Прочитайте онлайн путеводитель по поэзии а.а. фета

Композиция. мотивная структура. на качелях. путеводитель по поэзии а.а. фета. андрей михайлович ранчин.

Анализ стихотворения Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив – становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай, положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра». Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола – это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке. Итог романа оказался трагическим – в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре ран. До сих пор точно не выяснено – был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае – трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета. В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича. Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» (1850) все того же Полонского.

Один из центральных мотивов «На качелях» – мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели. Любовь в произведении – захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Анализ стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив – становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай, положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра». Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола – это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке. Итог романа оказался трагическим – в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре ран. До сих пор точно не выяснено – был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае – трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета. В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича. Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» (1850) все того же Полонского.

Один из центральных мотивов «На качелях» — мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели. Любовь в произведении – захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.

Средства выразительности

Богатая палитра тропов, использованная Фетом, делает стихотворение “Вечер” глубоко чувственным. Проникновенность ему придают:

  • Эпитеты – “ясная река”, “померкший луг”, “немая роща”, “золотые каймы”, “ночное дыханье”, “голубой и зеленый огонь”.
  • Метафоры – “убегает на запад река”, “облака разлетелись”, “вздохи дня”, “зарница теплится”.
  • Сравнение – “облака как дым”.

Все эти художественные средства помогают передать взгляд лирического героя, наблюдающего за уходом дня. Он восхищен великолепием пейзажа, чувствует природу живым существом и ощущает себя наблюдателем и частью ее в одно и то же время.

Таким образом поэт показывает красоту не только природы, но и своей души, которая умеет видеть все окружающее особенным и прекрасным. Кто знает, смог ли бы кто-то, кроме Фета, увидеть столько очарования в самых обычных сумерках. Афанасий Афанасьевич не только видит ее, но и стремится поделиться своим ощущением с читателем.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Сон» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – композиция, рифма, эпитеты, главная мысль

Следующая

Анализ стихотворений«Признание» анализ стихотворения Державина по плану кратко – тема, эпитеты, смысл, средства выразительности

Где можно найти анализ стихотворения А.А.Фета «На качелях».

Мария Ученик (168) 8 лет назад

Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью, и приводит в пример стихотворение «На качелях», толчком для написания которого явилось воспоминание 40-летней давности (стихотворение написано в 1890 году).

В год своего семидесятилетия Фет пишет стихотворение «На качелях»:И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга.

И в ответ на предостережения желчевика и вечного зубоскла В. П. Буренина («Представьте себе семидесятилетнего старца и его «дорогую», «бросающих друг друга» на шаткой доске. Как не обеспокоиться за то, что их игра может действительно оказаться роковой и окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков! «) пожалуется Полонскому. «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марией Петровной качаюсь»

Алина Макарова Ученик (248) 8 лет назад

если честно если покапаться в мозгах то можно хоть что нибудь надыбать а так в инете

КРИСТИНА. Высший разум (454119) 8 лет назад

Афанасий Фет написал много стихов и романсов о любви. «На качелях»-одно из лирических, нежныХ СТИХОТВОРЕНИЙ. Поэт с любимой катается на качелях, стоя на шаткой доске и взлетая вверх-вниз. Находять на самом верху, они замирают от страха высоты, но вместе с тем, чем выше, тем восхитительнее замитает сердцеот высоты полёта, откуда видна макушка леса! Захватывает дух, потому что ты ближе к небесам.Но в последней строфе Фет проводит философскую параллель, сравнение: взлёты и падения на качелях—это та же настоящая жизнь, и именно в этом, утверждает поэт, и заключается жизненное счастье.Написано 28 марта 1890 года

Где можно найти анализ стихотворения А.А.Фета «На качелях».

Мария Ученик (168) 8 лет назад

Фет отличается исключительно прочной поэтической памятью, и приводит в пример стихотворение «На качелях», толчком для написания которого явилось воспоминание 40-летней давности (стихотворение написано в 1890 году).

В год своего семидесятилетия Фет пишет стихотворение «На качелях»:И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем Мы стоим и бросаем друг друга.

И в ответ на предостережения желчевика и вечного зубоскла В. П. Буренина («Представьте себе семидесятилетнего старца и его «дорогую», «бросающих друг друга» на шаткой доске. Как не обеспокоиться за то, что их игра может действительно оказаться роковой и окончиться неблагополучно для разыгравшихся старичков! «) пожалуется Полонскому. «Сорок лет тому назад я качался на качелях с девушкой, стоя на доске, и платье ее трещало от ветра, а через сорок лет она попала в стихотворение, и шуты гороховые упрекают меня, зачем я с Марией Петровной качаюсь»

Алина Макарова Ученик (248) 8 лет назад

если честно если покапаться в мозгах то можно хоть что нибудь надыбать а так в инете

КРИСТИНА. Высший разум (454119) 8 лет назад

Афанасий Фет написал много стихов и романсов о любви. «На качелях»-одно из лирических, нежныХ СТИХОТВОРЕНИЙ. Поэт с любимой катается на качелях, стоя на шаткой доске и взлетая вверх-вниз. Находять на самом верху, они замирают от страха высоты, но вместе с тем, чем выше, тем восхитительнее замитает сердцеот высоты полёта, откуда видна макушка леса! Захватывает дух, потому что ты ближе к небесам.Но в последней строфе Фет проводит философскую параллель, сравнение: взлёты и падения на качелях—это та же настоящая жизнь, и именно в этом, утверждает поэт, и заключается жизненное счастье.Написано 28 марта 1890 года

Трагическое событие в личной жизни Фета

В херсонские годы случилось предопределившее личную жизнь поэта трагическое событие: при пожаре погибла его возлюбленная — Мария Лазич, девушка-бесприданница, на которой он не решился жениться из-за своей бедности. После отказа Фета с ней случилось странное происшествие: от свечи на Марии загорелось платье, она побежала в сад, но не справилась с тушением одежды и задохнулась в дыму. В этом можно было заподозрить попытку девушки покончить с собой, и в стихах Фета еще долго будут звучать отголоски этой трагедии (например, стихотворение «Когда читала ты мучительные строчки…», 1887 год).

Часть 4

Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали́…

Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.

И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!

Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над Русью далече Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне… Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.

Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем…

«Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!» Вздымается конская грива… За ветром взывают мечи…

Главная мысль «Весенней грозы»

Какую идею несет собой творение Федора Ивановича? Автор старается показать, что человек является частью этого мира. Небу, воде, солнцу он приписывает человеческие черты. Жизнь с грозой обновляется, ее смысл озаряется изнутри. Когда были покой и тишина, душа не слышала порыва. Гроза становится символом желания, выхода внутренних сил человеческой души. С грозой существование становится ярким и интенсивным.

Необычностью грозы автор показывает обратную сторону всего бытия. Он учит читателя смотреть на все перипетии и жизненные грозы с положительной стороны. Жизнь, как и явление природы, — бурлящая, искрящаяся, сияющая. Все находится в динамике, гром «резвится и играет», а все живое ему радуется — птицы, дождь, водопад. Туча также смеется, проливая воду. Описание первого дождя выполнено в радостном настроении.

Основные черты и особенности любовной лирики Фета

Все свои нереализованные чувства к столь рано ушедшей возлюбленной, поэт вложил в стихи, которые посвящал ей до конца своих дней. Тема его поэзии – воспоминания о недостижимом идеале, человеческие чувства, наполненные красотой, гармонией, но проникнутые тоской и трагичностью. Не сами люди, но только их эмоции и впечатления интересовали Фета в его творчестве.

Эта поэзия требует интуитивного прочтения, нацелена на пробуждение фантазии читателя, перенося его в идеальный мир прекрасных чувств и ощущений. Художественные особенности поэтического творчества Афанасия Фета могут быть охарактеризованы следующими положениями:

  • Отсутствие конкретизации, размытость и абстрактность образов.
  • Отсутствие логики повествования. Афанасий Фет впервые ввел в русскую литературу феномен «безглагольного» стихотворения.
  • Отсутствие конкретных образов Героя и Героини, при глубоком и тонком описании их чувств и ощущений.
  • Романтичность и отрицание окружающей действительности. Герои как будто бы живут в мире снов и грез.
  • Ритмическое и строфическое разнообразие. Чередование длинных и коротких строк, использование различных ритмов и строф сделали Фета одним из самых «метрически разнообразных» поэтов русской литературы.

Несмотря на то, что поэт не был высоко оценен своими современниками, тяготевшими к реакционному и политически направленному творчеству, история определила важное место лирики Афанасия Фета в русской культуре

Источник вдохновения

Творчество Афанасия Афанасьевича можно разделить на три основных направления:

  • Публицистика
  • Пейзажная лирика
  • Любовная лирика

Главный и единственный адресат любовной лирики Фета – девушка сербского происхождения Мария Лазич. Афанасию Афанасьевичу было 28 лет, а Марии – 24, когда они познакомились под Херсоном, где поэт квартировался по долгу военной службы. Мария была девушкой утонченной, образованной, с тонким вкусом и музыкальным талантом – и не могла не произвести впечатления на романтичного поэта. Этот роман, длившийся всего 2 года трудно назвать внезапно вспыхнувшей юношеской страстью.

Посвящая предмету своей любви прекрасные стихотворения, но будучи незаконнорожденным дворянином без наследства, Фет не хотел жениться на Лазич, бесприданнице с более чем скромным достатком. Своей нерешительностью, оправданной нежеланием обрекать будущий брак на тяготы финансовых затруднений, он доводил Марию до отчаяния.

В 1850 году случилась страшная трагедия, определившая дальнейшее развитие любовной лирики поэта. Мария погибла при страшных обстоятельствах – на ней загорелось платье, которое не успели потушить, прежде чем огонь перекинулся на волосы девушки. Она скончалась от ожогов, и последней ее просьбой было сохранить ее переписку с Фетом.

До конца своей жизни поэт пронес чувство к Лазич, чему не помешал ни его брак с Марией Боткиной (сестрой знаменитого врача), ни его предпринимательская деятельность успешного помещика.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Толстого То было раннею весной… Произведение относится к позднему творчеству поэта и представляет собой лирическое сочинение в виде ретроспективного взгляда на ушедшую юность.
Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано как предисловие к этой в будущем знаменитой поэме. Вообще, Пушкин не считал, что свое творчество можно продавать
Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое

Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».
Анализ стихотворения Андрея Белого Русь Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма
Анализ стихотворений Лермонтова

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Еще весны душистой нега.История создания – произведение было написано в 1854 году и в том же году, только спустя несколько месяцев, оно уже появилось на страницах “Современника”.

Тема стихотворения – природа в предчувствии весны.

Композиция – стихотворение состоит из двух частей. В первой Фет описывает природу, которая еще не пробудилась от зимнего сна, а во второй делает вывод, что, несмотря на это, весна уже близко.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – ямб.

Эпитеты – “душистая весна”, “весть живая”, “пролетные журавли”, “сизый румянец”, “степная красавица”.

Метафоры – “зарей гремит телега”, “нега не успела снизойти”, “соловей не смеет запеть”.

Олицетворения – “солнце греет”, “краснеет липа”, “березник желтеет“.

Афанасий Фет — И опять в полусвете ночном ( На качелях )

Na kachelyakh

I opyat v polusvete nochnomSred verevok, natyanutykh tugo,Na doske etoy shatkoy vdvoyem,My stoim i brosayem drug druga.

I, chem blizhe k vershine lesnoy,Chem strashneye stoyat i derzhatsya,Tem otradney vzletat nad zemleyI odnim k nebesam priblizhatsya.

Pravda, eto igra, i pritomMozhet vyti igra rokovaya,No i zhiznyu igrat nam vdvoyem. —Eto schastye, moya dorogaya.

Yf rfxtkz[

B jgznm d gjkecdtnt yjxyjvChtlm dthtdjr, yfnzyens[ neuj,Yf ljcrt njq ifnrjq dldjtv,Vs cnjbv b ,hjcftv lheu lheuf/

B, xtv ,kb;t r dthibyt ktcyjq,Xtv cnhfiytt cnjznm b lth;fnmcz,Ntv jnhflytq dpktnfnm yfl ptvktqB jlybv r yt,tcfv ghb,kb;fnmcz/

Ghfdlf, nj buhf, b ghbnjvVj;tn dsqnb buhf hjrjdfz,Yj b ;bpym/ buhfnm yfv dldjtv/ —nj cxfcnmt, vjz ljhjufz/

«Цветы», анализ стихотворения Фета

Вы задумывались когда-нибудь о том, откуда взялись эти эфемерные создания – цветы? Сколько сложено преданий, легенд о нарциссе, розе, незабудке! Эти хрупкие и нежные творения, наверное, никого не оставляют равнодушным. Хочется смотреть на них, вдыхать их аромат, даже целовать лепестки. Не остался равнодушным к этим хрупким созданиям природы и русский поэт XIX века Афанасий Афанасьевич Фет. Он так и назвал свое стихотворение – «Цветы». Этому стихотворению и посвящен анализ.

Примечательно, что, несмотря на возникающие при чтении стихотворения картины весны, оно входит в цикл с названием «Мелодии». Скорее всего, это не случайно. Ведь первые строчки воссоздают именно мелодии:

С полей несется голос стада, В кустах малиновки звенят…

Это звуки поздней весны, когда луга покрылись травой, а значит, скотину начинают выгонять на пастбища. Да и голос малиновки мы можем услышать не раньше второй декады апреля.

И вдруг в ряду весенних созвучий возникает не звук – аромат, сладкий аромат «побелевших яблонь сада». Этот запах хорошо знаком каждому жителю России.

Действительно, именно яблоневый цвет по-настоящему свидетельствует о наступлении весны. Еще не цветет душистая сирень, еще не распустились в садах капризные первоцветы и не запестрели лужайки в лесу скромными полевыми цветами. И запах яблоневых цветов, по-утреннему свежий и терпкий одновременно, пробуждает в душе каждого радость и ощущение приближающейся весны. Не случайно во втором четверостишии автор сравнивает их с весной: «Безгрешно чисты, как весна» .

Весна – пора любви. Это неоспоримо. Поэтому каждый человек, независимо от возраста, по мысли поэта, начинает испытывать любовную тоску, а цветы становятся как будто выражением этого любовного томления. И поэту удается выразить данную мысль с помощью олицетворения: «Цветы глядят с тоской влюбленной, безгрешно чисты…» Да, чистота и безгрешность – истинно весенние состояния. Весной все происходит впервые: первая любовь, первое томление, а может быть, и первое разочарование.

Многие произведения Афанасия Афанасьевича посвящены теме весны. Весна вызывает любовь к жизни, порождает подъем душевных сил, поэтому настроение лирического героя приподнятое, хотя при этом философское, что вполне традиционно для творческой манеры Фета. Герой видит, что цветы яблони не просто источают аромат, но и роняют «с пылью благовонной плодов румяных семена». Очевидно, мысль о зарождающейся жизни должна вызвать ответную радость. Поэтому герой, обращаясь к яблоне, называя ее «подругой розы». призывает «очами в очи» взглянуть, чтобы возродить лирического героя к жизни.

Использование в стихотворении человеческих понятий – «сестра». «подруга» — характерно для поэзии Фета, так как человеческие качества приписаны им многим явлениям природы. Лирические эмоции героя как бы разливаются в природе и наполняют мир его чувствами и переживаниями. А герой, в свою очередь, просит у цветущей яблони, чтобы она навеяла «живительные грезы» и заронила в сердце песню. Следовательно, в конце произведения вновь слышна мелодия, точнее, греза о ней, что и подчеркивает связь с общим названием цикла – «Мелодии».

Так в небольшом по объему и довольно простом по содержанию (всего три четверостишия!) лирическом произведении автор смог передать целую палитру чувств и переживаний лирического героя. Здесь и ожидание прихода весны, и тоска по уходящей молодости, и надежда на восторг, упоение созерцаемой красотой природы – словом, все те чувства, которые позволяют человеку быть по-настоящему счастливым.

«На качелях» А.Фет

И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем, Мы стоим и бросаем друг друга.

И, чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землей И одним к небесам приближаться.

Правда, это игра, и притом Может выйти игра роковая, Но и жизнью играть нам вдвоем. — Это счастье, моя дорогая.

Анализ стихотворения Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив – становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай, положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра». Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола – это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке. Итог романа оказался трагическим – в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре ран. До сих пор точно не выяснено – был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае – трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета. В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича. Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» (1850) все того же Полонского.

Один из центральных мотивов «На качелях» — мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели. Любовь в произведении – захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.

«На качелях» А.Фет

И опять в полусвете ночном Средь веревок, натянутых туго, На доске этой шаткой вдвоем, Мы стоим и бросаем друг друга.

И, чем ближе к вершине лесной, Чем страшнее стоять и держаться,

Тем отрадней взлетать над землей И одним к небесам приближаться.

Правда, это игра, и притом Может выйти игра роковая, Но и жизнью играть нам вдвоем. — Это счастье, моя дорогая.

Анализ стихотворения Фета «На качелях»

Самые страстные, искренние и пронзительные стихотворения о любви написаны были Фетом не в юном возрасте и не в период возникновения сильных чувств к какой-либо женщине, а на склоне лет. Причина тому – особая эмоциональная память поэта. Могли пройти годы, прежде чем какое-либо сильное потрясение находило отражение в лирике. При этом кажется, что со временем воспоминания не тускнели, а напротив – становились только ярче.

Стихотворение «На качелях» датировано 1890 годом, соответственно, создано оно семидесятилетним Фетом. Случай, положенный в основу произведения, рассказан им в письме к другу и поэту Якову Петровичу Полонскому. По словам Афанасия Афанасиевича, сорок лет назад ему довелось качаться с девушкой на качелях, стоя на доске, при этом платье ее «трещало от ветра». Скорей всего, упомянутая представительница прекрасного пола – это Мария Козьминична Лазич. С ней Фет познакомился в 1848 году. Молодые люди очень любили друг друга. Их отношения осложнялись тем, что Афанасий Афанасиевич не имел финансовой возможности жениться на девушке. Итог романа оказался трагическим – в 1850 году Лазич скончалась от полученных при пожаре ран. До сих пор точно не выяснено – был то несчастный случай или самоубийство. В любом случае – трагическая смерть возлюбленной легла тяжким грузом на сердце Фета. В этом контексте стихотворение «На качелях» выглядит как попытка вернуться в прошлое, переписав его, стремление вновь почувствовать беззаботность и безмятежность времени, когда в душе царила любовь.

Изначально заглавия текст не имел. То, которое есть сейчас, предложил Фету как раз Полонский. По его мнению, заглавие «На качелях» позволяет сразу ввести читателя в «чарующую атмосферу стихов». Возможно, произведение родилось не только под влиянием случая из прошлого Афанасия Афанасиевича. Есть версия, что оно отсылает к стихотворению «Качка в бурю» (1850) все того же Полонского.

Один из — мотив полета, часто встречающийся в творческом наследии Фета. Отрыв от земли, как правило, связан у него с обретением счастья, свободой, но не в рассматриваемом тексте. Здесь полет ассоциируется с роковой страстью и опасным порывом, который вполне способен привести к гибели. Любовь в произведении – захватывающая игра, порой завершающаяся трагедией, но от этого становящаяся только более притягательной и упоительной.

Часть 1

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной — В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы — ночной и зарубежной — Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль… Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи… Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь… Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: