Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Мужество» точно выражают главную мысль автора:
- “мы знаем, что ныне лежит на весах” — метафора. Ахматова решает начать излияние своих чувств с античного символа справедливости — весов. Что лежит на их чашах — дело субъективное, неизменно одно: одна из сторон непременно склонится и приведет человека либо к чести, либо к бесчестию.
- “час мужества пробил на наших часах” — аллитерация, метафора. Повторяющиеся звуки глухие звуки, в особенности “ч” и “ш” напоминают внимательному читателю звук часового механизма и бегающей по циферблату стрелки. Говоря о наших часах, Ахматова подразумевает нечто критическое и подсознательное, живущее в каждом человеке, направляющее его на правильный моральный путь: на этот раз набатом пробил час мужества, за который гражданину, исполненному чувством долга, необходимо растратить себя во благо Родины.
- “мужество нас не покинет” — метафора. Ахматова обобщает чувство, присущее в общем понимании только мужчинам до масштаба общества. Все одинаково болеют за судьбу родину, все одинаково дорожать своим счастьем, в сердце каждого зреет ярая ненависть к общему врагу, лишившему каждого личного счастья.
- “мертвые пули” — эпитет. Этим эпитетом Ахматов показывает бессмысленную природу пуль, пронзающих ее соотечественников, пули, несущие в себе убийство рад убийства, избранного врагом за идеологию, рассматриваемого нами как верх бесчеловечности.
- “великое русское слово” — риторическое обращение, перифраза. Обращаясь в меланхолическом порыве к “русскому слову”, Ахматова задела самый чувствительный нерв русской народности — вопрос его языковой идентичности, сплотивший его однажды, заложивший в него ничем неизмеримую гордость и тягу к справедливой жизни, в отстаивании которой и состоит долг русского человека.
- “свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим, и от плена спасем” — градация. Ахматова представляет нам перевернутую градацию: хорошо бы для начала спасти свой нравственный ориентир из плена, прежде чем передать его внукам, на плечи которых ляжет задача сохранить его “свободным и чистым”. Но, стихосложение — дело тонкое, как вы уже заметили. Главное, что задача выполнена — до читателя в красках донесены альтруистические интенции Ахматовского поколения на сохранение родного языка.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня последней встречи.
История создания – произведение появилось в тетради поэтессы осенью 1911 г. в Царском Селе, опубликовано оно было в первом поэтическом сборнике Ахматовой «Вечер».
Тема стихотворения – ссора и разлука влюбленных.
Композиция – По смыслу стихотворение можно поделить на две части: описание того, как лирическая героиня выбегает из дому после ссоры и воспроизведение мысленного диалога с любимым. Формально стихотворение состоит из четырех катренов.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – трехстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой переменчивой, злой судьбой».
Эпитеты – «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».
Стихотворение А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. » (восприятие, истолкование, оценка).
Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…», написанное в 1940 году, является одним из центральных в программном цикле «Тайны ремесла». Оно принадлежит руке уже зрелой поэтессы Анны Ахматовой, обдумывающей свой художественный опыт. Стихотворение нельзя отнести к лирике интимно-психологического ряда. Здесь мы не найдем сюжета, противостояния героев («я» и «он»), здесь нет описания случая, конкретной ситуации, действия, выстраивающихся в картину реального душевного движения, неповторимого жизненного конфликта. Все это присутствует в ее ранних стихотворениях, таких, как «Сжала руки под темной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…» и другие. Здесь же мысль подталкивается образом, а образ рождает мысль, которая заключается в том, что не «одические рати», не «элегические затеи» важны для поэта. Стихотворение возникает не из желания что-либо написать, а из особого и единственного человеческого опыта. Поводом к его созданию часто бывает не то, что известно всем, а то, что выявляется из прозы жизни «некстати». Поэт преодолевает «неэстетизм» обыденных вещей для того, чтобы стих зазвучал задорно, радостно и нежно, возвышая душу и поэта, и читателя.
Образы природы помогают А.А. Ахматовой раскрыть эту мысль. «Одическим ратям» и «элегическим затеям» противопоставляет она «сор», из которого растут стихи: «желтый одуванчик у забора», «лопухи и лебеда», «дегтя запах свежий», «таинственная плесень на стене».
Природа предстает перед нами естественной, реалистичной, но это отнюдь не означает, что Ахматова тем самым пытается противопоставить свое творчество вкусам эстетствующей публики. Эти образы лишь помогают понять ее поэтическую позицию, которая состоит в тесном соединении душевного мира поэта и окружающей его реальности. Используя их, Ахматова показывает как действительность врывается в ее жизнь и какую радость ей это приносит. Этим стихотворением поэтесса доказывает ошибочность мнения тех, кто считал ее поэзию неотделимой от сферы интимных переживаний. Отдельность, замкнутость стихотворения «Мне ни к чему одические рати» несет в себе энергию, активизирующую весь образный строй поэзии Ахматовой. Еще в первой книге «Вечер» ее привлек и «душный запах дегтя» и «запах теплый мертвой лебеды», еще в «Четках» она прислушивалась, как «шуршат в овраге лопухи». Теперь все эти нити сведены в одно трехстрофное стихотворение, приобретшее необыкновенную образную плотность. Ахматова достигает этого логично и четко подобранными перечислительными фразами:
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.
Сердитый окрик, дегтя запах свежий,
Таинственная плесень на стене…
Образы природы создаются, как мы видим в приведенных выше строчках, с помощью нескольких существительных с эпитетами, что позволяет нашему воображению живо воссоздавать эти картины: запах «свежий», окрик «сердитый», плесень «таинственная».
Стихотворение представляет собой монолог поэтессы, содержащий логически выдержанные простые и сложные предложения с несложным пунктуационным оформлением. Это дает возможность следить за развитием мысли Ахматовой
Укороченная строка в конце каждой строфы создает особый ритм стиха, позволяющий понять, на какую мысль хочет обратить внимание автор, что для него важно
Последняя строка стихотворения «… На радость вам и мне» проясняет еще один мотив поэзии Ахматовой – мотив стремления к радости, переход трагизма в жизнелюбие, который проявился во многих ее стихотворениях. Для меня анализируемое произведение явилось, прежде всего, одним из ключей к пониманию многогранного поэтического мира Анны Андреевны Ахматовой. Он беспрестанно завораживает и увлекает за собой в мир сложных душевных переживаний, выказанных через бытовые детали, которые в обычной жизни не имеют для нас, обывателей, никакой ценности. Они открываются лишь пытливому взору неоспоримых гениев, к которым, без сомнения, относится и Анна Ахматова. Я не престаю восхищаться силе ее приверженности своему ремеслу и учиться у нее чуткому восприятию действительности, приносящему огромную радость.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Текст
Муж хлестал меня узорчатым,Вдвое сложенным ремнём.Для тебя в окошке створчатомЯ всю ночь сижу с огнём.
Рассветает. И над кузницейПодымается дымок.Ах, со мной, печальной узницей,Ты опять побыть не мог.
Для тебя я долю хмурую,Долю-муку приняла.Или любишь белокурую,Или рыжая мила?
Как мне скрыть вас, стоны звонкие!В сердце темный, душный хмель,А лучи ложатся тонкиеНа несмятую постель.
1911 год.
Женский взгляд на мир иногда рождает достаточно интересные стихотворения, пусть в них фантазия и доминирует над истиной. Один из таких стихов «Муж хлестал меня узорчатым», написанный Анной Ахматовой в 1911 году, через год после венчания с Гумилевым.
Жанр, направление, размер
Характерная обращенность к идее сплоченности народа против врага, пронизывающая стихотворение «Мужество», позволяет отнести его к жанру гражданской лирики. Стоит лишь раздробить стихотворение по строчкам, и мы получим ряд патриотических лозунгов — им бы раздаваться на площадях и в окопах, а не красоваться на мелованных листах. Да и в целом, темп стихотворения и его звукоряд располагают к чеканной его декламации при чтении, что очень удобно для военных лиц, выступающих перед военной публикой, уважающей строгость и выправку во всем, несмотря на это, чувственная составляющая произведения не страдает, а наоборот, находится на высшем уровне.
Безусловно, стихотворение, написанное в духе акмеизма, не может блистать сложными символами, сакральными мотивами, однако сама сила произносимых Ахматовой слов, их актуальность и обоснованность видятся читателю некими моральными догмами с колоссальной рациональной мотивировкой в виде войны.
Стихотворение «Мужество» написано четырехстопным амфибрахием, в целом нейтральным для декламации размером. Рифмовка классическая для русской поэзии — перекрестная. Рифма в строках AA — мужская, в строках ВВ — женская.
Умру с тобой
Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.
Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.
Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.
Темы и настроение
Основная тема стихотворения — то, о чем спрашивает автор своего читателя. Риторический вопрос поэтессы — сможет ли вытерпеть русский народ столько горя, столько трагедий? Ахматова никогда не разделяла себя и народ, все общественные проблемы она воспринимала лично, а личные проблемы понимала, как типичные для всех людей.
Так и в этом стихотворении — тема горя и людских страданий становится общественной и масштабной, хоть и берет начало с личной трагедии Ахматовой — ареста сына.
Настроение стихотворения несколько взволнованное, в произведении присутствует сомнение в том, что будущее будет светлым и счастливым.
Основная идея
Несмотря на то, что Ахматова принадлежит к так называемому “потерянному поколению”, стихотворение «Мужество» вовсе не наполнено характерным флегматизмом, смирением с издевательствами рока событий. Руки поэтессы вовсе не опущены. Смысл стихотворения «Мужество» заключается в том, что автор становится на место метафорической Родины-Матери, поднимающей в бой сынов Отечества, вопреки желанию капризных тиранов подавить в них веру в собственную состоятельность, способность влиять на ход истории.
Ахматова говорит о том, что настало время отпрянуть от отчаяния и скептицизма, обратившись к спасительному мужеству и найти путеводную звезду, стремясь к чистоте и благородству которой будет “не страшно под пулями мертвыми лечь”. Такова главная мысль стихотворения «Мужество». Сложно отказаться от духовности и возвышенности помыслов на пути к спасению себя и родины. Ведь невозможно вечно искать лишь рациональные мотивы своего самопожертвования: жизнь постоянно опровергает их, они исчерпываются. Но убеждения, которые человек носит под сердцем, могут быть развенчаны только им самим, что при условии наличия искренней, трогательной веры в возможность собственного счастья, становится невозможным. Вера, любовь, ненависть, страсть и решимость облачают человека в особую броню, защищающую его от главного врага: не штыка, не пули, даже не артиллерийского снаряда — отчаяния.
Стихотворение А. Ахматовой «Сероглазый король» (мини-сочинение)
Стихотворение «Сероглазый король» — одно из ранних произведений А. Ахматовой, вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Стихотворение посвящено любовной тематике, оно сюжетно и своими образами напоминает средневековую европейскую песню или балладу. В центре внимания, как всегда у Ахматовой, — мир душевных переживаний лирической героини. По ходу развития лирической темы мы узнаем, что героиня – замужняя женщина, которая любит «сероглазого короля». Больше того, у нее растет дочь от возлюбленного, а муж героини ни о чем не догадывается. Но это – лишь детали, обрамляющие и дополняющие основную историю. А она – трагична и звучит уже в первых строках: «Слава тебе, безысходная боль! Умер вчера сероглазый король». Думаю, в них выражен основной смысл произведения – любимый человек героини погиб и вся жизнь ее превратилась в одну огромную, неизбывную боль. Героиня славит ее, потому что понимает, что это она будет ее спутницей на протяжении долгих лет. Но в том, что героиня любит короля, мы еще не уверены – только догадываемся. Уверенность у нас появится лишь в самом финале: Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу. А за окном шелестят тополя: «Нет на земле твоего короля. » Тема ужаса, безысходного горя создается в стихотворении с помощью психологических деталей. Например — «Вечер осенний был душен и ал» или «Жаль королеву… За ночь одну она стала седой». Стихотворение «Сероглазый король» — одно из лучших стихотворений Ахматовой о любви, поражающее своей скромной простотой и, в то же время, колоссальной силой чувств, мастерской художественной формой.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
История создания
В 1938 году Ахматова узнает о том, что расстреляем ее бывший муж, Николай Гумилёв, отец ее единственного сына — Льва. Не успев оправиться после столь сильного эмоционального потрясения, женщина получает ещё один «удар». В 1939 году Анна Андреевна окончательно поняла, что не увидит сына минимум 5 лет, которые Лев проведёт в ссылке за ложное обвинение.
Сама поэтесса понимала, что ей нужно как-то защититься от всей этой скверны, быть сильной, хоть и судьба всячески пытается доказать ей то, что передряги и испытания не прекратятся. Осознание необходимости становится сильной и волевой заставило ее задуматься над тем, что стать такой можно только с черствой душой, холодным сердцем и рассудком. Именно тогда Ахматова и пишет свой «Приговор», который, словно камень, падает на ее «ещё живую грудь».
Вариант 2
В жизни любого творческого человека наступает момент, когда ему необходимо переосмыслить все свое творчество и ответить на вопрос “для чего и кого все это нужно”. Анна Ахматова не стала исключением, и тема назначения поэта и поэзии стала одной из центральных в ее творчестве. Доказательством этого служит создание целого сборника стихотворений на данную тематику “Тайны ремесла”. Эти стихи, создавались Ахматовой на протяжении многих лет. Некоторые из них были посвящены Музе и Мандельштаму, остальные же были написаны для простого читателя.
Стихотворение “Мне ни к чему одические рати” было написано в 1940 году. Впервые оно было опубликовано в этом же году в журнале “Звезда”. Этот период был очень удачным в жизни поэтессы. Советская власть разрешила ей опубликовать сборник “Из шести книг”. Вскоре Ахматову приняли в Союз писателей.
В стихотворении “Мне не нужны одические рати” поэтесса рассуждает о принципах, которым следует во время создания произведения. Она подчеркивает, что не нужно следовать общепринятым канонам, создание стихотворения лучше всего делать максимально естественно. Автору чужд высокий стиль, оды и элегии. Возможно, это связано с тем, что Ахматова желает подчеркнуть своеобразность женской поэзии, которой по ее мнению свойственна сильная чувствительность и отсутствие в речи заезженных фраз и оборотов. Также не менее важным для Ахматовой является возникновение стихотворения из повседневных вещей, которые она называет сором
Важно уделять большое внимание мелочам, и тогда результатом творения станет истинный шедевр, который принесет радость читателю. Стихи должны отражать внутренний мир автора, поэтому его жизнь должна быть насыщенной и духовно богатой
Лирическим героем является сама поэтесса, которая рассуждает на тему своего творчества. Стихотворение написано ямбом. Рифмовка — перекрестная с сочетание мужской и женской рифмы. В стихотворении используется множество средств художественной выразительности: метафоры(одические рати, элегических затей), эпитеты(стих задорен, нежен), сравнения(как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда).
Анализ стихотворения Мне ни к чему одические рати по плану
Композиция
Стихотворение «И упало каменное слово» состоит из 3-х строф. Его можно разделить на три композиционные части.
Произведение отрывистое. Читая его, читатель ловит себя на впечатлении, что лирическая героиня начинает думать об одном, а потом её мысли куда-то улетают, затем она вновь возвращается к первоначальной теме, потом вновь «улетает».
- 1-я строфа – 1-я часть. Стихотворение «Приговор» начинается резко, с самой сути, что характерно для лирики Ахматовой, она как бы вырывает самую сердцевину события. Возможно, именно поэтому её стихи хоть и небольшие по объему, но очень «живые», эмоционально наполненные. Первая часть начинается со строк: «И упало каменное слово на мою ещё живую грудь.» Как точно подобранна автором метафора, как тонко и сдержанно Анна Андреевна передала свою нестерпимую боль! Следующие две строки поражают читателя удивительной стойкостью, силой и достоинством лирической героини. Каким мужеством нужно обладать, чтобы, узнав о случившемся, собрать всю волю в кулак, погасить вспыхнувшие вулканы внутри и вымолвить лишь: «Справлюсь с этим как-нибудь»?!
- 2-я часть – 2-я строфа. Складывается впечатление, что после мыслей, переданных автором в первом четверостишии, лирическая героиня отвлекается, а затем возвращается вновь, но уже с немного другим настроем.
- Здесь героиня уже рассуждает на тему «как жить с покалеченным сердцем дальше». Такое ощущение, что она перечисляет необходимые действия, чтобы не думать о поранившем её «камне».
- 3-я часть – 3-я строфа, которая так же следует за отстранённым полётом мысли, начинается со слов: «А не то…», что передаёт упадническое, но мужественное настроение лирической героини, она не может «память до конца убить», она будто вспоминает, что готовила себя к этому дню, что это должно было когда-то случиться. Темп данной строфы замедляется.
История стихотворения
Сразу начнем с истины, а потом поищем причины написания Анной Андреевной этого стиха. Для начала так – Гумилев (муж) Ахматову-жену не бил. Более того, после появления стихотворения он позеленел от злости, но поэтесса не стала вносить правки, показав мужу козу).
Что же дало толчок к написанию этой фантазии? Весной 1910 года Ахматова и Гумилев венчаются, этой же весной поэтесса знакомится с Амедео Модильяни, итальянским художником и скульптором. Тут и роман между ними появился, позже Амедео даже посвятит Ахматовой цикл из 16 картинок с изображением самой поэтессы. Отношения были пламенными, но короткими, пришло время исполнить обещанное Гумилеву, и они повенчались в мае 1910.
Рефераты. Скачать реферат
Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание «короля». Критики склонны сойтись во мнении, что «сероглазый король» — не что иное, как поэтический вымысел. Возможно, идея представить героя королем, навеяна путешествием по Европе. Не случайно стихотворение по форме близко к балладе.
Короткое стихотворение вместило всю жизнь и душевную боль героини, которая потеряла возлюбленного. Мотив одиночества и огромного горя пронизывает произведение. Начало пронзительное и трагическое: героиня приветствует «безысходную боль», потому что после смерти любимого именно это чувство будет сопровождать ее всегда.
В коротких строках стихотворения звучит целая драма жизни. Муж героини, принесший новость, жалеет королеву, которая «за ночь одну… стала седой» и не знает, какая трагедия разворачивается рядом.
В стихотворение включена разговорная речь: «Знаешь, с охоты его принесли…», «Дочку мою я сейчас разбужу…» — это приближает читателя к пониманию беды, делает героиню ближе и понятней.
В стихотворении использованы тропы: эпитеты «безысходная боль», «сероглазый король»; метафора «шелестят тополя». Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом — его дитя… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»
Тема стиха
Русские поэты XIX и XX века часто использовали свое творчество для того, чтобы признаться кому-то в чувствах. Этот же прием использовала и Анна Ахматова, только в своем стихотворении она говорила о любви не к мужчине, а к городу. Петербург занял в ее сердце такое же прочное место, какое мог бы занять любимый человек.
При этом нельзя сказать, что анализируемые стихотворения полны именно светлых чувств. Лирическая героиня, которой является сама поэтесса, грустит, так как понимает, что ее любимый город безвозвратно меняется. Она будто бы чувствует, как уходят традиционные для него ценности, и Петербург из торжественной столицы превращается в опальный памятник уходящей эпохи. На самом деле так оно и было, ведь всего через четыре года после написания анализируемого произведения в России прогремит Революция, навсегда изменившая жизнь людей и городов, ими созданных.
Тема и сюжет
Стихотворение «Муж хлестал меня…» появилось в 1911 году и велика вероятность, что в нём Ахматова обращается к Амедео:
В произведении показана лирическая героиня, под образом которой можно рассмотреть загримированную Ахматову, которая получает ремнём от мужа за своё прелюбодеяние. Получив по филейной или иным частям узорчатым ремнем, героиня сидит ночь на пролет в своей закрытой комнате и думает о другом.
Скорее всего, этим стихотворением Анна Андреевна реализовала на бумаге свои мечты – когда она изменяет мужу с любимым и за это получает заслуженное наказание. Поэтесса создала образ обычной женщины, которая не может устоять перед чарами любви, перевешивающими супружескую верность.
Возможно также под «узорчатым ремнем» имеется в виду совсем не аксессуар, а словесная брань, способная ранить гораздо сильнее ремня.
Жанр, направление, размер
Жанровую принадлежность стихотворения «Песня о последней встрече» Ахматова выдает в его названии, значительно упрощая тем самым работу литераторов: подобное стихотворение, представляющееся фрагментом потока сознания, воспаленного высокими чувствами, нельзя точно квалифицировать.
Сойдемся на том, что рассматриваемое нами стихотворение — “песнь”, выражаясь более пафосно — элегия. Тем более, что оно имеет большинство характеризующих ее как жанр признаков:
- простой человек в качестве лирического героя;
- поэтический параллелизм;
- вкрапление в виде диалога с предметом чувственного дисбаланса, побудившего лирического героя на монолог, непосредственно представляющий собой все произведение.
Что касается литературного направления, в лоне которого создавалось стихотворение, следует сказать о том, что ранняя Ахматова принадлежит к течению акмеизма. Лишь позже, с наступлением Сталинской эпохи, поэтесса вынуждена была прибегать к символизму. Если у кого был тогда акмеизм в почете, то разве что среди блатных.
Так, «песнь о Последней встрече», написанная, как уже говорилось, в 1911 году, соответствует всем канонам акмеизма:
- описывает конкретно-чувственное проявление мира (момент расставания в кленовом саду);
- делает центром человека, природа чьих чувств требует подтверждения (героиня готова разделить с ним смерть, однако понимает, что ее клятвы в этом — пустой звук).
Говоря о стихотворном размере стихотворения «Песня о последней встрече», необходимо отметить примечательный факт: несмотря на свои малые размеры, оно является диметром (стихотворением, состоящим из трех тактов). Стихотворение состоит из четырех строф, по 4 строки в каждой. Каждая строфа условно поделена Ахматовой надвое: первые две строки подчиняются правилам силлабо-тонической системы стихосложения, последние — правилам тонической системы. В первых двух строках четко соблюдается стихотворный размер — дактиль, в то время как в последних строках размер как таковой отсутствует, а вот количество ударений с рифмующимися строками совпадает.
В остальном, все соответствует классическим для русской поэзии стандартам: стихотворение обладает претензией на гениальность, перекрестной рифмовкой, мужской рифмой в строках “А”, а женской — в строках “В”.
Образ короля
Да, сказать точно, кто точно стал образом короля нельзя, в окружении Ахматовой нет подобного мужчины, возможно, это лишь литературная задумка, не имеющая своего прообраза. Также возможен вариант, когда в роли короля выступает скрытое одиночество поэтессы, приносящее боль. Даже муж не выражает эмоций к трагедии или является ей?
Для него это обыденность, в голосе нет эмоций, что вбивает линий гвоздь боли в душе поэтессы, ведь ей не с кем даже поплакать о смерти. В строках:
Она ставит себя на место королевы, вся уходит в пучину боли, и сама же себя жалеет, ибо этого больше некому сделать.
Интересный момент «серые глазки» дочери, это может быть желанием показать, что король и есть её муж, который начинает для Ахматовой умирать из-за своего безразличия к её жизни. Героиня пытается найти поддержку хоть у дочери, так как муж сообщил равнодушно о смерти и ушел, холодный и чужой. Может быть последняя фраза стихотворения, обращённая к дочери, даёт понять, что у неё нет настоящего отца, а у её матери мужа:
Стихотворение сразу нашло своего почитателя, хотя в 1912 году говорить об Ахматовой, как о состоявшемся поэте ещё слишком рано. Возможно, читателя подкупила искренность произведения и его уклон в строну европейских баллад. В любом случае стихотворение «Сероглазый король» одно из признанных произведений на раннем этапе творчества поэтессы.
«Сероглазый король», анализ стихотворения Ахматовой
Анализ стихотворения «Сероглазый король»
Стихотворение «Сероглазый король», относящееся к раннему творчеству Ахматовой, написано в 1910 году. Это, пожалуй, одно из самых пронзительных и лиричных творений поэтессы. Спор о том, кто является лирическим героем стихотворения, продолжается до сих пор: ни один из мужчин, находящихся в окружении Ахматовой в это время не подходит под описание «короля». Критики склонны сойтись во мнении, что «сероглазый король» — не что иное, как поэтический вымысел. Возможно, идея представить героя королем, навеяна путешествием по Европе. Не случайно стихотворение по форме близко к балладе.
Короткое стихотворение вместило всю жизнь и душевную боль героини, которая потеряла возлюбленного. Мотив одиночества и огромного горя пронизывает произведение. Начало пронзительное и трагическое: героиня приветствует «безысходную боль», потому что после смерти любимого именно это чувство будет сопровождать ее всегда.
В коротких строках стихотворения звучит целая драма жизни. Муж героини, принесший новость, жалеет королеву, которая «за ночь одну… стала седой» и не знает, какая трагедия разворачивается рядом.
В стихотворение включена разговорная речь: «Знаешь, с охоты его принесли…». «Дочку мою я сейчас разбужу…» — это приближает читателя к пониманию беды, делает героиню ближе и понятней.
В стихотворении использованы тропы: эпитеты «безысходная боль». «сероглазый король» ; метафора «шелестят тополя». Кульминационный момент «Дочку мою я сейчас разбужу, В серые глазки ее погляжу…» говорит о том, что на земле осталось вечное напоминание об ушедшем любимом — его дитя… Печальный шелест тополей подводит итог истории любви: «Нет на земле твоего короля…»
Кроме анализа стихотворения «Сероглазый король» настоятельно рекомендуем изучить другие сочинения:
Композиция
Композиционно стихотворение «Мужество» можно поделить на три части: две основные и дистих, завершающий его на мажорной ноте.
Первая часть выступает в качестве риторического обращения Ахматовой к своим современникам. Ахматова ни к чему не побуждает: и без того ясно, что должен делать русский человек, когда в его дом ломится враг
Важно то, как и с какими мотивировками гражданин должен подходить к защите Родины. “Мы знаем, что ныне лежит на весах”, пишет поэтесса, но что каждый ее современник представлял свою дом, своих родных, свое счастье, в борьбе за которое “мужество нас не покинет”
Побудив читателя вспомнить о личных ценностях, вторую часть стихотворения Ахматова посвящает главному сокровищу каждого русского человека — его родному языку
Здесь поэтесса уже риторически обращается к символическому образу русской речи: “Мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово”.
В дистихе Ахматова дает от лица соотечественников обещание сохранить русскую речь: “Свободным и чистым тебя пронесем, и внукам дадим и от плена спасем”. Громогласное “Навеки”, завершающее стихотворение подчеркивает, что борьба за свое отчество и язык — не только долг каждого поколения перед собой, но и преемственная традиция ответственного, самоотверженного, бережного отношения к приобретенному с незапамятных времен сокровищу — русской речи.
Анализ стихотворения А.А. Ахматовой «Мне ни к чему одические рати. «
В стихотворении «Мне ни к чему одические рати» (1940), которое входит в цикл «Тайны ремесла», слышна тема поэзии, поэтического ремесла. В первой же строфе звучит мысль о том, что стихи не следует втискивать в рамки строгих жанровых канонов («Не так, как у людей»), их прелесть — в естественности и свежести:По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Следующие строки Ахматовой стали общеизвестны:
Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда.
В них гениально обозначена иррациональная сущность творческого процесса, его неподвластность самому творцу. Метафорически назвав «сором» мысли и жизненные впечатления поэта, Ахматова во второй и третьей строфах нанизывает подчеркнуто прозаические объекты, вызывающие стихи к жизни: «желтый одуванчик у забора», лопухи и лебеда, сердитый оклик, запах дегтя. А далее идут строчки, начинающиеся очень по-пушкински: «И стих уже звучит. ». В стихотворении Пушкина «Осень» есть похожие слова: «Минута — и стихи свободно потекут». Это сходство не случайно. Ахматова разделяла мнение Пушкина по поводу свободного в своей основе творчества.
Однако главная мысль стихотворения определена в его финальных строчках:
И стих уже звучит, задорен, нежен,
На радость вам и мне.
Главное назначение поэзии, по мысли автора, — это способность дарить людям радость.
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter