Когда Афанасий Афанасьевич решил прийти с приветом?
Стихотворение стало для русского лирика поэтическим манифестом, монолог окрылённого юноши к любимой. Это произведение искусства появилось в 1843 году, тогда Афанасию было 23 года. В своём творчестве он передал всю нежность и романтизм того возраста. В этот период жизнь юнца ещё полна бесстрашия человеческого осуждения, смелости любовных поступков. Произведение сыграло важную роль в творчестве Фета. Поэт создал шедевр как гимн о вечной любви, которая никогда не угасает и всегда с героем. Впервые читатель ознакомился с ним в журнале, который назывался «Отечественные записки». Публикацию расположили на первой странице в качестве заглавия, и это о многом говорит. Журналы на такое место располагают только те материалы, которые они оценили по достоинству, считают достойным для публикации на самом видном месте. Эта публикация в очередной раз подчеркнула значимость вклада Фета в русскую литературу.
«Чудная картина», анализ стихотворения Фета
Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).
Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.
В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.
Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.
Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.
Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.
Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.
Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.
На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.
Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
- «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осень», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Старые письма», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Женщины в жизни Фета
Афанасий в возрасте 14 лет пережил серьёзное потрясение. Орловским епархиальным начальством было принято решение, которое гласило: ребёнок, родившийся до брака его матери и ротмистра Шеншина, не может претендовать на фамилию российского дворянина и считаться его наследником. Теперь мальчик должен стать Афанасием Фетом «родом из иностранцев». Вернуть фамилию человека, который был для него самым лучшим отцом, удалось без малого через 40 лет!
Трагедия первой любви
В его жизни была встреча с Нею. Не какая-то мелкая интрижка, а настоящее взаимное чувство. Мария Лазич была той единственной, кого он искал:
- чуткая, музыкально одарённая;
- культурная и образованная;
- по-настоящему понимающая его.
Однако в молодости Фет был очень беден (он не получил наследства ни от приёмного отца как незаконно усыновлённый, ни от родного) и не имел титула. Афанасий несказанно страдал от этого, в надежде получить офицерский чин он даже пошёл служить, но достижение цели откладывалось на немыслимо долгое время.
Молодые люди общались больше года, и уже складывалась весьма неудобная ситуация: от корнета ожидали предложения, а он всё медлил. В конце концов, пришлось сделать решительный шаг и прямо, без обиняков, объясниться.
Оказавшись перед выбором, люди порой принимают решения, из-за которых потом терзаются всю жизнь. Так и Афанасий Афанасьевич в 30 лет отказался от собственных чувств, объявил о своём решении прекратить отношения с Марией. А потом началась война с венграми, и корнет в составе полка отбыл на границу.
Последствия разрыва были ужасны. Жизнь для девушки перестала быть чем-то интересным и напоминала бессмысленную ледяную пустыню. То ли по трагической случайности, то ли осмысленно (есть и такая версия) однажды вечером случилась трагедия: пламя свечи, по другим источникам — спички, коснулось одежды, и на Марии вспыхнуло лёгкое кисейное платье.
Полученные ожоги были очень серьёзными и причиняли страшные мучения. Умирающая твердила, что во всём виноват не Фет, а лишь она одна.
Вторая Мария рядом с поэтом
Он очень много писал и делал это так проникновенно и искренне, что его творчество получило признание публики. Выросшие гонорары за публикации составили сумму, достаточную для поездки в Европу. Потом он встретил сестру своего друга, знаменитого публициста Василия Петровича Боткина. Её звали так же, как и погибшую возлюбленную.
Вместе с Марией Лазич, казалось, из жизни Афанасия ушла способность испытывать глубокие чувства. В душе поселилась пустота, от холода одиночества могли бы хоть немного спасти воспоминания о какой-то иной женщине — но таковой не было.
Спустя 7 лет после жуткой трагедии Афанасий Фет женился, но совсем не по любви. Его супруга не блистала ослепительной красотой, но у неё были очень важные качества для спутницы жизни: добрый нрав и лёгкий характер. К тому же ей отцом была завещана солидная сумма, а такое приданное позволило спокойнее строить семейное будущее.
В их очаге не пылала любовь, но супругам было хорошо вместе, можно сказать, что они даже были счастливы. Фет в Марии Петровне ценил верность друга, к тому же она оказалась прекрасной хозяйкой. Ну а жена боготворила своего Афанасия Афанасьевича и восхищалась его талантом.
Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» по плану. 1. тема. 2. основная мысль,…
Анализ стихотворения А. А. Фета «Я тебе ничего не скажу» 1. Тема.
Тема стихотворения — описание чувств лирического героя, которые не выражены словами. У романтиков часто встречалась мысль о том, что языком слов нельзя передать жизнь души, тонкости чувства. Романтики не доверяли языку слов как средству выражения эмоций. Свои чувства они прятали в глубине души.
2. Основная мысль, настроение.
Основная мысль стихотворения — доказать свои высокие чувства, не облечённые в слова. «Я тебе ничего не скажу, Я тебя не встревожу ничуть» — дважды повторяет автор основную мысль. Настроение — печальное, тревожное, как и трепетная душа поэта.3. Образы. Действительно, любовь Фета может не просто встревожить, она с легкостью может взволновать чистую душу избранницы своим томлением и «содроганьями». В последней же строке второй строфы стихотворения Фет дает и другое объяснение молчанию своего лирического героя. Мы видим, что его «сердце цветет», словно ночные цветы, которые встречаются нам в самом начале стихотворения. Здесь мы видим единство души и природы, духом которого пронизаны многие другие произведения поэта. Отдельным поэтическим образом является грудь лирического героя с больной и усталой душой, с глубокими чувствами и эмоциями.
4. Композиция.
Это стихотворение представляет собой три строфы с очень точной рифмовкой. Особенностью построения есть то, что автор делает своеобразное окаймление в начале и в конце стихотворения, чтобы подчеркнуть главную мысль: Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть. Он дрожит, и неясно, что является причиной этому, то ли ночная прохлада, то ли душевные переживания героя. Все это вместе приводит к тому, что в конце стихотворения автор зеркально повторяет его начало: «Я тебя не встревожу ничуть, Я тебе ничего не скажу». 5. Средства художественной выразительности. «Молча твердить» -это оксюморон (сочетание контрастных по смыслу слов) становится главным словесно-художественным образом стихотворения. «Спят цветы», «сердце цветёт» — метафоры. Его «сердце цветет», подобно ночным цветам, о которых сообщается в начале строфы. Вот единство человеческой души и природы, выраженное, как и во многих других произведениях Фета, с помощью особого художественного приема, называемого психологическим параллелизмом. Это стихотворение очень мелодично. Этому способствует анафора с союзом и. Оно положено на музыку Чайковским, по своему содержанию перекликается с пушкинским лирическим откровением, тоже ставшим знаменитым романсом: «…я не хочу печалить вас ничем».
Поэзия А. А. Фета. Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу»
Афанасий Афанасьевич Фет (а точнее, Фёт) родился пятого декабря 1820 года, прожил долгую жизнь и умер в 1892 году. Это необычный и, определенно, великий русский поэт.
Отличительные черты поэзии Фета
Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его ассоциативные связи. Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.
Еще одна характерная черта – это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.
Кому посвящено стихотворение «Я тебе ничего не скажу»
1885 год. Поэт смертельно болен и понимает, что жизнь его скоро кончится. Он все больше размышляет о своей жизни. И вот в таком состоянии пишет это стихотворение. Посвящает его Марии. Но какой?
Прежде чем проводить анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», следует понять предысторию и вернуться назад, в молодые годы поэта.
Две Марии. Трагедия и семейная жизнь
Во времена своей военной службы Афанасий страстно влюбляется в Марию Лизич. Их роман продолжается два года. Но бедны и он, и она. Фет понимает, что при таких обстоятельствах не может связать себя узами брака с возлюбленной. Его переводят служить в другое место, и они расстаются. Спустя два дня после отъезда Афанасий узнает, что любимая погибла при довольно странных обстоятельствах, она сгорела заживо в собственной комнате.
По одной из версий, Мария сама себя подожгла. По другой легенде, Мария случайно уронила свечу на платье, когда перечитывала письма от возлюбленного. Платье загорелось, и девушка не смогла потушить огонь. А перед смертью крикнула с балкона, чтобы спасли письма Фета.
Поэт долго переживал утрату и даже винил себя в том, что девушка погибла. Ведь женись он на ней, будь он с нею, этого бы не случилось.
В 1857 году поэт женился на Марии Боткиной. Многие утверждали, что с его стороны это был брак исключительно по расчету. Однако их семейная жизнь была отнюдь не несчастной. Жена мужа боготворила, заботилась о нем. Поэт ценил чувства и поддержку жены. Но, конечно, в его памяти все еще жила его первая, трагическая любовь.
Анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу» А. А. Фета
Данное стихотворение посвящено сразу двум Мариям: и погибшей возлюбленной, и нынешней жене.
В нем он одновременно признается в любви Марии Лизич, и так и не решается сказать Марии Боткиной, что почти тридцать лет их совместной жизни он любил другую. Поэт как бы пытается ее заверить, что все хорошо, но на самом деле его все еще преследует старая боль.
Проводя анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», можно ясно увидеть, как поэт сравнивает свои воспоминания с ароматом цветов, и именно они, эта его эфемерная любовь, дают ему силу, чувство, что он живет полной жизнью. И эту тайну автор желает унести с собой. Однако Мария давно уже все знает и сочувствует поэту, возможно, именно поэтому она заботится о нем с удвоенной силой и потакает всем его капризам, лишь бы любимый человек хоть иногда улыбался.
Делая анализ стихотворения «Я тебе ничего не скажу», нельзя также забывать о том, как поэт не доверял словам. Его фраза о том, что он ничего не скажет, означает не только то, что он скрывает свои истинные чувства от жены. Это также говорит о том, что он считает, что всю полноту чувств, движения души никак нельзя передать языком слов. Это та мысль, которая проходит красной нитью через всю его лирику. «Молча твержу» –этот оксюморон только подтверждение тому, что нельзя выразить словами все чувства души.
Стихотворение построено по зеркальному принципу – начало и окончание состоит из одинаковых строк. При написании автор использовал трехстопный анапест с перекрестной рифмой.
Анализ стихотворения можно закончить тем, что поэт так ничего и не сказал прямо. Он не договорил. Он даже не дал понять, от чего он дрожит – от радости ли воспоминаний, от ночного ли холода или от чего-то еще. Только главная идея ясна – боль еще жива и чувства не выразить словами.
Анализ стихотворения по строфам
«Я тебе ничего не скажу» начинается с обращения лирического героя к своей второй половине. Он говорит о некоторой тайне — «что я молча твержу», которую ни за что не откроет даже намеком, чтобы не тревожить дорогого человека. Во второй строфе герой произведения сравнивает свое сердце с ночными цветами: днем они спят, как и душа поэта, вынужденная скрывать истинные чувства, а к ночи, когда несчастный остается наедине с собой, «сердце цветет» в мыслях о милом человеке, которого нет рядом.
В третьей строфе поэт продолжает начатую мысль, называя свою грудь «усталой и больной», так как измучены его душа и сердце. Но вечерний воздух освежает сердечную рану — возможно, с прежней возлюбленной герой часто гулял вечерами средь ароматов ночных цветов. Стихотворение завершается теми же строчками, с которых началось — несмотря на душевную боль и мучительные воспоминания, герой ни за что не потревожит женщину своей настоящей жизни личными воспоминаниями о женщине из прошлого, а потому он никогда и ничего не расскажет.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Диана Фета В стихотворении «Диана» А.А. Фет описал прекрасный женский образ. Поэт представил девушку в виде каменной статуи. Она олицетворяла одну греческую богиню. Диана является покровительницей охоты.
- Анализ стихотворения Смутно-дышащими листьями Мандельштама Произведение являет собой пример того, как поэт может, используя художественные средства выразить эмоции и внутренний мир.
- Анализ стихотворения Тургенева В дороге 6, 10 класс Стихотворение Тургенева «В дороге» воспроизводит перед читателями великолепную картину осени. Картина туманного утра, красоты осеннего леса описывает в своем стихотворении поэт. Но эта тематика не является основополагающей.
- Анализ стихотворения Осенняя воля Блока Блок писал свою Осеннюю волю в 1905 году, будучи довольно молодым, но все-таки состоявшимся поэтом. Название и содержание стихотворения позволяют трактовать его как своеобразное завещание
- Анализ стихотворения Полно смеяться! что это с вами? Фета Небольшой цикл «Гадания», который полностью впитал в себя народные и романтические традиции лирики, распространённой в России.
История написания
Свое замечательное лирическое творение «Я тебе ничего не скажу» Афанасий Фет написал в 1885 году, будучи уже в достаточно преклонном возрасте. До сих пор доподлинно неизвестно, кому же посвятил поэт свое творение. По этому поводу существует две основные версии. Согласно первой, Афанасий Афанасьевич обращался к своей возлюбленной Марии Лазич. Она была музой поэта, их история любви длилась на протяжении двух лет. Девушка была бедна, Фет тоже. Он не мог обеспечить своей возлюбленной достойное существование и предпринял попытку оставить девушку
В ответ на это Мария пожелала остаться с поэтом и сохранить их чистые отношения, утверждая, что ей неважно финансовое состояние Фета. Но их любви судьбой было отведено совсем немного времени: в 1850 году девушка погибает
Трагическое событие глубоко ранило поэта, навсегда оставив в его душе гнетущее чувство вины. На этой почве у поэта возникает небывалый творческий подъем, и в те годы он создает множество замечательных лирических творений.
Вторая версия гласит, что Фет, создавая «Я тебе ничего не скажу…», обращается к своей законной супруге Марии Боткиной. Их отношения завязались в 1857 году, тогда же они поженились. Некоторые источники предполагают, что между поэтом и его женой не было любовного чувства, а лишь уважение. Как все было на самом деле, нам остается лишь гадать, но ведь спокойная, хозяйственная и рассудительная супруга вполне могла вызвать теплое, искреннее чувство у поэта… Известны несколько посланий Фета своей жене, из которых видно, что между супругами были теплые, нежные чувства. С супругой Фет прожил 35 лет.
klassreferat.ru
Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год). Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту. В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино. Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света. Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу. Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой. Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению. Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся. На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов. Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.
Рекомендуем посмотреть:
- «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
- «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
- «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
- Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
- Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
- «Соответствия», анализ произведения Бодлера
- «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
- «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
- «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
- «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой
Отличительные черты поэзии Фета
Стихотворения Фета всегда отличались ассоциативностью. Но это была особая ассоциативность. В логической цепочке он делал пропуски, отчего для неподготовленного читателя были непонятны его ассоциативные связи. Поэзию Фета считали трудной, неясной. Все потому, что он пытался говорить душой, а не текстом, передать свои образы на подсознательном уровне. Поэт говорил о таких чувствах, которые, по его мнению, не нуждались в словах.
Еще одна характерная черта – это музыкальность. Все произведения Фета пронизаны звуками. За эту свою особенность он часто подвергался нападкам пародистов. В те годы было модно делать пародии на стихотворения поэтов. И Фет страдал от таких насмешек больше всего, но себе тем не менее не изменял.
Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь» 10 класс
А. А. Фет поистине гениальный русский поэт. Он очень тонко и чутко, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе. Поэт служил искусству, его не волновали проблемы политики и общества, за что он часто встречал непонимание со стороны революционных и демократически настроенных деятелей. Для Фета имели значения лишь такие вечные ценности как красота, любовь, природа. Его творения наполнены чарующим звучание звуков, яркими красками образов, видимых и ощущаемых как незабываемые светлые моменты жизни. В стихах Фета природа и человек — неразделимы. Ей, как и любому живому существу присущи свои настроения и волнения. Для поэта природа — мир пропитанный красотой и гармонией, убежище от невзгод и проблем. Таким же пристанищем для души поэта является и поэзия, в которой он воспевает красоту и гармонию природы.
В 1857 году, будучи уже в зрелом возрасте, поэт написал стихотворение «Весенний дождь». Еле уловимый миг жизни он сумел уловить и так мастерски красочно описать. Для нас раскрывается картина дождя, весеннего и тёплого, он начинается совсем незаметно:
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
Размеренная картина яркого, безоблачного, весеннего дня сменяется наступлением дождя. Тёплыми и солнечными эмоциями наполнены строки стихотворения. Несмотря на дождь, который сменяет яркое солнце, ощущение тепла и радости неизменно присутствует.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Создаётся картина полупрозрачности и света, нежности и чистоты природы.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листьям барабанит.
Не смотря на свой небольшой объём в четыре строфы, стихотворение наполнено жизнью, запахами, красками и звуками. Поэт передаёт картину тёплого весеннего дождя, ощущение света, тепла, весны, радости, которыми пропитаны строки стихотворения.
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна,
Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег.
Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.
В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».
Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение было написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.
Текст: pishi-stihi.ru
Стихотворение «Опять осенний блеск денницы» Фет Афанасий Афанасьевич
Опять осенний блеск денницы Дрожит обманчивым огнем, И уговор заводят птицы Умчаться стаей за теплом.
И болью сладостно-суровой Так радо сердце вновь заныть, И в ночь краснеет лист кленовый, Что, жизнь любя, не в силах жить.
(1 votes, average: 5,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Медлительной чредой нисходит день осенний Медлительной чредой нисходит день осенний, Медлительно крутится желтый лист, И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист — Душа не избежит невидимого тленья. Так, каждый день стареется она, И каждый…
- На черный бархат лист кленовый На черный бархат лист кленовый я, как святыню, положил: лист золотой с пыльцой пунцовой между лиловых тонких жил. И с ним же рядом, неизбежно, старинный стих — его двойник, простой,…
- Опять пустынная столица Опять пустынная столица к моим услугам. Куда мне с болью приютиться? — снимаю угол. В пути читаю объявленья — куда мне с болью? Куда?.. Стою, как на арене, с моей…
- Осенний путь Еще длинна, длинна дорога, Мой путь осенний так широк… Остановилась у порога И смятый бросила цветок… А там, вдали от скучных зданий И суетливых перемен, Золотоалых отцветаний Открыт осенний гобелен….
- Стихи! Опять я с ними маюсь Стихи! Опять я с ними маюсь, Веду, беру за пядью пядь, И где-то в гору поднимаюсь, И где-то падаю опять! И где-то в строчке вырастаю, А где-то ниже становлюсь, Поскольку…
- Осенний звон Над рощей, над глухой слободкой, Над проседью предзимних дней — Осенний звон, сухой и четкий, Все торопливей и шумней. Где у проселка куст рябины Горит покинутым костром, Звенит червонный лист…
- Оборванные строки Лист пятипалый, очень скоро, как странный танец Петипа, кленовый лист проскачет в город, лист пятипа… И вскрики чаек в день жестокий, где лист багряней кумача, запомнятся как Петр Чайковский, как…
- Опять передо мной знакомые поля Опять передо мной знакомые поля, И села мирные с цветущими садами, И речки тихие, и песни соловья, И степи вольные, покрытые цветами. Все так же, как в былые дни, Безбрежно…
- Лил дождь осенний Лил дождь осенний. Сад грустил о лете. За мной вода заравнивала след. Мне подсказала дата в партбилете: тогда мне было девятнадцать лет. На город шел Колчак; у мыловарни чернел окоп;…
- Осенний ветер, ликуя, мчится Осенний ветер, ликуя, мчится, Взметает прах. Как сиротливо ночная птица Кричит в кустах! И лес осенний зловеще-пышен И странно пуст. Лишь всплеск в болоте порою слышен Да сучьев хруст. Да…
- Стансы («Опять пред тобой я стою очарован…») Опять пред тобой я стою очарован, На черные кудри гляжу, — Опять я тоской непонятной взволнован И жадных очей не свожу. Я думаю: ангел! какою ценою Куплю дорогую любовь? Отдам…
- Осенний пляж Сентябрь отшелестел. И серые пески без вмятин теплых тел печальны до тоски. Как пуст осенний пляж! Береговой прибой не оживит пейзаж, где только мы с тобой. Замкнув последний круг, сюда…
- Когда осенний ветер гудит в лесу прозрачном Когда осенний ветер гудит в лесу прозрачном, когда лишь ели держат подолами тепло, мы разожжем в затишье костер и чуть поплачем, что наше время звонкое ушло, ушло, ушло… Мы наши…
- Осенний вечер… Небо ясно Осенний вечер… Небо ясно, А роща вся обнажена — Ищу глазами я напрасно: Нигде забытого листа Нет — по песку аллей широких Все улеглись — и тихо спят, Как в…
- Осенний клен Осенний мир осмысленно устроен И населен. Войди в него и будь душой спокоен, Как этот клен. И если пыль на миг тебя покроет, Не помертвей. Пусть на заре листы твои…
- Опять с намокшей шляпы каплет Опять с намокшей шляпы каплет, в кармане звук пустой ключей. Вот он идет, полночный Гамлет. Ненужный. Брошенный. Ничей. Под ноги лист кидает осень… И вот, пригнувшийся слегка, в пивную входит…
- Осенний день Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной. Осенний день высок и тих, Лишь слышно — ворон глухо Зовет товарищей…
- Осенний вечер Осенний вечер На поля ложится: Прохладней воздух, Чище аромат. Сомкнуло небо Темные ресницы И спрятало Малиновый закат. Ах, вечер, вечер! Новые тревоги: На что смотреть? Куда направить взгляд? Проносятся Машины…
- Я был опять в саду твоем Я был опять в саду твоем, И увела меня аллея Туда, где мы весной вдвоем Бродили, говорить не смея. Как сердце робкое влекло Излить надежду, страх и пени,- А юный…
- Шумит осенний дождь, ночь темная нисходит Шумит осенний дождь, ночь темная нисходит. Клонясь под бурею, стучат ко мне в окно Сирени мокрые. Мелькают и проходят В тумане образы минувшего давно. На что мне их? Хоть в…
Вы сейчас читаете стих Опять осенний блеск денницы, поэта Фет Афанасий Афанасьевич
Образы и символы в стихотворении
Изучая биографию Фета, можно сделать вывод об абсолютной противоположности образа лирического героя и самого поэта. Поэт известен нам как человек целеустремленный, деловой и даже, можно сказать, приземленный. В то время как лирический герой, нежный и романтичный, совершенно далек от обыденных, «земных» проблем. Можно предположить, что лирический герой – это и есть настоящий поэт, в силу некоторых обстоятельств, вынужденный измениться, стать жестче.
В стихотворении мы видим два основных образа: это адресат произведения – возлюбленная лирического героя и ночь. И если об адресате в стихотворении сказано достаточно прямо, то ночь – просто подразумевается автором. К ночи у поэта всегда было особое трепетное отношение: по его мнению, ночь – время, предназначенное для раскрытия души, сокровенных чувств. Ночь хранит наши тайны, и только она способна объединить реальный мир с миром грез и мечтаний.
В стихотворении особое отношение автор показывает к цветам. Цветок – это символ радости, красоты и женственности. Сердце лирического героя «расцветает» с наступлением ночи. «Ночные цветы» — это приятные чувства, которые днем оказываются скрыты ото всех, но с наступлением ночи всё самое сокровенное выходит на поверхность. Поэтому ночь для лирического героя особенно дорога и долгожданна.
Адресат в стихотворении описывается автором весьма скупо. Мы знаем лишь о нежном и трепетном отношении героя к объекту любви: «Я тебе ничего не скажу, И тебя не встревожу ничуть…»