Жанр элегии в творчестве е.а.баратынского и а.с.пушкина

Анализ стихотворения м. ю. лермонтов «сон»

Композиция

Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3-4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающих лирического героя, его отчуждённость, непринятие толпой.

Жанр – лирическая исповедь. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой. Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.

«Из Гете (Горные вершины…)» М.Лермонтов

«Из Гете (Горные вершины…)» Михаил Лермонтов

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы… Подожди немного, Отдохнёшь и ты.

Анализ стихотворения Лермонтова «Из Гете (Горные вершины…)»

Маленькому шедевру, созданному в 1840 г. была суждена долгая жизнь в искусстве: к нему обращались Брюсов, Анненский, Пастернак, а композиторы положили стихи на музыку. Романсы, в которых поется о горных вершинах, стали появляться с 40-х гг. XIX в. Всего насчитывается более 40 музыкальных вариантов лермонтовского восьмистишия.

Название произведения отсылает к источнику — «Ночной песне странника», написанной немецким классиком. Лирический герой короткого произведения очарован спокойствием пейзажной картины. Постепенно погружаясь в атмосферу тишины, он ощущает духовное единство с природными силами. Это единение способно исцелить человека, утомленного жизненными тревогами.

Вариацию Лермонтова обычно обозначают как вольный перевод. Действительно, точно воспроизведены лишь первая строчка и последнее двустишие оригинала. Природная зарисовка, изображенная русским автором, выглядит иначе: художественное пространство расширяется, оно включает в себя не только лесную чащу на фоне гор, но «тихие долины» и дорогу. Обозрев величественную панораму, лирический герой останавливается на элементе ближнего плана — листве на деревьях.

Немецкий поэт акцентирует внимание на двух деталях пейзажа: полном отсутствии ветра и молчании птиц. С их помощью поддерживаются мотивы неподвижности и покоя, основополагающие для стихотворения

Лермонтов прибегает к олицетворениям, которые оживляют оцепеневшую природу: «спят», «не дрожат». Еще одним знаковым приемом служит игра двойственным значением определения: мгла — «свежая», прохладная и дарующая обновление. Реальные приметы картины ночи наполняются философским смыслом. Наступающие сумерки несут не только холод, но вечный сон, долгожданное успокоение измученному герою.

Символичный иносказательный пейзаж — примета зрелого лермонтовского стиля. Движение «небесных тучек», одинокая сосна, засыпанная снегом, или «прекрасная пальма» — изображая природную зарисовку, автор повествует о состоянии души: одиночестве и неприкаянности, обреченности на скитальчество и жажде покоя.

Финальные строки обоих авторов объединяет мотив успокоения, однако в лермонтовской трактовке больше трагизма: его вариант покоя-сна омрачен семантикой смерти как желанного освобождения от жизненных тягот и страданий. На первый план выдвигается тема космизма: душа, избавившаяся от земного плена, сливается с вечной бессмертной природой.

Исторический фон, на котором творил Некрасов

«Элегия», анализ которой будет представлен в статье, была написана в 1874 году, спустя тринадцать лет после Проблема, которая тревожит сердце Некрасова, выражена в вопросе: счастлив ли освобожденный от пут крепостничества народ? Нет, ожидаемого расцвета не произошло, простые люди так же обездолены и угнетены. Некрасов был сторонником так называемого «американского» пути развития капитализма в России, по его мнению, крестьянин тогда только заживет счастливо и привольно, когда будет вести личное хозяйство. Практику эксплуатации резко и непримиримо осуждал поэт и гражданин Некрасов.

Стихи Лермонтова о дружбе

Разлука

Я виноват перед тобою,
Цены услуг твоих не знал.
Слезами горькими, тоскою
Я о прощенье умолял,
Готов был, ставши на колени,
Проступком называть мечты;
Мои мучительные пени
Бессмысленно отвергнул ты.
Зачем так рано, так ужасно
Я должен был узнать людей
И счастьем жертвовать напрасно
Холодной гордости твоей?..
Свершилось! вечную разлуку
Трепеща вижу пред собой…
Ледяную встречаю руку
Моей пылающей рукой.
Желаю, чтоб воспоминанье
В чужих людях, в чужой стране
Не принесло тебе страданье
При сожаленье обо мне…

Два брата

«Ах, брат! Ах, брат! Стыдись, мой брат!
Обеты теплые с мольбами
Забыл ли? Год тому назад
Мы были нежными друзьями…
Ты помнишь, помнишь, верно, бой,
Когда рубились мы с тобой
Против врагов родного края
Или, заботы удаляя,
С новорожденною зарей
Встречали вместе праздник Лады.
И что ж? Волнение досады,
Неугомонная вражда
Нас разделили навсегда!..»
– «Не называй меня, как прежде,
В благополучные года.
В те дни, как верил я надежде,
Любви и дружбе… я знавал
Волненья сердца дорогие,
И очи, очи голубые…
Я сердцем девы обладал:
Ты у меня его украл!..
Ты завладел моей прекрасной,
Ее любовью и красой,
Ты обманул меня… ужасно!
И посмеялся надо мной».
Умолкли. Но еще стоят
В душе терзаемы враждою.
На каждом светлые блестят
Мечи с насечкой золотою,
На каждом панцирь и шелом,
Орлиным осенен крылом.
Всё пусто вкруг в дали туманной.
Пред ними жертвенник. На нем
Кумир белеет деревянный.
И только плющ виясь младой
Лелеет жертвенник простой.
Они колена преклонили,
Взаимной злобой поклялись.
Вот на коней своих вскочили
И врозь стрелою понеслись.
Давно ль? Давно ли друг без друга
Их край родимый не видал?
Давно ль, когда один страдал
В изнеможении недуга,
Другой прикованный стоял
Нежнейшей дружбой к изголовью?
Вдруг, горьким мщением дыша,
Кипят! Надменная душа
Чем раздражилася? – любовью!
Аскар, добычу бранных сил,
Финляндку юную любил.
Она лила в неволе слезы
И помнила средь грустных дней
Скалы Финляндии своей.
Скалы Финляндии пустой,
Озер стеклянные заливы
И бор печальный и глухой,
Как милы вы, как вы счастливы
Своею дикой красотой…
Дымятся низкие долины,
Где кучи хижин небольших
С дворами грязными. Вкруг их
Растут кудрявые рябины,
На высотах чернеют пни
Иль стебли обгорелых сосен.
В стране той кратки дни весны
И продолжительная осень…

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта. =>>>

Стихи Лермонтова — это почти всегда внутренний, напряженный монолог, искренняя исповедь, себе же задаваемые вопросы и ответы на них. Поэт чувствует свое одиночество, тоску, непонимание. Одна отрада для него — Родина. Любовью к Родине наполнены многие поэтические строки Лермонтова. Он бесконечно любит свой народ, тонко чувствует красоту родной природы. В стихотворении «Родина» поэт ясно отделяет подлинный патриотизм от мнимого, официального патриотизма николаевской России.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные просторы, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богом:

Тогда смиряются души моей тревоги,

Тогда расходятся морщины на челе,

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога.

Но Россия Лермонтова не только пейзажные зарисовки, не только раздолье, родные края; Россия Лермонтова предстает и в другом виде, это —

Страна рабов, страна господ…

Такая рабски покорная Россия ненавистна поэту, такая родина может вызывать только презрение. Именно таким настроением пронизано стихотворение «Прощай, немытая Россия…».

В произведении «На смерть поэта», бесконечно скорбя о безвременной кончине Пушкина. Лермонтов ясно и четко определил место поэта в жизни и литературе. Истинный художник — не одинокий странник. Он болеет проблемами своей страны и народа. Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни России.

В конце 30-х годов поэта начинает волновать историческая тема. Он создает «Бородино» и «Песню про купца Калашникова».

В стихотворении «Бородино» Лермонтов воспевает подвит российских солдат, «богатырей», победивших в войне 1812 года. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение Отечественной войны. Автор восхищается поколением 10-х годов XIX века, на плечи которых легла основная тяжесть войны:

Да! Были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя,

Богатыри — не вы!

Это поколение противопоставлено поколению 30-х годов, которое «толпой угрюмою и скоро позабытой» пройдет, «не бросивши векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда».

Интерес Лермонтова вызывает и другая историческая эпоха, эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена историческая поэма «Песня про купца Калашникова». Но настоящим героем поэмы становится не царь Иван Грозный, а молодой купец Калашников. Этот герой близок героям русского народного эпоса, например, былинным богатырям.

Купец Калашников честен, благороден, смел. Он бьется с опричником Кирибеевичем смертным боем, пытаясь защитить свой жену, отстоять свое человеческое достоинство. Смелый купец отомстил за поруганную честь, убил своего обидчика в честном кулачном бою на Москве-реке, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл купец Калашников истинной причины своего поступка, не склонил своей гордой головы:

И гуляют-шумят ветры буйные

Над его безымянной могилою.

И проходят мимо люди добрые:

Пройдет стар человек — перекрестится,

Пройдет молодец — приосанится,

Пройдет девица — пригорюнится,

А пройдут гусляры — споют песенку.

В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. И если среди современников Лермонтов искал и не находил такого героя, то в историческом прошлом России такие герои были.

Несомненно, Лермонтов стал народным поэтом. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами. Вспомним, «Выхожу один я на дорогу…». Стихи, ставшие песней.

За 27 неполных лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого стихотворца русского — Пушкина. став с ним вровень. Какая трагедия для России, что так рано ушли из жизни два гения русской словесности.

Стихи Лермонтова, как искренняя исповедь поэта

Навигация по записям

Это интересно: 305,Анализ стихотворения Памятник Пушкина — освещаем в общих чертах

Идея

Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.

Стихотворение «Элегия (О! Если б дни мои текли…)» Лермонтов Михаил Юрьевич

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей!…

(2 votes, average: 3,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Элегия («Я скучен для людей, мне скучно между ними…») Я скучен для людей, мне скучно между ними, Но — видит бог — я сердцем не злодей: Я так хотел любить людей, Хотел назвать их братьями моими, Хотел я жить…
  2. Ах, если б лошадь мне тогда Ах, если б лошадь мне тогда, я б донеслась до переправы!.. Но от копыт отвыкли травы… Ах, если б лошадь мне тогда!.. Ах, если б выстрел за спиной, да окрик…
  3. Если Если, если, если?! — Что тогда? Против нас пойдут Вода и Травы, Полные невидимой отравы, Смерчи лавой хлынут в города. Если, если, если… Мор и тьма. И подумать страшно —…
  4. Элегия (Безумных лет угасшее веселье…) Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Но, как вино — печаль минувших дней В моей душе чем старе, тем сильней. Мой путь уныл. Сулит мне труд и…
  5. О, если правда, что в ночи …может быть залог. Пушкин «О, если правда, что в ночи…» Не правда. Не читай, не надо. Все лучше: жалобы твои, Слез ежедневные ручьи, Чем эта лживая услада. Но если… о,…
  6. Если мне скажут Если мне скажут: «Ты должен идти на мученье»,- С радостным пеньем взойду на последний костер,- Послушный. Если б пришлось навсегда отказаться от пенья, Молча под нож свой язык я и…
  7. Элегия VII (Нет! полно пробегать…) Нет! полно пробегать с улыбкою любви Перстами легкими цевницу золотую; Пускай другой поет и радости свои, И жизни счастливой подругу дорогую… Я одинок,- как цвет степей, Когда, колеблемый грозой освирепелой,…
  8. Если не сегодня, то когда Если не сегодня, то когда Схлынет боль души, Уйдет беда? Станет на душе светлым-светло, Словно в целом мире рассвело… Если не сегодня, то когда Надо мной взойдет моя звезда, На…
  9. Если б я был физически слабым Если б я был физически слабым — Я б морально устойчивым был, — Ни за что не ходил бы по бабам, Алкоголю б ни грамма не пил! Если б я…
  10. Если художник неподкупный Если художник неподкупный — Так распишет, что ой-ой. Он любой душе преступной Воздавать привык с лихвой. Тот ваятель не согласен Утаить хоть что-нибудь. Лепкой брыльев и подглазин Он расскажет злую…
  11. Если б ты видеть могла мое горе Если б ты видеть могла мое горе — Как ты жалела б меня! Праздник встречать мне приходится вскоре Нашего лучшего дня… Словно мне вести грозят роковые, Словно я чую беду……
  12. И если даже умру И если даже умру, Не верь, что я умерла, Живущая на юру, Я стану тенью орла. Двуглавый, он на гербе И в жизнь и в гибель глядит, Доверься моей мольбе,…
  13. Элегия Я умереть хочу весной, С возвратом радостного мая, Когда весь мир передо мной Воскреснет вновь, благоухая. На все, что в жизни я люблю, Взглянув тогда с улыбкой ясной, Я смерть…
  14. Сельская элегия В тиши села уединенной Младой страдалец грустно жил, И, долгой мукой утомленный, Он добрым людям говорил: «Уж в церковь нашего селенья Вас призывают на моленья, В вечерний колокол звоня; Молитесь…
  15. Пускай другие там холодными стихами Пускай другие там холодными стихами Без чувства мать свою дерзают воспевать, — Нет, не могу того я выразить словами, Что сердцем лишь одним могу я понимать. Нет, нет! Я не…
  16. Элегия Когда, душа, просилась ты Погибнуть иль любить, Когда желанья и мечты К тебе теснились жить, Когда еще я не пил слез Из чаши бытия,- Зачем тогда, в венке из роз,…
  17. Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
  18. Если душно тебе, если нет у тебя Если душно тебе, если нет у тебя В этом мире борьбы и наживы Никого, кто бы мог отозваться, любя, На сомненья твои и порывы; Если в сердце твоем оскорблен идеал,…
  19. Если ночь все тревоги вызвездит Если ночь все тревоги вызвездит, как платок полосатый сартовский, проломаю сквозь вечер мартовский Млечный Путь, наведенный известью. Я пучком телеграфных проволок от Арктура к Большой Медведице исхлестать эти степи пробовал…
  20. О да, любовь вольна, как птица О да, любовь вольна, как птица, Да, все равно — я твой! Да, все равно мне будет сниться Твой стан, твой огневой! Да, в хищной силе рук прекрасных, В очах,…

Вы сейчас читаете стих Элегия (О! Если б дни мои текли…), поэта Лермонтов Михаил Юрьевич

Анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» (О! Если б дни мои текли)

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Те, кто очень близко знал будущего поэта в период его отрочества, отмечают, что на самом деле он обладал очень ранимой и чуткой душой. Насмешки могли причинить ему сильную боль и, чтобы этого избежать, Лермонтов предпочитал проводить время в обществе книг, а не с друзьями. Именно в этот непростой жизненный период своего становления 15-летний подросток написал стихотворение «Элегия», в которой весьма точно передал свои чувства и приоткрыла завесу тайны над тем, что именно он испытывает.

Автор признается, что живет, по сути, в воображаемом мире, который настолько красочен и восхитителен в своем совершенстве, что реальность, какой бы прекрасной они ни была, не может сравниться с ним. Поэтому Лермонтов отмечает, что даже если бы его жизнь текла беззаботно «на лоне сладостном покоя и забвенья», то даже в этом случае он бы вряд ли смог наслаждаться тем, что имеет. Впрочем, автор допускает, что если бы ему удалось смирить собственное воображение, то он смог бы быть «с весельем неразлучен».

Однако его ум уже отравлен чудесными видениями, на фоне которых реальный мир кажется тусклым и безжизненным. Это касается не только восприятия окружающей действительности, но и чувств, которые больше не в силах заставить душу молодого поэта трепетать. Для него весь мир «пуст и скучен», и даже восторг от чистой любви сменяется привкусом горечи и уже «не льстит душе».

Что же происходит в этот момент с Лермонтовым? Он переживает глубокую личную драму, так как не может быть вместе с единственным человеком, которого по-настоящему любит. Им является его отец, который находится при смерти, однако юный поэт не может разделить с ним последние дни его жизни – таков уговор, заключенный между членами этой необычной семьи. Бабушка поэта, взявшая на себя его воспитание, поставила условие, что передаст все свое состояние внуку лишь в том случае, если он будет до совершеннолетия находиться под ее опекой. И Лермонтов вынужден покориться чужой воле, хотя и презирает себя за это.

Поэтому в «Элегии» юный поэт отмечает, что его кровь угасла «от грусти, от страданий, от преждевременных страстей», намекая на то, что он сам убил в своей душе светлые чувства, поэтому ищет спасения в вымышленном мире, возвышенном и прекрасном.

Сочинения по темам:

  1. Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Стихотворение «Смерть поэта» написано в 1837 году. Это стихотворение связано со смертью А. С. Пушкина. Когда Пушкин умирал, Лермонтов был.
  2. Анализ стихотворения Лермонтова «Ночь (Один я в тишине ночной)» В 1830 году шестнадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов познакомился в гостях у Верещагиных с восемнадцатилетней Екатериной Александровной Сушковой. От красавицы с.
  3. Анализ стихотворения Лермонтова «Валерик» Несмотря ни на что Лермонтов все же связал свою карьеру со службой Отечеству. Бросив университет, он отдавал свой долг службе.
  4. Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утес» Все творчество М.Ю.Лермонтова пронизано одиночеством и уединенностью. Произведение «Утес» было написано в конце творческого пути поэта, недолго до его трагической.
  5. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» Стихотворение «Поэт» одно из ярких произведений в творчестве М. Ю. Лермонтова, оно было написано в 1838 году. Относится оно к.
  6. Анализ поэмы Лермонтова «Мцыри» Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве.
  7. Анализ стихотворения Лермонтова «Чаша жизни» Стихотворение «Чаша жизни», датированное 1831 годом, относится к ранней философской лирике Лермонтова. Впервые оно было опубликовано в журнале «Отечественные записки».

Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» (О! Если б дни мои текли)

Все Cочинения > М. Ю. Лермонтов. Элегия. Что дает автору право назвать его элегией?

Образы и символы

Как уже было сказано, экзотический пейзаж предстает в образе скалистого Дагестана. Именно образ отдаленного места, обгороженного горами символизирует отрешенность от общества, мотив изгнания. «Уступы скал теснилися кругом», — этими строчками герой отдаляет себя от мира людей, обрекая на смерть в одиночестве.

Образ сна героя – явный знак пророчества, которому суждено сбыться. Такой прием писатели и поэты часто используют в своих работах. При помощи снов протагонистов они раскрывают душевное состояние героя, его желание и мысли и зачастую их судьбу.

Кроме того, в этой мрачной картине находятся и другие образы–символы, которые задают настроение и тему стихотворения.

Солнце является символом всего живого. Но, играя на антитезе, оно продолжает щедро ослеплять своими лучами мертвое тело. Тем самым показывая, что от его смерти мир не пошатнулся, ничего не поменялось. Солнце, как светило, так и продолжает.

Образ лирического героя окрашен всеми потернами романтизма: это одинокий, отважный и отвергнутый всем миром человек, который, наконец, покинул грешную землю и ушел в идеальный мир, где есть место только любви.

Художественное своеобразие произведения

Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.

Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.

Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:

Но не хочу, о други, умирать; Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;

В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.

Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.

Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.

Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы

Темы

  • Странничество. Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество. Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа. К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Исповедь»

История этого стихотворения довольно интересная. Написано оно было в 1831 году, но в свет вышло только после смерти поэта в 1859 году. Поводом к написанию послужили не самые счастливые переживания молодого поэта. Уже к семнадцати годам Михаил Юрьевич пережил утрату обоих родителей, испытал разочарование в любви, получил отказ прекрасной дамы. Да и обстановка, в которой он рос, наложила свой отпечаток.

Постоянные ссоры отца и бабушки, которые поэт не мог предотвратить. Может быть поэтому лирический герой произведений того времени — разочаровавшийся в жизни, прошедший через тяжелые испытания молодой человек, которому сложно поверить в романтический пафос. Он, несомненно, близок автору, в нем есть его черты.

Главной темой произведения является разочарование. Отчаявшийся герой пытается сохранять оставшиеся черты нравственного максимализма, однако, ему все сложней и сложней это делать, потому что он на собственном опыте удостоверился, что все мечты, и надежды на прекрасное, разбиваются о стену реальности. Мрачная действительность угнетает, удушает, убивает.

Композиция стихотворения линейная, последовательная состоит из двух строф. Строфы делят стихотворение на две части. Первая часть проникнута надеждой. Лирический герой верит в идеалы, а если и не верит, то пытается верить(Я верю, обещаю верить). Но вторая часть наполнена противоположенным содержанием. В ней чувствуется разочарование, тоска, возможно, злость. Лирический герой, столкнувшийся с действительностью, разочаровался в идеалах.

Не случайным является заглавие стихотворения. Оно как бы определяет жанр произведения — исповедь. Оно играет важную роль и для самого Лермонтова. Превращает простые размышления в философское изречение. Поэт не побоялся усомниться в религии и идеалах. То, что принято считать дарованием божьим, герой видит как явление исключительно земным. Он исповедовался перед своими читателями, отдал себя на суд человеческий, а не на суд божий.

Перекрестная рифма и четырехстопный ямб определяют ритмический рисунок произведения, делая его плавным и стройным. Эпитеты, метафоры и характерная лексика передают мрачное настроение стихотворения. Живо передают настроение читателю.

Этим стихотворением Лермонтов пытался заставить людей задуматься о проблемах насущных. Не полагаться на идеалы, о которых твердили веками, а смотреть на жизнь реально.

Это интересно: 286,Анализ стихотворения И, бунина ночь

помогите сделать анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» Стих внутри.

Андрей Гаськов

Профи (683), на голосовании 5 лет назад

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей.

Владимир Поболь

Искусственный Интеллект (1572480) 5 лет назад

ЭЛЕГИИ Набрав потрогательнее элегий, \ Устройте ночью под окном у милой\ Концерт приятный, чтобы инструменты\ Звучали жалобой: в ночном покое\ Отрадно нежной разноситься скорби. \ Так, только так к ней доступ вы найдете. Уильям Шекспир. Перевод Михаила Кузмина ДВА ВЕРОНЦА ЭЛЕГИИ Простился я с мечтою, \ В груди простыла кровь, \ А все еще струною Бренчу кой-как любовь -\ И в песнях дышит холод, \ В элегиях бомбаст; \ Сатиров громкий хохот\ Моя на Пинде часть, Антон Дельвиг 1815 К Т-ВУ\Еще в младые годы, ЭЛЕГИИ Опять ко мне придут игривая мечта, \ И лики бледные, и имя на уста, \ И взоры томные, и трепет сладкой неги, \ И стих таинственный задумчивых элегий. Аполлон Майков 1841 ЭЛЕГИИ\ИСПОВЕДЬ ЭЛЕГИИ Какие здесь элегии и гимны\ под вечно романтической луной, \ какие нынче гимны легитимны\ и стиль обозначается какой? Платон Кореневский 2000-2003 ТРУДЫ И ДНИ ЭЛЕГИИ Люблю я грусть элегий «С моря»,\ Посланий молодой жене, \ В которых он, природе вторя, \ Так родственен, так близок мне. Игорь-Северянин Из сборника «Соловей» 1923 Лейтенант С. элегии Две военные элегии\ \ Жницы страшней\ Глубоководной\ Сходит с полей\ Синь. \ Девой бесплотной, \ Тенью дождей. \ Ну же: пинь-пинь, \ Зябь без размера\ Пашут и сеют\ Два зинзивера. Николай Кононов Из книги «ЗМЕЙ» 1998 ЭЛЕГИЯ КАРАУЛА Элегии ль унылые напевы, \Или сонета звук, иль нежный мадригал\ Любви прелестной юной девы, \ Как дар великий, посвящал; Алексей Апухтин ПЕРО Элегии Люблю я грусть элегий «С моря»,\Посланий молодой жене, \В которых он, природе вторя, \Так родственен, так близок мне. Игорь Северянин 1918. Из книги «Соловей» Лейтенант С.

элегииПроходит все, забыт язык элегий, \ А был хорош немилитантный стих. \ Так хороши, так свежи были розы, \ А мы и в грош не ставим нынче их. Дмитрий Сухарев1986 Иерусалимский журнал № 7, 2001 Из цикла СЛОВА, ЗАПАСЕННЫЕ ВПРОК ПРОХОДИТ ВСЕ элегикиЯ не элегик. Зря, \может быть, но стезя\выше уходит, как\тропка в горах, и, знак\этот, мне милый, зря, \мне унывать нельзя. Олег Дозморов 2002 элегиков. 1 Друг Овидия.

Элегических числ от листа потревоженных мягко, \не задувший свечи, освещаешь пространство — вестимо! Каждый звук, как ракушка — проевшая камень пиявка; силой родственной крови, пресыщенной, но неделимой. \Песнь, сама по себе развивайся и знайся с подобной. \Не смотри на часы, человек, обеспеченный чудом. \Сколько выспренных знаков на улице нашей загробной: \не познавших пределов

Смысл названия

Назвал стихотворение «Сон» Михаил Юрьевич так не зря. В названии можно увидеть сюжет данного произведения. Сон проглядывается в образах и самого героя, а так же в образе его любимой.

Здесь у понятия «сон» используется оба смысла. Первый – в прямом смысле этого слова, когда речь заходит за видение возлюбленной. Второй же смысл, который вложил в него автор, это вечный сон героя.  Автор пытается показать то, что время сна – это недолгая смерть, когда человек попадает в совершенно иной мир. Как раз в этом ином мире и встретятся в последний раз герои произведения. Благодаря сну, их души смогли соединиться. Девушка пусть и мысленно смогла попасть туда, где её возлюбленный заснул навсегда.

«Элегия (О! Если б дни мои текли)» М.Лермонтов

«Элегия» (О! Если б дни мои текли) Михаил Лермонтов

О! Если б дни мои текли На лоне сладостном покоя и забвенья, Свободно от сует земли И далеко от светского волненья, Когда бы, усмиря мое воображенье, Мной игры младости любимы быть могли, Тогда б я был с весельем неразлучен, Тогда б я верно не искал Ни наслаждения, ни славы, ни похвал. Но для меня весь мир и пуст и скучен, Любовь невинная не льстит душе моей: Ищу измен и новых чувствований, Которые живят хоть колкостью своей Мне кровь, угасшую от грусти, от страданий, От преждевременных страстей!….

Анализ стихотворения Лермонтова «Элегия» (О! Если б дни мои текли)

Михаил Лермонтов рос замкнутым и достаточно нелюдимым ребенком, что объяснялось него не по годам развитым интеллектом. Несмотря на прекрасное домашнее образование и великолепные светские манеры, будущий поэт сторонился шумных компаний и лишь по настоянию собственной бабушки бывал в обществе. Сверстники казались ему глупыми и слишком самоуверенными, в людях постарше Лермонтов искал всевозможные пороки и недостатки, постоянно разочаровываясь и огорчаясь.

Те, кто очень близко знал будущего поэта в период его отрочества, отмечают, что на самом деле он обладал очень ранимой и чуткой душой. Насмешки могли причинить ему сильную боль и, чтобы этого избежать, Лермонтов предпочитал проводить время в обществе книг, а не с друзьями. Именно в этот непростой жизненный период своего становления 15-летний подросток написал стихотворение «Элегия», в которой весьма точно передал свои чувства и приоткрыла завесу тайны над тем, что именно он испытывает.

Автор признается, что живет, по сути, в воображаемом мире, который настолько красочен и восхитителен в своем совершенстве, что реальность, какой бы прекрасной они ни была, не может сравниться с ним. Поэтому Лермонтов отмечает, что даже если бы его жизнь текла беззаботно «на лоне сладостном покоя и забвенья», то даже в этом случае он бы вряд ли смог наслаждаться тем, что имеет. Впрочем, автор допускает, что если бы ему удалось смирить собственное воображение, то он смог бы быть «с весельем неразлучен». Однако его ум уже отравлен чудесными видениями, на фоне которых реальный мир кажется тусклым и безжизненным. Это касается не только восприятия окружающей действительности, но и чувств, которые больше не в силах заставить душу молодого поэта трепетать. Для него весь мир «пуст и скучен», и даже восторг от чистой любви сменяется привкусом горечи и уже «не льстит душе».

Что же происходит в этот момент с Лермонтовым? Он переживает глубокую личную драму, так как не может быть вместе с единственным человеком, которого по-настоящему любит. Им является его отец, который находится при смерти, однако юный поэт не может разделить с ним последние дни его жизни – таков уговор, заключенный между членами этой необычной семьи. Бабушка поэта, взявшая на себя его воспитание, поставила условие, что передаст все свое состояние внуку лишь в том случае, если он будет до совершеннолетия находиться под ее опекой. И Лермонтов вынужден покориться чужой воле, хотя и презирает себя за это. Поэтому в «Элегии» юный поэт отмечает, что его кровь угасла «от грусти, от страданий, от преждевременных страстей», намекая на то, что он сам убил в своей душе светлые чувства, поэтому ищет спасения в вымышленном мире, возвышенном и прекрасном.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: