«Весенний дождь» А.Фет
Текст «Весенний дождь» Афанасий Фет
Еще светло перед окном, В разрывы облак солнце блещет, И воробей своим крылом, В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли, Качаясь, движется завеса, И будто в золотой пыли Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло, От лип душистым медом тянет, И что-то к саду подошло, По свежим листям барабанит.
Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»
Поэт Афанасий Фет в своих произведениях очень много внимания уделял природным явлениям, описывая их с удивительным мастерством и точностью. Красота родной природы не только вдохновляла автора на создание великолепных стихов, но и выработала у Афанасия Фета привычку наблюдать за малейшими изменениями, которые происходят в окружающем мире, таком величественном и простом одновременно.
Тонкая лирика и умение уловить мимолетность каждого мгновения также свойственны стихотворению «Весенний дождь». созданному в 1842 году. Начинается оно с описания будничной и повседневной картины, когда «в разрывы облак солнце блещет» и ничто не напоминает о предстоящей грозе. Разве что воробей, купающийся в нагретом за день весенним солнцем песке является первым предвестником дождя. Однако постепенно мир меняется, и вот уже «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Судя по всему, дождь идет стеной, и от этого создается необычный эффект, словно бы опушка стоящего вдалеке леса отгорожена золотистой ширмой, сотканной из воды и солнечных лучей.
«Две капли брызнули в стекло, от лип душистых медом тянет» — этот прозаический и нечем неприметный пейзаж, окрашенный в серые тона непогоды, автору удается наполнить весенней свежестью и теплотой. Поэтому когда незваный гость-доджь приходит в сад и «по свежим листьям барабанит», это вызывает чувство радости и умиротворения, а не разочарования.
Удивительная способность Афанасия Фета придавать незначительным событиям важность и акцентировать на этом внимание читателей поистине достойна восхищения. Поэтому стихотворение «Весенний дождь» является одной из немногих художественно-поэтических зарисовок, которая в полной мере передает настроение теплого майского дня, омытого грозой. Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье
Примечательно, что в самом стихотворении нет ни одного слова о дожде, и, вместе с тем, оно не оставляет сомнений в том, что именно автор видит за своим окном, и почему представшая картина вызывает в нем неподдельное счастье.
Мгновенное преображение природы всегда занимало воображение Афанасия Фета. Именно поэтому поэт в своем творчестве отождествлял ее с живым существом, которое гораздо разумнее и предусмотрительнее человека. Поэтому автор испытывает удовольствие, видя, как капли дождя орошают весенний сад, так как понимает, что для набирающих силу растений влага в жару просто необходима. На примере этого стихотворения автор учит читателей любить окружающий мир и воспринимать его таким, каков он есть. Ведь глупо расстраиваться из-за непогоды или же упрекать небесную канцелярию в том, что словно бы по мановению волшебной палочки светлый и яркий весенний день утратил свои краски. Поэт подчеркивает, что даже в дожде есть своя прелесть, так как именно перед грозой цветы благоухают особенно сильно. И эти мелочи нужно не только видеть, но и ценить как наивысшее проявление мудрости окружающего мира.
Стоит, правда, отметить, что Афанасий Фет был неисправимым романтиком и философом, считая, что человек должен постичь гармонию природы и научиться жить с ней в ладу. Именно эти знания способны сделать человека по-настоящему счастливым, помочь ему стать целостной личностью. И именно в природе поэт всю свою жизни черпал вдохновение, так как был убежден, что она является и другом, и прекрасным собеседником, который раскрывает свои тайны перед теми, кто умеет слушать, и лекарем, способным избавить не только от недугов, но и от душевных страданий. Поэтому в каждой строчке стихотворения «Весенний дождь» чувствуется очень трепетное и бережное отношение поэта к окружающему миру, который считает его своим главным учителем, бесконечно терпеливым и строгим одновременно.
Анализ стихотворения Фета «Морская даль во мгле…»
Тематика моря, описание морского пейзажа не раз возникали в лирике русских поэтов «Золотого века». «Свободная стихия» волновала таких легендарных поэтов как М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский и т.д. Невыразимая сила моря, его притягательность волновали души романтичных натур поэтов. Волны ассоциировались со свободой, с силой, с которой невозможно совладать, и — с мягкостью нежного бриза, с солёным воздухом, с шумом прибоя, с солнечными лучами, мерцающими, отражающимися от волн… Море — неизменный источник вдохновения классиков.
Фет, своим творчеством предвосхитивший импрессионистичность, которую привнесёт в поэзию Б. Пастернак, создаст, пожалуй, лучшее «пейзажное» стихотворение, посвящённое морю. Им станет произведение «Морская даль во мгле туманной…».
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!
Связаться с нами:
Это стихотворение было написано А.А. Фетом в 1857 году, после поездки в Италию. Вдохновлённый красотой Средиземноморского побережья, он создаёт одно из немногих своих произведений, где за образами не стоит история каких-либо событий жизни лирика; в нём нет скрытого смысла, нет аллегорий — это изумительная по своей красоте зарисовка, воспевающая прелесть природы и утверждающая жизнь во всех её проявлениях.
Как уже было сказано, в этом стихотворении нет образов событий, как нет и ярко выраженных образов чувств — но последние читаются будто между строк. Однако нельзя сказать, что «Морская даль…» совершенно бессюжетна, ведь лирический герой, наблюдающий за морем с берега, рассматривает волны, которые плещут о скалы. Он, по его собственному признанию, выбирает лишь одну, которую провожает взглядом от самого горизонта и до берега, где она разбивается о влажный камень, скалу, и разбрызгивается нежной морскою пеной.
Лирический герой, которого можно отождествлять с самим поэтом, наблюдает на игрою волн. Несмотря на пейзажность произведения, лирик сумел передать, донести до читателя сложный эмоциональный и духовный посыл. В «Морской дали…» с оптимистических позиций рассматривается глубокая взаимосвязь моря и нравственного мира человека; свободная и прекрасная стихия, предстающая в строках одушевлённой, способна передавать человеку собственную энергию; море помогает человеку избавиться от дурных мыслей, приводит его чувства и разум в гармонию с самим собой, с окружающим миром. Таким образом, за внешне исключительно лиричной картинкой скрывается философский подтекст о возвращении человека к своим истокам, к природе, которая его и породила. Море предстаёт в стихотворении прекрасным существом; в четырёх катренах проявилась особенность фетовского творчества, а именно тяга к пантеистичности, к обожествлению всего сущего.
Однако в первую очередь «Морская даль во мгле туманной…» интересна своим художественным своеобразием. Это привлекательное изображение морского пейзажа, где Афанасий Афанасьевич предстаёт в качестве творца, работающего в жанре марины — настолько реалистично и чувственно выглядит картинка. В стихотворении ярчайшим образом отразилась способность русского литературного языка максимально точно подмечать и фиксировать все особенности окружающего мира, добиваясь реалистичности, фотографической точности. Пейзаж, нарисованный Фетом, поразительно реален — он будто находится прямо перед взглядом читателя.
Основным приёмом, благодаря которому удаётся воссоздать видение в воображении, становится приём олицетворения: природа у Фета живёт собственной жизнью. Волны злобно набрасываются на парус, а одна, «избранная», разбивается о скалы, а пену, оставшуюся от неё, тут же подхватывает шалун-ветер.
Помимо этого большая роль возложена на эпитеты — без сомнения, именно они создают ту невероятную образность, которая оживляет морской пейзаж: «влажный камень», «туманная мгла», «плавная чайка», «звонко грянула» и т.д. Фет мастерски владеет словом. Он облекает звуки и краски в буквенную оболочку. В каждом из четырёх катренов стихотворения можно заметить использование приёма аллитерации — и, конечно же, не обошлось и без инверсии.
Особую мелодичность звучанию придаёт размер «Морской дали…» — Фет избирает для написания четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой и чередованием мужской и женской рифмы.
Несмотря на то, что Фет не считал себя романтиком, стихотворение, безусловно, написано в духе романтизма. Сам Афанасий Афанасьевич признавался, что часто брал за основу стиль европейских романтиков, который, преломившись в сознании Гений Фета, обретал столь необычное звучание.
Анализ стихотворения Фета «Прибой»
Стихотворение «Прибой» входит в цикл «Море», включённый в сборник стихотворений А. А. Фета 1863 г. История произведений этого цикла началась в 1854 году, когда поэт, будучи солдатом кирасирского полка, был направлен оборонять Балтийское побережье от англичан в ходе Крымской войны. В Эстляндии и Лифляндии Афанасий Афанасьевич пробыл с февраля 1854 г. по март 1856 г. Как писал потом сам Фет, у него было довольно времени, чтобы разглядеть «и красоту моря и море красоты». Так родилось несколько стихотворений, ставших основой цикла.
Спустя некоторое время Афанасий Афанасьевич решил выйти в отставку и взял отпуск. С октября 1856 г. по январь 1857 г. он путешествовал по европейским странам, побывал в Германии, Италии и Франции. Виды моря, теперь уже Средиземного, вдохновили поэта на создание ещё нескольких произведений, в числе которых «Прибой», воспевающий мощь средиземноморских волн.
Это стихотворение состоит из четырёх строф, написанных четырёхстопным ямбом. Строки рифмуются по схеме abab (перекрёстная рифма). В произведении нет лирического героя, а автор выступает в качестве очевидца и рассказчика.
«Прибой» можно назвать шедевром поэтической маринистики. В этом стихотворении читатель может встретить разнообразие эпитетов: «звонкий», «бурный», «преломлённый», «безвредный». Все они усиливают экспрессию и придают строкам энергичность. Кроме того, динамизм действию придаёт градация «Утёсы, зной и сон … песок и … хрящ».
За цветовую палитру произведения отвечают другие эпитеты – «лазурный», «красный», «зелёно-медный», «пёстрый», «жемчужный». Благодаря им морские воды и окружающее их пространство расцветает самыми яркими оттенками и приобретает благородный блеск драгоценных камней.
Одним из главных приёмов, использованных в произведении, можно назвать олицетворение. Поэт наделяет морскую волну душой, что проявляется не только в её поведении, но и в самом названии
Обратим внимание, что словосочетание «Средиземный вал» написано с заглавной буквы, будто это имя живого существа. Описывая движение волны, автор применяет такие выражения, которые обычно используются по отношению к одушевлённым существам («бежит», «встаёт», «умирающий»)
Особое отношение автора к морской стихии выдаёт метафора «земной твердыне морские волны бьют челом». Мы сразу понимаем, что при всей своей красоте и могуществе вал – всего лишь претендент на владычество. А настоящей силой обладает земля. Недаром применительно к суше поэт подбирает выражение «твердыня», то есть крепость, дворец, а также называет скалы красными. Этот цвет символизирует власть и указывает на первостепенное значение земли.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Композиция произведения
Композиция произведения не отличается какими-то необычными приёмами. Стихотворение небольшое по объёму и состоит всего из трёх строф, но даже это не помешало поэту передать красоту, которую ему удалось узреть. Каждое четверостишие плавно перетекает в другое, создавая полноценный рисунок. Композиция состоит из трёх смысловых частей:
- В первой строфе Афанасий Фет повествует о солнечном дне, который предзнаменует надвигающийся дождь. С первого взгляда можно не разглядеть каких-то значительных изменений в природе, но автору удалось это заметить в мелких деталях. Он видит, как солнце блещет, но в то же время его лучи прорывают надвигающиеся тучи, птицы весело играются в песке, но при этом пушат свои перья.
- Во второй строфе описывается ещё одно наблюдение поэта. Он перевёл свой взгляд на горизонт и увидел, что где-то вдалеке над лесом повисла золотая завеса. Автор сразу понял, что дождь уже вступил в свои права и поднял мельчайший песок над деревьями.
- В третьей строфе читатель может наблюдать, как поднимается настроение у поэта и у природы с приходом дождя. Лирический герой и листья деревьев благодарно встречают первые капли долгожданной влаги.
«Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.
По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.
Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.
Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» — ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса», «что-то барабанит», «две капли».
В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.
Композиционно стихотворение состоит из 3 строф — четверостиший
В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса, стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий
Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».
Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств — ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием — придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение. «Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.
Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя.
Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.
Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем
- Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
- «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
- «Буря», анализ стихотворения Фета
- «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
- «Бабочка», анализ стихотворения Фета
- «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
- «Осень», анализ стихотворения Фета
- «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
- «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
- «Старые письма», анализ стихотворения Фета
- «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
- «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
- «Смерти», анализ стихотворения Фета
- «Музе», анализ стихотворения Фета
- «Зреет рожь над жаркой нивой…», анализ стихотворения Фета
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Средства, придающие выразительности
Афанасий Фет использовал в своем произведении синтаксические конструкции и средства выразительности, которые не отличались сложностью. Такой прием позволил работам автора иметь весомое преимущество перед аналогичными творениями других литературных гениев. В своих работах поэт использует:
- Эпитеты — «золотая пыль», «душистый мед».
- Метафоры — «солнце блещет», «качаясь, движется завеса», «что-то подошло и барабанит».
- Олицетворение — «воробей купается», «опушка стоит».
Особое значение в стихе отдано наречиям, несмотря на то, что их в произведении всего два. «Еще» показывает читателю, что это временное явление, и скоро оно пройдет, а «уж» повествует о том, что дождь совсем рядом.
Образец 2
Относительно небольшое стихотворение Фета Летний вечер тих и ясен является характерным примером его великолепной пейзажной миниатюры, в которой поэт создал действительно немало достойных творений. Одним из основных достоинств его произведений в этом жанре является умение охватить собственным художественным взором огромным (ну или, как минимум, внушительные) пласты смысла и пространства.
Стихотворение чем-то похоже на заклинание, которое перечисляет различные свойства природы и окружающего мира. Точные эпитеты и сравнения подобны обращению к природным силам. При этом поэт перечисляет различные формы существования природы: деревья, река, ветер, животные, небесное светило.
Образ свободных коней довольно часто использовался в русской пейзажной лирике и представлял собой также и общее олицетворение свободных сил природы. Помимо этого конь как таковой является и символом красоты природы. Ведь объективно довольно трудно отыскать более красивое и грациозное животное и именно поэтому коней так часто пишут художники.
Темы, проблемы, настроение
Тематика стихотворения «Осень» не удивит знатока поэзии Фета, она традиционна для его творчества:
- Основная тема произведения «Осень» — увядание. Последние дни осени Афанасий Фет сравнивает с безрадостной истомой, которая приходит к каждому, кто осознает, что лучшие годы уже прожиты, и все то светлое, что наполняло его жизнь прежде, осталось в прошлом.
- Любовь — еще одна тема для размышления автора. Именно с ней он ассоциирует радость жизни. Пока мы любим, ничего не еще не потеряно, поэтому последние свои силы осень вкладывает в порыв страсти.
- Красота тоже интересовала поэта. Даже в старости и смерти он видит свою пышную прелесть. Золотые дни увядающей осени красивы и наполнены такой отчаянной грацией, таким особенным очарованием, что люди не могут пройти мимо этого последнего всплеска радости.
- Настроение произведения «Осень» — страстное, отчаянное, порывистое. Последние строки отмечены роковой и безоглядной страстью.
Четко выделенной проблемы в произведении нет. Стихотворение представляет собой строки впечатлений и чувств. Автор словно бы предлагает читателю самому собрать воедино весь паззл.
Творчество А. Фета
Литературная карьера А. Фета также была не из простых. Можно сказать, что его стихи пришлись «не на ту эпоху». Литературу венчали прозаики, у которых были средства на публикации своих произведений. А. Фет публиковал свои стихи в прессе, но их попросту не замечали.
Тем не менее в 1840 году был создан первый сборник стихов А. Фета — «Лирический пантеон». Чуть позже — цикл «Снег» и «Вечера и ночи».
Стихотворения, посвященные красоте природы, объединены в 4 знаменательных цикла. Каждый цикл — определенное время года. Таким образом, стихотворения о природе А. Фета представляют собой циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».
Стихотворение А.А. Фета «Весенний дождь» (восприятие, истолкование, оценка) 10 класс
А.А. Фет – величайший поэт 19 века, приверженец поэзии «чистого искусства». В его стихотворениях нет гражданских мотивов, они не поднимают общественных вопросов и проблем, терзавших умы поэтов – сторонников демократического направления. «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-то, кроме красоты», — писал он. Именно за такую узость тематики укоряли поэтов «чистого искусства». И все же Фет считал, что главная цель творчества – воспевать красоту этого мира, природы и любви. Природа и любовь в его лирике едины, по словам К. Бальмонта, поэзия Фета – это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».
Образцом такого созвучия тем служит стихотворение «Весенний дождь», датируемое 1857 годом. Это творение зрелого поэта-пейзажиста, сумевшего мастерски запечатлеть один неуловимый миг, остановить мгновенье. Весна – постоянная гостья в лирике Фета. Это и не удивительно, ведь весна не только время пробуждения природы, буйства красок, но и период, когда возрождается душа человека, рождаются ошеломляющие ощущения. Это время смутных тревог, сладкой неги и, конечно же, любви.
Стихотворение «Весенний дождь» рисует картину яркого дня, когда погода переменчива, свет солнца внезапно и стремительно сменяется быстрым и крупным дождем. Вместе с лирическим героем мы из окна наблюдаем за капризами природы.
Первая строфа – это изображение дня, наполненного солнечными лучами. Однако, первое слово строфы – наречие «ещё» — указывает на непостоянность такого состояния природы. И действительно, все стремительно меняется во второй строфе: краткое наречие «уж» свидетельствует о стремительном приближении дождя. И вот третья строфа – в ней отражен мимолетный характер происходящего.
Удивительно, но в этом стихотворении ни разу не употреблено слово «дождь», о нем Фет говорит при помощи ярких и сочных метафор: «завеса», «золотая пыль». Ливень вовсе не оставляет тягостного впечатления, это не хмурый осенний дождь, наоборот, возникает ощущение, что приближается «что-то» теплое и мажорное. Дождь охватывает все пространство «от неба до земли», скрывая за собой «опушку леса». Образные, звучные глаголы «брызнули», «барабанит» воссоздают звуковой фон, звонкие удары капель.
Удивительно, в стихотворении почти нет цветовых эпитетов, но весенний день представлен во всей своей яркости, ослепительности. Устаревшая форма глагола «блещет» (не просто «светит»!) наполняет все три строфы светом, многообразием цветовых оттенков, в «золотой завесе» различимы все цвета спектра. Формы «облак», «купаяся» придают стихотворению некую возвышенность.
Воробей «трепещет», купаясь в песке в потоке льющегося с небес света. Быть может, это трепетание сердца лирического героя? Природа и душа сливаются воедино…
«Что-то», подошедшее к саду, это не просто дождь, это сама весна, несущая множество душевных порывов. Лирический герой находится в предвкушении какого-то чуда, неясное ожидание любви поселилось в его душе. Эпитет «свежие» помогает передать чистоту и прелесть этого чувства. Запах меда, исходящий от лип, также наполняет воздух сладким и томящим предчувствием, эпитет «душистый» рождает желание втянуть носом весенний воздух, вздохнуть так глубоко, чтобы закружилась голова. Недаром использован глагол «тянет» — он придает ощущение легкости и неуловимости, будто весенний ветерок ласково треплет ивы. Возникает образ сада – излюбленного места весенних свиданий. Недаром таинственное «что-то» именно там ищет приюта.
Картина природы целостная и очень реальная: это небольшое по объему стихотворение полно красками, звуками, запахами. Весна обостряет все ощущения, заставляет сердце стучать быстрее.
Стихотворение богато ослепительностью и свежестью эмоционального восприятия мироздания. Всего в трех строфах Фет сумел образно и приметно передать картину весеннего дождя, создать неповторимое расположение духа, радости лирического мироощущения. Недаром говорят, что все гениальное просто!
Поэзия Афанасия Афанасьевича Фета выдержала испытания временем. Каждый читатель может найти в стихотворениях этого автора настроение, подобное состоянию его души в данный момент.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
5, 10 класс