Тема, жанр и литературное направление
Размещение «Трилистника ледяного» после «Трилистника призрачного» намечает в цикле «Трилистники» как бы контуры сквозного сюжета. Ведь сквозной темой «Трилистника призрачного» является неудовлетворённость «тревожной пустотой» бытия и – конкретно – в последнем, третьем стихотворении этого «Трилистника» («Мучительный сонет») душевной суетой и мучительной пустотой обычного летнего дня, там же противопоставленного времени первоначального таянья зимнего снега и весенней мечты. Но в первом же стихотворении «Трилистника ледяного» («Ледяная тюрьма») «мечта весны, когда-то голубая», уже поставлена лирическим героем под сомнение. А второе – «Снег» – также с некоторым сомнением обращено к зиме, начинаясь в сослагательном наклонении: «Полюбил бы я зиму…».
Таким образом, на поверхности эти два «Трилистника» объединяет простая пейзажно-музыкальная тема «времён года», глубокое её переживание современным человеком, излишне нервным, некстати сентиментальным (ср. популярный музыкальный цикл П.И. Чайковского). Однако мотив природы легко оборачивается у Анненского мотивом судьбы со всеми его атрибутами недобровольного «нахождения здесь», скрытого предназначения и неминуемой жертвы.
При этом даже в контексте первой публикации в журнале «Аполлон» данное стихотворение и «Ледяной трилистник» в целом трудно было бы причислить к символизму, господствовавшему в журнале на момент его открытия и лишь после смерти Анненского и здесь уступившему место акмеизму. Автор даже этого отдельно взятого «трилистника» ярко обнаруживает черты предшественника акмеизма (каковым его считали и сами акмеисты). Во всяком случае, выход на философскую тематику, как всегда у Анненского, совершается через быт, без претензию на расширенно символическую трактовку образов и переживаний лирического героя.
Размер и рифмовка
Замедленный шестистопный ямб ритмически воспроизводит ощущение мучительности, вымученности стихотворной речи.
Рифмовка aBaB BaBa CdCd EE лишь иммитирует некую «классичность» сонета, но на самом деле не является одной из классических сонетных форм, хотя наполнение строф 4-4-4-2 восходит к британской (так называемой «шекспировской») сонетной форме. В этом варианте сонета основная мысль заключена в последних двух строках, так называемом «сонетном замке».
-
«Среди миров», анализ произведения Анненского
-
Анненский Иннокентий, биография и краткий анализ творчества
-
«Стальная цикада», анализ стихотворения Анненского
-
«Старые эстонки», анализ стихотворения Анненского
-
«Старая шарманка», анализ стихотворения Анненского
-
«Смычок и струны», анализ стихотворения Анненского
-
«Снег», анализ стихотворения Анненского
По писателю: Анненский Иннокентий Фёдорович
«Мучительный сонет» И.Анненский
«Мучительный сонет» Иннокентий Анненский
Едва пчелиное гуденье замолчало, Уж ноющий комар приблизился, звеня… Каких обманов ты, о сердце, не прощало Тревожной пустоте оконченного дня?
Мне нужен талый снег под желтизной огня, Сквозь потное стекло светящего устало, И чтобы прядь волос так близко от меня, Так близко от меня, развившись, трепетала.
Мне надо дымных туч с померкшей высоты, Круженья дымных туч, в которых нет былого, Полузакрытых глаз и музыки мечты,
И музыки мечты, еще не знавшей слова… О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Анализ стихотворения Анненского «Мучительный сонет»
В 1910 году, уже после смерти Анненского, увидел свет его сборник «Кипарисовый ларец». Название книги символично и подразумевает несколько возможных трактовок. Во-первых, поэт хранил рукописи своих стихотворений в ларце, сделанном из кипарисового дерева. Во-вторых, в Древней Греции, с культурой которой Иннокентий Федорович был очень хорошо знаком, кипарис считался олицетворением печали. В-третьих, у христиан это дерево символизировало вечную жизнь и выносливость.
Сборник включает в себя три части: «Трилистники», «Складни» и «Разметанные листы». Первый раздел состоит из нескольких мини-циклов. Каждый из них имеет подзаголовок.
«Мучительный сонет» входит в мини-цикл «Трилистник призрачный» вместе с произведениями «Nox vitae» и «Квадратные окошки». Ключевой мотив стихотворения — мотив двоемирия, то есть несоответствия мира реального и мира, предстающего перед лирическим героем в его мечтах
Внимание к разработке этой темы сближает Анненского с писателями-романтиками. В «Мучительном сонете» поначалу неясно описываемое время года
В первых строках речь идет о пчелином гудении, комарах, что присуще лету. Во втором катрене упоминается «талый снег под желтизной огня» — возможный признак ранней весны. Противоречие? Отнюдь. Начало стихотворения — реальность, в которой существует лирический герой. Затем следует описание желаемого мира. Получается, Анненский переносит читателей из реальности в подсознание лирического героя. И здесь возникает конфликт. «Тревожная пустота оконченного дня», сердце, пережившее обманы, — не то, что хочется видеть и чувствовать. В своих мечтах лирический герой представляет любимую женщину рядом, уютный дом. По мнению литературоведа Лилии Гинзбург, сильнее всего его мучает неспособность реализоваться в контексте общечеловеческих ценностей (любовь, творчество). Об этом метафорически говорится в двух последних строках: О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
Творчество Анненского оказало огромное влияния на литературные течения, возникшие в России после символизма. В наибольшей степени — на футуризм и акмеизм. Отголоски его поэзии слышатся в стихотворениях Бориса Пастернака, Анны Ахматовой, Георгия Иванова и многих других.
Тропы и образы
Образный строй «Мучительного сонета» (начиная прямо с названия) создаёт перекличка эпитетов.
В экспозиции (в первой строфе) мы видим весь летний день (вероятно на даче), прожитый до сумерек под пчелиное гудение и догорающий под ноющий звон комара. В последнем стихе первой строфы – сразу два эпитета: подводя итог этому летнему дню расслабленности и покоя, лирический герой, разочарованный, нервный и вовсе не отдохнувший, говорит о тревожной пустоте оконченного дня.
Парадоксальным образом все его желания устремляются туда, где большинство горожан в этом северном краю всю зиму (и особенно в конце её, когда снег начинает таять) мечтают именно о лете, об отдыхе на природе, о пчёлах, комарах и т.п. – но, как говорится, кому что нужно… «Мне нужен…» – этими словами начинается вторая строфа. Что же именно? Талый снег, потное стекло и (это уже в третьей строфе) дымных туч (про дымные тучи сказано дважды) с померкшей высоты, полузакрытых глаз и музыки мечты, ещё не знавшей слова.
На этом перекличка эпитетов прекращается, нет ни одного эпитета в последней (короткой двустишной) ключевой строфе, зато она содержит (впрочем далеко не новую) метафору огня:
Это тоже «из чужих досок» (первое, что, конечно, вспоминается – это финальная строфа стихотворения А. Фета «А.Л. Бржеской») – что же обеспечивает кораблю «свою стать»? Об этом глубоко судил Вячеслав Иванов: «И.Ф. Анненский-лирик … берёт исходною точкой в процессе своего творчества нечто физически или психологически конкретное и, не определяя его непосредственно, часто даже вовсе не называя, изображает ряд ассоциаций, имеющих с ним такую связь, обнаружение которой помогает многосторонне и ярко осознать душевный смысл явления, ставшего для поэта переживанием, и иногда впервые назвать его — прежде обычным и пустым, ныне же столь многозначительным его именем». Так, вялость, мучительная неопределённость жизни и отношений лирического героя ассоциируется с тревожной пустотой бесцельно прожитого дня летнего якобы отдыха. Отчего же пустота? Всё просто и даже прозаично: там, где-то в недавнем зимнем (или раннем весеннем) прошлом, герой не был одинок. Образ его возлюбленной (во второй строфе) тоже дан ассоциативно, одной деталью: прядь волос, которая развившись, трепетала.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано незадолго до смерти поэта, в декабре 1909 года. Опубликовано уже после его кончины, в 1910-м.Тема стихотворения – зима как конец жизни, это время, которое избавляет от иллюзий.
Композиция – произведение делится на две части. В первой Иннокентий Анненский говорит о зиме как о времени года, которое его тяготит. Вторая часть посвящена предчувствию весны.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – анапест с перекрёстной рифмовкой.
Эпитеты – “грузный полет”, “нищенский синий и заплаканный лёд”, “ослабелый сиреневый снег”, “непорочные сны”.
Метафоры – “дыму не уйти в облака”, “выси открыв”, “снег ложится на обрыв”.
Сравнение – “точно стада в тумане непорочные сны“.
Анализ стихотворения Анненского «Снег»
Практически у каждого поэта есть свое любимое время года, которое ассоциируется с наиболее приятными воспоминаниями или же знаковыми событиями в жизни. Таким периодом для русского поэта Иннокентия Анненского была зима, которую автор неразрывно связывал не только с праздниками, но и с очищением земли, которая словно бы по мановению волшебной палочки может преобразиться за несколько часов, укутавшись в роскошную белую шаль.
Однако в свою последнюю зиму, чувствуя приближение смерти, Иннокентий Анненский написал весьма противоречивое стихотворение «Снег», в котором провел параллель между зимой и финалом жизни, указав, что именно в это время года мир впадает в тяжелую дрему. И далеко не каждому будет суждено дождаться пробуждения.
Говорят, что поэты обладают повышенной интуицией, поэтому могут предсказывать будущее. Видимо, Иннокентий Анненский чувствовал, что с каждой снежинкой, которая падала на землю в декабре 1909 года, судьба отмеряет часы его жизни. Их он посвятил созданию одного из самых известных своих произведений, которое впоследствии вошло в посмертный сборник, изданный друзьями
О том, насколько важно было для поэта стихотворение «Снег», свидетельствует и тот факт, что после трагической смерти в бумагах поэта было найдено пять различных версий этого произведения. Но лишь одна из них, которую автор посчитал наиболее значимой и удачной, была помещена в специальную папку для публикации
О чем же это стихотворение? В первую очередь о том, что автор устал нести свой крест, и уже не может так же, как и прежде, радоваться жизни, получая удовольствие от созерцания снегопада, скрывающего грязь и неприглядность окружающего мира. Автор пишет о том, что он с радостью полюбил бы зиму, «да обуза тяжка». Он понимает, что снежное убранство – это всего лишь временная маскировка, и за ней невозможно полностью скрыть все то, чего не хочется видеть. То же самое происходит и в душе поэта, который мечтает избавиться от тяжелых воспоминаний, думая о приятном, но при этом осознает – жизнь прожита, и как бы теперь он не пытался ее приукрасить в собственных воспоминаниях, это по сути, уже ничего не изменит.
Преображающийся мир за окном собственного имения кажется Анненскому убогим и непривлекательным. «Резанность линий», «нищенский лед», блеск которого лишь издали можно принять за сверкание драгоценных камней, отливающий сиреневой снег, холодный и безучастный – все это вызывает в душе поэта волну противоречивых чувств. С одной стороны, он все еще любит зиму с ее морозом и пронизывающим холодом. Но, с другой стороны, видит, что такое преклонение перед обычной сменой времен года – очередная попытка уйди от самого себя, спрятаться в иллюзорном мире, который рано или поздно рассыплется на тысячи мелких осколков, оставив в душе чувство горечи и разочарования.
В то же время поэт признается, что зима для него действительно является любимым временем года. Однако особенно трепетно он относится к тому периоду преображения природы, когда мягкий и уже начинающий таять снег «ложится усталый на скользящий обрыв». Анненский боготворит зиму за то, что она является предвестницей весны и дарит ему «непорочные сны», наполненные грезами, мечтами и надеждами. Но все же поэт понимает, насколько хрупкой является грань между настоящим и будущим, заглянуть в которое по силам далеко не каждому. И это осознание словно бы подводит черту под иллюзорностью бытия каждого человека, жизнь которого соткана из череды зим и весен, однако далеко не всем дано увидеть, как природа пробуждается от зимней спячки и преображается под ласковыми лучами теплого солнца.
Тема, жанр и литературное направление
Тема стихотворения – третьего (последнего) из «Трилистника призрачного» – неудовлетворённость «тревожной пустотой оконченного дня», т.е. конкретизация и итог общей для трёх стихотворений темы «призрачного» бытия. Избранная Анненским жанровая форма, а именно сонет, который требует ясности, беспримесной чистоты и идеальной завершённости заявленной автором темы, изначально внушает читателю надежду на то, что ключ к разгадке призрачности бытия, которым будет открыта дверь в новую, истинную, а не призрачную реальность, всё же будет найден. Собственно, само понятие «ключ сонета» (т.е. его финал), существуя в теории, по закону жанра непременно должно быть реализовано на практике.
Самым лёгким решением в поиске нужного «ключа» и в постепенном лирическом продвижении к нему было бы – в литературном контексте начала ХХ века – выстраивание и развёртывание системы и эволюции поэтических символов. Однако «во время расцвета мишурного русского символизма и даже до его начала, — как грубовато, однако точно замечал О. Мандельштам, — Иннокентий Анненский уже являл пример того, чем должен быть органический поэт: весь корабль сколочен из чужих досок, но у него своя стать». В том числе эксперименты с сонетной формой путём наполнения её (если опять воспользоваться выражением О. Мандельштама) «высоким лирическим прозаизмом» далеко не являлись новостью для французской поэзии конца XIX века, от которой, как были убеждены многие современники Анненского (например М. Волошин) он как лирик был полностью зависим. Во всяком случае этот «высокий лирический прозаизм» не следует путать с реализмом русской лирики второй половины ХІХ века, которой совершенно не была свойственна эта самодостаточная игра с поэтической формой – а ведь именно посредством такой игры Анненский и в этом сонете решает поставленную проблемно-тематическую задачу.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Снег» практически во всех произведениях поэта автобиографичен. Им является сам автор. Лирический герой ведёт борьбу с самим собой, со своими чувствами и мыслями, страхами; он мечтающий, но, в то же время, отрицающий свои мечты. Поэт стремится отыскать в лирическом герое связь с природой, с окружающим миром. Описание чего-то конкретного в окружающем мире, природе имеет своё отражение в жизни человека. Для достоверной передачи своих мыслей Иннокентий Фёдорович часто прибегает к использованию цвета как символа.
Синий в произведениях поэта – это символ духовной углублённости, цвет покоя, но в то же время и символ печали. Причём, чем глубже цвет, тем сильнее и отчаяннее печаль и тоска. В нашем случае синева «нищенская», что сложно расшифровать, но можно предположить, что автор имеет ввиду положительную символическую составляющую, которая «обнищала» со временем.
- Сиреневый цвет в поэтике автора – это цвет нежности, весны, цвет мечты и сна, цвет спасения, поиска идеала, цвет промежуточного состояния, что-то между земным и неземным. То есть неопределённый, подстраивающийся.
- Белый цвет у Анненского не символизирует чистоту и невинность, как принято считать. Белый цвет у поэта – это цвет тумана и забвения, цвет памяти, смерти и скорби.
Прочитав эти строки отдельно от всего стихотворения, невозможно заметить что-то особенное: снег, обычно, белый, но, при определённом освещении может приобретать и другие оттенки, что вполне соответствует реальности. Но, опираясь на контекст и пользуясь историческими фактами об авторе, можно предположить связь лирического героя со снегом, что заставляет цвет играть «новыми красками».
Если снег воспринять как предметное определение внутреннего состояния лирического героя, то «сверкающе белое» состояние – это, скорее всего, память о былом, приятная тоска, которая сменяется «сиреневой» нежность, мечтами, пребыванием в некоем состоянии неги. Далее снег становится «ослабленно талым», что сопоставимо с небольшим угнетением духа, связанным с болезнью. Обо всех этих внутренних ощущениях лирический герой отзывается с любовью, он принимает их достойно, спокойно.
Говоря об образах в данном стихотворении, нельзя ни упомянуть о том, что зима – это образное определение жизненного заката, тогда как весна – это начало жизни, обновление.
Данные строки можно воспринять как смирение с тем, что «Весны» в жизни лирического героя уже не будет, как осознание того, что он уже «на грани», между жизнью и неизбежным уходом.