Характеристика пер гюнт кратко

Драматическая философская поэма «пер гюнт»

Немного об авторе

Популярность пьес известного норвежского драматурга Генрика Ибсена в европейских странах выросла сравнительно недавно. Если говорить о мастерах современной литературы, то его имя можно поставить рядом с такими талантами, как Золя и Толстой. Всемирная слава Ибсена связана с проповедуемыми им в своих произведениях идеями. Его творчество — это достижение реалистической западноевропейской драматургии, оказавшее огромное влияние на мировое искусство.

Зрителя Ибсен заставил быть своим соавтором и мыслить вместе с героями. Самым главным в драмах писатель считал присутствие авторской идеи. Он изображал людей в столкновениях, житейских конфликтах, оставляя финал для фантазий читателя. Чаще всего драматург изображал представителей состоятельных норвежских семей, для которых были важны денежные проблемы. При этом каждый его сюжет рассматривается с точки зрения человечности, чтобы читатели могли подискуссировать.

Главные герои Ибсена — это люди, понимающие свой долг, аналитики, которые сами выбирают себе тип поведения, стремятся к правде любыми путями. Благодаря этому Генрик Ибсен стал символом реалистического искусства. Его творчество направлено на обновление и внутреннюю свободу человека. Более ранними его пьесами были «Борьба за престол», «Комедия любви», «Воители в Хенгеланде». Полюбилась читателям его поэма «На высотах», пьеса «Бранд». Актуальные темы действительности были затронуты автором в пьесах «Привидения», «Женщина с моря», «Дикая утка», «Кукольный дом» и др. Последним, очень трагическим и пронизывающим произведением Ибсена, стала пьеса «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». На мировоззрение драматурга значительно повлияла перенесённая им ещё в детстве психологическая травма. Ему пришлось после разорения зажиточного отца перейти в самые социальные низы и зарабатывать себе на кусок хлеба.

Сюжет и композиция

Драматическая поэма состоит из 5 действий. В первом перед читателем предстаёт 20-летний Пер в собственном норвежском селенье. Это человек, оторванный от реальности, живущий только мечтами и сказками. Он определяет девиз собственной жизни, который сбывается, подобно пророчеству: «Знать заранее нельзя, Что и с кем случится в жизни». Пер проявляет себя как драчун и забияка. Он дважды дерётся с кузнецом. К тому же юноша бродяга, ушёл от матери на целый месяц якобы охотиться на оленя. За этот месяц влюблённую в него Ингрид просватали, но Пер крадёт её и уносит в горы. Пер порывист и непоследователен, на свадьбе он знакомится с юной Сольвейг, которая не похожа на любую из знакомых девушек.

Во второй части Пер Гюнт показан через отношения с разными девушками: «Чёрт бы взял воспоминанья, Чёрт побрал бы всех вас, баб, Кроме лишь одной-единой…» Первая – влюблённая в него Ингрид, дочь богача из Хэгстада. Пер Гюнт бросает её, как слишком доступную, отказавшись от почёта и богатства. За это за Пером гонится чуть ли не вся деревня, а его мать и переселенцы идут искать Пера, чтобы вызволить его из болота или из пещеры троллей с помощью колокольного звона.

Потом Пер встречает трёх пастушек, оставшихся без мужчин и ищущих любви троллей. Всё второе действие наполнено фантастическими событиями, так что впоследствии, в четвёртом действии, Пер Гюнт считает, что у него был жар и все события второго действия ему привиделись.

Проведя ночь с пастушками, на следующую Пер знакомится с женщиной в зелёном, дочерью Доврского деда из Рондских скал, и представляется ей королевичем. Пер Гюнт не возражает против внешних изменений, потому что, по мнению троллей, он уже почти тролль: лишиться солнечного света, снять одежду, подвязать хвост, свинью и корову назвать девушками. Но он не соглашается повредить глаза, чтобы видеть всё, как тролли, и убегает, в чем помогает ему колокольный звон. Это ищущая его мать велела звонить в колокола.

В третьем действии перед читателем предстаёт как будто переживший перерождение Пер. Он отвержен, изгнан в лес, он покончил с фантазиями. Его мать лишили всего имущества, которое отошло старику из Хэгстада, отцу Ингрид. К Перу прибегает на лыжах Сольвейг, ушедшая от родителей ради возлюбленного. Но Пер вынужден уйти от Сольвейг, потому что дочь тролля грозит ему, что не оставит их в покое. Побывав у умирающей матери, Пер отправляется за море.

В четвёртой части добившийся положения и богатства Пер обманут товарищами на юго-западном берегу Марокко. Лицемеры захватили его корабль, бросив его одного в пустыне. Но возмездие настигло их: корабль сгорел. Пер Гюнт находит брошенные вором украденные одежды царя, царского коня и играет роль пророка. Он вторично обманут прекрасной Анитрой и приходит к выводу, что невозможно вернуть молодость, повторяя её ошибки. В этой части Пер Гюнт испытывает и бросает карьеру дельца и увлечения любви. Последнее испытание этой части – сумасшедший дом в Каире, куда Пер Гюнт попадает во время путешествия. По словам директора, все в сумасшедшем доме являются самими собой, «полны сами собой, – и только», при этом они вне себя. Поэтому Пер назначается их царём.

Последняя часть – итог жизни Пера. Уже стариком он возвращается домой, потерпев кораблекрушение (это и символ его жизненного крушения). Спасаясь сам, он наблюдает смерть матросов и даже способствует этой смерти, борясь за свою жизнь. Герой подводит жизненный итог, наблюдая жизни других. Чему стоит посвятить себя? Что является истинной ценностью? Последняя драма Пера – спор с Пуговичником, собирающимся переплавить никчемного героя, не достойного ни ада, ни рая. От небытии спасает героя верная Сольвейг, которая ждала его все эти годы, чтобы он уснул (читай – умер) у неё на руках.

Великий волшебник и музыкант Эдвард Григ. Сюита «Пер Гюнт»

Здесь Перу искать счастье, на своей земле, но он отправляется в поисках счастья и денег в незнакомые края.

Во время скитаний по дальним странам Пер Гюнт встречает арабскую девушку Анитру. Он увлечен ее танцем.

«Танец Анитры»

Легкая, воздушная, чарующая мелодия исполняется скрипками. 3-х дольный размер и меняющийся лад, легкий причудливый узор (пиццикато у струнных) — такая непрестанная смена разнообразных музыкальных эпизодов изображает изменчивый и капризный характер Анитры. Форшлаги, колокольчик – как драгоценности костюма девушки. (Слушание ансамбля инструментов – видео).

Анитра обманула Пера, ускакала на его коне. Он вновь остается один. Думал что деньги дадут власть, а власть – счастье, но счастье в том, чтобы жить на своей земле, дышать воздухом своего края. Просыпаясь, видеть солнце своего края. И Пер Гюнт возвращается домой.

Мать умерла, не дождавшись своего сына.

«Смерть Озе»

Эта часть написана в характере траурного марша, основана на одной теме. Музыка исполняется струнным оркестром, что придает звучанию мягкость и проникновенность. Мрачный, скорбный характер усиливают однообразный ритмический рисунок, аккордовое изложение, низкий регистр. (Балетная сцена – видео).

Счастье Пера было в любви Сольвейг. Брошенная им девушка ждала его всю жизнь, 40 лет. Она не верила, что у доброго Пера стала черной, как у тролля, душа.

«Песня Сольвейг»

Песня – символ любви и верности. Печальная, напевная мелодия в народном духе. В песне 2 куплета, состоящих из 2-х контрастных частей: запева и припева. Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражена и щемящая грусть, и покорность судьбе, а главное – вера. (Диск и видео – природа Норвегии).

Вопросы обучающимся:

1.Какое впечатление сложилось от прослушанных пьес?

2.Какая часть из сюиты понравилась?

3.Какие звукоизобразительные приемы использовал композитор и в каких пьесах? («Утро» — восход солнца, «Танец Анитры» — колокольчики, форшлаги).

III.Проверка домашнего задания.

Преподаватель подводит итог программности инструментальных произведений.

IV. Игра «Угадайка».

Преподаватель ставит диск с записями прослушанных ранее пьес из программной музыки разных композиторов. Обучающиеся отгадывают название пьес, фамилию композитора и коротко охарактеризовывают пьесу, показывая рисунок (подготовленный к уроку):

-М.Мусоргский «Картинки с выставки» — Тюильрийский сад», «Баба Яга», «Гном»;

-П.Чайковский «Времена года» — «Апрель»;

-П Чайковский «Детский альбом» — «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков», «Баба Яга»;

-К.Сен-Санс – «Кенгуру», «Лебедь».

Краткий пересказ сюжета пьесы Ибсена «Пер Гюнт»

Пьеса «Пер Гюнт» (1867) одна из самых известных пьес Ибсена. Хотя, с моей точки зрения, она не входит в число лучших его пьес, большая её часть малопонятна и неинтересна. Известна эта пьеса стала только благодаря тому, что на её сюжет (довольно сильно сокращённый) великий норвежский композитор Эдвард Григ написал прекрасную сюиту. Главный герой полная противоположность Бранду, Пер Гюнт как раз из тех, кого обличает Бранд. Он совершенно лишён цельности, труслив, главное его качество — беспринципность, он может совершить всё, что угодно, в том числе подлость, предательство, только чтобы ему было хорошо. Он мечтает о славе и власти, соглашается жениться на дочери короля троллей и стать троллем, но не захотел, чтобы ему выкололи для этого глаз и сбежал.

Он без разбору вступал в связи с самыми разными девушками и существами женского пола, а когда он полюбил по-настоящему чистую и прекрасную Сольвейг, то оказалось, что он не может с ней жить, прошлые грехи не дают. К нему пришла дочь короля троллей с сынком и предупредила, что не даст ему спокойно жить. И Пер Гюнт, как обычно, предпочитает не бороться с препятствиями, а просто сбежать. Он сказал Сольвейг, что пошёл за дровами, попросил её немного подождать, а сам уехал в другие страны. В огромном 4 акте (самом неудачном) описаны довольно несуразные его приключения в Африке. Через 50 лет старый Пер, потеряв все свои нечестно заработанные деньги, несолоно хлебавши возвращается в Норвегию, приходит к своей избушке и с ужасом видит, что на пороге сидит старая Сольвейг и ждёт его, и все эти 50 лет она ждала, верила в него. А он о ней забыл.

  • Один всё запомнил — другой всё забыл,
  • Один всё развеял — другой всё хранил.
  • Те годы, что прожил, назад не придут.
  • Как страшно! А царство моё было тут.

В конце Сольвейг, воплощающая абсолютную любовь и верность, прощает ему всё и принимает его таким, какой он есть. Автор явно обвиняет героя в том, что он не реализовал своего призвания, тех хороших задатков, которые в нём были, у него была творческая фантазия, поэтический дар и т.д. В пьесе много размышлений о том, что такое стать самим собой. Но они довольно туманны. Вообще пьеса полна каких-то сложных, умных, туманных намёков. Но без комментария они непонятны, а комментария нет. В пьесе есть несколько красивых мест. Например, объяснение Сольвейг в любви к Перу:

  • Сперва о тебе весть дала мне сестрёнка,
  • Мне весть подал ветер, смеявшийся звонко,
  • И мать мне твоя повстречалась в деревне,
  • И сон неотступный нёс весть о тебе мне,
  • Мне вести носили пустые недели
  • И вслед за тобой мне пуститься велели.
  • Вся жизнь без тебя потускнела в долине,
  • Ни смеха, ни слёз я не знала поныне,
  • К чему ты стремишься, мне не было вести,
  • Но знала я: быть нам положено вместе.
  • (Перевод П. Карпа)

Также замечательна сказка, которую Пер рассказывает больной умирающей матери, он как бы переселяется вместе с ней в сказочный мир, облегчая ей страдания. Но таких мест мало. Основная идея пьесы — разоблачение беспринципности, слабости и эгоизма — не кажется мне значительной и оригинальной.

В 1875 году Ибсен написал стихотворение «Письмо в стихах», где описано европейское общество в виде большого, комфортабельного парохода, где всё идёт прекрасно, никаких неполадок, но почему-то вдруг людей на нём начинает что-то угнетать, они лишились веселья, энергии, уверенности. Возникает слух, что в трюме спрятан труп. Это символ скрытого неблагополучия, гниения.

В реалистических пьесах проблема столкновения нравственности и человечности поставлена столь же остро, но уже с другой точки зрения, чем в «Бранде». Теперь главный герой поднимает бунт против общепринятых правил нравственности, которые оказываются бесчеловечными, заявляет о своей свободе от них.

«Кукольный дом» (1879) — одна из самых популярных, интересных пьес Ибсена. В ней впервые женщина в мировой литературе заявила, что у неё кроме обязанностей матери и жены «есть и другие, столь же священные обязанности» — «обязанности перед самой собой». Главная героиня Нора заявила: «Я не могу больше удовлетворяться тем, что говорит большинство и что говорится в книгах. Мне надо самой подумать об этих вещах». Она хочет пересмотреть всё — и религию, и нравственность. Нора фактически утверждает право отдельной личности создавать свои собственные нравственные правила и представления о жизни, отличные от общепринятых и традиционных. То есть, Ибсен опять утверждает относительность нравственных норм.

История создания

Писатель Генрик Ибсен

Генрик Ибсен – автор пьесы о Пере Гюнте – начал работу над неоднозначным и полным философии сюжетом в 1867 году. Он получил писательскую стипендию и переселился в Италию, чтобы посвятить себя работе над новым произведением. Уже в октябре Ибсен сообщает о том, что пьеса почти закончена:

Эдвард Григ

Дебют литературного шедевра получился неоднозначным. Из-за вольной интерпретации народного фольклора жители Норвегии и Дании восприняли поэму негативно. А через год по просьбе друзей Ибсен создал либретто, которое послужило основой для музыкальной постановки. Зимой 1874 года писатель обратился в письме к композитору Эдварду Григу:

Книги Генрика Ибсена «Пер Гюнт»

Музыка изменила впечатление от сюжета, хотя работа над сюитой стала для композитора испытанием. Совместное творчество Грига и Ибсена продолжалось почти два года, но результат превзошел все ожидания. Особых похвал заслужила композиция «В пещере горного короля», работа над которой утомила создателя:

Ожидания Грига оправдались – зритель уловил иронию. «Пер Гюнт» прославил имена собственных создателей, став музыкальным произведением, рассказывающим о самоопределении и личностной реализации.

История создания пьесы «Пер Гюнт»

Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.

Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.

Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.

Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.

Значение образа Пера Гюнта

Главный персонаж поэмы известного драматурга — олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, — он общается с троллями, работорговцами, обезьянами… Главное, чтобы всё было обратимо.

Литературное направление и жанр

Ибсен – один из основоположников реалистической драмы. Пер Гюнт – типичный представитель современного общества, легко меняющий свою точку зрения, эгоистичный, беспринципный. Но «Пер Гюнт» содержит множество черт романтизма. Во-первых, у пьесы есть фольклорная основа, которая связана с героями скандинавской мифологии – троллями, гномами и другой нечистью. Интересно, что Андерсен, который в «Снежной королеве» использовал тот же образ троллей, способных искажать точку зрения, и тот же мотив повреждённого зрения, назвал драму Ибсена абсолютной бессмыслицей.

Во-вторых, Пер Гюнт очень похож на романтического героя. Пустослов и мечтатель, противопоставивший себя обществу с его нормами и условностями, человек, отвергающий общественную мораль и пытающийся сформировать собственную, даже установить собственные законы бытия.

У героя много общего с гетевским Фаустом, который совершает ошибки, потому что находится в вечном поиске. Именно поэтому Фауст оправдан ангелами: «Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем». «Фауст» – произведение просветительское, которое показывает, что просветительство – неудавшийся проект, что построить рай на земле невозможно. Пер Гюнт, подобно Фаусту, придумывает райскую страну Гюнтиану на месте пустыни, но не осуществляет не только этот, но и много других хороших проектов.

«Пер Гюнт», несомненно, принадлежит к драматическому роду. Его жанр определяется как драматическая поэма, то есть, в отличие от «Фауста», жанр которого трагедия, Пер Гюнт побеждает и ад, и Пуговичника, считающего его ничтожеством.

Современные литературоведы определяют жанр произведения как философско-символистскую драму, идейное продолжение и дополнение драмы «Бранд».

Карьера и женитьба Эдварда Грига

Живя в Лейпциге, Григ очень скучал по родной Норвегии, и после завершения обучения отправился в Берген. Повидав родных, Эдвард пытался работать в городе, но не смог получить от слабо развитой культуры Бергена, то, что хотел. Осознав это, композитор переехал в Копенгаген в 1863 году.

Для 19 века Копенгаген был центром светской и музыкальной культуры Скандинавии. Переезд хорошо повлиял на Грига, в первый же год работы в новом городе он сочинил свои «Поэтические картинки». Произведение состояло из 6 законченных пьес для пианино, в которых прослеживались вкрапления национального скандинавского фольклора.

Эдвард Григ всегда тяготел к народному творчеству. Идея воссоздания скандинавского музыкального фольклора захватила его полностью, как только он нашел группу единомышленников.

В 1864 году музыкант с друзьями основал сообщество «Эвтерпа». Главная деятельность группы заключалась в знакомстве публики с норвежскими композиторами и их произведениями. «Эвтерпа» регулярно устраивала выступления для всех желающих. Зрители очень любили концерты группы, а вот критики отзывались о творчестве «Эвтерпы» пренебрежительно. Оценки критиков возросли после того, как творчество «Эвтерпы» стало пользоваться большой популярностью.

Копенгаген для Грига был не только прекрасной творческой площадкой, этот город способствовал тому, чтобы Эдвард встретил там свою любовь.

Двоюродная сестра композитора Нина Хагеруп прибыла в Копенгаген с сольным концертом. Эдвард не видел девушку с 8 лет. За столь долгий срок она выросла и превратилась в великолепную певицу. Опьяненный ее певческим талантом и красотой, Эдвард сделал Нине предложение. Хагеруп согласилась стать женой композитора. В 1867 году состоялась их свадьба.

До конца жизни пара сохраняла теплые отношения. Их союз был плодотворным и творческим. Лишь одно омрачало счастье молодых людей. Родственники резко осудили брак двоюродных брата и сестры. Они отвернулись от молодоженов. Поэтому Эдвард с Ниной приняли решение переехать в Осло. Там они надеялись избежать общественного осуждения, а также хотели уделить больше внимания своей творческой деятельности.

Либретто

Краткое содержание приводится по второй редакции балета. В изначальном варианте пролог отсутствовал.

Пролог. Появление на свет

Пер предстаёт в различных ипостасях.

Первый акт. Норвегия

Юному Перу грезится полёт по воздуху со своей матерью Озе. Танец на свадьбе в Хэгстеде, где Пер встречает Сольвейг и похищает невесту Ингрид. Полёт над горами. Пер обладает Ингрид, но мечтает о Сольвейг, которая разыскивает его. Мать зовёт Пера. Реальность или фантастика мира троллей. Пер встречает Зелёного тролля (Женщина в зелёном из пьесы) и позволяет себе слабость не противиться её соблазнам. Пытаясь спасти Пера, Сольвейг звонит в колокола. На полпути к ней Пер решает идти своей собственной дорогой, предпочтя одиночество. Высоко в горах он строит себе жилище, куда приходит Сольвейг. Пер решается на разрыв, ибо не может оставаться с ней. Пер приходит к умирающей матери и после её смерти начинает свои скитания.

Второй акт. Скитания по миру и иллюзии

Пер проходит пробы в театре ревю «Шесть цветов радуги» (Rainbow Sextet

), его выделяют среди других и принимают в качестве начинающего артиста

Перу удаётся находиться в центре внимание и добиваться успехов. Следующая ступень в построении карьеры — мюзик-холл «Работорговец» (The Slave Handler )

Новый успех в фильме в паре с кинозвездой Анитрой. Пер привлекает к себе внимание Анитры, обхаживает её и добивается взаимности. Пер становится восходящей звездой кинематографа. Его слава растёт. Со временем в фильме «Царь мира» (Caeser of the World ) играет роль мегаломаньяка, теряет над собой контроль. Изгнание, бегство от себя самого, кошмары приводят к потере личности.

Третий акт. Возвращение

Пер возвращается в родные края, вспоминает похороны Ингрид. Сольвейг все ещё ждёт его. Пер пытается обрести себя и находит в каждом человеке.

Эпилог. За пределами мира

Сольвейг узнаёт Пера. Пер узнаёт Сольвейг.

Стая

Пришли красные волки откуда-то. Вот будут они лежать на лисьих норах и ждать лису. Или один залезет и её из норы выгонит. Я уж потом иду по следу. И ведь снегу по колено, будет он бежать без устали за лисой, пока не догонит. Потом только в экскрементах лисьи когти – всё съедают.

Стою на краю поля, тюки из проса накатали и Нива у меня жёлто-оранжевая, под их цвет. Лиса с полей по оврагу возвращается. Увижу и крадусь. Подстрелил одну, а на боку треугольником шкура порвана. Вспомнил, как осенью: «Лиса, лиса!» – галдели бабы на краю села. Взял внучку на руки, показать, как та лежит колобком под клёном. Не выдержал, принёс ружьё, бахнул, не пошевелилась. Одел резиновые перчатки, стал снимать шкуру, а у неё вся шея изжёвана под шкурой.

Так вот, снег выпал, стою я снова на краю оврага, жду лису. Тюки на санях мужик возил на коне. Гляжу, по оставленному машиной следу бегут. Думаю: «Развёл мужик каких-то рыжих собак!». Отвернулся и снова в овраг смотрю. Светло стало. Поехал назад, а мужика-то нет. Объехал по кругу, а они в старом саду ночь рыскали, выходного следа-то нет…

Промолчал, не стал охотников звать. Они же в красной книге, пусть живут!

Основные персонажи поэмы

Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:

  • овдовевшая крестьянка Озе (мать Пера);
  • Пер Гюнт — главный герой;
  • кузнец Аслак;
  • старейшина свадебного пира, его гости и музыканты;
  • семья переселенцев;
  • дочки переселенцев — Хельга и Сольвейг (вторая является возлюбленной Пера);
  • господин на хуторке — Хэгстад;
  • его дочка Ингрид;
  • пастушки;
  • Доврский мудрец;
  • главные и второстепенные тролли, их дети;
  • ведьмы;
  • свора гномов, леших, кобольдов;
  • уродливое создание (якобы сын Пера);
  • крики птиц;
  • общество путешественников;
  • воришка;
  • дочка вождя бедуинов Анитра;
  • группы танцовщиц, рабынь, арабов;
  • заведующий сумасшедшего дома в Каире;
  • министр Хуссейн;
  • пациенты и сторожа сумасшедшего дома и др.

Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания — сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.

Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта — Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.

Дальше сюжет «Пера Гюнта» переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие — стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.

Казалось бы, всё идет к счастью, но вдруг дочка Доврского старца приносит Перу маленького урода и говорит, что это его сынок, который готов убить отца топором. Она требует от Пера бросить Сольвейг. Тот бросается в бега. Перед отъездом он успевает посетить свою больную мать.

Так прошло 50 лет. Пер Гюнт стал преуспевающим мужчиной и торговцем оружием. Однажды он попадает в компанию обезьян, к которой тоже смог приспособиться. Дальше судьба заводит его в пустыню Сахару, он встречается с арабами.

После этого читателей краткое содержание «Пера Гюнта» переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание «Пера Гюнта» — пьесы, где герой — фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.

Персонажи

  • Озе, вдовая крестьянка
  • Пер Гюнт, ее сын
  • Две старухи с мешками зерна
  • Аслак, кузнец
  • Гости на свадьбе, старший на свадебном пиру, музыканты и прочие
  • Чета переселенцев
  • Сольвейг и маленькая Хельга, их дочери
  • Владелец хутора Хэгстед
  • Ингрид, его дочь
  • Жених с родителями
  • Три пастушки
  • Женщина в зелёном
  • Доврский старец
  • Старший придворный тролль
  • Остальные тролли
  • Троллицы и троллята
  • Несколько ведьм
  • Гномы, кобольды, лешие и прочие
  • Уродец
  • Голос из мрака
  • Птичий крик
  • Кари, бобылиха
  • Мистер Коттон, месье Баллон, господа фон Эберкопф и Трумпетерстроле — путешественники
  • Вор и укрыватель краденого
  • Анитра, дочь вождя бедуинов
  • Арабы, рабыни, танцовщицы и прочие
  • Колосс Мемнона (поющий)
  • Сфинкс близ Гизе (лицо без речей)
  • Бегриффенфельдт, профессор, доктор философии, директор сумасшедшего дома в Каире
  • Гугу, реформатор малабарского языка
  • Хуссейн, восточный министр
  • Феллах с мумией
  • Сумасшедшие и сторожа
  • Норвежский капитан с командой
  • Посторонний пассажир
  • Пастор
  • Толпа на похоронах
  • Пристав
  • Пуговичный мастер
  • Некто сухопарый
  • и ещё кто-то

4 действие

Юго-западный берег Марокко. В пальмовой роще Пер Гюнт, господин пятидесяти лет, в дорогом костюме, принимает гостей: Трумпетерстроле, фон Эберкопф, мастер Коттон и мосье Баллон.

Пер рассказывает, как ловко и изворотливо торговал рабами, идолами, возил миссионеров. Он желает отправиться в Грецию на яхте и предлагает друзьям совместный бизнес. Но желания друзей расходятся с желаниями Пера. Они недовольны и угоняют яхту Гюнта. На яхте происходит взрыв, она тонет.

Гюнт в ущелье находит одежду, драгоценности и коня. Переодевается, уезжает.

Арабы принимают его за пророка. Он увлекается Анитрой, обещает дать ей душу. Девушку больше интересуют драгоценные камни и перстни. Она забирает кошелёк Пера и уезжает на коне.

Пер в Египте, в мыслях он — египтянин. Его новый друг — Бегриффенфельдт, утверждает, что Пер – царь. Они вместе идут в Каир.

Высокое здание с решетками на окнах. Это дом для сумасшедших. Бегриффенфельдт, управляющий этим домом, под большим секретом говорит Перу, что сегодня, скончался абсолютный разум. Затем знакомит Пера с сумасшедшими, один из которых, Гуссейн перерезает себе горло. Пер теряет сознание.

Значение произведения в мировой культуре

Только любовь делает человека цельным и придаёт смысл его жизни — эта ибсеновская идея прочно прошла в мировую культуру. В норвежском городе Осло создан парк скульптур Пера Гюнта. Известный художник Н. Рерих изготовил прекрасные декорации к постановке пьесы в Московском художественном театре. Астрономы в честь одной из героинь поэмы назвали астероид Аас. Образ Пера Гюнта в мировой культуре такой же вечный, как Фауста, князя Мышкина, Одиссея… Он увлекает многих творческих людей, благодаря чему Ибсен приобрёл мировую славу.

Когда я садилась за пианино, разбирать сюиту Грига к драме Г.Ибсена «Пер Гюнт», никто не возражал до определённого момента. Можно было играть песню Сольвейг, пытаться разобрать «Танец Анитры», но… ни в коем случае я не должна была играть похоронный марш — «Смерть Озе». А это была наиболее лёгкая вещь для разбора.
— Прекрати, сейчас же! – мама кричала и в голосе её я чувствовала слёзы. Закрой инструмент!
Точно так же она требовала выключить радио, когда звучал этот похоронный марш. Если вспомнить пьесу Ибсена, умерла Озе, мать Пера Гюнта, не дождавшись сына… «Смерть Озе» Грига — красивая и трагичная музыка, без надрыва, но полная скорби. Постепенно, по словечку, я вытягивала из мамы историю её нелюбви к этой музыке.
Оказалось, что 24 августа 1936 года был вынесен смертный приговор партийным деятелям советской страны Зиновьеву (Радомысльский) Григорию Евсеевичу и Каменеву (Розенфельд) Льву Самойловичу, 25 августа того же 1936 года эти оппозиционеры, противники Сталина, были расстреляны. И зря некоторые думают, что репрессии, набиравшие обороты в то время, не были замечены народом. Как оказалось, не без подтасовки, разумеется, по всем радиостанциям Советского Союза прозвучали похоронные марши… Естественно, многие работники радиокомитетов страны были немедленно арестованы и сосланы на каторжные работы на Колыму, в Магадан…
А мама была главным редактором музыкального радиовещания. Маленькому сынишке исполнилось ровно 5 месяцев 25 августа. Не только мама, но и отец мой были уволены с работы, отец, чтобы не тревожить мать, брал с собой пакетики — «завтраки», как будто идёт работать, а сам ходил по улицам. Мама же, оставив сына на няню, поехала в Москву, у неё были все программы вещания, любая передача готовится заранее, за месяц до выхода в эфир. В Москве мама вместе с документами, неопровержимо доказывающими её непричастность к выходу сюиты Грига вместе с похоронным маршем в эфир именно в эти дни, попадает на приём к киевлянке Розалии Самойловне Землячке, которая тогда возглавляла комиссию советского контроля.
И тут, как не вспомнить знаменитую басню «Волк и ягнёнок» — «И делу дать хотя законный вид и толк…» Да, видимо тогда была ещё щёлочка, приоткрывшаяся для спасения тех, кто сумел доказать свою невиновность. Как же! В стране действует контроль, значит, существует закон! Землячка распорядилась восстановить маму на работе (в то же время был восстановлен и отец) да ещё и выплатить ей компенсацию за вынужденный прогул.
Тогда мама заказала себе пальто и крепдешиновое платье. Я почему-то помню это платье — лиловое, с малиновым оттенком. Видно, носилось оно очень долго, ведь я родилась на два года позже описанных событий. Это потом кто-то сказал, что мама была в списке уничтоженных в 1936году. А пока могло показаться, что закон есть, что те, которые будут посажены потом, наверное, что-то противозаконное сделали…
Хитрость и коварство вождей отражалось на жизнях миллионов. Да ещё как!
Разумеется, работники сектора выпуска Киевского радиокомитета загремели надолго в далёкие края. А маховик уничтожения лучших людей страны набирал обороты…
У мамы был ещё и 1952год. Этот период я хорошо помню. Вышвырнули с работы с волчьим билетом вдову с двумя детьми и старухой-матерью на иждивении, выбросили из партии с криками «у вас — явочная квартира» и прочее… Но я время от времени теперь думаю, пускай дрожали руки, пускай сдали нервы, пускай целый год пришлось работать машинисткой в артели инвалидов (больше никуда не брали), пусть платили самую минимальную пенсию впоследствии…
И вот я думаю теперь: КАК ЖЕ ПОВЕЗЛО МОЕЙ МАМЕ, как ей посчастливилось выжить, сохранить детей, дать им образование и самой дожить до 92 лет!

Экранизации

Несмотря на то, что поэма Ибсена прославилась как музыкальное произведение, в 1919 году режиссер Виктор Барновски снял киноленту, посвященную приключениям норвежского юноши. Роль Пера Гюнта сыграл актер Хайнц Зальфнер.

Кадр из фильма «Пер Гюнт» (1934)

В 1934 году вышла еще одна немецкая экранизация пьесы. На этот раз главного героя воплотил в жизнь Ганс Альберс.

В 1941 году перенести на экран норвежский фольклор попытался американский режиссер Дэвид Брэдли. Кинокартина не отходит от оригинала, поэтому в фильме присутствуют все действующие лица пьесы. Роль Пера исполнил Чарлтон Хестон.

Чарлтон Хестон в роли Пера Гюнта

В народе говорят, что судьбу обойти невозможно, каждый испытает то, что ему предначертано. Главное — не предавать самого себя, верить в любовь. К такой тематике обратился знаменитый норвежский драматург и поэт Генрик Ибсен в произведении «Пер Гюнт». Оно было создано в годы стыка реалистичного с романтичным. Автор боялся, что поэма «Пер Гюнт» не будет понята за пределами Норвегии, так как она очень насыщена присущими данной стране чертами и особенностями. Но произведение приобрело всемирную славу, его перевели на многие европейские языки. Позже композитором Эдвардом Григом была написана великолепная музыка, что придало произведению ещё большую популярность. Ибсеновская драма экранизировалась уже несколько раз, многие режиссёры осуществляли её постановки на сцене.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: