Брюсов скитания анализ. анализ стихотворения брюсова

Брюсов валерий яковлевич — стихи i

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Труд»

К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в виду все его виды — за станком, в полях, за столом. По мнению Брюсова, работа способна подарить истинное счастье. Стихотворца он считал не просто пророком, живущим вдохновением и наитием, а еще и мастером своего дела, ремесленником. Поэт приветствовал приход к власти большевиков. Новую Россию Брюсов представлял как республику труда. Например, в произведении «Пусть вечно милы посевы, скаты…» сказано: Победно весел в блистаньи светов, Не затененных ненужной мглой, Труд всенародный, труд хороводный, Работный праздник души свободной…

В 1919 году Брюсов написал стихотворение «Труд», созданное в жанре торжественного гимна. По словам современников, поэт это произведение очень любил и с огромным удовольствием читал на выступлениях. Главная тема указана в заглавии. Первая строфа — провозглашение ключевой мысли: «Нет священней слова: «Труд!»». Во втором четверостишии обыгрывается знаменитый афоризм Фридриха Энгельса: «Труд сделал из обезьяны человека». Только у Брюсова обезьяна заменена на троглодита, который в один прекрасный день взял в руки сошник. В следующих трех строфах поэт рассказывает читателям, что все вещи и знания — плод человеческого труда. В шестом четверостишии автор прославляет тружеников, людей, чьи дни практически целиком посвящены работе. Последние строфы — воспевание радости, которую приносит труд. Даже скромное дело, завершенное с успехом, дает щедрую награду работнику. В стихотворении часто употребляются тире и восклицательные знаки, что обеспечивает торжественное настроение, чеканный ритм, делает текст энергичным. Слово «труд» употребляется автором в каждой строфе, так подчеркивается основная тема произведения.

Брюсова принято считать отцом русского символизма. В позднем творчестве он отказывается от этого художественного течения, это видно и по стихотворению «Труд». Послереволюционные произведения Валерия Яковлевича известный литературовед Гаспаров характеризовал принадлежностью к «академическому авангардизму». К сожалению, эксперименты Брюсова не были приняты современниками. Для массового читателя его поэзия оставалась непонятной, представители модернизма также относились к ней негативно.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Любовь»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Маг»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Матери»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина (Те же росы. )»
  • Анализ стихотворения Андрея Белого «Тройка»

В мире слов разнообразных,

Что блестят, горят и жгут,—

Золотых, стальных, алмазных,—

Нет священней слова: «труд»!

Троглодит стал человеком

В тот заветный день, когда

Он сошник повел к просекам,

Начиная круг труда.

Переводы, журналистика, литературоведение

Брюсов был блестящим переводчиком и работал с несколькими десятками языков. Он был первым, кто перевел на русский поэзию Поля Верлена. Им было сделано много переводов Эмиля Верхарна, Эдгара По, Виктора Гюго, Гёте, Вергилия, а также большая коллекция армянской поэзии. За этот труд в 1923 году писатель был удостоен звания народного поэта Армении, а в 1965 году его имя было присвоено Ереванскому государственному университету языков и социальных наук.

В качестве литературного критика Валерий Брюсов начал работать в очень юном возрасте. Первые статьи им были написаны уже в двадцатилетнем возрасте, когда он отбирал материал для сборника «Русские символисты»

В своих статьях он анализирует теорию, форму, содержание, подчеркивает важность связи поэта с окружающей действительностью

Большой труд писатель проделал по исследованию и анализу творчества А. С

Пушкина, что считается его наиболее важной литературоведческой работой

Журналистской деятельностью Брюсов занимался на протяжении всей своей творческой жизни. Первые публицистические статьи он публиковал историко-литературной журнале «Русский архив», затем стал главным руководителем, автором и редактором журнала «Весы». В 1910 году началась работа в старейшем литературно-политическом журнале Москвы «Русская мысль». В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом.

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Между двойною бездной. »

Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской переводчицей Иоанной Рунт, которая до конца жизни оставалась не только верной спутницей, но и музой поэта.

Свои чувства к женщинам мужчины выражают по-разному, однако испытывают они практически одно и то же — нежность, желание заботиться и оберегать возлюбленную, а также щемящее чувство счастья, перед которым меркнут все другие жизненные ценности. Именно такая любовь выпала на долю Валерия Брюсова, который признавался, что с каждым годом открывает в своей супруге все новые и новые качества, которые не перестают его восхищать. В итоге настал тот момент, когда поэт понял, что для него в жизни есть лишь две важные вещи — бесконечное и бескрайнее небо, которое манит своей неопределенностью, и Иоганна Рунт. Поэтому неудивительно, что его стихотворение начинается со строчки, которой суждено было войти в хрестоматийные сборники: «Я люблю тебя и небо, только небо и тебя». Впрочем, автор признается, что обе его избранницы имеют много общего. Он любит смотреть не только на бездонный небосвод, но и растворяться в глазах любимой женщины, которые сулят ему бездонность. «В них та же даль пространств и даль времен», — отмечает поэт. При этом и небо, и глаза супруги представляются Брюсову бездной. Но такой, в которую совсем не страшно падать. Более того, она дает чувство свободы и полета, поэтому поэт признается: «Я, как лебедь на волнах, меж двойною бездной рею, отражен в своих мечтах.

Брюсов убежден, что каждый человек приходит в этот мир с единственной целью — научиться любить. И только после этого небо раскрывает перед ним свои тайны, которые недоступны людям с жестоким сердцем и черствой душой. Однако далеко не всегда земной путь человека наполнен счастьем и радостью, и не каждому дается возможность встретить настоящую любовь, которая будет согревать своим светом двух людей на протяжении всей жизни. Но если это произошло, то лучшей судьбы для себя не следует и желать. Две бездны в какой-то момент соединятся, создав тот удивительный мир радости и гармонии, двери в который открыты для всех нас. Проблема лишь в том, что не каждый способен оценить такой дар по достоинству и бережно пронести его сквозь всю жизнь, не растратив чувства, которые вспыхнули однажды и преобразили весь мир.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Напрасно я бегу к сионским высотам»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Товарищам»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Окно»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом»
  • Анализ стихотворения Александра Пушкина «Слыхали ль вы за рощей глас ночной»

Между двойною бездной.

Я люблю тебя и небо, только небо и тебя,

Я живу двойной любовью, жизнью я дышу, любя.

В светлом небе — бесконечность: бесконечность милых глаз.

В светлом взоре — беспредельность: небо, явленное в нас.

Я смотрю в пространство неба, небом взор мой поглощен.

Я смотрю в глаза: в них та же даль пространств и даль времен.

Бездна взора, бездна неба! Я, как лебедь на волнах,

Меж двойною бездной рею, отражен в своих мечтах.

Так, заброшены на землю, к небу всходим мы, любя.

Я люблю тебя и небо, только небо и тебя.

стихотворения Брюсова

— —

Ученик (92), на голосовании 3 года назад

очень трудно мне дается анализ стихов,а на завтра еще дох** делать по другим предметам еще и доклад.помогите,не могу найти анализ стихов «с кометы» и «свиваются бледные тени» В.Я.Брюсова. стихотворные размеры,рифмовки,выразительные средства не надо (нашел),а вот идея ,тема -не могу.

Liudmila Sharukhia

Высший разум (169288) 3 года назад

1.»С кометы» Стихотворение состоит из трех строф, Размер-трехстопный анапест

2.»Свиваются бледные тени» В этом стихотворение лирический герой – странник. Он бежит от обыденной жизни в другой мир. Но это бегство- настоящая мука для лирического героя. Мука- потому что ему надо сделать мучительный выбор. Понять эту мысль помогает антитеза на уровне цветовой детали: чёрное — звёздное ( светло- жёлтый, сверкающий цвет). Когда чёрный цвет поглощает звёзды (Видения ночи беззвёздной). то перед героем открываются ступени, которые могут привести его в мир, где нет ни стыда, ни тревоги, в рай. А когда появляется светло-голубой мерцающий свет путеводной звезды, у героя появляется надежда что это отблеск света из мира его мечты. Цветовая деталь помогает понять двойственное состояние лирического героя. С одной стороны, его теперешний удел- идти в ночи беззвёздной- в полной темноте. С другой стороны, он жив и движим мечтой о светлом мире, где не будет сумрака, темноты. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: Послышится ль голос спасенья: Откуда – из бездны иль свыше? Герой в страхе от неясности, к которой привёл его жизненный беззвёздный путь. Таким образом, чёрный цвет в этом стихотворении символизирует состояние героя, находящегося на перепутье.

Стихотворение состоит из 5 строф. Размер- трехстопный амфибрахий.

стихотворения Брюсова

— —

Ученик (92), на голосовании 3 года назад

очень трудно мне дается анализ стихов,а на завтра еще дох** делать по другим предметам еще и доклад.помогите,не могу найти анализ стихов «с кометы» и «свиваются бледные тени» В.Я.Брюсова. стихотворные размеры,рифмовки,выразительные средства не надо (нашел),а вот идея ,тема -не могу.

Liudmila Sharukhia

Высший разум (169288) 3 года назад

1.»С кометы» Стихотворение состоит из трех строф, Размер-трехстопный анапест

2.»Свиваются бледные тени» В этом стихотворение лирический герой – странник. Он бежит от обыденной жизни в другой мир. Но это бегство- настоящая мука для лирического героя. Мука- потому что ему надо сделать мучительный выбор. Понять эту мысль помогает антитеза на уровне цветовой детали: чёрное — звёздное ( светло- жёлтый, сверкающий цвет). Когда чёрный цвет поглощает звёзды (Видения ночи беззвёздной). то перед героем открываются ступени, которые могут привести его в мир, где нет ни стыда, ни тревоги, в рай. А когда появляется светло-голубой мерцающий свет путеводной звезды, у героя появляется надежда что это отблеск света из мира его мечты. Цветовая деталь помогает понять двойственное состояние лирического героя. С одной стороны, его теперешний удел- идти в ночи беззвёздной- в полной темноте. С другой стороны, он жив и движим мечтой о светлом мире, где не будет сумрака, темноты. Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: Послышится ль голос спасенья: Откуда – из бездны иль свыше? Герой в страхе от неясности, к которой привёл его жизненный беззвёздный путь. Таким образом, чёрный цвет в этом стихотворении символизирует состояние героя, находящегося на перепутье.

Стихотворение состоит из 5 строф. Размер- трехстопный амфибрахий.

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно”, “безраздумно”, “бесцельно”, и метафор: “со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”.

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет”, “ныне”, “со взором”, “паду”, “грядущее”. Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Деревня» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – смысл, средства выразительности, эпитеты, композиция

Следующая

Анализ стихотворений«Я встретил вас – и все былое» анализ стихотворения Тютчева по плану кратко – средства выразительности, жанр, идея

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И. Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…»

Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина

Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту»

Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму – посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. В.А. Брюсов продолжает в своем творчестве эту традицию. Композиционнфо-сюжетную основу стихотворения составляют три завета, данные лирическим героем своему предполагаемому преемнику – будущему поэту. Эти советы переданы в форме повелительного наклонения (не живи настоящим, сам себя полюби, поклоняйся искусству). Лирический герой не просит, а требует, почти приказывает

Видно, как важно для него то, о чем он говорит. Герой искренне ратует за «свое дело» и за то, чтобы оно жило, продолжалось, развивалось

Важно, что в трех заветах содержится, в лаконичной форме, программа символистов, символистского искусства: Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. Лирический герой призывает юного поэта сделать объектом своих мыслей, чувств, творений будущее. Формировать грядущее – вот главная обязанность поэта-символиста. Областью искусства должно сделать свой внутренний мир, свои ощущения, эмоции, чувства, мысли. Потому как прежде всего ценен личный мир художника, его индивидуальность. Смыслом жизни для поэта должно стать искусство. Только оно – сфера жизненных интересов, смысл и цель. Только ради искусства надо жить, творить, чувствовать и мыслить. Интересно, что стихотворение «бедно» средствами художественной выразительности. Оно довольно сухо, лаконично. Данное произведение имеет форму поэтической программы, четко и ясно излагающей основные постулаты символизма. Стиль «Юному поэту» схож с публицистическим стилем поэтических программ. В стихотворении можно выделить два «действующих лица». Это, прежде всего, лирический герой, поэт, дающий наставления новому поколению. Этот герой «проявляется» в речи, прежде всего, в заветах, которые он дает «юному поэту». Знаменательно также последние две строки стихотворения: Молча паду я бойцом побежденным, Зная, что в мире оставлю поэта. Сравнение «бойцом побежденным» показывает, что лирический герой видит назначение поэта в борьбе за будущее, грядущее искусство. Он понимает, что труд его несовершенен. Может быть, герой и сам не всегда до конца выполняет заветы. Но он надеется, что следующее поколение будет более совершенным, более талантливым, более «дееспособным». Каков же в представлении героя этот «поэт будущего»? Брюсов рисует романтический портрет: «юноша бледный со взором горящим»

Важно, что в финале стихотворения, после произнесения поэтических заветов, описание юноши меняется — взор его смущен: «Юноша бледный со взором смущенным!» Ответственность, которую лирический герой возлагает на него, делает юношу неуверенным и растерянным. Он сомневается в своих силах

И, в то же время, полон решимости все изменить, совершить великое, создать гениальное. Таким образом, данное стихотворение – это поэтическая программа символистов, отражение их взгляда на искусство. И, в то же время, это завещание потомкам. И синтаксический строй произведения, его ритмический рисунок отражает эту особенность. Стихотворение наполнено повелительными предложениями. В их составе имеются обращения и бессоюзные предложения. Последние придают стихотворению логичность, лаконичность, ясность. Лишь одно восклицательное предложение (в финале) показывает, насколько важно для лирического героя, чтобы его заветы были услышаны и усвоены.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Средства выразительности языка

Синтаксический анализ «Сумерек» Тютчева показывает, что одарённый поэт обладает богатым арсеналом художественных приёмов создания краткого, ритмичного, эмоционально насыщенного текста. Среди них можно выделить следующие:

  • четырёхстопный хорей, двусложный размер, ударение в котором падает на первый из слогов;
  • перекрёстные рифты (А-В-А-В) с чередованием женского и мужского окончания строки;
  • эпитеты, художественные определения, в которых преобладает таинственность, например «зыбкий», «незримый», «невыразимая»;
  • метафоры, иносказательные образные выражения — «мгла самозабвенья», «звук уснул»;
  • риторические восклицания и обращения к неодушевлённому сумраку, как к живому существу;
  • лексические повторы: в одной строке два слова «сумрак», после — три однородных определения в ряд («тихий, томный, благовонный»);
  • насыщенная пунктуация — многоточия, тире, соединения восклицательных знаков с многоточиями.

Плавный ритм первых строчек учащается во второй половине произведения, повторы создают эффект искренней мольбы о том, чтобы грозная темень отступила, призывного заклинания о помощи, о спасении. Вечерний голубой сумрак на протяжении стиха незримо сгущается, звуковой образ гулкой тишины меняется на осязаемый облик заливающей мир тьмы безлунной ночи.

В частности, тема беззвёздной тоски, поднятая в анализируемом стихотворении, позже неоднократно повторялась в различных сюжетах, например у Александра Блока — «Всё это было, было, было…» или у Валерия Брюсова — «Свиваются бледные тени». «Тяжело в ночной тиши выносить тоску души», — писал продолжатель тютчевской лирической традиции единения человека с природой Афанасий Фет.

Краткий анализ

История создания

— стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.

Тема

— назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.

Композиция

– условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.

Жанр

— философская лирика.

Стихотворный размер

— дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.

Метафоры

“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным” .

Эпитеты

“беспредельно” ,“безраздумно” ,“бесцельно” .

Славянизмы (устаревшие слова)

“завет” ,“ныне” ,“со взором” ,“паду” ,“грядущее” .

Особенности композиции

Упоминание о нежном аромате азалий будто позволяет читателям услышать тихую, но ласкающую слух мелодию, о которой автор пишет во второй строке произведения. Он слышит музыку сквозь долгое сновидение. О ней никто не сможет узнать, ведь это песня истинного поэта, окрыленного вдохновением и жаждой творить. Различимы нотки печали и задумчивости. Литератор вспоминает о своем состоянии в третьей и четвертой строках.

Во второй строфе рассказывается о том, что лирический протагонист не может отвлечься от мыслей о прекрасной девушке, томящейся в ожидании избавления. Он смотрит на купол неба, надеясь, что за его необъятными просторами терпеливо ждёт избранница, ожидает. Поэт желает увидеться с родственной душой, не силится изнывать от безысходности так же долго, как и прежде. Его не покидает надежда о ее возвращении.

В третьей строфе манера повествования меняется. Литератор клянется, что слышал песню красавицы, всегда казавшейся ему родной. Это не просто приятные звуки:

  • это истинное единство мыслей, порывов и стремлений;
  • невыразимое счастье, которого пришлось ждать так долго.

Композиция

Стихотворение разделено на три части. Оно состоит из трех сонетов, в каждом из которых содержится определенное наставление.

В самом первом сонете поэт советует забыть о настоящем на данный момент и устремить свои мысли в будущее.

Автор показывает, что для поэта важно лишь будущее. Именно о нем он и должен думать и переживать

Он творец будущего, поэтому настоящее не представляет для него особого интереса. Настоящий мир – серый и скучный. Поэта же ждет мир поэзии – светлый, благородный, наполненный красками и эмоциями.

Во втором сонете автор дает сразу два совета молодому поколению. Второй совет заключается в том, что поэт не должен никому сочувствовать, и любить должен лишь себя. Здесь видно весь тот эгоизм, который проявляет молодой поэт к собственной персоне. Данное качество неоднократно можно увидеть у многих творцов того времени.

Третий совет, данный читателю, учит подрастающее поколение полностью отдаваться любимому делу. Поэзия – вот истинный удел поэтов, она всегда должна стоять на первом месте. Именно поэзии необходимо отдаваться полностью, не отвлекаясь на все остальное.

В третьем же сонете автор показывает то, что если подрастающее поколение услышит и поймет все три завета, то можно быть спокойным. Мир получит ещё одного прекрасного поэта, который будет до последнего вздоха предан своему великому делу – поэзии!

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” .

Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Основатель русского символизма

Роль Брюсова в возникновении и всем жизненном цикле русского символизма и модернизма трудно переоценить. Он совершенно справедливо считается одним из главных основателей этих течений в российской литературе. Влияние его творчества было огромно — оно породило большое число подражателей, старавшихся как можно точнее воспроизводить мелодию его стихов.

Брюсов был бессменным руководителем научно-литературного журнала «Весы», выходившего с 1904 г. по 1909 г., и бывшего главным печатным изданием российских символистов. Вместе с ним в разное время сотрудничали А. Белый, К. Бальмонт, А. Блок, З. Гиппиус, Н. Гумилев, В. Розанов и другие известные поэты.

Основная мысль и композиция стиха

Стихотворение Тютчева «Тени сизые смесились» написано в жанре элегии, который можно охарактеризовать как поэтическую зарисовку трогательного печального настроения, вызванного размышлениями над сложными житейскими вопросами. Элегия отличается от философской лирики тем, что автор не раскрывает в ней причины своей тоски и не описывает ход грустных мыслей, а просто делится ощущением, близким к отчаянию. Не зная обстоятельств, читатель подсознательно сопереживает лирическому герою, проводя параллели с собственными переживаниями, вспоминая о своих мучительных проблемах — это придаёт стихам характер глубокого художественного обобщения.

Композиционно текст делится на две части:

  • Первая начинается с описания сгустившихся сумерек. Пейзажа нет как такового, и неизвестно, где встречает героя этот вечер. Только одна деталь — полёт мотылька — позволяет предположить летнюю пору в деревне. Окружающий мир словно исчезает, погружаясь в тень, отзываясь лишь «дальним гулом», и внутреннее бытие страдающего человека попадает в центр внимания. Ночная тишь царит вокруг, и тьма живёт внутри, поэтому они легко сливаются в единое целое: «Всё во мне, и я во всём!» — эмоционально восклицает автор.
  • Второе восьмистишие сделано в форме обращения к сумраку. Здесь много глаголов в повелительном наклонении (лейся, переполни, смешай). Лирический персонаж элегии надеется, что ночная мгла успокоит душу, позволит ей забыться сном и отдохнуть от неотвязных мыслей и глубоких переживаний. Интересно, что, используя глаголы, характерные для описания движения воды, Тютчев как бы сгущает темноту до состояния плотной жидкости, погружает читающего в её душистые волны.

Размер и рифмовка

Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд. То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются. Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что её можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик. Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретёт рифмовку абба бввб гдг дее.

Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной — железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует её гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются.

  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова

  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова

  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова

  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова

  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова

  • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова

  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова

  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова

  • «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова

  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова

  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова

  • «Люблю одно», анализ стихотворения Брюсова

По произведению: «Женщине»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: