Встреча с настоящей любовью
Видя, как герой влюбляется в Джульетту, мы уже можем дать совсем другую характеристику Ромео. Теперь вся фальшь уходит из жизни главного героя. Характеристика Ромео теперь будет отличаться искренностью чувств, их подлинностью. Юноша предан своей любви. В произведении Шекспира характеристика Ромео, как мы видим, резко меняется. Бросается в глаза то, насколько у юного мальчика чуткое сердце, способное так сильно полюбить
Если говорить о характеристике Ромео и Джульетты как единого целого, то важно будет сказать, что влюбленные очень нежны. Оба они верны своему выбору
Несмотря на всю ту чувствительность, что располагают их сердца, они смогли очень долгое время противостоять своим семьям, чтобы спасти свою любовь.
Трагическая смерть
Пока Ромео находится в изгнании, Джульетту готовят к свадьбе со зрелым и богатым мужчиной. Она вновь приходит к монаху за помощью. Тот дает ей зелье, выпив которое, девушка уснет на два дня. По плану все близкие Джульетты должны были подумать, что девушка умерла. Именно так и поступает героиня.
До Ромео доходят слухи о том, что его возлюбленная отравилась и умерла. Он не знал о том, что смерть Джульетты – всего лишь хитроумный план. Ромео отправляется к склепам Капулетти, чтобы навсегда проститься с любимой. Вне себя от горя, Ромео встречает жениха Джульетты, убивает его. Сразу после этого парень сводит концы с жизнью, выпив яд.
Джульетта, пробудившись ото сна, видит мертвое тело своего любимого. Она в растерянности. Девушка понимает, что теперь ей незачем продолжать жить, и вонзает клинок в свое сердце, тем самым отправляясь следом за любимым Ромео.
После смерти совсем юных влюбленных две враждующие семьи понимают бессмысленность своего противостояния. Война между ними завершается.
Примечания
. Bradley A.C. Shakespearean Tragedy. L., 1905, p. 185.
. Leavis F.R. Diabolic Intellect and the Noble Hero (or the sentimentalist’s «Othello»). — In: Leavis F.R. The Common Pursuit. L., 1976, p. 136—159.
. Панский Л. Шекспир: Основные начала драматургии. М., 1971, с. 158.
. Аникст А. Творчество Шекспира. М., 1963, с. 448.
. Bradley A.C. Op. cit., p. 180.
. Берковский Н.Я. «Отелло», трагедия Шекспира. — В кн.: Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.; Л., 1962, с. 106.
. Charlton H.B. Shakespearian Tragedy. Cambridge, 1949, p. 114.
. Knight G.W. The Wheel of Fire. L., 1949, p. 109—111.
. Гегель Георг Вильгельм Фридрих. Эстетика. — М., 1960, т. 1, с. 221.
. Берковский Н.Я. Указ. соч., с. 71.
. Huizinga J. The Waning of the Middle Ages. L., 1979, p. 54—64.
. Станиславский К.С. Режиссерский план «Отелло». М.; Л., 1945, с. 117.
. Козинцев Г. «Отелло». — В кн.: Шекспировский сборник. М., 1947, с. 166—168.
. В подлиннике этот отрывок из монолога Яго предваряется еще более уверенным аргументом: «for I do know the state».
. В оригинале сообщение Лодовико звучит еще более резко: «your power and your command is taken of».
. Шведов Ю. Эволюция шекспировской трагедии. М., 1975, с. 231—232.
. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970, с. 282.
. Steiner G. The Death of Tragedy. L., 1974, p. 55.
. Брандес Георг. Вильям Шекспир. СПб., 1897, с. 306.
. Аникст А. Шекспир: Ремесло драматурга. М., 1974, с. 339.
. Там же, с. 514.
. Knights L.C. «King Lear» and the Great Tragedies. — In: The Pelican Guide to English Literature. L., 1975, vol. 2, p. 233.
. Charlton H.B. Op. cit. p. 123.
. Prior Moody E. Character in Relation to Action in «Othello». — Modern Philology, 1946—1947, vol. 44, p. 233.
. Любопытно, что подобные утверждения встречаются и в трудах, довольно далеких от академического литературоведения или литературной критики. Так, известный немецкий психоневролог Карл Леонгард, обращаясь к шекспировской трагедии за примером мастерского описания параноического развития, замечает при этом: «Впрочем, следует упомянуть, что у Отелло ситуативные предпосылки, то есть внешние обстоятельства (курсив мой. — М.С.), безусловно, способствовали именно параноическому развитию…» (Леонгард Карл. Акцентуирование личности. Киев, 1981, с. 296).
. Зингерман Б. Анализ режиссерского плана «Отелло» К. Станиславского. — В кн.: Шекспировский сборник. М., 1958, с. 369.
. Думается, что Б. Зингерман несколько преувеличивает близость «новаторских выводов», к которым «независимо друг от друга» приходят «художественно-образная мысль» К.С. Станиславского и «научно-аналитическая мысль» Н.Я. Берковского (Зингерман Б. Указ. соч., с. 368—369). При всей схожести в отдельных пунктах эти две интереснейшие интерпретации великой трагедии, впервые опубликованные приблизительно в одно время, относятся тем не менее к разным этапам освоения шекспировского наследия нашей режиссерской и литературоведческой мыслью.
. Пинский Л. Указ. соч., с. 160.
. Там же, с. 206.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница |
Офелия — контрзависимый нарциссический характер
«Порой мы воспринимаем их как чувствительных, великодушных, очаровательных и достойных доверия. А иногда они производят впечатление поверхностных, неискренних, эгоцентричных, контролирующих, вторгающихся и даже поглощающих
Объединяет все эти типажи распознаваемая структура характера – зависимый нарциссизм, в основе которого лежит ищущий паттерн отношений… Ему отчаянно необходимо внимание другого, чтобы чувствовать себя целостным и не допустить регрессию в пограничный хаос первого года жизни
Подпитываемый сильным аффектом, свойственным ищущему паттерну отношений, человек с зависимой нарциссической структурой характера cклонен хвататься то за одного, то за другого человека в своем отчаянном поиске недостающего ≪другого≫. Этот поиск обычно направлен вовне и имеет своей целью некий конкретный объект, в то время как то, чего действительно не хватает, таинственным образом сокрыто внутри. Сильный аффект, а также в высшей степени драматические и запутанные отношения с окружающими используются в качестве защиты, чтобы не испытывать, не различать и не выражать подлинных чувств. Неспособный добраться до глубинных источников энергии, от которых он отчужден защитами, человек скитается по свету в вечном поиске, вовлекая в него разных людей – одного за другим. Такое нарциссическое использование окружающих явно не приносит удовлетворения ни ему самому, ни тем, кого он встречает на своем пути.
Многие известные литературные персонажи охвачены агонией этого паттерна. Например, Офелия, героиня трагедии Шекспира ≪Гамлет≫, является носительницей зависимой нарциссической структуры характера. Мы видим очаровательную молодую девушку, которая страстно влюбляется в Гамлета. Он вернулся ко двору и преисполнен решимости во чтобы то ни стало выяснить причину гибели своего отца. Его состояние вызывает беспокойство у отца и брата Офелии. Они запрещают девушке встречаться с принцем. И она дает согласие не видеться с возлюбленным, поскольку воля обожаемого отца и любимого брата для нее превыше всего, а от собственных чувств она надежно отрезана. Однажды, охваченный мрачными подозрениями, Гамлет по ошибке убивает отца Офелии. Смерть человека, который был смыслом ее существования, а также переживания за Гамлета оказываются невыносимыми и разрушают ее хрупкое сознание. Сойдя с ума, она бродит повсюду и в конце концов кончает жизнь самоубийством – тонет в ручье.
Темы
- Месть Гамлета. Принцу было суждено нести тяжкое бремя мести. Он не может холодно и расчетливо расправиться с Клавдием и вернуть себе престол. Его гуманистические установки принуждают задуматься об общем благе. Герой чувствует свою ответственность за тех, кто пострадал от распространенного вокруг зла. Он видит, что в смерти его отца виноват не один лишь Клавдий, а вся Дания, которая беспечно закрыла глаза на обстоятельства смерти старого короля. Он знает, что для совершения мести ему необходимо стать врагом для всего окружения. Его идеал действительности не совпадает с реальной картиной мира, «расшатанный век» вызывает неприязнь у Гамлета. Принц понимает, что не сможет восстановить мир в одиночку. Подобные мысли повергают его в ещё большее отчаяние.
- Любовь Гамлета. До всех тех ужасных событий в жизни героя была любовь. Но, к сожалению, она несчастна. Он безумно любил Офелию, и в искренности его чувств нет никаких сомнений. Но юноша вынужденно отказывается от счастья. Ведь предложение разделить горести вместе было бы слишком эгоистичным. Чтобы окончательно разорвать связь, ему приходится причинить боль и быть беспощадным. Пытаясь уберечь Офелию, он и подумать не мог, как велики будут её страдания. Порыв, с которым он бросается к её гробу, был глубоко искренним.
- Дружба Гамлета. Герой очень ценит дружбу и не привык выбирать себе друзей, исходя из оценки их положения в обществе. Его единственным верным другом является бедный студент Горацио. В то же время принц презрительно относится к предательству, именно поэтому так жестоко обходится с Розенкранцем и Гильденстерном.
История с платком
Жена Отелло вновь просит своего супруга простить Кассио. Однако тот не слушает ничего. Он требует показать платок, который обладает магическими свойствами охранять красоту той, кто им владеет, а также любовь ее избранника. Обнаружив, что у жены нет платка, Отелло в ярости уходит.
Платок с красивым узором находит дома Кассио. Он дает его Бианке, своей подружке, чтобы девушка скопировала вышивку, пока не обнаружился владелец.
Делая вид, что утешает Отелло, Яго умудряется довести его до обморока. После этого он уговаривает мавра спрятаться и подслушать его разговор с Кассио. Они будут говорить о Дездемоне. На деле же речь идет о Бианке. Тот рассказывает со смехом об этой ветреной девушке. Находясь в укрытии, Отелло не разбирает половины слов. Он уверен в том, что над ним и его женой смеются. На беду появляется Бианка, которая бросает в лицо возлюбленному драгоценный платок, говоря, что это, должно быть, подарок какой-то развратницы. Ревнивую прелестницу принимается успокаивать Кассио. Тем временем Яго продолжает распалять одураченного мавра, советуя ему задушить Дездемону в постели. На это соглашается Отелло. Краткое содержание по главам уже приближается к развязке сюжета.
Проблемы
Проблематика, освещенная в «Гамлете» очень широка. Здесь темы любви и ненависти, смысла жизни и назначения человека в этом мире, сила и слабость, право на месть и убийство.
Одна из главных – проблема выбора, с которой сталкивается главный герой. В его душе много неуверенности, он в одиночестве долго размышляет и анализирует все происходящее в его жизни. Рядом с Гамлетом нет никого, кто смог бы помочь ему принять решение. Поэтому он руководствуется лишь собственными моральными установками и личным опытом. Сознание его разделяется на две половины. В одной живет философ и гуманист, а в другой, человек, который понял суть прогнившего мира.
Его ключевой монолог «Быть или не быть» отражает всю боль в душе героя, трагедию мысли. Эта невероятная внутренняя борьба изматывает Гамлета, навязывает ему думы о самоубийстве, но его останавливает нежелание совершать ещё один грех. Его все больше начала волновать тема смерти и её тайна. Что там дальше? Вечная тьма или продолжение страданий, которые он терпит при жизни?
Список всех произведений
Трагедии:
- Макбет;
- Ромео и Джульетта;
- Король Лир;
- Кориолан;
- Король Лир;
- Отелло;
- Тит Андроник;
- Антоний и Клеопатра;
- Гамлет;
- Тимон Афинский;
- Троил и Крессида;
- Юлий Цезарь;
- Цимбелин.
Комедии:
- Как вам это понравится;
- Комедия ошибок;
- Буря;
- Мера за меру;
- Зимняя сказка;
- Два веронца;
- Много шума из ничего;
- Бесплодные усилия любви;
- Венецианский купец;
- Все хорошо, что хорошо кончается;
- Сон в летнюю ночь;
- Виндзорские насмешницы;
- Укрощение строптивой;
- Перикл;
- Двенадцатая ночь;
- Два знатных родича.
Поэмы:
- Жалоба влюбленной;
- Венера и Адонис;
- Сонеты Уильяма Шекспира;
- Феникс и голубка;
- Обесчещенная Лукреция;
- Страстный пилигрим.
Тема
Анализ «Гамлета» следует начинать с характеристики основной проблемы.
Мотивы измены, преступления, любви всегда были распространены в литературе. У. Шекспир умел подмечать внутренние колебания людей и ярко передавать их при помощи слова, поэтому он не мог остаться в стороне от перечисленных проблем. Главная тема «Гамлета» – преступление, совершённое ради богатства и власти.
Основные события произведения развиваются в замке, принадлежащем семье Гамлета. В начале пьесы читатель узнает о том, что по замку бродит призрак. Гамлет решает встретиться с мрачным гостем. Он оказывается призраком его отца. Привидение рассказывает сыну, кто его убил и просит отомстить. Гамлету кажется, что он сошел с ума. На том, что увиденное – правда, настаивает друг принца Гораций. После долгих размышлений и наблюдений за новым правителем, а им стал дядя Гамлета Клавдий, убивший своего брата, молодой человек решается на месть. В голове его постепенно созревает план.
Король догадывается, что племянник знает о причине смерти отца. Он подсылает к принцу его друзей, чтобы те все разузнали, но Гамлет догадывается об этой измене. Герой притворяется сумасшедшим. Самое светлое во всех этих событиях – любовь Гамлета к Офелии, но и ей не суждено сбыться.
Как только появляется возможность, принц при помощи труппы актеров разоблачает убийцу. Во дворце разыгрывают пьесу «Убийство Гонзаго», в которую Гамлет добавляет реплики, демонстрирующие королю, что его преступление раскрыто. Клавдию становится плохо, и он покидает зал. Гамлет хочет поговорить с матерью, но случайно убивает приближенного вельможу короля, Полония.
Клавдий хочет сослать племянника в Англию. Но Гамлет узнаёт об этом, хитростью возвращается в замок и убивает короля. Отомстив, Гамлет умирает от яда.
Наблюдая за событиями трагедии, нетрудно заметить, что в ней представлен внутренний и внешний конфликт. Внешний – отношение Гамлета с обитателями родительского двора, внутренний – переживания принца, его сомнения.
В произведении развивается идея , что всякая ложь рано или поздно раскрывается. Основная мысль – человеческая жизнь слишком коротка, поэтому не стоит тратить время на то, чтобы опутывать её ложью и интригами. Это то, чему учит пьеса читателя и зрителя.
Композиция
Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.
Действие можно разделить на пять частей:
- Первая часть – завязка. Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
- Вторая часть – развитие действия. Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
- Третья часть – кульминация. Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
- Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
- Пятая часть – развязка. Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
История персонажа
Композиционно трагедия Уильяма Шекспира «Отелло» считается его лучшим произведением. Действие построено четко, причинно-следственные связи логичны, а события последовательны. Это реалистическая трагедия писателя, исключающая присутствие магического элемента и описывающая реальный мир. Характеры героев достоверны и представляют людей без волшебных особенностей.
Уильям Шекспир стал автором совершенного произведения для эпохи, в которую он творил. Новаторство пьесы 1604 года заключалось в отсутствии обращения к античным и средневековым мотивам. Местом действия выступала Венеция, современный и популярный город описываемого периода.
Другие трагические герои и их жертвы
«Разница между Отелло и другими ревнивыми мужьями Шекспира — Леонтесом, Клаудио, Постумусом, господином Фордом — заключается в гораздо большей глубине и силе любви Отелло к своей жене. Интересно то, что из всех ревнивых мужей Шекспира именно черный вызывает наибольшее сочувствие и восхищение не только со стороны всех его окружающих, но и со стороны публики »(Ванита, 341). Действительно, «темнота Отелло не умаляет его власти над женой. Как это ни парадоксально, социальные предубеждения против него приводят к изгнанию Дездемоны, которое изолирует ее даже больше, чем другие жены, и полностью подчиняет ее милости мужа »(341). Гонка, конечно же, одна из главных тем в Отелло. — но это настолько широко обсуждается, что, кажется, критики забыли о более глубокой теме своей трансцендентной любви, которая приводит к самой трагедии.
Другой аспект, который отделяет эту трагедию от других, заключается в том, что «убийство жены отличается от многих других видов убийств (например, тех, что представлены в… Макбете ), поскольку жертва более определенно находится во власти убийцы» (Ванита, 341). В « Макбете» король Дункан никогда не имеет шанса противостоять мужественному и пророческому Макбету, который видит из-за трех ведьм, что король — единственное, что ему мешает занять трон. Он праведен в своем деле, опираясь на пророчество и амбиции своей жены, леди Макбет, и поэтому не может потерпеть неудачу.
Однако в « Отелло» Дездемона полностью находится во власти Отелло. Он входит в их комнату, где она ждала его в постели, и дает ей несколько последних минут, чтобы умолять ее. Но на самом деле он не слушает, потому что чем больше она протестует, тем больше он чувствует, что его долг — уничтожить ее за ее неверность. Более того, сравнивая трагические смерти, например, в « Макбете». , Яго выполняет ту же сюжетную функцию, что и три ведьмы, которые предвидят силу, которую однажды обретет Макбет, и приводят в движение события, которые не только делают их предсказания реальностью, но также, как и Яго с Отелло, разрушают саму Макбета. фундамент и отправляет его в штопор безумия, из которого он не может вернуться. Здесь Отелло и Макбет — буквально один и тот же персонаж, которого играет внешняя сила, которая больше выиграла от разрушения, чем от счастья.
В целом, с психологической точки зрения, трагическое погружение Отелло в безумие, вызванное ревностью и его любовью к Дездемоне, можно проанализировать с точки зрения того, контролировал ли Отелло свою собственную реальность или Яго с его планами, подобными вдохновителю, сумел исказить Реальность Отелло до такой степени, что его действия являются единоличной причиной драматического подсчета трупов к заключительному акту пьесы. В конце концов, стало ясно, что Яго, как и три ведьмы в « Макбете» , полностью контролировал действия Отелло, зная, как и когда нажать на спусковой крючок, который приведет Отелло в ярость, которая уничтожит каждого персонажа на его пути.
Краткий анализ
Год написания – 1600–1601 гг.История создания – Исследователи считают, что У. Шекспир заимствовал сюжет Гамлета из пьесы Томаса Кида, которая до сегодняшних дней не сохранилась. Некоторые учёные предполагают, что источником стала легенда о датском принце, записанная Саксоном Грамматиком.
Тема – Главная тема произведения – преступление ради власти. В её контексте развиваются темы измены и несчастной любви.
Композиция – Пьеса организована так, чтобы полно раскрыть судьбу принца Гамлета. Она состоит из пяти актов, каждый из которых представляет определённые составляющие сюжета
Такая композиция позволяет последовательно раскрыть главную тему, акцентировать внимание на наиболее важных проблемах
Жанр – Трагедия.
Направление – Реализм и романтизм.
Смысл
Основная идея трагедии заключается в поиске смысла бытия. Шекспир показывает человека образованного, вечно ищущего, обладающего глубоким чувством эмпатии ко всему, что его окружает. Но жизнь вынуждает его столкнуться с истинным злом в различных проявлениях. Гамлет осознает его, пытается разгадать, как именно оно возникло и почему. Его потрясает факт того, что одно место может так быстро превратиться в ад на Земле. И акт его мести заключается в том, чтобы уничтожить зло, проникшее в его мир.
Основополагающей в трагедии становится мысль о том, что за всеми этими королевскими разборками стоит великий перелом всей европейской культуры. И на острие этого перелома возникает Гамлет – новый тип героя. Вместе со смертью всех главных героев рушится веками сложившаяся система миропонимания.
Композиция
Основная композиционная канва трагедии состоит из рассказа о судьбе Гамлета. Каждый отдельный пласт пьесы служит для полного раскрытия его личности и сопровождается постоянными изменениями в мыслях и поведении героя. События постепенно разворачиваются таким образом, что читатель начинает чувствовать постоянное напряжение, которое не прекращается даже после гибели Гамлета.
Действие можно разделить на пять частей:
- Первая часть – завязка. Здесь Гамлет встречается с призраком умершего отца, который завещает ему отомстить за его смерть. В этой части принц впервые сталкивается с человеческим предательством и подлостью. С этого и начинаются его душевные терзания, которые не отпускают его до самой смерти. Жизнь становится для него бессмысленной.
- Вторая часть – развитие действия. Принц решает притвориться сумасшедшим, чтобы обмануть Клавдия и узнать правду о его поступке. Также он случайно убивает королевского советника – Полония. В этот момент к нему приходит осознание того, что он является исполнителем высшей воли небес.
- Третья часть – кульминация. Здесь Гамлет при помощи уловки с показом пьесы окончательно убеждается в виновности правящего короля. Клавдий понимает, насколько опасен его племянник, и решает избавиться от него.
- Четвертая часть – Принца отправляют в Англию, чтобы там казнить. В этот же момент Офелия сходит с ума и трагически погибает.
- Пятая часть – развязка. Гамлет избегает казни, но ему приходится сразиться с Лаэртом. В этой части погибают все основные участники действия: Гертруда, Клавдий, Лаэрт и сам Гамлет.
Любит ли Гамлет Офелию?
Если ты разлюбишь, — как теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя!
В. Шекспир
Всему просвещенному человечеству известны Стратфорд- он-Эйвон — город, где родился драматург, и лондонский театр «Глобус», где в течение многих лет Шекспир не только ставил свои пьесы, но и порой выступал как рядовой актер. Во многом великий английский драматург остается для нас загадкой. Вечные вопросы, которые Шекспир ставит в «Гамлете», сегодня не только обретают остроту, но обогащают свое содержание, если предстают в современной конкретизации.
В первых монологах трагедии Гамлету трудно, как трудно нести бремя скрытого страдания.
Но как только начинается активное действие, Гамлет оживает, становится дерзким, ироничным, горьким, отчаянным, протестующим, любящим, а главное — безукоризненно честным перед собой и вынуждающим быть честными всех. Гамлет более всего занят тем, что снимает с людей маски, побуждает каждого стать самим собой. Он внутренняя пружина спектакля, где главная тема — очищение правдой.
Погибающее рыцарство живет в Гамлете. Ему тяжко жить. Все предали его: мать, дядя, друзья. А как же с любовью? Гамлет любит Офелию, но не находит счастья с ней. Именно отсюда его желчное озлобление, когда он сталкивается с миром лжи и злодейства. Его жестокость, оскорбительные слова и обращение с нею свидетельствуют о силе любви и разочарования.
Офелия — кроткая дочь царедворца Полония. Девушка эта отличается от других героинь Шекспира, для которых характерны решительность, готовность бороться за свое счастье, а у Офелии покорность отцу остается главной чертой характера. Отчасти это объясняется тем, что она видит в отце союзника: он хотел ее брака с принцем. Веря в поддержку и сочувствие отца, Офелия невольно предает Гамлета: вызывает его на откровенный разговор в то время, как Полоний и король Клавдий подслушивают их. Гамлет догадывается об этом и разговаривает с Офелией с оттенком презрения:
Где ваш отец?.. Пусть за ним запирают двери, чтобы он разыгрывал дурака только у себя.
Прощайте!
Он подвергает чувство Офелии тяжелым испытаниям, проявляя то равнодушие к ней, то чрезмерную насмешливость и даже резкость:
У нас не будет больше браков. В монастырь.
Объясняется это его душевным состоянием, глубоким разочарованием в женщинах вообще, ведь его мать так скоро забыла умершего отца. Здесь перед нами любовь трагическая, омраченная обидой и взаимным непониманием. Это надламывает душевные силы Офелии:
Как этот облик юности цветущей Растерзан бредом; о, как сердцу снесть: Видав былое, видеть то, что есть.
Когда же Гамлет по ошибке убивает ее отца, приняв его за короля Клавдия, Офелия сходит с ума и погибает. Только над могилой Офелии Гамлет говорит о своей любви к ней. Да, Гамлет любил Офелию, но ему для счастья нужна была бы подруга такая, как Джульетта: решительная, смелая, готовая бороться за своего возлюбленного со всем королевством, а не только с отцом и братом.
Покорность бедной Офелии и погубила ее. Гамлет — передовой человек своего времени. Он — студент Виттенбергского университета, который был в эпоху Шекспира передовым университетом. Прогрессивность мировоззрения Гамлета проявляется и в его отношении к женщине.
Гамлет не оценил чистоту, кротость, безграничную любовь Офелии не только к себе, но и к близким — отцу, брату. Офелия не могла стать борцом, потому Гамлет с ней не был бы счастлив, даже если бы Шекспир повернул действие к благополучному концу.
Беру это сочинение! |
Похожие сочинения
В чем суть концовки
Смысл «Гамлета» проясняется в его концовке. В поединке с Лаэртом утверждается бесстрашная, благородная натура принца. Однако в обмен на реализацию своего человеческого потенциала, герой принимает неизбежную смерть: он, как и Лаэрт, виновник мести, отринувший жизнь в угоду чести. Перед гибелью юноши мирятся друг с другом, признают в противнике достоинство. Вероломный Клавдий и сластолюбивая Гертруда умирают, принимая заслуженную кару за свои деяния. Когда последним испускает дух Гамлет, смысл произведения достигает своего апогея в диалоге принца с Горацио и обещанием последнего хранить память друга. Горацио повествует о трагедии Фортинбрасу, который тоже был признан Гамлетом достойным человеком.
Смысл «Гамлета», если кратко заключить вышеизложенное, состоит в превосходстве духа над слабостями плоти. Вместо приятной, но лишенной чести и достоинства жизни, герои предпочитают мучительную смерть во исполнение долга.
Композиция
Вся структурная композиция держится на симметричном противостоянии. В первом действии встречаются слуги господ, во втором – племянники Монтекки и Капулетти, далее – главы враждующих кланов: дуэли, ссоры, распри, убийства – здесь нет мелочей, они играют в жизнь по-крупному.
В последнем действии на сцене появляются супруги Монтекки и Капулетти, вражда заканчивается. Дети обретают новую жизнь в золотых скульптурах. В пьесе есть экспозиция (встреча слуг противоборствующих семей), завязка (встреча Ромео и Джульетты на балу), кульминация (сцена в склепе) и развязка – сцена примирения семей и повествование монаха Лоренцо.
Композиция пьесы приобретает кольцевую структуру именно благодаря параллельным конфликтам. Монологи главных героев о совести, страсти, любви и чести составляют особый пласт в композиции пьесы: они – внутренняя сущность произведения.