившего на поэта, пройдя сквозь его душу, претворяется в ощущение слёз и облекается в звуки, которые, сколько словами, столько же самой музыкальностью своей, производят в нас и впечатление дождливой осени, и образ плачущего людского горя… И всё это в шести строчках!»
И.С. Аксаков. Фёдор Иванович Тютчев. Биографический очерк. 1874
«Проблема «отчуждённой» личности и в силу этого страдающей в 40-х гг. перерастает у него в проблему «маленького» человека, обиженного и ущемлённого жизнью. В эти годы Тютчев осознавал и художественно пережил то, что страдающей в современной действительности оказывается не только отдельная личность, но и целая категория людей. Вначале в его стихах она не получила социального обозначения. Она предстала в его сознании как группа людей плачущих и как художественный образ слёз… Объективно стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» развивает тему униженных и оскорбленных, бедных людей, «маленького» человека».
В.Н. Касаткина. Поэзия Ф.И. Тютчева. 1978
К.В. Пигарев охарактеризовал стихотворение как «согретое подлинным гуманизмом», что «оно является одним из лучших произведений русской реалистической поэзии». «И хотя оно лишено какого-либо конкретного намёка на современную поэту действительность, читатель имел основание относить его прежде всего к придавленному нищетой и бесправием русскому народу. Тем самым стихотворение «Слезы людские, о слезы людские…» становилось в один ряд со стихотворением такой открыто общественной направленности, как «Русской женщине».
Примерно так же, как Касаткина и Пигарев, воспринимает стихотворение и Петрова, в котором выразилось, по её мнению, «очень определённое ощущение современной поэту жизни. Ощущение это было безрадостным». В то же время исследовательница склонна увидеть и обобщённо-философский смысл стихотворения, трагическое осмысление человеческого бытия. «Осенний дождь заставил поэта почувствовать бесконечность и беспросветность человеческих страданий. Совершенная образная структура стихотворения с характерными для Тютчева смысловыми и звуковыми повторами, единая стиховая «вязь» строк делают пугающе ощутимыми эти «безвестные», «неисчислимые» слеза — символ горестного удела человека»
И.В. Петрова. Мир, общество, человек в лирике Тютчева. 1988
Сопоставьте восприятие стихотворения «Слезы людские, о слезы людские…» разными исследователями творчества Тютчева. Какая оценка содержания стихотворения, мыслей и чувств поэта показалась вам ближе и почему?
Чем объясняется различие в подходах к стихотворению, проявившееся в приведённых высказываниях?
В чём видите вы основную тему раздумий поэта и основную тональность?
Задание № 2
«Художественное обаяние этих строк заключается в полном соответствии их словесного и метрико-ритмического строя лирическому содержанию стихотворения. Оно написано четырёхстопным дактилем, который является, если можно так сказать, самым грустным из стихотворных размеров. Интонация неизбежной грусти достигается усиленными повторами слов и созвучий, в частности введением дополнительной внутренней рифмы в четвёртом стихе: «…льётесь незримые, неистощимые, неисчислимые».
Кирилл Пигарев. Ф.И. Тютчев и его время. 1978
Прав ли, по-вашему, автор, считая четырёхстопный дактиль самым грустным из стихотворных размеров? Докажите правильность этого утверждения или опровергните его на примеры разбора текста «Слезы людские, о слезы людские…» или другого тютчевского стихотворения, написанного этим размером.
В чем главный смысл произведения «Еще земли печален вид»?
Практически во всех стихотворениях Фёдора Ивановича Тютчева применяется двузначность в предложениях, которая воспринимается и ощущается каждым человеком совершенно по-разному. Восприятие смысла в строках напрямую зависит от внутреннего состояния читателя, а также от образа его жизни. Следует отметить, что не каждый читатель способен ощутить всю суть произведения. Первоначально может показаться. Что поэт просто описал наступление весны и здесь нет ничего особенного. На самом же деле смысл скрывается намного глубже.
Только сделав тщательные анализ произведения, можно заметить, что в творении Тютчева имеется четкая связь между всеми объектами, которые могут быть сильно отличимыми друг от друга, но в состоянии испытывать совершенно одинаковые чувства.
Стихотворение «Еще земли печален вид» преподносит читателю своеобразное противопоставление, где есть и борьба, и особенные описания, и исключительные эмоции. Именно такие ощущения может испытывать практически каждый человек на планете. В стихотворении они представлены в виде особенных повадок каждого элемента в природе.
История создания
Исследователи творчества поэта предполагают, что это произведение (его первоначальное название — «Сумерки») было написано под влиянием любовной драмы, происходившей в жизни Фёдора Ивановича в период его первого брака. В 1826 году Тютчев, будучи в баварском посольстве, познакомился со своей первой женой — Элеонорой Петерсон (урождённой графине Ботмер). Они тайно обвенчались в марте 1826 года.
По воспоминаниям родственников поэта, Элеонора боготворила мужа и заботливо оберегала семейный очаг, однако в духовном плане они были абсолютно разными людьми. Уже в 1833 году Тютчев знакомится с Эрнестиной Дёрнберг и влюбляется в нее. Это первая мюнхенская красавица, в которой, помимо блестящего ума и образованности, поэт нашёл родственную душу. Элеонора всячески пыталась спасти отношения, однако Тютчев всё более увлекался новой пассией.
Отчаяние доводит жену поэта до попытки самоубийства в 1836 году, сильно подломившей её психическое состояние. А в мае 1838 года Элеонора с дочерьми отправилась в морское путешествие до Турина. Пароход вследствие вспыхнувшего пожара потерпел крушение. Произошедшее событие сильно подкосило здоровье супруги; несколько месяцев спустя Элеонора умерла. Потрясение от утраты было столь сильным, что голова поэта, проведшего всю ночь у гроба жены, поседела от горя.
Разрываясь между новой страстью и искренней любовью к своей жене, Тютчев часто проводил вечера в одиночестве, терзаемый совестью и мучительными мыслями.
https://youtube.com/watch?v=PhL9EUlKqy4
Полный анализ стихотворения Ф. Тютчева «Я очи знал, — о, эти очи!..»
Я очи знал, — о, эти очи!
Как я любил их, — знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
В непостижимом этом взоре,
Жизнь обнажающем до дна,
Такое слышалося горе,
Такая страсти глубина!
Дышал он грустный, углубленный
В тени ресниц ее густой,
Как наслажденье, утомленный
И, как страданье, роковой.
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слез.
Федор Тютчев считается непревзойденным лириком русской литературы, который, как никто другой, умел передавать в своих стихах чувства и настроения. Многие его произведения посвящены природе, однако есть и отдельная страница творчества, связанная с женщинами, которых поэт по-настоящему любил. Одной из них является Елена Денисьева, с которой Тютчев, будучи женатым, прожил в гражданском браке 14 лет.
Их роман развивался бурно и закончился громким скандалом, года выяснилось, что девушка из дворянской семьи, являющаяся воспитанницей Смольного института благородных девиц, ждет от поэта ребенка. Но даже позор и разрыв с родственниками, которые лишили Елену Денисьеву наследства, не смогли заставить молодую женщину разорвать порочную связь с Тютчевым. И поэт был ей за это очень благодарен, хотя и понимал, что фактически сломал жизнь своей возлюбленной.
Одно из первых стихотворений “Я очи знал, – о, эти очи!” , которое Федор Тютчев посвятил Елене Денисьевой, было написано примерно в 1851 году, как раз в разгар их романа. Понимая, что обрекает свою избранницу на позор, поэт, тем не менее, не мог совладать со своими чувствами. И не переставал восхищаться
Еленой Денисьевой, которая стала его музой и самым близким другом. “Я очи знал, – о, эти очи! Как я любил их – знает бог!”, – восклицает поэт, в этих простых и коротких фразах выражая всю глубину своих чувств по отношению к избраннице. Однажды Тютчев упомянул о том, что одного лишь взгляда Елены Денисьевой достаточно для того, чтобы он мог забыть обо всем на свете. При этом взор своей возлюбленной он мог читать, как открытую книгу, в которой “такое слышалося горе, такая страсти глубина!”.
Действительно, Елена Денисьева, по воспоминаниям очевидцев, была безумно влюблена в Тютчева. Настолько, что даже смирилась с тем, что ей придется довольствоваться лишь ролью любовницы. Именно поэтому в ее взгляде поэт нередко видел грусть и отчаянье, которые являлись обратной стороной медали этого романа. Понимая, что от Елены Денисьевой отвернулись практически все, Тютчев посчитал своим долгом взять на себя все заботы, связанные с обеспечением молодой женщины и даже дал свою фамилию детям, которые родились у его возлюбленной вне брака. И это была лишь малая доля того, что он мог сделать для той, которая в прямом смысле слова бросила к его ногам всю свою жизнь.
Восхищаясь мужеством своей избранницы, Тютчев буквально боготворил Елену Денисьеву, считая ее эталоном женской красоты. Ее образ, овеянный легкой грустью и роковой страстью, можно встретить во многих стихах, которые впоследствии вошли в “Денисьевский цикл”. Однако лишь в произведении “Я очи знал, – о, эти очи!” автор позволяет себе в полной мере проявить свои чувства и признаться в том, что он испытывает к этой удивительной женщине. В частности, Тютчев отмечает, что ему ни разу не довелось со взглядом возлюбленной “повстречаться без волненья и любоваться им без слез”.
Такое признание, которое под силу сделать далеко не каждому мужчине, наиболее полно отражает отношение поэта к Елене Денисьевой. Ради этой женщины он поставил под угрозу свой вполне благополучный брак и не менее успешную карьеру общественного деятеля. И нисколько об этом не пожалел, так как именно Елена Денисьева смогла окрасить стихи поэта нежностью и страстью, научила его не стесняться своих чувств на собственном примере. Но главное, что осознал Тютчев, заключалось в том, что вопреки законам общества никогда не стоит отказываться от своего счастья. Иначе впоследствии об этом придется сожалеть до конца жизни и казнить себя за то, что она могла сложиться совсем иначе и быть наполненной одним из самых восхитительных чувств, которое зовется любовью.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Тени сизые смесились.
История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.
Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй – наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.
Жанр – Философская и пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.
Метафоры – «мгла самозабвенья».
Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный».
Олицетворения – «звук уснул».
Особенный Тютчев
Детские и юношеские годы Фёдора прошли в обстановке благоприятной для развития и творчества. Образованная дворянская семья всё делала для того, чтобы ребёнок развивался в правильном направлении. Федор жил в благополучной и весьма богатой семье, у которой хватало денег на достойной обучение ребенка.
Родителями было сделано всё правильно, они вырастили настоящего философа. Произведения Тютчева, всегда имеют глубокий смысл и создают в подсознании читателя особенную картину жизни. Стоит заметить, что жизнь писателя была благополучной. Он не усложнял её бытовыми проблемами, и даже в периоды материальных затруднений весь погружался в творчество.
Проявлять творческие наклонности Тютчев начал еще в возрасте, который называют подростковым. Первые труды писателя очень редко попадали в печать и не обсуждались мировыми критиками того времени.
Пик успеха Фёдора Ивановича Тютчева приходится после того, как его творения увидел Александр Сергеевич Пушкин. После прочтения он сильно восхищался произведениями малоизвестного дарования. Стихи были опубликованы в «Современнике» под псевдонимом. Признали Тютчева, как поэта лишь спустя несколько лет, после того, как он вернулся с далекой поездки обратно на родину.
Анализ строф
Первая строфа стиха есть один четырехстрочный афоризм, который начинается знаковыми для многих словами:
Далее автор кратко перечислил основные направления сердечной веры – это нетленная краса и нескудеющая сила, хотя разум подсказывает, что это не так, поэтому сие изречение вопрос веры.
В строфе №2 Тютчев утверждает, что неземные цветы (душа) не подвержены земному увяданию, зной солнца не сушит на них росу, они прекрасны, потому что не скованны узами бытия.
Строфа №3 рассуждает о том, что вера не обманет только того, кто ею живет. Нельзя получать неземные блага и вечную красоту души, если вера приходит только как консьержка, по мере необходимости.
Только в этом случае земное цветение сохранится и после, а события жизни, радостные события, перенесутся в вечность и останутся с душой человека навсегда.
Смысл четвертой строфы прост – благодать доступна лишь тем, кто умел не только любить, но и платил за это чувство страданием.
Завершается стих пятой строфой, которая продолжает мотив предыдущего катрена – благодать придет только к тому, кто умел врачевать чужие недуги своим страданием и вытерпел это до конца, не свернув с пути и не отказавшись от веры.
Очень много, конечно, между строк воспоминаний о Денисьевой, которую Тютчев не бросил, когда была открыта тайна их связи и на Елену свалилось общественное осуждение, переходящие в закрытые двери и проклятия.