Николай гумилев 📜 нежно-небывалая отрада

«своеобразие лирики николая гумилёва. «мотивы и образы лирики н. с. гумилева

Николай гумилев орел

Орел летел все выше и вперед К Престолу Сил сквозь звездные преддверья, И был прекрасен царственный полет, И лоснились коричневые перья.

Где жил он прежде? Может быть, в плену, В оковах королевского зверинца, Кричал, встречая девушку-весну, Влюбленную в задумчивого принца.

Иль, может быть, в берлоге колдуна, Когда глядел он в узкое оконце, Его зачаровала вышина И властно превратила сердце в солнце.

Не все ль равно?! Играя и маня, Лазурное вскрывалось совершенство, И он летел три ночи и три дня И умер, задохнувшись от блаженства.

Он умер, да! Но он не мог упасть, Войдя в круги планетного движенья. Бездонная внизу зияла пасть, Но были слабы силы притяженья.

Лучами был пронизан небосвод, Божественно холодными лучами. Не зная тленья, он летел вперед, Смотрел на звезды мертвыми очами.

Не раз в бездонность рушились миры, Не раз труба архангела трубила. Но не была добычей для игры Его великолепная могила.

Анализ стихотворения «Любовь» Гумилева

Экстравагантное стихотворение «Любовь» Николая Степановича Гумилева было впервые опубликовано в сборнике «Чужое небо».

Стихотворение датируется февралем 1912 года. Его автор принимает активное участие в литературной жизни столицы, проводит заседания «Цеха поэтов», чествует коллег по перу, создает теорию акмеизма. Однажды приглашение погостить у семейной пары в их царскосельском доме принимает поэт-эстет М. Кузмин. Судя по дневниковым записям гостя, он провел у Н. Гумилева и А. Ахматовой несколько недель, насыщенных спорами, встречами и немножко скучным бытом. Считается, что именно образ М. Кузмина возникает в строчках стихотворения. Впрочем, не только он. В жанровом отношении – лирика в стиле модерн, тайны творческой лаборатории. Рифмовка перекрестная, 5 строф. Название стиха обманчиво простое. Интонация с нотами комического возмущения. Итак, уклад дома и даже мировоззрение лирического героя разворошил «надменный» визитер. Как идол, учитель и Муза, он опрокинул романтический мир героя. «Захлопнул книгу мою»: отныне книжный шкаф героя заперт на увесистый, хотя и невидимый, замок. «Не люблю»: в симпатиях и предпочтениях герой больше не властен. Он пытается не поддаться чарам, и от облака пряных духов спешит на свежий воздух. «Стучит тростью»: вполне автобиографический момент. Еще недавно поэт и сам ходил с «изумительной тростью». В финале герой признает себя побежденным. Однако и тут сквозит ирония: «я стал сумасшедшим». Только ли М. Кузмин всколыхнул глубины подсознания автора? Следует сказать, что еще гимназистом поэт был очарован образом О. Уайльда. Конечно, той поры, когда тот блистал и владел умами. Ассоциировал себя поэт и с Дорианом Греем. А также прилежно переводил произведения кумира на русский язык. В конечном счете, в стихе автор пытается снять с себя чужую, и когда-то любимую, маску. «Бесстыдный язык», искусство вне морали, демонизм оказались всего лишь позой. Расстаться с этой второй натурой герою непросто, но борьба уже началась. Стих богат на средства выразительности. Саркастическое сравнение «надменный, как юноша»: известная слабость юности – считать себя лучше других. «Не стучася»: фольклорная форма глагола подчеркивает бесцеремонность наваждения. Эпитет: «капризной ужимкой». Град восклицаний в третьей строфе. Анафора: «как смел он».

В стихах «Любовь» Н. Гумилева лирический герой переживает мировоззренческий кризис, из которого надеется выйти победителем.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Николай Гумилев — Надменный, как юноша, лирик ( Любовь )

Nadmenny, kak yunosha, lirik Voshel, ne stuchasya, v moy dom I prosto zametil, chto v mire Ya dolzhen grustit lish o nem.

S kapriznoy uzhimkoy zakhlopnul Otkrytuyu knigu moyu, Tufley lakirovannoy topnul, Yedva proroniv: ne lyublyu.

Kak smel on tak pakhnut dukhami! Tak derzko perstnyami igrat! Kak smel on zasypat tsvetami Moy pismenny stol i krovat!

Ya iz domu vyshel so zlostyu, No on uvyazalsya za mnoy, Stuchit izumitelnoy trostyu Po zvonkim kamnyam mostovoy.

I stal ya s tekh por sumasshedshim. Ne smeyu vernutsya v svoy dom I vse govoryu o prishedshem Besstydnym yego yazykom.

Yflvtyysq, rfr /yjif, kbhbr Djitk, yt cnexfcz, d vjq ljv B ghjcnj pfvtnbk, xnj d vbht Z ljk;ty uhecnbnm kbim j ytv/

C rfghbpyjq e;bvrjq pf[kjgyek Jnrhsne/ rybue vj/, Neaktq kfrbhjdfyyjq njgyek, Tldf ghjhjybd: yt k/,k//

Rfr cvtk jy nfr gf[yenm le[fvb! Nfr lthprj gthcnyzvb buhfnm! Rfr cvtk jy pfcsgfnm wdtnfvb Vjq gbcmvtyysq cnjk b rhjdfnm!

Z bp ljve dsitk cj pkjcnm/, Yj jy edzpfkcz pf vyjq, Cnexbn bpevbntkmyjq nhjcnm/ Gj pdjyrbv rfvyzv vjcnjdjq/

B cnfk z c nt[ gjh cevfcitlibv/ Yt cvt/ dthyenmcz d cdjq ljv B dct ujdjh/ j ghbitlitv ,tccnslysv tuj zpsrjv/

Анализ стихотворения Гумилева «Нежно-небывалая отрада…»

Тема преимуществ, которые дают человеку жизнь и смерть, достаточно часто встречается в творчестве Николая Гумилева. И это неудивительно, ведь автор обладал переменчивым и достаточно сложным характером. По этой причине он не только с завидной регулярностью задумывался о самоубийстве, но и дважды предпринимал попытки добровольно лишить себя жизни после того, как получал отказ от Анны Ахматовой на свое предложение руки и сердца.

Именно этой женщине поэт обязан не только самыми яркими моментами в свое жизни, но и постоянными мыслями о смерти. В его творчестве можно выделить два периода, когда суицидальные наклонности проявляются в стихах с особой силой. Первый из них приходится на начало 20 века, когда Николай Гумилев отчаянно влюбляется в юную Ахматову, но не может рассчитывать на взаимность. Второй раз поэт возвращается к этой теме в стихах накануне развода, в 1917 году, выплескивая свою депрессию в стихотворении «Нежно-небывалая отрада…». Он настолько устал от общества этой женщины, что готов просто исчезнуть или же раствориться в морской пучине, лишь бы не испытывать ревности, агрессии и не быть уязвленным в своем мужском самолюбии радом с то, которая ежеминутно бросает ему вызов.

«И теперь мне ничего не надо, ни тебя, ни счастья не хочу», — признается Николай Гумилев, наблюдая за безмятежностью теплого моря. Он мечтает навечно погрузиться в его вод, чтобы обрести на дне «тихий золотой покой». Причем, себя он видит жертвой кораблекрушения или же пиратского нападения в образе человека с пробитой головой. Такой типаж автором выбран отнюдь не случайно, так как он мечтает избавиться не только от чувств, которые сжигают душу, но и от воспоминаний. Беспристрастность, равнодушие и спокойствие – вот то, о чем мечтает Гумилев. Однако за прошедшие 15 лет он стал намного мудрее и опытнее. Автор уже отдает себе отчет, что в мире есть такие ценности, которыми не стоит пренебрегать только потому, что у тебя плохое настроение. К ним, в частности, относится жизнь, с которой поэт уже не готов так запросто расстаться, как сделал бы это в молодости. Он бы наверняка предпринял новую попытку самоубийства, «если б только никогда я не жил, никогда не пел и не любил». Но процесс переосмысления ценностей и приоритетов уже запущен, поэтому смерть, дарующая покой и забвение, уже не привлекает поэта с той силой, как прежде. Однако и жизнь для Гумилева лишена былой радости, новых открытий и ярких впечатлений.

Сочинение на тему «любовная лирика николая степановича гумилева»

Николай Степанович Гумилев, как, пожалуй, никто из современных ему поэтов, был личностью действительно волевого усилия. Это оригинальное, типичное гумилевское волевое начало, определившееся в нем еще в раннем детстве, проходит и через все его творчество, и через всю жизнь. Литературное мастерство – от начала и до конца – достигалось им путем постоянных и глубоких изучений предмета. В дальнейшей его творческой судьбе это так же повлияло и на успешные шаги в области критики поэзии. В окружающей Николая Гумилева пишущей среде он приобрел звание мастера. Да и литературное объединение, которое он тогда возглавлял, называлось «Цех поэтов! Не только по профессиональной цеховой замкнутости, но и по цеховой, профессиональной исполнительности высокого класса мастеров. С первых лет становление мастера-поэта являлось и становлением целеустремленной и наделенной ярким романтическим воображением человеческой индивидуальности. В 1906 году возрасте 20 лет Николай совершает свое первое морское путешествие. Далее в его биографии имеет место поездка в Сорбонну с целью изучения французской литературы. Душа мастера, буквально истязавшего себя усилиями в стремлении постичь совершенную форму стиха, овладеть ею, находила эти образцы в поэзии и отчасти в живописи Франции. После Сорбонского университета, уже в 1912 году, поэт в качестве начальника академической экспедиции совершает не первый свой вояж в Африку. Далее, когда Гумилев пишет свои «Абиссинские песни», сам угол его зрения оказался необычным. Абиссинские стихи стали не стихами об абиссинцах, а, так сказать, стихами самих абиссинцев. Возможно, такое толкование выглядит довольно условным, но если внимательнее читать «африканский материал», то данное утверждение обретает настоящую плоть. Являясь помимо прочего и основателем литературного течения «акмеизм», участие в котором также принимали не менее яркие личности и поэты А.Ахматова (жена Гумилева), О.Мандельштам, сам Николай Степанович преследовал свою цель, заключавшуюся в обретении первозданности мира. В отзывах на стихи среди поэтов очень часто, и с этим не поспоришь, Николаю Гумилеву приписывали следующие определения: «слишком порой пышный и пафосный слог», «экзотический сказочник», «оторванный от реальности романтик». Безусловно, в его творчестве не встретишь никакого намека на низменные человеческие проявления. Он навсегда останется в литературе «самым звонким певцом», в чем-чем, а в красотах слога и романтическом видении мира ему, пожалуй, не будет равных.

«Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева»

Поэт Николай Степанович Гумилев. «Угрюмый и упрямый зодчий». Удивителен, ярок, неповторим его творческий путь, трагична судьба. Две особенности определили, по сути, всё его творчество. Он очень русский поэт самой революционной эпохи в жизни России. Но как же можно гово­рить «русский» о поэте, которого почти сразу назвали иностранцем? А что касается революционной эпохи, то она сразу обернулась для поэта траги­чески: в 1921 г. Гумилев был расстрелян. Слава пришла к Гумилеву задолго до смерти, его узнали как автора нескольких книг, и он уже при жизни был знаменитым русским поэтом.

Мотивы и образы лирики Н. С. Гумилева разнообразны. Стихи его первых сборников — «песни битв». Так появилось самое главное начало, характеризующее романтизм Гумилева, — начало действенности позиции героя, активности, неприятие серости, обыденности существования, воли. Это начало уже никогда не уйдет из его поэзии.

В 1902 г. в «Тифлисском листке» появилось первое стихотворение гим­назиста Гумилева «Я в лес бежал из городов…»: Я в лес бежал из городов, В пустыню от людей бежал… Теперь молиться я готов, Рыдать, как прежде не рыдал.

Но бежал герой Гумилева не просто в лес из «неволи душных горо­дов». Романтический «лес» Гумилева — это особая условная страна, стра­на только его мечты. Такая, как в сборнике «Пути конквистадоров». Кон­квистадор — это человек, открывающий новый, необычный, романтиче­ский мир: И если нет полдневных слов звездам, Тогда я сам мечту свою создам И песней битв любовно зачарую.

Таков романтический герой Гумилева. Мечта героев Гумилева не про­сто бесплотность и отвлеченность, это не только отлет от настоящего, но и полет в будущее. «Людям настоящего», обреченным «быть тяжелыми ка­меньями для грядущих поколений», противостоит обращение к «людям будущего»: Но вы не люди, вы живете, Стрелой мечты вонзаясь в твердь.

Восток и больше всего Африка были мечтой поэта. Гумилев поэт в своих стихах об Африке, ярко, празднично воспринимая мир, оставаясь романтиком и мечтателем, был уже и профессионалом-исследователем. В поэме «Мик» рассказывается о бесстрашном мальчике, который еще маленьким был взят в плен. В этой поэме утверждается право человека на независимость, право на борьбу. В поэме очень ярко показана природа Африки, ее экзотика.С годами мир романтической поэзии Гумилева продолжал оставаться романтическим, но не современным. И он это ощущал: И понял, что я заблудился навеки В слепых переходах пространств и времен, А где-то струятся родимые реки, К которым мне путь навсегда запрещен.

Но Николай Гумилев — истинно русский поэт. К России обращены проникновенные строки лучшего сборника его стихов «Огненный столп» (1921): О Русь, волшебница суровая, Повсюду ты свое возьмешь. Бежать? Но разве любишь новое Иль без тебя да проживешь?

Нет, не проживет поэт без России, потому что «…золотое сердце Рос­сии мирно бьется в груди моей». Русь действительно брала «свое»: в творче­стве поэта появляются вот такие мотивы и образы: «Детство», «Городок», «Андрей Рублев».

О расцвете родной земли, о расцвете родной страны мечтал поэт. В по­ру рождения нового мира Гумилев мучился ощущением рождения нового, «шестого» человеческого чувства и пытался сложить грандиозную карти­ну бытия и осмыслить связь времен и пространств.

В современном читательском сознании Николай Гумилев таков, каким он представил себя в стихотворении «Мои читатели»: Я не оскорбляю их неврастенией, Не унижаю душевной теплотой, Не надоедаю многозначительными намеками На содержимое выеденного яйца, Но когда вокруг свищут пули, Когда волны ломают борта, Я учу их, как не бояться, Не бояться и делать, что надо.

Может быть, именно поэтому велико влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX в.

Своеобразие лирики Николая Гумилёва

Анна Ахматова в стихотворении «Он любил» писала:

Он любил три вещи на свете: За вечерней пенье, белых павлинов И стёртые карты Америки.

В лирическом герое этого стихотворения легко узнаётся поэтический профиль Николая Гумилёва. Если вы были внимательными и вдумчивыми читателями, то заметили, что лирике Гумилёва присущи возвышенные, экзотические мотивы, навеянные «музой дальних странствий». Три путешествия в Африку определили основные темы его поэтических сборников «Романтические цветы», «Жемчуга», «Чужое небо» и др. Полный тайн и экзотики, жаркого солнца и неведомых растений, удивительных птиц и животных, африканский мир в стихах Гумилева пленяет щедростью звуков и буйством красок. Отголоски африканских впечатлений слышны и в поздних стихотворениях автора с философской, религиозной и социальной проблематикой. Так, в книге стихов «Шатёр» экзотика из внешней декоративности незаметно перетекает во внутреннюю лирическую тему. Материал с сайта //iEssay.ru

В центре поэтического мира Гумилёва — образ независимой и свободной личности. Лирический герой поэта не пассивный созерцатель жизни, а волевая и дерзкая натура, которой чужды серость и обыденность существования. В стихотворении «Старый конквистадор» герой-воин не отступает даже перед лицом смерти. Изнемогая от голода и усталости, он не утратил прежнего азарта, отваги, остался покорителем, завоевателем: «Как всегда, был дерзок и спокоен // И не знал ни ужаса, ни злости…». Риск, испытания, приключения — смысл жизни романтического героя Николая Гумилёва. Его душа стремится ко всему необыкновенному, прекрасному, изысканному. Так романтика подвига, приключений, преклонение перед отважными завоевателями новых земель звучит в небольшом цикле «Капитаны»: «Ни один пред грозой не трепещет, ни один не свернёт паруса». Мужественная интонация, волевое начало являются доминирующими в лирике Гумилёва.

Особенности акмеистической поэзии ярко отразились в лирике Николая Степановича Гумилёва. Многоцветная декоративность, живописность композиции, повествовательность описания, стремление к «вещности» образа, предметная детализация, совершенство формы — всё это подтверждает принадлежность стихотворений Гумилёва к акмеизму.

На этой странице материал по темам:

  • сочинение по литературе особенности лирики гумилева
  • особенности поэзии гумилева
  • своеобразие лирических сюжетов гумилева
  • краткое сочинение николай гумилев
  • своеобразие лирики гумилёва

Чем мне близка любовная лирика Н. С. Гумилева

Категория: Гумилев Н.С.

Слепая музыка моей любви… Н. Гумилев Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа. Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам \»муза дальних странствий\». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста. В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, \»открыватель новых земель\», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение: … Я вас люблю, забудьте сны! — В молчанье Она, чуть дрогнув, веки подняла, И я услышал звонких лир бряцанье И громовые клекоты орла. Орел Сафо у белого утеса Торжественно парил, и красота Бестенных виноградников Лесбоса Замкнула богохульные уста.

Мне кажется, от любовной лирики Гумилева веет некоторой первозданностью, дикой волей и страстью. Примечательно, что любовная лирика поэта писалась им как бы с учетом того, что слова будут положены на музыку. Я ощущаю в его стихотворениях особый мелодический рисунок, близкий к романсу. Например: Вот я один в вечерний тихий час, Я буду думать лишь о вас, о вас. Возьмусь за книгу, но прочту: \»она\», И вновь душа пьяна и сметена. Он широко использует в любовных стихах былинные образы и саму форму былин: ,Из логова змиева, Из города Киева, Я взял не жену, а колдунью. Я думал — забавницу, Гадал — своенравницу, Веселую птицу-певунью. Покликаешь — морщится, Обнимешь — топорщится, А выйдет луна — затомится, И смотрит, и стонет, Как будто хоронит Кого-то, — и хочет топиться. Через языческие образы, как видим, передано волшебное состояние любви к женщине. Автор хорошо знает, что любовь на Руси — чувство, включающее в себя стихийные силы природы. Причем у Гумилева, в отличие от Есенина например, эти силы стихии всегда грозные, недоступные воле человека. Как говорится, кого хочет казнит, кого хочет милует, любовь зачастую обладает таким же свойством. Хочу также отметить, на мой взгляд, очень важный момент в стихах о любви этого поэта.

3 стр., 1364 слов

План-конспект : «Своеобразие поэзии Н.С. Гумилева»

… «Прощанье» показывает это чувство. Стихи Гумилева о любви — это целый мир, яркий, тонкий, интересный, через которую читатель … с творческим ростом Гумилёва (от его символистского ученичества к поэтическому самоопределению и самоутверждению самостоятельной поэтической позиции2, во-вторых, потому, … мальчишкой он увлекался зоологией и географией, дома завел разных животных: белку, морских свинок, белых …

В них нет пошлости, грубости, хоть какого-то неуважения к женщине, которыми иной раз грешат стихи иных поэтов. Герой-любовник Гумилева благородный рыцарь с мечом и розой. Он преклоняется перед женщиной. Не только не предъявляет ей претензий, но напротив — доходит до самоуничижения и жертвенности. Особенно ярко эти чувства, я считаю, проявились в стихотворении Гумилева \»Отравленный\»: Знай, я больше не буду жестоким, Будь счастливой, с кем хочешь, хоть с ним, Я уеду далеким, далеким, Я не буду печальным и злым. Мне из рая, прохладного рая, Видны белые отсветы дня… И мне сладко — не плачь, дорогая, — Знать, что ты отравила меня. Гумилев забросил своего героя-любовника аж на далекую звезду Венеру. В этом заложен двойной и даже тройной смысл: Венера — реальная в космосе, Венера — богиня любви и Венера — судьба. На Венере, ах, на Венере, Нету смерти, терпкой и душной. Если умирают на Венере — Превращаются в пар воздушный. Судьба распорядилась жестоко, но она не смогла уничтожить любовь Гумилева. Знакомясь с его стихами о любви, глубже и ответственнее начинаешь относиться к этому великому и таинственному чувству.

Анализ стихотворения Гумилева «Нежно-небывалая отрада…»

Тема преимуществ, которые дают человеку жизнь и смерть, достаточно часто встречается в творчестве Николая Гумилева. И это неудивительно, ведь автор обладал переменчивым и достаточно сложным характером. По этой причине он не только с завидной регулярностью задумывался о самоубийстве, но и дважды предпринимал попытки добровольно лишить себя жизни после того, как получал отказ от Анны Ахматовой на свое предложение руки и сердца.

Именно этой женщине поэт обязан не только самыми яркими моментами в свое жизни, но и постоянными мыслями о смерти. В его творчестве можно выделить два периода, когда суицидальные наклонности проявляются в стихах с особой силой. Первый из них приходится на начало 20 века, когда Николай Гумилев отчаянно влюбляется в юную Ахматову, но не может рассчитывать на взаимность. Второй раз поэт возвращается к этой теме в стихах накануне развода, в 1917 году, выплескивая свою депрессию в стихотворении «Нежно-небывалая отрада…». Он настолько устал от общества этой женщины, что готов просто исчезнуть или же раствориться в морской пучине, лишь бы не испытывать ревности, агрессии и не быть уязвленным в своем мужском самолюбии радом с то, которая ежеминутно бросает ему вызов.

«И теперь мне ничего не надо, ни тебя, ни счастья не хочу», – признается Николай Гумилев, наблюдая за безмятежностью теплого моря. Он мечтает навечно погрузиться в его вод, чтобы обрести на дне «тихий золотой покой». Причем, себя он видит жертвой кораблекрушения или же пиратского нападения в образе человека с пробитой головой. Такой типаж автором выбран отнюдь не случайно, так как он мечтает избавиться не только от чувств, которые сжигают душу, но и от воспоминаний. Беспристрастность, равнодушие и спокойствие – вот то, о чем мечтает Гумилев. Однако за прошедшие 15 лет он стал намного мудрее и опытнее. Автор уже отдает себе отчет, что в мире есть такие ценности, которыми не стоит пренебрегать только потому, что у тебя плохое настроение. К ним, в частности, относится жизнь, с которой поэт уже не готов так запросто расстаться, как сделал бы это в молодости. Он бы наверняка предпринял новую попытку самоубийства, «если б только никогда я не жил, никогда не пел и не любил». Но процесс переосмысления ценностей и приоритетов уже запущен, поэтому смерть, дарующая покой и забвение, уже не привлекает поэта с той силой, как прежде. Однако и жизнь для Гумилева лишена былой радости, новых открытий и ярких впечатлений.

Николай ГумилёвРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Анализ стихотворения Гумилева «Любовь»

Одно из загадочных поэтических творений, «Любовь» была написана в 1912 г., когда Гумилев работал над переводами стихотворений Оскара Уайльда. Мировоззренческая доктрина и поэтика английского автора оказали влияние на Гумилева. Сыграли свою роль и впечатления, порожденные перипетиями судьбы мастера парадоксов, одобрявшего самоутверждение утонченной личности, даже если оно выходило за пределы общественных норм. С другой стороны, главный образ «Любви» ассоциируется с поэтом Михаилом Кузминым, в облике которого автор видел отражение уайльдовских тенденций, перенесенных на русскую почву.

«Надменный лирик», центральный образ стихотворения, напоминает героев Уайльда — воинствующих противников морали, искушенных жизненными удовольствиями. Гумилевский персонаж — капризный, блестящий и утонченный щеголь, стремящийся занять все художественное пространство дома лирического «я». Он наполняет помещение звуками, запахом духов и цветов, блеском перстней. В сложном образе гостя-франта чувствуется и женское начало, в изображении которого выделяются негативные качества — манерность и тяга к внешнему эффекту.

Персонаж бесцеремонно врывается в жизнь героя и сразу заявляет о своих правах. Словесные претензии быстро подкрепляются делами: он «захлопнул книгу» хозяина дома, притопнув «туфлей лакированной».

Лирический субъект возмущен поведением изысканного и нахального гостя, о чем свидетельствует текст центрального катрена: анафора «как смел» подкрепляется фразами «так дерзко» и «со злостью». Последний пример относится к следующему эпизоду, в котором лирический герой вынужден покинуть свой дом. Загадочный персонаж следует за ним

Желая обратить на себя внимание, «лирик» постукивает тростью, получающей необычный эпитет «изумительная»

Удивительная встреча изменила героя — об этом констатируют финальные строки. Лирический субъект характеризует себя как «сумасшедшего» странника, чей язык стал «бесстыдным». В метаморфозе, создавшей из неприметного человека чудаковатую эксцентричную личность, усматривается влияние персонажа-искусителя.

Странная привязанность, которая сродни наваждению, — такую оригинальную трактовку получает высокое чувство с точки зрения полубезумного лирического героя. Полное отсутствие женских образов становится еще одним моментом, призванным эпатировать читателя, однако стихотворение лишено не только гомосексуальных мотивов, но и эротического подтекста.

https://youtube.com/watch?v=-

Надменный, как юноша, лирикВошел, не стучася, в мой домИ просто заметил, что в миреЯ должен грустить лишь о нем.

С капризной ужимкой захлопнулОткрытую книгу мою,Туфлей лакированной топнул,Едва проронив: не люблю.

Как смел он так пахнуть духами!Так дерзко перстнями играть!Как смел он засыпать цветамиМой письменный стол и кровать!

Я из дому вышел со злостью,Но он увязался за мной,Стучит изумительной тростьюПо звонким камням мостовой.

И стал я с тех пор сумасшедшим.Не смею вернуться в свой домИ все говорю о пришедшемБесстыдным его языком.

Перевод текста песни Канцлер Ги — Любовь (текст — Николай Гумилёв)

Haughty , as a youth , lyricistEntered without knocking at my houseAnd just noticed that in the worldI have a sad about it.

With whimsical grimace slammedMy open book ,Lacquered shoes stamped ,Barely uttering: I do not like .

How dare he smell like perfume !Presumptuously rings play!How dare he showered with flowersMy desk and the bed !

I came out of the house with anger ,But he followed me ,Knocks amazing caneBy ringing cobblestones .

And I stood since crazy.I dare not return to his homeAnd talking about cameShameless his tongue.

Игра в любовь

Наверное, для Горенко-Ахматовой встречи с Гумилёвым были своеобразной игрой. Ему требовался объект для обожания, и он его нашёл — девушка соглашалась проводить время с ним вместе, но всерьёз не воспринимала. Часто пара бывала около Царскосельский Башни-руины — эти воспоминания потом отразятся в стихах влюблённого поэта. Через 7 лет, когда они поженятся, Гумилёв напишет:

Ты помнишь, у облачных впадин С тобою нашли мы карниз, Где звёзды, как горсть виноградин, Стремительно падали вниз?

И мы до сих пор не забыли, Хоть нам и дано забывать, То время, когда мы любили, Когда мы умели летать.

Но пока они молоды. 17-летний гимназист называет Ахматову в своих стихах русалкой, а она играет с ним, любя совсем другого человека. Вскоре Гумилёв сделает ей предложение руки и сердца, но Аня его не примет. Это будет первый раз, когда она откажет поэту.

Николай Гумилев. Стихи о любви

Из букета целого сиреней Мне досталась лишь одна сирень, И всю ночь я думал об Елене, А потом томился целый день.

Нежно-небывалая отрада Прикоснулась к моему плечу, И теперь мне ничего не надо, Ни тебя, ни счастья не хочу.

После стольких лет Я пришел назад, Но изгнанник я, И за мной следят.

Так долго сердце боролось, Слипались усталые веки, Я думал, пропал мой голос, Мой звонкий голос навеки.

Ты не могла иль не хотела Мою почувствовать истому, Свое дурманящее тело И сердце бережешь другому.

Я говорил: «Ты хочешь, хочешь? Могу я быть тобой любим? Ты счастье странное пророчишь Гортанным голосом твоим.

Я конквистадор в панцире железном, Я весело преследую звезду, Я прохожу по пропастям и безднам И отдыхаю в радостном саду.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: