Любовная лирика ф. и. тютчева

Анализ стихотворения «полдень». тютчев: раннее творчество

Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

Стихотворение было написано через год после смерти Елены Денисьевой. В нём поэт вспоминает о счастливой жизни с возлюбленной и трагическую смерть девушки. Это стало для него потрясением, которое невозможно забыть. Поэт думает, что Елена дала ему возможность любить, вдохнула в него свою душу. Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта. Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.

Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю свою она вдохнула, Как всю себя перелила в меня.

В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.

Темы, проблемы, настроение

Основная тематика стихотворения «Полдень» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Ощущение природной гармонии и умиротворения. В полдень исчезают тени и становится видно сущность окружающих вещей. Предметы открываются такими, какие они есть на самом деле, поэтому становится видно Пана и нимф как проявление души природы, открытие в ней божественного.
  2. Одухотворенность природных явлений. Поэт соединяет античные представления о природе и описания русского пейзажа, органично их сочетая.
  3. Настроение стихотворения спокойное, оно настраивает на умиротворенное созерцание природной красоты.

«Неохотно и несмело…». Тютчев Ф.И.

Размышляем о прочитанном

Ф.И. Тютчев в этом стихотворении оживляет солнце, землю и громовые раскаты. Он словно их делает живыми участниками природы, хотя мы знаем, что они относятся к неживой природе. О солнце поэт говорит: сначала оно «смотрит на поля» «неохотно и несмело», в конце «взглянуло // Исподлобья на поля». Про землю: «принахмурилась», после сердитых и смелых громовых раскатов «Вся смятенная земля» потонула в сиянье.

Роль олицетворений с живой природой состоит в том, чтоб изображать неживые объекты и явления в роли живых, приблизить природу к человеческим эмоциям и восприятиям, показать их сходство, провести аналогию.

4. Использован ли в стихотворении приём звукописи? Если использован, то с какой целью?

В этом стихотворении использован приём звукописи. Особенно видна аллитерация в следующих строках:

Ветра тёплого порывы,Дальний гром и дождь порой…***И раскаты громовыеВсё сердитей и смелей.

Читая эти строчки стихотворения, мы проникаемся теми ощущениями, которые закладывал поэт в свое произведение, будто слышим, как раскатывается по небу гром.

«Неохотно и несмело…»

Ф.И. Тютчев описывает природные явления от самого начала ожидания чего-то особенного, в данном случае грозы, апогей и ее завершение. Стремится отобразить постоянное движение времени. Поэт рисует в начале стихотворения солнце, боящееся приближения грозы, затем включает в описание порывов ветра и затмение. Апогей стихотворения — вспышка молнии. Но вот гроза заканчивается, все успокаивается и вновь появляется солнце и заливает своим сиянием мир после дождика.

Поэтому первая часть стихотворения читается тревожно, а последняя уже с каким-то облегчением. С фактом чего-то свершившегося.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:

  • Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом.
  • Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени.
  • На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
  • Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую а, «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.

История создания

Будучи уже состоявшимся поэтом и зрелым мужчиной, Федор Иванович страстно влюбился в юную воспитанницу Института благородных девиц Елену Денисьеву. На тот момент Тютчеву было 47 лет, а его избраннице – 24 года, однако столь внушительная разница в возрасте не стала помехой для искренних чувств.

Роман между Федором Ивановичем и Еленой развивался весьма стремительно, став предметом пересудов и осуждений в обществе. Дело в том, что на тот момент известный поэт имел семью, и его связь с юной девушкой была аморальной. Чувства Денисьевой были настолько сильны, что она пожертвовала своим положением в обществе.

Порочная связь Тютчева продолжалась в течение 14 лет, вплоть до роковой гибели Елены, родившей поэту трех внебрачных детей. Все это время молодая женщина страдала от своего оскорбительного положения, и умерла от скоротечной чахотки. Оставшиеся дни Федор Иванович прожил с чувством вины перед своей возлюбленной.

Всю силу своей страсти Тютчев отобразил в многочисленных стихах, посвященных Елене. Самые яркие лирические произведения были объединены в сборник «Денисьевский цикл».

В него вошел и стих «Последняя любовь», написанный Тютчевым в 1852-1854 годах.

О грусти и ушедшем времени

Закат — это прежде всего символ ушедшего дня и времени, которое уже не вернуть. Ниже мы привели в которых говорится о грусти и утерянном дне.

  1. Все закаты буквально пропитаны грустью. И волей-неволей думаешь, что, сколько бы неудач ни было в прошедшем дне, этот день все равно останется моим, но теперь он уходит навсегда (Сафарли Эльчин).
  2. Стоит только сдвинуть стул на несколько шагов, и ты снова можешь смотреть на закат. Надо только захотеть этого (Антуан де Сент-Экзюпери).
  3. Да и затем, давай честно будем говорить: сколько часов можно любоваться закатом? Кому надо, чтобы закат был вечным? И кто нуждается в вечном тепле? Кому нужен весь этот нескончаемый аромат? Ведь к этому неминуемо привыкаешь и потом просто перестаешь замечать. можно любоваться пару минут, а потом уже хочется на что-нибудь отвлечься. Так устроены люди, Лео. Неужели ты про это забыл? Потому мы и любим время заката, что он бывает всего лишь один раз в день (Рэй Брэдбери).
  4. Вставай на рассвете и никогда не забывай, что закат обязательно придет, когда его совсем не ожидаешь («Табор уходит в небо»).

«Она сидела на полу…»

Принято считать, что стихотворение автобиографично и посвящено эпизоду, когда вторая супруга поэта, Эрнестина, бросает в пламя письма Тютчева к молодой возлюбленной – Елене Денисьевой. Любящая жена очень страдала из-за измены мужа. И хотя брак не распался, ревность и сплетни в обществе принесли Эрнестине немало «горестных минут».

Лирические герои переживают момент наивысшего эмоционального напряжения. Мы видим, что стихи Тютчева о любви не только воспевают возвышенное чувство, но и говорят об опустошении, «убитой радости» и душевном надломе. Любовь способна превратиться в пепел так же, как груда сожженных писем

Средства выразительности призваны акцентировать чувство утраты и подавленное состояние героев: эпитеты «невозвратимо-пережитая жизнь», «убитая радость», «горестные минуты». Письма сравниваются с остывшей золой, а взгляд героини на них уподобляется взгляду отлетевшей души на мертвое тело.

Смотрите это видео на YouTube

Слушать стихотворение «Она сидела на полу…»

«Я встретил вас, и все былое…»

Стихи о любви Тютчев писал не только в молодые, но и в зрелые годы, черпая вдохновение из юношеских увлечений. Пример такого стихотворения – «Я встретил вас…». В нем отразилась история влюбленности поэта в Амалию Крюденер и их встреча после многолетней (выражаясь поэтическим языком – «вековой») разлуки. Он с упоением вспоминает «время золотое».

Произведение наполнено глубиной и сильными эмоциями любящего сердца. Душевное состояние лирического героя показано на контрасте времен года: осени «отжившего сердца» и весеннего дуновения любви. Кроме того используется мотив сна: герой словно пробудился и в то же время глядит на возлюбленную «как бы во сне».

Стихотворение, наполненное символами и образами, принадлежит к романтическому направлению любовной лирики. Оно сочетает в себе элегические, личные мотивы с размышлениями, присущими философской поэзии. 

Тютчевские строки были положены на музыку – так появился известный романс, перепетый многими исполнителями. Особенное звучание и мелодичность достигается с помощью приемов звукописи: аллитерации согласных: «з», «с», «д», «т», «б», «п» ассонанса гласных «о», «а», «е».

Смотрите это видео на YouTube

Слушать романс «Я встретил вас, и все былое…»

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» задаёт тон всему циклу. Первая строчка даёт толчок к началу истории любви и в то же время завершает весь цикл. Стихотворение можно назвать первым и последним, ведь в нём обозначены не только главные проблемы, но и показана вся жизнь влюблённого мужчины. Его можно условно разделить на три части, которые взаимосвязаны

Сначала поэт обращает внимание на свои воспоминания, которые терзают душу. Большое количество догадок и попыток найти ответы на сложные вопросы, которые делают его уязвимым

Он словно запутался сам в себе и теперь не может понять, что было к лучшему, а что к худшему.

Во второй части стихотворения герой уже знает ответы. Он пережил первую и самую сложную стадию влюблённости. Теперь у него есть уверенность в завтрашнем дне. Ему становится понятно, как именно получилось всё это. Герой уверенно рассказывает читателю о том, как и что произошло. Он без сомнения описывает всё произошедшее и легко рассказывает о решении, поменявшем его жизнь.

В третьей же части происходит оценка всех предыдущих историй. Герой говорит о результатах своей разрушительной любви, показывает её такой, какая она есть, но ничего не хочет менять. Он всё так же уверен в себе и своей правоте. Однако последние строчки заставляют задуматься о том, кто же виноват в гневе толпы, кто стал причиной всего произошедшего.

О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

В главных героях стихотворения легко угадывается Елена и сам Фёдор Иванович. Это история их знакомства, влюблённости и падения. Поэт последними строками словно проводит линию, он отделяет ими стихотворение от философских поисков виновного.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» считается одним из лучших образцов любовной лирики. Оно самое узнаваемое из всего цикла благодаря хронологическому повествованию и большому количеству эпитетов

Знаки препинания указывают на нюансы, обращают внимание на то, что было бы незаметно без них. Это всё делает стихотворение уникальным, сочетающим в себе как романтическую линию, так и философский подтекст

Стихи Ф. И. Тютчева о любви

Ф. И. Тютчев — поэт возвышенного чувства, умеющий передать самые разные грани любви — «и блаженство, и без-надежность». Человеческое сердце не всегда способно вмес-тить всю силу переживаний, отражение в поэзии психологи-ческих нюансов придает любовной лирике Ф. И. Тютчева драматизм.

Романтическая идиллия предстает перед читателем в ранних стихотворени-ях Ф. И. Тютчева о любви. Воспоминание о любовном пере-живании окрашено в светлые и нежные тона в стихотворе-нии «Я помню время золотое…» (1834-1836), посвященном графине Амалии Лерхенфельд. Никакие жизненные бури не омрачают чувства героев. Прекрасный вечерний пейзаж, на фоне которого проходит свидание, дополняет внутреннюю гармонию чувств влюбленных:

И ветер тихий мимолетом Твоей одеждою играл, И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах.

Эпитеты, широко использующиеся в тексте, обладают ярко выраженной положительной оценкой, что усиливает общее впечатление счастья и благополучия: «время золотое», «милый край», «младая фея», «нога младенческая», «течи юные», «веселость беспечная» и т. д. Лишь в финальной стро-фе звучит легкое напоминание о конечности счастья:

И ты с веселостью беспечной Счастливый провожала день; И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень.

Иначе предстает любовь в лирике позднего периода Ф. И. Тютчева. Это поединок двух сердец, несущий в себе как блаженство, так и иссушающую душу страсть. Чувст-во женщины более естественно и ранимо, чем любовь мужчины, но при этом именно возлюбленной приходится порой вступать в поединок со светским мнением, грубо вторгающимся в хрупкие отношения влюбленных. За-висать людская, сплетни враждебны любви, подвергают ее тяжелым испытаниям:

Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню, берегла, Судьба людскому суесловыо На поруганье предала. «Чему молилась ты с любовью…» (1851-1852)

Финал отношений всегда предопределен, а потому даже в самые блаженные мгновения мысль о конечности любви, за-вершенности отношений с возлюбленной вносит ноту грусти:

В разлуке есть высокое значенье: Как ни люби, хоть день один, хоть век, Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье, И рано ль, поздно ль пробужденье, А должен наконец проснуться человек… «В разлуке есть высокое значенье…» (1851)

Поэту удается представить себе те чувства, которые ис-пытывает влюбленная женщина (вспоминается пушкинская Татьяна Ларина). Так, например, вся гамма женских пережи-ваний раскрывается с психологической достоверностью и конкретностью в стихотворении «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» (1851-1852).

Поэт представляет любовь как стихию, справиться с ко-торой человеку порой бывает не под силу. Такое чувство пе-рестает нести просветление и чистоту, оно приобретает раз-рушительное начало. О таких страшных мгновениях поэт го-ворит в стихотворении «О, как убийственно мы любим…» из «денисьевского цикла» (1851), посвященное музе и тайной жене Ф. И. Тютчева на протяжении 15 лет Елене Александ-ровне Денисьевой:

О, как убийственно мы любим. Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей!

Страшнее всего для лирического героя осознание собст-венного бессилия, неспособности спасти, защитить возлюб-ленную. Сложность ситуации, многогранность любовного чувства автор обостряет посредством использования в языке стихотворения антитез: «что сердцу… милей» — «вернее гу-бим», «смех младенческий» — «слезы» и т.д.

Стихотворения Ф. И. Тютчева о любви не только поража-ют психологической глубиной, они еще и философичны. Даже в последние годы жизни великое чувство не оставляет поэта:

О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и суеверней… Сияй, сияй, прощальный свет Любви последней, зари вечерней! «Последняя любовь» (1852-1854)

По словам В. Гиппиус: «Тютчев поднимает любовную ли-рику на ту же высоту обобщения, на какую была поднята его лирика природы».

На этой странице материал по темам:

  • ранние стихотворения тютчева о любви
  • тютчев в разлуке есть высокое значенье анализ
  • стихи ф.и.тютчева о любви
  • читать онлайн о любовных переживаниях тютчева
  • анализ стихотворения чему молилась ты с любовью

Тема

Каждая строчка стихотворения пронизана сильным и нежным чувством. Однако это не страстные и неистовые любовные переживания юности, а гораздо более глубокие и проникновенные эмоции зрелости.

В основе любви немолодого уже человека лежат нежность, доброта, внимание, желание заботиться и оберегать свою возлюбленную. Но всё же это не дружеские отношения, лишённые романтизма, а подлинная любовь мужчины к женщине

Лирический герой понимает, что этот подарок небес – последняя любовь – так или иначе обречена, и в произведении сквозит тоска и безнадёжность. Он суеверно бережёт его, поскольку столь сильное взаимное чувство никогда более не повторится.

«С поляны коршун поднялся…». Тютчев Ф.И.

Размышляем о прочитанном

  Я считаю, что в последней строке Ф.И. Тютчев употребляет старую форму «к земли» из за двух возможных причин. Первая, конкретно такая форма отлично рифмуется с предшествующей строчкой («в пыли»), Во-вторых, употребление таковой праздничной формы рядом с сочетанием «в поте и в пыли» придаёт незначительно иронический характер в описании человека. То есть каким бы сильным себя он ни считал и вроде бы себя ни называл («царём земли» либо ещё как), человек все равно не ровня природе, и ему надо помнить об этом всегда.

«С поляны коршун поднялся…»

Читаем стих выразительно.

Учимся читать выразительно

О незабываемой красоте заката

Безусловно, все видели заходящее солнце. Ниже мы собрали для вас самые красивые цитаты о закате.

  1. Как только солнце сядет, наступает то самое время, когда освещение и оттенки цветов делаются невероятно красивыми. Всего несколько коротких секунд длится этот эффект, когда солнце только что зашло за горизонт, а его длинные лучи продолжают освещать планету (Роберт Уоллер).
  2. Полыхнул закат и потух. И каждый его миг казался вечностью, несмотря на то что переход от ярко-красного к пепельному длился не более нескольких демонических секунд (Мервик Пик).
  3. Знаешь, что я недавно заметил? В Москве солнышко заходит так, словно унесли остывший самовар. В Питере, как будто за рукав спрятали петровскую монету. В Одессе — словно на большом барабане ушастого прокатили… А в Астрахани, например, закат такой красивый, словно на нем жарят красную рыбу. В Архангельске — как будто рыбой угощали, да все же мимо тебя пронесли. В Рязани — как немного поеденная муравьями колода. В Риге — словно под язык таблетку положили (так говорит герой романа «Обитель» З. Прилепина).
  4. Во всех мирах это удивительное явление природы почти всегда кроваво, багрово и залито красивым расплавленным золотом. Есть в закате что-то тревожное и драматическое… Этакие богатые похороны прошедшего дня по всем канонам классики. А вот рождение нового дня неярко и негромко. Чуть заметная розоватость, едва ощутимая позолота. В море белизны утра светло и нежно, все внушает надежду и радость, прогоняет тьму безо всякого напряжения и нажима. И нечасто наблюдаемое таинство: во время заката мы не спим, словно совы, а на рассвете видим сны. Наверное, по этой причине на белом свете оптимистов гораздо меньше, чем пессимистов (Макс Даллин).

Раннее творчество Тютчева

В период 20-30-х годов XIX века поэзия Ф. Тютчева окрашена романтическими нотами. Весь мир для него жив и одушевлен. В это время он увлекался натурфилософией Ф. Шеллинга. Одновременно Ф. Тютчев сближается со славянофилами, которые признавали эстетические воззрения и романтическую метафизику литературы Германии.


Поэта более всего интересовали вопросы взаимоотношений человека и природы, человека и космоса, одухотворение Вселенной, понятие мировой души. Отголоски его интересов мы встречаем, проводя анализ стихотворения «Полдень». Тютчев, создав картину знойного дня, сделал ее полностью живой. Для него душой обладают и река, и небесная лазурь, и плывущие по ней облака, и жаркая дремóта. В его поэзии органично переплавляются формы европейского романтизма и русской лирики.

Листья. Тютчев Ф.И.

Фонохрестоматия

Судьба листьев здесь описывается, как судьба возможных людей: все мы живём и стареем, но каждый хочет прожить яркую жизнь, полную прекрасных моментов. Каждый хочет добиться чего-то в жизни, занять своё место под солнцем, оставить после себя след. Так и листья, очеловеченные Тютчевым, не хотя висеть на ветках, когда наступила осень, они хотят улететь с ветром, посмотреть мир напоследок.

Эмоциональная окраска первой строчки печальная, а вот во второй присутствует радость и воспоминая о теплых днях, в третьей — размышления о судьбе, некое тревожное настроение, в четвёртой — уже бодрее, словно призыв к действиям, обращение к ветру.

3. Как вы считаете, почему стихотворение завершается многоточием?

После чтения этого стихотворения остаётся хорошее настроение, ведь листья не падают духом с приходом зимы, они как и раньше активны, бодры, веселы, они собираются лететь в тёплые края совместно с ветрами.

Учимся читать выразительно

2. Какое настроение остаётся после того, как стихотворение прочитано? Почему?

После прочтения этого стихотворения в целом остаётся радостное и приподнятое настроение, ведь листья не сдаются, не падают духом с приходом холодов и зимы, они по-прежнему активны, бодры, и даже решительны! Они собираются лететь в тёплые края вместе с ветрами.

Читаем стих выразительно.

Совершенствуем свою речь

«Неохотно и несмело…»: пламень белый и летучий — визуальное ощущение молнии: она раскалённая добела, быстрая, рассекает воздух, и мы не успеваем чётко разглядеть её границы; раскаты громовые — звук грома; смятенная земля — земля после дождя и ветра: мокрая, примятая; принахмурилась земля — из-за туч на земле показались тени, стало пасмурно;

«С поляны коршун поднялся…»: два живых крыла — крылья, которые работают, могут легко поднять коршуна в воздух; природа-мать — природа-прародительница всего, ведь всё на свете появилось из неё, в том числе человек;

«Листья»: тощая зелень — иголки сосен и елей; легкое племя — листья; буйные ветры — сильные ветры.

Основная идея

Природа одухотворяется автором, в ней есть живое и божественное начало. В этом мире живут незримые силы, облаченные в фольклорные образы — нимфы, лесные духи, которых охраняет Пан. Все вокруг находится в вечном слиянии и взаимодействии, гармонии. Это и есть главная мысль стихотворения «Полдень».

Стихотворение проникнуто нежностью, ощущением легкости, оно похоже на дневной сон с мечтательными грезами в жаркий летний день. Сразу ощущается дуновение теплого ветра, шелест трав, стрекот насекомых, журчание лесного ручья, солнечные блики, играющие на листьях, сияющие и искрящиеся в водоемах. Представляется идиллическая, застывшая во времени картина, медовые луга и образы из греческих мифов и легенд. Ощущение красоты и божественности природы, окружающей нас, — это и есть смысл стихотворения «Полдень».

Полуденный пейзаж

Перед нами предстает летний день во всей его прелести. Утомленная зноем природа лениво отдыхает, ни одного движения не передано в этой миниатюре. Ее объемлет «дремóта жаркая». Что мы видим, делая анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев включил, как любил в эти годы, в две последние строки античные мотивы: великого Пана, который дремлет в пещере нимф. Пан олицетворяет душу природы.

Эллины считали, что в полдень человека, всех божеств и природу охватывает покой. Что показывает анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев объединил их состояния словом «лениво», использовав его три раза, что придает остроту высказыванию. Полдень дышит лениво, так же катится река и тают облака. Спокойно дремлющий в Аркадии в прохладе пещеры нимф Пан создает особый настрой: вместе с ним после игр, забав, трудов все заснуло.

Образы и символы

Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.

Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».

Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.

Анализ стихотворения Тютчева «Предопределение»

Федор Тютчев был дважды женат, и оба его брака оказались весьма удачными как с финансовой точки зрения, так и в плане взаимной привязанности. Тем не менее, прожив в счастливом браке со второй супругой Эрнестиной более 10 лет, поэт неожиданно увлекается юной воспитанницей Смольного института благородных девиц Еленой Денисьевой, которые многие библиографы называют последней любовью Тютчева. Эта внебрачная связь, принесшая обоим любовникам не только множество волнительных моментов, но и общественное осуждение, длилась почти 15 лет. Фактически поэт жил на две семьи, так как Елена Денисьева, подарила ему троих детей, о существовании которых законная супруга была прекрасно осведомлена.

Наделенная природной красотой и острым умом, Елена Денисьева с первой встречи произвела на Тютчева настолько неизгладимое впечатление, что он, предчувствуя начало бурного романа, в 1850 году посвятил ей стихотворение «Предопределение», в котором фактически предсказал, как будут развиваться его взаимоотношения с этой женщиной. Любовь в понятии поэта представляет собой «союз души с душой родной». Однако это не только мир и гармония, но и «поединок роковой», который неизбежен, когда речь идет о чувствах

. Кто-то в таком союзе всегда является лидером, а кто-то подчиняется, иначе отношениям не суждено стать долгими и счастливыми.

Темы, проблемы, настроение

Основная тематика стихотворения «Полдень» представлена Многомудрым Литреконом ниже:

  1. Ощущение природной гармонии и умиротворения. В полдень исчезают тени и становится видно сущность окружающих вещей. Предметы открываются такими, какие они есть на самом деле, поэтому становится видно Пана и нимф как проявление души природы, открытие в ней божественного.
  2. Одухотворенность природных явлений. Поэт соединяет античные представления о природе и описания русского пейзажа, органично их сочетая.
  3. Настроение стихотворения спокойное, оно настраивает на умиротворенное созерцание природной красоты.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: