Н.а. некрасов «на волге» идейно-художественный анализ стихотворения

Сочинение некрасов на волге

Жизнь в слове

Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.

Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно

В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове

Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».

Основная мысль произведения

Основная мысль, которую вложил автор в произведение «На Волге», является ужасное положение простого народа. В то время, как другие люди живут полной жизнью и не думают о завтрашнем дне, рядом с ними выживают простые работяги, век которых очень печален и недолог. Они живут очень короткую жизнь, полную лишений, голода и труда. Условия, в которых они вынуждены существовать, оставляют желать лучшего. Круглосуточный труд, из-за которого они теряют свои силы и здоровье, постоянный голод и усталость. Именно так живут люди, которые передают свою горькую участь из поколения в поколение. Они даже не пытаются бороться за свои права, а молча выполняют тяжелую работу, не получая взамен практически ничего, кроме упреков и обмана.

Исторические сведения

Волга, как важная торговая артерия Евразии, известна человечеству давно. Имея большую протяженность и выгодное географическое положение, она пользовалась особой популярностью у торговцев. Еще в 5 веке до нашей эры Геродот, древнегреческий философ, упомянул ее в своем трактате о походе царя Дария на скифские племена. Назвал он Волгу Оаром. В древнеарабских летописях она значится как Итиль.

К 10 веку нашей эры сформировался известный Волжский торговый путь, соединяющий Скандинавию с арабскими странами. На берегах великой реки образовывались крупные торговые центры: хазарские Итиль и Булгар, русские Муром, Новгород, Суздаль. В 16-18 веках на карте Поволжья появились такие крупные города, как Саратов, Самара, Волгоград. Здесь, в заволжских степях, скрывались восставшие казаки и крестьяне. Давая краткое описание Волги, надо отметить, что она во все времена выполняла важную экономическую функцию — соединяла порты внутри страны и была магистралью для связи разных государств. В середине 20 века, после образования Волго-Донского канала, увеличилась и политическая функция реки — выход к Азовскому и Черному морям, следовательно, к Мировому океану.

Детство

Николай Алексеевич Некрасов происходил из некогда богатой, но к моменту его появления на свет изрядно обедневшей, дворянской семьи. Детство его прошло в родовом имении в Ярославской губернии. Определяющую роль в становлении любого человека, тем более будущего поэта, играет та обстановка, в которой происходит формирование его личности. А детство поэта прошло в обстановке далеко не идиллической. Большая, балансирующая на грани бедности семья, своенравный и деспотичный отец, путешествия с ним по регионам Поволжья и вид бесконечных народных страданий на этом пути — таковы самые яркие впечатления детства. Они были в высшей степени противоречивыми. Но детство поэта прошло именно на Волге. И это во многом определило его последующее творчество.

Об авторе

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 г. Его отец был поручиком полка, квартировавшего в г. Немирове Винницкого уезда, где и родился будущий поэт.

Множество произведений Некрасова посвящено его матери, Елене Андреевне Закревской, которая вышла замуж по любви вопреки воле родителей. Но счастливым этот брак не был. Некрасов очень любил мать и восхищался ее стойкостью. Матери он посвятил поэмы «Мать», «Рыцарь на час». Образ женщины-матери проходит через все его творчество.

Юность поэта была полна лишений. Вопреки воле отца, который хотел, чтобы сын стал военным, юноша в 1839 г. стал вольнослушателем Петербургского университета. Он решил изучать филологию. Без материальной поддержки отца Николай часто голодал и даже вынужден был ночевать в ночлежках. В это время он начал писать статьи о литературе, а также водевили (под псевдонимом Перепельского).

В 1840 г. выходит первая книга стихов Некрасова «Мечты и звуки». Основное содержание сборника, раскритикованного В.Г. Белинским, составляли романтические баллады. После критики поэт стал скупать и уничтожать экземпляры книги, поэтому впоследствии она стала библиографической редкостью.

Начиная с 1840 г., Некрасов сближается с Белинским, который высоко оценил стихотворение «В дороге». Тогда же начинается деятельность Некрасова как издателя. В конце 1846 г. он начинает редактировать журнал «Современник». Вскоре издание становится лучшим литературным журналом России. В этот период Некрасов пишет ряд лирических стихотворений, посвященных его гражданской жене А.Я. Панаевой.

Во время раскола «Современника» поэт поддержал демократическое крыло журнала во главе с Н.А. Добролюбовым и Н.Г. Чернышевским. В этот период он пишет стихотворения «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Дорога». Когда «Современник» был закрыт, Некрасов начинает редактировать «Отечественные записки», которые вскоре повторяют успех «Современника». В последние годы жизни Некрасов заканчивает поэму «Кому на Руси жить хорошо», посвященную жизни крестьян после падения крепостничества.

Умер поэт 27 декабря 1877 г. от рака кишечника.

Вариант 2

Николай Алексеевич Некрасов выдающийся русский писатель. К тому же он был поэтом. Его труды оказали большую пользу русской литературе.

Творчество Некрасова затрагивает многие острые темы тогдашней российской действительности. Он как бы пропускал их сквозь своё творчество. Литература в России это в первую очередь метафорическое отображение политических и социальных проблем страны. Тема «бурлачества» не нова в культуре. А о бесправии русского мужика писали авторы не одного поколения русской литературы.

Стихотворение «На Волге» так же касается острой проблемы, волнующей российскую интеллигенцию на протяжении десятилетий. Это бесправие русского крестьянства, его крепостничество. По мнению некоторых историков именно это стихотворение вдохновило художника Илью Репина к написанию картины «Бурлаки на Волге». Так же как и в стихотворении, на картине изображены усталые работники, грязные, утомлённые, но тащат гружённую баржу. Передние которые тянут баржу более выносливые но по их лицам видно что они очень устали. Завтра будет тоже самое, за эту адскую работу им заплатят копейки. И это чувство безысходности в глазах. Позади идут совсем вымотанные такой работой, им уже всё равно что кругом них происходит. На заднем плане, далеко виден дымок от парохода (который ни кто не тянет), это девятнадцатый век. Вот именно такой диссонанс показал Репин. Вообще Репин как Некрасов в своих картинах касался острых социально-политических проблем Российской империи.

Стихотворение Некрасова не имеет прямой повествовательной хронологии. Он перескакивает с места на место. По началу, он с ностальгией вспоминает детские годы на реке Волге. Красивые детские воспоминания переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души писателя, — встреча бурлаков которые тянут баржу. Вид их страшен. В глазах читается безысходность и желание умереть лишь бы не томится на этой земле, которая для них стала адом. Осознание своей пусть и косвенной моральной ответственности за происходящее показывает сентиментальную, ранимую душу русского писателя и гражданина. И поэтому в этом стихе писатель исполнил свой моральный долг.

На психику писателя это очень сильно повлияло, на всю жизнь. Они эти несчастные люди при любой ненастье, изо дня в день тянут тяжести по Волге, и нет просвета, спасения.

В стихотворении Некрасов выражает свою позицию как гражданина на ситуацию которая происходит в России. В стихе его детские суждения противопоставляются с размышлениями зрелого интеллектуала. К тому же он сравнивает своё беззаботное детство с нищенским существованием других у которых не было такого детства.

Он помнит всю жизнь взгляд одного из бурлаков (как бы с укором). Его стихотворение повлияло на русскую литературу девятнадцатого столетия.

Анализ стихотворения На Волге по плану

Литературная школа Некрасова

Но свой след поэт оставил не только в общественной жизни. В русской литературе второй половины девятнадцатого века отмечается существование такого явления, как «некрасовская школа». Это были поэты и писатели, продолжавшие и развивавшие темы и образы, впервые обозначенные в творчестве Николая Некрасова

Поэты некрасовской школы в первую очередь акцентировали своё внимание на социальных проблемах. Отвлечённые эстетические и философские теории занимали их в очень малой степени

Они сплошь и рядом пренебрегали художественностью в угоду гражданственности. Это литературное направление находилось в постоянном противоборстве с противоположным эстетским лагерем, проповедовавшим «искусство ради искусства» и отрицавшим какое-либо социальное значение поэтического вдохновения. На подобном противостоянии развивалась русская литература. Следы некрасовской поэтической школы можно обнаружить даже в творчестве таких далёких от неё поэтов-символистов, как Александр Блок и Андрей Белый.

Тропы и образы

Первые три строки сжато, но ёмко характеризуют дорогу лирического героя. Он погоняет коня, описывает однообразный пейзаж и даёт эмоциональную характеристику своему путешествию (невесёлая дорога – метафорический эпитет).

Герой жанровой сценки – встреченный лирическим героем типичный крестьянский мальчик. У него босые ноги, грязное тело и ветхая или разорванная одежда. Немногие крестьяне отдавали в школы детишек, иным не во что было одеться и обуться. Большой редкостью была книжка.

Лирический герой рассуждает, как мальчик получил возможность учиться. Читатель не знает, какая из трёх версий соответствует действительности: то ли отец мальчика, называемый просторечным словом батька, отдал последние деньги, то ли нечаянные и случайные деньги пожертвовала старая дьячиха (благотворительность), а может, мальчик – отпущенный дворовый (то есть живущий при помещике). О последнем случае лирический герой говорит как об обычном. В преддверии отмены крепостного права многие помещики отпускали крепостных.

Лирический герой подбадривает мальчика: «Не робей, не пропадёшь». Он приводит в пример «архангельского мужика», который стал великим «по своей и божьей воле». Это перифраз, подразумевается М.Ломоносов. Лирический герой выстраивает предполагаемый путь нынешнего школьника: добрая душа отвезёт в Москву, университет – это свершение мечты, сон наяву (метафора). А в Москве трудолюбивый молодой человек найдёт свой путь.

Призыв «работай, да не трусь» означает «не бойся того, что ты выбился в люди из народа, ты не хуже остальных». Эта фраза перекликается со словами из первой части: «Не стыдися. Это многих славный путь».

Последняя часть, состоящая из десяти строк – обращение к родной Руси. Некрасов подчёркивает значение страны, земли, территории. Об этом свидетельствуют слова природа, край – синонимы слова Русь в данном контексте. До конца стихотворения противопоставление усиливается: родина как край рождает из народа (метафора) славных, добрых, благородных, сильных любящей душой (эпитеты и метафорические эпитеты). А что же порождает тупых, холодных и напыщенных собой (метафорические эпитеты)? Вопрос остаётся открытым. Так с помощью антитезы Некрасов раскрывает основную мысль: образование делает человека из народа личностью и достойным членом общества.

Многоточия, междометия и восклицательные предложения передают ситуацию живого общения. В последней части меняется речь лирического героя. Исчезают просторечные формы, свойственные первым двум частям (не стыдися, батька, свезёт). Появляется патетика, свидетельствующая о том, что это сокровенная мысль лирического героя.

Вариант №2

Николай Алексеевич Некрасов выражал одной из основных идей своего творчества народную и посвящал строки стихотворений крепостным людям. Творчество поэта наполнено жалостью и болью к бедственной среде жизни простого крестьянства, приневоленного добывать пропитание физическим тяжелым трудом. Вопрос о несправедливости устройства мира постоянно красной линией протекает через все произведения Некрасова.

В родовом гнезде протекало детство поэта. На берегу реки Волги тихо раскинулась усадьба. «О Волга!.. колыбель моя!», – обращается к любимым сердцу местам русский поэт. Вначале идут ностальгические эпизоды детских лет. Красивые картинки переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души поэта. Ребенком он видел, как его отец жестоко использовал бурлаков. О том, что мощь пароходной промышленности основана на рабском угнетении бурлаков, он не догадывался. Когда поэт вырос, то был сильно поражен жестоким и мрачным зрелищем. Толпа грязных, измученных и больных людей волочит по Волге баржу с грузом. В 1860 году Некрасов воссоздал эту картину в своей поэме «На Волге». Облик бурлаков ужасен. В глазах читается безысходность и желание смерти. Жизнь на земле для них стала адом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – пишет о новой встрече с бурлаками рассказчик. Бедняков довели до полного изнеможения. Несчастные потеряли всякую веру, что существование изменится к лучшему. По острым камням, по песку, по холодной воде идут холопы с лямками на плечах. Бечева врезается в кожу. Холопы надрываются. Стоит глухой, но раздирающий душу стон.  За мучительный труд мужикам дадут жалкие гроши для своей семьи. И никогда им не выбраться и не победить нищету. Глядя на мучения нищего народа, появилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь».

Историки считают, что живописец Илья Репина изобразил грязных, усталых работников, тащащих груженую баржу на знаменитой картине «Бурлаки на Волге» вдохновленный именно поэмой. И «художник слова» Некрасов и живописец Репин в своем творчестве изобличали острые социальные и политические проблемы России.

Сомнения и неудовлетворенность от собственных стараний по изменению режима посещает автора произведения. Нет уверенности в победе над поработителями. Автор с печалью говорит о напрасно прошедших годах.  Печальные строки открывают истинные размышления поэта в определенный период его жизненного пути.

Финал поэмы показывает, что выхода для простого народа нет.  Тяжелая работа приучает людей к вечной покорности своим поработителям. Сильный и здоровый народ быстро растрачивает свои силы и умирает в расцвете сил. «Рекой рабства и тоски» стала прекрасная река для автора. Отчетливо слышен призыв к бунту. Поэма призывает задуматься, а как облегчить участь простого народа.

В поэме русский писатель передает сентиментальность и ранимость своей души, моральную ответственность за происходящее в Российской империи. Поэт стал на путь «народного заступника».

На Волге (Бурлаки на Волге) 5 класс
Сейчас читают:

Сочинение на тему Новогодняя ночь
Существует ночь в году, когда можно собраться всей семьей. Поздравить друг друга с наступающим праздником и провести время весело и непринуждённо. Такая ночь называется новогодней и она для меня самая любимая в году.

История создания романа Война и мир сочинение
Изначальный авторский замысел возник у Льва Николаевича Толстого примерно в середине 50-х годов 19 века. В то время декабристы, сосланные Николаем I, начали возвращаться из ссылки обратно в Санкт-Петербург и Москву,

Сочинение по картине Рылова Полевая рябинка 5 класс
Русская природа не раз становилась источником лучших чувств и впечатлений. Так на картине известного художника-пейзажиста Аркадия Рылова мы видим летнюю пору, спускающийся к речке косогор. Жаркий полдень

На поляне густые заросли из белых

Сочинение по рассказу Толстого После бала 8 класс
Почему рассказ Л.Н.Толстого называется «После бала», а не «Бал»? Название произведения указывает на главный смысловой акцент и привлекает внимание читателя к кульминационным событиям.

Сочинение «Прогресс — закон природы» (Вольтер) (итоговое сочинение) ЕГЭ
Вольтер утверждал, что «прогресс – закон природы», я полностью согласна с этим высказыванием, человек непосредственно связан с прогрессом. Люди постоянно стремятся к совершенству: осваивают космос,

Сочинение на тему Прогулка в парке летом 4 класс
Идёшь , вопреки всем своим проблемам, и понимаешь, что мир прекрасен

Лёгкий летние ветер заставляет танцевать деревья. Это зрелище невозможно передать словами. Красота вечернего летнего парка навсегда укоренилась в моей памяти. И это не сон.

Подъём общественного движения

Идеи и образы поэзии Некрасова были не просто услышаны и восприняты российским социумом. Его гневная проповедь будила общественную мысль и заставляла искать пути переустройства существующего порядка. Все будущие революционеры воспитывались на этой поэзии. Многие из них восприняли её как руководство к действию, для них это был в начале жизни своеобразный школьный урок. Некрасов на Волге сумел не столько разглядеть, сколько интуитивно почувствовать ту самую народную силу, которая однажды перестанет покорно тянуть предложенную ей судьбой лямку. А сбросив её, выберет на берегу подходящую дубину и направится громить и баржу с товаром, и её хозяев. Чтобы однажды это свершилось, целые поколения русских революционеров готовы были идти на каторгу и на эшафот. На подвиги во имя народа их вдохновляла поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Даже пришедшие через полвека после смерти поэта к власти большевики считали себя его духовными наследниками. Они тоже в юности читали поэму «На Волге» и смогли должным образом проникнуться её энергетическим зарядом.

Темы, проблемы

Основной темой, проходящей практически через все творчество великого поэта, является тяжелая участь простого народа. Автор показывает читателю, что простые люди вынуждены трудиться и день и ночь, изнуряя себя непосильным трудом, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью.

К ним относятся очень плохо, оплата труда мизерная, а работа безумно тяжелая. Поэт очень сильно переживает их судьбу и участь. Поэтому для него такое неравенство и несправедливость в обществе действительно является проблемой, которую он и старается донести в своем творчестве.

Автор старается как можно лучше описать внешний вид бурлаков, которые так сильно задели его за живое. Именно этим он и подчеркивает весь трагизм ситуации, который складывается в одну большую и общую проблему.

Он подчеркивает и то, что у людей никакой надежды на светлое будущее. Они обречены из поколения в поколение, поэтому молча и покорно, продолжают тащить свою лямку.

Анализ стихотворения «На Волге»


Данное произведение написано в 1860 году. Манера, к которой обратился автор, не редкость в его творчестве. Здесь переплетены детские воспоминания:О Волга!.. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою… Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов.

Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора:

О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь..

Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака:

Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадежный взор… Без шапки, бледный, чуть живой…

В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие:

Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям.

Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении.

Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий.

Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом.

«Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь»

Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья.

Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием.

Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»

Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить.

Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни.

В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме.

Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии.

Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», – так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!».

Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов отмечает, что «в бесполезной той борьбе немало силы погубил», но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи о родине, о России ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: