Николай рубцов 📜 воробей

Тургенев воробей краткое содержание для читательского дневника. воробей тургенев. история создания стихотворения в прозе

Темы произведения

Родительская любовь, свойственная живым существам, — главная тема миниатюры. Образ воробья, рискующего жизнью ради спасения птенца, очень яркий. С его помощью автор хотел донести до читателей мысль, что людям не стоит ставить себя выше животных. Обитатели лесов и полей относятся к потомству с трепетом и заботой, только не всем дано это увидеть и понять.

Ответственность за «чадо» — ещё одна тема. Кроме любви, живыми существами движет желание уберечь подрастающее поколение от невзгод. На самом деле нельзя сказать точно, что ощущают птицы и звери, создавая для потомства лучшие условия. Однако сюжет миниатюры наводит на мысль, что им присуще чувство ответственности, которого порой не хватает людям. Хотя оно происходит от животного инстинкта, всё же это более высокая ступень развития.

Правильное отношение ко всему живому — следующая важная тема. Хороший охотник тот, кто не расхищает природные ресурсы, а берёт столько, сколько нужно. Подло убивать лёгкую добычу — птиц и зверей, неспособных постоять за себя. Относиться к ресурсам следует бережливо, ведь они не бесконечны. Произведение служит иллюстрацией убеждений Ивана Сергеевича: настоящий хозяин тот, кто бережёт природу, не убивает ради развлечения, не разоряет гнёзд, а по возможности ещё и помогает животным, попавшим в беду. Ему присущи такие качества:

  • честность;
  • доброта;
  • принципиальность;
  • справедливость;
  • благородство.

Стихотворение Н. М. Рубцова «Маленькие Лили»

Две маленькие

Лили —

Лилипуты

увидели на иве желтый прутик.

Его спросили Лили:

Почему ты

не зеленеешь,

Прутик-лилипутик? —

Пошли

За лейкой

Маленькие
Лили,

на шалости не тратя ни минуты.

И так усердно,

Как дожди не
лили,

на прутик лили

Лили —

Лилипуты.

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «Маленькие Лили».

Стихотворение посвящено маленьким девочкам Лилям. Поэт изображает маленьких, добрых девочек.

В произведении «Маленькие Лили» царит гармония.

Стихотворение делится на три части. Первая часть – описание девочек Лилей, вторая – общение с прутиком, а третья часть – помощь прутику.

Мне видится, как Лили добрые и заботливые девочки стали помогать прутику, такому же маленькому, как и они.

Ольга К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Николай Рубцов. «Маленькие Лили». Рисовала Ольга К., 4в класс

Сюжет стихотворения

Сюжет произведения достаточно прост. Вкратце изложим его, проводя анализ. «Воробей» Тургенева начинается следующим образом. Возвращаясь с охоты, главный герой идет по аллее. Вот он видит птенчика, выпавшего из гнезда.

Птенец этот еще совсем слабо оперившийся. Собака главного героя чует дичь. Она хочет наброситься на птенца. Кажется, что трагический финал нам готовит Тургенев («Воробей»). Анализ произведения не был бы столь интересным, если бы это было так. Автор использует неожиданный сюжетный ход — вдруг взрослый воробей срывается с ветки. Он самоотверженно принимается защищать свое дитя.

В этом произведении автор очень трогательно и точно описывает состояние птицы, готовой принести себя в жертву ради спасения близкого существа. Взъерошенный воробей решается атаковать большого пса, пища жалко и отчаянно. К удивлению главного героя, его собака смущенно отступает.

Анализ стихотворения Рубцова «Воробей»

Лирика, написанная специально для детей, занимает скромное место в творческом наследии Рубцова. Для маленьких читателей он создал всего двенадцать коротких стихотворений. Значительная их часть посвящена животным. Среди подобных произведений – миниатюра «Воробей», состоящая из восьми строк. Лирический герой текста встречает воробушка, жизнь которого нельзя назвать легкой. Птичка замерзает, у нее не осталось сил даже на чирикание. Ей катастрофически не хватает еды и тепла. Чтобы добыть хотя бы зернышко, воробей из своего укрытия на чердаке вынужден бросаться к каждой проезжающей мимо подводе с поклажей. В мире нет справедливости для маленькой голодной птицы. Никому вокруг неинтересны ее трудности. Несмотря на это, воробей не становится озлобленным.

Лирический герой стихотворения – человек с чистой душой. Он способен пропустить горе птицы через себя, прочувствовать его. В последних строках слышится восхищение природной гармонией, где нет место злу в человеческом понимании. Рассматриваемое стихотворение – настоящий гимн смирению, покорности судьбе, выносливости. Жизнь воробья – не сахар, но он не жалуется, не сдается, а продолжает вести упорную борьбу за существование. В поэтическом мире Рубцова звери и люди обладают равными правами. Братья наши меньшие в его творчестве наделены самостоятельным голосом. Тем не менее, совершенно не значит, что им не требуется порой помощь человека. Напротив – нередко животные без нее погибают.

Лирика Рубцова для детей корнями уходит в русское народное творчество. В фольклоре нашей страны никогда люди и звери не противопоставлялись. Более того – братья наши меньшие наделялись человеческими чертами. Лисица представлялась хитрой, зайчик – трусливым, медведь – могучим. Николай Михайлович прекрасно понимал, что стихотворения о животных всегда были и будут особенно близки и понятны маленьким читателям. Детям свойственно воспринимать мир всерьез, одушевление зверей для них – обычное дело. Недаром часто в фольклорном творчестве, предназначенном в первую очередь для ребятишек, животные разговаривают.

«Воробей», как и другие детские стихотворения Рубцова, – учит ребятишек с ранних лет бережно относиться к природе, любить и понимать представителей фауны, помогать им по мере сил и возможностей. Николай Михайлович через свою лирику транслировал вечные ценности, именно поэтому по сей день не забыта она.

Николай РубцовРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

➥ Собака. ➥ Человек. ➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.

Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить.

В образе собаки автор показал не просто инстинкты животного мира. Это настоящий судьбоносный рок, представляющий из себя огромную угрозу. Так как собака у человека охотничья, то она сразу же услышала запах дичи и готова была ее схватить. Животное не может интересовать то, что существо перед ней маленькое и беззащитное. Автор подсказывает читателю, что птенчик видит собаку, как чудовище огромных размеров.

Воспринимая собаку глазами птенца, читатель на миг понимает, что этот рок нельзя победить, но оказывается, что любовь все-таки может всё. И это прекрасно видно в сцене, когда собака начинает удаляться от птенца. Причем сильно стесняясь своего поражения.

Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно. А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете. Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

Мама, а как

Крокодил поет?

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его
мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а
четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет.

Николай Рубцов. «После посещения зоопарка». Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Анализ стихотворения «Воробей» Рубцова

Николай Михайлович Рубцов — русский лирический поэт из глубинки Северного края. Нелегкая жизнь в военное и послевоенное время отложила глубокий отпечаток на всем творчестве поэта. Среди его произведений всего двенадцать детских стихов, по-настоящему трогательных и искренних. Одним из самых известных детский стихотворений является «Воробей».

Написан «Воробей» в 1963 году и повествует о нелегкой доле маленькой птички, страдающей от холода и голода. В нескольких строках автор ярко рисует образ воробья, обессилившего и истощенного, из последних сил бросающегося к каждой повозке. Но несмотря на все страдания, он не озлобился и не стал вредным.

Обращение Рубцова к птицам перекликается с народным фольклором, когда все животные наделялись человеческими качествами, умели мыслить и говорить. Маленькие читатели особенно трепетно воспринимают все события, происходящие со зверями, учатся состраданию и сопереживанию. Это особенно ценно в детской литературе, так как именно в детском возрасте формируются моральные и нравственные принципы и устои.

Стихотворение состоит из восьми строк без разделения на строфы. Написаны строки трехстопным анапестом, а многие слова могут показаться незнакомыми, например «подвода», «поклажа». Строки в восьмистишии объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. Женские рифмы чередуются с мужскими. Схематично, все стихотворение можно разделить на две части: описание жизни воробья и вывод лирического героя.

Лирический герой произведения — человек глубоко чувствующий, сострадающий и любящий природу. Произведение предназначено для детей, поэтому не изобилует средствами художественной выразительности — единственный эпитет «зернышко бедное»

Использование восклицаний и многоточия заставляет обратить внимание на тяготы воробья и задуматься

Дочитывая произведение, заканчивающееся многоточием, читатель невольно сопоставляет жизнь несчастной птицы и человека. Как часто, испытывая лишения и голод, человек озлобляется, становится нахальней и жестче, проталкивает себе дорогу локтями. Произведение «Воробей» — настоящая ода о смирении и принятии судьбы, благодарности за любое «бедное зернышко».

Произведению более пятидесяти лет, но оно по-прежнему злободневно и актуально. Н.М. Рубцов адресовал его детям, но даже взрослый человек найдет в нем почву для размышлений. Проверенная временем классика учит самому главному — сопереживанию и доброте.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Темы произведения

Тургенев заставил задуматься читателя, что нельзя считать себя выше, у всех на земле одинаковые чувства и ценности, за которые можно, не задумываясь, умереть. В стих автор вложил несколько ключевых тем, которые насущны в любое время:

  1. Основная тема стихотворения — любовь матери к своему ребенку. Это чувство свойственно каждой женщине. Маленький воробей продемонстрировал любовь и заботу к своему птенцу, забыв о собственной жизни при его спасении. Иван Тургенев заложил глубокую мысль о природных материнских чувствах, присущих не только человеку, но и братьям нашим меньшим.
  2. Чувство большой родительской ответственности — вторая тема стихотворения, сформулированная автором. Тургенев подчеркивает, что именно от животного инстинкта у человека сохранилось чувство, когда каждый родитель считает себя ответственным за благополучие и безопасность своего ребенка, отстранение его от всевозможных житейских трудностей.
  3. Тема бережного отношения к природе выражена в поведении главного героя. Нельзя убивать беззащитных животных, неспособных сопротивляться и постоять за себя. Свое поведение следует контролировать, соблюдая общепринятые нормы морали, этики, бережливости. Человек не вправе расхищать и убивать слабых и беззащитных.

Автор мог взять любое животное, однако на примере маленького воробья чувства просматриваются особенно ярко. Это:

  • сила любви,
  • духа,
  • бесстрашия.

Эти чувства вовсе не зависят от размеров. Даже совсем маленькое существо может иметь огромное сердце, поэтому автор выражает свое чувство большого благоговения перед смелостью и огромной любовью воробья к своему детенышу.

Стихотворение Н. М. Рубцова «После посещения зоопарка»

Ночь наступила.

Заснули дома.

Город заснувший

Окутала тьма.

Спать малыша

Уложили в кровать.

Только малыш

И не думает спать.

Мама не может

Понять ничего.

Мама негромко

Спросила его:

Что тебе, милый,

Уснуть не дает?

Мама, а как

Крокодил поет?

Я прочитала стихотворение Николая Рубцова «После посещения зоопарка».

Во время чтения перед читателем возникает образ малыша, который не может уснуть.

Стихотворение пронизано задумчивостью. Мы видим, что малышу не дают уснуть думы о том, как поёт крокодил. Также мы видим, как волнуется его
мама, которую тоже мучают думы, почему малыш не спит.

Композиционно стихотворение делится на четыре части: первая – заснувший город, вторая – о малыше, третья – о волнующейся маме, а
четвертая – вопрос, который задал малыш своей маме.

Меня тоже взволновало, почему малыш не спал.

Ангелина Р., 10 лет.

Николай Рубцов. «После посещения зоопарка». Рисовала Анастасия Б., 1а класс

Композиция

Тургенев создает традиционную трехчастную композицию. Сначала идет зачин – неспешная завязка, рассказывающая о том, как охотник и его собака возвращаются домой. Кульминация действия стремительна – вот пес Трезор собирается схватить птенца, а вот старый воробей уже заслоняет того стоим телом.

Важно заметить, что произведение не показывает собаку как нечто злое, все-таки хватать добычу – это ее инстинкт. Нет, Трезор – это в определенном смысле воплощение судьбы, такое сравнение вполне уместно в данном случае

Наконец, развязка – и она очень оптимистична: большая собака отступает перед маленьким воробышком, ошеломленная его героизмом. Вместе с охотником они уходят с места событий, благоговея перед птицей и той силой, которая заставила ее забыть об инстинкте самосохранения.

Проблематика и смысл

Признание силы любви — основа проблематики произведения. Пёс отступает, потому что он оторопел. Животное не ожидало, что птица с такой самоотверженностью закроет собой детёныша. Собака почувствовала силу любви, признала свою слабость. Автор пишет, что Трезор выглядел «смущённым». Он сначала «остановился», а потом «попятился».

Автор тоже признаёт торжество родительской любви, поэтому отзывает собаку и удаляется, «благоговея». Главная идея заключается в том, что перед силой родительской любви нужно ощущать смирение, а не проявлять агрессию. Не все люди понимают, что звери способны на высокие чувства, и мудрый автор хочет передать своё знание как можно большему количеству читателей.

Сложности нравственного выбора — ещё одна проблема, поднятая автором. Воробью, в отличие от пса, не приходится раздумывать: он слетает с дерева, когда видит, что детёнышу угрожает опасность. Собака же останавливается в замешательстве. С одной стороны, перед ней маленький комочек, с которым можно справиться без труда, с другой — пёс чувствует, что не просто так эта взъерошенная птичка появилась на его пути. Чувство, обуревающее пса, ближе не к страху, а к замешательству.

В мире людей подобные ситуации заканчиваются по-разному. Родители не всегда защищают детей, рискуя собой

Автор обращает внимание читателей на то, что доброте и самоотверженности нужно учиться у природы. Её любовь бескомпромиссна и безгранична

Смысл миниатюры «Воробей» в том, что любовь сильнее всего на свете. Она способна взять верх над страхом смерти, особенно если речь идёт о защите детёныша. Писатель выбрал в качестве главного героя маленькую птичку, хотя это могла быть и лиса, и косуля. Этот выбор неслучаен: Тургенев понимал, что читателю проще понять идею, когда она облечена в подходящую форму. Сила духа не зависит от размера тела, и даже крошечное божье создание может обладать огромным сердцем.

В конце автор обращается к читателям с просьбой не смеяться над благоговением, которое он испытал по отношению к воробью и его поступку.

Стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

В стихотворении Николай Рубцов описывает воробья, который дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

В стихотворении «Воробей» настроение пронизано грустью. «Чуть живой. Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей».

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о замерзшем воробье, как ждёт он подводу с поклажей. Во
второй части описывается, как он дрожит над зёрнышком и «летит к чердаку своему».

Мне видится маленький замерзший воробей, который ловит каждое зёрнышко.

С помощью эпитетов поэт создает образ воробья: «чуть живой, не чирикает даже», «не становится вредным».

Основная мысль стихотворения о маленьком смелом воробье, которому холодно и голодно, но он не сдается

Читая это стихотворение, я восхищаюсь маленьким смелым воробьем.

Кирилл Ю., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стихотворение Н. М. Рубцова «Воробей».

В данном произведении описывается грустная история. Поэт изображает голодного и замерзшего воробья, который мечтает о зёрнышке.

В стихотворении царит грустное настроение.

Произведение можно разделить на две части. В первой «замерзает совсем воробей». Во второй части он радуется каждому зёрнышку.
Строки «И дрожит он над зернышком бедным» рисуют сострадательную картину.

Меня взволновало, что воробей мог погибнуть.

Диана Г., 10 лет.
МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитала стих «Воробей» Николая Рубцова. Стихотворение посвящено воробью. Поэт изображает голодного воробья, который мечтает о
зёрнышках.

В стихотворении «Воробей» царит грустное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части. В первой части говорится о том, как зимой для воробья наступил голод, и он хочет стащить
зёрнышко, а во второй части говорится, о том, как воробей радуется своим зёрнышкам.

С помощью глаголов поэт нам даёт возможность увидеть действия.

Меня взволновало то, что воробей одинокий и без еды. Но вот он достает зёрнышко, и я обрадовалась так же, как и он.

Анна У., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Я прочитал стихотворение «Воробей» Николая Рубцова. В стихотворении царит грустное и печальное настроение.

Стихотворение можно разделить на две части: первая о том, как воробей замерзал и искал себе пищу; вторая о том, что он радовался
каждому зёрнышку.

Мне видится воробей, дрожащий над зерном.

С помощью большего применения глаголов, чем других частей речи, поэт даёт нам возможность увидеть переживания воробья, его
тревогу.

Идея стихотворения в том, что нужно помогать птицам и животным.

Меня взволновала жизнь воробья и то, как он добывал себе зёрнышко и после этого радовался ему.

Мне хотелось ему помочь.

Алексей К., 10 лет. МБОУ «Средняя школа № 2 г. Грязовца».

Тема программы (раздел):
Зимние страницы.

Цель урока:
На основе стихотворения «Воробей», закрепить знания учащихся по теме «Птицы зимой».

Задачи урока:

Обучающая
: познакомить учащихся со стихотворением Н.М

Рубцова «Воробей», формировать умение работать со стихотворным текстом, учить понимать язык поэзии.

Развивающая
: совершенствовать технику чтения, формировать представления детей о зимующих птицах.

Коррекционная
: развивать память, внимание, мышление, речь.

Воспитательная
: воспитывать любовь к птицам, нравственные качества сопереживание, доброта.. Тип урока:
комбинированный

Тип урока:
комбинированный.

Вид урока:
изучение нового материала.

Методы обучения:
объяснительно-иллюстративный.

Межпредметные связи:
живой мир, развитие речи.

Речевой материал:
подвода с поклажей.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Воробей.История создания – написано это произведение в апреле 1878 года. Впервые ото было опубликовано еще при жизни писателя в журнале “Русский вестник” за 1882 год.

Тема стихотворения – самозабвенная и жертвенная любовь родителя к своему детищу.

Композиция – трехчастная: Тургенев создает экспозицию, рассказывает историю и завершает ее выводом-концовкой.

Жанр – стихотворение в прозе.

Стихотворный размер – белый стих.

Эпитеты – “молодой воробей”, “едва прораставшие крылышки”, “старый черногрудый воробей”, “отчаянный жалкий писк”, “зубастая раскрытая пасть”, “маленькое тело”, “безопасная ветка”, “любовный порыв”.

Метафоры – “ветер сильно качал”, “камнем упал”, “голосок одичал и охрип”, “сила сбросила его”.

Анализ 2

Произведение И. С. Тургенева с незамысловатым названием «Воробей», относящееся к стихотворению в прозе — это гимн любви в любом из своих проявлений. В нем сосредоточился сгусток переживаний, эмоций и других чувств, которые связаны с удивлением, восхищением от увиденного поступка. Автор доказал, что не только человек, но и любое живое существо на земле способно по-настоящему проявлять любовь, совершая безумные поступки ради того, кто тебе дорог. Это остается непостижимой загадкой для многих. Но ситуация понятна только любящему существу или человеку, готовому приносить себя в жертву ради другого.

Лирический герой становится свидетелем бесстрашных действий «героической птицы» в отношении своего «детища», оказавшегося на земле. Взрослая птица, с огромной скоростью слетевшая вниз, в свою очередь, оказывается лицом к лицу со смертельной опасностью – напротив охотничьей собаки. Животное выглядело во много раз сильнее ее, но птица не задумывалась о своей безопасности. Трезор, который мог съесть птенца, «попятился».

Авторское отношение к ситуации положительное. Он остался восхищен мужеством беззащитной птицы. Но главное, что хотел подчеркнуть свидетель произошедшего, что на подобный риск птица решилась из самозабвенной любви к своему птенцу. Жертвуя своей жизнью, она действует по зову инстинкта, сердца.

Образы защитника и птенца помогают создать выразительные эпитеты, определения: «едва прораставшие крылышки», «старый…воробей», «маленькое тело», «с отчаянным писком». Они еще раз подчеркивают физическое бессилие перед тем, кто сильнее по законам природы.

Однако автор на данном примере показал, что непокорность страху из жертвенной любви к своим детям превыше всего. Это касается всех живых существ, в том числе и человека. Автор с одобрением наблюдает за происходящим, так как храбрость птицы, оградившей своего птенца, не может оставить равнодушным никого. После этого эпизода ему кажется, что жизнь прекрасна, так как в ней имеют место безграничная любовь, героизм. Особое место в произведении уделяется описанию силы, которая напоминает волшебство. Ведь именно такой вывод напрашивается в тот, момент, когда птица осознанно идет на гибель.

В стихотворении автор противопоставляет два понятия — силу и слабость, которую демонстрируют животные. Своими поступками они заставляют задуматься о том, в каких ситуациях может оказаться каждый человек и каким образом нужно поступать, чтобы уберечь близких от беды. При этом Тургенев наделяет животных качествами, свойственными людям.

Анализ стихотворения Воробей по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения День Брюсова Произведение относится к стихотворениям раннего творчества автора, написанным в жанре символизма, приверженцем которого являлся поэт.
  • Анализ стихотворения Звук осторожный и глухой Мандельштама Произведение относится к раннему философскому творчеству поэта, имеющему черты символизма, и является стихотворением, открывающим первый поэтический сборник, названный автором «Камень».
  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.
  • Анализ стихотворения Лермонтова Дума 9 класс
  • Анализ стихотворения Есенина Буря Одно из стихотворений пейзажной лирики Есенина — Буря. Здесь тоже все в природе живое — все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее настроении. В первой строфе Есенин показывает

Текст великого мастера И.С. Тургенева «Воробей» входит в цикл стихотворений в прозе, явившихся своеобразным итогом жизненного и творческого пути писателя. В них философские размышления о вечных ценностях. Это сплав жизненной мудрости и творческого мастерства. «Воробей»… Такое, казалось бы, прозаическое название, отчасти даже «детское». Но какая глубина скрывается за этой видимой простотой. В основу сюжета легло всего лишь одно мгновение из огромного потока жизни. Перед взором читателя образная «картина»: воробей, спасая собственное дитя, камнем падает перед приближающейся собакой охотника. Краткое повествование перемежается с описаниями. И что любопытно, и это не случайно, подробно изображаются только два «персонажа» из четырех: молодой воробей «с желтизной около клюва и пухом на голове», который беспомощно растопырил едва проросшие крылышки, и «весь взъерошенный, искаженный» старый черногрудый воробей. В финале звучит философский вывод, в котором и заключена идея произведения: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и теплится жизнь». Стихотворение в прозе поражает своей композиционной четкостью, стройностью. Повествование ведется от первого лица, что придает произведению особую лиричность, благодаря которой у читателя создается ощущение своеобразной причастности к происходящему. Текст экспрессивен. Это достигается широким использованием фигур умолчания (7, 9, 11 предложения), усиливающих эмоциональное напряжение текста, передающих взволнованность рассказчика, который и не скрывает своих чувств: «Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом». Такая же функция у восклицательных и побудительных предложений. Текст насыщен метафорическими эпитетами, раскрывающими авторскую оценку происходящего («смущенный пес», «героическая птица»), оценочной лексикой («чудовище», «благоговел»). Поэтическая миниатюра предстает перед нами как развернутое олицетворение. Чрезвычайная насыщенность изобразительно-выразительными средствами, ритмичность, лиричность приблизили прозу И.С. Тургенева к поэзии. Образ воробья стал для меня символом самопожертвования во имя любви. Стихотворение в прозе И.С. Тургенева оставляет очень сильное впечатление. Поражает изумительный сплав прозы и поэзии, слившихся в органичное целое.

Анализ стиха С. Черного «Воробей»

Стихотворение написано в 1921 году в эмиграции в Германии. Очевидно, что даже находясь вдали от Родины, поэт чувствовал себя русским и продолжал писать по-русски, в том числе для ребятишек.

В рамках произведения повествование идет от имени малыша, и адресовано оно тоже ребенку. Оно ярко иллюстрирует детское восприятие мира, открытость, любовь ко всему живому и милую непосредственность.

Произведение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «воробей мой»;
  • частотность слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «воробьишка», «мышка», «глазки», «лапки», «хлебец», «спинка» говорит о бережном, любовном отношении малыша к миниатюрной замерзающей птице;
  • риторические восклицания – «Воробей … , воробьишка!», «Фурх!», «Какой нахал!» – придают тексту приличествующую ситуации эмоциональность;
  • сравнения – «юркий, словно мышка», «глазки – бисер»;
  • лексический повтор – «так, вот так..», «ну-ка, ну-ка», «лапки – врозь, лапки – боком, лапки – вкось…» – подчеркивают непоседливость, прыгучесть маленькой птицы, быструю смену положений;
  • слова-дублеты – «прыгай, прыгай», «чуть-чуть» – придают речи разговорный оттенок;
  • олицетворение – «ветер сыплет, злюка» – выставляет ветер обидчиком, обосновывает порыв покровительства, сострадания;
  • разговорную лексику – «двинь-ка», «ну-ка» – частицы усиливают эмоциональную окраску речи;
  • риторический вопрос – «Кто ее сюда просил (прилетать)?»;
  • обращения – «пичужка, воробьишка» – являются контекстуальными синонимами, создают необходимый акцент;
  • анафору – «съел все зерна, съел все крошки»;
  • ряд однородных членов предложения – «сядем, будем учить», «съел, не сказал»;
  • аллитерацию – «рядышком под вьюшкой», которая помогает представить тихий семейный вечер, потрескивание дров в печи и шипение огня;
  • умолчания – «хлебца накрошил…», «удрал…» – отражают особенности детской речи, ее прерывистость, неподготовленность, неполноту высказывания.

Вьюшка – это задвижка, закрывающая отверстие в дымоходе для сохранения тепла. Сидеть под вьюшкой – значит греться, расположившись у самой печи. Основной образ стихотворения – уличная птица, который наивный малыш предлагает сменить свободу на тесноту дома, пусть и теплого. Поэт показывает, до чего малыш отзывчив и непосредственен. Стихотворение пронизано умилением малыша и нежностью к нему со стороны автора.

Саша ЧёрныйРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: