Анализ стихотворения Батюшкова «На развалинах замка в Швеции»
Стремясь расширить границы элегического жанра, автор обращается к героико-исторической тематике. В качестве ближайшего литературного контекста творения Батюшкова 1814 г. исследователи называют произведение поэта-сентименталиста Маттисона, мастера минорной пейзажной зарисовки. Анализируемое стихотворение является вольным переложением элегии немецкого автора, созданной под впечатлением от развалин старого замка.
В русской версии сентиментальной темы усиливаются мотивы мрачного очарования северной природы. Перед одиноким героем Батюшкова открывается величественная картина морского заката. Густеющие сумерки приносят тишину, изредка нарушаемую далекими возгласами местных рыбаков. Прогуливаясь по прибрежному лесу, наблюдатель находит в чаще руины древней крепости.
Противоречивые чувства, охватившие лирическое «я» при виде старинных «мшистых твердынь», выражены оксюмороном. Его компонентами выступают конструкции «мертвый сон» и «живет воспоминанье». Созерцатель, погруженный в «безмолвие ночное», предается «сладкому мечтанью». В его воображении моделируется художественное пространство прошлого. Оно состоит из разрозненных картин: подготовка к морскому походу и клятва, отплытие дружины и отголоски «браней грома», встреча победителей и пиршество. Все эпизоды объединены образом молодого воина, представленным в динамике. Боевой опыт трансформирует нетерпеливого «юношу», трепещущего подобно горячему коню, в мужчину – смельчака и добытчика, продолжающего дело гордых предков.
Эпический размах фрагментов прошлого сменяется грустными раздумьями лирического героя
Отважное племя детей «брани и свободы» исчезло, оставив потомкам лишь следы «угрюмой древности». Автор противопоставляет канувшую в небытие героическую мощь старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего. Характерно, что идеализированное пространство легендарных лет изобилует исполинами и богатырями, а современный пейзаж пустынен и молчалив
Характерно, что идеализированное пространство легендарных лет изобилует исполинами и богатырями, а современный пейзаж пустынен и молчалив.
Погибают достойные, сильные и отважные – к такому философскому выводу приходит субъект речи, отказываясь акцентировать внимание на причинах гибели совершенного мира. Пессимистический итог предопределен трагическим ходом истории, который становится источником романтического разочарования. Лишь воспоминание, полное уважения к ушедшим обладателям «славы юных дней», способно примирить героя с действительностью
Лишь воспоминание, полное уважения к ушедшим обладателям «славы юных дней», способно примирить героя с действительностью.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Элегии ✑
Элегии
Литература для внеклассного чтения в 6 классе
Детям о детях
- С. Аксаков « Детские годы Багрова – внука»
- А. Алексин «Звоните и приезжайте»
- В. Железников «Чудак из шестого «Б»», «Путешествие с багажом», «Чучело»
- В. Крапивин «Валькины друзья и паруса», «Брат, которому семь»
- М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна»
- В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»
- О. Генри «Вождь краснокожих»
- В. Драгунский «Денискины рассказы»
Приключения и фантастика
- В.Беляев «Человек- амфибия», «Голова профессора Доуэля»
- А. Дюма «Три мушкетёра»
- М. Рид «Всадник без головы»
- Ж. Верн «Таинственный остров»
- Ф. Купер «Последний из Могикан», «Следопыт», «Зверобой»
- Г. Уэллс «Человек-невидимка»
- К. Булычев «Миллион приключений», «Девочка с Земли»
- И. Ефремов «Звёздные корабли», «На краю Окуймены»
- Дж. Свифт «Путешествия Гулливера»
- Д. Дефо «Робинзон Крузо»
- А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»
- Д.Р. Толкин «Хоббит, или Туда и обратно»
- Р. Стивенсон «Остров сокровищ»
Сказки
- Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
- А. Платонов «Финист Ясный сокол», «Волшебное кольцо»
- В. Гауф «Карлик-нос»
- Е. Шварц «Сказка о потерянном времени»
Русская и зарубежная классика
- Л. Толстой «Хаджи-Мурат»
- Н. Лесков «Человек на часах», «Тупейный художник», «Обман», «Пигмей»
- И. Тургенев «Хорь и Калиныч»
- Ф. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке»
- М. Зощенко Рассказы для детей
- Ч. Диккенс «Приключения Оливера Твиста»
- М. Твен «Принц и Нищий»
- Державин Г.Р. Лебедь
- Аксаков С.А. Детские годы Багрова – внука. Буран
- Батюшков К.Н. На развалинах замка в Швеции
- Давыдов Д.В. Партизан
- Глинка Ф.Н. «Не слышно шуму городского». «Утро вечера мудрее»
- Рылеев К.Ф. Державин
- Баратынский Е.А. Родина
- Жуковский В. А. «Светлана»
- Пушкин А.С. Жених. «Во глубине сибирских руд…».Выстрел. Гробовщик. Песнь о вещем Олеге
- Гоголь Н.В. Страшная месть. Вий
- Языков Н.М. Родина. Настоящее. Две картины
- Тютчев Ф.И. Сон на море. Весна. «Как весел грохот летних бурь…»
- Лермонтов М.Ю. Воздушный корабль. Русалка. Морская царевна. Ашик-Кериб
- Одоевский В.Ф. Отрывки из журнала Маши
- Толстой А. К. Князь Серебряный
- Майков А.Н. «Боже мой! Вчера – ненастье…». Сенокос. Емшан
- Островский А.Н. Снегурочка
- Кольцов А.В. «Не шуми ты, рожь…». Лес
- Некрасов Н.А. Влас. Дедушка
- Тургенев И.С. Рассказы из цикла «Записки охотника»: «Бурмистр», «Певцы».Хорь и Калиныч
- Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке
- Толстой Л.Н. Толстой Л.Н. Хаджи-Мурат
- Лесков Н.С. Левша. Тупейный художник
- Куприн А. И. Чудесный доктор. Ю-Ю. Изумруд. Белый пудель
- Гаршин В. М. Сказка о жабе и розе. Сигнал
- Мамин-Сибиряк Д. Н. Рассказы
- Чехов А.П. Беззащитное существо. Жалобная книга. Мальчики. Налим. Детвора. Лошадиная фамилия. Дочь Альбиона. Злой мальчик
- Черный Саша Дневник фокса Микки
- Чарская Л. Начало жизни. Княжна Джаваха
- Платонов А.П. Разноцветная бабочка. Неизвестный цветок
- Паустовский К.Г. Бакенщик. Растрепанный воробей. Далёкие годы. Последний черт. Кот Ворюга. Стальное колечко. Мещерская сторона
- Катаев В. П. Сын полка. Электрическая машинка
- Астафьев В.П. Деревья растут для всех
- Железников В.К. Чудак из шестого «Б». Путешественник с багажом. Хорошим людям – доброе утро
- Лиханов А.А. Последние холода
- Пришвин М.М. Корабельная чаща. Лесная капель
- Искандер Ф. Приключения Чика
- Крапивин В.П. Брат, которому семь. Звезды под дождем
- Яковлев Ю.А. Багульник. Рыцарь Вася. Мальчик с коньками. А Воробьев стекла не выбивал
- Распутин В.Г. Уроки французского
- Шварц Е.Л. Два клена
- Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица
- Шукшин В.М. Экзамен
- Булычев К. Приключения Алисы. Девочка, с которой ничего не случится. Заповедник сказок. Козлик Иван Иванович. Сто лет тому вперёд
Приключения
- Эдгар По Овальный портрет. Очки
- Гюго В. Козетта. Гаврош
- Уайлд О. Кентервильское привидение
- О. Генри. Вождь краснокожих
- Честертон Г. Тайна отца Брауна
- Верн Ж. Таинственный остров Двадцать тысяч лье под водой. «Дети капитана Гранта».
- Уэллс Г. Человек-невидимка.
- Кэрролл Л. Алиса в стране чудес. Алиса в Зазеркалье
- Мало Г. Без семьи
- Додж М. Серебряные коньки
- Конан Дойл А. Горбун. Рассказы о Шерлоке Холмсе
- Твен М. История с привидением. Приключения Гекльберри Финна
- Сент-Экзюпери А. Маленький принц
- Брэдбери Р. Рассказы
- Таркинтон Б. Приключения Пенрода
- Уайт Т.Х. Свеча на ветру
- Ирвинг В. Жених-призрак
- Сетон-Томпсон Э. Животные-герои. Рассказы о животных
- Эндэ М. Бесконечная книга
- Фарджон Э. Седьмая принцесса
Анализ стихотворения «Тень друга» Батюшкова
Одним из лучших стихотворений Константина Николаевича Батюшкова считается элегия «Тень друга». Созданное в эпоху Наполеоновских войн, оно является образцом классической русской поэзии.
Стихотворение написано в 1814 году. Его автору 27 лет, он принимает участие в военной кампании в Европе против войск Наполеона. Год назад он лишился друга, с которым был знаком с 1807 года — Ивана Александровича Петина. И. Петин был убит в Битве народов под Лейпцигом.
По жанру — элегия, по размеру — разностопный ямб с перекрестной и смешанной рифмой (открытой, закрытой, мужской и женской). Лирический герой — сам автор в маске путника, композиция условно делится на 3 части: в первой путешественник тоскует по «отеческой земле», во второй видит призрака, в третьей — горюет о том, что видение рассеялось, размышляет о тайнах бытия.
Открывается произведение эпиграфом из римского поэта Проперция. Суть его в том, что душа — бессмертна. Лексика возвышенная, много прямой речи, многоточий, риторических вопросов и восклицаний, обращений: то был ли сон? О воин вечно милый! Тень незабвенного! О лучший из друзей! Стихотворение создано в духе европейского романтизма. Впрочем, в нем принято усматривать и особенности классицизма еще времен поэзии М. Ломоносова и Г. Державина. Туманный Альбион — перифраз Британских островов. «Небесная отчизна»: подобное выражение доказывает, что автор — христианин, мыслящий, как и апостол Павел, что «наше жительство — на небесах». Альбион (Англия), Беллона (божество войны у римлян), Гальциона (в мифологии — царская дочь, покончившая с собой после смерти мужа, ставшая птицей — зимородком), Плейсс (река под Лейпцигом).
Видение описано в духе европейского фольклора, литературной традиции. Интересно, что явившийся призрак никак не проявляет себя, не хочет что-то передать, напротив, само видение слишком коротко. Для автора очевидно одно: чело веселием цвело. Значит, вечная жизнь существует и И. Петин удостоился рая. Эпитеты: сладостном, томное, страшном, бездонное. Олицетворение: глас увеселял. Метафора: тень провождал, и я летел к нему. Сравнение: как дым, метеор, призрак. Неусеченные формы глаголов: вилася, сменялися.
Посвящение умершему другу, посмертно награжденному участнику Заграничного похода И. Петину, появилось спустя год после трагического события. Молодой поэт К. Батюшков сумел создать высокий образец печали и раздумий над тайнами жизни и смерти.
Анализ стихотворения Батюшкова «Тень друга» (1 вариант)
Стихотворение «Тень друга» Константина Николаевича Батюшкова (1787 – 1855) критики называют одним из лучших произведений, когда-либо выходивших из-под пера поэта. А. С. Пушкин отозвался о нём как о прелестном и совершенном произведении. Что же делает это стихотворение таким впечатляющим?
«Тень друга» – это элегия. Она посвящена трагическому событию – смерти И. А. Петина, павшего в битве под Лейпцигом в 1813 году. Иван Александрович был близким другом Батюшкова, поэтому его безвременная кончина стала страшным ударом для чувствительного сердца поэта. Переживания Константина Николаевича нашли отражение в стихотворении, которое он создал в 1814 году.
Это произведение обладает необычной структурой. Строфы представляют собой простые четверостишия, но их схема меняется в зависимости от того, какое место они занимают в композиции.
Для первой части, которая знакомит читателя с окружающей лирического героя – автора действительностью, характерны строфы типа abab. Всего их четыре. Затем следует одна строфа с кольцевой рифмой:
Мечты сменялися мечтами И вдруг… то был ли сон?.. предстал товарищ мне, Погибший в роковом огне Завидной смертию, над Плейсскими струями.
За ней – четверостишие с уже встречавшейся формой abab. Представляется, что этот способ рифмования поэт применяет, когда описывает пейзаж или внешность персонажа. Предпоследняя строфа имеет ту же форму и действительно отображает окружающий ландшафт.
Ещё по теме: Константин Батюшков ~ Разлука («Напрасно покидал страну моих отцов…») (Элегия)
Далее лирический герой произносит пламенную речь. Он спрашивает видение – дух погибшего товарища – как это возможно, ведь он своими руками предал его тело земле. Герой просит произнести хоть слово, чтобы знакомый голос порадовал истерзанную скорбью душу. Здесь поэт использует кольцевую форму четверостиший, которая усиливает эмоциональный накал монолога.
Следующая строфа имеет парную рифму. Это кульминация стихотворения, возвращение к реальности. Призрак исчезает, а поэт остаётся один посреди холодной ночи.
Последняя строфа – развязка. И снова здесь кольцевая рифма, так как поэт обращается к другу (продолжает монолог): «Тебя, о милый брат! о лучший из друзей!»
Читатель понимает, что герой не хочет отпускать душу товарища, не желает мириться с его потерей.
Несмотря на то, что некоторые метафоры, например «Беллонины огни» (Беллона – древнеримская богиня войны), «Гальциона» (душа дочери бога Эоса, превращённая по легенде в чайку), незнакомы современному читателю, элегия «Тень друга» не становится менее трогательной. Она наполнена настоящими искренними чувствами, выраженными в нежных эпитетах («милый друг», «горний дух»). Стихотворение и сегодня может утешить читателя и придать ему сил в трудный момент.
Темы и настроение
Создавая яркую картину послевоенной разрухи, акцентируя внимание на некоторой незащищенности мира и мирного времени, Батюшков наполняет свое стихотворение не обычной грустью, а философской. Одним из важных вопросов, поставленных в произведении, становится вопрос о хрупкости мироздания и о скоротечности жизни – вечные философские вопросы для творцов.
Но основная тема стихотворения – война
Автор создает целую панораму образов того, что изменилось в худшую сторону. Дом, когда-то приносивший счастье, исчез в буре бед. Место, где он стоял, поросло крапивой. Далее говорится об угасании женской красоты. Мысль раскрывается на примере Лилы, которая вызывала у мужчин восхищение, а потом «в страданиях почила».
Тема веры играет большую роль в произведении. Спасение лирический герой находит в религии. В финале он обретает веру, отказывается от жизни земной, «возлетая духом в мир лучший». Стоит повториться, что преимущественно настроение стихотворения грустное. Грусть представлена где-то с ностальгическими нотками, где-то с оттенками надежды и веры.
Тема дружбы также присутствует в стихотворении. Автор пишет другу, чтобы поддержать его в смутные времена для России. Он спешит поделиться с ним своим рецептом избавления от тоски.
Жанр, направление и размер
Как уже было сказано, сам Батюшков определил жанр своего лирического произведения, как элегия – стихотворение грустного содержания. Константин Николаевич предопределил настроение стихотворения жанром.
Говоря о направлении, в котором трудился поэт, стоит отдельно отметить, что Батюшков в некотором роде первооткрыватель романтизма в России. Конечно, манифест романтизма принадлежит не ему, но именно его труды стали неким стандартом романтических жанров.
Стихотворение написано ямбом, стихотворным размером, который спустя время Бахтин провозгласит самым патриотичным для русского стихосложения. Элегия динамична и сильна, в ней мало лирических отступлений и снижений темпа, поэтому использование именно ямба весьма аргументировано и мотивировано.
Константин Батюшков — Скажи, мудрец младой, что прочно на земли (К другу)
Скажи, мудрец младой, что прочно на земли? Где постоянно жизни счастье? Мы область призраков обманчивых прошли, №4 Мы пили чашу сладострастья:
Но где минутный шум веселья и пиров? В вине потопленные чаши? Где мудрость светская сияющих умов? №8 Где твой Фалерн и розы наши?
Где дом твой, счастья дом?.. Он в буре бед исчез, И место поросло крапивой. Но я узнал его: я сердца дань принес №12 На прах его красноречивой.
На нем, когда окрест замолкнет шум градской И яркий Веспер засияет На темном севере, — твой друг в тиши ночной №16 В душе задумчивость питает.
От самой юности служитель олтарей Богини неги и прохлады, От пресыщения, от пламенных страстей №20 Я сердцу в ней ищу отрады.
Поверишь ли? Я здесь, на пепле храмин сих, Венок веселия слагаю И часто в горести, в волненьи чувств моих, №24 Потупя взоры, восклицаю:
Минутны странники, мы ходим по гробам, Все дни утратами считаем; На крыльях радости летим к своим друзьям, — №28 И что ж? их урны обнимаем.
Скажи, давно ли здесь, в кругу твоих друзей, Сияла Лила красотою? Благие небеса, казалось, дали ей №32 Все счастье смертной под луною:
Нрав тихий ангела, дар слова, тонкий вкус, Любви и очи и ланиты; Чело открытое одной из важных Муз №36 И прелесть — девственной Хариты.
Ты сам, забыв и свет и тщетный шум пиров, Ее беседой наслаждался И в тихой радости, как путник средь песков, №40 Прелестным цветом любовался.
Цветок (увы!) исчез, как сладкая мечта! Она в страданиях почила И, с миром в страшный час прощаясь навсегда, №44 На друге взор остановила.
Но, дружба, может быть, ее забыла ты!.. Веселье слезы осушило, И тень чистейшую дыханье клеветы №48 На лоне мира возмутило.
Так все здесь суетно в обители сует! Приязнь и дружество непрочно! — Но где, скажи, мой друг, прямой сияет свет? №52 Что вечно, чисто, непорочно?
Напрасно вопрошал я опытность веков И Клии мрачные скрижали, Напрасно вопрошал всех мира мудрецов: №56 Они безмолвьем отвечали.
Как в воздухе перо кружится здесь и там, Как в вихре тонкий прах летает, Как судно без руля стремится по волнам №60 И вечно пристани не знает, —
Так ум мой посреди сомнений погибал. Все жизни прелести затмились: Мой Гений в горести светильник погашал, №64 И Музы светлые сокрылись.
Я с страхом вопросил глас совести моей… И мрак исчез, прозрели вежды: И вера пролила спасительный елей №68 В лампаду чистую Надежды.
Ко гробу путь мой весь как солнцем озарен: Ногой надежною ступаю И, с ризы странника свергая прах и тлен, №72 В мир лучший духом возлетаю.
«На развалинах замка в Швеции»
Уже светило дня на западе горит И тихо погрузилось в волны!..Задумчиво луна сквозь тонкий пар глядит На хляби и брега безмолвны.И всё в глубоком сне поморие кругом.Лишь изредка рыбарь к товарищам взываетЛишь эхо глас его протяжно повторяет В безмолвии ночном.Я здесь, на сих скалах, висящих над водой В священном сумраке дубравыЗадумчиво брожу и вижу пред собой Следы протекших лет и славы:Обломки, грозный вал, поросший злаком ровСтолбы и ветхий мост с чугунными цепями.Твердыни мшистые с гранитными зубцами И длинный ряд гробов.Всё тихо: мёртвый сон в обители глухой. Но здесь живёт воспоминанье:И путник, опершись на камень гробовой Вкушает сладкое мечтанье.Там, там, где вьётся плющ по лестнице крутойИ ветр колышет стебль иссохшия полыни,Где месяц осребрил угрюмые твердыни Над спящею водой, —Там воин некогда, Одена храбрый внук, В боях приморских поседелый,Готовил сына в брань и стрел пернатых пук, Броню заветну, меч тяжелыйОн юноше вручил израненной рукой,И громко восклицал, подъяв дрожащи длани:«Тебе он обречен, о, бог, властитель брани, Всегда и всюду твой!А ты, мой сын, клянись мечом своих отцов И Гелы клятвою кровавойНа западных струях быть ужасом врагов Иль пасть, как предки пали, с славой!»И пылкий юноша меч прадедов лобзалИ к персям прижимал родительские длани,И в радости, как конь, при звуке новой брани, Кипел и трепетал.Война, война врагам отеческой земли! — Суда на утро восшумели.Запенились моря, и быстры корабли На крыльях бури полетели!В долинах Нейстрии раздался браней гром,Туманный Альбион из края в край пылает,И Гела день и ночь в Валкалу провождает Погибших бледный сонм.Ах, юноша! спеши к отеческим брегам, Назад лети с добычей бранной;Уж веет кроткий ветр во след твоим судам, Герой, победою избранной!Уж Скальды пиршество готовят на холмах,Уж дубы в пламени, в сосудах мёд сверкает,И вестник радости отцам провозглашает Победы на морях.Здесь, в мирной пристани, с денницей золотой Тебя невеста ожидает,К тебе, о, юноша, слезами и мольбой, Богов на милость преклоняет…Но вот в тумане там, как стая лебедей,Белеют корабли, несомые волнами;О, вей, попутный ветр, вей тихими устами В ветрила кораблей!Суда у берегов, на них уже герой С добычей жён иноплеменных;К нему спешит отец с невестою младой И лики Скальдов вдохновенных.Красавица стоит, безмолвствуя, в слезах,Едва на жениха взглянуть украдкой смеет,Потупя ясный взор, краснеет и бледнеет, Как месяц в небесах…И там, где камней ряд, седым одетый мхом, Помост обрушенный являет,Повременно сова в безмолвии ночном Пустыню криком оглашает, —Там чаши радости стучали по столам,Там храбрые кругом с друзьями ликовали,Там Скальды пели брань, и персты их летали По пламенным струнам.Там пели звук мечей и свист пернатых стрел, И треск щитов, и гром ударов,Кипящу брань среди опустошенных сел И грады в зареве пожаров;Там старцы жадный слух склоняли к песни сейСосуды полные в десницах их дрожали,И гордые сердца с восторгом вспоминали О славе юных дней.Но всё покрыто здесь угрюмой ночи мглой, Всё время в прах преобратило!Где прежде Скальд гремел на арфе золотой, Там ветер свищет лишь уныло!Где храбрый ликовал с дружиною своей,Где жертвовал вином отцу и богу брани,Там дремлют притаясь две трепетные лани До утренних лучей.Где ж вы, о, сильные, вы Галлов бич и страх Земель полнощных исполины,Роальда спутники, на бренных челноках Протекши дальные пучины?Где вы, отважные толпы богатырей,Вы, дикие сыны и брани и свободы,Возникшие в снегах, средь ужасов природы Средь копий, средь мечей?Погибли сильные! Но странник в сих местах Не тщетно камни вопрошаетИ руны тайные, останки на скалах Угрюмой древности, читает.Оратай ближних сел, склонясь на посох свойГласит ему: «Смотри, о, сын иноплеменный.Здесь тлеют праотцев останки драгоценны: Почти их гроб святой!»1814 год
См. также Константин Батюшков — стихи (Батюшков К. Н.) :
На свет и на стихи… На свет и на стихи Он злобой адской дышит; Но в свете копит он грехи …
На смерть И. П. Пнина Где друг наш? Где Певец? Где юности красы? Увы, исчезло все под остри…
Вариант №2
Стихотворение (элегия) «К Другу» была написана Константином Николаевичем Батюшковым в 1815 году, а свет увидела вместе со сборником «Опыты в стихах и прозе» в 1817 году. Поэма посвящена другу Батюшкова – Петру Вяземскому (в стихотворении есть весьма явные отсылки на его произведения). Написанная в направлении «раннего русского романтизма». Произведение было написано под впечатлением Батюшкова от увиденных им ужасов Отечественной войны, при этом ещё не погаснувшем патриотическом порыве.
Тема: Основной темой стихотворения является война. Батюшков описывает, как война к худшему изменила окружающую среду, во всей красе описана послевоенная разруха, хаос и уныние. Война как бы забрала из этого мира всё хорошее и прекрасное, заменив его лишь на мерзкие и не приятные вещи. Довольно весомо так же поднимается тема религии, к которой лирический герой (который является воплощением самого поета) приходит ради успокоения. Несмотря на грусть и тоску произведения именно вера является светлым пятном, связанным с надеждой на что-то лучшее в будущем, несмотря на утерянное прошлое.
Белой нитью через повествование проходит и тема дружбы, ведь именно к другу в трудную (как для себя так и для страны время) обращается лирический герой, что бы помочь тому обрести что-то светлое (в данном случае веру).
В целом поет создаёт в поэме яркие картины послевоенной разрухи, как бы показывает им всю хрупкость и тонкость привычного нам мира, который в любую секунду может разрушится.
Идея: Основная идея произведения это искать спасение и успокоение в религии, ведь только абстрагировавшись и отрёкшись от земного, можно найти истинное умиротворение. Именно это и советует своему другу персонаж (А вместе с ним и сам автор).
Итог: Произведение на писано на фоне патриотического порыва Батюшкова вызванного Отечественной войной, в то же время и его личностным душевным кризисом. На произведение так же повлияло то что автор в тот период жизни пытался найти душевного умиротворения в религии. К тому же в произведении можно заметить и оттенок сближения с Жуковским, и использовании характерных ему мотивов в своём творчестве. Литературные приёмы: Метафоры: «Буря бед», «шум веселья и пиров», «Чаша сладострастья» Эпитеты: «тщетный шум», «темный север», «страшный час».
Литература XIX века
(1781–1855)
К. Н. Батюшков принадлежал к старинному дворянскому роду, был сначала военным, затем дипломатом. Литературная деятельность Батюшкова была интенсивной, но недолгой: в 1822 году он заболел тяжелым психическим расстройством. На творчество поэта оказали сильное влияние идеи французских просветителей XVIII в. (стихотворная сатира «Видение на берегах Леты» (1809). Воспевание дружбы и любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы и независимости поэта. На Отечественную войну 1812 года Батюшков откликнулся патриотическим посланием «К Дашкову». Самим поэтом было подготовлено его первое собрание сочинений, названное «Опыты в стихах и прозе» (вышло в 1817 году). |