Краткое содержание
Глава 1
Десятилетний мальчик со своим младшим братом очень любил проводить время во дворе за ловлей «настоящей» рыбы из огромной бадьи с загнившей водой. Они находились в том чудесном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь «даже отдаленного понятия».
Уголок двора, в котором братья часами могли ловить рыбу, «представлял много привлекательного и заманчивого». Он был совершенно обособлен от сараев, огородов, садов, домов и двориков, и почти никто не нарушал уединения мальчиков.
На вершине мусорной кучи, расположенной неподалеку, валялся «старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа». Братья любили забираться в него, представляя себя отважными героями, готовыми отправиться навстречу увлекательным приключениям.
Это «был целый особый мирок», в который мальчики погружались при каждом удобном случае, и который покидали с большой неохотой.
Глава 2
Однажды любимое занятие братьев – «рыбная ловля» – было прервано появлением лакея Павла, который звал их домой. Павла «посылал только отец в экстренных случаях», и мальчики насторожились.
Лакей как выходец «из действительного мира», нарушил гармонию волшебного маленького мирка братьев. Он с удивлением и нескрываемым презрением осмотрел их самодельные удочки и заметил, что делать их нужно из орешника и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и «тихо побрели к дому».
Глава 3
Возле крыльца дома «толпилась куча народа». Почти все жильцы близлежащих домов со своей прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись: они были уверены, что соседи собрались во дворе по причине какого-то страшного их проступка.
Однако вскоре ребята поняли, что в центре внимания были не они, а странного вида человек, сидевший в небольшой тележке. Это был преклонных лет мужчина с большой седой бородой, «проницательными бегающими глазами»
Но больше всего привлекали внимание его ноги – длинные и тонкие, «точно длинные лапки паука»
Человек с длинными усами, «стоявший рядом с тележкой», стал предлагать достопочтенной публике полюбоваться феноменом. Это было «чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский», у которого «совершенно нет рук и не было от рождения».
Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.
В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.
Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.
Залуский увидел мальчиков и предложил старшему из них подойти к нему. На клочке бумаги он написал фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята не поняли значение этого афоризма, но в глазах матери они прочли одобрение. Отец же отметил, что из уст калеки этот афоризм больше напоминает парадокс.
Глава 4
Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.
Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.
Братья вернулись в свой угол и принялись за рыбалку, но любимая забава уже не доставляла им «прежнего удовольствия». Ночью они «спали плохо, вскрикивали и плакали без причины». Мать вставала и крестила их, стараясь таким образом уберечь от «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…»
Краткое содержание
Глава 1
Десятилетний мальчик со своим младшим братом очень любил проводить время во дворе, за ловлей «настоящей» рыбы из огромной бадьи с загнившей водой. Они находились в том чудесном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь «даже отдаленного понятия».
Уголок двора, в котором братья часами могли ловить рыбу, «представлял много привлекательного и заманчивого». Он был совершенно обособлен от сараев, огородов, садов, домов и двориков, и почти никто не нарушал уединения мальчиков.
На вершине мусорной кучи, расположенной неподалеку, валялся «старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа». Братья любили забираться в него, представляя себя отважными героями, готовыми отправиться навстречу увлекательным приключениям.
Это «был целый особый мирок», в который мальчики погружались при каждом удобном случае, и который покидали с большой неохотой.
Глава 2
Однажды любимое занятие братьев – «рыбная ловля» – было прервано появлением лакея Павла, который звал их домой. Павла «посылал только отец в экстренных случаях», и мальчики насторожились.
Лакей как выходец «из действительного мира», нарушил гармонию волшебного маленького мирка братьев. Он с удивлением и нескрываемым презрением осмотрел их самодельные удочки, и заметил, что делать их нужно из орешника и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и «тихо побрели к дому».
Глава 3
Возле крыльца дома «толпилась куча народа». Почти все жильцы близлежащих домов со своей прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись – они были уверены, что соседи собрались во дворе по причине какого-то страшного их проступка.
Однако вскоре ребята поняли, что в центре внимания были не они, а странного вида человек, сидевший в небольшой тележке. Это был преклонных лет мужчина с большой седой бородой, «проницательными бегающими глазами»
Но больше всего привлекали внимание его ноги – длинные и тонкие, «точно длинные лапки паука»
Человек с длинными усами, «стоявший рядом с тележкой», стал предлагать достопочтенной публике полюбоваться феноменом. Это было «чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский», у которого «совершенно нет рук и не было от рождения».
Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный», и в состоянии полностью себя обслуживать.
В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу, и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.
Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки – он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.
Залуский увидел мальчиков, и предложил старшему из них подойти к нему. На клочке бумаги он написал фразу «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята не поняли значение этого афоризма, но в глазах матери они прочли одобрение. Отец же отметил, что из уст калек этот афоризм больше напоминает парадокс.
Глава 4
Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними, и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.
Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся, и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.
Братья вернулись в свой угол и принялись за рыбалку, но любимая забава уже не доставляла им «прежнего удовольствия». Ночью они «спали плохо, вскрикивали и плакали без причины». Мать вставала и крестила их, стараясь таким образом уберечь от «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы»…
Читать краткое содержание Парадокс Короленко
Для чего нужен человек? Об этом мы получили представление довольно рано. Мне было около десяти лет, а моему брату восемь. Мы могли много времени провести под серебристым тополем, не проронив ни слова. Мы держали в руках самодельные удочки с медными крючками, которые были погружены в огромную бадью с зеленой тухлой водой. Неподалеку была большая куча мусора, в которой лежала старая карета. Мой брат очень любил изображать кучера, сидя в ней.
Однажды нас позвал наш лакей Павел. Когда мы подошли к дому, то увидели много людей и крохотную телегу, в которую странным образом помещался человек. Долгоусый мужчина, стоявший рядом, громко сказал: перед вами находится феномен! Ян Криштоф Залуский. Как видите, у него совершенно нет рук и не было от рождения.
После этих слов мужчина снял с феномена куртку. Безобразие этого тела, лишенного даже признаков рук, болезненно ударило мне в глаза. Матвей продолжил, что данный человек является его родственником, и он более просвещённый, чем многие люди, имеющие две руки. Кроме того, все, что другие люди делали руками, Ян Криштоф делал ногами. После этих слов феномен задвигался и принялся левой ногой снимать сапог с правой. Затем нога поднялась и подняла над головой феномена картуз.
Публика не отводила глаз. Ян Криштов повелел Матвею обойти народ для сбора денег. После того как деньги были собраны, феномен пересчитал их и поднял одну монету вверх и обратился к доктору. Окружающие люди удивились и не могли понять, как он узнал, что Дударев был доктором. Долгоусый произнес, что феномен знает прошлое, настоящее и будущее, а людей видит насквозь. Далее сопровождающий феномена объяснил, что возит его в кресле потому, что ему трудно стоять, но двигаться он может и сам. Феномен начал перебирать по земле ногами и колеса задвигались. Так Ян Криштоф ещё более был похож на паука. Далее феномен принялся демонстрировать малую долю того, что он мог делать ногами. Он взял гребёнку и начал проворно расчесывать свою широкую длинную бороду. Крестился он так же ногой. А после послал, сидевшей у окна экономке, воздушный поцелуй. От чего послышался громкий визг.
Феномен извинился и попросил нас с братом подойти к себе. Ян протянул мне листок бумаги на котором Ян написал ногой: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Все вокруг одобрительно покивали. Отец оценил данный афоризм. Но добавил, что он является ещё и парадоксом. Ян Криштов согласился и попросил своего сопровождающего еще раз пройтись со шляпой для сбора денег.
После представления мы увидели, как Матвей вез феномена по улицам и решили пойти за ними, чтобы понаблюдать со стороны. И вдруг мы увидели, как им навстречу шел нищий мужчина с девочкой восьми лет. Едва ли заметив его, феномен велел Матвею дать бедняку денег. Матвей не хотел этого делать, но всё же дал денег старику. Ян Криштов сказал Матвею, что он бедный человек, ведь его голова ничего не стоила. Ян сказал, что ему забыли прикрепить руки, а ему по ошибке поставили вместо головы пустую тыкву.
Феномен заметил нас и снова захохотал. Человек вновь повторил афоризм, который одновременно являлся и парадоксом.
После этого мы с братом опять пошли к той мусорной куче и принялись пытаться ловить рыбу в бадье с тухлой водой. Но от этого занятия мы уже не получали удовольствия, как это было раньше.
Оцените произведение:
3.54
Голосов: 76 Читать краткое содержание Парадокс. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание
Глава 1
Десятилетний мальчик со своим младшим братом очень любил проводить время во дворе за ловлей «настоящей» рыбы из огромной бадьи с загнившей водой. Они находились в том чудесном возрасте, когда о назначении жизни не имеешь «даже отдаленного понятия».
Уголок двора, в котором братья часами могли ловить рыбу, «представлял много привлекательного и заманчивого». Он был совершенно обособлен от сараев, огородов, садов, домов и двориков, и почти никто не нарушал уединения мальчиков.
На вершине мусорной кучи, расположенной неподалеку, валялся «старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа». Братья любили забираться в него, представляя себя отважными героями, готовыми отправиться навстречу увлекательным приключениям.
Это «был целый особый мирок», в который мальчики погружались при каждом удобном случае, и который покидали с большой неохотой.
Глава 2
Однажды любимое занятие братьев – «рыбная ловля» – было прервано появлением лакея Павла, который звал их домой. Павла «посылал только отец в экстренных случаях», и мальчики насторожились.
Лакей как выходец «из действительного мира», нарушил гармонию волшебного маленького мирка братьев. Он с удивлением и нескрываемым презрением осмотрел их самодельные удочки и заметил, что делать их нужно из орешника и конского волоса, а медные булавки в качестве крючков никуда не годятся.
Ребята спустились с забора и «тихо побрели к дому».
Глава 3
Возле крыльца дома «толпилась куча народа». Почти все жильцы близлежащих домов со своей прислугой стояли здесь. Мальчики испуганно переглянулись: они были уверены, что соседи собрались во дворе по причине какого-то страшного их проступка.
Однако вскоре ребята поняли, что в центре внимания были не они, а странного вида человек, сидевший в небольшой тележке. Это был преклонных лет мужчина с большой седой бородой, «проницательными бегающими глазами»
Но больше всего привлекали внимание его ноги – длинные и тонкие, «точно длинные лапки паука»
Человек с длинными усами, «стоявший рядом с тележкой», стал предлагать достопочтенной публике полюбоваться феноменом. Это было «чудо натуры, шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский», у которого «совершенно нет рук и не было от рождения».
Мальчики, увидев узкое тело, лишенное даже намека на верхние конечности, были глубоко поражены. Между тем длинноусый мужчина по имени Матвей продолжал «рекламировать» своего подопечного, словно товар в базарный день. Он рассказал, что, несмотря на свои физические недостатки, его родственник «Ян Залуский — человек очень просвещенный» и в состоянии полностью себя обслуживать.
В качестве доказательства Залуский ловко снял сапог, захватил ногой картуз и снял с головы. Матвей обошел с этим картузом толпу и собрал немного мелочи. Калека пересчитал ногой монеты, поблагодарив доброго доктора Дудаера за щедрое подношение. Все удивились, откуда он узнал, что куривший неподалеку человек был доктором, на что Залуский ответил, будто знает «прошедшее, настоящее и будущее» каждого человека.
Кроме того, инвалид продемонстрировал и иные трюки: он крестился ногой, расчесывал волосы гребнем, вдевал нитку в иголку и даже послал служанке воздушный поцелуй. Самое же сильное впечатление он произвел, когда предложил всем желающим за дополнительную плату написать «для душевной пользы и утешения» поучительные афоризмы.
Залуский увидел мальчиков и предложил старшему из них подойти к нему. На клочке бумаги он написал фразу: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Ребята не поняли значение этого афоризма, но в глазах матери они прочли одобрение. Отец же отметил, что из уст калеки этот афоризм больше напоминает парадокс.
Глава 4
Мать мальчиков пригласила калеку и его родственника отобедать, после чего они поблагодарили хозяйку за угощение и отправились в обратный путь. Братья решили проследить за ними и увидели, как при виде старого нищего и маленькой девочки Залуский потребовал от Матвея дать им монету. Длинноусому было тяжело расставаться с деньгами, но он подчинился.
Заметив братьев, Залуский неприятно рассмеялся и сказал, что у него есть двое племянников – с руками и ногами, которых он кормит. Калека попросил мальчиков не забывать, что человек создан для счастья.
Братья вернулись в свой угол и принялись за рыбалку, но любимая забава уже не доставляла им «прежнего удовольствия». Ночью они «спали плохо, вскрикивали и плакали без причины». Мать вставала и крестила их, стараясь таким образом уберечь от «первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы…»
Парадокс
Очень кратко
Дети попадают на уличное представление безрукого калеки. Увиденное пугает их, сталкивает с противоречием жизни. Дети перестают фантазировать, понимая, что жизнь прекрасна не для всех.
Повествование ведётся от имени десятилетнего мальчика, имя которого в произведении не упоминается. В пересказе сохранено оригинальное деление на главы, но их названия — условны.
1. Сказочный мир игр
Два брата десяти и восьми лет жили в доме, крыльцо которого выходило на большой двор с множеством других домов, жилых флигелей и сараев. Их любимым местом был уголок двора между сараями, куда почти никто не заходил. В его центре возвышалась мусорная куча, которую венчал кузов от старинной кареты. В этом кузове братья проводили большую часть времени, путешествуя в воображаемые страны и переживая невероятные приключения.
В углу этого закоулка под раскидистым тополем стояла большая бочка, полная подгнившей воды, в которой уже завелась странная живность. Всю последнюю неделю мальчики провели, сидя над этой бочкой с самодельными удочками. Подсознательно они надеялись, что когда-нибудь случится чудо и на удочку клюнет рыбка.
2. Очарование игр разрушено
От этого занятия мальчиков однажды оторвал Павел, лакей их отца.
Увидев, чем занимаются дети, Павел удивился. Он насмешливо осмотрел их самодельные удочки и крючки, встряхнул бочку так, что от неё пошёл неприятный запах, и толкнул ногой старую карету, от которой отвалилась ещё одна доска.
Волшебное очарование игры было разрушено. Карета превратилась в старую рухлядь, а из бочки исчезли населявшие её странные существа. Павел позвал мальчиков во двор, где уже собрались все его обитатели.
3. Столкновение с реальностью
Сначала мальчики решили, что их ждёт наказание за какую-то давно забытую проделку, но потом разглядели посреди толпы странное существо. Это был человек с очень маленьким телом, полностью закрытым пышной бородой с проседью. У него была большая голова и очень длинные тонкие ноги, рук же не было вообще. Передвигался он на маленькой тележке.
Сопровождающий странное существо высокий субъект с длинными усами по имени Матвей объявил, что это его родственник, феномен, чудо природы, «шляхтич из Заславского повета, Ян Криштоф Залуский».
Рук у него не было с рождения, их полностью заменяли ноги, к тому же Ян был очень умён и насквозь видел прошлое, настоящее и будущее. Было заметно, что среди двоих главный именно он.
Началось представление. Ян показывал, как он ест, причёсывается, одевается, вдевает нитку в иглу, считает деньги и даже крестится с помощью своих длинных ног, а Матвей периодически обходил публику, собирая в шляпу монеты. Умные глаза феномена смотрели насмешливо и иронично, а все действия давались ему с трудом.
Один из жителей, полковник Дударев, бывший военный доктор, добрый и великодушный человек, бесплатно помогавший всем соседям, в том числе и дворне, дал феномену серебряный рубль. Ян пообещал отдать его первому встречному нищему.
С ещё одного соседа, старого холостяка пана Уляницкого, тихого, вкрадчивого и неприятного человека, феномен собрал дань трижды.
Наконец, Матвей объявил, что, кроме всего прочего, Ян умеет писать, и может всем желающим за отдельную плату написать афоризм «для душевной пользы и утешения».
Тут взгляд Яна упал на братьев, и он решил написать афоризм для них. Мальчик испугался, что феномен расскажет о его будущем нечто такое, от чего ему будет стыдно всю жизнь. Ян посмотрел на него мягко и задумчиво, а потом написал на белом листке: «Человек создан для счастья, как птица для полёта».
Феномен подчеркнул, что от его имени этот афоризм звучит как парадокс, ведь он тоже человек, однако менее всего создан для полёта и счастья.
Матвей обошёл публику в последний раз, собирая на пропитание для бесчисленного семейства Яна.
4. Детство кончилось
Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.
С этого дня ни бочка, ни старая карета уже не казались мальчикам волшебными. По ночам они плохо спали, «вскрикивали и плакали без причины». Им снились глаза феномена, «то холодные и циничные, то подёрнутые внутренней болью».
Оцените пересказ
Мы смотрим на ваши оценки и понимаем, какие пересказы вам нравятся, а какие надо переписать. Пожалуйста, оцените пересказ:
Тематика и проблематика
В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения
Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека
В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.
Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.
Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.
Парадоксальный счастливец
Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.
Парадокс – это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс – это также калека, рассуждающий о счастье.
Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.
Смотреть галерею
Очень краткий пересказ рассказа «Парадокс».
Братья любили подолгу сидеть на заборе, закинув самодельные удочки в старую бадью с водой. Они глядели в мутную воду и представляли, как поймают настоящую рыбу. Их фантазии прервал голос лакея Павла. Он посмеялся над очередной выдумкой ребят и велел им идти домой.
Возле крыльца своего дома братья увидели толпу народа. Все жильцы собрались на мощеном дворе вокруг телеги, в которой находился калека, лишенный рук с самого рождения. Рядом с телегой стоял высокий длинноусый человек, он объявил толпе, что перед ними – феномен, Ян Криштоф Залуский, он умеет делать ногами то, что обычно человек может выполнять только руками. Калека продемонстрировал, как с помощью ног он может вдеть нитку в иглу и даже перекреститься. Матвей, так звали длинноусого, снимал шляпу и народ подавал ему монеты, кто сколько мог.
В конце представления Ян Залуский пообещал написать афоризм любому желающему. Толпа стояла в смятении, и феномен остановил свой выбор на братьях. Он посвятил афоризм: «человек рожден для счастья, как птица для полета» старшему брату.
Матвей снова снял шляпу, чтобы собрать заслуженные деньги за представление. Мать братьев с благодарностью посмотрела на калеку, она подала больше всех. Их отец тоже бросил монету и сказал, что это скорее не афоризм, а парадокс. Из уст феномена эти слова действительно звучали как парадокс, калека менее всего был создан для счастья.
После обеда Матвей с феноменом ушли со двора, но ребятам хотелось еще раз увидеть необычного человека без рук. Ян Залуский заметил братьев, когда они выбежали к переулку. Он неприятно расхохотался над тем, что ребята пришли посмотреть на него бесплатно, но не стал их наказывать. Феномен хотел, чтобы ребята навсегда запомнили предназначение человека.
Всю ночь братья плохо спали: вскрикивали и плакали. Ребята в первый раз столкнулись с жизненным противоречием.
Детство кончилось
Мама братьев накормила феномена и Матвея обедом. Мальчики видели, как Матвей уходил по переулку, таща за собой тележку с феноменом. Им встретился старик-нищий с маленькой девочкой, и Ян, преодолев сопротивление спутника, отдал ему серебряную монету.
По жанровой направленности произведение является художественным очерком, тематикой которого представляются рассуждения писателя о человеческом счастье.
Главными героями рассказа являются два маленьких мальчика, которые представляются рассказиком в образе детей состоятельных родителей, живущих полной жизнью и не думающих ни о чем.
В один из дней происходит событие, которое переворачивает мировоззрение детей, запомнивших случай на всю свою оставшуюся жизнь.
В их дом прибывает пара попрошаек-артистов, один из которых является калекой, не имеющих рук, по имени Ян Криштоф Залуский. При этом артисты попрошайничают искусно, поскольку калека выделывает немыслимые трюки, вдевая ногами нитку в иголку, принимая пищу и снимая куртку тоже при помощи ног.
Также мальчики узнают, что калека имеет возможность предсказывать человеческую судьбу, видя прошлое и настоящее людей, сочиняя для них афоризмы, раскрывающие их судьбу.
Герои просят артиста написать и им предсказание, хотя в душе опасаются предвидения калеки, однако, прочитав листок с предвидением калеки, видят лишь слова о том, что каждый человек создан для счастья, как птица для полета. Свое предсказание калеки называет парадоксом.
Поначалу герои не понимают, что значит это иностранное слово, но затем, увидев пана Залуского в обычной жизни, понимают значение предсказания.
Калека уверяет всех о необходимости обретения земного счастья, однако сам он лишен этого в жизни, поскольку оставлен без рук, поэтому его слова наполняются тоской и болью, так как он понимает, что способен на большее и достойное.
Пан Залуский тяжело воспринимает отношение окружающих людей, считающих его инвалидом и немощным человеком, тогда как он себя ощущает полноценным членом общества, не отличающимся от иных людей, также способным подать милостыню одинокому нищему.
Смысл произведения заключается в осознании счастья каждым человеком, достойным его, поскольку внутреннее содержание личности гораздо важнее, чем внешние качества и состояние. Тем самым автор подчеркивает, что не каждые человек, имеющий возможность обладать материальным состоянием и физическим здоровьем, ощущает себя полностью счастливым, поскольку счастье людям, по мнению писателя, дается неравномерно.
Рассказ доводит до читательской аудитории неравномерность распределения счастья среди людей.
Герои произведения
В рассказе присутствует всего один главный герой — Ян Криштоф Залуский.
Его можно описать следующим образом:
- Мужчина престарелого возраста.
- Был калекой — у него отсутствовали руки.
- Герой сумел понять мудрость жизни.
В произведении было и несколько второстепенных героев. Благодаря им сюжет становится более интересным.
Анализ других героев:
- Братья — два мальчика, десяти и восьми лет. Знакомство с Яном Криштофом стало для них настоящим открытием.
- Родители братьев — внимательные и любящие супруги.
- Павел — лакей, прислуживающий у мальчиков.
- Матвей — родственник Яна Криштофа, который ездил с ним по разным местам и помогал зарабатывать деньги.
https://youtube.com/watch?v=Kc3Ek1MXhZM
«Дети подземелья»
В «Детях подземелья» эта тема была развита особенно ярко. В этом произведении Короленко изображает картину, запоминающуюся читателю: на окраине небольшого городка стоит старая часовня. В подземельях этой часовни живут бездомные, нищие люди, среди которых – двое детей, брат и сестра. Однажды в эту часовню забирается мальчик Вася, сын судьи. Он угощает детей яблоками. Так между ними завязывается дружба. Несмотря на то, что взрослые запретили Васе ходить к часовне, считая, что там живут воры, способные плохо повлиять на мальчика, Вася продолжает ходить туда. Однако оказывается, что именно эти дети, лишенные детства, учат мальчика из благополучной семьи по-настоящему ценить заботу, дружбу, отзывчивость. Эти бедные дети становятся для него проводниками в мир глубоких переживаний и духовных ценностей.
На фоне судьбы главного героя В. Г. Короленко демонстрирует читателю сложный путь взросления ребенка. С самого начала жизнь обходится с Васей жестоко – мальчик в раннем детстве теряет маму, самого близкого человека. Но впоследствии он понимает, что в мире есть и куда более жестокие вещи – например, смерть беззащитного ребенка.
Вася, столкнувшись с потерей матери и холодностью отца, тяжело переживающего горе, сходится с теми, кто лучше других его понимает, и, кто ему искренне рад. Такое немного странное знакомство приоткрывает главному герою жестокую реальность, где есть беспросветная нищета, реальность, в которой дети вынуждены жить среди развалит, терпеть холод и голод. Постепенно у Васи вырабатывается характер и проявляются лучшие черты его характера. Мальчик учится ценить близких и сострадать другим.
О произведении
Рассказ «Парадокс» Короленко был написан в 1894 году, буквально за один день. Он предлагает читателю задуматься о судьбе человека и его предназначении в жизни. К написанию этой книги писателя подтолкнула семейная трагедия: годом ранее умерла его дочь, и он так и не сумел оправиться после ее смерти.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Парадокс» по главам. Проверить свои знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Странное представление
Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.
Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.