Средства выразительности
Стараясь раскрыть перед читателями природный мир во всем его великолепии и многообразии, Волошин употребляет в своем творении самые разные тропы и художественные приемы. Основу составляют традиционные средства:
- Эпитеты – «четкий воздух», «дымчатые щели», зеленый, синий мир». Именно они создают в стихе веселое, светлое настроение.
- Олицетворения – «небо моргает», «дождик прыснет», «весна пишет акварели». Они оживляют пейзаж, делают его одушевленным.
- Метафоры усиливают эмоции и обостряют чувства, а также делают текст более ярким, образным. Например, «покров туч», «покров туманов» и другие метафоры.
Завершая наш анализ, можно утверждать, что стихотворение известного поэта М. А. Волошина является прекрасным эталоном пейзажной лирики. Автору не зря было трудно определиться со своим предназначением в мире, ведь он заявил о себе и как гениальный поэт, и как талантливый художник.
Образы и символика
Центральный образ стиха – весенний пейзаж. Лирическому герою он видится ярким, красочным, можно предположить, что герой – живописец, так как он представляет в воображении очертания и цвета будущего полотна, превращая открывшийся его глазам пейзаж в произведение искусства.. Лирический персонаж – человек особенный, необычный, мир раскрывается перед ним иначе. Например, говоря о воздухе, он использует прилагательное «четкий», а о бледном листе – что он на солнце «ярко» блеснул.
Поэт восхищается простой, обычной природой, которую называет зеленым и синим миром. Так на его душевное состояние влияет наступление весны, дарящей ему чувство пробуждения и обновления.
Особенно в стихотворении большую роль играет образ весны. Через образ лирического героя автор демонстрирует собственные мысли и эмоции, которые он чувствует, наблюдая за процессом ее уверенного наступления. При знакомстве с текстом мы можем себе представить, что поэт и он же художник в красках набрасывает картину, от которой веет юностью и свежестью.
Анализ стихотворения М. А. Волошина «Старые письма»
Стихотворение «Старые письма» написано в 1904 году. В этот период двадцатисемилетний поэт явно тяготел к символизму. Он часто находится в разъездах. И, несмотря на постоянно расширяющийся круг общения, поэт все больше начинает ценить настоящую дружбу и верную любовь – в стихотворении явно читаются ностальгические нотки.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «шелест писем, слов», «шорох трав», «умирающие цветы», «очерк шепчет стих», «быстрые буквы», «грустный стих», «усталая красота» – ярко описывают явления и предметы, приближают их к читателю;
- эпитеты – «усталый шелест», «дальние слова», «узорный почерк»;
- умолчания – «шелест … дальних слов …» – обозначает желание автора погрузиться в прошлое, покопаться в воспоминаниях; «обаянье красоты …» – строки, написанные близкими людьми, имеют для лирического героя особую ценность, притягательную силу, даже их вид завораживает его, мешает выразиться более определенно и полно;
- анафору – «в них есть …, в них есть прелесть», которая используется, чтобы подчеркнуть и слово «прелесть», и слово запах»;
- метафоры – «прелесть цветов», «очерк (написание, вид) букв», «обаянье красоты», «люблю почерк»;
- инверсию – «есть запах», «есть шорох», «трав сухих», «близко обаянье», «дерева цветы», она призвана выделить ключевое – последнее – слово каждой фразы;
- контекстуальные синонимы – «старые», «дальние (в контексте речи – сказанные давно)»;
- однородные члены предложения – «писем, слов», «запах, прелесть»;
- контекстуальные синонимы – «шорох, шелест», «умирающие, облетевшие».
Причудливый узорный почерк у поэта ассоциируется с шорохом трав – возможно, это связано со звуком, производимым пером.
Стихотворение, как и все поэтические произведения Волошина, полно символов. Письма – это примета существующих либо когда-то существовавших отношений. Почерк адресантов – отражение индивидуальных черт, личности каждого их них. Лексический повтор – «усталый шелест», «усталая красота» – отражает усталость автора от жизни. Умершие (сухие) цветы, которые могли быть вложены в конверты, символизируют давно угасшие чувства и изжившие себя, но не забытые и дорогие сердцу лирического героя отношения.
Библейский символ – «дерево Познанья» – символизирует житейскую мудрость, способность различать добро и зло, которая приходит – увы – слишком поздно, когда цветы (жизни) уже облетели.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Анализ стихотворения «Старые письма» Фета
В творчестве знаменитого «певца природы» А. А. Фета особое место занимает любовная лирика. Это огромное количество стихотворений, посвященных первой любви поэта — М. Лазич. Фет сам настоял на разрыве отношений, потому что хотел поправить материальное положение, а его возлюбленная не имела наследства. Девушка трагически погибла, оставив на всю жизнь в душе поэта чувство неизгладимой вины. Одним из стихотворений, посвященных памяти М. Лазич, является «Старые письма».
В свое время между молодым Фетом и Лазич велась активная переписка. Сохранившиеся старые письма вновь воскресили в памяти лирического героя давно ушедшие счастливые годы. Фет женился не по любви, прельстившись богатым наследством своей невесты. С годами он все острее осознавал свою роковую ошибку. Деньги сделали его материально независимым и позволили полностью отдаться поэтической деятельности. Но они не смогли сделать поэта счастливым. В период невыносимых душевных страданий старые письма возродили давно утраченные свежие молодые чувства.
В бесконечно дорогих строчках лирический герой узнает все то, что прежде волновало его сердце: «доверчивость, надежду и любовь». Бумага пожелтела, но письма сохранили свою чистоту и свежесть. Они служат немым укором поэту и напоминают об «ужасном часе» прощания с любимой. Лирический герой резко разделяет свою жизнь на две половины: «весна души» и «сумрачная зима». Он сам виноват в таком непоправимом изменении.
С годами поэт понял, что единственной настоящей ценностью является любовь. Она может посетить человека всего лишь раз в жизни. Если проигнорировать зов сердца, другой возможности больше не будет. Фет с горечью вынужден признать, что упустил счастье, которые уже было в его руках, погнавшись за богатством. Тем сам он «осудил себя на вечную разлуку».
В финальной строфе лирический герой осознает бесплодность чтения старых писем. Они только бередят незаживающую рану в сердце и напоминают об уничтоженной любви. Душа поэта уже никогда не воскреснет, а его «жгучая слеза» » не смоет» слов давно погибшей девушки.
Фет действительно сильно страдал от ошибки своей молодости. Он считал себя главным виновником смерти М. Лазич и мечтал добиться ее прощения в другом мире. В стихотворении «Старые письма» это заветное желание не высказано прямо. Поэт раскаивается в своем поступке и не ждет никакого снисхождения.
Конец стихотворения
Читать, найти, выучить, запомнить стих, стихотворения, стихи и стихотворения Фета, стихи Фета, стихотворения Фета, стих Афанасия Фета, А.А. Фета, АА Фета, Шеншина – Фет, Шеншин.
Русская классика
Опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии.
Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
На страницу Фета.
Индекс опубликованных стихов Фета.
На страницу Русская поэзия.
На страницу Русские поэты.