Анализ стихотворения Андрея Белого «Меланхолия»
Стихотворение «Меланхолия» входит в цикл «Город» в сборнике «Пепел». Оно было написано Андреем Белым в Москве в 1904 году и впервые публиковалось в альманахе «Гриф» в 1905 году. Посвящено произведение переводчику Максимилиану Яковлевичу Шику, который служил корреспондентом журнала «Весы», и в чьём обществе поэт иногда проводил вечера во время встреч литераторов.
В своих воспоминаниях Андрей Белый отзывается о М. Я. Шике не самым лестным образом. Во втором томе автобиографии он пишет, что рядом с приехавшим из Германии франтоватым переводчиком он испытывал напряжение и даже уныние: «соскучился с шикарным Шиком из Берлина…»
Видимо, об этом неприятном состоянии тоски и идёт речь в стихотворении «Меланхолия». Автор, не скрываясь, говорит в нём от первого лица. Время действия – раннее утро, место – некогда шумный весёлый ресторан. Но в этот предрассветный час до лирического героя доносятся только звуки, которые издают служащие – лакеи, усталый музыкант. Последние гости покидают зал, оставляя героя в одиночестве бродить по пустеющим коридорам. Поэт использует необычный эпитет: он называет посетительниц в элегантных платьях феями, которые своими «атласами шушукают». Этот глагол вызывает интерес. Благодаря нему создаётся впечатление, что одежды дам – это тоже живые существа, которые тихонько шелестя переговариваются между собой.
Этот приём одушевления неживых предметов и явлений поэт ещё не раз использует в произведении. Например, он говорит о наступающем дне так: Уж скоро золотистый день Ударится об окна эти.
Благодаря этим строкам читатель может представить себе, что день – это огромная сказочная птица, которая бьётся в стёкла, чтобы впустить в мрачное помещение ресторана животворный солнечный свет.
Не менее живописен и образ усталого газового фонаря, что «дозирает», то есть бросает последние взгляды на пустые улицы и тёмные окна. Для усиления впечатления автор использует эффектный эпитет «огнистый глаз». Содержащиеся в этом словосочетании резкие свистящие согласные «с» и «з» могут напомнить нам о треске искр, медленно вспыхивающих и угасающих в старом фонаре.
Оживает под пером поэта и отражение в зеркале, в которое всматривается лирический герой. Мы не знаем, как ведёт себя сам протагонист, но его двойник очень эмоционален – он протягивает руки, заламывает их. Стоит заметить, что поэт говорит об «зазеркалье» как о «ясной глубине», в то время как в его настоящем мире мы видим клубы гари, отблески, обрывки звуков, какой-то беспорядок, путаницу. Более того, на протяжении всего стихотворения мы встречаем один и тот же повтор «Там – …», указывающий на стремление лирического героя покинуть этот неуютное место, в котором он бродит, как тень. Возможно, именно там, за прозрачным стеклом поэта ждёт то, чего он ищет в тёмных коридорах опустевшего ресторана.
Метки: Белый
А8/Андрей Белый
Материал из Wikilivres.ru
Перейти к навигацииПерейти к поиску
АСЕ
(а-о)
Снеговая блистает роса:
Налила серебра на луга;
Жемчугами дрожат берега;
В светлоглазых алмазах роса.
Мы с тобой — над волной голубой,
Над волной — берегов перебой;
И червонное солнца кольцо:
И — твоё огневое лицо.
Сентябрь 1913
Христиания (Осло)
Это восьмистишие Андрея Белого поразительно по своей звукописи (или фонике, от греч. phone — «звук»). В подзаголовке автор указывает основной принцип, которого он придерживается в стихотворении: (а-о) — то есть, в первом четверостишии все ударения падают на открытый звук А, во втором — на закрытый звук О. Так поэт, словно композитор, пишущий для оркестра, перкрашивает катрены, как бы поручая их разным группам инструментов. Но это ещё не всё: каждая строка содержит переклички согласных, ассонансы, скрытые и явные внутренние рифмы, используя все богатства своего поэтического оркестра. И если их все (или почти все) выделить, то получится такая насыщенная «партитура»:
Снеговая блиСтает роСа:
НАЛиЛа серебра НА Луга;
ЖемчуГами дРоЖат беРеГа;
В СветЛогЛАЗых АЛмАЗах роСа.
Мы с тоБОЙ- над ВОЛНОЙ голуБОЙ,
Над ВОЛНОЙ- БерегОВ переБОЙ;
И черВОнное солнЦа кольЦо:
И — тВОё огнеBОе лиЦо.
Эти стихи, как и многие другие, посвящены Асе — Анне Алексеевне Тургеневой (1890-1966), художнице, с которой Белый сблизился в 1909 году. Они много путешествовали по Европе и летом 1912 года приехали в Христианию (Осло), поселившись неподалеку в местечке Льян — на берегу фьорда в пансионе фру Нильсен, где в сентябре 1913 года и было написано это стихотворение. В поезде на пути из Норвегии в Швейцарию они встретили Рудольфа Штайнера, что изменило жизнь обоих. Оба страстно увлеклись антропософией. 23 марта 1914 в Берне Белый и Ася заключили гражданский брак, но в 1921 году брак этот распался по настоянию Аси, которая осталась жить в Дорнахе, посвятив себя служению делу Рудольфа Штейнера. Белый же вернулся в Россию, где и провёл последние свои годы.
Замечательно писал о Белом Николай Степанович Гумилёв (Рецензия на сб. «Урна». Опубл.: газета «Речь», 4 мая 1909). Первая часть рецензии (ругательная) не менее интересна, чем вторая (хвалебная), но здесь мы приводим только вторую: «…в чём же чара Андрея Белого, почему о нём хочется думать и говорить? Потому, что у его творчества есть мотивы, и эти мотивы воистину глубоки и необычны. У него есть враги — время и пространство, есть друзья — вечность, конечная цель. Он конкретизирует эти отвлечённые понятия, противопоставляет им своё личное «я», они для него реальные существа его мира. Соединяя слишком воздушные краски старых поэтов со слишком тяжёлыми и резкими современных, он достигает удивительных эффектов, доказывающих, что мир его мечты действительно великолепен:
См. также:
- На границе между перимской и феотирской церковью. 4. «Над морем погасла заря золотая…», 1901, Петербург
- Незнакомый друг. I. «Мелькают прохожие, санки…», 1903, Москва
- «Могилу их украсили венками…», 1903, Москва
- Осень («Мои пальцы из рук твоих выпали…»), 1906, Мюнхен
- Утро («Рой отблесков. Утро: опять я свободен и волен…»), 1907, Москва
- Под окном («Взор убегает вдаль весной…»), 1908, Москва
- Эпитафия («В предсмертном холоде застыло…»), 1908, Изумрудный Поселок
- Звезда («Упал на землю солнца красный круг…»), Май 1914, Арлестейм
- Воспоминание («Мы — ослеплённые, пока в душе не вскроем…»), Май 1914, Арлесгейм
- Асе (а-о) («Снеговая блистает роса…»), Сентябрь 1913, Христиания
- Война («Разорвалось затишье грозовое…»), Октябрь 1914, Арлестейм
- Посвящение («Я попросил у вас хлеба — расплавленный камень мне дали…»), 1915
- «Пришла… И в нечаемый час…», 1916
- Тело стихий («В лепестке лазурево-лилейном…»), Октябрь 1916, Москва
- Сестре Антропософии («Слышу вновь Твой голос голубой…»), Июнь 1918, Москва
- Голубь («Вестью овеяны…»), 1918, Москва
- Лето. 2. «Высокий вихорь пылевой…», 1904, 1920
- Лето. 4. «Уже слезливые кусты…», 1904, 1920
- В горах. 1. «Взираю: в серые туманы…», 1922,Цоссен
Д. Смирнов-Садовский. Составление. Комментарии. Дизайн.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Золотое руно»
В 1903-1905 гг. вокруг Андрея Белого сформировалась группа символистов, окрещённая поэтом и философом Эллисом кружком «аргонавтов». Это название возникло благодаря стихотворению Белого «Золотое руно», созданному Белым в 1903 году. Оно представляет собой цикл из двух частей. Впервые «Золотое руно» было опубликовано в журнале «Мир искусства» в 1904 году в составе статьи «Символизм как миропонимание» и стало программным произведением для кружка приверженцев жанра. В этом стихотворении с помощью символов была выражена целая философия, которой поэт придерживался в этот период.
Чтобы разобраться с зашифрованными идеями, рассмотрим сюжет произведения. В первой части читатель оказывается посреди величественного морского пейзажа. Поэт подробно описывает приближение заката. Где-то вдалеке восстают могучие скалы, поверхность которых поэт метафорически называет грудью. Слышатся крики альбатросов, переданные с помощью прямой речи.
Самое большое внимание уделено солнцу. В каждом из пяти четверостиший, из которых состоит эта часть произведения, есть хотя бы одно упоминание солнечной стихии, причём всегда образ солнца связан с золотом
Автор сравнивает отблески солнечного света с блеском червонцев (монеты Российской империи, прозванные червонцами, чеканились из золота высокой пробы). Пронизывающие воздух лучи поэт называет эпитетом «солнечная ткань», а блики на водной глади – «золотыми языками». Само солнце именуется «золотым руном», магическим артефактом, дарующим, согласно древнегреческой мифологии, благоденствие своему хранителю.
Близится ночь. Когда последние отсветы заходящего светила должны погаснуть, небо на западе неожиданно озаряется красным. Вся вторая часть стихотворения посвящена стремительному движению лирических героев – аргонавтов к солнцу, за «руном»
Важно отметить, что корабль путешественников тоже связан с образом солнца – автор показывает это с помощью эпитетов, характеризующих его вид: «золотыми крылами», «трубой золотою»
Что же скрыто за этими образами? Известно, что Андрей Белый разделял концепцию знаменитого мыслителя В. С. Соловьёва о приближающемся конце мира. Поэт вслед за философом представлял, что западная цивилизация угасает, но произойдёт возрождение, которое начнётся благодаря народам Востока. Воплощение этой идеи мы видим в образах: пожар на западном «склоне неба» – крах европейской культуры, путешествие аргонавтов – поиски нового смысла на Востоке. Золотое руно выступает символом счастливого будущего, оно указывает героям путь.
Помимо нового комплекса символов это стихотворение подарило русской литературе новые приёмы стихосложения. Например, впервые было использовано расположение слов в столбик, перенятое многими известными поэтами. Кроме того, Андрей Белый одним из первых стал писать слова новой строки со строчной буквы, что часто встречается в лирике не только символистов, но и представителей других литературных течений.
В 1922 году в письме к Б. А. Пильняку, которого тогдашняя критика считала последователем и подражателем Андрея Белого, он пишет: «…Белый, человек очень тонкий, рафинированной культуры, это писатель на исключительную тему, существо его — философствующее чувство, Белому нельзя подражать, не принимая его целиком, со всеми его атрибутами как некий своеобразный мир,— как планету, на которой свой — своеобразный — растительный, животный и духовный миры».
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворений Мандельштама
Анализ произведений Мандельштама
- Анализ стихотворения Заболоцкого О красоте человеческих лиц
Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски
- Анализ стихотворения Ну целуй меня целуй Есенина
Наверное, каждому известно о том, что Есенин женился три раза. Каждая из его женщин была не похожая на предыдущую. И все они оказались не очень удачными.
- Анализ стихотворения Лермонтова Нет, не тебя так пылко я люблю…
Михаил Лермонтов – человек, который испытывал в своей жизни любовь, столь сильную, что он не смог просто сделать любимого человека – несчастным, только из-за того, что любит ее. Именно потому он решил сообщить
- Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой
Стихотворение Приговор было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.
Андрей Белый, новое:
Тучек янтарных гряда золотая в небе застыла, и дня не вернуть. Ты настрадалась: усни, дорогая… Вечер спустился. В тумане наш путь. Пламенем…
Заснувший дом. Один, во мгле Прошёл с зажжённою лучиною. На бледном, мертвенном челе Глухая скорбь легла морщиною. Поджёг бумаги. Огонёк…
Одна сижу меж вешних верб. Грустна, бледна: сижу в кручине. Над головой снеговый серп Повис, грустя, в пустыне синей. А были дни: далёкий друг…
Бледнокрасный, весенний закат догорел. Искромётной росою блистала трава. На тебя я так грустно смотрел. Говорил неземные слова. Замерла ты,…
Я вновь один. Тоскую безнадежно. Виденья прежних дней, нас звавшие восторженно и нежно, рассеялись, лишь стало холодней. Стою один. Отчётливей…
Анализ стихотворения Андрея Белого «Посвящение»
С 1912 года Андрей Белый всерьёз увлёкся антропософским учением. Адепты этого философского течения придерживаются представлений о том, что человек может постичь собственную душу, а через неё и Вселенную, с помощью познающего разума. Они верили, что чистому уму под силу приобщиться через определённые ритуалы к секретам мироздания. Похоже, что именно эту способность поэт раскрывает в стихотворении «Посвящение».
Это произведение было написано в 1915 году. Оно представляет собой одну строфу, состоящую из восьми строк. Рифмы в стихотворении нет, но чувствуется ритм, обеспечивающийся размером – дактилем.
Лирическим героем является сам поэт. Как бедный странник он приходит к неким людям, которых он называет просто «вы», и просит милостыню в виде куска хлеба. Приняв дар, протагонист понимает, что его ладонь покрывается ожогами, ведь вместо хлеба ему вручили раскалённый камень. Поэт применяет нелогичный эпитет «расплавленный», хотя понятно, что если что-то расплавлено, то оно пребывает скорее в жидком состоянии, нежели в твёрдом.
Герой наверняка испытывает при этом чудовищные страдания, но вместо того, чтобы рыдать и кричать от боли, он обращает своё внимание на разворачивающуюся на его глазах фантасмагорию. Дело в том, что поблизости разгорается костёр
«Пламень танцует под небо» – так эффектно описывает автор это зрелище. Вокруг собираются люди. Они объясняют протагонисту, что это пурпур. Этот цвет, как объяснял Андрей Белый в письме Э. К. Метнеру, символизирует божественный огонь, который является своего рода вратами в рай – праведники пройдут сквозь пламя невредимыми, а грешники превратятся в пепел.
Некто восходит в костёр. По реплике «Он просветлённо смеётся…», которая доносится из толпы, становится ясно, что это мужчина. Поэт подробно описывает, что происходит с телом в этом жертвенном пламени, обозначенном пугающим выражением «пляшущий пурпур». Далее в тексте стихотворения присутствуют не менее жуткие эпитеты: «чёрный, осклабленный рот», «страшный череп». Градация «и кожу, и мясо» усиливает и без того тяжёлое впечатление от зрелища.
Таким образом, оба персонажа – и тот, что стоит в костре, и лирический герой, – испытывают невыносимую муку, но у них хватает воли преодолевать физические страдания. Недаром стихотворение носит название «Посвящение». Из его текста становится ясно, что этот акт превозмогания боли является обрядом, дающим неофиту ключи к тайнам мироздания. А поскольку герои выдерживают испытание, то и инициация может считаться свершившейся. Потому-то в финале произведения человек, объятый пламенем, награждается «густолиственным лавром», то есть становится мудрецом – посвящённым.
Метки: Белый
Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»
Одним из излюбленных поэтических образов Анны Ахматовой являлся мужчина, которого она выдумала и воплотила в своих стихах. По этому поводу в литературных кругах было много споров и слухов, которые поэтесса не собиралась комментировать. Но в каждом новом сборнике присутствовали произведения, посвященные таинственному незнакомцу, которому неизменно приписывался статус любовника. В 1914 году один из таких стихов под названием «Гость» даже вызвал серьезную размолвку между Анной Ахматовой и ее супругом Николаем Гумилевым. Поэт, прочитав это произведение, действительно поверил в том, что у его супруги роман с другим мужчиной, и пожелал узнать, кто же этот счастливчик.
Действительно, образ таинственного незнакомца поэтесса на сей раз вывела весьма правдоподобно, представив своего избранника, как старого знакомого, зашедшего в гости не без тайного умысла. Он пришел добиваться расположения поэтессы и заявил, что хочет быть с ней в аду. Именно туда, согласно религиозным воззрениям, попадают женщины, которые изменяют своим мужьям, и при этом нередко компанию им составляют любовники. «И глаза, глядевшие тускло, не сводил с моего кольца», — отмечает поэтесса, намекая на то, что ее визитера совсем не смущает факт, что отныне она
— замужняя женщина. Свое отношение к гостю поэтесса напрямую не выказывает, однако фраза «мне не в чем ему отказать» наводит на мысль, что с этим человеком Ахматова готова сбежать на край света. Именно поэтому так и рассердился ее законный супруг, потребовав назвать имя незваного гостя. Гумилев даже не подозревал, что все написанное
— маленькая месть его жены, которая устала от одиночества и невнимания. Совместная жизнь двух этих одаренных людей складывалась весьма непросто. Сперва Гумилев несколько лет добивался благосклонности Ахматовой и даже предпринимал попытки самоубийства. Однако после свадьбы он понял, что на спокойную и размеренную семейную жизнь ему рассчитывать не приходится. Ахматова буквально бредила литературной карьерой и, надо отдать ей должное, преуспела на поэтическом поприще, что очень сильно злило Гумилева.
В итоге Ахматова придумала для себя воображаемого возлюбленного, которому посвятила огромное количество стихов, стараясь таким нетривиальным образом реализовать свои чувства и желания быть по-настоящему любимой и необходимой хоть кому-то в этой жизни.
Сочинения по темам:
- Анализ стихотворения Ахматовой «Ты письмо мое, милый, не комкай» Брачный союз Анны Ахматовой и Николая Гумилева с самого начала был похож на сделку, в которой каждая из сторон получала.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Молюсь оконному лучу» В юности Анна Ахматова была довольно дерзкой и своенравной особой, которая всегда поступала так, как считала нужным, не обращая внимания.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Не с теми я кто бросил землю» После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором — остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Но я предупреждаю вас» В этой лирической миниатюре, в этом поэтическом шедевре Ахматовой раскрываются главные особенности ее внутреннего духовного строя, ее личности, ее поэтики.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Есть в близости людей заветная черта» Любовь и влюбленность — два эти чувства люди нередко путают, выдавая желаемое за действительное. Именно это случилось и с Анной.
- Анализ стихотворения А.Ахматовой «Я спросила у кукушки…» Великая поэтесса прожила интересную жизнь, стала свидетелем множества значительных перемен и событий. Она была очевидцем свержения царского режима, а после.
- Анализ стихотворения Ахматовой «Лотова жена» Стихотворение является вольным пересказом библейского старозаветного мотива: ангел вывел праведника Лота с семьей из обреченного Содома. Жена Лота нарушила строгий.
Вы сейчас читаете сочинение Анализ стихотворения Ахматовой «Гость»
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Идейный анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»
Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» уместно начать с реплики ее великого современника – Осипа Мандельштама. Однажды он заметил, что поэзия Анны Андреевны близка к тому, чтобы стать одним из символов величия России. Миссия поэта стала определяющим, глубинным смыслом ее жизни.
Предпосылки создания, жанровый анализ стихотворения «Молитва»
Ахматова написала это небольшое лирическое произведение в 1915 году, в самые тяжкие годы Первой мировой войны, на фронтах которой сражался с врагом ее муж, поэт Николай Гумилев. Война, конечно, была трагедией века, и это особенно остро чувствовали люди искусства. И именно они терзались чувством вины за то, что не смогли противостоять духовно-нравственному падению, выразившемуся в «апокалипсической» бойне, охватившей мир и губившей Россию.
Композиционно это маленькое, в восемь строк, стихотворение соответствует жанру, заявленному в его названии: молитва. Это действительно доверительное и горячее обращение к Богу, мольба, которая начинается с кульминации. Лирическая героиня жертвует самым дорогим ради благоденствия родины. Она просит у Бога «горькие годы недуга», усиливая мольбу экспрессивными подробностями: «задыханья, бессонницу, жар». Затем муза поэта идет еще дальше — просит Всевышнего: «Отыми и ребенка, и друга». Она, наконец, готова поступиться самым дорогим: «таинственным песенным даром» в обмен на то, чтобы свершилась желанная чудесная трансформация «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей». Поэтическая антитеза тучи над страной и облака в славе лучей апеллирует к библейскому противопоставлению, где первая является метафорой злой, несущей смерть силы (как, например, в книге пророка Иезекиля, гл. 38, с. 9), а вторая обращена к Христу, сидящему в облаке славы.
Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва»: сила патриотического порыва
Анна Андреевна была глубоко верующим человеком и хорошо понимала силу сказанного в молитве слова. Каким было духовное напряжение, которое прорвалось в эти выразительные строки? Внутренняя борьба, метания, сомнения – все позади, и теперь звучит вот это жертвенное литургическое прошение. Она не могла не сознавать того, что все сказанное сбудется. И оно сбылось. Было подписано мирное соглашение, война закончилась — хоть и не славой для России, но сохранением миллионов жизней, отдыхом после долгих изматывающих дней и ночей. А скоро грянула революция, гражданская война. Был расстрелян по вымышленному приговору за связь с белогвардейцами муж Ахматовой – Николай Гумилев, арестован ее сын. Личная трагедия усугубилась ужасом кровавого террора большевиков. Свершилось то, о чем писала Анна Ахматова. «Молитва» (анализ стихотворения подтверждает это) не просто продемонстрировала силу поэтического слова, но утвердила ту особенность, которой отличаются стихи этого глубокого поэта: умение выйти за рамки интимной психологической сферы и возвыситься до поэтической декларации любви в глобальном ее проявлении. Это и есть истинный патриотизм и настоящая пронзительная любовь к своей стране.
Лирический язык
Одного не забрал у Ахматовой Бог – самобытного поэтического дара, ставшего драгоценным достоянием России, которую она так любила. Характерная черта ее лирики – диалог с воображаемым собеседником. Этот художественный прием присутствует в ее ранних стихах, в которых лирическая героиня объясняется с любимым или описывает свое внутреннее состояние. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» дает понять: теперь в ее творческом диапазоне появляются новый масштаб и интонация. Но поэтика не меняется. По-прежнему есть невидимый собеседник, который знает все ее тайны и подробности жизни и у которого есть власть решить ее судьбу. И таким же емким и образным, как во всех предыдущих и последующих стихах, оказывается финал произведения: зрительно ощутимая и поражающая красотой картина великолепной и знакомой каждому человеку метаморфозы, когда мрачную тучу внезапно пронзают изнутри солнечные лучи, и она вдруг превращается в ослепительно сияющее облако.
В заключение
В творчестве Анны Андреевны Ахматовой неразделимы слово, вера и любовь. Любовь она понимала по-христиански широко: это и трепетные отношения между двумя людьми, и горячая, жертвенная любовь к родине и людям. Анализ стихотворения Ахматовой «Молитва» в свое время привел поэта Наума Коржавина к выводу о том, что ее лирика дает возможность назвать эту великую женщину в полном смысле слова народным поэтом.
О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”
В творчестве любого поэта важное место занимает тема любви. Но в раннем творчестве Ахматовой ее трудно выделить особо, потому что все, что она пишет, написано или о любви, или в присутствии любви, или при воспоминании об ушедшей любви
“Двадцать первое. Ночь. Понедельник…” – одно из ранних стихотворений поэтессы, которое вошло в книгу “Белая стая”. Стихотворение можно разделить на две контрастные части.
Начало – четыре стихотворения на две строки – характерно для Ахматовой. И с первых же слов стихотворение завораживает,
завлекает, заинтересовывает своей тайной:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
Ахматова воссоздает ощущение течения времени, властно определяющего судьбу человека. В ее ранних стихах это находило выражение в столь часто встречающейся у нее прикрепленности происходящего к точно – по часам – обозначенному моменту. Понедельник – тяжелый день.
Может быть, именно поэтому следующие слова о любви так необычны.
Привлекает внимание “прерывистость” первых строчек. Этот прием придает стихотворению интонационную экспрессию
В таком начале чувствуется и связь с Блоком (“Ночь.
Улица. Фонарь. Аптека…”), с которым поэтессу связывала большая дружба.
Дробление стиха на части (назывные предложения) передает состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь, выраженная существительным, включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему все детали соединяются в общую картину. Вместе с тем здесь четко обозначены время и место действия – героиня задумалась о любви, глядя на “очертанья столицы во мгле”.
- В первой части отрицается любовь, считается, что все это просто чьи-то выдумки. Тем не менее все в это поверили и уже не могут жить без любви:
- И от лености или со скуки Все поверили, так и живут: Ждут свиданий, боятся разлуки
- И любовные песни поют.
По мнению одного из современных исследователей творчества Ахматовой, “излюбленный прием автора – отрицанием какого-либо положения обращать на него особое внимание и заставить думать обратное”. Возможно, и в этом стихотворении мы сталкиваемся с таким приемом
Легкость и веселость первой части преодолевается, исчезает после того, как мы произносим “но” третьей строфы.
Союзом “но” Ахматова противопоставляет третью строфу предыдущим.
Если первая часть (особенно вторая строфа) отличается сдержанностью выразительных средств (отсутствие эпитетов и каких-либо других тропов), употреблением нейтральной лексики (общеупотребительные слова: “столицы”, “на земле”, “поверили”, “живут” и другие) и слов с явно пренебрежительной окраской (“какой-то бездельник”, “от лености или со скуки”), определяющих отношение героини к поступкам “бездельника” и “всех”, то во второй части картина меняется. Здесь открывается внутреннее состояние самой героини, а возможно, и самого автора. Ее голос приобретает “всемирность” звучания, которое достигается романтически окрашенным словом “тайна” и метафорой “почиет тишина”. Так утверждается великая сила любви, ее чистота и возвышенность. “Всемирность”, открытость миру обеспечивается также открытыми рифмами третьей строфы:
Но иным открывается тайна, И почиет на них тишина… Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Многоточие, следующее за словом “тишина”, заставляет остановиться, задуматься; возможно, автор что-то недоговаривает, ведь от многословия блекнет все, тем более любовь-тайна, любовь-тишина
Стоит обратить внимание на ту “тишину”, которая создается здесь. Три строки начинаются с гласных ( И, я, и ), много слов со стечением гласных (но иным, открывается, почиет, на это)
Aхматова пишет в одном стихотворении: “А в книжках я последнюю страницу // Всегда любила больше всех других…” И в ее собственных стихах именно концовка или последняя строфа, строка частенько вдыхают в стихи особую жизнь, и они начинают излучать энергию. Нет, любовь – тайна, хотя и боль. Это только “бездельник” и только в “понедельник” может сочинить, что любовь выдумана людьми “от лености или со скуки”.
(No Ratings Yet) Loading… О стихотворении а. ахматовой “двадцать первое. ночь. понедельник…”« Биография Мережковского Дмитрия Сергеевича