Анализ стихотворения «А вы могли бы?»
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? 1913 Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня…», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.
Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» – «на блюде студня» – «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова).
Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.
И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лирические струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.
►
«Стихи о разнице вкусов»
В стихотворении автор вновь обращается к теме ограниченности мышления. Как часто делают сатирики, Маяковский использует образы животных, говоря о разногласиях в обществе (в частности о современном ему конфликте капитализма и социализма).
В споре каждый считает правильной только свою точку зрения, а всё непохожее и идущее вразрез субъективному мнению – отметается как выходящее за рамки нормы. Идут в ход такие «аргументы», как оскорбления в неполноценности и сомнительном происхождении. Вспоминаются «конь и трепетная лань» Пушкина, которых нельзя впрячь вместе.
По форме стихотворение – привычная «лесенка» Маяковского, каждая строка разбита на три фрагмента. Ритм в середине сбивается, подчеркивая захлебывающееся негодование верблюда. Эмоциональность спора обозначена и вопросом-восклицанием.
Анализ стихотворения Маяковского «По мостовой…»
В 1913 году Маяковский издал первый свой сборник, получивший название «Я». Книга была написана от руки, иллюстрирована рисунками Василия Николаевича Чекрыгина (1897-1922) и Льва Федоровича Жегина (1892-1969). Размножили ее литографическим методом, получив в итоге три сотни экземпляров. Сборник включил в себя всего четыре стихотворения. В них усматривались следы урбанистически преломленной христианской тематики. Открывает книгу произведение «По мостовой…», повествующее о распятии. Перед читателем предстает не поэт, находящийся в городских стенах, а город, расположившийся внутри стихотворца. Между двумя мирами – внутренним и внешним – исчезает граница, что делает их неразличимыми. В одиночестве лирический герой идет рыдать на перекресток, ступая по изъезженной мостовой души. Интересно, что в ранней лирике Владимира Владимировича редко встречается образ дома. Герой практически постоянно пребывает в движении, гуляя по городским улицам. При этом дом, место, где можно приклонить голову, у него есть. Вот только ограниченное пространство здания не способно вместить в себя его широкую душу. В ранних стихотворениях Маяковского личное расширяется, заполняя собой сперва улицы и площади, а затем и всю Землю.
В произведении «По мостовой…» юный поэт демонстрирует удивительное умение создавать яркие, запоминающиеся, замысловатые образы. Исходя из первых четырех строк текста, душа героя уходит в пятки сумасшедших людей, которые вьют по мостовой речь, словно веревку. Далее возникает образ повешенных городов. В финале появляются служители закона, распятые перекрестками дорог. В произведении царят крестная мука, казнь и безумие. И смех. Только он остается герою. Маяковскому жаль мир, в котором в роли Христа выступает блюститель порядка. Тем не менее, в смехе ему видится единственный шанс на спасение.
Стихотворение «По мостовой…» – рассказанная с помощью сложных метафор история про распятие. Как уже говорилось выше, остальные тексты, входящие в цикл «Я», также несут в себе черты христианской мифологии. В «Нескольких словах о моей жене» повествуется о распутстве. Произведение «Несколько слов о моей матери» представляет собой стихотворный вариант пьеты, иконографического типа, наиболее распространенного в западноевропейском искусстве в период с тринадцатого по семнадцатый век. Четвертый и финальный текст, названный «Несколько слов обо мне самом», – обращение к мотиву жертвоприношения и образу чаши.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Анализ кратко
Стих «Вам» отличается от большинства произведений Маяковского тем, что он написан четверостишьем и тут нет знаменитой лесенки. Также в произведении отсутствует напрочь сатира, а есть лишь обличение пороков общества, что также несколько несвойственно стилю Владимира Маяковского. Рифмовка перекрестная (оргию – клозет – Георгию – газет).
Имеются в стихотворении и средства выразительности – это метафоры, эпитеты, а также риторические обращения и вопросы.
Метафоры – «проживающим за оргией оргию» и «приведенный на убой».
Эпитеты – «теплый клозет», «измазанной … губой», «он … израненный», «вам… любящим баб».
Стих относится к раннему периоду творчества Маяковского и рассчитан на изменение общественного мнения в сторону противников войны.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Во весь голос.История создания – вступление к поэме было написано Владимиром Владимировичем зимой в 1929–1930 году. Таким образом поэт воплотил свое желание обратиться к современному читателю и потомкам без посредников.
Тема стихотворения – творческое кредо автора и итоги двадцати лет поэтического труда.
Композиция – одночастная, на протяжении всего стихотворения поэтом развивается одна и та же мысль.
Жанр – лирическая поэма.
Стихотворный размер – тонический стих.
Эпитеты – “старое, но грозное оружие”, “стихи стоят свинцово-тяжело”, “зияющие заглавия”.
Метафоры – “поэзия – баба капризная”, “вопросов рой”, “харкает туберкулез”, “горло собственной песни”, “строчечный фронт”.
Сравнения – “мы открывали Маркса каждый том, как в доме собственном мы открываем ставни”.
Образы и символы
Владимир Владимирович – поэт-футурист, и, как известно, футуризм рождался в полемике с символизмом. Однако в творчестве Маяковского можно найти наиболее ярко-выраженное противоречие, обусловленное единством футуристических принципов и отвергаемых футуристами символистских традиций. Иначе говоря, несмотря на что, что «будетляне» заявляли о ненужности «символа-посредника», автор создаёт и использует свои образы, символы, и поэма «Люблю» богата ими.
Поэт пишет, что влюблён в глазок 103 камеры, и отдал бы всё за стенного жёлтого зайца. Эти образы можно понять, лишь узнав события, которые происходили с Маяковским в этот период. В 1909 году он был заключён в одиночную камеру под номером 103, где через глазок пытался увидеть «жёлтого зайца», то есть луч солнца. Вообще сам образ солнца в творчестве Владимира Владимировича выступает как некая жертва, уничтоженное «всевидящее око», которое наделено человеческими качествами.
В этой же части возникает образ героя, который может любить весь мир:
Образы и символы
Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).
Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.
Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.
Последняя строфа начинается с местоимения «я»
Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства
Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).
«А вы могли бы?»
Одно из ранних стихотворений Маяковского. Оно примечательно тем, что здесь впервые громко заявляет о себе личность лирического героя – троекратное «Я». В монологе-обращении к слушателям он говорит о сущности искусства: видеть и слышать огромное и красочное в серых будничных мелочах – таких как обед или городские водосточные трубы.
Современная версия стихотворения «Я сразу смазал карту будня»
Короткий стих просто «нашпигован» метафорами и неожиданными образами: вино становится «краской из стакана», водосточная труба – флейтой, а студень на тарелке своей бесформенностью уподобляется океану. Бросая вызов адресатам стихотворения, автор заканчивает яркое высказывание риторическим: «А вы…?»
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «А вы могли бы?» в исп. Олега Басилашвили
«А вы могли бы?»
Одно из ранних стихотворений Маяковского. Оно примечательно тем, что здесь впервые громко заявляет о себе личность лирического героя – троекратное «Я». В монологе-обращении к слушателям он говорит о сущности искусства: видеть и слышать огромное и красочное в серых будничных мелочах – таких как обед или городские водосточные трубы.
Современная версия стихотворения «Я сразу смазал карту будня»
Короткий стих просто «нашпигован» метафорами и неожиданными образами: вино становится «краской из стакана», водосточная труба – флейтой, а студень на тарелке своей бесформенностью уподобляется океану. Бросая вызов адресатам стихотворения, автор заканчивает яркое высказывание риторическим: «А вы…?»
Слушать стихотворение «А вы могли бы?» в исп. Олега Басилашвили
смысл стихотворения маяковского ПО МОСТОВОЙ
Алиса Сазонова Ученик (160), на голосовании 1 год назад
Ирина Губанова Гений (70338) 1 год назад
Я в прежнем вашем вопросе описала суть. Теперь конкретно по стихотворению.Свою душу поэт представляет как мостовую, по которой топчутся многие, уже всю изъездили, истоптали своими жёсткими фразами, словами-упрёками как пятками. Образы символичны, так «кривые выи (шеи) башен» — это подъёмные краны, а на них, как на виселицах висят мечты-города, а речь вьётся как верёвка, свиваясь в петлю. И по этой изъезженной и истоптанной мостовой души поэт идет рыдать на перекресток, то есть место встречи с кем-то. Не знаю, понятно ли, но лично мне понятно, если вспомнить картины футуристов
Ирина Губанова Гений (70338) Это иступленный крик одинокой души, которая и бьется в тисках противоречий, переворачивая все понятя наоборот, делая из своей души улицу.
«По мостовой моей души изъезженной…»
В стихотворении «По мостовой…» образы еще более замысловатые, чем в «А вы могли бы?» Город оживает и становится равноправным действующим лицом, не уступающим лирическому герою. Улица сливается с закоулками человеческой души, в которую витиеватыми фразами въедаются жесткие шаги городских сумасшедших.
Появляется образ повешенных городов – башни своими шеями (Маяковский использует устаревшее слово – “выями”) достают до облаков, затягивающихся вокруг них петлей. В финале – городовые, современные боги, распяты перекрестком дорог. Христианская тематика в наполненном мучениями тексте – насмешка автора над окружающей действительностью, но это смех сквозь слезы: «иду один рыдать».
«Тучкины штучки»
Редкое для Маяковского лирическое произведение без резких, «рубленых» рифм. Бросается в глаза и использование уменьшительно-ласкательных форм: «тучки», «штучки», «верблюдик», «слоник». Короткое стихотворение написано в стиле детской считалочки.
Здесь нет какой-то политической или социальной морали или высказывания. Простое наблюдение за природой, умиротворение от увиденного. Несмотря на иную стилистику, здесь Маяковский также использует необычное построение слов – «небосинее лоно» вместо «синее небо» – и образные сравнения-олицетворения: тучка-верблюдик, солнце-жираф.
Смотрите это видео на YouTube
Слушать стихотворение «Тучкины штучки»
«Ешь ананасы…»
Возможно, один из самых известных коротких стихов Маяковского. Двустишие- стало первым в творчестве поэта и было написано в одном из петроградских ресторанов под звуки «разухабистой музычки», по воспоминаниям автора. Время создания – канун Октябрьской революции.
В стихотворении поэт предрекает скорую гибель «зажравшегося» класса. Ананасы и рябчики – деликатесы, которые могли позволить себе в то время только обеспеченные люди. Упоминание тропического фрукта – это к тому же шпилька Маяковского в адрес своего литературного оппонента Северянина и его стихотворения «Ананасы в шампанском».
Анализ стихотворения Маяковского «Ты» 1 вариант
В поэме «Люблю», датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, «бездомный», «глазастый» и дерзкий, пугает «дамьё», недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый и одинокий, он являет миру распахнутое сердце, громадный «комок» чувств и «стихов молоко». Заветная мечта поэта – избавиться от тяжести эмоционального груза, найти родственную душу и свое счастье.
Восьмая глава поэмы носит незамысловатое название – «Ты». Законченный характер этого эпизода позволяет рассматривать его как самостоятельное произведение. К лирическому субъекту является спасительница – деловитая, энергичная и проницательная. Она сумела увидеть в нагловатом и ершистом верзиле «просто мальчика».
Дальнейшие действия решительной героини продиктованы метафорой, уподобляющей человеческое сердце мячу. Появление детской темы оправдывает и сравнение с игрой, с которой отождествляется «взрослое» высокое чувство.
Женский образ, отважный и категоричный, противопоставлен остальному «дамью», пугливому и пассивному. Прекрасный пол недоуменно взирает на бесстрашную героиню. Шокирующий эффект зрелища выражен при помощи неологизма «вкопалась». Вскоре всеобщее удивление сменяется предположением: чудесную смелость играющей объясняют серьезной профессиональной подготовкой, необходимой укротительнице хищников.
Счастливый влюбленный не обращает внимание на мнение толпы: он «ликует», наслаждаясь новыми ощущениями – радостью, любовью и свободой. Ироничное сравнение с «индейцем свадебным», глагольная пара «скакать» – «прыгать» и безличные конструкции «весело» и «легко» завершают портрет лирического героя, выполненный в мажорных тонах
Среди множества поэтических творений, посвященных Лиле Брик – многоликой и харизматичной музе Маяковского, анализируемый текст выделяется оптимистичным, радужным звучанием. В стихотворении «Лиличка!» представлен противоположный по настроению этап отношений влюбленных – противоречивый, полный размолвок и душевных мучений. Здесь избранница предстает не веселой и жизнерадостной, а жестокой и отчужденной, «сердце в железе». Ей безразлично, что душа поклонника опустошена и выжжена высоким чувством. Из уст героя звучит отчаянная мольба о «последней нежности» предстоящего расставания. Тема любви осложняется мотивами скорого забвения и самоубийства.
«Облако в штанах»
«Облако в штанах» — внутренний монолог автора. В поэме поэт соединяет внутренние личные переживания героя с переживанием всей нации. В произведении ярко и нервно (что так свойственно поэту), выражается искренняя вера в революционные идеи, в будущую лучшую жизнь для своей страны. Эта поэма состоит из четырех основных частей, в каждой из которой, Маяковский отправляет в историю старый жизненный строй, традиции и религию, очищая при этом путь в новый чистый мир.
Все произведения Маяковского несут в себе огромный заряд энергии. Его стихотворения невозможно читать без внутреннего содрогания. Восхищение вызывает то, как метко с помощью своего творчества автор бросает вызов человечеству. Стихи Маяковского заставляют задуматься о том, не принадлежим ли мы сами к серой бездумной и безвольной массе, и можем ли мы видеть что-то необыкновенное в серых вещах.
Вариант№3
Владимир Маяковский был величайшим поэтом, который собирал целые читальные залы слушателей. Его творчество было известно далеко за границей. И все из-за его таланта, из-за его умения зацепить парой строк нити души. Одним из наиболее известных его работ, является стихотворение «А вы могли бы?»
Написано данное стихотворение в начале 20 века, популярно до сих пор. В чем же загадка, той притягательности данного произведения? Оно состоит всего лишь из 8 строк, в нем не больше сотни слов, как же Владимиру Маяковскому удалось вместить в столь малый объём величайший смысл любви?
«Я сразу смазал карту будня»
Это отрешение от серых будних и обыденных проблем. Стремление открывать новые горизонты жизненного пути. Встречать на этом пути горе и радость, грусть и веселье, друзей и врагов.
«Прочёл я зовы новых губ»
В этих строках проявляется тяга к любви, к новым свершениям и подвигам. Желание любить, и быть любимым.
И именно это желание придаёт сил для осуществления того, о чем писалось в первых строках стихотворения. Пуститьтся в путешествие, уехать жить в лес, отказавшись от всего. И все это, со своей второй половиной. Которая будет вдохновлять каждый день, на новые свершения в жизни. И смысл стихотворения содержится в последних строках.
«Ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?»
Представление любви, в образе вечного двигателя, который всегда будет подталкивать людей на необдуманные, но иногда жизненно необходимые решения и действия. И для влюбленного человека нет ничего невозможного, километры кажутся миллиметрами, штормы и ураганы — тихим штилем.
Следует отдать должное автору за стиль написания. Когда читаешь стихотворение, сразу поднимается дух, внутри просыпается бунтарь, который против установленных шаблонов и границ. Открывается новое видение мира, ты чувствуешь себя королём своей жизни, ты понимаешь, что если ты сейчас не сделаешь что-то, за тебя этого никто не сделает. Начинаешь ощущать себя человеком со своими правами. К мышцам приливает энергия, и уже невозможно усидеть на месте. Душа рвётся к приключениям. Независимо от того в каком ты сейчас положении. Все кажется возможным и лёгким. И пусть, спустя некоторое время это возбуждение проходит, но все же те несколько минут, часов, суток, а может и недель после прочтения — бесценны.
История создания 9 класс кратко по плану
Анализ стихотворения «Ты» Маяковского 2 вариант
В первый же год поэма «Люблю» Владимира Владимировича Маяковского выдержала несколько переизданий. Адресат стихотворения «Ты» — Лиля Юрьевна Брик.
Стихотворение написано в 1922 году. Оно – часть поэмы «Люблю». Его автору в эту пору исполнилось 29 лет, он регулярно выступает для публики с чтением стихов и докладов, громит поэтов, которые не успевают идти в ногу с революционным маршем, занимается изданием своих книг, путешествует по Европе. Уже несколько лет его Музой является Л. Брик. У нее с мужем запутанная семейная ситуация, она считает себя свободной от всех обязательств. Тепло принятый в их доме, В. Маяковский без памяти влюбился в хозяйку дома. По жанру – любовная лирика, по размеру – акцентный стих. Традиционная для него форма расположения строк в виде «лесенки». Рифмы свободные, сложные, местами неточные. Диссонанс, типичный для поэзии В. Маяковского, присутствует и в «Ты». Лирических героев два: сам автор и его любимая женщина. Лексика просторечная, интонация напористая. «За ростом, за рыком», за вечной папироской героиня сумела разглядеть «мальчика» с ранимым сердцем. К тому времени он уже пережил болезненный разрыв отношений с Софьей Шамардиной.
Местоимение «ты» есть только в названии, дальше образ героини раскрыт через ее действия: пришла, разглядела, взяла. А главное – «отобрала сердце». Затем начинается игра этим послушным сердцем. Здесь стоит сравнение: как девочка мячиком. В этой строке минимум три слоя смыслов: во-первых, за ее внешностью взрослой, самоуверенной женщины также скрыт ребенок. Это сходство – залог большой любви. Во-вторых, в игре героини сердцем героя нет холодного расчета, злого умысла. Напротив, поэт рад непосредственности их отношений. В-третьих, уменьшительный суффикс «мячиком» — еще один знак, что поэту не больно, а «весело и легко». Далее следует антитеза: такого любить? Дамы-охотницы в сомнениях. Добыча кажется опасной, по плечу только опытной «укротительнице». Однако сам поэт смеется над ними, скачет «от радости»: нет его – ига! Он нашел свою единственную, других не надо. «А я ликую»: ликование – высшая степень радости. «Индейцем свадебным»: должно быть, поэт имеет в виду брачные танцы индейцев. Неуклюжий неологизм: вкопалась. Повторы: должно. Сравнение: чудо будто видится. Метафора: отобрала сердце. Фразеологический оборот: себя не помня. Прямая речь дам и девиц, сдобренная восклицательными и вопросительными знаками.
В. Маяковский был убежден, что любовь – движущая сила жизни. Стихотворение «Ты» — манифест влюбленного поэта, часть его автобиографической поэмы «Люблю».
«Пустяк у Оки»
Стихотворение на романтическую тему. Сюжет незамысловат – в нём дается зарисовка свидания лирического героя и его возлюбленной у реки. Мужчина говорит девушке о возвышенных материях – небе, звездах, литературе. Но спутница его оказывается более приземленной и ограниченной особой: отсюда иронический тон последних строчек.
Оригинальность этого короткого стихотворения – в звукописи. С помощью звука «ш» создается акустический эффект шороха камыша, иллюзия играющего в камышах ветра. В духе Маяковского здесь возникает и пародийный элемент: к романтической тональности примешивается сравнение с мышиным шорохом – аллюзия на выражение «мышиная возня», то есть какой-то пустяк.
О звукописи в англоязычной поэзии читайте в нашей статье.
Анализ стихотворения Маяковского «Ты» 1 вариант
В поэме «Люблю», датированной 1922 г., представлена лирическая автобиография Маяковского. Повзрослевший герой, «бездомный», «глазастый» и дерзкий, пугает «дамьё», недалекие представительницы которого сторонятся странного нахала. Непонятый и одинокий, он являет миру распахнутое сердце, громадный «комок» чувств и «стихов молоко». Заветная мечта поэта – избавиться от тяжести эмоционального груза, найти родственную душу и свое счастье.
Ещё по теме: Владимир Маяковский ~ Хорошее отношение к лошадям (+ Анализ)
Восьмая глава поэмы носит незамысловатое название – «Ты». Законченный характер этого эпизода позволяет рассматривать его как самостоятельное произведение. К лирическому субъекту является спасительница – деловитая, энергичная и проницательная. Она сумела увидеть в нагловатом и ершистом верзиле «просто мальчика».
Дальнейшие действия решительной героини продиктованы метафорой, уподобляющей человеческое сердце мячу. Появление детской темы оправдывает и сравнение с игрой, с которой отождествляется «взрослое» высокое чувство.
Женский образ, отважный и категоричный, противопоставлен остальному «дамью», пугливому и пассивному. Прекрасный пол недоуменно взирает на бесстрашную героиню. Шокирующий эффект зрелища выражен при помощи неологизма «вкопалась». Вскоре всеобщее удивление сменяется предположением: чудесную смелость играющей объясняют серьезной профессиональной подготовкой, необходимой укротительнице хищников.
Счастливый влюбленный не обращает внимание на мнение толпы: он «ликует», наслаждаясь новыми ощущениями – радостью, любовью и свободой. Ироничное сравнение с «индейцем свадебным», глагольная пара «скакать» – «прыгать» и безличные конструкции «весело» и «легко» завершают портрет лирического героя, выполненный в мажорных тонах
Среди множества поэтических творений, посвященных Лиле Брик – многоликой и харизматичной музе Маяковского, анализируемый текст выделяется оптимистичным, радужным звучанием. В стихотворении «Лиличка!» представлен противоположный по настроению этап отношений влюбленных – противоречивый, полный размолвок и душевных мучений. Здесь избранница предстает не веселой и жизнерадостной, а жестокой и отчужденной, «сердце в железе». Ей безразлично, что душа поклонника опустошена и выжжена высоким чувством. Из уст героя звучит отчаянная мольба о «последней нежности» предстоящего расставания. Тема любви осложняется мотивами скорого забвения и самоубийства.
«По мостовой моей души изъезженной…»
В стихотворении «По мостовой…» образы еще более замысловатые, чем в «А вы могли бы?» Город оживает и становится равноправным действующим лицом, не уступающим лирическому герою. Улица сливается с закоулками человеческой души, в которую витиеватыми фразами въедаются жесткие шаги городских сумасшедших.
Появляется образ повешенных городов – башни своими шеями (Маяковский использует устаревшее слово – “выями”) достают до облаков, затягивающихся вокруг них петлей. В финале – городовые, современные боги, распяты перекрестком дорог. Христианская тематика в наполненном мучениями тексте – насмешка автора над окружающей действительностью, но это смех сквозь слезы: «иду один рыдать».
«По мостовой…» В.Маяковский
«По мостовой…» Владимир Маяковский
По мостовой моей души изъезженной шаги помешанных вьют жестких фраз пяты. Где города повешены и в петле облака застыли башен кривые выи — иду один рыдать, что перекрестком распяты городовые.
Анализ стихотворения Маяковского «По мостовой…»
В 1913 году Маяковский издал первый свой сборник, получивший название «Я». Книга была написана от руки, иллюстрирована рисунками Василия Николаевича Чекрыгина (1897-1922) и Льва Федоровича Жегина (1892-1969). Размножили ее литографическим методом, получив в итоге три сотни экземпляров. Сборник включил в себя всего четыре стихотворения. В них усматривались следы урбанистически преломленной христианской тематики. Открывает книгу произведение «По мостовой…», повествующее о распятии. Перед читателем предстает не поэт, находящийся в городских стенах, а город, расположившийся внутри стихотворца. Между двумя мирами – внутренним и внешним – исчезает граница, что делает их неразличимыми. В одиночестве лирический герой идет рыдать на перекресток, ступая по изъезженной мостовой души. Интересно, что в ранней лирике Владимира Владимировича редко встречается образ дома. Герой практически постоянно пребывает в движении, гуляя по городским улицам. При этом дом, место, где можно приклонить голову, у него есть. Вот только ограниченное пространство здания не способно вместить в себя его широкую душу. В ранних стихотворениях Маяковского личное расширяется, заполняя собой сперва улицы и площади, а затем и всю Землю.
В произведении «По мостовой…» юный поэт демонстрирует удивительное умение создавать яркие, запоминающиеся, замысловатые образы. Исходя из первых четырех строк текста, душа героя уходит в пятки сумасшедших людей, которые вьют по мостовой речь, словно веревку. Далее возникает образ повешенных городов. В финале появляются служители закона, распятые перекрестками дорог. В произведении царят крестная мука, казнь и безумие. И смех. Только он остается герою. Маяковскому жаль мир, в котором в роли Христа выступает блюститель порядка. Тем не менее, в смехе ему видится единственный шанс на спасение.
Стихотворение «По мостовой…» — рассказанная с помощью сложных метафор история про распятие. Как уже говорилось выше, остальные тексты, входящие в цикл «Я», также несут в себе черты христианской мифологии. В «Нескольких словах о моей жене» повествуется о распутстве. Произведение «Несколько слов о моей матери» представляет собой стихотворный вариант пьеты, иконографического типа, наиболее распространенного в западноевропейском искусстве в период с тринадцатого по семнадцатый век. Четвертый и финальный текст, названный «Несколько слов обо мне самом», — обращение к мотиву жертвоприношения и образу чаши.