Анализ стихотворения «я убит подо ржевом» (а.т. твардовский)

Русская литература. 11 класс

Что русскому — подмога, то немцу — нет!

Александр Твардовский. Стихи о войне 1941-1945 годов

Зима на фронте

Посеребрив щиты орудий,
Штыки, постромки, провода,
Идет зима по мерзлой груде, —
Кому — зима, кому — беда.
По фронтовым идет дорогам,
Рядит войска в единый цвет.
И то, что русскому — подмога,
То немцу — нет!

Шуршит поземка, ветер резок,
Мороз в новинку, что огонь.
Особо зол вблизи железа —
Гляди, без варежки не тронь.
Зима всем ровно пригрозила,
Ее закон для всех один.
Но то, что русскому — под силу,
То немцу — блин!

Зима под небом необжитым
Его застала на пути.
И от нее одна защита —
Земля, — вгрызайся и сиди.
И рукавичкой в рукавичку
Стучи — как вылез за порог…
Да, то, что русскому в привычку,
То немцу — ох!..

Морозы русскому знакомы,
Зимует он в родных местах,
Он — у себя, он, русский, — дома,
А дома лучше, чем в «гостях».
Мы с детства любим наши зимы,
Мороз силен — денек хорош.
Итак: что русскому терпимо,
То немцу — нож!

Дыши, фашист, морозным паром,
Дрожи среди глухих полян.
Еще в тылу тебя пожаром
Прогреет русский партизан.
Учись в снегах сыпучих ползать,
Боясь чужих, враждебных стен,
И знай: что русскому на пользу,
То немцу — хрен!

Все ближе, ближе срок расправы,
Сжимай оружие, боец.
Безумный враг, бандит кровавый
У нас в снегах найдет конец.
И прозвучит урок суровый
В веках — потомкам помнить чтоб,
Урок: что русскому здорово,
То немцу — гроб!

У славной могилы

Нам памятна каждая пядь
И каждая наша примета
Земли, где пришлось отступать
В пыли сорок первого лета.

Но эта опушка борка
Особою памятью свята:
Мы здесь командира полка
В бою хоронили когда-то.

Мы здесь для героя отца,
Меняясь по-двое, спешили
Готовый окопчик бойца
Устроить поглубже, пошире.

В бою — как в бою. Под огнем
Копали, лопатой саперной
В песке рассекая с трудом
Сосновые желтые корни.

И в желтой могиле на дне
Мы хвои зеленой постлали,
Чтоб спал он, как спят на войне
В лесу на коротком привале.

Прости, оставайся, родной!..
И целых и долгих два года
Под этой смоленской сосной
Своих ожидал ты с восхода.

И ты не посетуй на нас,
Что мы твоей славной могиле
И в этот, и в радостный час
Не много минут посвятили.

Торжествен, но краток и строг
Салют наш и воинский рапорт.
Тогда мы ушли на восток,
Теперь мы уходим на запад.

Над этой могилой скорбя,
Склоняем мы с гордостью знамя:
Тогда оставляли тебя,
А нынче, родимый, ты с нами.

Перед войной, как будто в знак беды…

Перед войной, как будто в знак беды,
Чтоб легче не была, явившись в новости,
Морозами неслыханной суровости
Пожгло и уничтожило сады.

И тяжко было сердцу удрученному
Средь буйной видеть зелени иной
Торчащие по-зимнему, по-черному
Деревья, что не ожили весной.

Под их корой, как у бревна отхлупшею,
Виднелся мертвенный коричневый нагар.
И повсеместно избранные, лучшие
Постиг деревья гибельный удар…

Прошли года. Деревья умерщвленные
С нежданной силой ожили опять,
Живые ветки выдали, зеленые…

Прошла война. А ты все плачешь, мать.

Немые

Я слышу это не впервые,
В краю, потоптанном войной,
Привычно молвится: немые, —
И клички нету им иной.

Старуха бродит нелюдимо
У обгорелых черных стен.
— Немые дом сожгли, родимый,
Немые дочь угнали в плен.

Соседи мать в саду обмыли,
У гроба сбилися в кружок.
— Не плачь, сынок, а то немые
Придут опять. Молчи, сынок…

Голодный люд на пепелище
Варит немолотую рожь.
И ни угла к зиме, ни пищи…
— Немые, дед? — Немые, кто ж!

Немые, темные, чужие,
В пределы чуждой им земли
Они учить людей России
Глаголям виселиц пришли.

Пришли и ног не утирали.
Входя в любой, на выбор, дом.
В дому, не спрашивая, брали,
Платили пулей и кнутом.

К столу кидались, как цепные,
Спешили есть, давясь едой,
Со свету нелюди. Немые, —
И клички нету им иной.

Немые. В том коротком слове
Живей, чем в сотнях слов иных,
И гнев, и суд, что всех суровей,
И счет великих мук людских.

И, немоты лишившись грозной,
Немые перед тем судом
Заговорят. Но будет поздно:
По праву мы их не поймем…

Глава «Перед отлетом»

Первая глава полностью посвящена ностальгии. Поэт окунается в свою молодость — прекрасное время надежд и мечтаний. Вместе со своим товарищем лирический герой строит планы на будущее, ставит вполне реалистичные цели: работать для людей, стать достойным гражданином своей страны. Особенно трогательным было когда-то его отношение к родной земле: за нее юноша готов был и в огонь, и в воду, а если нужно будет, то и с жизнью расстаться не страшно. А все проблемы можно решить, придерживаясь простых правил: жить без обмана, без трусости и быть преданным своему государству и своему народу.

Сейчас, спустя столько времени, поэт вспоминает об этом одновременно с теплотой и горечью — ведь на деле все оказалось совсем не так, как представляли себе молодые веселые парни. Кажется, что между беззаботной юностью и настоящим прошла целая жизнь, наполненная тяжкими испытаниями.

«Тема войны в творчестве Твардовского»

Произведения А. Т. Твардовского о войне — это не только память о прошлом, не только история, которую нельзя забывать. Это живое участие поэта в нашей жизни, напоминание о долге человека перед обществом. Самое яркое произведение А. Т. Твардовского, посвященное военной теме, — поэма «Василий Теркин». Главный герой поэмы — воплощение высоких нравственных качеств русского народа: патриотизма, ответственности, готовности к самопожертвованию. «Просто парень сам собой он обыкновенный», — пишет автор, подчеркивая тем самым, что герой — рядовой боец. Но именно он подлинный герой: сбивает самолет, отправляется вплавь в холодной воде на другой берег, чтобы помочь оказавшимся в тяжелом положении солдатам. Он знает, что такое война, поэтому высмеивает любую попытку ее приукрасить: Заключить теперь нельзя ли. Что, мол, горе не беда… Что с удачей постоянной Теркин подвиг совершил: Русской ложкой деревянной Восемь фрицев уложил?

Правда о войне — главный герой поэмы. О ней,«густой и горькой» правде отступлений первых лет войны, о потерях и разрушениях говорит поэт в этом произведении от первых глав до последних. Поэма рассказывает о народе, оказавшемся в самом центре трагедии. Однако это не убило в людях душевной щедрости, доброты, лукавства, удали, а, напротив, доказало, на что способен народ во имя своей родины. В лирике А. Т. Твардовского тема войны также является одной из главных. Герой стихотворения «Я убит подо Ржевом » погиб где-то «в безымянном болоте», в «бою незнаменитом». Но пускай этот бой и не принес славы его участникам, пускай он даже оказался неудачным для наших войск — все равно солдат, честно павший на поле брани, заслуживает глубокого уважения. Поэт утверждает, что нельзя забывать о том, что в счастье победы вложена «ровная часть» каждого погибшего воина, независимо от того, знают или не знают потомки о его подвиге. И убитый солдат говорит живущим:

* Завещаю в той жизни * Вам счастливыми быть * И родимой отчизне * С честью дальше служить.

Тяжелым камнем на совести поэта лег бы молчаливый укор мертвых товарищей. Так связывает А. Т. Твардовский память о войне с насущными задачами поэта и гражданина. Нельзя понять и оценить поэзию Твардовского, не почувствовав, в какой мере она вся, до самых своих глубин, лирична. И вместе с тем она широко, настежь открыта окружающему миру и всему, чем этот мир богат, — чувствам, мыслям, природе, быту, политике», — писал о поэзии А. Т. Твардовского С. Я. Маршак в книге «Ради жизни на земле». В этом отличительная черта поэзии А. Т. Твардовского: жизнь, огромный мир в самых разнообразных проявлениях преломляется в лирическом переживании поэта. Особенно зримо это проявилось в произведениях о войне.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом» Твардовского

А. Твардовский посвятил свою жизнь описанию Великой Отечественной войны. Автор стремился взглянуть на войну глазами ее участников. Стихотворения поэта — не обобщенный взгляд сверху, а искренний рассказ очевидца событий. Очень часто Твардовский использует внутренний или прямой монолог лирического героя. Стихотворение «Я убит подо Ржевом» основан на реальной истории. В 1942 г. состоялось одно из решающих и наиболее кровавых сражений – битва за Ржев. Даже бывалые солдаты признавали небывалый масштаб операции. Число погибших исчислялось сотнями тысяч. Один из рядовых участников битвы, В. Бросалов, был смертельно ранен. Он не сразу был обнаружен санитарами и долгое время находился на грани жизни и смерти. За это время солдат передумал многое и уже смирился со своей гибелью. Впоследствии он рассказал Твардовскому о своих размышлениях, и поэт отразил их в своем стихотворении «Я убит подо Ржевом» (1946 г.).

Произведение представляет собой монолог погибшего солдата. Его смерть была внезапной и чудовищной. Разрыв снаряда не оставил от человека ни малейшего следа («ни петлички», «ни лычки»). Советский боец словно бы растворился в природе и стал ее частью. Но в размышлениях солдата о том, что ему не досталось даже человеческой могилы, нет сожаления. Главная его забота направлена в будущее. Главный герой не может успокоиться от того, что не знает результата сражения, за который он отдал свою жизнь. Твардовский использует очень выразительный прием, называя противника опосредованно через разрядку («за ним», «он»). Это усиливает образ врага, выступающего в качестве темной непреодолимой силы.

Боец уверяет сам себя, что победа его народа неизбежна, иначе зачем нужны были такие огромные жертвы. Все павшие на поле боя сражались за свою Родину. Ее имя и пожелание победы звучали перед смертью. Гибель огромного числа людей не может быть напрасной. Мертвые завещают все свои несбывшиеся надежды, неполученные награды, нерожденных детей тем, кто остался жив. Это священное завещание обязывает живых продолжать борьбу («мертвых проклятье – кара страшна»).

Солдат уверен, что не только состоявшееся сражение, но и все последующие вели только к победе. Он с радостью приветствует «побратимов», которые постепенно продвигаются к западным границам. Главное сожаление героя – невозможность никак выразить свои чувства. Он мечтает о мимолетном воскрешении, чтобы только разделить радость от победы.

Автор стирает грань между мертвыми и живыми. И те и другие стремятся к общей цели. Это единение символизирует величину народного духа, который невозможно сломить.

Темы, проблемы, настроение

Тема патриотизма занимает основное место в стихотворении «Я убит подо Ржевом». Солдат говорит о своей жертве и призывает нас беречь Родину так, как он берег. Ведь в этом его единственная отрада.

Тематика и проблематика стихотворения «Я убит подо Ржевом» изложены в списке:

  1. Тема памяти о погибших воинах. По мнению Александра Трифоновича, земное существование человека представляет собой важнейший этап по пути к бессмертию. Миллионы бесстрашных солдат отдавали свои жизни во время войны ради спасения Отечества и заслужили вечную память. У них нет даже могил, но мы обязаны чтить их трагическую, но славную историю. Воспоминания о погибших воинах навсегда останутся в сердцах живых солдат и русского народа. Это необходимо для того, чтобы люди берегли Отечество и жили честно, отдавая дань уважения тем, кто погиб за их будущее.
  2. Тема будущего. Боец без зависти говорит о том, что ждет его потомков, и не желает им повторения борьбы. Напротив, он надеется, что больше никому воевать не придется: «Завещаю в той жизни Вам счастливыми быть И родимой отчизне С честью дальше служить».
  3. Тема Победы. Герой мечтает об освобождении Родины, перечисляет города, которые так нужно избавить от гнета врага. Но он же предостерегает людей праздновать долгожданную дату без бахвальства и хвастовства. Нужно сохранять достоинство.
  4. Проблема памяти. Многие солдаты пали в сражении и пропали без вести. До сих пор ведутся их поиски. Боец, погибший так, горько сожалеет о том, что даже мать не найдет его могилу, что никакого упоминания о нем не уцелеет. Мы должны сделать все возможное, чтобы идентифицировать тех героев, которые не дожили до Победы.
  5. Проблема вечной славы. Герой называет ее «невеселым уделом» и слабым утешением для воина, который потерял все. Не ордена мотивируют его, а забота о родной стране.
  6. Проблема войны. «Этот месяц был страшен, было все на кону» — пишет автор. Действительно, сражения выматывали людей и занимали долгие месяцы, если не годы. Подо Ржевом умерли сотни тысяч бойцов. Фронт герой сравнивает с горящим рубцом, ведь живого места не было на земле.

В свое произведение Твардовский вложил чувство благодарности, обращенное ко всем героям войны, которые отдали свою жизнь ради благополучия страны.

Основная мысль

Свою знаменитую поэму русский писатель, драматург и журналист написал еще в 1969 году, по сути, это автобиография, так как автор делится с читателями собственными грустными воспоминаниями, тяжелыми переживаниями и мыслями.

Произведение Александра Трифоновича Твардовского представляет собой трехчастную композицию, в которой затрагиваются многие важные темы, в частности:

  • раскаяние и личная вина человека;
  • память и забвение;
  • историческое возмездие;
  • сыновняя ответственность.

Анализируя текст, можно понять, что писатель при его создании преследовал одну цель. Он хотел напомнить, что даже тем людям, которые не принимали непосредственное участие в страшном злодеянии, нет прощения. Их вина, пусть и косвенная, в том, что они молчали и не препятствовали злу, которое свершалось во время сталинского режима. Автор хотел показать читателям, как важна историческая память. Отказ от нее может приравниваться к отказу от ответственности.

По праву памяти

Смыкая возраста уроки, Сама собой приходит мысль — Ко всем, с кем было по дороге, Живым и павшим отнестись. Она приходит не впервые. Чтоб слову был двойной контроль: Где, может быть, смолчат живые, Так те прервут меня: — Позволь! Перед лицом ушедших былей Не вправе ты кривить душой, — Ведь эти были оплатили Мы платой самою большой. . . И мне да будет та застава, Тот строгий знак сторожевой Залогом речи нелукавой По праву памяти живой. 1. ПЕРЕД ОТЛЕТОМ Ты помнишь, ночью предосенней, Тому уже десятки лет, — Курили мы с тобой на сене, Презрев опасливый запрет. И глаз до света не сомкнули, Хоть запах сена был не тот, Что в ночи душные июля Заснуть подолгу не дает. . . То вслух читая чьи-то строки, То вдруг теряя связь речей, Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей. Мы не испытывали грусти, Друзья — мыслитель и поэт. Кидая наше захолустье В обмен на целый белый свет. Мы жили замыслом заветным, Дорваться вдруг До всех наук — Со всем запасом их несметным — И уж не выпустить из рук. Сомненья дух нам был неведом; Мы с тем управимся добром И за отцов своих и дедов Еще вдобавок доберем. . . Мы повторяли, что напасти Нам никакие нипочем, Но сами ждали только счастья, — Тому был возраст обучен. Мы знали, что оно сторицей Должно воздать за наш порыв В премудрость мира с ходу врыться, До дна ее разворотив. Готовы были мы к походу. Что проще может быть: Не лгать. Не трусить. Верным быть народу. Любить родную землю-мать, Чтоб за нее в огонь и в воду. А если — То и жизнь отдать. Что проще! В целости оставим Таким завет начальных дней. Лишь от себя теперь добавим: Что проще — да. Но что сложней? Такими были наши дали, Как нам казалось, без прикрас, Когда в безудержном запале Мы в том друг друга убеждали, В чем спору не было у нас. И всласть толкуя о науках, Мы вместе грезили о том, Ах, и о том, в каких мы брюках Домой заявимся потом. Дивись, отец, всплакни, родная, Какого гостя бог нанес, Как он пройдет, распространяя Московский запах папирос. Москва, столица — свет не ближний, А ты, родная сторона, Какой была, глухой, недвижной, Нас на побывку ждать должна. И хуторские посиделки, И вечеринки чередом, И чтоб загорьевские девки Глазами ели нас потам, Неловко нам совали руки, Пылая краской до ушей. . . А там бы где-то две подруги, В стенах столичных этажей, С упреком нежным ожидали Уже тем часом нас с тобой, Как мы на нашем сеновале Отлет обдумывали свой. . . И невдомек нам было вроде, Что здесь, за нашею спиной, Сорвется с места край родной И закружится в хороводе Вслед за метелицей сплошной. . . Ты не забыл, как на рассвете Оповестили нас, дружков, Об уходящем в осень лете Запевы юных петушков. Их голосов надрыв цыплячий Там, за соломенной стрехой, — Он отзывался детским плачем И вместе удалью лихой. В какой-то сдавленной печали, С хрипотцей истовой своей Они как будто отпевали Конец ребячьих наших дней. Как будто сами через силу Обрядный свой тянули сказ О чем-то памятном, что было До нас. И будет после нас. Но мы тогда на сеновале Не так прислушивались к ним, Мы сладко взапуски зевали, Дивясь, что день, а мы не спим. И в предотъездном нашем часе Предвестий не было о том, Какие нам дары в запасе Судьба имела на потам. И где, кому из нас придется, В каком году, в каком краю За петушиной той хрипотцей Расслышать молодость свою. Навстречу жданной нашей доле Рвались мы в путь не наугад, — Она в согласье с нашей волей Звала отведать хлеба-соли.

—> ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

Горькие воспоминания

Повествование начинается с воспоминаний писателя, в которых он обращается к своему товарищу. Они с другом в молодости мечтали оставить место, где они родились, и отправиться туда, где будут нужнее всего. У закадычных друзей были свои вполне реалистичные планы и осуществимые цели, им хотелось малого:

  • честно трудиться для блага советских людей;
  • быть достойными сыновьями и гражданами своей родины.

Кроме этого, еще в давние времена они пообещали друг другу две вещи: не быть трусами и лжецами, эти пороки молодые люди считали самыми худшими человеческими качествами. Им действительно казалось, что проще этого ничего не может быть, они еще не знали, насколько сильно ошибаются.

Неоправдавшийся оптимизм молодости

Продолжая анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского, школьник может рассказать об особенностях начала произведения. В первой главе произведения поэт пишет о надеждах молодости, о своем друге, с которым он мечтал о лучших днях, верил в светлое будущее. Однако уверенные в завтрашнем дне оптимисты никак не могли в тот момент предположить, что от жизни можно ждать не только счастья. И уже в первой главе читатель ощущает предчувствие скорой исторической реальности, которая должна развернуться в дальнейшем.

Эти трагические конфликты описываются уже в главе под названием «Сын за отца не отвечает». Здесь Твардовский выражает свою личную боль. Ведь он был сыном врага народа. Подготавливая анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского, школьник может добавить, что здесь автор под совершенно разными гранями поворачивает знаменитую сталинскую формулировку о том, что сын может не отвечать за поступки отца. Эта фраза всегда была интерпретирована как своего рода спасательный круг, бросаемый справедливым вождем детям «врагов родины».

Однако Твардовский решительно отталкивает эту жалкую подачку. Ему не нужно право на благополучную жизнь, которое нужно оплатить ценой предательства собственного оцта. Анализ «По праву памяти» Твардовского показывает, что автор берется ответить за поступки своего родителя – и не просто ответить, но еще и заступиться за него. Твардовский делает это как художник – описывая образ крестьянина, труженика. И вслед за мыслью об ответственности за своего отца приходит идея о том, что человек также должен отвечать и за свою родину.

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского

Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.

В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».

Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.

Первая часть

В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.

В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.

Вторая часть автобиографического стихотворения

Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.

В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:

Заключительная часть произведения «По праву памяти»

Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.

Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.

Анализ «Вся суть в одном-единственном завете…»

Одним из самых знаменитых и проникновенных стихотворений Твардовского является «Вся суть в одном-единственном завете…», который можно назвать образцом высшей культуры стиха. Бескомпромиссность и правдивость, честность и отчаянная откровенность, народность и своевременность — все это переплетено в этом уникальном стихотворении.

В нем раскрывается творческое, самобытное отношение Твардовского к слову, к поэзии, как способу выразить свое душевное состояние. Обычные, привычные для поэзии символы приобретают у Твардовского несколько иную форму и более глубинный и неоднозначный смысл.

Поэтому это стихотворение можно назвать своеобразной загадкой. Это заключено и в простоте изложения стихотворения, и в его доступности — но это не делает его ординарным. Поэт использует и характерную для его лирики звукозапись, чтобы подчеркнуть силу и мощь своих правдивых слов.

В этом стихотворении с особой отчетливостью звучит личная позиция автора по отношению к самому себе, своей стране и ее народу. Твардовский обращается к русскому народу со всей ответственностью, правдивостью и искренностью, без которых невозможно прожить жизнь честно и достойно.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано спустя год после окончания Великой Отечественной войны – в 1946 г.

Тема стихотворения – тема исторической памяти, умение жертвовать собой ради счастья следующих поколений.

Композиция – Стихотворение А. Твардовского – монолог лирического героя, в котором можно выделить воспоминания о собственной гибели и обращение к живым соотечественникам. Формальная его организация – 42 катрена.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – двустопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «Фронт горел», «машины воздух рвут на шоссе», «нашим прахом по праву овладел чернозем».

Эпитеты – «родимая отчизна», «безымянное болото».

Сравнения – «фронт горел, не стихая, как на теле рубец».

О памяти

Забыть, забыть велят безмолвно,Хотят в забвенье утопитьЖивую быль. И чтобы волныНад ней сомкнулись. Быль — забыть!

Забыть родных и близких лицаИ стольких судеб крестный путь —Все то, что сном давнишним будь,Дурною, дикой небылицей,Так и ее — поди, забудь.

Но это было явной быльюДля тех, чей был оборван век,Для ставших лагерною пылью,Как некто некогда изрек.

Забыть — о, нет, не с теми вместеЗабыть, что не пришли с войны, —Одних, что даже этой честиСуровой были лишены.

Забыть велят и просят ласкойНе помнить — память под печать,Чтоб ненароком той огласкойНепосвященных не смущать.

О матерях забыть и женах,Своей — не ведавших вины,О детях, с ними разлученных,И до войны,И без войны.А к слову — о непосвященных:Где взять их? Все посвящены.

Все знают все; беда с народом! —Не тем, так этим знают родом,Не по отметкам и рубцам,Так мимоездом, мимоходом,Не сам,Так через тех, кто сам…

И даром думают, что памятьНе дорожит сама собой,Что ряской времени затянетЛюбую быль,Любую боль;

Что так и так — летит планета,Годам и дням ведя отсчет,И что не взыщется с поэта,Когда за призраком запретаСмолчит про то, что душу жжет…

Нет, все былые недомолвкиДомолвить ныне долг велит.Пытливой дочке-комсомолкеПоди сошлись на свой главлит;

Втолкуй, зачем и чья опекаК статье закрытой отнеслаНеназываемого века Недоброй памяти дела;

Какой, в порядок не внесенный,Решил за насОсобый съездНа этой памяти бессонной,На ней как разПоставить крест.

И кто сказал, что взрослым людямСтраниц иных нельзя прочесть?Иль нашей доблести убудетИ на миру померкнет честь?

Иль, о минувшем вслух поведав,Мы лишь порадуем врага,Что за свои платить победыСлучалось нам втридорога?

В новинку ль нам его злословье?Иль все, чем в мире мы сильны,Со всей взращенной нами новью,И потом политой и кровью,Уже не стоит той цены?И дело наше — только греза,И слава — шум пустой молвы?

Тогда молчальники правы,Тогда все прах — стихи и проза,Все только так — из головы.

Тогда совсем уже — не диво,Что голос памяти правдивойВещал бы нам и впредь беду:Кто прячет прошлое ревниво,Тот вряд ли с будущим в ладу…

Что нынче счесть большим, что малым —Как знать, но люди не трава:Не обратить их всех наваломВ одних непомнящих родства.

Пусть очевидцы поколеньяСойдут по-тихому на дно,Благополучного забвеньяПрироде нашей не дано.

Спроста иные затвердили,Что будто нам про черный деньНе ко двору все эти были,На нас кидающие тень.

Но все, что было, не забыто,Не шито-крыто на миру.Одна неправда нам в убыток,И только правда ко двору!

А я — не те уже годочки —Не вправе я себе отсрочкиПредоставлять.Гора бы с плеч —Еще успеть без проволочкиНемую боль в слова облечь.

Ту боль, что скрытно временамиИ встарь теснила нам сердцаИ что глушили мы громамиРукоплесканий в честь отца.

С предельной силой в каждом залеОни гремели потому,Что мы всегда не одномуТому отцу рукоплескали.

Всегда, казалось, рядом был,Свою земную сдавший смену.Тот, кто оваций не любил,По крайней мере знал им цену.

Чей образ вечным и живымМир уберег за гранью бренной,Кого учителем своимИменовал отец смиренно…

И, грубо сдвоив имена,Мы как одно их возглашалиИ заносили на скрижали.Как будто суть была одна.

А страх, что всем у изголовьяЛихая ставила пора,Нас обучил хранить безмолвьеПеред разгулом недобра.

Велел в безгласной нашей долеНа мысль в спецсектор сдать права,

С тех пор — как отзыв давней болиОна для нас — явись едва.Нет, дай нам знак верховной воли,Дай откровенье божества.

И наготове вздох особый —Дерзанья нашего предел:Вот если б Ленин встал из гроба,На все, что стало, поглядел…

Уж он за всеми мелочамиУзрел бы ширь и глубину.А может быть, пожал плечамиИ обронил бы:— Ну и ну! —

Так, сяк гадают те и эти,Предвидя тот иль этот суд, —Как наигравшиеся дети,Что из отлучки старших ждут.

Но все, что стало или станет,Не сдать, не сбыть нам с рук своих,И Ленин нас судить не встанет:Он не был богом и в живых.

А вы, что ныне норовитеВернуть былую благодать,Так вы уж Сталина зовите —Он богом был — Он может встать.

И что он легок на поминеВ подлунном мире, бог-отец,О том свидетельствует нынеЕго китайский образец…

…Ну что ж, пускай на сеновале,Где мы в ту ночь отвергли сон,Иными мнились наши дали, —Нам сокрушаться не резон.

Чтоб мерить все надежной меркой,Чтоб с правдой сущей быть не врозь,Многостороннюю проверкуПрошли мы — где кому пришлось.

И опыт — наш почтенный лекарь,Подчас причудливо крутой, —Нам подносил по воле векаЕго целительный настой.Зато и впредь как были — будем, —Какая вдруг ни грянь гроза —Людьмииз тех людей,что людям,Не пряча глаз,Глядят в глаза.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Анализ поэмы «По праву памяти» Твардовского

Александр Твардовский был не только известным писателем-литератором, но и успешно совмещал литературную деятельность с журналистской, что, в свою очередь, оставило отпечаток на стиле написания стихотворений и поэм, а также на их тематике и посыле к читателю.

В конце 1970 года Твардовский написал знаменитое стихотворение «По праву памяти», в основу которого легла автобиография поэта. Время написания автобиографического стихотворения пришлось как раз на тот период в истории, когда писателей перестали ущемлять в высказываниях и упоминаниях политических тем. Александр Твардовский не упустил возможность высказать свое мнение о политике Сталина, и написал «По праву памяти».

Стихотворение Твардовского можно условно разделить на три части, которые объединены между собой одной главной мыслью, с помощью которой писатель попытался донести до читателя, почему для написания произведения была выбрана именно эта тема.

Первая часть

В ней писатель рассказывает читателям о своих заветных мечтах, говорит, к чему стремился и какие цели ставил перед собой в юношеские годы. При жизни поэта была издана в тираже только первая часть автобиографического стихотворения.

В начале Твардовский знакомит читателей с двумя молодыми ребятами из обычной деревни, которые еще не сталкивались с суровой реальностью жизни и проблемами, и до сих пор верят в безоблачное будущее и исполнение заветных желаний. Их запал, юношеский максимализм и желание жить дают им прилив сил, которые они тратят на пользу Родине. В этой же части автор четко намекает, что юношам придется столкнуться с жестокой реальностью и спуститься на землю со своих радужных мечтаний.

Вторая часть автобиографического стихотворения

Во второй части стихотворения Твардовского любой читатель может в самых ярких красках прочувствовать всю тяжесть степени отчаяния и безысходности автора. В этой части поэт целиком и полностью отразил свое душевное состояние. Он был подавлен и сломлен из-за ссылки своей семьи в холодные объятия ледяной Сибири, но ничего не мог исправить. Поэт так и смог понять, как так могло произойти, что обещания политических деятелей и их слова совсем ничего не значат и никогда не совпадают с действиями. Вера в идеологию была навсегда подорвана и навсегда оставила душераздирающий след в душе автора.

В конце 70х годов 20го века среди народа было широко распространено такое понятие, как «враг народа». Чтобы получить такое «звание» достаточно было не только самому нарушить законы или переступить черту в высказываниях в адрес политических деятелей, но и иметь родителей, за ошибки которых отвечали и несли наказание их дети. В скором времени, Сталин объявил народу, что это неправильно, и «сын не должен отвечать за ошибки отца». После таких слов многие люди смогли наконец-то свободно вздохнуть, но не Твардовский. Он отнесся к такому шагу известного политика как к предательству в кругу семьи. Получается, теперь дети вправе «отказаться» от своих родителей, тем самым навсегда разорвав кровную связь. К современным читателям он обратился с некой долей иронии:

Заключительная часть произведения «По праву памяти»

Третью, заключительную часть стихотворения «По праву памяти» Твардовский посвятил читателю. Поэт хотел донести, что чтобы не случилось, нельзя отказаться от своего прошлого, своей семьи или ее поступков. Человек не имеет права забыть о своих корнях и начать все заново.

Прочитав стихотворение – сердце читателя не сможет остаться равнодушным. Главная мысль и посыл, лежащие в основе литературного произведения в том, что нельзя идти смелыми шагами в хорошее будущее, если вы не помните или не хотите знать своего прошлого.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: