Анализ стихотворения нет, я не изменил. до старости глубокой фета

Стихи о любви фета – новая русская литература

«Ты говоришь мне: прости!..»

Сюжет стихотворения Фета о любви разворачивается вокруг диалога пары, происходившего накануне. Лирический герой предается воспоминаниям, воскрешая реплики собеседницы и собственные. Из первых же строк ясно, что они вели не слишком приятную беседу: героиня за что-то просит прощения и убеждает мужчину не грустить. Возможно, речь шла о расставании.

Диалог Фет передает, используя художественный прием параллелизма «Я говорю… Ты говоришь…» В третьей строфе  мы видим несколько риторических вопросов, подчеркивающих неопределенность состояния лирического героя. Он переживает, что, возможно, слишком молод, чтобы пережить разрыв с «язвительной» холодностью.

В последних двух строках стихотворения используется кольцевая композиция – повтор начала в конце. Рассказанная история завершается на том же месте, словно герой не отпускает возлюбленную и не хочет прощаться – он говорит «до свидания». В произведении используется стихотворный размер дактиль.

klassreferat.ru

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год). Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту. В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино. Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света. Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу. Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой. Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению. Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся. На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов. Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Анализ 3

Афанасий Фет, человек, будучи, являясь поэтом своего времени, написал произведение, название которого нет, но есть начальные строки, которые и называют стихотворение «Я тебе ничего не скажу…».

Этот поэт написал свое произведение Афанасий Фет написал в 1885 году, а если быть точнее – то 2 сентября. Это стихотворение, как подчеркивают критики, написано более поздние времена, так как это время является поздним периодом творчества Фета. Оно весьма грустно, но очень нежное, и остается им до конца, до конца строки последней, и просто до конца в сердцах людей, которые прочитали его.

Афанасий Фет как бы пишет своей тайно возлюбленной, которой все равно ничего никогда не расскажет, так как любит ее настолько сильно, что не может произнести вслух эти слова, которые ему весьма трудно произвести в ее присутствии. Эта любовь настолько сильна, что трудно даже имя ее вслух произнести, — как это описывает еще одна талантливая поэтесса девятнадцатого века

Фет снова в своих произведении описывает тему любви, которая никогда не станет банальна, и не важно сколько раз и в каких формах она будет повторятся в нашей жизни, век за веком

Афанасий Фет – это человек, который пережил в своей жизни многое. Он – тот пример человека, который вскоре понял, понял при чем на всю жизнь, что такое совесть и то, что ты потерял, не успев сделать его счастливым. Он любил и очень сильно девушку, которая была из бедной семьи, а потому вскоре он решил сделать выбор не в ее пользу. Странный выбор, но в каждом человеке, кроме любви живет еще хоть немного эгоизма. Та девушка потом умерла, она сгорела. Эта потер еще больше горя нанесла поэту. Но он тогда еще женился на другой, более богатой женщине. И это стихотворения, как будто бы относятся к сразу же к двоим, только к каждой оно имеет свой определенный смысл.

Анализ стихотворения Я тебе ничего не скажу по плану

«На заре ты ее не буди…», анализ стихотворения Фета

Фет является классическим представителем школы позднего романтизма, и это отслеживается в его произведениях – они наполнены грустью, щемящей душу тоской и сожалением. Основные темы его творчества – любовь, искусство и природа, объединенные между собой красотой.

Стихотворение «На заре ты ее не буди…» было написано Фетом весьма неслучайно. Не случайно в нем проскальзывает и тема смерти – эта тема поэту была очень хорошо знакома. Оно было навеяно одной из несчастных ситуаций, в которой Фет был негласным наблюдателем – в гостях у своих друзей, он узнал, что их дочь тяжело больна. Девочка от боли избавлялась только во сне, и поэт в своем произведении призывал мать девочки не будить ее, как бы той не хотелось провести вместе несколько лишних часов.

В стихотворении прослеживается желание поэта приобщить читателя к чувствам лирического героя, сделать его не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником созданной им ситуации. Лирический герой описывает нам, читателям, прекрасную, хрупкую девочку на заре – на заре жизни, то есть в детстве. Она полна гармонии, она воплощает собой безмятежность, красоту.

В первой строфе Фет использует анафору. Анафора, стоит сказать, является одним из главных приемов в этом стихотворении

С ее помощью внимание читателя сосредотачивается на ключевых словах произведения – «на заре»

Во второй строфе Фет продолжает эстетически развивать картину, представшую перед лирическим героем и читателем. Он показывает, что красота невинной девочки омрачена чем-то страшным, чем-то, что меняет настроение как наблюдателя, так и участника этой «картины». Используемый поэтом эпитет «утомительный» по отношению ко сну добавляет в безмятежную, светлую картину утра черный как ночь мазок тревоги – лирический герой, как и читатель, невольно настораживается в этот момент.

Третья строфа продолжает сгущать краски и все более омрачать, казалось бы, безмятежность созданной Фетом красоты. Здесь видно, как сильно страдает юная героиня, как больно и тоскливо лирическому герою наблюдать за этим, как душевная боль героини затмевает красоту природы. Нарушается гармония юной девочки, которая наблюдалась в первой строфе:

Для создания такого эффекта, Фет использует антитезу и анафору – эти приемы усиливают напряжение, созданное поэтом.

По последней строфе видна кольцевая композиция произведения. Но как же разительно отличаются первая и последняя строфа меж собой! Первая строфа полна безмятежности, гармонии, своеобразной туманности утра, а вторая пронизана драмой и выражает ответ на вопрос, которым, по задумке поэта, должен задаться читатель: «Отчего же ее не будить?»

Фет прибегает к использованию многочисленных метафор (косы бегут, утро дышит), сравнения (косы и ленты), большого количества эпитетов, инверсия при построении предложений, синтаксический параллелизм (и чем ярче, и тем громче), лексический повтор, аллитерацию (она помогает сосредоточить внимание читателя на страдании героини путем повторения большого количества согласных звуков). Все эти средства помогают создать сладко-горькое ощущение после прочтения

Стихотворение написано в размере анапест – 5 строф по 4 строки перекрестной точной рифмой. Размер придает мелодичность и задает меланхолическое, тоскливое настроение всему произведению.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета
  • «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
  • «Бал», анализ стихотворения Фета
  • «Цветы», анализ стихотворения Фета
  • «Учись у них — у дуба, у берёзы…», анализ стихотворения Фета, сочинение
  • «Вечер», анализ стихотворения Фета

По произведению: «На заре ты ее не буди…»

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Тема

Стихотворение пронизано нежной любовью. Лирический герой обращается к любимой, которая не слышит его. Читатель может представить себе описанную обстановку: мужчина проводит время в одиночестве, его тревожат какие-то мысли, но он не смеет поделиться ими: «…о том, что́ я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть».

Наступает ночь, и переживания его усиливаются: «И в больную, усталую грудь. Веет влагой ночной… я дрожу». Но он только сильнее убеждается в том, что не посмеет потревожить любимую, и заканчивается стихотворение теми же словами, но уже более твердыми и уверенными: «Я тебе ничего не скажу».

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Женщины в жизни Фета

Афанасий в возрасте 14 лет пережил серьёзное потрясение. Орловским епархиальным начальством было принято решение, которое гласило: ребёнок, родившийся до брака его матери и ротмистра Шеншина, не может претендовать на фамилию российского дворянина и считаться его наследником. Теперь мальчик должен стать Афанасием Фетом «родом из иностранцев». Вернуть фамилию человека, который был для него самым лучшим отцом, удалось без малого через 40 лет!

Трагедия первой любви

В его жизни была встреча с Нею. Не какая-то мелкая интрижка, а настоящее взаимное чувство. Мария Лазич была той единственной, кого он искал:

  • чуткая, музыкально одарённая;
  • культурная и образованная;
  • по-настоящему понимающая его.

Однако в молодости Фет был очень беден (он не получил наследства ни от приёмного отца как незаконно усыновлённый, ни от родного) и не имел титула. Афанасий несказанно страдал от этого, в надежде получить офицерский чин он даже пошёл служить, но достижение цели откладывалось на немыслимо долгое время.

Молодые люди общались больше года, и уже складывалась весьма неудобная ситуация: от корнета ожидали предложения, а он всё медлил. В конце концов, пришлось сделать решительный шаг и прямо, без обиняков, объясниться.

Оказавшись перед выбором, люди порой принимают решения, из-за которых потом терзаются всю жизнь. Так и Афанасий Афанасьевич в 30 лет отказался от собственных чувств, объявил о своём решении прекратить отношения с Марией. А потом началась война с венграми, и корнет в составе полка отбыл на границу.

Последствия разрыва были ужасны. Жизнь для девушки перестала быть чем-то интересным и напоминала бессмысленную ледяную пустыню. То ли по трагической случайности, то ли осмысленно (есть и такая версия) однажды вечером случилась трагедия: пламя свечи, по другим источникам — спички, коснулось одежды, и на Марии вспыхнуло лёгкое кисейное платье.

Полученные ожоги были очень серьёзными и причиняли страшные мучения. Умирающая твердила, что во всём виноват не Фет, а лишь она одна.

Вторая Мария рядом с поэтом

Он очень много писал и делал это так проникновенно и искренне, что его творчество получило признание публики. Выросшие гонорары за публикации составили сумму, достаточную для поездки в Европу. Потом он встретил сестру своего друга, знаменитого публициста Василия Петровича Боткина. Её звали так же, как и погибшую возлюбленную.

Вместе с Марией Лазич, казалось, из жизни Афанасия ушла способность испытывать глубокие чувства. В душе поселилась пустота, от холода одиночества могли бы хоть немного спасти воспоминания о какой-то иной женщине — но таковой не было.

Спустя 7 лет после жуткой трагедии Афанасий Фет женился, но совсем не по любви. Его супруга не блистала ослепительной красотой, но у неё были очень важные качества для спутницы жизни: добрый нрав и лёгкий характер. К тому же ей отцом была завещана солидная сумма, а такое приданное позволило спокойнее строить семейное будущее.

В их очаге не пылала любовь, но супругам было хорошо вместе, можно сказать, что они даже были счастливы. Фет в Марии Петровне ценил верность друга, к тому же она оказалась прекрасной хозяйкой. Ну а жена боготворила своего Афанасия Афанасьевича и восхищалась его талантом.

История создания

Стихотворение было написано в 1885 году. Поэт не называет имя своей возлюбленной, поэтому то, кому лирический герой обращается, говоря: «Я тебе ничего не скажу…», остается только предполагать. С одной стороны, ею могла быть Мария Лазич, которой Фет посвятил целый цикл стихов. Внезапная смерть девушки и чувство к ней могли вдохновить поэта на эти строки. Некоторые исследователи предполагают, что произведение могло быть посвящено жене лирика – Марии Боткиной. Эта женщина была рядом с Фетом до самой смерти. Кроме того, обоснованно можно считать, что «Я тебе ничего не скажу» – послание не конкретной женщине, а вымышленному образу.

Стоит заметить, что, создавая рассматриваемый стих, Фет был далеко не молод, но и в возрасте 63 лет он сумел передать волнение нахлынувших чувств, которые так свойственны молодым людям.

Анализ стихотворения Фета «Нет, я не изменял. До старости глубокой»

Поздний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – девушки, в которую поэт когда-то был влюблен, но разорвал с избранницей отношения ради более выгодного в финансовом отношении брачного союза. Свою ошибку Фет осознал гораздо позже, когда получил от жизнь все, к чему стремился. Не было лишь одного – чистой и искренней любви, которую ему довелось испытать однажды в жизни, однако не удалось сохранить. Лишь после смерти поэта из его дневников стало ясно что все эти году он по-настоящему любил не свою законную супругу, а Марию Лазич, трагически погибшую после расставания с любимым. И именно этой девушке поэт посвящал все сои стихи, надеясь таким образом не только выплеснуть наружу испытываемые чувства, но и вымолить у любимой прощение.

Одним из таких произведений является стихотворение «Нет, я не изменил. До старости глубокой…», написанное в 1887 году. В нем поэт пытается уверить ту, которая давно покоится в земле, что он по-прежнему является рабом ее любви. «Старый яд цепей, отрадный и жестокий, еще горит в моей крови», — отмечает Фет. Он понимает, что с возлюбленной его разделяют не только года, но и могила. Но образ Марии Лазич настолько ярок, что поэту кажется, будто бы она всегда находится рядом с ним. «Не в силах верить я, что ты меня забыла, когда ты здесь, передо мной», — восклицает поэт.

Уже в последние годы жизни Фета станет ясно, что он неизлечимо болен и страдает помутнением рассудка. Однако причина его недуга кроется в неразделенной любви. Поэт готов пожертвовать всем своим благосостоянием, чтобы повернуть время вспять и исправить роковую ошибку, совершенную много лет назад. Однако ему это не под силу, поэтому остается лишь в образах других женщин пытаться уловить черты своей возлюбленной, довольствуясь тем малым, что он может получить от жизни.

Примечательно то, что со временем Фет убеждает себя, что непременно должен воссоединиться со своей избранницей. Поэтому он предпринимает несколько попыток самоубийства, считая, что ему нет смысла жить, испытывая постоянные душевные страдания. Однако судьбе было угодно, чтобы во время очередной попытки свести счеты с жизнью, Фет скончался не от яда, а от сердечного приступа. Тем самым, снял со своей души тяжкий грех добровольного перехода в вечность, который невозможно искупить перед Богом ни молитвами, ни любовью, ни страданиями, которые выпали на долю этого удивительного поэта.

«Я тебе ничего не скажу…»

«Я тебе ничего не скажу» – стихотворение Фета о любви, которой не суждено сбыться. У нее нет будущего, и поэтому ее участь – остаться только в мыслях. Предположительно оно посвящено Марии Лазич – юной девушке, бесприданнице, в которую был влюблен поэт. Поскольку он не мог на ней жениться, то и в чувствах своих не признавался открыто, не желая скомпрометировать девушку. 

В первых строках автор будто сам себя уговаривает молчать: «ничего не скажу», а уже к концу произведения это звучит как твердое убеждение. В стихотворении очень надрывно и глубоко показана борьба между разумом и порывом души. Написано при помощи кольцевой и зеркальной композиции: первые две и последние две строчки повторяются в обратном порядке.

Смотрите это видео на YouTube

Слушать стихотворение «Я тебе ничего не скажу…»

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я тебе ничего не скажу.

История создания – стихотворение написано в 1885 году. Скорее всего оно посвящено Марии Лазич, возлюбленной поэта, смерть которой его глубоко потрясла.

Тема – стихотворение о чувствах лирического героя, он любит тайно и беззаветно, боясь потревожить девушку, к которой привязан всей душой.

Композиция – кольцевая, зеркальная – первые и последние строки повторяются.

Жанр – лирический, стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест, стихотворение состоит из трех четверостиший (катрен), используется точная, мужская рифма и перекрестный способ рифмовки АВАВ.

Метафора – «…сердце цветет».

Олицетворение – «…спят ночные цветы».

Тема

Стихотворение пронизано нежной любовью. Лирический герой обращается к любимой, которая не слышит его. Читатель может представить себе описанную обстановку: мужчина проводит время в одиночестве, его тревожат какие-то мысли, но он не смеет поделиться ими: «…о том, что́ я молча твержу, не решусь ни за что намекнуть».

Наступает ночь, и переживания его усиливаются: «И в больную, усталую грудь. Веет влагой ночной… я дрожу». Но он только сильнее убеждается в том, что не посмеет потревожить любимую, и заканчивается стихотворение теми же словами, но уже более твердыми и уверенными: «Я тебе ничего не скажу».

Это стихотворение о тонких, трепетных чувствах мужчины к женщине.

Анализ стихотворения Фета «Нет, я не изменил…»

Поздний период творчества Афанасия Фета неразрывно связан с именем Марии Лазич – девушки, в которую поэт когда-то был влюблен, но разорвал с избранницей отношения ради более выгодного в финансовом отношении брачного союза. Свою ошибку Фет осознал гораздо позже, когда получил от жизнь все, к чему стремился. Не было лишь одного – чистой и искренней любви, которую ему довелось испытать однажды в жизни, однако не удалось сохранить. Лишь после смерти поэта из его дневников стало ясно что все эти году он по-настоящему любил не свою законную супругу, а Марию Лазич, трагически погибшую после расставания с любимым. И именно этой девушке поэт посвящал все сои стихи, надеясь таким образом не только выплеснуть наружу испытываемые чувства, но и вымолить у любимой прощение.

Одним из таких произведений является стихотворение «Нет, я не изменил. До старости глубокой…». написанное в 1887 году. В нем поэт пытается уверить ту, которая давно покоится в земле, что он по-прежнему является рабом ее любви. «Старый яд цепей, отрадный и жестокий, еще горит в моей крови», — отмечает Фет. Он понимает, что с возлюбленной его разделяют не только года, но и могила. Но образ Марии Лазич настолько ярок, что поэту кажется, будто бы она всегда находится рядом с ним. «Не в силах верить я, что ты меня забыла, когда ты здесь, передо мной», — восклицает поэт.

Уже в последние годы жизни поэта станет ясно, что он неизлечимо болен и страдает помутнением рассудка. Однако причина его недуга кроется в неразделенной любви. Фет готов пожертвовать всем своим благосостоянием, чтобы повернуть время вспять и исправить роковую ошибку, совершенную много лет назад. Однако ему это не под силу, поэтому остается лишь в образах других женщин пытаться уловить черты своей возлюбленной, довольствуясь тем малым, что он может получить от жизни.

Примечательно то, что со временем Фет убеждает себя, что непременно должен воссоединиться со своей избранницей. Поэтому он предпринимает несколько попыток самоубийства, считая, что ему нет смысла жить, испытывая постоянные душевные страдания. Однако судьбе было угодно, чтобы во время очередной попытки свести счеты с жизнью, Фет скончался не от яда, а от сердечного приступа. Тем самым, снял со своей души тяжкий грех добровольного перехода в вечность, который невозможно искупить перед Богом ни молитвами, ни любовью, ни страданиями, которые выпали на долю этого удивительного поэта.

«» .

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: