Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»
Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим
Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.
К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?
Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».
Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Марина Цветаева — Генералам двенадцатого года (Вы, чьи широкие шинели): Стих
Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты, На сердце вырезали след — Очаровательные франты Минувших лет.
Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу, — Цари на каждом бранном поле И на балу.
Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера — Малютки-мальчики, сегодня — Офицера.
Вам все вершины были малы И мягок — самый черствый хлеб, О, молодые генералы Своих судеб!
Ах, на гравюре полустертой, В один великолепный миг, Я встретила, Тучков-четвертый, Ваш нежный лик,
И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена… И я, поцеловав гравюру, Не знала сна.
О, как — мне кажется — могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать — и гривы Своих коней.
В одной невероятной скачке Вы прожили свой краткий век… И ваши кудри, ваши бачки Засыпал снег.
Три сотни побеждало — трое! Лишь мертвый не вставал с земли. Вы были дети и герои, Вы все могли.
Что так же трогательно-юно, Как ваша бешеная рать. Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать.
Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие — И весело переходили В небытие.
«Слово» И.Бунин
Анализ стихотворения Бунина «Слово»
Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим
Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.
К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?
Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».
Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.
Средства выразительности
Стихотворение И. Бунина небогато на средства выразительности, но они помогают автору передать чувства лирического героя, оригинально интерпретировать тему одиночества. В тексте есть метафоры – «пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи»
и эпитеты – «холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма»
.
Выразительности эмоциям лирического героя придает интонация. Автор использует оборванные синтаксические конструкции и восклицательные предложения. Мрачное настроение передается и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».
Идешь, на меня похожий
Идешь, на меня похожий,
Глаза устремляя вниз.
Я их опускала — тоже!
Прохожий, остановись!
Прочти — слепоты куриной
И маков набрав букет, —
Что звали меня Мариной
И сколько мне было лет.
Не думай, что здесь — могила,
Что я появлюсь, грозя?
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя!
И кровь приливала к коже,
И кудри мои вились?
Я тоже была, прохожий!
Прохожий, остановись!
Сорви себе стебель дикий
И ягоду ему вслед, —
Кладбищенской земляники
Крупнее и слаще нет.
Но только не стой угрюмо,
Главу опустив на грудь.
Легко обо мне подумай,
Легко обо мне забудь.
Как луч тебя освещает!
Ты весь в золотой пыли?
— И пусть тебя не смущает
Мой голос из-под земли.
3 мая 1913 года, Коктебель
*****
Жизнь в слове
Гробницы и мумии молчат, и это свидетельствует о том, что в них скрыты тайны, которые невозможно открыть без слова. Завершаем краткий анализ стихотворения Бунина «Слово» утверждением автора — «Слову жизнь дана». Это очень значимое олицетворение. «Мумии», «кости» и «гробницы» — метонимия. «Мировой погост», как кладбище мировой истории, применяется автором в переносном значении. То же самое касается и «слова», которым выражена и сама речь, и язык.
Дело не только в использовании троп, а в том, что буквально каждое слово стихотворения образно
В одно четверостишие поэт вложил глубокую мысль о самом важном достоянии человека – языке, как о памяти, которая нашла воплощение в слове
Об этом можно размышлять бесконечно и находить новые аргументы, ведь мысль поэта охватывает и прошлое, и настоящее, и будущее. Анализ стихотворения Бунина «Слово» по плану — лучший способ рассмотреть, что в произведении нет этнических рамок – поэт говорит о человечестве и проникает в сущность, которая выделяет человека из остального животного мира — «дар бессмертный – речь».
Анализ стихотворения Бунина «Слово»
20 декабря 2009 Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком». В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание
И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А
Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
За книгами
«Мама, милая, не мучь же!
Мы поедем или нет?»
Я большая, — мне семь лет,
Я упряма, — это лучше.
Удивительно упряма:
Скажут нет, а будет да.
Не поддамся никогда,
Это ясно знает мама.
«Поиграй, возьмись за дело,
Домик строй». — «А где картон?»
«Что за тон?» — «Совсем не тон!
Просто жить мне надоело!
Надоело… жить… на свете,
Все большие — палачи,
Давид Копперфильд»… — «Молчи!
Няня, шубу! Что за дети!»
Прямо в рот летят снежинки…
Огонёчки фонарей…
«Ну, извозчик, поскорей!
Будут, мамочка, картинки?»
Сколько книг! Какая давка!
Сколько книг! Я все прочту!
В сердце радость, а во рту
Вкус солёного прилавка.
*****
Образ героини и прохожего
Главной темой стихотворения «Идешь, на меня похожий» Цветаевой является рассуждение о жизни и смерти. Немаловажную роль в раскрытии этой идеи играет раскрытие образа умершей женщины, с которой поэтесса ассоциирует себя. Ее внешность остается нераскрытой, читатель лишь узнает некоторые подробности, которые тем не менее позволяют ему лучше ее понять. Марина Ивановна упоминает лишь кудри, которые непослушно влились у ее лица, как бы подчеркивая ее строптивый и упрямый нрав. Кроме того, особое значение в произведении имеет описание улыбки, которая придает легкий и непринужденный тон всему стиху.
Идея стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» раскрывается ближе к финалу. Именно в последнем четверостишии автор показывает свое отношение к памяти потомков. Из заключительной части стиха видно, что она не рассчитывает на признание, славу или почет. Она лишь хочет, чтобы о ней иногда вспоминали как о женщине, которая легко, свободно прожила свою жизнь. Она явно не стремится к тому, чтобы ее имя пользовалось уважением, ей нравится, чтобы у ее могилы какой-нибудь неизвестный человек помянул ее добрым словом. Именно поэтому образ незнакомого прохожего описан в очень светлых красках. Автор подчеркивает, что он залит солнечным светом, несмотря на то, что остановился у могилы. Итак, рассматриваемое стихотворение является одним из наиболее известных сочинений поэтессы, в котором тема мистики стала определяющей.
Марина Цветаева — Март: Стих
Атлас — что колода карт: В лоск перетасован! Поздравляет — каждый март: — С краем, с паем с новым!
Тяжек мартовский оброк: Земли — цепи горны — Ну и карточный игрок! Ну и стол игорный!
Полны руки козырей: В ордена одетых Безголовых королей, Продувных — валетов.
— Мне и кости, мне и жир! Так играют — тигры! Будет помнить целый мир Мартовские игры.
В свои козыри — игра С картой европейской. (Чтоб Градчанская гора — Да скалой Тарпейской!)
Злое дело не нашло Пули: дули пражской. Прага — что! и Вена — что! На Москву — отважься!
Отольются — чешский дождь, Пражская обида. — Вспомни, вспомни, вспомни, вождь. — Мартовские Иды!
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»
Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим
Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.
К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?
Рассуждая о теме вечности, Бунин о, указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».
Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Наша группа
Уже при жизни И.А. Бунина называли «последним русским классиком».
В лучших традициях русской классической литературы Иван Бунин писал о роли поэзии в жизни каждого человека, о значении слова.
В 1915 году в Европе и в России была сложная политическая ситуация, полыхал огонь первой мировой войны, но, несмотря на это, Бунин продолжал писать, так как считал, что Слово во все времена является важнейшим народным достоянием. Именно в 1905 году и было написано знаменитое его стихотворение «Слово». Эта поэтическая миниатюра стала своего рода поэтическим гимном поэта, его манифестом.
Иван Алексеевич скажет о том, что:
Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена.
Поэт сопоставляет Слово с древнейшим наследием человечества: с египетскими гробницами, мумиями, которые сохранились до наших дней, но давно утратили свое звучание
И только Слово имеет жизненно важное значение, живет. Слово И.А
Бунин считает бесценным даром, которым обладает человечество. Действительно именно речь выделяет человека из мира приматов. Поэт выступает здесь в роли провидца и призывает людей:
…беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный – речь.
Даже трудные условия военного времени (а именно тогда создавалось стихотворение) не являются оправданием забывчивости людей, их нетерпимому отношению к родной речи, так как речь – Божий дар, данный человеку свыше.
Точной метафорой «в дни злобы и страданья» определяет И.А. Бунин время, и у читателя не возникает сомнения, когда было написано стихотворение и как поэт относится к войне. По точному замечанию И.А. Бунина, война несет людям боль, горе, злобу и страдание. Но выжить, поверить в завтрашний день, сохранить человеческий облик помогает в этих условиях СЛОВО.
Таким образом, отдавая дань уважения речи, как «бесценному дару». И.А. Бунин призывал к сохранению и продолжению традиций, нравственных устоев, и в этом поэт отводил особую роль именно Слову.
Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям
Маме (В старом вальсе штраусовском впервые…)
В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.
Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.
К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.
С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров…
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!
Все бледней лазурный остров-детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!
1907 года
*****
Анализ стихотворения Ивана Бунина «Слово»
Как и многие поэты, Иван Бунин был наделен даром провидца, хотя пользовался им очень осторожно, словно бы проверяя самого себя. Тем не менее, в его собрании сочинений есть ряд произведений, которые не только наделены глубоким философским смыслом, но и приоткрывают завесу тайны над будущим
Так, в 1915 году Бунин пишет стихотворение «Слово», в котором словно бы невзначай затрагивает тему о роли поэта в современном обществе. Однако в отличие от своих известных предшественников Пушкина и Лермонтова, автор не считает, что нынешние поэты способны изменить общество.
К подобным выводам Бунина заставляют придти события последнего десятилетия. Будучи уже состоявшимся литератором, автор понимает, что мир катится в пропасть, а к власти рвутся люди, лишенные элементарных представлений о чести, долге, культуре и духовных ценностях. И поэта действительно волнует вопрос: что именно они оставят будущим поколениям в наследство?
Рассуждая о теме вечности, Бунин отмечает, что «молчат гробницы, мумии и кости», указывая на то, что материальные предметы не в состоянии быть носителями культуры в полном понимании этого слова. Действительно, археологические раскопки позволяют найти осколки прежних цивилизаций, но де дают представления о том, как именно жили люди много веков назад, что чувствовали, чему радовались и из-за чего переживали. Ответить на все эти вопросы, по мнению Ивана Бунина, может лишь слово, обладающее поистине удивительной силой. По убеждению автора, «из древней тьмы, на мировом погосте, звучат лишь Письмена».
Однако поэт чувствует, что настают смутные времена, когда носители чистой славянской культуры и ее бессмертного дара – речи – будут подвержены гонениям только за то, что впитали в себя мудрость и знания своего народа. Поэтому Бунин не делает ставку на литераторов, которые раньше приравнивались к пророкам, но очень скоро превратятся в предмет насмешек и издевательств. Для автора гораздо важнее, чтобы культуру сохранил сам народ, к которому он обращается с призывом беречь «наш бессмертный дар» — русскую речь. Бунин убежден, что «нет у нас иного достоянья», потому что материальные ценности условны и изменчивы, а владеет или лишь незначительная группа людей, не заинтересованных в духовном возрождении русской нации. И только слово сможет через десятилетия воскресить из праха разрушенную и уничтоженную страну, имя которой – Россия.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Весна в вагоне»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вчера ещё в глаза глядел»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Вы, идущие мимо меня»
- Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Глаза»
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Текст стихотворения «Уж сколько их упало в бездну»
Марина Цветаева
Уж сколько их упало в бездну
Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверстую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.
Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.
И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!
Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,
Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!
К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.
И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,
За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,
За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
– Послушайте! – Еще меня любите
За то, что я умру.
1913 г.
Описание могилы
Анализ стихотворения Цветаевой «Идешь, на меня похожий» доказывает специфическое восприятие поэтессой конца своего жизненного пути. Из дальнейшего текста читатель узнает, что ей было чуждо мрачное восприятие смерти. Напротив, она подчеркивает, что на ее могиле должны расти цветы — куриная слепота, стебли дикой травы и земляника.
Такая картина кладбища сразу навевает грустные, но светлые мысли о смерти. Поэтесса нарочно создает такой образ кладбища, желая подчеркнуть, что в кончине нет ничего страшного, мрачного или пугающего. Напротив, она настроена весьма оптимистично и призывает неизвестного прохожего отнестись ко всему увиденному свободно и легко — так, как в свое время она относилась к жизни и своей судьбе.
Тебе — через сто лет
К тебе, имеющему быть рожденным
Столетие спустя, как отдышу, —
Из самых недр — как на смерть осужденный,
Своей рукой пишу:
— Друг! не ищи меня! Другая мода!
Меня не помнят даже старики.
— Ртом не достать! — Через летейски воды
Протягиваю две руки.
Как два костра, глаза твои я вижу,
Пылающие мне в могилу — в ад, —
Ту видящие, что рукой не движет,
Умершую сто лет назад.
Со мной в руке — почти что горстка пыли —
Мои стихи! — я вижу: на ветру
Ты ищешь дом, где родилась я — или
В котором я умру.
На встречных женщин — тех, живых, счастливых, —
Горжусь, как смотришь, и ловлю слова:
— Сборище самозванок! Всё мертвы вы!
Она одна жива!
Я ей служил служеньем добровольца!
Все тайны знал, весь склад ее перстней!
Грабительницы мертвых! Эти кольца
Украдены у ней!
О, сто моих колец! Мне тянет жилы,
Раскаиваюсь в первый раз,
Что столько я их вкривь и вкось дарила, —
Тебя не дождалась!
И грустно мне еще, что в этот вечер,
Сегодняшний — так долго шла я вслед
Садящемуся солнцу, — и навстречу
Тебе — через сто лет.
Бьюсь об заклад, что бросишь ты проклятье
Моим друзьям во мглу могил:
— Все восхваляли! Розового платья
Никто не подарил!
Кто бескорыстней был?! — Нет, я корыстна!
Раз не убьешь, — корысти нет скрывать,
Что я у всех выпрашивала письма,
Чтоб ночью целовать.
Сказать? — Скажу! Небытие — условность.
Ты мне сейчас — страстнейший из гостей,
И ты откажешь перлу всех любовниц
Во имя той — костей.
Август 1919 года
*****
Август — астры,
Август — звезды.
Август — грозди
Винограда и рябины
Ржавой — август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! — Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звездных —
Август! — Месяц
Ливней звездных!
7 февраля 1917 года
*****
Поэтический ответ Тарковскому
Через некоторое время, снова в доме Нины Яковлевой Тарковский читает Цветаевой своё стихотворение «Стол накрыт на шестерых». Эти строки чем-то обидели поэтессу, и она отвечает на них своими, среди которых есть:
Цветаева видит себя седьмой лишней. Скорее всего, не только стихотворение Арсения стало причиной ответа, возможно, что-то случилось такое, что строки Арсения стали детонатором. Четверостишие:
Цветаева буквально бросает в лицо Арсению, как бы крича – а я?
Марина не долго в стихотворении жалуется на забывчивость хозяина, и сама присаживается седьмой к столу, но её гордость задета, самолюбию нанесён удар. В строках поэтесса олицетворяет себя с жизнью, которая пришла к заколдованному смертью столу и расколдовала его.
Дом был разбужен ненадолго, скоро отношения с Тарковским перетекли из близких в отдалённые и Цветаева снова потеряла лучик надежды. Сложно сказать до какого уровня развились отношения Марины и Арсения, но факт – это была последняя любовь поэтессы. Далее продолжилась череда неудач, непризнания и депрессии. Конец весны и лето 1941 тяжелы для Цветаевой, в эти дни она пишет в дневнике:
Стихи не пишутся, жить негде, денег нет, а над головой висит ужас небытия.
Стихотворение закрывает поэтическую страницу великой русской поэтессы Марины Цветаевой, не получившей при жизни и части заслуженных оваций. Марина Ивановна всю жизнь искала любви, но находила лишь её отблески, она всю жизнь жила стихами, но воздать им должное получилось только далеко после самоубийства поэтессы.
Марина Цветаева — Один офицер: Стих
Чешский лесок — Самый лесной. Год — девятьсот Тридцать восьмой.
День и месяц? — вершины, эхом: — День, как немцы входили к чехам!
Лес — красноват, День — сине-сер. Двадцать солдат, Один офицер.
Крутолобый и круглолицый Офицер стережет границу.
Лес мой, кругом, Куст мой, кругом, Дом мой, кругом, Мой — этот дом.
Леса не сдам, Дома не сдам, Края не сдам, Пяди не сдам!
Лиственный мрак. Сердца испуг: Прусский ли шаг? Сердца ли стук?
Лес мой, прощай! Век мой, прощай! Край мой, прощай! Мой — этот край!
Пусть целый край К вражьим ногам! Я — под ногой — Камня не сдам!
Топот сапог. — Немцы! — листок. Грохот желёз. — Немцы! — весь лес.
— Немцы! — раскат Гор и пещер. Бросил солдат Один — офицер.
Из лесочку — живым манером На громаду — да с револьвером!
Выстрела треск. Треснул — весь лес! Лес: рукоплеск! Весь — рукоплеск!
Пока пулями в немца хлещет Целый лес ему рукоплещет!
Кленом, сосной, Хвоей, листвой, Всею сплошной Чащей лесной —
Понесена Добрая весть, Что — спасена Чешская честь!
Значит — страна Так не сдана, Значит — война Всё же — была!
— Край мой, виват! — Выкуси, герр! …Двадцать солдат. Один офицер.
Главная тема стихотворения
Как автору, ей никогда не были далеки важнейшие вопросы, тревожившие умы всех великих философов во все времена, о смысле человеческой жизни и о сути самой смерти. Цветаева была уверена, что жизнь должна быть пропитана чувственными, яркими эмоциями. Смерть для нее не считалась поводом грустить, ведь это лишь переход в загадочный мир, а котором никому ничего не известно до сих пор. Поэтесса просит своего незваного гостя не печалиться, воспринимать смерть так же, как к ней относится она — как к естественному и неизбежному процессу. Те, кто уже умерли, всегда будут жить в сердцах тех, кто их помнит. Поэтому память для Цветаевой — более важна, чем все остальные аспекты ее жизни.
Анализ стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Слово»
Анализ философского смысла стихотворения
По смыслу содержания стихотворение Ивана Бунина «Слово»относится к философской лирике гражданско-патриотической направленности. Еготема — значение слова и речи для сохранения культуры высокого духа . Творение поэтаделится на две части.Первая раскрывает значение слова в сохранении наследия прошлого. Вторая часть призывает беречь родную речь. Поверхностный смысл текста автора довольно прост. От уже давно исчезнувших народов и цивилизаций осталось множество артефактов, захоронений и останков. Их культура уникальна и удивительна. Но они не передают нам мыслей и чувств людей, живших сотни и тысячи лет назад. Лишь дошедшие до наших дней легенды и записи в существенной мере доносят до нас то, чем в глубине своей души жили древние люди.
Но особенности используемых формулировок открывают более глубокий смысл произведения Бунина. «Лишь слову жизнь дана». «Дар бессмертный — речь».
Эти фразыотсылаютвнимание читателя к знаменитой библейской цитате: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (От Иоанна, 1:1). Здесь делаетсяакцент на высших духовных ценностях — Боге, смысле жизни, любви, культуре
Написание слова «Письмена» с заглавной буквы и метафоры «древняя тьма», «мировой погост»
дополнительно усиливают связь с Библией. Эти метафоры сравнимы со следующими цитатами.«Прах ты и в прах возвратишься» (Бытие, 3:19). «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (От Иоанна, 1:5). Здесь подчёркивается, что отрицательным сторонам материального мира могут быть противопоставлены лишь духовные силы и ценности.
Такие сравнения не случайны. Именно речь, язык, слова, являются квинтэссенцией, или душой народной культуры. В любом языке есть слова, которые нельзя однозначно перевести на язык другого народа. Человек думает на языке, на понятиях родной речи. Культура любого народа имеет свои уникальные особенности. И сохранение культуры родного языка является одним из главных средств сохранения родной культуры
. А сохранение положительного наследия родной культуры является источником гармонии с окружающим миром, с Природой, Богом.
Стихотворение «Слово» Бунин написал в особо трагическое для России время, в 1915 году. «Дни злобы и страданья», — возглашает Иван Алексеевич в своём стихотворении.Разгоралась Первая Мировая война . В России назревалипредпосылки анархии и революции. В среде народа росли безверие, злоба, цинизм, прагматизм и жестокость. Именно от этой тьмы пытался предостеречь русский народ великий поэт. Перед лицом бед и испытаний он призывает сохранять традиционные духовные ценности.
Техническая характеристика стихотворения
Стихотворение Бунина «Слово» написано в классическом силлабо-тоническом стиле. В нём строго фиксируется расположение стихов (или стихотворных строк), их размер (то есть сочетание количества слогов и порядка ритмических ударений), а также порядок и тип рифмы.
Произведение имеет две строфы.
Строфа — это отрывок стихотворения, законченный по своему логическому значению, по типу и расположению стихов и рифмы. Каждая строфа стихотворения «Слово» представлена четырьмя стихами. Это четвертная строфа (или четверостишие, катрен). Рифмовка (последовательность рифм в строфе) здесь — перекрёстная (или попеременная). То естьрифма идёт через одну строку. Размер стиха определяется количеством слогов и порядком ритмических ударений. Речь идёт не о простых ударениях в словах, а о порядке расположения «сильных слогов»
, которые задают ритм выразительного чтения. Рассматриваемое произведение написано посредствомчередования пятистопного и трёхстопного ямба . Понятие «ямб» говорит опадении ритмического ударения на каждый второй слог. Сколько в стихе ритмически ударных (или сильных) слогов, столько в нём стоп. В данном стихотворении в первой, третьей, пятой и седьмой строках имеется по одиннадцать слогов и по пять стоп. А в каждой второй строке присутствует шесть слогов, три стопы.
В этом произведении Иван Алексеевич использует точные и неточные рифмы. Но при этом вторые очень близки к точным. Чем больше количество и степень сходства похожих звуков, тем более точной считается рифма. В стихотворении Бунина «Слово» рифма между нечётными строками — «женская».
Это значит, что в рифмующихся словах ритмическое ударение падает на предпоследний слог. А вкаждой чётной строке рифмаздесь — «мужская» . То есть ударение идёт на последний слог.