Александр блок 📜 поэт в изгнаньи и в сомненьи

Поэзия серебряного века. стихотворения а. а. блока (1880—1921). в помощь школьнику

Анализ стихотворения Александра Блока «Благословляю всё, что было»

Со своей супругой, Любовью Менделеевой, Александр Блок был счастлив всего несколько лет. Ее роман с поэтом Андреем белым стал первым предвестником того, что молодая семья разрушена. Впоследствии у Любови Менделеевой, сумевшей сделать довольно успешную актерскую карьеру, было много воздыхателей, и каждый новый роман причинял сильные страдания Блоку. К 1912 году поэт уже осознал, что с этой женщиной, которую он по-прежнему считал своей музой, его больше ничего не связывает. Именно тогда было написано стихотворение «Благословляю все, что было…», в котором автор искренне благодарит судьбу за свой неудавшийся брак и признается «Я лучшей доли не искал».

Поэт не отрицает, что все еще любит свою супругу и верит в то, что их жизненные пути пересеклись не случайно. Блок понимает, что для него Любовь Менделеева была не просто близким и очень дорогим человеком. Именно ей он обязан своим литературным успехом, потому что чувства, испытываемые к этой женщине, заставили поэта искать утешение в стихах, которые впоследствии и принесли ему славу. И именно Любовь Менделеева укрепила в нем веру в свое предназначение – быть поэтом.

Конечно, расплачиваться за мимолетное счастье Блоку пришлось страданиями, которые очень часто являются верным спутником любви. Но именно в них родилась истина и понимание того, что жизнь не может всегда быть гладкой и безмятежной. Более того, Блок осознал, что неурядицы в семейной жизни – это одно из испытаний, которые уготованы ему судьбой. Поэтому поэт решил во что бы то ни стало сохранить этот брак отметив: «Прости меня. Нам быть – вдвоем». И сдержал свое слово, так как еще много лет делил кров с Любовью Менделеевой, хотя у его супруги давно уже была своя жизнь. Это была довольно странная пара, которая сходилась для того, чтобы вновь разойтись. Любовь Менделеева постоянно гастролировала, поэтому вопросами семейного быта занимался Блок. Даже когда после смерти отчима он вынужден был перевезти в свой дом мать, ничего не изменилось. За исключением лишь того, что Любовь Менделеева стала бывать в семейном гнездышке еще реже.

Но и этого для Блока было вполне достаточно, потому что по одному взгляду, брошенному на жену, он мог понять, что творится у нее в душе, и верил – она все ее любит его. «Все то, чего не скажешь словом, узнал я в облике твоем», — отмечает поэт. И при этом подчеркивает, что, невзирая на жизненные трудности, он продолжает выбранный путь, никого не осуждая, и никому не навязывая свое общество.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Видение»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всё отнял у меня казнящий бог»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Всесилен я и вместе слаб»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «День вечереет, ночь близка»
  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Душа моя — Элизиум теней»

Благословляю всё, что было, Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке — Я не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Всё то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.

Благословляю все, что было,Я лучшей доли не искал. О, сердце, сколько ты любило! О, разум, сколько ты пылал!

Пускай и счастие и муки Свой горький положили след,Но в страстной буре, в долгой скукеЯ не утратил прежний свет.

И ты, кого терзал я новым, Прости меня. Нам быть — вдвоем. Все то, чего не скажешь словом, Узнал я в облике твоем.

Глядят внимательные очи, И сердце бьет, волнуясь, в грудь, В холодном мраке снежной ночи Свой верный продолжая путь.

Комментариев: 34

34. алтыш | 12 ноября 2015 — 16:42

красиво,но в то же время легко

33. Вячеслав | 19 декабря 2014 — 17:30

СТИХ — это одна строчка!

Хочу сказать что этот стих очень меня тронул. Любовь прекрасное чувстсво. Я люблю тебя Рустам

31. петя | 22 марта 2013 — 06:59

30. Саша | 2 октября 2012 — 17:22

Всё гениальное просто!

29. загадка:) | 15 апреля 2012 — 15:55

мне мальчик это стихотворение посветил:)так мило

28. Виктория | 4 апреля 2012 — 13:54

Темы, проблемы, настроение

Любовь является главной темой стихотворения «Вхожу я в темные храмы…». Музой, вдохновительницей Александра Блока была его возлюбленная, а потом и жена — Любовь Менделеева. Данное стихотворение обращено к ней и, естественно, оно о любви.

Проблематикой произведения являются сомнения лирического героя. Он сомневается в самой встрече с «Дамой», сомневается в том, достоин ли он этой встречи, но также он уверен, что та единственная, которую он повстречал, и есть «Святая», в которую он верит, которую он долго ждёт.

Настроение стихотворения тихое, приятное и воодушевлённое

Всё произведение «осторожное». Оно напоминает преддверие праздника, когда, изнемогая, ждёшь чуда

Для пояснения своих эмоций автор выбрал «пространство» храма, что добавляет ещё большего трепета произведению.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Вхожу я в темные храмы…» являются заключительной частью разбора по плану.

  1. Эпитеты: «темные храмы», «бедный обряд», «Прекрасная Дама», «красные лампады», «высокая колонна», «озаренный образ», «Величавая Жена», «высоко бегут», «ласковы свечи», «отрадны черты».
  2. Метафора: «Вечная Жена».
  3. Олицетворение: «бегут по карнизам улыбки, сказки и сны».
  4. Архаизмы: «риза».
  5. Диалектизм: «лампада».
  6. Анафора:
    «О, я привык к этим ризам…»
    «О, Святая, как ласковы свечи…»
  7. Во всём произведении прослеживается частое употребление такого средства выразительности как инверсия.
  8. Эллипсис: «Милая – Ты.».
  9. Экспрессивная лексика:
    «О, я привык к этим ризам…»
    «О, Святая, как ласковы свечи…»
  10. 10. Аллитерация: «шипящие» и «звенящие» согласные в произведении подчеркивают тишину пространства, таинственность происходящего.

Использование выразительных средств

Для украшения стихотворения и лучшей передачи своих восторженных чувств Блок использует в стихе немало средств выразительности. Игра антонимами и эпитетами украшает строки и придаёт им большую глубину без потери лирического начала. Уже в самом начале идут антонимы «удача – неудача», в первой же строфе видим «смех – плачь», в концовке «ненависть и любовь». Струю живой воды строкам предают эпитеты воспалённые, бессонные, осветлённый.

Размер стихотворения – это трёхстопный анапест, где Блок использует перекрёстную рифмовку. Жанр «Весны» — элегия с признаками послания. Стих можно разделить на семь катренов, в которые передаётся послание-об ращение героя к весне.

Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока

Александр Блок — один из ярких представителей «се­ребряного века» русской поэзии. Он начал свой творчес­кий путь в среде символистов, а вскоре оказался не толь­ко самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-об­щественной позицией. Символизм — одно из самых слож­ных и противоречивых направлений в русской литерату­ре. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».

А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, по­рою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют сим­волы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символис­тами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «бо­жественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соло­вьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрас­ная Дама — это символ любви, это символ самой жиз­ни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего бо­жества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…

Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отража­ют окружающую действительность, противоречия капи­талистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчали­во, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.

Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незна­комка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Веч­ной Женственности, символ красоты и любви. Незнаком­ка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышен­ного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняю­щей красотой.

В поэме «Двенадцать», которая посвящена револю­ции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, про­ходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Об­раз Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечнос­ти, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.

Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Пре­одоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.

Анализ стихотворения Блока «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…»

Блок начал писать стихи с пяти лет. Часть своих первых серьезных поэтических произведений, относящихся к периоду с 1898 по 1900 год, он позднее объединил в цикл под названием «Ante Lucem», что с латинского переводится как «До света». Таким образом Александр Александрович охарактеризовал жизнь до встречи с Прекрасной Дамой – Любовью Менделеевой. В стихотворениях, вошедших в сборник, ощущается тесная связь молодого поэта с русской лирикой. Несмотря на это, видно, насколько важна для него и европейская литературная традиция. В частности, речь идет о Гейне. Мир воспринимался юным Блоком в свете романтизма, как направления в искусстве. Отсюда в его стихах возникает конфликт поэта и толпы, восхваление дружбы, противоречивое отношение к действительности (от полного разочарования в жизни до восхваления ее радостей). Уже в ранних произведениях Александра Александровича присутствуют самобытные черты: искренняя убежденность в высоких целях поэтического искусства, яркий лиризм, максималистски обостренное мировосприятие.

«Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» – одно из наиболее известных стихотворений цикла «Ante Lucem». В нем Блок рисует образ поэта, стоящего на перепутье. Он одинок, изгнан толпой. В скором времени его ждут перемены:
… день проснется, вскроет вежды,
И даль привидится ему.

Дар предвидения – высший дар для поэта. Впоследствии эту тему в творчестве разовьет Ахматова. Например, схожие мотивы встречаются в стихотворении «Я гибель накликала милым…». Впрочем, образ поэта, как пророка, человека, наделенного возможностью видеть вещи, скрытые от взоров обыкновенных людей, имел место в русской литературе и до Блока. Достаточно вспомнить хотя бы знаменитое произведение Пушкина «Пророк». Для стихотворения «Поэт в изгнаньи и в сомненьи…» также важна тема пути. Лирический герой ищет указания в прошлом, куда ему отправиться дальше. Но взгляд его направлен не в ту сторону. Как уже писалось выше, лирическому герою нужно ориентироваться не на то, что было, а на то, что будет. Только тогда ему откроется истина.

Впоследствии Блок не раз возвращался к разработке темы поэта и поэзии. Свои взгляды на стихотворное искусство и на его творцов Александр Александрович излагал в произведениях «Когда я стал дряхлеть и стынуть…», «К Музе», «Поэты», «Земное сердце стынет вновь…», «Друзьям», «О, я хочу безумно жить…» и так далее.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Состав цикла

Цикл разделён автором на две секции — «Снега» и «Маски».

Снега

  • Снежное вино («И вновь, сверкнув из чаши винной…»)
  • Снежная вязь («Снежная мгла взвилась…»)
  • Последний путь («В снежной пене — предзакатная…»)
  • На страже («Я — непокорный и свободный…»)
  • Второе крещенье («Открыли дверь мою метели…»)
  • Настигнутый метелью («Вьюга пела…»)
  • На зов метелей («Белоснежней не было зим…»)
  • Её песни («Не в земной темнице душной…»)
  • Крылья («Крылья легкие раскину…»)
  • Влюбленность («И опять твой сладкий сумрак, влюбленность…»)
  • Не надо («Не надо кораблей из дали…»)
  • Тревога («Сердце, слышишь…»)
  • Прочь! («И опять открыли солнца…»)
  • И опять снега («И опять, опять снега…»)
  • Голоса («Нет исхода вьюгам певучим!..»)
  • В снегах («И я затянут…»)

Символизм Блока

Каждое стихотворение поэта хранит скрытый символ, помогающий почувствовать его вкус. Вот, что связывает поэта с символистами – модернистским течением, относящимся к серебряному веку русской поэзии. В самом начале творческого пути Блок воспринимал явления окружающего мира как нечто потустороннее, нереальное. Поэтому в его творчестве существует множество символов, раскрывающих новые грани лирического образа. Они выбирались, скорее, интуитивно. Лирика наполнена туманностью, мистикой, снами и даже волшебством.

Символизм индивидуален. В нем «танцевали в хороводе» многоцветные гаммы чувств. Сердце дрожало, словно натянутая струна, от восхищения и переживаний за лирического героя. Будучи символистом, Блок ощущал некие «подземные толчки». Это был знак судьбы. Мистический и интуитивный взгляд на мир преследовал поэта повсюду. Александр Александрович чувствовал, что страна стоит в преддверии чего-то ужасного, глобального, того, что перевернет и искалечит миллионы жизней. Наступала революция.

Блок создает символику красок в своей поэзии. Красный цвет – влекущий и манящий, цвет страсти, любви и жизни. Белое и светлое – это что-то чистое, гармоничное и совершенное. Синий цвет символизирует звездное небо, далекий космос, нечто высокое и недостижимое. Черный и лиловый – цвета трагедии и гибели. Желтый же цвет говорит об увядании и тлении.

Каждому символу соответствует определённое понятие или явление: море – это жизнь, народ, исторические движения и потрясения. Красный червяк – пожар. В стихотворении «Фабрика» появляется «чёрный кто-то». Для поэта – это гибельная сила. Фабрика и Он — зловещий образ губителя-угнетателя.

Блок стремился выразить свои чувства и эмоции, а не просто описать окружающий мир. Каждое стихотворение он пропускал через себя, через свою душу, поэтому строфы пропитаны его мироощущением, радостями и тревогами, торжеством и болью.

«Россия», анализ стихотворения Блока

Тема родины – основная в творчестве каждого поэта. Однако в стихах русских поэтов эта тема приобретала особый характер: любовь к Родине была «странной». Впервые такое определение использовал Михаил Юрьевич Лермонтов в своем стихотворении «Родина» :

Люблю Отчизну я, но странною любовью…

Он объяснял эту странность тем, что такая любовь у русского человека развивается, скорее, вопреки чему-то, нежели из-за чего-то.

В творчестве поэта ХХ века Александра Блока эта традиция в полной мере воплотилась в его стихотворении «Россия» из цикла «Родина». Правда, самое начало произведения вызывает ассоциацию с поэмой Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». точнее, со знаменитым лирическим отступлением про «Русь-тройку», которая мчится куда-то вдаль и не дает ответа куда. Очевидно, поэтому блоковская «Россия» начинается со слова «опять»:

Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…

Именно образ мчащейся гоголевской тройки возникает перед мысленным взором читателя. И вслед за этим он слышит пронзительное признание в любви к «нищей России» с ее «серыми избами». Конечно, в невольно возникает вопрос: за что же любить нищую страну, которая ничего взамен не может дать?

В первой публикации Блок давал ответ на этот вопрос, ведь в стихотворении содержалось больше строф, и в них говорилось об ископаемых богатствах России:

Россия, нищая Россия, Обетованный край твой щедр!

Конечно, намного легче любить страну за ее богатство. Но любовь героя рождена совсем не этим. Он принимает ее и в нищете, и в унижении. Для лирического героя это «как слезы первые любви». а значит, раздумывать, за что любить Россию, он и не пытается. Кстати, у Блока в соответствии с орфографией того времени — «как слезы первыя любви». что означает «как слезы первой любви». Так поэт подчеркнул, что любовь к родине является первой и самой главной для каждого русского человека.

Следующая строка «И крест свой бережно несу» обращает читателя к еще одной традиции русской литературы – ассоциации с подвигом Иисуса Христа. Нести на себе свой крест означало, что человек не волен выбирать себе судьбу, а должен проживать ту, что определена свыше. Кому суждено родиться в России, значит, и жизнь его должна быть связана с этой страной.

Традиционно образ родины ассоциируется с образом матери, поэтому и принято говорить «Родина-мать». Однако символисты, следуя идее философа Владимира Соловьева о Вечной Женственности, создали совершенно новый образ – Родины-жены. Жена, как известно, не рукавица: с руки не сбросишь. Поэтому у Блока Россия – Вечная Жена, и признание в любви, горькой и неизбежной, звучит совершенно искренно. Герой нисколько не рисуется: он действительно любит свою Родину-жену такой, какая она есть.

В то же время предчувствие трагической судьбы своей страны прозвучало в таких пророческих строках:

Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!

В них можно наблюдать чисто блоковское чудо преображения образа женщины в образ родины, и наоборот. Его Россия – красавица, но уже не спящая, как в стихотворении «Русь». Ее красота – «разбойная». непокорная. Поэтому даже во власти «чародея» она не пропадет, «не сгинет». Только «забота затуманит» ее «прекрасные черты» .

Эти прекрасные черты проступают особенно ясно в последних строчках, когда вновь возникает образ русской женщины с ее строгим старообрядческим ликом: «Да плат узорный до бровей». Такое сдержанное описание русской красоты – тоже своеобразная традиция, ведь вплоть до начала XXI века не принято было подчеркивать физическую красоту, и уж тем более никогда не шла речь о сексуальности, без которой сейчас не обходится ни одно представление красавицы.

В конце вновь звучит мотив пути. дороги, устремленной в будущее. Вера в светлое будущее очень традиционна для русского человека, поэтому «и невозможное возможно». Однако звенящая «тоской острожной глухая песня ямщика» возвращает к «разбойной красе» России и напоминает о начале «высоких и мятежных дней». приближение которых пророчески было предсказано в цикле «На поле Куликовом» поэтом, осознающим ответственность за судьбу Родины.

Символизм в творчестве А.А. Блока

Знакомство Блока с русской символистской поэзией произошло в первые студенческие годы. От Д. Мережковского, З. Гиппиус, В. Брюсова Блок унаследовал поэтику намёков, от В. Соловьёва — религиозные идеи. Романтические переживания, религиозные искания, обращения к мистике — всё это влияло на формирование личности поэта. Философия символизма для него выражалась в идее двоемирия. Блок создал свою систему символов, в которой отражается поиск жизненного пути, стремление к идеалу и т. д. Вот как некоторые из этих символов объяснял поэт.

Белый цвет — знак посвящения себя Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к ней. Ветер — знак её приближения. Утро, весна — надежда на встречу Зима, ночь — разлука. Синий, лиловый цвета символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Жёлтый цвет — пошлость, обыденность. Это лишь небольшая часть символов.

Символизм не отвергал повседневности, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в нем рассматривались как символ бесконечного, знаки более значительных событий, происходящих в иной реальности, как «окно в Вечность», по выражению Андрея Белого. «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать… Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот» — характерные в этом смысле строки стихов Блока.

Весна, заря, туманы, ветер, сумрак становятся сквозными образами его книги, в которых решительно преобладает переносный, метафорический смысл, превращая их в символы: сквозь обычный непосредственный смысл употребляемых слов как бы «просвечивает» иное, более глубокое и важное значение, и мир романтически преображается, делаясь таинственным, постигаемым лишь мистически, трудно доступным для логического объяснения, «несказанным» (характерное, часто возникающее в стихах и письмах Блока слово), но овеянным особой эмоциональной и музыкальной а,— писал впоследствии композитор и критик Борис Асафьев (И. Глебов)

Познакомившись с блоковскими стихами, «младшие символисты» восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьева», а его книгу — программным произведением своего направления, его вершиной. В стихах Блока привлекала и формальная новизна — так называемые дольники, или паузники, «нарушающие» обычную расстановку ударений в стихе и сближающие его со свободным ритмом разговорной речи. Роль Блока в широком распространении и развитии русского тонического, ударного стиха исследователи впоследствии сравнивали с заслугами Ломоносова в утверждении силлабо-тонической системы стихосложения.

Вино и стихи

День пиитов проходит стандартно – вино и стихи, сначала первое, потом второе. Сначала надо было познать In Vino Veritas, затем писать, наоборот никак. Вино плата за вход в храм Музы, трезвых туда не пускают, за что приходится каждое утро расплачиваться рвотой и пустотой.

По натуре поэт одинок, но вино не только открывает двери в храм Музы, но и сближает несближаемое – позволяет найти среди соратников по перу друзей. Если бы не Vino, то поэт перестал бы быть собой и всегда оставался один.

Вино идёт с творческим человеком рука об руку, но это не то пьянство, на котором зарабатывают карикатуристы. Здесь вино более ассоциация допинга – для кого-то это перебродивший виноградный сок, для кого-то что-то более суровое, но в рамках норм поэту просто не прожить, не раскрыться.

Со стороны поэтический квартал кажется вертепом – с утра там блюют и пьют, потом строят планы и радуются созданным иллюзиям, перенося их на бумагу.

Тема поэта и поэзии в лирике А. Блока

Печальная доля — так сложно, Так трудно и празднично жить, И стать достоянъем доцента, И критиков новых плодить. Блок Тема поэта и поэзии имеет в классической литературе глубокие корни и традиции. Александр Блок тоже отдал дань этой теме очень оригинально, без излишнего пафоса и напыщенности. В стихотворениях «Друзьям» и «Поэты» автор нарочито сгущает краски, поднимаясь до гротеска и сарказма в описании быта и взаимоотношений поэтов, далеко не небожителей, а мелочных и завистливых, хвастливых и алчных. Но вот нисходит озарение, и настоящий поэт отрекается от повседневности. Ему открывается высший смысл бытия и творчества. Все поэт мог принести в жертву, но только не истину и вдохновение. Он остается верен своему призванию и идеалам. И несмотря на слабости, заблуждения и ошибки, поэт остается над толпой, для которой творит, тратя пыл своей души, быть может, напрасно, ведь дар ему ниспослан в награду и наказание. Нет, милый читатель, мой критик слепой! По крайности, есть у поэта И косы, и тучки, и век золотой, Тебе ж не доступно все это!. Да, поэты смертны, чаще они гибнут по собственной вине из-за излишней душевной расточительности, не всегда красиво и в кругу семьи, а порой вообще не имеют близких, но никогда не предают своих идеалов. Растрачивая, но не продавая свой божественный дар, Блок как бы полемизирует с обывателем, судящим о поэте по своим мелочным меркам. Ты будешь доволен собой и женой, Своей конституцией куцой, А вот у поэта — всемирный запой, И мало ему конституций! Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала,- Я верю: то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала! В стихотворении «К Музе» поэт старается объяснить свое отношение к дарованию, творчеству, ниспосланному ему свыше. Это не награда, не легкая услада сердца, а тяжкий труд, несущий чаще разочарование и неудовлетворенность, чем лавры и радость страждущей душе. Вдохновение ниспослано Богом, а за любой дар надо платить, и поэт платит личным счастьем и покоем, уютом и благополучием. Я хотел, чтоб мы были врагами. Так за что ж подарила мне ты Луг с цветами и твердь со звездами — Все проклятье своей красоты? И была роковая отрада В попираньи заветных святынь, И безумная сердцу услада — Эта горькая страсть, как полынь. Блок уверен, что сладкозвучные стихи рождаются в душе поэта не бесконечно и свободно. Ими кровоточит душа — только тогда получается тот результат, к которому стремится поэт. Читатели в восторге, а что же сам творец? Он опять в вечном поиске более совершенной формы. Вот моя клетка — стальная, тяжелая, Как золотая, в вечернем огне. Вот моя птица, когда-то веселая, Обруч качает, поет на окне. Крылья подрезаны, песни заучены. Любите вы под окном постоять?

Обслуживающий персонал?

Однако, это вариант бытия не так плох, по крайней мере, у обитателей квартала есть цель, и они приносят пользу, расплачиваясь за неё собой. Большинство же обывателей не знают похмелья с утра, но и не несут для общества никакой полезной нагрузки, разве что протаптывают тропинки в парке и производят что-то ненужное для других ненужных людей.

Позволяя себе жить вне рамок приятного общества, поэт создаёт там духовную пищу для тех, кто также далёк от духовности, как вегетарианец от шницеля. Пока обыватель радуется пустоте и сытости жизни, поэт пытается внести в неё радуги, тучи, лучики солнышка и блеск снежинок. Без него серость стала бы покрываться чернотой плесени и окутала бы мир, как лишайник.

Поэт кладёт себя на алтарь человечества, позволяя ему сохранить человечность и иногда видеть на горизонте надежду. За это он расплачивается собой – душой и физической жизнью, так не смотрите же с презрением в сторону поэтического квартала, где люди не от мира сего создают для нас надежды и иллюзии.

Композиция

Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.

И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.

Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.

Средства выразительности

Для блоковских стихотворений характерна высокая насыщенность тропами, в стихотворении “Поэты” также используется множество выразительных средств.

  • Эпитеты – “пустынный квартал”, “зыбкая почва”, “надменная улыбка”, “малый цветок”, “жемчужная тучка”, “обывательская лужа”, “светозарный день”.
  • Метафора – “золото косы”.
  • Олицетворения – “день вставал”, “вьюга целовала”, “жизнь меня в землю втоптала”.
  • Сравнения – “вылезали из будок, как псы”, “умру под забором, как пёс”.

Все они работают и на построение антитезы, и на выражение авторской идеи. Ни один троп не использован Блоком просто для красоты текста, каждый имеет своё место и смысл.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: