Стихи отец и сын

Семейные драмы александра твардовского. анализ стихотворения твардовского «отец и сын»

Краткое содержание

Глава 1. Перед отлетом

Вспоминая свою молодость, писатель мысленно обращается к другу, с которым когда-то мечтал покинуть «захолустье в обмен на целый белый свет». Два закадычных друга – «мыслитель и поэт» – ставили перед собой вполне осуществимые цели: честно работать на благо людей, стать достойными гражданами своей отчизны.

Друзья дали друг другу зарок: «Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать». Казалось бы, что может быть проще? Но по прошествии лет лирический герой с горечью осознает, что реальность оказалась совсем иной, а беззаботная юность канула в лету, словно ее никогда и не бывало.

Глава 2. Сын за отца не отвечает

«Сын за отца не отвечает» – эту знаменитую фразу «обронил в кремлевском зале» вершитель судеб, Иосиф Виссарионович Сталин. Твардовский с грустью отмечает, что современное поколение никогда не сможет понять всей значимости этих слов для тех, чьи родители были «врагами народа».

«Но в те года и пятилетки» те, кто не мог отвечать за своих отцов, были навеки заклеймены позорной о. Таков был страшный закон, и ни в чем не повинные дети должны были всю жизнь испытывать муки публичной пытки.

Но как жить с таким сознанием простому парнишке, у которого «то был отец, то вдруг он – враг»? Ведь даже близкие друзья отворачивались от «детей врагов народа», не желая пятнать свою репутацию сомнительными знакомствами.

И вдруг – «Сын за отца не отвечает». Казалось, пришел конец всем мученьям, и нужно поблагодарить «отца народов, что он простил тебе отца родного — с легкостью нежданной проклятье снял». Твардовский пытается понять, за что его отец – так называемый «кулак», крепкий хозяин, должен был остаток жизни провести в бараках, тяжело работая день и ночь. За что его жена и дети должны были нести позорный крест?

Также писатель силится понять, отчего Сталин был так любим народом. Многие из тех, кого он репрессировал и отправил гнить в далекую Сибирь, лишив крова, семей и права называться человеком, верили, что судьбы их исковерканы не по вине великого вождя. Они считали, что достаточно написать ему письмо, и все встанет на свои места: все приговоры будут отменены и справедливость восторжествует.

«Давно отцами стали дети», но они все еще продолжают держать ответ «за всеобщего отца», и суд этот закончится еще не скоро.

Глава 3. О памяти

Писатель не намерен забывать ту боль, что перенес не только он, но и сотни тысяч других людей. Он презирает «молчальников», предлагавших забыть ту страшную страницу в истории всего советского народа.

Твардовский настаивает на том, чтобы современная молодежь знала всю правду о прошлом своей страны, какой бы нелицеприятной она ни была. Ведь поколение, забывшее свои истоки, не может надеяться на светлое будущее.

Автор уверен, что «опыт — наш почтенный лекарь», способный исцелять и даровать надежду на честную, справедливую жизнь

Несмотря ни на что, очень важно быть одним «из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза»

Идейное содержание

Поэма Твардовского написана в форме исповеди. Повествование идет лирическое, и все, о чем пишет автор, касается судьбы самого поэта. В произведении «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, нет глав, которые бы имели сюжетные повествования. Это в первую очередь исповедальное произведение, и оно является своеобразным монологом автора. Поэт рассказывает о том, что им было пережито в годы коллективизации. Все, рассказанное Твардовским, было забыто на многие годы, так как на подобные темы нельзя было говорить.

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти – это личная боль поэта Твардовского.

Краткое содержание

Глава 1. Перед отлетом

Вспоминая свою молодость, писатель мысленно обращается к другу, с которым когда-то мечтал покинуть «захолустье в обмен на целый белый свет». Два закадычных друга – «мыслитель и поэт» – ставили перед собой вполне осуществимые цели: честно работать на благо людей, стать достойными гражданами своей отчизны.

Друзья дали друг другу зарок: «Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать». Казалось бы, что может быть проще? Но по прошествии лет лирический герой с горечью осознает, что реальность оказалась совсем иной, а беззаботная юность канула в лету, словно ее никогда и не бывало.

Глава 2. Сын за отца не отвечает

«Сын за отца не отвечает» – эту знаменитую фразу «обронил в кремлевском зале» вершитель судеб, Иосиф Виссарионович Сталин. Твардовский с грустью отмечает, что современное поколение никогда не сможет понять всей значимости этих слов для тех, чьи родители были «врагами народа».

«Но в те года и пятилетки» те, кто не мог отвечать за своих отцов, были навеки заклеймены позорной о. Таков был страшный закон, и ни в чем не повинные дети должны были всю жизнь испытывать муки публичной пытки.

Но как жить с таким сознанием простому парнишке, у которого «то был отец, то вдруг он – враг»? Ведь даже близкие друзья отворачивались от «детей врагов народа», не желая пятнать свою репутацию сомнительными знакомствами.

И вдруг – «Сын за отца не отвечает». Казалось, пришел конец всем мученьям, и нужно поблагодарить «отца народов, что он простил тебе отца родного — с легкостью нежданной проклятье снял». Твардовский пытается понять, за что его отец – так называемый «кулак», крепкий хозяин, должен был остаток жизни провести в бараках, тяжело работая день и ночь. За что его жена и дети должны были нести позорный крест?

Также писатель силится понять, отчего Сталин был так любим народом. Многие из тех, кого он репрессировал и отправил гнить в далекую Сибирь, лишив крова, семей и права называться человеком, верили, что судьбы их исковерканы не по вине великого вождя. Они считали, что достаточно написать ему письмо, и все встанет на свои места: все приговоры будут отменены и справедливость восторжествует.

«Давно отцами стали дети», но они все еще продолжают держать ответ «за всеобщего отца», и суд этот закончится еще не скоро.

Глава 3. О памяти

Писатель не намерен забывать ту боль, что перенес не только он, но и сотни тысяч других людей. Он презирает «молчальников», предлагавших забыть ту страшную страницу в истории всего советского народа.

Твардовский настаивает на том, чтобы современная молодежь знала всю правду о прошлом своей страны, какой бы нелицеприятной она ни была. Ведь поколение, забывшее свои истоки, не может надеяться на светлое будущее.

Автор уверен, что «опыт — наш почтенный лекарь», способный исцелять и даровать надежду на честную, справедливую жизнь

Несмотря ни на что, очень важно быть одним «из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза»

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Анализ стихотворения «Отец и сын» Твардовского

Военная лирика Александра Трифоновича Твардовского – центральная тема его творчества.

Стихотворение написано в 1943 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, в Великую Отечественную войну он фронтовой корреспондент, за свои патриотические стихи, поднимающие дух бойцов, был не раз награжден. Давно женат, отец двух дочек. По жанру – почти народная песня, по размеру – ямб со смешанной рифмовкой, с присутствием и холостой, 12 строф. Лирический герой – солдат, сумевший ненадолго вырваться к семье с фронта. Композиция сюжетная. События в ней изложены драматические, но для военного времени вполне будничные. В 2 четверостишии выясняется, что на героя пришла похоронка. Спустя время вдова с детьми согласилась выйти за друга покойного, надежного человека. Диалог солдата и местных жителей продолжается. Кажется, ситуация безвыходная, семьи теперь как будто нет. Герой решает поговорить с другом, объясниться. Но и он «погибнул на войне». Жену забрали в психиатрическую лечебницу. «Убита бомбой дочь». После такой черной вести сами люди почти что ропщут: о лучше б ты не ездил домой! Последняя отрада – сын. «И обнялись, как братья». Война делает детей взрослыми, мальчик прочувствовал всю горечь утрат и глубину обретенного счастья быть рядом с отцом. «Не плачь, не смей!» Этот крик ребенка – запрет на слезы не столько отцу, сколько самому себе. «Возьми меня с собою»: видимость мирной жизни его не устраивает, ему хочется настоящего тепла, пусть и среди тягот и опасностей войны. Сиротство, одиночество, невозможность разделить горе с родным человеком пугает его сильнее, чем фронт. «Возьму в наш полк»: за эти несколько лет солдат сроднился со своим полком, он убежден, что мальчика там и примут и, в случае чего, не бросят в беде. Лексика живая, разговорная. Чувствуется желание поэта создать интонацию фольклорную, доверительную. Композиционный стык 1 и 2 строфы: живой. Инверсия: сошлась жена. Сравнение: как братья. Это же сравнение становится лексическим повтором. Уменьшительный суффикс, подчеркивающий беззащитность ребенка: головкой. Просторечия: по-свойски, погибнул, темным-темна, бывалым. Метафора: покрытый славой. Эпитет: горькие друзья. Противопоставление в 3и 4 строках первого четверостишия. Восклицание: порадуйся, семья!

В форме народной песни в стихотворении «Отец и сын» А. Твардовский излагает историю одной семьи.

Жанровые и композиционные особенности

Литературная принадлежность произведения «По праву памяти»:

  • род литературы — гражданская лирика;
  • структурный тип текста — поэзия;
  • жанр — лирико-публицистическая поэма.

Поэма написана от первого лица, по форме представляет собой исповедальный рассказ, обращенный к читателю.

Композиционные особенности:

  1. Внешняя композиция: поэма состоит из трех глав и предисловия. Главы имеют названия: «Перед отлетом», «Сын за отца не отвечает», «О памяти». Все три части объединены повествованием от лица общего лирического героя, с которым автор себя отождествляет.
  2. Внутренняя композиция: поэма построена в форме монолога-исповеди. В первой части герой обращается к своему другу — «мыслителю», во второй — к представителям молодого поколения («Вам, из другого поколенья…»), в третьей — идет внутренняя полемика с теми, кто предлагает забыть прошлое.

Главные мысли произведения:

  • нельзя забывать прошлое;
  • нет прощения преступлениям против своего народа;
  • без покаяния нет будущего.

В поэме 3 измерения-пространства, которые являются предметом размышления для лирического героя:

  1. Пространство русской природы — широкое и необъятное. Неслучайно, поэма начинается с воспоминаний о юности, проведенной в сельской местности. Связь с землей, деревней присуща практически каждому русскому человеку. Сам Твардовский происходил из крестьянской семьи. В первой части поэмы он рассказывает о своей малой Родине — хуторе Загорье Смоленской области.
  2. Пространство российской истории — в нем трагически сплетаются судьбы поколений. На долю сверстников Твардовского выпали тяжелейшие испытания. Когда он был ребенком, шла Гражданская война. Потом была насильственная коллективизация и раскулачивание. Репрессии затронули и семью будущего поэта: его отец и братья были раскулачены и отправлены в ссылку, родной хутор сожжен. После тревожных 1930-х годов последовали еще более суровые 1940-е годы, когда вся страна мужественно боролась с немецко-фашистскими захватчиками и испытывала невероятные лишения. В годы войны Твардовский работал корреспондентом, свои впечатления он описывал в репортажах и ставшей всемирно известной поэме «Василий Теркин». После «оттепели» 1953—1964 годов стали осуществляться попытки реставрации старого режима. Все эти исторические события нашли отражения в поэме.
  3. Морально-нравственное пространство — внутри каждого человека идет постоянная борьба между добром и злом. Люди ежедневно делают выбор, и иногда он оказывается роковым. Многие строки произведения полны раскаяния и болезненных переживаний на тему того, что нельзя вернуть. Предметом осмысления Твардовского становится не только персональная ответственность человека за свою личную судьбу, но и за те процессы, которые происходят с его страной и народом.

«Сынок» врага народа

Клеймо сына врага народа, точнее «сынка», как он сам с горечью пишет в поэме «По праву памяти», преследовало его долго. Всё изменилось только после того, как в 1936 году он закончил поэму «Страна Муравия», превозносящую коллективизацию (и это после ссылки родных!).

Тогда к Твардовскому пришло признание как со стороны как, так и критиков, а главное – со стороны властей. Теперь для поэта двери были открыты – он переехал в Москву, вступил в партию, издал новый сборник. После – 40-е, война, на которой Твардовский был фронтовым корреспондентом, прогремевший «Василий Тёркин», более глубокая и горькая поэма «Дом у дороги». И, наконец, в 1950 году Александр Трифонович становится главным редактором «Нового мира».

С возрастом Твардовский разочаровался в коммунизме, а раскаяние перед семьёй – только возросло. В 60-х годах он пишет поэму-исповедь «По праву памяти», где описывает и юношеское опьянение революцией, и позднее осмысление, раскаяние. В самой сильной главе поэмы, названной по лозунгу-оправданию тех лет «Сын за отца не отвечает», он вспоминает события 30-х годов и свою личную вину: «А мы, кичась неверьем в бога, во имя собственных святынь, той жертвы требовали строго: оринь отца и мать отринь». Можно сказать, что в этой поэме заложено не только «право на память» – по названию — но и право на вину, которого когда-то он был лишён.

Тема покаяния

Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.

Главная тема поэмы – покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость — прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны. Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно. А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью — ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

Анализ поэмы

Автобиографическая поэма «По праву памяти», краткое содержание которой мы рассматриваем, делится на три части. Первая – это радужные и прекрасные впечатления юности, когда еще строятся надежды. Но настроение второй части поэмы резко меняется. Через всю главу проходит боль самого автора, который стал «врагом народа». Чтобы получить личную свободу, нужно отказаться от родственников. Но герой произведения не желает этого делать. Он желает заступиться на своего отца. Создает его образ. Описание труженика, крестьянина с большими руками, становится ключевым. Поэт не старается оправдаться. Он просто не считает себя виноватым за то, что, даже не участвуя в злодеяниях того времени, он, как и многие другие, оставался молча в стороне. И расплатой за такое поведение становятся огромнейшие нравственные муки, которые длятся десятилетиями.

Третья глава – это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части – это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

История написания

Произведение создавалось в условиях обострившейся после отставки Н. Хрущёва борьбы двух основных тенденций:

  • демократической;
  • бюрократически-консервативной. Сразу после отставки власть перешла именно к этому блоку. К нему же примкнули неосталинисты, которые требовали возобновления репрессий.

Несмотря на то, что с трибун провозглашалась свобода слова, в действительности любое свободомыслие подвергалось критике. В эти годы, сразу после отставки Хрущева, начался затяжной конфликт журнала «Новый мир», главным редактором которого являлся Твардовский, и советской власти.

После прихода к власти Брежнева курс на десталинизацию был свернут, в экономике и общественно-политической жизни наметился возврат к командно-административной системе, хрущевская «оттепель» сменилась «заморозками».

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Твардовский А.Т., «По праву памяти», краткий анализ 410 руб.
  • Реферат Твардовский А.Т., «По праву памяти», краткий анализ 270 руб.
  • Контрольная работа Твардовский А.Т., «По праву памяти», краткий анализ 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость Крайне важно отметить, что в эти годы формируется тенденция к замалчиванию информации о сталинских репрессиях. В эти годы Твардовский создает свое произведение как акт сопротивления наступившей реставраторской тенденции в социальной жизни СССР

В эти годы Твардовский создает свое произведение как акт сопротивления наступившей реставраторской тенденции в социальной жизни СССР.

Трудности поэта

Александр Твардовский родился в 1910 году в крестьянской семье, рано начал писать стихи, а в 18 лет, влюблённый в коммунизм, уехал в Смоленск. Там молодой поэт опубликовал первую поэму — «Путь к социализму». И началась коллективизация.

Когда отца, мать, братьев сослали на Урал, верил ли он, что они это заслужили? В памяти самого Александра Трифоновича отец остался необычно образованным для крестьянина, читающим человеком, «паном Твардовским» – из-за прозвища деда, «привезённого» со службы в Польше. Отец трудился всю жизнь, был кузнецом, копил на незавидную землю в десять десятин всю жизнь. Вряд ли разумный человек мог назвать эту семью – к тому же многодетную – кулацкой.

Однако назвали. Отец имел привычку ходить по хутору в шляпе и презирал крестьянские лапти – чем не повод для клейма «врага народа»? Началась коллективизация, дом Твардовских сожгли, а самих их отослали на Урал. Александр Трифонович, тогда живший в Смоленске с женой и новорождённой дочерью, был поставлен перед выбором: заступиться и последовать за родителями или «выбрать революцию», в которую он к тому же свято верил.

Тогда он выбрал идеал и предал семью. Чувство вины перед родителями стало главным конфликтом в его жизни.

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского

Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.

В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».

Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.

Первая часть

В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.

В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.

Вторая часть автобиографического стихотворения

Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.

В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:

Заключительная часть произведения «По праву памяти»

Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.

Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.

Смысл произведения, чем нас учит

«По праву памяти» — смелая и честная попытка Твардовского отрефлексировать происходящие с его поколением события. Это было необычное по своей открытости для советского времени произведение. Автор называет вещи своими именами не завуалированно, не боится высказывать резкие оценки и суждения. Неслучайно, что поэму не допустили целиком к печати. Долгие годы она была неизвестна широкой публике.

Произведение сохраняет огромную актуальность и в наше время:

  • оно учит настоящей, а не притворной любви к Родине;
  • утверждает право на историческую память;
  • воспевает такие важные нравственные качества, как честность, мужество, чувство долга;
  • говорит от необходимости не на словах, а на деле быть сознательным гражданином своей страны, готовым взять на себя ответственность за все, что с ней происходит;
  • призывает не разрывать связь между сыновьями и отцами, какими бы сильными между ними ни были противоречия;
  • напоминает о настоящих духовных ценностях.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: