«Умный дьявол» Н.Гумилев
«Умный дьявол» Николай Гумилев
Мой старый друг, мой верный Дьявол, Пропел мне песенку одну: «Всю ночь моряк в пучине плавал, А на заре пошел ко дну.
Кругом вставали волны-стены, Спадали, вспенивались вновь, Пред ним неслась, белее пены, Его великая любовь.
Он слышал зов, когда он плавал: «О, верь мне, я не обману»… Но помни,- молвил умный Дьявол,- Он на заре пошел ко дну».
Анализ стихотворения Гумилева «Умный дьявол»
Мотив смерти закономерно возникает в поэтической системе Гумилева: его отважный лирический субъект привык балансировать на краю опасности. В многоликих отражениях последних минут жизни возникает образ Люцифера, который представляет теневую сторону личности мужественного романтика. Формулировка «мой друг», определяющая отношения между героем и князем тьмы, не лишена элемента эпатажа. Облик темного начала интересен бесстрашному искателю, который одновременно осознает вероятность обмана, исходящую от инфернальной сущности.
Поэтический текст «Умного дьявола», созданного на рубеже 1905—1906 гг. начинается с определений, сочетающих в себе эпатаж и оксюморон. Люцифер не только «старый», но и «верный» приятель героя. Сатана, который общается с лирическим субъектом на равных, рассказывает притчу о моряке.
Мужественный образ матроса из песенки-притчи подобен гумилевским героям — охотникам, воинам и завоевателям. Персонаж боролся с бушующим морем, охарактеризованным как «волны-стены», до рассвета. В шуме стихии моряку, вспоминающему о своей любви, слышался голос милой, который призывал к вере. На заре силы иссякли, и мореплаватель «пошел ко дну».
Сатана с иронией изображает человеческую любовь. Эпитет «великая» и сравнение «белее пены», примененные к высокому чувству, «разбивает» печальный финал притчи. Вывод, к которому подводит собеседника дьявол, отрицает спасительную силу любви и ставит под сомнение понятие женской верности.
Князь тьмы из гумилевского текста лукавит перед товарищем, умышленно не упоминая одно важное обстоятельство: гордый и честный моряк, рассчитывающий на свои силы, не стал поступаться верой и просить дьявола о сделке. Матрос утратил телесную оболочку, но сберег свою душу
Тот факт, что персонаж ушел из жизни на рассвете солнца, подкрепляет мысль о спасении. Он реализовал важнейшее право мужественной личности «самому выбирать смерть», которое поэт сформулировал в стихотворении «Выбор» тремя годами позже.
Критики-современники Гумилева усмотрели перекличку «Умного дьявола» с творением Сологуба «Когда я в бурном море плавал…» В последнем из стихотворений возникает образ «отца»-дьявола, который делает доброе дело — спасает тонущего героя. Благородный поступок не меняет темной природы власти сатаны, и лирический субъект вынужден влачить «больное, злое житие», прославляя своего хозяина.
Последние строфы
Последние строфы особенно сильными вышли из-под пера, что держал в руке Николай Гумилев. «Память» заканчивается образом путника со скрытым лицом, впереди которого летит орел, а позади идет лев. Эти персонажи символизируют Христа и спутников его – Марка, связанного с символикой льва, и Иоанна, воплощенного в орле.
Таким образом Гумилев сравнивает бессмертие бога, завещавшего свое учение последователям, и бессмертие поэта, сохранившего свои мысли в стихах. Автор, конечно, сомневается в своем бессмертии, говоря о рождении новых душ, а значит, гибели старых, но у него есть единственная надежда на вечную жизнь – творчество. Только оно может помочь человеку стать равным богу.
Итак, мы закончили излагать краткое содержание стиха и его анализ. По сути, стихотворение стало некой автобиографией Гумилева, в которой он отразил все душевные перемены, что когда-либо происходили в нем.
Четвертая часть
Рассказывает о своей жизни Гумилев Николай Степанович в этом стихотворении. И вот мы доходим до момента, когда поэту выпало принять участие в Первой мировой войне. Тогда Гумилев пошел на фронт среди добровольцев, считая, что исполняет свой долг перед Родиной: «Променял веселую свободу/ На священный долгожданный бой».
На войне поэт дослужился до чина прапорщика гусарского полка и отличался небывалой смелостью в бою. За это и был дважды награжден Георгиевским крестом: «Святой Георгий тронул дважды».
Несмотря на все награды, Гумилев Николай Степанович никогда не был сторонником войны и не принимал ее, о чем также говорится в стихотворении. Сражение для него только мука, но никак не место, где можно показать свою доблесть.
Именно во время войны родилась четвертая «душа», которая любит родину, верит в лучшее и людей, сопереживает их страданиям и мучениям. Родина становится ключевым образом этой части стихотворения.
Однако, несмотря на то, что к моменту написания в России произошла революция, о ней писатель совершенно не упоминает. Словно для него ее и не было.
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный Произведение «Дар напрасный, дар случайный… было создано на свет 26 мая 1828 года. Его автором стал великий русский писатель Александр Сергеевич Пушкин. Нужно отметить, что этот день является для поэта очень значимым,
- Анализ стихотворения Некрасова В дороге 6, 10 класс Сейчас нам трудно себе представить, что в России были времена, когда одни люди распоряжались жизнью других людей. Это называлось «крепостное право». Крестьяне не могли жить так, как они хотят. Помещики были вершителями их судеб. Многие стихотворения
- Тютчев Тютчев Фёдор Иванович — сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.
- Анализ стихотворения Фета Грезы Смерть страшит. После неё – неизвестность, и сколько бы различные люди с различной репутацией не писали про загробную жизнь, всё равно страшен этот переход. Но не для Фета. Стихотворение «Грёзы» — о смерти, но не страшной,
- Анализ стихотворения Пастернака Никого не будет дома Я думаю что в стихотворении Бориса Пастернака «Никого не будет дома» речь идёт об одиночестве. Герой стихотворения находится совершенно один дома, и его гложет неумолимая тоска. Жизнь течёт очень медленно, размеренно, не торопясь,
Анализ стихотворения Гумилева «Он поклялся в строгом храме»
Первое знакомство Гумилева с Ахматовой состоялось в Царскосельской гимназии. Ему было семнадцать лет, ей – на три года меньше. Он сразу влюбился. Анна Андреевна взаимностью не ответила. Так началась многолетняя игра в кошки-мышки. Ахматова то приближалась, то вновь отдалялась. Гумилев страдал и даже предпринимал попытки самоубийства. Тем не менее, своего Николай Степанович добился. В 1910 году Анна Андреевна вышла за него замуж. Ахматовой полностью посвящен сборник Гумилева «Романтические цветы» (1908). Связанные с ней прямо или косвенно стихотворения встречаются и в книге «Жемчуга» (1910). Среди них – «Он поклялся в строгом храме…».
В произведении мир реальный противопоставляется миру идеальному. Женщина, чьи взгляды непреклонны, существует только в мечтах лирического героя. Именно поэтому ему не страшно нарушить клятву, данную перед статуей Мадонны. Действительность, окружающая персонажа, не столь радужна. Его жизнь наполнена мимолетными связями с дамами, а смерть сложно назвать благородной – он погибает в ночной драке. Лирический герой убежден, что прекрасны только мечты, в реальности же всегда есть место злу, предательству, изменам, жестокости. Как пушкинский Сальери, он давно не ищет правды на земле. Впрочем, в отличии от персонажа «Маленьких трагедий», у него есть надежда отыскать правду выше. Противопоставляя реальность и мечту, Гумилев явно следует за романтиками и их концепцией двоемирия.
Стоит обратить особенное внимание на употребленные Николаем Степановичем рифмы. Дважды он рифмует слово «храм» со словом «дама»
В этом повторении можно усмотреть желание лирического героя поклоняться по-настоящему любимой женщине как божеству. Кроме того, два раза встречается рифма слова «Мадонна» со словом «непреклонна». Не исключено, что именно Богоматерь персонаж произведения «Он поклялся в строгом храме…» считал той единственной дамой-идеалом.
Лирический герой стихотворения несколько напоминает знаменитого севильского соблазнителя. К этому образу Гумилев обращался не раз. В частности, в сборнике «Жемчуга» есть сонет «Дон-Жуан». В нем знаменитый испанский распутник задумывается о старости. В конце жизни он намерен «принять завет Христа», хотя в большинстве случаев в художественных произведениях дон Жуан предстает безбожником. Вернемся к герою рассматриваемого текста. Он явно пользуется успехом у женщин, ведет разгульный образ жизни, при этом ему не чужды религиозные чувства. Чем не вариант дон Жуана? Гумилев личностью знаменитого на весь мир любовника интересовался не случайно. Дело в том, что поэт пытался быть похожим на него, хотел с непревзойденной легкостью соблазнять представительниц прекрасного пола, кружить им головы. Видимо, это ему удавалось. Главный редактор журнала «Аполлон» Сергей Маковский называл Николая Степановича «повесой из повес». Он же говорил, что Ахматову Гумилев любил сильно и искренне гордился ей.
Сборник «Жемчуга» изначально выходил с посвящением Брюсову. Современная Гумилеву критика отнеслась к книге по-разному. Кто-то называл ее полным подражанием учителю, декларировал ничтожность и ненужность лирики Николая Степановича. По мнению литературоведа Львова-Рогачевского, Гумилев мог бы посвятить «Жемчуга» не только Брюсову, но и многим другим писателям, среди которых Бальмонт, Лермонтов, Гамсун, Гейне, ведь у всех них он что-то позаимствовал. Благожелательно относившиеся к Николаю Степановичу критики отмечали, что в стихотворениях есть прелесть романтизма, но не того типа, как у Блока и Новалиса, а романтизма воинствующего, зовущего читателей в далекие страны, навстречу приключениям.
Николай ГумилёвРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Интерпретация стихотворения Н. Гумилева «Память»
Рекомендую почитать
стихи, школьная программа
Стихотворение «Память» представляет собой философское исследование духовного изменения лирического героя, который во многом напоминает самого автора. В тексте есть множество доказательств этого сходства: сквозные образы (дерево, рыжая собака), связанные с воспоминаниями детства поэта, упоминание о наградах, полученных на войне.
Монологу-воспоминанию предшествует аллегория: Только змеи сбрасывают кожи, Чтоб душа старела и росла. Мы, увы, со змеями не схожи, Мы меняем души, не тела.
На первый взгляд, Гумилев рассуждает нелогично, ведь, старея, человек изменяется внешне – душа же его остается прежней. Однако поэт доказывает правильность своего утверждения всем последующим текстом. Действительно, внешнее изменение незначительно, оно не сопряжено с развитием личности. Духовное преобразование, напротив, представляется Гумилеву важным и сложным движением.
Ретроспективный план знакомит нас с первой душой лирического героя. Самая яркая черта «колдовского ребенка» – одиночество, оторванность от мира, замкнутость.
Совсем не нравится Гумилеву второй образ из прошлого – тот, кто «хотел быть богом и царем». Этот человек лишь возомнил себя мастером, повесил «вывеску поэта». Автор (он же «голос» произведения) беспощадно критикует этот этап развития души, считая ценности второй личности ложными, искусственными. Известно, как строго и требовательно относился Николай Гумилев к собственному творчеству. Например, свой второй сборник стихов он назвал первым, потому что самую раннюю книгу расценивал как незрелую, неудавшуюся. Часто поэт переделывал прежние стихи, оттачивая форму и содержание.
Третий образ вызывает у автора искреннюю симпатию. Это «мореплаватель и стрелок», «избранник свободы», мечтатель. Свою поэзию Гумилев именовал Музой Дальних Странствий, а себя – ее поклонником. Вот почему лирический субъект этой части стихотворения так близок автору.
Однако внутренние метаморфозы не прекращаются, развитие личности вступает в следующую фазу, и на смену «любимцу» приходит «упрямый и угрюмый» пилигрим, который «веселой свободе» предпочел бой. Автобиографичность образа не вызывает сомнений: африканские странствия Гумилева остались в прошлом, закончились романтические и экзотические путешествия; поэт добровольцем пошел на войну, хотя врачи запретили ему служить в армии. Значит, такова была внутренняя потребность «четвертой души»; впечатления странствий сменились впечатлениями войны, и это необходимо было для духовного взросления.
Эта душа является последней, но мысли о перемене и преображении получают новое развитие в финальной части стихотворения. Здесь появляются аллегорические образы из Откровения Иоанна Богослова.
Орел и лев символизируют воскрешение. Лирический герой движется по следам льва, а тот идет за путником, скрывающим лицо (Христом, как полагают некоторые литературоведы). Он, как и сам поэт, верует в возможность создания Нового Иерусалима в многострадальном отечестве – «на полях родной страны», надеется на праведный путь России и всего человечества.
Именно поэтому пафос стихотворения лишен пессимистических нот, хотя настроение гумилевского произведения все же нельзя назвать мажорным. Это сложное философское исследование, в котором каждое поколение читателей будет открывать новые смыслы.
Стихотворение Николая Гумилева «Память» анализировал Федор Корнейчук.
Рецензии на другие поэтические произведения можно посмотреть ТУТ
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Анализ стихотворения Николая Гумилева «Память»
Книга «Огненный столп» Гумилева появилась после смерти поэта в 1921 г. В него вошли все самые лучшие стихи автора. И открывает его как раз произведение «Память». В нем в первый раз Гумилев рассказал о своих ранних годах, о давних впечатлениях. А также о четырех случаях из своей жизни. Его еще называют небольшим эссе развивающегося духовно автора.
История настоящая о том, как преодолевались собственные слабости. Каково было противодействие внешним событиям. Гумилев рассказывает, как менялся его внутренний мир, как он проходил становление характера. И вот эти четыре этапа прошли в его душе.
Первый создал из него «необычного ребенка», он мог остановить одними словами дождливую погоду. Дружил он с деревом и собакой рыжей. Люди, которые знали Гумилева в детстве, утверждали то, что он был не очень красивым ребенком. И история о гадком утенке как раз про него. Поэт не хотел быть простым, он всегда что-то противопоставлял общественному мнению, его скуке.
Вторая часть души сделала из него такого литературного автора, который желал стать богом и царем. Здесь речь идет о том времени, когда был написан цикл стихов «Путь конквистадоров» в 1905 г. Потом автор о нем хотел забыть.
Душа третья сделала из Гумилева мореплавателя и стрелка.
Потом он участвовал в сражениях Первой империалистической войне. Попал Гумилев на поле битвы по собственному желанию, так как считал, что это должен сделать каждый мужчина. Но хотя и дослужился он до двух Георгиевских крестов, не оправдывал военные действия. Вот здесь и была зарождена последняя душа. В этот период Гумилев начинает думать о том, что есть хорошие моменты в жизни, появляется любовь к родине и людям, его окружающим. Но сердце все равно испытывает терзания и муки.
А в конце стихотворения появляются новые символы Христа и его учеников. Здесь появляется тема бессмертия богочеловека, точно также, как и поэт после себя оставляет стихи. И символично то, что начало произведения и его концовка звучат одинаково: «Только змеи сбрасывают кожи, Мы меняем души, не тела». Это говорит о том, что поэт верит в бессмертие души, также есть возможность совершенствовать себя.