Анализ стихотворения Пушкина «Пир Петра Первого»
Александр Пушкин с самого детства увлекался не только фольклором и литературой, но и историей. Причем, чем больше он узнавал о своей стране, тем больше гордился тем, что родился и живет в России. Причем, поэт умел подмечать и правильно трактовать не только очевидные факты, но и то, что частенько оставалось «за кадром». Одному из таких моментов российской истории посвящено стихотворение «Пир Петра Первого», написанное в 1835 году.
Следует отметить, что великий государь был для Пушкина культовой исторической фигурой. Сравнивая его с правителями своей эпохи, поэт не пытался скрыть, что считает Петра-I самым настоящим диктатором. Но при этом, изучая историю, автор пришел к выводу, что его любимый исторический персонаж не был самодуром и в отношении к своим подданным старался проявлять справедливость. Однако больше всего Пушкина поразил тот факт, что русский царь умел признавать свои ошибки и прощать врагов, если они готовы были к примирению.
Именно на этом аспекте взаимоотношений с людьми Пушкин попытался сделать акцент в данном стихотворении, подчеркнув, что не только великие победы могли быть поводом для торжеств при Петре-I. «В царском доме пир веселый; речь гостей хмельна, шумна», — так описывает поэт события, которые имели место несколько веков назад. Пушкин был прекрасно осведомлен о том, что русский1 царь любил гулять с размахом, поэтому неудивительно, что по случаю пира даже «Нева пальбой тяжелой далеко потрясена». Пытаясь рассуждать на тему того, что именно празднует царь, Пушкин перечисляет всевозможные заслуги русской армии и флота, вспоминая битву под Полтавой, а также достижения России в науке, искусстве и литературе того периода. Однако все это не имеет никакого отношения к пиру, так как царь «подданным мирится; виноватому вину отпуская, веселится».
Из контекста стихотворения можно понять, что речь, скорее всего, идет об Александре Меньшикове, который периодически попадал в опалу к государю, хотя и считался его лучшим другом. Тем не менее, Петр-I каждый раз переступал через собственное самолюбие и шел на примирение с подданным, устраивая по этому поводу настоящий пир, который не было показным. Описывая душевное состояние царя, Пушкин отмечает: «Светел сердцем и лицом; и прощенье торжествует, как победу над врагом». Только за одно это поэт готов простить своему кумиру неоправданную жестокость и возвести его в ран выдающихся правителей мира.
Сочинения по темам:
- Краткое содержание «Арап Петра Великого» Пушкина «В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений. находился его крестник, арап Ибрагим». Раненый в.
- Анализ стихотворения Ломоносова «Надпись I к статуе Петра Великого» «Надпись I к статуе Петра Великого» (1748). Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре «надписи». В произведении подробно определены.
- Анализ стихотворения Пушкина «Поэту» Поэту Поэт! не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдет минутный шум; Услышишь суд глупца и смех толпы холодной, Но ты.
- Анализ стихотворения Пушкина «В поле чистом серебрится» Александр Пушкин вырос на русских народных сказках и преданиях. К тому же, эстетика села ему была знакома не понаслышке, ведь.
- Анализ стихотворения Пушкина «Кто, волны, вас остановил» Пребывая в южной ссылке Александр Пушкин впервые увидел Черное море и был пленен его красотой. Вдали от дома поэт чувствовал.
- Анализ стихотворения Пушкина «Я пережил свои желанья» В 1820 году Пушкин был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому.
- Анализ стихотворения Пушкина «Туча» Александр Пушкин по праву считается одним из первых русских поэтов, который в своих стихах использовал весьма распространенный сегодня литературный прием.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Пушкина «Пир Петра Первого»
А. С. Пушкин. Стансы
Почему «дни Петра» поэт называет «славными»? В чем автор «Стансов» видит заслуги самодержца?
«Дни Петра», по мнению поэта, принесли России славу. И причины этой славы вполне конкретны: «правдой… привлек сердца», «нравы укротил наукой», «сеял просвещенье», «знал предназначенье» своей страны, хотя начало правления было мрачным.
Какие личные качества Петра I отмечает поэт в стихотворении?
В стихотворении перечисляются качества, свойственные царскому роду: неутолимость, твердость, незлобивость (незлопамятность). «Всеобъемлющая душа» царя Петра вмещает все эти достоинства, которые и создали его величие. «Вечный работник» на троне, Петр I был «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник».
В «Стансах» поэт проводит историческую параллель между царствованием Петра Великого и началом правления Николая I. В чем вы видите смысл этого сопоставления? К чему призывает поэт нового царя?
Историческая параллель между царствованием Петра I и Николая I, только что вступившего на трон, дана отчетливо. Уже в первой строфе упоминаются «мятежи и казни», которые сопутствовали началу каждого из этих царствований. В последней же строфе автор просит взошедшего на престол царя не помнить зла («быть незлобным памятью») и главное быть подобным «во всем пращуру».
Какие строки стихотворения особенно выразительны в звуковом отношении?
Любимый размер Пушкина ямб (в данном случае — четырехстопный) звучит в стихотворении почти как военный марш — строки коротки, а перекрестная рифма тоже организует музыку строф. Первая строфа так стремительно открывает стихотворение, что все остальные звучат откликом на эти четыре строки.
На этой странице искали :
- почему дни петра поэт называет славными
- анализ стихотворения пушкина стансы
- анализ стихотворения стансы пушкин
- анализ стансы пушкин
- почему дни Петра поэт называет славными?
Стихи о Пушкине, Пушкину » Марина Цветаева
Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жён, Пушкин — в роли монумента? Гостя каменного? — он,
Скалозубый, нагловзорый Пушкин — в роли Командора?
Критик — но́я, нытик — вторя: «Где же пушкинское (взрыд) Чувство меры?» Чувство — моря Позабыли — о гранит
Бьющегося? Тот, солёный Пушкин — в роли лексикона?
Две ноги свои — погреться — Вытянувший 1. и на стол Вспрыгнувший при Самодержце 2 Африканский самовол —
Наших прадедов умора — Пушкин — в роли гувернёра?
Чёрного не перекрасить В белого — неисправим! Недурён российский классик, Небо Африки — своим
Звавший, невское — проклятым! 3 — Пушкин — в роли русопята?
Ох, брадатые авгуры! Задал, задал бы вам бал Тот, кто царскую цензуру Только с дурой рифмовал, 4
А «Европы Вестник» — с… 5 Пушкин — в роли гробокопа?
К пушкинскому юбилею Тоже речь произнесём: Всех румяней и смуглее 6 До сих пор на свете всём,
Всех живучей и живее! Пушкин — в роли мавзолея?
То-то к пушкинским избушкам Лепитесь, что сами — хлам! Как из душа! Как из пушки — Пушкиным — по соловьям
Сло́ва, сокола́м полёта! — Пушкин — в роли пулемёта!
Уши лопнули от вопля: «Перед Пушкиным во фрунт!» А куда девали пёкло Губ, куда девали — бунт
Пушкинский? уст окаянство? Пушкин — в меру пушкиньянца!
Томики поставив в шкафчик — Посмешаете ж его, Беженство своё смешавши С белым бешенством его!
Белокровье мозга, морга Синь 7 — с оскалом негра, горло Кажущим…
Поскакал бы, Всадник Медный, Он со всех копыт — назад. Трусоват был Ваня бедный, 8 Ну, а он — не трусоват.
Сей, глядевший во все страны — В роли собственной Татьяны?
Что́ вы делаете, карлы, Этот — голубей олив 9 — Самый вольный, самый крайний Лоб — навеки заклеймив
Низостию двуединой Золота и середины?
«Пушкин — тога, Пушкин — схима, Пушкин — мера, Пушкин — грань…» Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя Благородное — как брань
— Пушкин? Очень испугали!
Примечания
1 Две ноги свои — погреться — Вытянувший… — Во время аудиенции 8 сентября 1826 года, данной Николаем I Пушкину, вернувшемуся из ссылки в Михайловском, поэт «обратился спиною к камину и говорил с государем, обогревая себе ноги» («Пушкин в жизни», вып. II. С. 55).
2 На стол вспрыгнувший при Самодержце… — Во время той же аудиенции Пушкин, «незаметно для самого себя, припёрся к столу, который был позади него, и почти сел на этот стол. Государь быстро отвернулся от Пушкина и потом говорил: «С поэтом нельзя быть милостивым!»» (там же).
3 Небо Африки своим Звавший, невское — проклятым! — В «Евгении Онегине»: «Под небом Африки моей»; в письме к П. А. Вяземскому из Михайловского от 27 мая 1826 года Пушкин говорит о «проклятой Руси», где он вынужден сидеть «на привязи», так как царь не разрешает ему заграничных путешествий.
4 Царскую цензуру Только с дурой рифмовал — в сказке «Царь Никита и сорок его дочерей».
5 А «Европы Вестник» — с… — в эпиграмме, раньше ошибочно приписывавшейся Пушкину (опубликовано в «Полном собрании сочинений Пушкина», т. 1. М. 1919. С. 384).
6 Всех румяней и смуглее — изменённая строка из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».
7 Беженство… белокровье мозга, морга Синь… — Речь идёт о белоэмигрантских «пушкиноведах».
8 Трусоват был Ваня бедный… — из стихотворения Пушкина «Вурдалак».
9 Голубей олив… лоб — из стихотворения Б. Пастернака «Вариация 4». обращённого к Пушкину.